Заседание № 196

11.11.2014
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 557038-6 "Об Администрации Президента Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5441 по 5655 из 8123
И следующий - 40-й вопрос, проект закона Российской Федерации о поправке к      
Конституции Российской Федерации "Об Администрации Президента Российской        
Федерации". Докладывает Борис Сергеевич Кашин.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо за то, что нашли возможность сегодня этот вопрос рассмотреть, хотя,     
конечно, у нас немного странный Регламент (я к Сергею Александровичу Попову     
обращаюсь): пятнадцать минут можно по любому проекту заявления выступать, но    
семь минут даётся на выступление по поправке к Конституции, которую             
представляют девяносто депутатов.                                               
                                                                                
Теперь по сути. Уважаемые депутаты, для коммунистов, и не только для нас,       
очевидно, что недостатки сложившейся политической системы и дефекты механизма   
принятия государственных решений тормозят развитие страны. Для исправления      
положения необходимы изменения в законодательстве, в том числе и                
конституционные. Их цель - обеспечить учёт общественных интересов и выбор       
оптимального варианта при принятии государственных решений и поставить заслон   
волюнтаризму (это слово мы тоже стали вспоминать в последнее время). Сегодня    
фракция КПРФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект поправки к      
Конституции, которой предлагается закрепление в основном законе страны нормы    
о согласовании положения об администрации президента с парламентом.             
                                                                                
Администрация президента играет важнейшую роль в сложившейся политической       
системе, именно здесь формируются ключевые решения, и предложения о             
законодательном уточнении её функций и статуса неоднократно высказывались и     
политиками, и учёными-правоведами. Конкретный текст внесённой нами поправки     
близок к предложению известного специалиста в области конституционного права    
профессора Авакьяна из статьи, написанной к 20-летию Конституции. Мы открыты    
к обсуждению и других предложений, однако исполнительная власть и               
парламентское большинство предпочитают занимать страусиную позицию, оттягивая   
решение очевидно существующих проблем на неопределённый срок.                   
                                                                                
Интересно в связи с этим процитировать президента Путина. Во время              
выступления на Селигере перед молодёжью, отвечая на вопрос саратовского         
политолога Чернова о том, можно ли считать, что фундамент политической          
системы у нас заложен и скорректирован, Путин заявил (я цитирую): "Заложен ли   
у нас фундамент политической системы? А бог его знает! Сейчас скажу почему -    
потому что только практика, как известно, критерий истины, и мы должны будем    
посмотреть, как то, что создано, реально работает в жизни".                     
                                                                                
Так вот, с нашей точки зрения, именно практика принятия решений российской      
властью и, главное, результаты принятия этих решений убедительно                
свидетельствуют о необходимости исправления политического механизма.            
Фактически в России сложилось два правительства: одно официальное -             
беспомощное и безынициативное, а второе, в лице окружения президента,           
руководства его администрации - располагающее реальной властью, но остающееся   
в тени и не несущее ответственности за инициированные им решения. Впрочем,      
иногда руководители администрации президента выходят из тени и выступают с      
политическими заявлениями, вот недавно замруководителя администрации Володин    
на заседании клуба "Валдай" заявил: "Нет Путина - нет России!" Воистину         
иногда лучше молчать, чем говорить.                                             
                                                                                
Вряд ли можно серьёзно рассматривать вывод профильного комитета о том, что      
администрация президента, хотя и является государственным органом, призвана     
лишь обеспечить деятельность главы государства и не обладает                    
государственно-властными полномочиями. На практике администрация президента     
реализует властные полномочия при решении даже мелких вопросов внутренней       
политики, экономики, социальной сферы. В последнее время властные полномочия    
администрации и многочисленных совещательных структур, созданных при            
президенте, закрепляются в законодательстве, например, в Федеральном законе     
"О противодействии коррупции" или в Федеральном законе "О Российской академии   
наук...".                                                                       
                                                                                
В Конституции записано, что исполнительную власть в Российской Федерации        
осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководствоваться в своей      
деятельности оно должно, как записано в законе "О Правительстве...",            
принципами разделения властей, ответственности и гласности. А вот принципы      
деятельности администрации президента неясны, и, с нашей точки зрения, именно   
этот вопрос должен быть предметом согласования исполнительной и                 
законодательной власти. В тексте части 3 статьи 80 Конституции, которая         
гласит, что президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами     
определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,      
основным, по нашему мнению, является приоритет Конституции и федеральных        
законов, и эту конституционную норму нельзя понимать как возможность            
администрации президента подменять правительство, а президенту создавать в      
администрации управления по любому вопросу экономической и общественной сферы   
жизни и давать указания правительству по вопросам его исключительного           
ведения. Подобная практика приводит к полной безответственности                 
исполнительной власти, которая критику своих действий заглушает ссылкой на      
соответствующие указания президента.                                            
                                                                                
Примеры тяжёлых последствий неэффективной работы сложившегося политического     
механизма лежат на поверхности, и мы не раз о них говорили в Думе. В итоге      
страдают и реальный сектор экономики, и финансы, и социальная сфера, до         
системного кризиса доведены наука и образование - всё это в немалой степени     
по причине ошибочных, а порой абсурдных решений, часто предложенных             
неизвестно кем и оформленных поручениями президента или государственными        
нормативными правовыми актами. Главная проблема состоит в том, что              
действующий государственный механизм не предполагает ни открытого               
всестороннего обсуждения, ни критики, ни оперативной корректировки решений,     
выработанных администрацией президента, хотя именно эти вопросы должны быть     
разрешены при участии парламента. Но вместо этого на президента и его           
администрацию возлагаются всё новые и новые функции, к примеру, недавно         
решено, что помимо судей президент будет назначать и прокуроров.                
                                                                                
Уважаемые депутаты, Конституция России наделяет президента, как главу           
государства, целым рядом исключительно важных полномочий, дальнейшее их         
расширение нарушает баланс ветвей власти и прямо сказывается на качестве        
принимаемых государственных решений. Более того, всё громче раздаются голоса,   
в том числе и депутатов Государственной Думы, с предложением сделать из         
президента верховного правителя с приданием чуть ли не монархических            
атрибутов, а депутат Фёдоров, которого, к сожалению, нет сегодня в зале,        
несёт в народ идею о необходимости захвата власти в стране Путиным - вы         
только послушайте!.. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно!       
Хочется сказать инициаторам этой кампании: не тяните страну в XIX век, в XXI    
веке управлять страной, как турецкому султану, невозможно! Или вы хотите до     
2025 года видеть всю ту же команду у власти - видеть Фурсенко, Дворковича и     
Ливанова у руля нашей науки, а Чубайса - ответственным за инновации? Так        
можно довести до того, что по улицам российских городов пойдут демонстрации     
под лозунгом "Долой самодержавие!"                                              
                                                                                
Парламент и исполнительная власть должны совместно выработать меры, которые     
обеспечили бы реальную демократию и всестороннюю проработку важнейших           
государственных решений, - именно с этой целью и вносился рассматриваемый       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич, присаживайтесь.                 
                                                                                
Коллеги, нет возражений, если содоклад сделает Дмитрий Фёдорович Вяткин? Нет.   
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.                                                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, если не        
брать в расчёт эмоциональный накал и политические мотивы многоуважаемых         
авторов данной инициативы, комитет предлагает сосредоточиться всё-таки на       
правовом аспекте данного предложения.                                           
                                                                                
Как уже указал в своём докладе многоуважаемый Борис Сергеевич Кашин,            
законопроектом, во-первых, предлагается уточнить статус администрации           
президента, определить её основную функцию на конституционном уровне, а         
во-вторых, установить порядок утверждения положения об администрации            
президента и наделить определёнными функциями по рассмотрению и утверждению     
данного положения Федеральное Собрание.                                         
                                                                                
Что касается первого предложения, комитет полагает, что перенесение общих       
норм положения об администрации президента в текст Конституции не отвечает      
правовой природе и функциям Конституции как акта высшей юридической силы. В     
системе разделения властей, которая устанавливается в соответствии с            
Конституцией, действующей российской Конституцией, определены основные права,   
обязанности и полномочия, предметы ведения различных органов государственной    
власти, ветвей государственной власти, а также президента как гаранта           
Конституции.                                                                    
                                                                                
Совершенно очевидно, что предложение о необходимости получения положительных    
заключений Совета Федерации и Государственной Думы при утверждении              
Президентом Российской Федерации положения о своей администрации, по сути,      
является попыткой вмешательства в процесс реализации Президентом Российской     
Федерации полномочий по формированию структуры, которая обеспечивает его        
деятельность. Я ещё раз подчеркну эту мысль: все полномочия, которые            
исполняются президентом, осуществляются им в соответствии с Конституцией        
Российской Федерации, и деятельность администрации президента соответствующим   
образом направлена на обеспечение выполнения президентом своих функций и        
осуществления полномочий, ни больше ни меньше. Ключевая роль в деле             
осуществления руководства и формирования администрации президента,              
безусловно, должна принадлежать именно президенту, и никому более.              
                                                                                
Исходя из смысла конституционных положений главы 4 Конституции Российской       
Федерации, определяющих правовой статус главы государства, его функции и        
полномочия, Президент Российской Федерации обеспечивает единство                
государственной власти, и предлагаемые глубокоуважаемыми коллегами дополнения   
и изменения не согласуются с данной функцией, поскольку ставят решение          
вопросов обеспечения деятельности главы государства в зависимость от принятия   
палатами Федерального Собрания положительного заключения по положению об        
администрации президента, что, по нашему мнению, представляется                 
необоснованным, учитывая, что администрация президента является                 
государственным органом, не обладающим государственно-властными полномочиями,   
то есть не является органом государственной власти. Ещё раз повторю ту мысль,   
которую я уже высказывал: данный институт призван обеспечивать деятельность     
главы государства, что предполагает прерогативу президента реализовывать        
возможность по формированию его администрации без наличия сдержек и             
согласований со стороны иных органов государственной власти, что, по нашему     
мнению, является абсолютно обоснованным.                                        
                                                                                
Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе проект закона    
о поправке к Конституции отклонить.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, рассмотрение проектов законов о поправках к Конституции      
Российской Федерации, к главам с 3-й по 8-ю, имеет особый порядок, а именно:    
выступают представитель Президента Российской Федерации, представитель          
правительства и представители фракций, на этом обсуждение завершается.          
                                                                                
Гарри Владимирович, вы будете выступать?                                        
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                                           
                                                                                
Я думаю, что особого смысла выступать нет, потому что с точки зрения            
содержания всё и так понятно. Аргументация авторов законопроекта, что,          
дескать, администрация - это такой непонятный, страшный зверь, и ссылка на      
выступления руководителя администрации на политических публичных форумах,       
конечно, никакой причинно-следственной связи между собой не имеют.              
Аргументация, которая высказана от комитета, абсолютно корректна. Орган,        
который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации...            
Безусловно, я ценю такое повышенное внимание к администрации президента, но     
всё-таки внесение в Конституцию Российской Федерации тех изменений, которые     
предлагаются коллегами, не требуется.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Александр Юрьевич, не будете выступать? Фракция КПРФ? Нет. Фракция ЛДПР? Нет.   
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Нет. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Нет.               
                                                                                
Выносим вопрос на "час голосования".                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6792 по 6810 из 8123
40-й вопрос, проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции        
Российской Федерации "Об Администрации Президента Российской Федерации".        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Наберёт или нет?                                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 193

21.10.2014
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 557038-6 "Об Администрации Президента Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1272 по 1280 из 7949
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, 33-й вопрос - это поправка к Конституции, авторами     
являются девяносто депутатов. Мы считаем, что такие вопросы надо                
рассматривать достаточно серьёзно, в особом, может быть, порядке, поэтому с     
учётом переполненности сегодняшней повестки предлагаем перенести рассмотрение   
33-го вопроса на 11 ноября и поставить его, может быть, на фиксированное        
время. Это первое.