Заседание № 187

13.02.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 557177-7 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части увеличения размера суммы требований по исполнительному документу, при неисполнении которого применяется ограничение на выезд из Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2811 по 3188 из 4547
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 67        
Федерального закона "Об исполнительном производстве". Докладывает Ярослав       
Евгеньевич Нилов.                                                               
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Действующий закон "Об              
исполнительном производстве" позволяет судебным приставам ограничивать          
должнику, гражданину или индивидуальному предпринимателю, выезд за рубеж в      
случае наличия долга более 30 тысяч рублей. И в случае если добровольно не      
погашен долг, который превышает 10 тысяч рублей, такое право у судебного        
пристава также существует. В законопроекте, внесённом нашей фракцией,           
фракцией ЛДПР, мы предлагаем эти пороговые границы изменить в сторону           
увеличения: увеличить пороги с 30 тысяч рублей до 60 тысяч рублей и с 10        
тысяч рублей до 20 тысяч рублей, то есть в два раза. При этом мы не             
распространяем действие данной нормы на задолженности, которые возникли в       
случаях неуплаты алиментов, возмещения вреда, причинённого здоровью,            
возмещения вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и в        
других подобных ситуациях. Мы считаем, что сегодня у судебных приставов есть    
достаточно много других инструментов, для того чтобы взыскивать с должника.     
Здесь речь идёт о неоплаченных штрафах, задолженностях по оплате услуг ЖКХ и    
других случаях.                                                                 
                                                                                
При наличии долга свыше 30 тысяч рублей по уплате административных штрафов,     
например за нарушение правил дорожного движения, квитанции на оплату которых    
направляются собственнику транспортного средства, хотя он может даже не знать   
о том, что допустил такие нарушения, ему может быть ограничен выезд за рубеж.   
30 тысяч рублей - это десять нарушений в Москве, например движение по полосе    
для общественного транспорта или нарушение правил парковки. Мы полагаем, что    
действующие пороговые значения требуют увеличения.                              
                                                                                
Несколько лет назад Государственная Дума увеличила порог с 10 тысяч до 30       
тысяч рублей, но мы в ЛДПР считаем, что наступил момент, когда в сторону        
увеличения можно сделать следующий шаг - увеличить в два раза действующие       
пороговые значения. Просим поддержать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как мы видим, в      
данном проекте федерального закона предлагается внести изменения в              
Федеральный закон "Об исполнительном производстве", а именно повысить порог     
задолженности, при котором судебный пристав-исполнитель вправе ограничить       
выезд должника за пределы нашего государства. В связи с этим предлагаются две   
новеллы, я их ещё раз напомню. Первая предусматривает повышение порога          
задолженности с 30 тысяч до 60 тысяч рублей в случае неуплаты долга в           
установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин. И      
вторая - повышение порога задолженности с 10 тысяч до 20 тысяч рублей в         
случае неуплаты долга по истечении двух месяцев со дня окончания срока для      
добровольного исполнения требований.                                            
                                                                                
Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект    
федерального закона отклонить, и прежде всего потому, что предлагаемые          
новеллы явно преждевременны. Напомню, что сумму долга, при неуплате которого    
может быть ограничен выезд за пределы нашего государства, с 10 тысяч до 30      
тысяч рублей мы увеличили совсем недавно. На этот счёт мы приняли федеральный   
закон, который вступил в законную силу 1 октября 2017 года. Соответственно,     
за такой короткий период устоявшаяся практика правоприменения ещё не            
сформирована, да она и не могла быть сформирована за это время, а, как вы       
знаете, доверие к закону и к действиям государства предусматривает              
стабильность правового регулирования и предоставление адекватного периода для   
адаптации к изменившимся нормативным условиям.                                  
                                                                                
Как вы сами видите, повторю, за столь короткое время устоявшаяся практика       
правоприменения ещё не сформирована, таким образом, вносить какие-либо          
изменения на этот счёт явно преждевременно. К тому же, как показывает           
правоприменительная практика даже за такой короткий период, установление        
минимального порога долга, при котором запрещается выезд за рубеж, является     
достаточно эффективной, а главное, действенной мерой взыскания задолженности.   
                                                                                
Что же касается предлагаемых новелл, то каких-либо цифр, которые вызвали бы у   
нас беспокойство, как мы видим, в пояснительной записке на этот счёт нет, как   
нет и аргументированных доводов для обоснования данной законодательной          
инициативы. В то же время правоприменители, напротив, выражают беспокойство,    
что принятие федерального закона и его реализация могут привести к росту        
количества лиц, уклоняющихся от исполнения своих обязательств.                  
                                                                                
И последнее. В пояснительной записке к проекту федерального закона имеется      
единственный довод: граждане могут несвоевременно получать копии                
постановлений об административных правонарушениях, например за превышение       
скорости на дороге, - но данный довод тоже не может быть принят во внимание.    
Во-первых, потому, что за превышение скорости предусмотрен максимальный штраф   
в размере 5 тысяч рублей. Во-вторых, главное, если гражданину назначен          
административный штраф, то у него имеется 75 суток для его оплаты: 60 суток -   
для добровольного исполнения исполнительных требований, ещё 10 суток - в        
случае неуплаты постановление направляется судебному приставу и ещё 5 суток     
устанавливает судебный пристав с момента получения должником копии              
постановления о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, у      
должника имеется 75 суток, чтобы добровольно погасить задолженность, и только   
после этого может быть включён механизм ограничения права выезда за пределы     
нашего государства, я подчеркну: может быть включён механизм ограничения, но    
не обязательно. К тому же, напомню, временное ограничение применяется только    
при неисполнении требований, которые содержатся в судебных актах или в          
исполнительных документах, которые выданы судом. Другими словами, сегодня       
законодатель исключил возможность того, чтобы добросовестный гражданин          
оказался в ситуации, когда он, будучи в неведении, ограничен в правах, или не   
смог бы своевременно оплатить задолженность, или оспорить эту задолженность в   
суде.                                                                           
                                                                                
Подчеркну, что Комитет по финансовому рынку, комитет-соисполнитель, данный      
проект федерального закона не поддерживает, как не поддерживает данный проект   
федерального закона и Правительство Российской Федерации. Таким образом, с      
учётом того что предлагаемые новеллы явно преждевременны, могут существенно     
ослабить действующий эффективный механизм взыскания задолженности и не          
согласуются с государственной политикой, которая направлена на защиту всех      
участников судопроизводства, комитет данный проект федерального закона не       
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос депутату Выборному.                                                      
                                                                                
Вот сейчас, может быть, вы знаете, в налоговых инспекциях по всей стране (но    
я говорю о Московской области) проходит реформа программного обеспечения, они   
переходят на новые программные продукты; как вы знаете, есть транспортный       
налог, земельный налог, имущественный налог, и информацию по имущественному     
налогу они берут из Росреестра, по транспортному налогу - из органов ГИБДД. В   
том числе я лично столкнулся и ко мне обратилось уже более десяти человек по    
поводу того, что налоговые органы выставляют претензии, более того, не просто   
самостоятельно выставляют претензии, а делают это уже в виде судебного          
приказа. Даже мне была выставлена претензия по налогу за шесть лет, который я   
на самом деле оплатил, и даже мне, депутату, потребовалось два месяца, чтобы    
доказать, что у меня всё оплачено (да, мне потом выдали справку, что у меня     
всё оплачено). Уже более десяти человек обратилось ко мне, они столкнулись с    
этой проблемой... (Микрофон отключён.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Вы сказали, что считаете законопроект несвоевременным, но как     
раз сейчас самое время повысить этот порог, так сказать, невыезда, потому что   
именно сейчас идёт реформа и именно сейчас миллионы наших граждан               
сталкиваются с этой проблемой.                                                  
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Николаевич, конечно, с точки зрения качества    
правоприменения претензий много, и с этим нельзя не согласиться, может быть,    
не только по налоговым органам, но и по другим органам власти, но в данном      
случае речь идёт о судебных актах и исполнительных листах, которые выдаются     
судом. Это во-первых.                                                           
                                                                                
Во-вторых, я в своём докладе уже обратил ваше внимание на то, что какие-либо    
ограничения на этот счёт вводить явно преждевременно, - почему? Уважаемые       
коллеги, мы не можем сравнить даже две цифры за год, мы сможем сравнить         
данные практики правоприменения введённой нормы по итогам прошлого года и по    
итогам этого года только в начале следующего года. Напомню, что сумму           
задолженности в размере 30 тысяч мы ввели, увеличили только спустя четыре       
года после того, как наработали практику по порогу в 10 тысяч, и, как           
показала практика, такой порог достаточно эффективен, поскольку намного легче   
оплатить сумму в размере 30 тысяч, нежели 60 тысяч.                             
                                                                                
По поводу качества правоприменительной практики, я с вами согласен, но этот     
вопрос не касается непосредственно предмета данного проекта федерального        
закона, поскольку здесь речь идёт о судебных актах, если мы говорим об          
ограничении права выезда за пределы нашего государства, и об исполнительных     
документах, которые выдаются судом.                                             
                                                                                
Если рассматривать более детально, скажу, что если, допустим, взыскатель,       
например орган государственной власти, понимает, что необходимо вводить         
соответствующие ограничения, то в этой ситуации или судебный пристав, или       
орган власти обращается в суд для решения вопроса о введении данного            
института, но это уже фактически крайняя мера, и она по закону не               
обязательная.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, нам непонятна позиция комитета по              
безопасности. Мы считаем, что наша с вами общая задача - работать в интересах   
наших граждан.                                                                  
                                                                                
Я уже задал вопрос, но не получил внятного ответа, и я думаю, что многие из     
вас столкнулись с этой проблемой. Действительно, у нас есть программа           
импортозамещения, в том числе импортозамещения программных продуктов. На        
сегодняшний день органы Росреестра, на наш взгляд, работают недостаточно        
оперативно, постоянно присылают нашим налоговым службам недостоверные данные    
по поводу имущества граждан, то есть это кадастровая стоимость земельных        
участков, кадастровая стоимость квартир, и это касается абсолютно всех наших    
граждан, имеющих какое-либо имущество (земельный участок, квартиру, дом,        
часть дома или часть земельного участка и так далее). То же самое касается      
органов ГИБДД, особенно если человек переезжает из одного региона в другой      
или меняет внутри одного региона налоговую.                                     
                                                                                
Повторяю, органы ГИБДД и органы Росреестра дают абсолютно некорректные          
данные, то есть приходят платёжки в личный кабинет, иногда две-три платёжки     
за один и тот же объект имущества, и цифры в этих платёжках абсолютно разные,   
это зависит от того, как налоговая посчитала, какую ставку налога на            
имущество применила, какая кадастровая оценка была на тот или иной период. А    
вы знаете, что, если, например, меняется кадастровая стоимость - иногда по      
решению суда она меняется, наши граждане не согласны, и это сотни тысяч исков   
по всей стране, люди не согласны с кадастровой оценкой, - регионы проводят      
иногда каждый год переоценку, и путаница, бардак, который сегодня творится в    
налоговых инспекциях в отношении начисления транспортного налога, налога на     
имущество физических лиц, просто безграничен. В течение одного месяца в         
личном кабинете можно увидеть три разных платёжки за один и тот же дачный       
участок. Лично ко мне уже десятки людей обратились, они не понимают: они        
приходят на приём в налоговую инспекцию, им распечатывают одну платёжку, они    
идут жалуются, пишут жалобы, им потом дают другую.                              
                                                                                
То, о чём мы сегодня говорим, представляя наш законопроект, это не какой-то     
формализм. Это как раз комитет формально подошёл: вот у нас нет практики, мы    
не знаем, как всё это повлияло в течение года, поэтому мы считаем, что нужно    
отклонить. Мы же считаем, что надо наш законопроект поддержать, это в           
интересах наших граждан - чтобы они спокойно выезжали за границу. Мы же не      
говорим о тех гражданах, которые катаются отдыхать, многие люди ездят по        
работе: это дальнобойщики, это огромное количество специалистов, которые        
постоянно ездят за границу, и у них уходят месяцы, а иногда годы на то, чтобы   
доказать, что все налоги они уже заплатили.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги, сразу хочу сказать, что фракция                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект.                   
                                                                                
Все вы были свидетелями того, как буквально несколько дней назад я задавал      
вопрос представителю правительства относительно такой ситуации: если вдруг в    
международном аэропорту выяснилось, что у человека есть долг, и если он         
сразу, прямо в аэропорту, уплатит долг, сможет ли он получить разрешение на     
вылет? Ответ был такой: для того чтобы уполномоченные органы сняли              
ограничение, нужно двое суток. А вообще люди считают, что после того, как они   
уплатили долг, нужна одна-две недели. Я считаю, что это вопиющее безобразие:    
сейчас, когда информационные технологии достигли такого высокого уровня, на     
два дня, на две недели растягивать решение этого вопроса - это вопиющее         
безобразие!                                                                     
                                                                                
Вот я хочу привести такой пример: есть приложение мобильного банка в сотовых    
телефонах, в гаджетах, и мы знаем, что если мы перечисляем деньги на карту      
Сбербанка, то из любой точки мира эти деньги дойдут за пять секунд, а если мы   
перечисляем деньги через мобильный банк на карту "Мир", то они будут идти       
трое суток - это тоже безобразие.                                               
                                                                                
Возможность решать такие проблемы зависит только от воли людей, от воли         
чиновников. Я хотел бы обратить ваше внимание, внимание правительства на        
данный момент: в век технологического развития мы могли бы очень быстро эти     
вопросы решить. Считаю, что данный законопроект надо поддерживать.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Карлов Георгий Александрович.                                                   
                                                                                
КАРЛОВ Г. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, законопроект               
поддерживать не будет. По нашему мнению, принятие этого закона, во-первых,      
способно привести к увеличению просроченной задолженности граждан Российской    
Федерации, а во-вторых, безусловно, увеличит количество исполнительных          
документов в стране. Поэтому, ещё раз повторю, наша фракция поддерживать        
данный законопроект не будет.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов - заключительное слово. Пожалуйста.                    
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что случаи в жизни        
бывают абсолютно разные, и абсолютно прав депутат Тумусов: если в аэропорту     
человек узнаёт, что у него есть задолженность, даже при моментальном её         
погашении, на снятие ограничения потребуется несколько дней. Почему? Деньги     
сначала поступают в казначейство, казначейство передаёт информацию в службу     
судебных приставов, служба судебных приставов, приняв информацию, передаёт её   
исполнителю, и только потом человека удаляют из списка должников. Это хорошо,   
если два дня потребуется, а может потребоваться ещё больше, даже в ручном       
режиме это затягивается. И многие наши граждане становятся заложниками          
ситуации.                                                                       
                                                                                
Вот пример. Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Вера Шиманская   
попала в неприятную историю, когда банк в одностороннем порядке дал ей          
возможность взять увеличенный кредит по кредитной карте, она об этом даже не    
знала. В результате возникла серьёзная задолженность, которая привела к тому,   
что у неё начались имущественные споры, начались судебные разбирательства и     
ей через службу судебных приставов ограничили выезд за рубеж. Она не смогла     
отстаивать честь России на международных соревнованиях, из-за того что стала    
заложницей ситуации, связанной со взаимоотношениями с банками.                  
                                                                                
Что касается нарушений скоростного режима. Да, максимальный штраф за            
нарушение скоростного режима сегодня составляет 5 тысяч. Но проедьте по         
Нижегородской области от границы, от начала Нижегородской области до города     
Нижний Новгород: вы насчитаете 40 камер. Вот посчитайте, сколько штрафов за     
одну поездку может прийти собственнику. При этом управлять автомобилем может    
совершенно другой гражданин, но у нас глава 12 административного кодекса        
написана так, что презумпция невиновности в данном случае не действует и всю    
ответственность несёт собственник транспортного средства, который может и не    
знать о штрафах, не получать уведомлений, так как не проживает по месту         
постоянной регистрации. И он может попасть в неприятную ситуацию, когда ему     
будет ограничен выезд за рубеж.                                                 
                                                                                
Мы полагаем, что тот порог, который сегодня существует, уже требует изменения   
в сторону увеличения, и мы всё равно к этому придём. Когда мы слышим            
аргументы, что это всё якобы преждевременно... Мы в ЛДПР прогрессивные и        
считаем, что надо быстрее всё делать, тем более если речь идёт о сотнях тысяч   
наших граждан, которые в летний период не смогли выехать за рубеж из-за того,   
что у них есть какая-то задолженность.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Борисович Выборный, заключительное слово.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, уважаемые авторы законопроекта!    
Не исключаю, что в недалёком будущем наступит время, когда мы, может быть,      
вернёмся к данному проекту федерального закона, но те позиции, которые были     
обозначены сегодня, в основном касаются качества правоприменения, и здесь я с   
вами соглашусь в том, что в целях повышения качества правоприменения            
механизмы, конечно, надо совершенствовать.                                      
                                                                                
Что касается данного конкретного проекта федерального закона, наверное,         
проектируемые новеллы, которые в нём содержатся, не могут быть приняты          
главным образом потому, что они явно преждевременны. У нас не устоялась         
правоприменительная практика на этот счёт. Сейчас мы даже не можем сравнить     
две цифры по годам - за прошлый год и за этот год, мы сможем это сделать        
только в следующем году.                                                        
                                                                                
Проектируемые новеллы также не могут быть приняты, потому что, как говорят      
правоприменители, и это изложено в официальном отзыве Правительства             
Российской Федерации, они существенно ослабят действующий эффективный           
механизм взыскания, который, по сути, в том числе является и эффективной        
превентивной мерой, направленной против должников, уклоняющихся от исполнения   
своих обязанностей: если допускаешь нарушение, то, соответственно, будь добр    
своевременно оплачивать штраф.                                                  
                                                                                
И самое главное, они не согласуются с государственной политикой в этой сфере,   
поскольку государственная политика направлена на обеспечение прав и законных    
интересов всех участников судопроизводства.                                     
                                                                                
Именно по этим основаниям Комитет по безопасности и противодействию коррупции   
предлагает данный проект федерального закона отклонить. Прошу поддержать.       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве".                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.