Заседание № 164
О проекте федерального закона № 556369-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования).
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает Наталья Петровна Санина - первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья. САНИНА Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект в первом чтении был принят Государственной Думой 23 октября, во втором чтении - 13 ноября 2018 года. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении практически все поправки были рассмотрены комитетом в присутствии представителей страхового фонда и лично Натальи Николаевны Стадченко. Нужно сказать, что данный законопроект в третьем чтении прошёл активное обсуждение в комитете, он подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, и, конечно, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Просим поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Петровна. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 32 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 556369-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования; принят в первом чтении 23 октября 2018 года с наименованием "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по охране здоровья Татьяны Игоревны Цыбизовой. Пожалуйста. ЦЫБИЗОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается ещё один дополнительный механизм решения кадровой проблемы в здравоохранении - софинансирование из нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования медицинских организаций. Внесены поправки. Все поправки - в таблице № 1, то есть предлагаются к принятию. Закрепляется ответственность регионов за несоблюдение тарифного соглашения, и в поправках предполагается, что эта норма будет действовать с 2021 года, поскольку ещё нуждается в доработке административный кодекс, кроме того, фиксируется и регламентируется положение о том, что на софинансирование имеют право только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие первичную медицинскую помощь. Комитет по охране здоровья граждан просит коллег-депутатов утвердить таблицу поправок и поддержать решение комитета о принятии законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 35 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 556369-7 "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к рассмотрению 17-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Николаевны Стадченко. Пожалуйста. СТАДЧЕНКО Н. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона разработан во исполнение 204-го указа Президента Российской Федерации в целях ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Средства для увеличения численности врачей, среднего медицинского персонала первичного звена учтены в субвенции, предусмотренной в проекте бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период. Указанный объём средств позволит дополнительно увеличить до 2021 года численность врачей на 21 тысячу, численность среднего медицинского персонала - на 40 тысяч. В законопроекте предлагается в период с 2019 по 2024 год средства для финансирования мероприятий по ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, предусматривать в нормированном страховом запасе территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Источником этих средств является субвенция на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования. Поскольку кадровые решения принимаются непосредственно в медицинских организациях, средства нормированного страхового запаса должны быть направлены напрямую из бюджета территориального фонда в медицинские организации. Порядок формирования и предоставления указанных средств из бюджета территориального фонда и использования их медицинскими организациями будет утверждён приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. Прошу поддержать проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Натальи Петровны Саниной. Пожалуйста. САНИНА Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В своём докладе Наталья Николаевна подробно изложила концепцию законопроекта. Законопроект рассмотрен нашим комитетом, мы отдаём себе отчёт в важности и актуальности данной проблемы. Основным ресурсом здравоохранения всё-таки являются медицинские кадры. Начальная подготовка кадров и последующее, последипломное образование обеспечивают доступность и качество медицинской помощи. Данный ресурс отличается от всех ресурсов здравоохранения, поскольку нельзя просто приобрести этот ресурс, инвестируя даже большие суммы денег. Поддержание кадрового потенциала - это непрерывный процесс, который требует пристального внимания непосредственно государства в долгосрочной перспективе. В настоящее время дефицит кадров существует, он составляет 27 140 врачей и 130 600 средних медицинских работников. Особенно нехватка кадров чувствуется в первичном звене. В указе Президента Российской Федерации № 204 сказано, что ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медицинскую помощь, - это основная цель и задача национального проекта в сфере здравоохранения. Только это может обеспечить достижение целевых показателей продолжительности жизни и снижения смертности. Законопроект предполагает финансовый механизм решения этой проблемы. В состав субвенций из бюджета федерального фонда включены расходы на увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала, для того чтобы были устранены как дефицит, так и диспропорция между количеством медработников тех или иных специальностей. Эти средства перейдут в нормированный страховой запас территориальных фондов и будут использоваться медицинскими организациями. Нас, конечно, волнует механизм расходования этих средств. Мы в комитете выразили своё согласие с Государственно-правовым управлением президента и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы относительно того, что это новое направление использования средств нормированного страхового запаса должно рассматриваться не в 51-й статье, а в 26-й статье соответствующего закона. На законопроект получен отзыв Счётной палаты, он без замечаний. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации концепцию законопроекта активно поддержало. Законопроект прошёл правовую экспертизу, получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по охране здоровья поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д. У меня вопрос к Наталье Николаевне. Вот на сегодняшний день на местах, особенно в сельской местности, не хватает врачей каких-то определённых специальностей. Раньше была очень хорошая система: по направлениям обучали молодёжь и направляли туда, где кадров не хватало. Сейчас эта система используется? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Я хочу сказать, что на сегодняшний день существует система целевого направления: субъект в рамках целевого направления обеспечивает обучение в медицинском вузе, а студент, обучившийся по целевому направлению, должен вернуться в медицинскую организацию, которая его направила, и пять лет там отработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Наталья Николаевна, очень часто на приёмах, куда ни придёшь, люди жалуются, что качество медицинской помощи падает, везде очереди, врачей нет, медсестёр нет. Если в сельской местности мы как-то этот вопрос решили, дав врачам по 1 миллиону рублей на покупку жилья, то, к сожалению, в больших городах, в районных центрах эта проблема остаётся. Конечно, хорошо, что нормированный страховой запас будет разрешено тратить на дополнительное профобразование медработников, но всё-таки остро стоит другой вопрос. Необходимо, чтобы средства могли быть потрачены в том числе и просто на подготовку и удержание работников на рабочих местах, ведь часто происходит так, что девушки, окончив медколледж, приходят на работу, а через полгода они уже беременные, вышли замуж. Конечно, хорошо, что происходит исправление демографической ситуации в стране, но мы должны как-то удерживать людей на рабочих местах, заполнять вакансии! Вот что вы думаете по этому поводу? И планируете ли вы принять какие-то меры, чтобы всё-таки вакансий медсестёр и врачей у нас в Российской Федерации не было, чтобы все вакансии были заполнены на 100 процентов? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Я хочу сказать, что на сегодняшний день в законе "Об обязательном медицинском страховании..." предусмотрено использование нормированного страхового запаса. В рамках действующего законодательства за счёт средств нормированного страхового запаса можно готовить как врачебный, так и средний медицинский персонал, то есть вот как раз после декрета, после выхода женщин из декретного отпуска их можно отправлять на обучение за счёт этих средств. Мы вносим изменение в статью 51, но, как уже сказала Наталья Петровна, нужно будет зеркально внести изменение и в статью 26 - это абсолютно справедливо. Мы предусматриваем к 2024 году укомплектацию в первичном звене, причём не только в сельской местности, а вообще везде, до 95 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Наталья Николаевна, внесение данного законопроекта, который направлен в том числе на решение проблемы дефицита медицинских кадров, - шаг, конечно же, положительный, но я хочу обратить ваше внимание вот на какой аспект. Специалисты говорят, что зарплата медикам начисляется по очень странной схеме: её средний размер определяется не величиной ставки, а суммируется из всех доплат и подработок врачей, так что без дополнительных нагрузок зачастую очень сложно заработать даже на пропитание, хотя официально зарплаты вроде как выросли. Эксперты отмечают, что статистику удалось подправить в основном за счёт того, что врачам и медсёстрам приходится трудиться по совместительству, а по факту работать больше, чем на одну ставку; сама же ставка увеличивается гораздо скромнее, вынуждая медика брать на себя всё новые виды дополнительной нагрузки. Получается, что размер зарплат в здравоохранении вроде бы и растёт и есть, о чём отчитаться, но это не результат работы региональных чиновников, а итог дополнительных усилий самих врачей. Прокомментируйте, пожалуйста. СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Я хочу сказать, что Министерство здравоохранения в лице департамента кадровой политики разработало положение об оплате труда, которое рекомендовано к использованию во всех субъектах Российской Федерации, потому что, как вы абсолютно справедливо говорите, раньше существовала диспропорция: сама заработная плата составляла 30 процентов, а все стимулирующие и остальные надбавки - 70 процентов. Так вот на сегодняшний день сама заработная плата должна составлять 70 процентов, а стимулирующие и прочие надбавки должны быть не более 30 процентов. Безусловно, есть субъекты, которые ещё до конца не привели в соответствие свои положения об оплате труда, но Министерство здравоохранения держит этот вопрос на особом контроле, и все субъекты до конца этого года приведут всё в соответствие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Наталья Николаевна, представляемый вами законопроект направлен на решение важнейшей проблемы - кадровой, и это правильно, это хорошо, но если кадры лишены инструментов, оборудования, лекарственных препаратов и так далее, то это, конечно, тоже проблема, и это будет снижать эффект от того, что мы решим проблему кадрового дефицита. Считаете ли вы возможным, чтобы, может быть не сейчас, а спустя какое-то время, в нормированный страховой запас были включены средства на решение этой проблемы? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Я хочу сказать, что в 2016 году мы с вами внесли в закон "Об обязательном медицинском страховании..." изменения, которыми дали право территориальным фондам использовать нормированный страховой запас на обучение медицинского персонала, как я уже говорила, на приобретение медицинского оборудования и ремонт медицинского оборудования. За два года работы (2016 и 2017 годы) субъекты сформировали нормированный страховой запас в объёме практически 17 миллиардов рублей, который расходовался в том числе и на медицинское оборудование. Я хотела бы ещё сказать, что модернизация медицинского оборудования проходила в 2011-2013 годах, уже достаточно давно, и парк медицинского оборудования на сегодняшний день изношен, поэтому национальные проекты, которые принимаются сейчас и реализация которых начнётся с 2019 года, предусматривают в том числе и приобретение медицинского оборудования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Пожалуйста, Наталья Петровна. Микрофон на трибуне включите. САНИНА Н. П. Уважаемые коллеги, да, использование этих средств на приобретение оборудования предусмотрено. Но кадровый вопрос - это, в общем-то, очень серьёзная межведомственная проблема. И нужно сказать, что в каждом регионе эта проблема должна решаться по-своему, например путём должного подбора лучших специалистов, поэтому лучшие ученики школ должны поступать в вузы. Так, в моём регионе, в Московской области, таким решением стала оплата ипотеки, для того чтобы обеспечить кадры ещё и квартирами. Нужно подумать, что в каждом регионе может быть важным для решения кадровой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 58 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.