Заседание № 46

18.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 556708-5 "О внесении изменений в статьи 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления для работающих матерей, имеющих детей в возрасте до трёх лет, сокращённого рабочего дня (смены) или сокращённой рабочей недели).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2156 по 2503 из 6265
Переходим к пункту 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
статьи 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата         
Государственной Думы Ильи Владимировича Пономарёва.                             
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Здравствуйте, дорогие коллеги! Данный законопроект мог бы показаться простым    
и достаточно проходным, если бы не одно обстоятельство: мы сегодня              
рассматриваем первый в нашей истории, в истории российского парламентаризма,    
законопроект, который инициирован самими гражданами. Вы знаете об идее,         
которую выдвинул Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в   
ходе своей избирательной кампании, - идее о том, что, когда собирается сто      
тысяч подписей под той или иной законодательной инициативой, она должна         
выноситься на рассмотрение парламента. Эта идея родилась примерно полтора       
года назад и впервые использовалась нашей партией в ходе избирательной          
кампании. Вот, в частности, этот законопроект - законопроект о введении         
сокращённого рабочего дня для матерей, имеющих детей в возрасте до трёх лет,    
- набрал более десяти тысяч подписей в ходе нашей избирательной кампании в      
одной только Новосибирской области, и соответственно я, как депутат             
Государственной Думы, взял на себя обязательство внести этот законопроект на    
рассмотрение Государственной Думы.                                              
                                                                                
Надо сказать, притом что этот вопрос достаточно локальный и не носит            
какого-то глобального политического характера, - это не запреты митингов, это   
не какие-либо другие громкие политические инициативы - тем не менее это         
проблема, которая волнует очень большое количество вполне конкретных граждан.   
Проблема простая: на данный момент в законодательстве существует норма,         
которая позволяет в ходе заключения коллективного договора устанавливать        
сокращённый рабочий день для отдельных категорий работников, которые имеют на   
это право, в частности для тех же самых матерей, имеющих на иждивении           
маленьких детей, и так далее. Но это коллективный договор, и, как мы            
понимаем, непосредственный ход этих переговоров очень часто носит               
бюрократический характер, часто носит формальный характер, и очень часто        
возникает ситуация, когда отдельные люди занимают одну позицию, трудовой        
коллектив занимает позицию другую, либо трудовой коллектив не имеет хорошо      
сложившихся механизмов представления своих коллективных интересов и поэтому     
не может заключить соответствующее соглашение.                                  
                                                                                
Когда мы обсуждали эту инициативу, мы обнаружили, что есть разные точки         
зрения. В частности, на заседании трёхсторонней комиссии, где обсуждался этот   
законопроект, представители профсоюзов выступили за его принятие,               
правительство выступило против принятия данного законопроекта. Более того,      
этот законопроект рассматривался на заседании комиссии Совета Федерации, и      
она также поддержала концепцию данного законопроекта. То есть мы видим, что     
целый ряд системных элементов нашего государства концепцию этого                
законопроекта поддерживает.                                                     
                                                                                
Одним из главных соображений критиков, которые высказывались в комитете по      
труду и социальной политике, когда шла дискуссия, - а она была достаточно       
жаркой, мы около часа, наверное, дебатировали относительно этого                
законопроекта - было то, что у матерей понизится конкурентоспособность при      
найме на работу. Но это достаточно стандартный аргумент, который выдвигается    
многими оппонентами, - когда речь заходит о любых льготах или привилегиях       
отдельным категориям работников, они всегда говорят: тогда эти категории        
работников станут неконкурентоспособными по отношению ко всем остальным. На     
самом деле этот аргумент не имеет отношения к реальности, потому что в данном   
случае мы говорим про право работника, а не про обязанность, мы говорим о       
том, что мамочка, у которой есть маленький ребёнок, имеет возможность           
договориться со своим работодателем о том, что она может с утра отвести         
ребёнка в детский сад, вечером забрать из детского сада и не терять при этом    
в заработной плате. Поэтому и предлагается продолжительность рабочего дня       
пять часов, для того чтобы убавить небольшое количество рабочего времени в      
начале рабочего дня и небольшое количество рабочего времени в конце рабочего    
дня. Никто в данном случае не вводит никаких обязательств, мы просто создаём    
инструмент, создаём механизм, которым человек может пользоваться, а может и     
не пользоваться, но в том случае, если человек решит воспользоваться,           
работодатель ничего не будет нарушать, он не будет нарушать Трудовой кодекс,    
не будет никаких негативных налоговых и иных последствий.                       
                                                                                
В этой ситуации этот законопроект, безусловно, не ухудшает положение этой       
категории работников, а, наоборот, даёт возможность нормально реализовывать     
их человеческие права. Мы сейчас очень много говорим по поводу решения          
демографической проблемы. И мы прекрасно понимаем, что один из самых сложных    
вопросов - это вопрос как раз с детским садом, это вопрос, с кем будут дети,    
когда родители находятся на работе, поэтому, мне кажется, принятие этого        
закона является крайне важным.                                                  
                                                                                
Ещё одно соображение, которое высказывалось в ходе обсуждения законопроекта,    
и, как это ни забавно звучит, именно оно легло в основу заключения              
правительства, - это то, что законопроект дискредитирует отцов по сравнению с   
матерями. Я считаю, что это на самом деле является недостатком данного          
законопроекта, мы не подумали об этом, когда работали над законопроектом,       
необходимо, конечно, расширить категорию и написать: "родители, у которых на    
иждивении находится ребёнок", - это может быть мать, это может быть отец, в     
зависимости от того, как устроена данная конкретная семья. Но мне кажется,      
что этот недостаток достаточно легко исправить во втором чтении, так как это    
не относится к концепции законопроекта.                                         
                                                                                
Резюмируя, я хотел бы сказать, что такие законопроекты, мне кажется, являются   
очень хорошим поводом консолидировать общество, которое сейчас содрогается от   
этих межпартийных противоречий, конфликтов, охоты на ведьм и так далее. Надо    
действительно прислушиваться к тому, что хотят простые люди, а это              
законопроект, который выдвинут не какой-то одной из политических партий, это    
законопроект, который инициирован не депутатами, а самими гражданами, и я       
призываю вас проголосовать за этот законопроект - этот пробный шар, по          
которому граждане будут судить, могут ли депутаты услышать голос снизу и        
реализовать.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Сергеевич Коньков, член Комитета по труду,       
социальной политике и делам ветеранов.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОНЬКОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом, внесённым           
депутатами Госдумы Пономарёвым и Михеевым, предлагается установить для          
женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, сокращённую продолжительность     
рабочего дня (рабочей смены), не превышающую пять часов, с сохранением оплаты   
как за полный рабочий день (за полную рабочую неделю). В принципе, как Илья     
Владимирович сказал, идея неплохая, но тем не менее Комитет по труду,           
социальной политике и делам ветеранов эту законодательную инициативу не         
поддерживает по следующим причинам. Докладчик уже основные тезисы моего         
содоклада озвучил, но тем не менее.                                             
                                                                                
Во-первых, предлагаемые законопроектом изменения противоречат принципу          
свободы труда и принципам установления сокращённого рабочего времени. В         
трудовом законодательстве существует два самостоятельных понятия -              
"сокращённая продолжительность рабочего времени" и "неполное рабочее время".    
Сокращённая продолжительность рабочего времени устанавливается                  
законодательством вне зависимости от воли сторон трудового договора, то есть    
в императивном порядке. Основанием для этого служит часть вторая статьи 3       
Трудового кодекса, согласно которой допускается установление различий,          
исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые          
определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными      
федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах,       
нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.                          
                                                                                
С точки зрения трудового законодательства установление сокращённой              
продолжительности рабочего времени - это ограничение права работника на         
свободное распоряжение своими способностями к труду, именно поэтому             
гражданам, работающим в условиях сокращённого рабочего времени,                 
устанавливается оплата как за полное рабочее время, чтобы компенсировать их     
потери в заработке. В отличие от сокращённого времени неполное рабочее время    
не может устанавливаться без желания или согласия работника, в связи с этим     
оплачивать труд в неполное рабочее время в размере, предусмотренном как при     
нормальной продолжительности рабочего времени, не требуется. Правом на          
установление неполного рабочего времени может воспользоваться любой работник    
при наличии согласия работодателя, а для отдельной категории работников         
кодекс установил право на работу в условиях неполного рабочего времени и без    
согласия работодателя, то есть такие работники могут реализовывать это право    
в заявительном порядке. Из части первой статьи 93 Трудового кодекса видно,      
что женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, уже входят в число лиц,      
которые пользуются безусловным правом на неполное рабочее время.                
                                                                                
Во-вторых, законопроект порождает правовую коллизию. В случае его принятия      
женщинам с детьми в возрасте до трёх лет будет одновременно установлена в       
обязательном порядке сокращённая продолжительность рабочего времени и           
предоставлено безусловное право на неполное рабочее время. Кроме того,          
статьёй 256 Трудового кодекса предусмотрено, что, находясь в отпуске по уходу   
за ребёнком, женщина может работать на условиях неполного рабочего времени      
или на дому, при этом сохраняется её право на получение пособия по              
государственному социальному страхованию. Следовательно, принятие закона        
может создать условия для нарушения как трудовых прав женщин с детьми в         
возрасте до трёх лет, так и права на получение ежемесячного пособия по уходу    
за ребёнком.                                                                    
                                                                                
В-третьих, вопреки утверждению авторов принятие закона может повлечь            
дополнительные расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов             
Российской Федерации, поскольку коснётся работодателей, финансируемых из этих   
бюджетов.                                                                       
                                                                                
С учётом сказанного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов     
рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть вопросы. Прошу записаться.         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос автору законопроекта.                                      
                                                                                
Илья Владимирович, сама идея благородная, и так бы и хотелось её поддержать,    
но скажите: мы ведь отдаём себе отчёт, что, предоставив право наёмным           
работницам, мы встретим сопротивление работодателя? Классовый интерес           
предельно ясен: чего ради он, частник, будет терять?.. Заложен ли, в вашем      
понимании, механизм ответственности работодателя, в случае если закон был бы    
принят?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Илья Владимирович Пономарёв.                                                    
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. Валентин Степанович, даже как-то странно от вас слышать этот    
вопрос - конечно, в Трудовом кодексе все соответствующие меры закреплены. И     
конечно, мы с вами, как представители левых фракций, должны отстаивать          
интересы людей наёмного труда, что, собственно, мы и делаем, поэтому я очень    
надеюсь, что фракция КПРФ поддержит эту инициативу, лежащую в русле             
дальнейшего совершенствования прав людей наёмного труда.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич Куликов.                             
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Илья Владимирович, а может быть, председатель комитета, скажите, вот помимо     
десяти тысяч людей, которые инициировали этот законопроект, подписали его,      
если не ошибаюсь, в Новосибирской области, есть информация по другим            
субъектам Федерации о каких-то отзывах на этот законопроект - кто поддержал,    
кто нет?                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илья Владимирович Пономарёв, пожалуйста.                  
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. Да, мы, безусловно, проводили дальнейшее обсуждение - этот      
законопроект был вывешен в Сети, и пока шло обсуждение, в том числе шло         
обсуждение в комитете по труду, мы собирали отзывы из разных субъектов          
Федерации. Мы остановили сбор подписей, потому что, ну, собственно, раз в       
одном субъекте десять тысяч, то, если экстраполировать на страну, это намного   
больше, чем пресловутые сто тысяч, которые, как предложил президент,            
необходимы для принятия. Мы сосредоточились на том, чтобы опять-таки            
легитимными путями - через Совет Федерации, как через палату, которая должна    
представлять интересы регионов, - собрать точки зрения. Это рассмотрение        
закончилось тем, что Совет Федерации... комиссия Совета Федерации поддержала    
нашу позицию, о чём я, собственно, говорил в своём докладе.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Прошу записаться на выступление.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Несколько слов.                                                   
                                                                                
Я повторяю: принципиально заслуживает поддержки идея укрепления прав            
трудящихся женщин, женщин, имеющих маленьких детей, и так далее, в то же        
время без малейших иллюзий смотрю на ситуацию.                                  
                                                                                
Я не согласен с коротким ответом моего коллеги Пономарёва. Принятие Трудового   
кодекса, базовой его основы, проходило в очень жёстких дискуссиях в своё        
время, и мы тогда предупреждали о том, что он перекошенный, что права наёмных   
работников прижаты, что работодатель провёл свой интерес. Мы сейчас, в          
последние недели, видим боевую позу союза работодателей - они высказывают ряд   
предложений, якобы направленных на улучшение баланса интересов, а на самом      
деле мы видим, как проявляется классовый интерес крупного капитала и что они    
ведут дело к ужесточению норм права. Возьмём одно из первейших прав             
трудящихся - право на забастовку как форму регулирования конфликта интересов.   
Я напоминаю, что семь-восемь лет назад в России проходило от пяти до семи       
тысяч забастовок в год, а за последние три-четыре года формальная статистика    
даёт: семь, восемь, пять... Западная печать и та комментирует, что в России     
сегодня наёмный работник так придавлен, что ничего не получается, поэтому       
если бы трудящаяся женщина получила право выбора, то я представляю, какое ей    
надо было бы проявить мужество, чтобы пойти к хозяину и попросить сокращённый   
рабочий день или неделю, и какова была бы реакция этого хозяина, - это было     
бы горестное зрелище.                                                           
                                                                                
Повторяю: обманывать себя не стоит. А сама идея правильная: трудящиеся          
женщины с детьми должны быть поддержаны законом.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я буду краток.                                      
                                                                                
В принципе концепция законопроекта очень хорошая. Обратите внимание, он был     
подготовлен ещё в прошлом созыве, и надо сказать, что подготовлен он был на     
основе тех предложений, которые вносил ежегодно в своих посланиях Президент     
Российской Федерации, в то время ещё Дмитрий Анатольевич Медведев. Владимир     
Владимирович Путин, вновь избранный президент, в своих тезисах, касающихся      
демографической политики России, также внёс идею о том, что мы должны что-то    
делать, для того чтобы Россия всё-таки нормально развивалась в                  
демографическом плане, поэтому Илья Владимирович в своём законопроекте и        
предложил данную концепцию. А Правительство Российской Федерации, вместо того   
чтобы категорически не поддерживать данный законопроект, могло бы рассмотреть   
возможность выделения каких-то государственных субвенций в поддержку данного    
проекта применительно к тем же работодателям - это тот вопрос, который          
задавал Валентин Степанович, я с ним в этой части согласен, потому что не       
каждая женщина решится на то, чтобы без поддержки уделять больше внимание       
семье, детям и так далее. Поэтому у нас и количество детей в семьях небольшое   
- посмотрите, мы уже проигрываем значительно в этом отношении той же Америке    
и другим странам, которые значительно нас обогнали по уровню рождаемости и      
вообще по отношению к проблемам детства, а мы в этих условиях ещё и отдаём      
своих детей за границу!                                                         
                                                                                
Конечно, молодая мама, которая будет работать, имея ребёнка в возрасте до       
трёх лет, не всегда сможет уделять ему достаточное внимание, а это значит,      
что его будет воспитывать улица - вот такие будут условия воспитания.           
Вспомните те времена, когда в России мамы были, так скажем, освобождённые,      
пусть даже только у дворян, и занимались тем, что воспитывали, обучали          
нескольким иностранным языкам, а сейчас мы что видим? Насилие, которое идёт с   
телеэкранов, которое идёт со страниц газет... Во что мы превращаем будущее      
России?!                                                                        
                                                                                
То есть этот законопроект направлен на реализацию тех предложений, которые      
были высказаны в посланиях президента, и наша фракция не случайно внесла его    
в таком вот виде. Мы предлагаем принять его концепцию и ко второму чтению       
доработать, не отвергая сразу же, как категорически предложил соответствующий   
профильный комитет, не вдаваясь в подробности, не изучив детально документ,     
просто, так сказать, сухим языком отказав этой идее в существовании. А          
Правительство Российской Федерации могло бы поддержать его, предусмотрев        
государственные субвенции в поддержку данного закона.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Владимирович, вам три минуты достаточно будет для выступления?          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, тогда заслушаем выступление, а потом я объявлю    
перерыв.                                                                        
                                                                                
Валерий Владимирович Трапезников, пожалуйста.                                   
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, я выступаю от фракции, но буду краток.                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внимательно выслушала доводы комитета, тем более что    
их представил мой коллега. Мы считаем, что нужно отклонить данный               
законопроект хотя бы по одной главной причине - рынок труда очень жесток,       
механизм взаимодействия между работодателем и наёмным работником тоже.          
Правильно говорил оппонент из Коммунистической партии: вряд ли работодатель     
на это пойдёт, и, естественно, тут же произойдёт вымывание женщин с рынка       
труда, а им и сейчас трудно устроиться. Я считаю, что вполне достаточно того,   
что и в Трудовом кодексе, и в коллективных договорах регулируются               
взаимоотношения между работодателем и наёмным работником, никаких проблем с     
этим нет, а вводить это в рамках закона нецелесообразно.                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит решение Комитета по труду, социальной         
политике и делам ветеранов.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, время - 11 часов 59 минут. Я объявляю перерыв до 12.30, а    
после перерыва мы продолжим обсуждение данного законопроекта.                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2523 по 2566 из 6265
Продолжаем обсуждение 12-го вопроса повестки. Ильдар Ирекович, вы сняли своё    
выступление? Спасибо.                                                           
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают. Докладчик и              
содокладчик? Докладчик?                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Илья Владимирович Пономарёв.                                        
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
ПОНОМАРЁВ И. В. Я хотел бы кратко остановиться на тех моментах, которые были    
затронуты в ходе обсуждения, потому что мне, честно, непонятно - вроде я в      
своём докладе освещал вопрос относительно потери конкурентоспособности.         
Кстати, хочу сказать, что позиция комитета обоснована и подтверждена более      
весомыми аргументами по сравнению с теми, что выдвигались в ходе обсуждения,    
но это так, в качестве ремарки.                                                 
                                                                                
Главное, конечно, это вопрос о потере конкурентоспособности. Я хочу сказать,    
что и так сейчас есть все нормы, которые позволяют устанавливать сокращённый    
рабочий день, никаких в этом смысле новых дискриминационных действий,           
направленных на создание особых условий отдельным категориям работников, мы     
не предлагаем в рамках этого законопроекта, и это я подчёркиваю. Мы создаём     
другой механизм, мы уточняем механизм, даём возможность устанавливать           
сокращённый рабочий день более гибко и опираться не на коллективные договора,   
которые очень часто являются негибкими и действительно приводят к               
дискриминации целых категорий работников, причём тотально, на всём              
предприятии, а заключать адресные соглашения с каждым конкретным человеком. Я   
считаю, что мы в ходе обсуждения опять меняли местами право и обязанность. То   
же самое произошло у нас в Новосибирске, когда было принято судом решение       
профессорам Новосибирского университета запретить на какое-то время             
преподавать в знаменитой физматшколе новосибирского Академгородка, то есть      
опять были спутаны эти понятия - право и обязанность.                           
                                                                                
Я абсолютно убеждён, что если будет принят этот закон, то дискриминация         
работников не усилится, а, наоборот, мы создадим более гибкий, более            
понятный, более прозрачный инструмент, который позволит защищать наиболее       
незащищённые категории наёмных работников - родителей с маленькими детьми - и   
поможем тем самым решить демографическую проблему. Призываю всё-таки            
проголосовать в первом чтении за этот законопроект.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович.                               
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4956 по 4972 из 6265
12-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
статьи 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации".                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.45,3 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    207 чел.                                          
Не голосовало                 243 чел.54,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.