Заседание № 226
О проекте федерального закона № 556069-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части установления порядка внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Александр Павлович Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен для голосования в целом. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (09 час. 55 мин. 37 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается единогласно в третьем чтении.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 556069-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части установления порядка внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад Александра Павловича Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ко второму чтению поступило 13 поправок. Они включены в две таблицы: 11 поправок включено в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, две поправки - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. В основном поправки носят юридико-технический характер. Комитет рекомендует Государственной Думе обе таблицы утвердить и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 41 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 07 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 31 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемые коллеги, комитет просит рассмотреть данный законопроект в третьем чтении на завтрашнем заседании, 10 июля. Он подготовлен к третьему чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Нет. Включаем в повестку на завтра.
Заседание № 213
О проекте федерального закона № 556069-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части установления порядка внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
34-й вопрос, о федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Игоревич Бутовецкий. Пожалуйста, Алексей Игоревич. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представляются поправки к закону "О государственной регистрации недвижимости". С одной стороны, законопроект достаточно простой, с другой стороны, очень важный. В настоящее время система Росреестра оказывает 374 миллиона услуг в год, это 12 услуг в секунду, то есть, пока мы с вами находимся в этом зале, каждую секунду Росреестр оказывает 12 услуг. За последние годы объём услуг Росреестра увеличился в 4 раза, это показатель работы рынка недвижимости, качества наших услуг. Вместе с тем у нас есть такая процедура, как приостановление оказания государственной услуги. Что такое приостановление? Это всегда сорванные планы конкретного человека, это какие-то вопросы, связанные со сделками с недвижимостью, это могут быть вопросы, связанные с переездом, то есть человек подал документы, но услугу не получил, и это всегда расстройство для человека. В 2020 году мы поставили перед собой задачу максимально сократить количество приостановлений. К примеру, за 2022 год количество приостановлений у нас уменьшилось на 1,2 миллиона, по некоторым видам услуг приостановления сведены к нулю. Но тем не менее не буду скрывать, что, к сожалению, в нашей системе встречаются и необоснованные приостановления, с которыми мы боремся различными методами, в том числе и кадровыми. По основной нашей услуге, наиболее сложной, - это государственная регистрация прав - у нас отсутствует процедура внесудебного обжалования приостановления, то есть всегда в случае такого приостановления человек должен обращаться в суд, что, естественно, вызывает дополнительные расходы, тратятся нервы и время конкретных людей. Законопроектом предлагается предусмотреть поправки к закону о регистрации недвижимости, чтобы человек не ходил в суд и мог во внесудебном порядке оспорить такое решение. О каких цифрах идёт речь? У нас по регистрации в месяц примерно 25 тысяч приостановлений. Нам удалось за прошлый год сократить практически в 2 раза: в начале года было 2,19 процента, в конце года было 1,56, то есть мы планомерно сокращаем, но всё равно считаем, что гражданам нужно помочь и такой инструмент внедрить. Мы модернизируем те апелляционные комиссии, которые есть у нас в каждом субъекте, дополним их необходимыми представителями и будем реализовывать опять же в каждом субъекте для граждан в электронном виде в простой форме возможность обжалования во внесудебном порядке приостановлений по государственной регистрации. Уверены, что это гражданам поможет и количество необоснованных приостановлений ещё сократится. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич, присаживайтесь. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не буду ещё раз уходить в суть законопроекта, Алексей Игоревич очень подробно рассказал, привёл интересные статистические данные, которые ещё раз подчёркивают актуальность темы и тех новелл, которые предлагает нам правительство. Отмечу один аспект. Комитет отмечает, что обращение в апелляционную комиссию является правом заявителя, никоим образом это не обязанность, так что мы действительно расширяем для человека, заявителя возможность защищать свои права как в судебном порядке, так и во внесудебном, административном порядке, обращаясь непосредственно в апелляционные комиссии, при этом понимая, что в апелляционной комиссии гораздо быстрее можно решить свои вопросы и сделать это бесплатно, а обращение в суд - это судебные расходы в виде государственной пошлины, расходы на представителя, ну и по времени это гораздо дольше. Но опять-таки, наш комитет, решая вопросы правового обеспечения судебной деятельности и судебного процесса, понимает, что это порой необоснованная нагрузка на суды, их тоже надо освобождать от такой рутинной деятельности, тем более когда вопрос спокойно можно решить во внесудебном порядке. Есть и ряд других очевидных плюсов для граждан, рассчитывающих защитить своё право. Я также хотел бы отметить, что такой внутренний контроль вышестоящих руководителей апелляционной коллегии за регистраторами повысит и качество регистрационных действий, и ответственность должностных лиц. Всё это позволяет нам просить палату поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Метшин Айдар Раисович, пожалуйста МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Игоревич, не просто поддерживая законопроект, а считая, что он архиважный, - он не такой, может быть, масштабный, как кажется, но очень важный - я хотел бы уточнить. Снижая нагрузку на судебную систему, что и разумно, и логично, мы в то же время переносим её, безусловно, на апелляционные комиссии. Есть ли в регионах необходимый кадровый ресурс, даже не резерв, а ресурс, возможность для организации данных комиссий? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Могу уверенно сказать, что мы справимся, достаточно существующих кадров. Мы не просим в законо ни дополнительной численности, ни дополнительных помещений, оборудования и так далее. Здесь на первом месте законные интересы граждан, и мы готовы, понимаем, что это будет увеличение нагрузки, но сделаем всё в пределах существующих возможностей. Опыт у нас большой, потому что апелляционные комиссии давно рассматривают вопросы кадастрового учёта. Понятно, что объём добавится серьёзный, поэтому мы просим установить отложенный срок вступления закона в силу, чтобы мы могли это сделать, но, ещё раз говорю, мы справимся с этой нагрузкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Скажите, пожалуйста, каким будет предполагаемый порядок формирования апелляционных комиссий, каковы требования к их составу? Планируется ли установить чёткие основания и критерии для принятия комиссиями решений? Оценивались ли возможное количество обращений в комиссии, достаточность устанавливаемых сроков рассмотрения, а также финансовые затраты? И как участвовало профессиональное сообщество в разработке этого законопроекта? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы. Начну, наверное, с последнего. Все процедуры, которые предусмотрены сегодня регламентом правительства, в том числе оценку регулирующего воздействия и рассмотрение в рабочих группах, которые были созданы с участием бизнес-сообщества в рамках регуляторной гильотины, естественно, мы прошли. Бизнес-сообщество и профессиональное сообщество, конечно же, законопроект поддержали: они как никто понимают его значимость. С точки зрения процедуры работа апелляционной комиссии достаточно просто выстраивается: апелляционная комиссия должна будет проверить наличие оснований для приостановления, которые напрямую предусматриваются в законах. В состав апелляционной комиссии входят как представители органа регистрации прав, так и представители бизнес-сообщества, что уравновешивает здесь интересы, чтобы не было каких-то конъюнктурных или каких-то подковёрных решений. Всё должно быть прозрачно. Ещё раз говорю, опыт по кадастровому учёту у нас достаточно большой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С. Алексей Игоревич, безусловно, 12 услуг в секунду - очень важный показатель и закон, наверное, нужный, но вы же сейчас приостанавливаете регистрацию, вы же сейчас этим занимаетесь - скажите, пожалуйста, зачем вам нужен закон? У вас же есть ведомственные инструкции, у вас есть - правительства. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Сегодня в законе отсутствует возможность внесудебного обжалования приостановления государственной регистрации прав. То есть что получается? Сейчас у человека, который получил приостановку по регистрации, нет никаких возможностей, кроме как обращаться в суд. Я могу сказать, что система Росреестра практически суды не проигрывает, у нас меньше десятой доли процента в год проиграно судебных решений. Мало того что человек потратит деньги, время и силы, он ещё и вряд ли выиграет, потому что всё-таки тяжело по таким специфическим вопросам выиграть в суде. Поэтому мы и предлагаем не мучить граждан и предусмотреть напрямую в законе механизм внесудебного обжалования. Как сказал Даниил Владимирович, это право. Мы не будем всех гнать в эти апелляционные комиссии. Если ты не хочешь идти в суд - пожалуйста, у тебя будет альтернативный вариант. На наш взгляд, это как раз такое, больше народное решение, совершенно правильное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Даниил Владимирович, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 33 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 556069-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части установления порядка внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы просим перенести рассмотрение 15-го вопроса в связи с болезнью представителя правительства, видимо, пока на неделю или на две. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Всё бывает. Пожалуйста, Синенко Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, я именно по этому вопросу тоже хотел выступить: прошу поддержать перенос, наверное, на 21 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 21-е. Коллеги, нет возражений, если мы рассмотрение вопроса, о котором говорил Павел Владимирович Крашенинников, под пунктом 15 перенесём на 21 мая? Нет возражений? Нет. Принимается.