Заседание № 8

10.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 557464-5 "О внесении изменений в статью 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся обязанности избирателя, участника референдума расписаться в получении бюллетеня во время проведения выборов, референдума).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5463 по 6330 из 6531
Возвращаемся к повестке дня. 13-й вопрос, о проекте федерального закона "О      
внесении изменений в статью 64 Федерального закона "Об основных гарантиях       
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Тумусова Федота Семёновича.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении           
изменений в статью 64 Федерального закона "Об основных гарантиях                
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Законопроект состоит из двух статей. В статье 1 предлагается внести в часть 6   
статьи 64 названного федерального закона изменения и изложить её в следующей    
редакции: "При получении бюллетеня избиратель, участник референдума             
проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего   
паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия              
избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер             
предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,       
могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом          
участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник             
референдума проверяет правильность произведённых записей и расписывается в      
соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении    
бюллетеня, указывая собственноручно полностью свою фамилию, имя, отчество. В    
случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей,       
участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения     
голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник          
референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии,        
выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также         
расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников            
референдума".                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в данное время общество очень озабочено проведением          
честных и прозрачных выборов, и данное предложение направлено на обеспечение    
честных и прозрачных выборов. Все мы с вами являемся свидетелями, когда за      
час до окончания голосования явка сразу увеличивается на 20 процентов и         
появляются так называемые карусели, и члены избирательной комиссии, не          
проверяя паспорта или заведомо зная об этом, допускают голосование других       
избирателей, не тех, кто указаны в списках, то есть допускаются манипуляции     
со списками избирателей. Данная законодательная инициатива направлена на        
исключение манипуляций со списками.                                             
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по конституционному законодательству и           
государственному строительству Плигина. Пожалуйста, Владимир Николаевич.        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Понятно, что    
Государственная Дума может по этому вопросу принять любое решение, и это        
решение может быть в том числе и об увеличении числа некоторых данных,          
которые вносятся в соответствующие протоколы. Вместе с тем основная цель        
заключается в том, чтобы достигнуть точности выборов, прозрачности выборов и    
создать необходимую документацию для проверки результатов. Мы полагаем, что     
принятие решения, которое предлагается в рассматриваемом проекте федерального   
закона, затруднит процедуру голосования, приведёт к увеличению объёма списков   
избирателей, а также к увеличению времени, затраченного на каждого              
избирателя. Такие факторы могут особенно тяжело отразиться на избирателях с     
нарушениями функции зрения и с другими заболеваниями, которые ведут к           
проблемам с написанием текста собственноручно, приведут к возрастанию           
продолжительности времени нахождения на избирательном участке, и наконец, что   
тоже очень важно, в целом ряде случаев людям будет трудно выполнить эту         
функцию.                                                                        
                                                                                
Поэтому мы полагаем, что существующее в настоящее время регулирование,          
совокупность норм, устанавливающих ответственность за нарушение                 
избирательного законодательства в административном праве, в уголовном праве,    
создают возможности для того, чтобы надлежащим образом провести честные и       
открытые выборы. Точно так же на это будут нацелены и те инициативы по          
совершенствованию избирательного законодательства, которые в дальнейшем будут   
рассматриваться Государственной Думой и которые будут анализироваться в         
рамках рабочей группы, создаваемой на паритетной основе в Государственной       
Думе.                                                                           
                                                                                
На основании этого мы считаем, что данное предложение является излишним, и      
просим законопроект не поддерживать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите запись.                                                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пять человек.                                                                   
                                                                                
Депутат Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
У меня очень короткий вопрос: Владимир Николаевич Плигин, в принципе, всё       
очень чётко изложил.                                                            
                                                                                
Вот, внося такой законопроект, уважаемый докладчик чисто математически          
просчитывал формулу, сколько уйдёт времени у каждого избирателя, если он        
будет заполнять это, вносить свои персональные данные собственноручно? Это в    
среднем две минуты, а при наличии заболевания, правильно было сказано, на это   
уйдёт гораздо больше времени. Сколько тогда у нас по времени займут эти         
выборы, вот математические выкладки вы делали? Просто такой технический         
вопрос. Ответьте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Вопрос докладчику, Тумусову.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тумусову, пожалуйста, включите микрофон.         
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо.                                                          
                                                                                
На простую подпись уходит, можно сказать, две секунды, а на то, чтобы           
написать фамилию, имя, отчество, уйдёт, ну, двадцать секунд. Так что это        
очень много времени не займёт. А людей, которые не могут сами писать, не так    
уж много, их намного меньше одной сотой... десятой процента избирателей. Это    
не проблема.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович.                               
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
У меня к уважаемому Владимиру Николаевичу вопрос: я не ослышался - вы           
действительно считаете, что, если человек ставит подпись, это не проблема, а    
если он пишет фамилию, имя, отчество полностью и ставит подпись, то это может   
ухудшить его состояние зрения? Вы действительно так считаете? Вы сейчас         
сказали это.                                                                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Антон Владимирович, вы ослышались, я сказал, что,        
возможно, при написании будут проблемы у людей, которые страдают                
определёнными заболеваниями органов зрения. Давайте тогда для стенограммы,      
если потребуется, уточнение: я бы хотел обратить внимание на то, что в целом    
ряде случаев это будет сделать сложно избирателям с нарушением функции зрения   
или страдающим другими заболеваниями. Вот это очень важный момент. Я сейчас     
говорю об очень серьёзных вещах. На всякий случай хотел бы напомнить, что в     
общей сложности у нас людей, имеющих степень инвалидности, если я не            
ошибаюсь, около 13,6 миллиона человек. Соответственно, это серьёзная            
проблема, точно так же, как и та проблема, о которой говорил Михаил Юрьевич.    
В среднем заполнение, конечно же, не двадцать секунд, это неправда. Написать    
полностью фамилию, имя, отчество - это работа, которая занимает определённое    
время.                                                                          
                                                                                
Теперь следующий момент, уважаемые коллеги. Нужно же каждый раз исходить из     
реалий. Соответственно в среднем на три тысячи человек - может быть, немножко   
больше чем три тысячи человек, - которые должны будут внести эти записи,        
умножьте это время и посчитайте, пожалуйста.                                    
                                                                                
Я считаю, что каждый раз мы увлекаемся следующим: мы выхватываем предмет,       
начинаем концентрироваться на этом предмете и начинаем увлекаться некоей        
значимостью предмета, как будто он является единственным инструментом,          
который точно обеспечит либо прозрачность выборов, либо достижение какого-то    
иного результата. Хотел бы сказать, что вот это увлечение, без учёта            
физических возможностей человека, без учёта того факта, что мы имеем дело со    
значительным числом пенсионеров, которые участвуют в голосовании, с людьми с    
ограниченными возможностями... как раз вот эти реалии крайне важны для          
законодательной работы. Поэтому, уважая инициативу или, точнее, уважая общее    
намерение добиться положительного результата, мы говорим, что и                 
технологически, и с правовой точки зрения, имея в виду другие институты, мы     
не считаем это необходимым. Мы предлагаем не поддерживать данную инициативу в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Если вы обратили внимание, я ни разу не остановился на какого-либо рода         
правовых, собственно правовых обоснованиях, мы говорим о технологии, и          
говорим, что, может быть, Дума и могла бы принять такого рода решение, но в     
нём нет необходимости, оно будет неконструктивным, оно нарушит реально          
существующую технологию голосования.                                            
                                                                                
Что касается честности и точности. В разных странах применяются разные вещи,    
например, вы знаете, это могут быть так называемые несмываемые чернила, когда   
ставится печать на ладони голосовавшего... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, и в отзыве правительства, и в        
решении вашего комитета есть такие строчки: действующее законодательство        
позволяет исключить возможность получения бюллетеней за других лиц. Вот с       
учётом прошедшей выборной кампании - всех скандалов, которые были, тех          
роликов, которыми был насыщен Интернет, - вы, положа руку на сердце,            
действительно считаете, что действующее законодательство позволяет это          
исключить?                                                                      
                                                                                
И второе, что я хотел бы, пользуясь случаем, сказать. Вот был показан ролик,    
как в Чувашии голосовали, используя в качестве урны картонную коробку из-под    
телевизора или из-под холодильника, и Чуров сказал, что это были                
постановочные кадры. Так вот, это снимал наш сотрудник, из аппарата фракции     
ЛДПР, это было всё в реальности. Если считает кто-то, что это было              
постановочное, прошу его арестовать, пригласить в подвалы Лубянки и там         
допросить.                                                                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, вы, наверное, образно используете    
слова "подвалы Лубянки". Мне представляется, что просто, может быть, нужно      
сходить туда с экскурсией, не более того. Это первый момент.                    
                                                                                
Второй момент. Если отнестись серьёзно к вашему вопросу, следует отметить. В    
избирательной кампании задействованы миллионы людей разного рода: члены         
участковых избирательных комиссий, в настоящее время - наблюдатели. Обратите    
внимание, кстати, на совершенно новую категорию наблюдателей - это студенты     
юридических вузов, которые хотели бы быть наблюдателями. Мне они показались     
очень демократичными, интересными, ироничными людьми, если угодно. Миллионы     
наших людей будут задействованы в этом. Поэтому мне представляется, что         
правовые механизмы позволяют провести действительно честные и открытые          
выборы. И очень важно, чтобы каждый участник процесса соблюдал эти нормы        
права, помня в том числе и об уголовной ответственности, и об                   
административной ответственности, если допускаются нарушения.                   
                                                                                
И ещё один момент. Я советую просто не увлекаться повторением одних и тех же    
штампов, связанных с нарушениями, это будет предметом анализа на одном из       
заседаний нашей рабочей группы. Просто каждый раз, когда начинаешь повторять    
один и тот же штамп о том, чего, может быть, и не существовало, сам начинаешь   
верить, слишком увлекаешься этим штампом.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Владимир Николаевич, у меня к вам вопрос, но для        
начала предложение: вы возьмите и поэкспериментируйте, сколько у вас уйдёт      
времени на то, чтобы написать свою фамилию, имя, отчество. Вообще, я всем это   
предлагаю. Вот у меня ушло десять секунд. Это первое.                           
                                                                                
Второе. Как вы прокомментируете ситуацию? Вы говорите, что это технически       
усложнит процесс голосования и удлинит его. Прокомментируйте, как у вас         
получается, что на выезде семьсот человек могут проголосовать. У вас            
несколько секунд уйдёт сейчас, понимаете? А вы говорите, что на избирательных   
участках это удлинит процесс голосования. И потом, вы же интеллигентный         
человек, неужели вы действительно верите в то, что говорите, - что сейчас у     
нас честные выборы и что действительно у нас можно пресечь факты                
фальсификации? Ведь без фальсификации списков голосования невозможно скрыть     
результаты, понимаете, это главная причина сегодня! Ответьте, пожалуйста.       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Валерий Карлович, мне очень нравится, что вы сказали,    
что все так же, как и вы, способны в течение десяти секунд выполнить какое-то   
действие. Поверьте, пожалуйста, что это далеко не так. Пожалуйста, поезжайте    
в какие-то районы нашей страны, встретьтесь с нормальными людьми... Как вы      
понимаете, и мне приходилось быть в разного рода ситуациях, когда люди          
подписывались или писали фразы в протоколах, например, или в каких-то           
документах, - каждый раз эта процедура занимает определённое время. Однако я    
не на этом собираюсь настаивать. Валерий Карлович, действительно, мы говорим    
о том, что нужно исследовать какие-то замечания или какие-то проблемы,          
которые у нас возникали с выборами, но точно так же я в данной ситуации         
призываю вас... Не так давно Государственная Дума приняла соответствующее       
постановление о рабочей группе, и ваша фракция, кстати, будет участвовать в     
ней. Поэтому повторным анализом той проблемы, которая уже была решена, тем,     
что поставит под сомнение более серьёзные вопросы, чем, возможно, имевшие       
место отдельные нарушения, которые стоит исследовать, я предлагаю больше не     
заниматься, нужно просто войти в конструктивное русло и исследовать имевшее     
место замечание, но не возвращаться к постановке в целом вопроса об уже         
сложившейся и признанной, кстати, большинством участников Государственной       
Думы ситуации. Давайте в дальнейшем будем работать, изучая отдельные            
проблемы.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Диденко Алексей Николаевич.                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Владимир Николаевич, вам задаю вопрос, поскольку в заключении     
комитета ваша фамилия обозначена. Там, на мой взгляд, совершенно "гениальный"   
аргумент содержится, почему стоит отклонить этот законопроект: поскольку        
введение данной нормы на практике существенно увеличит объём списков            
избирателей и соответствующих книг со списками избирателей, в частности за      
счёт того, что будет увеличена графа под роспись. Вот в этой связи у меня       
вопрос. Те сотрудники аппарата комитета, которые готовили это заключение, они   
рассматривали такой вариант, как использование листов большего формата? Или     
такой вариант, это элементарно: в текстовом редакторе уменьшение шрифта или     
подгон строчек таблицы - вот как, обсуждалось это или нет? Или вы такой         
технический аргумент взяли в качестве основного для того, чтобы отклонить       
довольно революционное и инновационное предложение?                             
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Алексей Николаевич, прежде всего я должен сказать, что   
все проекты заключений комитета очень предметно и подробно каждый раз           
обсуждаются на заседании комитета, в том числе, естественно, обсуждается и      
техническая сторона. Это ни разу не было выражением чьей-то произвольной,       
скажем так, воли или чьих-то произвольных оценок. Поэтому я предлагаю,          
возвращаясь к технической стороне, посмотреть, как это всё будет выглядеть в    
жизни, во что превратятся в том числе учётные документы. Ваше предложение       
существенно уменьшить шрифт - до какой степени можно будет уменьшить этот       
шрифт, чтобы документ не потерял рабочий вид? И когда вы это всё просчитаете,   
вы убедитесь, что даже вам с вашим блестящим зрением потребуется                
дополнительно - как бы это сказать? - линза Шерлока Холмса, а может быть, и     
она не даст результата.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я           
понимаю, что все устали уже, сегодня какой-то такой нудный, напряжённый день,   
но я, выполняя пожелания Дмитрия Фёдоровича, Михаила Владимировича и Алексея    
Николаевича в связи с предыдущим законопроектом, буду говорить только об этом   
законопроекте. Как бы мы ни устали, я прошу немного расслабиться и вместе или   
посмеяться, или... ну, в любой тяжёлой ситуации надо находить долю юмора.       
                                                                                
Первая часть моего выступления будет о юморе. Я вам зачитаю официальный отзыв   
Правительства Российской Федерации, подписанный нашим коллегой Вячеславом       
Викторовичем Володиным, заместителем Председателя Правительства Российской      
Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, а        
теперь первым заместителем Руководителя Администрации Президента Российской     
Федерации, вот дословно: "Вместе с тем согласно порядку голосования,            
установленному статьёй 64 федерального закона, бюллетень не может быть выдан    
иному гражданину, кроме избирателя, участника референдума, предъявившего        
документ, удостоверяющий личность, и расписавшегося в получении бюллетеня.      
Таким образом, действующее законодательное регулирование порядка выдачи         
избирателю бюллетеней позволяет исключить возможность голосования за другое     
лицо и манипуляции в списке избирателей. Кроме того, реализация положений       
законопроекта на практике может привести к усложнению процедуры голосования,    
влекущему увеличение продолжительности времени нахождения избирателя на         
избирательном участке, и негативно отразиться на уровне участия граждан в       
выборах, явке избирателей". Я это прочитал специально, потому что ценю          
большой юмор Вячеслава Викторовича Володина, мы все с вами знаем, о чём         
говорим: ну, он человек с юмором. Мы, конечно, тоже. Но почему так горько       
улыбаются наши избиратели, когда это слышат, - вот меня что интересует. Я       
полагаю, что в этих ситуациях мы могли бы сюда приглашать великого юмориста,    
сатирика Михаила Михайловича Задорнова, чтобы он слышал наши выступления        
здесь и, наверное, быстро их трансформировал бы в некоторые свои сатирические   
произведения.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги из фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ЛДПР, КПРФ, мои товарищи,   
зачем мы задаём вопросы тем, кто на них никогда открыто не ответит? Вот вся     
беда в том, что такие руководители, как Вячеслав Викторович Володин,            
подписывают такие официальные отзывы правительства и пишут их так, что, как     
все прекрасно понимают, это всё липа.                                           
                                                                                
Вот теперь вторая часть моего выступления. Для чего нам с вами, трём            
фракциям... Я понимаю коллег из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", они сейчас             
придумают, что кто-то и зрение потеряет, что кто-то вообще два часа будет       
расписываться и писать свою фамилию, а кто-то ещё что-то, хотя в душе они       
тоже понимают, что это всё делается, ну, так сказать, в течение секунд, но      
вот написали им сверху такой вердикт: надо так. Для чего нам с вами, трём       
фракциям, и вообще всем нормальным избирателям это нужно - фамилия, имя,        
отчество, написанные собственноручно? Мои товарищи, из моей фракции, КПРФ,      
депутаты из других фракций - Александр Дмитриевич, вы как раз занимаетесь       
планированием нашей работы - внесли уже несколько законопроектов, и мы          
предлагаем поддержать вашу инициативу о честных выборах и принять закон,        
позволяющий избирателю после проведения выборов прийти на избирательный         
участок и ознакомиться со списком избирателей, где бы он мог увидеть, что       
действительно Иванов Иван Иванович пришёл на избирательный участок,             
расписался и получил бюллетень. Я это вот к чему говорю: давайте примем этот    
закон, и сразу станет ясно, как при явке на избирательный участок 15            
процентов у нас явка получается 60, 70, 80 процентов, а по ряду регионов -      
вообще за девяносто с лишним. Что такое 90 процентов? Это значит, из ста        
человек девяносто пришли голосовать. У меня есть материалы, из некоторых        
селений той республики, откуда я родом, прислали письма с подписями, где        
спрашивают: "Слушай, депутат, как же так получается? Мы не ходили голосовать,   
а нас тут поголовно охватили, чуть ли не стопроцентное голосование?"            
                                                                                
Вот нам, партиям, фракциям оппозиционным... Я думаю, не лукавит "ЕДИНАЯ         
РОССИЯ" и ваш лидер Владимир Владимирович Путин, когда говорит о честных        
выборах, поэтому нужно, чтобы мы приняли закон, позволяющий избирателю          
знакомиться в течение недели со списком избирателей, обнаруживать, что там за   
него кто-то расписался и бросил бюллетень, и обращаться в суд или в             
прокуратуру, для того чтобы провели почерковедческую экспертизу и посадили...   
ну, не на Лубянку, не надо на Лубянку, но хотя бы условный срок дали и не       
подпускали больше к этому. Вот когда там одна роспись стоит, крючкотворы в      
судебных инстанциях всегда нам скажут: а тут вот непонятно, то ли ты            
расписывался, то ли не ты расписывался, а когда фамилия, имя, отчество и        
подпись будут написаны собственноручно - вот тогда любая экспертиза будет       
проводиться в течение одного дня и вот тогда мы сразу выясним, кто у нас за     
честные выборы, кто не за честные.                                              
                                                                                
Я обращаюсь к фракциям "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ЛДПР (ну, к своим товарищам что   
уже мне обращаться, мы, конечно же, этот законопроект поддержим):               
стопроцентно давайте за него голосовать, за этот законопроект, и мы             
посмотрим, лукавство это в разговорах наших коллег уважаемых из "ЕДИНОЙ         
РОССИИ" или они честны перед нашими избирателями и перед своей совестью. Я      
предлагаю этот законопроект поддержать стопроцентным голосованием.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я смотрю, много желающих выступить.                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Список покажите, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Восемь человек, коллеги.                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. Депутат Кармазина по ведению.             
                                                                                
Включите микрофон депутату Кармазиной.                                          
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
По одному от фракции.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, разумное предложение.                   
                                                                                
От фракции КПРФ было выступление, да? Было. От фракции ЛДПР депутат Нилов? А,   
депутат Диденко. Извините.                                                      
                                                                                
Включите микрофон депутату Диденко.                                             
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Нет, я по ведению хотел выступить. Ну, Александр Дмитриевич,      
уважаемые коллеги, вы все были свидетелями, что по 13-му вопросу у              
коммунистов было фактически два довольно серьёзных, обоснованных,               
аргументированных, весьма интересных и даже в некоторой степени занимательных   
выступления, поэтому есть предложение: по два выступления от фракции.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я поставлю на голосование тогда. Кто за то, чтобы     
по одному выступлению от фракции? Прошу голосовать.                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              274 чел.83,0 %                                    
Проголосовало против           56 чел.17,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
По одному человеку от фракции.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР кто будет выступать? Депутат Диденко. Пожалуйста.               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, теперь понятно, почему я так          
настаивал и обратил внимание на то, что говорил коллега Бессонов. На самом      
деле, если без шуток, довольно серьёзный проект закона мы сегодня обсуждаем,    
и очень печально, что заключение комитета отрицательное, при всём том что       
собственноручно писать фамилию, имя и отчество избирателю, возможно, и          
затруднительно.                                                                 
                                                                                
Ну, что касается многочисленных споров о том, сколько времени это занимает, я   
думаю, каждый депутат может ответить на этот вопрос сам, если проведёт очень    
простой эксперимент: включит секундомер и сначала просто подпишется, а потом    
также сделает отсечку по времени и напишет свою фамилию, имя, отчество - я не   
думаю, что это будет кратно отличаться. Что же касается конкретно заключения    
и многоуважаемого правительства, и комитета по конституционному                 
законодательству, то хотелось бы конкретно по каждому аргументу высказаться.    
                                                                                
Мы разделяем, конечно, чувство юмора Сергея Николаевича и оцениваем его,        
принимаем этот пас. На самом деле он хорошо отметил, что многие избиратели      
даже не сдерживают улыбку, когда слышат и комментарии средств массовой          
информации, и выступления депутатов известных фракций о том, что у нас не       
было нарушений, что у нас были самые честные и чистые выборы. Честно скажу,     
как человек, ответственный за "горячую линию" по нарушениям, что 4 и 5          
декабря были, наверное, самыми ужасными днями в жизни: телефон просто не        
выключался на протяжении всех двадцати четырёх часов, звонки раздавались        
постоянно, и говорить о том, что нарушений не было и что манипуляции со         
списками избирателей у нас не происходит, - это, ну, мягко говоря,              
некорректно и необоснованно. Мы все знаем такие схемы - к сожалению, они        
стали широко известны благодаря Интернету и различным методическим пособиям,    
- как вброс, "карусель" и так далее, всё это можно сделать "качественно",       
если будут подбиты правильно списки избирателей и количество проголосовавших    
будет совпадать с количеством бюллетеней.                                       
                                                                                
Я приведу просто, чтобы не быть голословным, конкретные примеры вопиющие,       
связанные с нарушениями в списках избирателей, по регионам. Это для тех, кто    
считает, что у нас были самые честные выборы. У нас, правда, есть место, где    
живут "волшебники" и "сказочники", - Большой Черкасский, дом 9, своего рода     
"тридевятое царство-королевство": там люди считают, что всё идёт как            
положено.                                                                       
                                                                                
Москва, Кастанаевская, участок № 2754: гражданин пришёл голосовать - в          
журнале стояла отметка, что он проголосовал.                                    
                                                                                
Бурятия: за один час на участке по открепительным удостоверениям                
проголосовало двести человек. Один час, 60 минут, - и двести человек, прошу     
обратить внимание. Это участок № 225, Иволгинский район, там, где центр         
буддизма находится.                                                             
                                                                                
Воронежская область, участок № 2407, посёлок Новохатский: была отметка, что     
избиратель уже получил бюллетень; когда начал возражать, ему дали бюллетень     
без отметки в списке избирателей.                                               
                                                                                
Новосибирская область, - коллега Локоть! - участок № 1646, Калининский район:   
людям, пришедшим на избирательный участок, сообщили, что они уже                
проголосовали.                                                                  
                                                                                
Вот этот звонок я лично принимал: город Тверь, Московский район, участок №      
1000, избирательница (есть фамилия и даже номер телефона) пришла с мужем        
голосовать - ей сказали, что в строчке с её фамилией есть отметка, человек      
уже получил открепительное удостоверение и скрылся в неизвестном направлении.   
                                                                                
Участок № 3018, село Байчурово - то же самое.                                   
                                                                                
Избирательница пришла на участок в Москве, получила бюллетень, проголосовала,   
на участке все находились в состоянии алкогольного опьянения... Ну, всё         
понятно.                                                                        
                                                                                
Участок в Москве, номера нет, Тухачевского, дом 32: в журнале для выдачи        
бюллетеней стояла отметка с подписью и с паспортными данными, не                
соответствующими действительности. Сам человек находится за границей, ошибку    
обнаружил сын, и при выяснении ситуации председатель дал указание сотрудникам   
органов внутренних дел удалить его с избирательного участка.                    
                                                                                
Вот эти все факты опровергают в определённой части заключение правительства о   
том, что действующее законодательное регулирование исключает возможность        
голосования за другого человека и возможность выдачи бюллетеня другому          
гражданину. Уважаемые коллеги, все мы знаем эти схемы, знаем, что здесь не      
всё так гладко, и данное утверждение, мягко говоря, ну, вызывает улыбку.        
                                                                                
Что касается действительности или недействительности этих фактов и оценки       
роликов, которые содержатся в Интернете. Коллега Нилов хотел донести            
интересный факт - то, что председатель избирательной комиссии не просто         
где-то в кулуарных разговорах, а в эфире "Первого канала" про ролик, снятый     
на участке № 740 в Республике Чувашия, где коробка из-под холодильника была     
использована в качестве урны, стационарного ящика для голосования, сказал,      
что ролик постановочный. Ну, коллеги, это не только не соответствует            
действительности - я в любом суде и на крови готов поклясться, что этот факт    
имел место на избирательном участке № 740 в Республике Чувашия, действующие     
лица - граждане Российской Федерации. Если нашу трансляцию отслеживают в сети   
Интернет правоохранительные органы - пожалуйста, можете вызывать и меня в       
суд, и Ярослава Евгеньевича, и сотрудника аппарата нашей фракции, и нашего      
депутата по Республике Чувашия, регионального руководителя.                     
                                                                                
Что касается вот этого "убедительного", "гениального" аргумента по поводу       
увеличения объёма списков избирателей. Коллеги, ну, мы экономим на бумаге, но   
мы же не завхозы! Предлагается хорошая норма, которая позволит                  
идентифицировать наблюдателям... Ведь почему вводится эта норма? На практике    
у наблюдателя существенно ограничен доступ к спискам избирателей, он не может   
заглядывать в раскрытые паспорта граждан, которые получают бюллетени,           
поскольку это та сфера, которая защищена законом "О персональных данных",       
поэтому, когда наблюдатель хочет убедиться, что голосует реально тот            
гражданин, который предъявляет паспорт, здесь бывают сложности: председатель    
комиссии объявляет о заседании, делают наблюдателю замечание, что он            
препятствует работе комиссии, и у сотрудника органов внутренних дел нет         
других вариантов - он просто удаляет его по требованию председателя, который    
на участке является высшим должностным лицом.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ведь эти факты имеют место, а мы экономим на бумаге. Ну      
какое имеет значение, если списки избирателей будут увеличены на 2              
сантиметра? Ну у кого из нас фамилии, содержащие тридцать букв, сорок букв? У   
нас даже есть коллега по фамилии Эм, из двух букв. Вот у меня студентка была    
из Кореи с российским гражданством по фамилии И, а вот коллеги говорят, есть    
фамилия Е, из одной буквы. Да, есть двойные фамилии, но это всё                 
индивидуально, частные случаи. Ведь мы экономим на бумаге и в то же время       
тратим огромные средства на установку видеокамер - 15 миллиардов, уже,          
говорят, 23 миллиарда... Кстати, коллега Решульский, вы спрашивали, на каком    
правовом основании, - я распечатал вам постановление правительства,             
подписанное председателем, где даётся указание изыскать средства и привести     
всё в действие, я могу вам его дать. В общем, мы на спичках экономим, а на      
выходе имеем огромные нарушения, искажающие волеизъявление наших избирателей.   
                                                                                
Что касается граждан с ограниченными физическими возможностями - с              
нарушениями опорно-двигательного аппарата, функции органов зрения, то я         
напоминаю опять же, Владимир Николаевич многоуважаемый, сотрудникам аппарата,   
членам комитета, что и действующим законодательством предусмотрены              
определённые гарантии для данной категории, - вы же прекрасно знаете, что в     
таком случае и бюллетень может получить, и расписаться в списках избирателей    
любой гражданин в соответствии с устным поручением избирателя, просто в         
списке избирателей в его графе дополнительно ставятся паспортные данные         
своего рода душеприказчика, который получает бюллетень и на основании устного   
поручения гражданина с ограниченными физическими возможностями потом делает в   
нём отметку в кабине для тайного голосования. Мы же все прекрасно это знаем,    
хотя я не знаю, может, не все депутаты прошли эту стадию предвыборной           
кампании и не каждый был наблюдателем или членом участковой избирательной       
комиссии. Во всяком случае, у меня такое впечатление, что реально все,          
ссылаясь на практику реализации норм Федерального закона "Об основных           
гарантиях избирательных прав...", к этой практике имеют довольно                
опосредованное отношение, потому что на практике всё обстоит совершенно         
иначе.                                                                          
                                                                                
Вот сейчас предлагается норма, состоящая из двух-трёх слов, но она позволит     
если не закрыть, то по крайней мере существенно сузить лазейку, которая         
открывает возможности для применения технологии так называемого вброса          
бюллетеней, поэтому, уважаемые друзья, огромная просьба поддержать этот         
законопроект в первом чтении несмотря на отрицательное заключение комитета и    
доработать его ко второму чтению. Мы не видим ничего плохого в том, что         
избирателю самому придётся заполнять определённые графы в списках избирателей   
и писать не фамилию, имя, отчество, а просто фамилию и инициалы. Ну, можно      
говорить о сантиметрах, но эти два-три сантиметра не должны решать судьбу       
голосов наших избирателей и их распределения.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Да? Спасибо за поддержку. Я всё-таки надеюсь на ваше понимание.   
Отличная норма, коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" её внесли, огромная просьба    
поддержать. Это позволит... (Шум в зале.) Ну, уважаемые коллеги, я понимаю,     
все устали, но я всех слушал внимательно, просьба меня тоже дослушать до        
конца, у меня осталось всего полторы минуты.                                    
                                                                                
Прошу поддержать и коммунистов, и "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", но самое главное -     
"ЕДИНУЮ РОССИЮ", поскольку если бы этот закон был принят, скажем, в сентябре    
2011 года, возможно, многих последствий и 4-го, и 5-го числа удалось бы         
избежать. Поэтому просьба поддержать. Надеюсь на поддержку.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Вяткин, пожалуйста.                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Коллеги, ну, во-первых, действительно оценивая и юмор, и сарказм наших коллег   
из других фракций, можно только порадоваться, что в самом конце рабочего дня    
и в конце рабочей недели у нас остаются силы, чтобы не потерять чувство         
юмора, но вопрос слишком серьёзный, чтобы можно было на этом остановиться.      
                                                                                
Итак, сегодня, когда мы обсуждаем этот законопроект, речь не идёт о том, что    
если этот законопроект будет отклонён, то все нарушения исчезнут... вернее,     
нет, что они сохранятся и что это главная причина - сохранение либо             
исключение подобных нарушений. Я хотел бы своим коллегам напомнить ради         
истины, для того чтобы вы сами себя не обманывали и не вводили в заблуждение    
коллег, которые не читали заключение за подписью Вячеслава Викторовича          
Володина, что там речь идёт не о том, что действующее законодательство          
позволяет допускать нарушения, о которых вы говорили, а о том, что оно их       
запрещает в любом случае. И дело здесь, как вы прекрасно понимаете и как все    
мы прекрасно понимаем, вовсе не в состоянии законодательства и не в тех         
нормах, которые содержатся в законе "Об основных гарантиях избирательных прав   
и права на участие в референдуме...", поэтому ваш сарказм по поводу             
заключения за подписью Вячеслава Викторовича Володина здесь по меньшей мере     
неуместен. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Я думаю, что все прекрасно понимают, что если будет не только подпись   
ставиться от руки, но будут также от руки писать фамилию, имя, отчество или     
фамилию и инициалы либо что-либо иное, хоть паспортные данные, хоть адрес,      
который человек сам напишет, от тех нарушений, о которых вы говорили, это, к    
сожалению, не застрахует, это мы тоже все должны прекрасно понимать.            
                                                                                
Я хотел бы напомнить коллегам... может быть, вы были невнимательны, не          
услышали, не прислушались, я тогда повторю то, о чём сказал Владимир            
Николаевич: когда решение проблемы ставится в зависимость от простейшего        
решения - пусть избиратели сами будут писать фамилию, имя, отчество, как в      
данном случае, и проблема будет решена, а мы именно это сейчас услышали от      
наших коллег из других фракций... Ну мы же все взрослые люди, мы все            
прекрасно понимаем, что это не панацея - принятие обсуждаемого сегодня чисто    
технического законопроекта. Да, мы говорим о техническом законопроекте лишь с   
той точки зрения, что выборы - это процедура, это определённый регламент,       
который в любом случае подлежит исполнению, и вся процедура прописана чётко и   
досконально в действующем законодательстве, но мы говорим, что именно поэтому   
усложнение именно самой процедуры - а речь идёт именно об усложнении - при      
негодном исполнении на местах, к сожалению, не даст того эффекта, на который    
мы рассчитываем.                                                                
                                                                                
И я бы ещё на что, коллеги, обратил бы внимание? На то, что опять же было       
сказано уже Владимиром Николаевичем Плигиным: есть уже рабочая группа, и        
когда мы используем время для обсуждения подобных законопроектов лишь как       
площадку, чтобы заявить, что были зафиксированы нарушения и что их надо         
расследовать... Ведь поверьте, наблюдатели от нашей партии фиксировали          
нарушения во время проведения предвыборной кампании, в момент голосования, в    
момент подведения итогов и так далее, и поверьте, этих нарушений, которые       
были собраны потом, извините меня, просто в том огромный, их тысячи, наши       
наблюдатели их точно так же зафиксировали, и если мы сейчас начнём всё это      
перечислять, то, поверьте, мы можем потратить на это неделю пленарную, всю      
полностью, но это ровным счётом, к сожалению, не имеет никакого отношения к     
существу рассматриваемого вопроса.                                              
                                                                                
Итак, вопрос технический, это во-первых. Во-вторых, есть рабочая группа, и я    
хотел бы сориентировать всех наших коллег на то, что нам всем, представителям   
всех фракций, нужно принять участие в работе этой группы, и все предложения,    
которые исходят от наших коллег-депутатов, которые исходят от наших коллег из   
законодательных (представительных) органов из субъектов Федерации, будут там    
суммированы и доскональнейшим образом изучены. Поверьте, совершенствование      
законодательства о выборах не должно производиться точечно, это можно сделать   
только в комплексе, потому что одни изменения должны дополнять другие, они      
должны корреспондировать друг с другом, а если мы точечно возьмёмся вносить     
даже, по нашему мнению, очень важные и нужные изменения, то мы, простите,       
достигнем обратного эффекта, когда рано или поздно появятся такие нормы,        
которые будут противоречить тому, что мы уже изменили. Именно поэтому комитет   
подготовил отрицательное заключение, а не потому, что мы не за честные          
выборы, и не потому, что мы не хотим, чтобы нарушения были прекращены и чтобы   
они не выявлялись, - вовсе не поэтому, вы это тоже прекрасно понимаете. Мы за   
то, чтобы избирательное законодательство было технологичным - таким, чтобы      
оно могло изменяться в комплексе, чтобы мы, предлагая те или иные изменения,    
могли оценивать их последствия и чтобы мы отдавали себе отчёт: как бы ни был    
хорош закон, но есть исполнение на местах.                                      
                                                                                
И можно ведь и ещё одно предложение вспомнить, кстати, оно комплексное, оно     
достаточно дорогостоящее, - а именно видеокамеры на всех участках, вы знаете    
об этом предложении. Камера бесстрастно зафиксирует всех тех людей, которые     
подходят и получают бюллетени, - чем не вариант решения вопроса? Согласитесь,   
коллеги, чем не вариант?                                                        
                                                                                
Я ещё раз повторю: все за честные выборы и все абсолютно искренне хотят,        
чтобы эти нарушения больше не повторялись, это абсолютно объективная позиция,   
но сегодня мы говорим о конкретном законопроекте, о конкретном предложении,     
которое, к сожалению, не поможет решить все проблемы.                           
                                                                                
В заключении комитета указано в том числе и на определённые технические         
сложности, и на определённые сложности для тех людей, у которых проблемы со     
здоровьем, со зрением в том числе: им трудно будет поставить подпись, и это     
усложнит для них процедуру. Мы иногда забываем о них, потому что, слава богу,   
мы все живы-здоровы, но нам надо помнить про тех людей, кому действительно      
трудно иногда бывает написать три слова. Даже если мы заставим их это делать,   
это никоим образом не повлияет в итоге на окончательный результат выборов и     
на объективность рассмотрения тех или иных жалоб, но для них это будет          
действительно большой сложностью, поверьте.                                     
                                                                                
Именно поэтому мы говорим: мы за честные выборы, но данный законопроект, как    
точечный, как не выверенный и как не соотнесённый с другими изменениями,        
которые мы будем обязательно рассматривать в рабочей группе, мы предлагаем      
отклонить. Возможно, предложения о внесении дополнительных сведений в списки    
избирателей будут обязательно рассмотрены и что-то будет принято в рамках       
рабочей группы.                                                                 
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Гартунг от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич!   
Очень жаль, что мы под занавес пленарного заседания обсуждаем такой важный      
законопроект и практически в полупустом зале: люди устали, торопятся домой.     
Всё понимаю, но есть гораздо более серьёзные проблемы, которые стоят перед      
страной и которые нам придётся рано или поздно решать, чем своевременно         
доехать до дома.                                                                
                                                                                
Если мы не примем решения, которые исключили бы возможность фальсификации       
либо обеспечили бы возможность наказания за фальсификацию, то фальсификация     
будет продолжаться. И тогда люди будут выходить на улицы, потому что если мы    
в этом зале не будем принимать такие решения, то есть если не будем             
добросовестно выполнять свою работу, за которую нам с вами платит               
государство, а точнее, платят наши граждане, то, к сожалению, эти проблемы      
будет решать улица. Тенденция налицо. К сожалению, правящая партия пошла по     
другому пути и пытается сегодня вывести людей на свой митинг, в                 
противостояние общественности, то есть меряются, кто больше соберёт.            
Деструктивный путь, гораздо проще спокойно найти решение здесь, в этих          
стенах.                                                                         
                                                                                
Теперь по сути законопроекта.                                                   
                                                                                
Хочу сказать следующее. На самом деле реализация этого законопроекта во время   
выборов очень проста, процедуру голосования она удлинит несущественно. Я взял   
и сам всё написал, засёк время - десять секунд заняло, возьмите сами            
попробуйте, и вы увидите, что, даже если вы устали, это будет максимум ну       
пятнадцать - двадцать секунд. Это первое. Второе: для людей с ограниченными     
возможностями проблема хоть поставить подпись, хоть более длинную запись        
сделать и сейчас существует, но и она сейчас решается, поэтому это не           
аргумент, для того чтобы отклонять этот законопроект.                           
                                                                                
Почему правящая партия так всерьёз настроена против этого законопроекта?        
Объясню главную причину: потому что когда фальсификатор не просто закорючку     
ставит, а ставит фамилию, имя, отчество, всё можно идентифицировать при         
почерковедческой экспертизе, вот в чём дело, и это будет доказательством в      
суде. Да, Дмитрий Фёдорович правильно сказал, эта поправка в закон не решит     
проблему фальсификации, но она решит проблему доказательств в суде - вот это    
самая главная проблема сегодня. Ведь сегодня вопрос не в том, что плохое        
выборное законодательство, а вопрос в том, что - вы правильно говорите -        
нарушали и будут нарушать. Причина в чём? В безнаказанности - члены             
избирательных комиссий уверены, что им в суде ничего не грозит: по закорючке,   
которую они сегодня ставят в списках избирателей, они уверены, их почерк        
никогда не идентифицируют, потому что для этого нужно больше текста.            
Заметьте, когда вы у нотариуса расписываетесь, вы не просто закорючку           
ставите, а пишете фамилию, имя, отчество - почему? Да потому, что доказать      
можно. Вот предлагается такая простая процедура, и если вы действительно        
хотите честных выборов, да и ваш лидер заявляет, что нужны честные выборы, -    
вот вам, пожалуйста, самый простой способ, поставьте заслон фальсификаторам!    
Бояться будут фальсифицировать, просто будут бояться, потому что наказать       
можно!                                                                          
                                                                                
Следующий аргумент в защиту этого закона. Понимаете, способов фальсификации     
выборов очень много, не буду их перечислять, в Интернете найдёте, но все они    
связаны с фальсификацией списков избирателей - понятно, это самое узкое         
место. И вот этот очень простой законопроект ставит заслон как раз именно в     
этой части: тот, кто фальсифицирует списки избирателей... не тот, кто           
бюллетени вбрасывает, не тот, кто итоговые таблицы переписывает, а тот, кто     
фальсифицирует списки избирателей, тут же попадается по этому законопроекту,    
а сейчас их не ловят - поймать невозможно, вот и вся история. И все ваши        
наблюдатели и даже веб-камеры - всё это ничего не значит, потому что это не     
будет доказательством в суде, а вот экспертиза почерковедческая является        
доказательством в суде, тут куча юристов, все это знают, и чего мы тут друг     
другу голову морочим?! Если вы действительно хотите, чтобы у нас не было        
фальсификаций, - вот самый простой способ, ничего не нужно придумывать,         
законопроект уже внесён. "Давайте мы рабочую группу соберём, давайте мы ещё     
пару лет позаседаем, у нас ещё пять лет впереди..." Вы знаете, вы оптимисты -   
нет у нас впереди пяти лет, 5 марта, если всё будет происходить так же, как     
произошло 4 декабря, будет другая страна и нас отсюда вынесут всех - и          
оппозицию, и правящую партию, всех вынесут, вы должны это понимать! Поэтому у   
нас с вами есть шанс до 4 марта принять решение, которое позволило бы           
остановить этот беспредел, а эти все разговоры с телеэкрана, что нам нужны      
честные выборы... ну вы же понимаете, что в это никто не верит уже! Вы          
поговорите с людьми, которые были на Поклонной горе, вот для примера просто,    
когда вы следующий митинг будете проводить, после митинга пройдите и            
поговорите с людьми - да вы, наоборот, вызываете отторжение, даже те люди,      
которые действительно вам доверяют и хотят за вас голосовать, которым           
выгодно, чтобы ваша партия была у власти, меняют своё мнение, потому что вы     
просто их топчете!                                                              
                                                                                
Поэтому надо принимать этот законопроект, если вы действительно хотите          
честных и чистых выборов. Я понимаю, что вы не хотите честных и чистых          
выборов, вы хотите как можно дольше задержаться в этих креслах, но, ребята,     
ваше неголосование по этому законопроекту вам не продлит существование здесь,   
вы поймите, уже другие механизмы включены, всё другое, это уже не пятый         
созыв, где вы могли постучать, потопать, покричать, не дать слово или просто    
молча не голосовать, другая ситуация, понимаете, она выплеснулась на улицы! Я   
предлагаю вернуть дискуссию сюда. И призываю вас к благоразумию: ну             
подумайте! Инстинкт самосохранения должен срабатывать, неужели он вам           
отказывает?! Подумайте и поддержите этот законопроект!                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Комитет, пожалуйста, завершающее слово.                                         
                                                                                
Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, три замечания.                                  
                                                                                
В Российской Федерации включены те механизмы, которые определяются              
Конституцией Российской Федерации. Это механизмы правового государства,         
никаких других механизмов нет. Это первое.                                      
                                                                                
Второй момент. Наблюдатели - это люди, и поэтому имеет значение их позиция.     
                                                                                
И ещё один момент, он носит исключительно точечный характер, но, уважаемые      
коллеги, когда вы употребляете фамилии, имена, отчества конкретных людей,       
даёте ссылку на их адреса и тому подобное, нужно понимать, что будет, какие     
будут последствия для этих людей. Поэтому я предлагаю в зале Государственной    
Думы не делать ссылки на фамилии, имена и отчества конкретных людей, не         
указывать районы, где они живут, без согласия этих конкретных людей: надо       
уважать последствия, которые будут для этих людей. Иногда можно думать о        
многих, но сегодня нашим уважаемым молодым коллегой из фракции ЛДПР были        
названы два или три человека. Уважаемые коллеги, я не знаю, насколько           
возможно корректировать стенограммы заседаний Государственной Думы, но я бы     
исключил фамилии, имена, отчества этих людей из стенограммы заседания           
Государственной Думы, что, кстати, будет соответствовать закону "О              
персональных данных". Это чтобы исключить нежелательные последствия в           
отношении этих людей, если, не дай бог, найдётся кто-то недобросовестный.       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, не возражаете против этого? Не возражаете *.                           
                                                                                
По ведению - депутат Тумусов. Пожалуйста.                                       
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Александр Дмитриевич, я как автор законопроекта, по-моему, имею   
право заключительного слова, да?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить вас за бурное         
обсуждение законопроекта. Это говорит об актуальности, важности и               
своевременности данного законопроекта.                                          
                                                                                
Здесь коллеги отмечали, что по закону о нотариате мы всегда сами пишем          
фамилию, имя, отчество и сами подписываем. По аналогии мы предлагаем это и      
здесь, и именно для того, чтобы усилить доказательную базу, чтобы исключить     
всякие фальсификации.                                                           
                                                                                
Был такой аргумент, что много времени занимает эта процедура. На самом деле     
то, что много времени занимает, это тоже в пользу честных и прозрачных          
выборов: мы знаем, что так называемым карусельщикам поручают в день обойти      
столько-то участков, а если будет введена такая процедура, это количество,      
конечно, в разы сократится. А вот когда будут камеры, наверное, появится        
такое понятие - "человек, который похож на того-то", обязательно появится, и    
невозможно будет доказать, кто тот, кого сняла одна камера, кто тот, кто на     
съёмке другой камерой два раза появился, скажут: вот он похож, но не тот        
самый человек. То есть камеры эту проблему абсолютно не решают, поэтому,        
уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект.                        
                                                                                
Председательствующий. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все, кто хотел выступить, выступили. В рамках "часа          
голосования" ставлю на голосование данный законопроект.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 41 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.45,3 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    208 чел.                                          
Не голосовало                 242 чел.53,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.