Заседание № 170
О проекте федерального закона № 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Валентина Викторовна Кабанова, пожалуйста. КАБАНОВА В. В. Указанный проект федерального закона во втором чтении был принят Государственной Думой 4 декабря 2018 года. Законопроект прошёл все экспертизы без замечаний. Предлагается принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 29 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении 23 октября этого года, ко второму чтению изменений не претерпел. Он подготовлен к принятию во втором чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, законопроект второго чтения, таблиц поправок нет. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 29 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 556366-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Доклад официального представителя правительства заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Николаевича Пудова. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", который устанавливает, что в 2019 году и в плановый период 2020 и 2021 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний выплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые предусмотрены федеральным законом о тарифах и страховых взносах на 2006 год. Таким образом, в законопроекте сохраняются условия установления и размеры тарифов, действующие в 2018 году: 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование (дифференцирование тарифа от 0,2 до 8,5 процентного пункта) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Докладываю вам, что на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51 процентного пункта к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных. При этом поступления страховых взносов в 2019 году составят 121,8 миллиарда рублей, в 2020-м - 128,7 миллиарда, в 2021-м - 137,4 миллиарда рублей, что достаточно для обеспечения в полном объёме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования других расходов, предусмотренных законодательством. Принятие данного федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Прошу поддержать проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Валентины Викторовны Кабановой. Пожалуйста. КАБАНОВА В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект очень подробно и очень объективно рассматривался на заседании Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, и хотелось бы отметить, что было очень много разных предложений. Я не буду на них подробно останавливаться, потому что Андрей Николаевич в своём докладе рассказал нам о том, что данный законопроект, самое главное, сохраняет все тарифы, которые ранее были утверждены, причём не недавно, а с 2005 года. У комитета по труду и социальной политике есть замечания: надо бы уже менять подход к данным тарифам, но, учитывая, что такая непростая ситуация сейчас, мы пришли к выводу, что нужна стабильность и на ближайшее время надо оставить тарифы в тех же размерах. Но самое главное - это то, что правительство учло предложения комитета по труду и социальной политике и впервые увеличивает расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию пострадавших и обеспечение предупредительных мер по сокращению количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Всё-таки 30 процентов сумм страховых взносов по данному виду страхования будет направлено людям, которые в этом нуждаются, и разница между 20 и 30 процентами указанных сумм будет направлена на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. Предлагаем данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотела бы Андрею Николаевичу задать вопрос. Остаются средства данного фонда, которые предприятия могут использовать на улучшение рабочих мест? ПУДОВ А. Н. Спасибо большое за вопрос. В соответствии вот с теми планами, о которых сейчас было сказано, мы увеличиваем средства, направляемые на предупредительные меры, с 20 до 30 процентов, что позволит порядка 18 миллиардов рублей направить страхователю на улучшение специальной оценки условий труда, вообще в целом на улучшение условий труда работников, занятых на специальных рабочих местах. В принципе освоение там довольно высокое, близко к 90 процентам, то есть высокий процент освоения. Когда работодатели обращаются к нам при наличии прав, они всегда этот ресурс получают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Николаевич, по данному виду страхования наблюдается профицит, и вы понимаете, что средства, которые остаются в резерве, - это средства работодателей. Вы не первый год рекомендуете фонду закрывать дефицит средств по страхованию по временной нетрудоспособности профицитом от страхования от несчастных случаев. Вообще, с точки зрения логики и порядка такое замещение невозможно, то есть это не ваши средства, вы не можете дефицит по одному виду страхования закрыть деньгами работодателей по другому виду страхования. Вопрос: планирует ли правительство, скажем так, проводить операции, корректные с точки зрения бюджетного законодательства? И какие условия, на ваш взгляд, необходимо для этого выполнить? ПУДОВ А. Н. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Действительно, это два разных вида страхования, но они осуществляются одним страховщиком, и в ситуации, когда по одному виду страхования генерится профицит, а по другому виду страхования имеется дефицит, понятна логика правительства, понятно наше предложение этот ресурс перераспределить между этими видами страхования. При этом я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы все эти решения акцептуем на заседаниях Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Нам представляется, что в условиях, когда при страховании от несчастных случаев уплачивается по 1-му классу опасности достаточно высокий тариф за бюджетников, которые весь ресурс не... Это и есть на самом деле в некотором смысле финансирование дефицита по временной нетрудоспособности и по беременности и родам соответственно. С нашей точки зрения, эта ситуация в правовом смысле решаемая - я могу сказать, что мы смотрели прогноз на долгосрочную перспективу, до 2035 года, и увидели, что по временной нетрудоспособности при тех макроусловиях, которые есть сейчас, мы выходим в 2022 году на бездефицитный бюджет по обоим видам страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Андрей Николаевич, я не знаю, вы специально - искусственно, для второго чтения, для следующего законопроекта - проигнорировали замечания Счётной палаты, которая обращает ваше внимание на необходимость усовершенствовать систему расчёта страховых тарифов путём приближения их размера к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве? Без этого законопроект, то, о чём вы говорите... По большому счёту, концепция именно в этом, а так это теряет смысл! Повторяю: ко второму ли чтению, к отдельному ли закону?.. Но о чём тогда речь в законопроекте, если вся концепция в том, о чём пишет Счётная палата? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Ирина Михайловна. Я отвечу на него следующим образом. Дело в том, что само страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве построено по принципу, как я уже говорил, разделения на 32 класса опасности, и каждый из классов опасности имеет свой тариф. Понятно, что по 1-му классу опасности, я ранее об этом говорил, генерится профицит, потому что это, как правило, бюджетная сфера, там тариф всего 0,2, а не 8,5, как, допустим, для шахт, где последний, 32-й класс опасности. В этом и есть смысл перекрытия страхования, когда, грубо говоря, выплаты по начальным классам опасности при достаточно низком тарифе, а именно они у нас генерят основной профицит, перекрывают самые большие расходы, которые идут по последнему классу опасности. Приведу конкретные цифры: если взять объективный расчёт тарифа страхового взноса по 32-му классу опасности, куда отнесены шахты, производства, на которых высокий уровень несчастных случаев и профзаболеваний, то тариф должен быть порядка 40 процентных пунктов, а это нереализуемо для страхователя. Мы каждый год в рамках рабочих групп и российской трёхсторонней комиссии рассматриваем вопрос, связанный с изменением тарифа страховых взносов по несчастным случаям на производстве и профзаболеваниям, и каждый раз, представляя этот вопрос (а мы предлагали дифференциацию и на 52 класса опасности), приходим к выводу, что сегодня есть баланс - баланс интересов, чтобы этот тариф сохранить. Он является взаимовыгодным для всех сторон, изменение тарифа в зависимости от класса опасности будет означать, что если тем, кто относится к классам более высокой опасности, реально установить тот тариф, который является обоснованным, не перекрывая это за счёт других классов опасности, то это, извините, вообще может привести к экономической невыгодности их деятельности. На сегодня, как нам представляется, обеспечивается баланс интересов. Мы к этому вопросу действительно подбираемся, но мы видим, что его надо смотреть в комплексе, в целом, совершенствуя 125-й федеральный закон, в рамках которого в принципе, как мы сейчас видим, акцент с самих выплат необходимо перенести на профилактику профзаболеваний, что позволит в перспективе подойти к решению вопроса о снижении тарифов в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 58 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.