Заседание № 180
О проекте федерального закона № 555506-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части увеличения капитала банков).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект тоже прошёл все экспертизы, просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Кашин Борис Сергеевич, Гартунг Валерий Карлович. Ещё есть? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БУРЫКИНА Н. В. Не по этому, он по ОСАГО... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лысаков, по какому вопросу? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, но вовремя реагируйте. Спасибо.
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". По мотивам голосования - Кашин Борис Сергеевич. Пожалуйста, Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, я два раза выступал по этому законопроекту и не стал бы в третий раз, как говорится, отнимать ваше время, но обращаю ваше внимание на то, что речь идёт об одном триллионе рублей, и парламентская фракция, достаточно крупная, считает, что мы в очередной раз, причём в особо крупных размерах, путаем государственный и частный карманы, что реализуется принцип, который, казалось бы, уже начали подзабывать, когда прибыль приватизируется, а убытки национализируются. Несмотря на то что мы к этой теме пытались привлечь внимание, было всего две публикации - на сайте "Информ-24" и в газете "Советская Россия", и всё, заговор молчания! Почему? Это явно не случайно - это говорит об очень тяжёлом положении в средствах массовой информации, которые так же, как и наша власть, находятся под очень сильным влиянием коммерческих банков. Что предлагается этим законопроектом? Речь в нём идёт о так называемых привилегированных акциях. Прочитайте закон "Об акционерных обществах", и вы поймёте, что фактически под маркой привилегированных акций у нас подаются так называемые репрессированные акции, - нам надо в законодательстве ввести термин "репрессированные акции", то есть акции, для покупки которых, как говорится, требуются деньги, но прав они не дают. Вот что придумало наше правительство! Причём это касается тех случаев, когда государство, правительство, будет покупать акции исключительно частных банков, давать им бюджетные деньги, не получая никаких гарантированных доходов, - это абсолютно ненормально! Что касается Сбербанка, даётся кредит в размере 500 миллиардов без обеспечения, ставка существенно ниже рыночной. И встаёт вопрос - почему? Когда мы просим Сбербанк помочь тому или иному предприятию, слышим в ответ, что они действуют на рыночных принципах, что это коммерческий банк, - соответствующее вознаграждение там получают все руководители, а с какой стати мы должны банк, в котором почти половина - частная собственность, вот таким образом за народный счёт поддерживать?! Хотя бы приняли обязательство снизить комиссию для граждан, которых они часто просто, так скажем, обирают, - ничего этого не делается! Я считаю, что в принципе такие законы должны быть предметом рассмотрения в суде, в том числе и в Конституционном Суде, потому что мы не можем постоянно путать государственный и частный карманы! Мы против этого законопроекта! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
По мотивам - Гартунг Валерий Карлович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наталья Викторовна, я и рад бы покороче, но когда пилится триллион рублей, то не могу, понимаете?! Давайте обратим внимание на сам факт, и если мы не можем это предотвратить, то хотя бы пусть люди об этом узнают; правда, я сильно сомневаюсь, что пресса об этом напишет, но мы постараемся об этом рассказать. Вы знаете, я не связывал бы этот законопроект с поддержкой финансовой системы, потому что поддержки финансовой системы здесь нет: только несколько частных банков получают - минуточку внимания! - триллион рублей из Фонда национального благосостояния! В нынешней ситуации, когда для того, чтобы стабилизировать ситуацию с бюджетом Пенсионного фонда и вообще с федеральным бюджетом, мы изымаем у населения их пенсионные накопления, - задумайтесь: мы у населения пенсионные накопления изымаем! - некоторым частным банкам мы даём триллион, в разы больше даём! Коллеги, ну как же так?! Вот на последних заседаниях, под занавес работы Думы, буквально несколько таких законопроектов прошло, например по Сочи, в соответствии с которым в частную собственность можно будет передавать без конкурсов и аукционов государственную собственность тоже на триллионы рублей, - господа, мы что, такие богатые?! Так давайте об этом гражданам скажем! Давайте дадим денег жертвам политических репрессий, давайте дадим денег детям погибших защитников Отечества, которые годами обращаются в Думу... И, кстати, Александр Дмитриевич, когда вы были заместителем председателя правительства, вы говорили, что нет денег, что у нас детей погибших защитников Отечества миллионы и у нас нет на них денег, - как "нет денег"?! Для нескольких банков триллион рублей у нас есть, а нескольких миллиардов для миллионов детей погибших защитников Отечества у нас нет?! (Шум в зале.) Теперь о том, что касается поддержки финансовой системы. Финансовую систему, конечно, нужно поддерживать, но поддерживать её надо другим способом. Ведь сегодня проблемы на рынке кредитования связаны не с тем, что нет денег, а с тем, что заёмщики не могут брать кредиты, потому что у нас спад производства, причём очень существенный, и у заёмщиков не хватает имущества, которое идёт под залог, потому что его оценивают в два-три раза дешевле, чем оно стоит на самом деле. То есть промышленность брать кредиты не может, хотя они ей очень нужны, и сегодня спад производства происходит именно из-за недофинансирования оборотных средств. Какие альтернативные меры мы предлагаем? Надо помогать не банковской системе и тем более не частным банкам, а заёмщикам, особенно тем, кто обеспечивает существование очень многих рабочих мест. Мы сегодня боремся за то, чтобы у нас количество рабочих мест не сокращалось, потому что иначе понадобятся дополнительные средства, ещё триллионы, чтобы поддерживать людей, потерявших работу, и можно не поддерживать этот законопроект, а направить этот триллион на поддержку... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 30 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 91 чел.20,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 555506-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Три законопроекта второго чтения Натальей Викторовной Бурыкиной предложено дополнительно включить в порядок работы. Соглашаемся? Да.
Пункт 4 дополнительной повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило шесть поправок, из них три рекомендуются комитетом к принятию, они включены в таблицу № 1, и три рекомендуются комитетом к отклонению, они включены в таблицу № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 06 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается таблица. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Депутату Кашину Борису Сергеевичу включите микрофон. КАШИН Б. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, я внёс три поправки, одну из них предлагаю вынести на обсуждение, это поправка 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 49 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8 % Результат: принято Принимается таблица. По поправке 1 включите микрофон депутату Кашину. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я вчера выступал по поводу этого законопроекта и не буду повторяться. Прежде всего обращаюсь к представителям так называемых оппозиционных фракций. Вот фракция ЛДПР сегодня с утра говорила о том, что все деньги, каждый рубль бюджетный должен использоваться в интересах народа, а фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" возмущалась срочностью принятия закона о рекламе пива, так вот этот законопроект гораздо опаснее, ну, во всяком случае, вполне сравним с теми, о которых вы говорили: он направляет огромные средства, так скажем, в лимите 410 миллиардов рублей, на прямую поддержку коммерческих банков, в том числе частных - не только банков с госучастием, но и частных, - это, с моей точки зрения, растранжиривание государственных средств! Чем это всё мотивируется? Есть аргумент, что необходимо помочь этим банкам соответствовать нормативам "Базеля-3" по достаточности капитала, но, во-первых, это в первую очередь их проблемы, а во-вторых, у нас в июне на заседании рабочей группы выступал заместитель председателя Центрального банка по отчёту ЦБ, и мы его специально спросили, и есть стенограмма, где прямо написано, что к переходу на стандарты "Базель-3" мы спокойно, как говорится, подготовились и проблем больших не видим, так что это абсолютно непонятная аргументация. Но главное то, что поправкой, ещё раз хочу сказать, предлагается оставить всё, как они уже написали, но обеспечить доходность тех привилегированных акций, которые правительство собирается покупать, в скромном размере 6,5 процента годовых - это ниже, чем ключевая ставка, это вообще, так скажем, минимально разумное число, то есть правительство купит эти привилегированные акции, которые ничего, абсолютно никаких привилегий не дают! Кроме всего прочего, это ещё и издевательство над корпоративным законодательством: сама идея привилегированных акций переворачивается вот таким хитрым образом, но главное - мы ничего не будем получать и вернуть эти деньги уже не сможем. Так что, как говорится, я обращаю внимание всех присутствующих на то, куда нас тянут, и предлагаю поддержать эту поправку всем оппозиционным фракциям, а также тем депутатам из "ЕДИНОЙ РОССИИ", которые, так сказать, чувствуют независимость определённую. Вот такая аргументация. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, вчера мы всю эту аргументацию тоже внимательно выслушали на заседании комитета. Что хотелось бы сказать по существу? Во-первых, в законопроекте написано, что решение по таким субордам будет всё-таки принимать правительство, и пока что решения правительства о том, какие это будут банки, как вы говорите, частные или не частные, мы не видели, кроме отдельного банка, который называется Сбербанк Российской Федерации. Второй момент. Мы всегда говорим о доступности кредитов, о том, чтобы кредитовать реальный сектор экономики. В данном случае, скажем так, платность этого ресурса не позволит нам кредитовать действительно недорого серьёзные инфраструктурные проекты, которые важно развивать в Российской Федерации. С учётом изложенного комитет не поддерживает данную поправку в данной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 03 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Законопроект выносится на "час голосования". Включите микрофон на центральной трибуне. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, если данный законопроект будет поддержан во втором чтении, просьба поставить его в повестку на 4 июля, на пятницу, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Далее, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 08 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 91 чел.20,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 555506-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части увеличения капитала банков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
51-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Алексей Владимирович Моисеев, пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Позвольте представить вашему вниманию законопроект, направленный на обеспечение возможности банковской системы наращивать кредитование российской нефинансовой сферы, российских компаний. В последние месяцы Российская Федерация, как вы знаете, столкнулась с частичным ограничением внешнего финансирования, многие российские компании, практически все, которые раньше использовали возможности по привлечению кредитных ресурсов со стороны внешних рынков, сейчас вынуждены переориентироваться на внутренние рынки Российской Федерации. Таким образом, сейчас резко возрос спрос на кредиты со стороны российских банков и соответственно резко выросла потребность в докапитализации банковской системы. Кроме того, в силу ряда регуляторных изменений, связанных с международными обязательствами Российской Федерации, сумма выданных в 2009 году субординированных кредитов сейчас должна вычитаться из капитала банковской системы, так как подходит к концу вот этот минимальный пятилетний срок до погашения, когда эти средства могут использоваться в качестве капитала. Таким образом, мы столкнулись с двойной проблемой и необходимостью докапитализации российского банковского сектора и предлагаем вам рассмотреть законопроект, в соответствии с которым выданные в 2009 году субординированные кредиты Внешэкономбанка переоформляются либо в бессрочные, то есть пятидесятилетние - совсем бессрочных у нас нет - с правом пролонгации субординированные кредиты, либо в привилегированные акции финансовых организаций, которые в 2009 году участвовали в этой программе, а это крупнейшие российские банки, как частные, так и с государственным участием. Мы полагаем, что законопроект носит очень, скажем так, актуальный характер в первую очередь в связи с тем, что, как я уже сказал, очень резко выросли запросы на получение кредитных ресурсов от российских банков из-за закрытия международных рынков капитала для российских компаний. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, предыдущий оратор достаточно подробно изложил в докладе суть законопроекта. Действительно, в Российской Федерации есть проблемы, связанные с тем, что наша банковская система недокапитализирована, и сейчас государство идёт по пути докапитализации определённых банков, в которых имеет непосредственное участие. В данном случае мы такую конструкцию докапитализации банковской системы поддерживаем. К законопроекту имеются замечания, они носят в основном технический характер. С учётом изложенного предлагаем поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Алексей Владимирович, привилегированные акции по определению являются привилегированными потому, что обеспечивают держателям получение дивидендов, а в данной конструкции это не предусмотрено. Вот как вы видите, в чём смысл привилегированного, так скажем, положения этих акций, которые будут куплены нашим правительством? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос, Борис Сергеевич. Во-первых, мы действительно этим законопроектом вводим в некотором роде новый вид привилегированных акций. Связано это с тем, что мы, конечно, хотели бы получить обычные привилегированные акции, но при этом мы не хотим увеличить долю государства в банковском секторе. Кроме того, мы не покупаем акции, мы переоформляем те средства, которые уже были вложены правительством в капитализацию банковской системы, то есть происходит только переоформление средств, которые были выданы раньше, никаких новых средств в данной ситуации не тратится. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, настоятельная необходимость в докапитализации банковской системы не вызывает сомнения, но предложенный механизм, по-моему, всё-таки не очень прозрачен. Не рассматривали ли вы какие-то другие варианты? Вот вы сказали, что через субординированные кредиты больше нельзя докапитализировать банковскую систему, но, может, действовать через увеличение доли государства или использовать какие-то ещё механизмы, более понятные и более прозрачные в рамках действующего Гражданского кодекса? Не рассматривали ли вы другие варианты? МОИСЕЕВ А. В. Мы остаёмся в рамках действующего Гражданского кодекса: мы не предлагаем вносить поправки в Гражданский кодекс, мы вносим, предлагаем внести поправки в другие законы. Что касается других вариантов, то, понимаете, нам надо было одновременно соблюсти несколько условий. Первое: нам надо было сделать так, чтобы инструменты, которые были выданы, продолжали учитываться в капитале. Второе: мы хотели подыскать инструмент, который не потребует дополнительных расходов со стороны бюджетов, любых бюджетов Российской Федерации или внебюджетных фондов, каких угодно, не потребует никаких новых денег. И третье: мы, конечно, не хотели бы наращивать долю государства в банковской системе, нас за это, вы знаете, критикуют часто, и поэтому мы, собственно говоря, шли по пути реализации этого направления, потому что, повторяю, мы не хотели долю государства как владельца банковской системы наращивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, законопроект далеко не технический, как сказали с трибуны. Мы на протяжении долгих лет - я вот данные с 2009 года проанализировал - регулярно поддерживаем банки, которые, в общем-то, жиреют, в то время как наш реальный сектор загибается. Вот в прошлом году банки в стране получили, заработали 994 миллиарда рублей. Если брать сумму и за позапрошлый год, за два года, то 2 триллиона рублей - и мы ещё дополнительно планируем увеличить капитал банков! А промышленность сидит вообще на голодном пайке, она в минусе находится! Так может, нам больше не укреплять эти банки? Пусть они свои 2 триллиона направляют на поддержку реального сектора, ведь деньги-то поступают как раз от населения и от бизнеса, за счёт этого они получили 2 триллиона, так пусть отдадут назад, и не надо никаких дополнительных взносов в капитал! По-моему, так будет логичнее. МОИСЕЕВ А. В. Ну, у меня очень короткий ответ на ваш вопрос. Большая часть из тех 2 триллионов, про которые вы сказали, как раз была направлена на докапитализацию банков, многие банки практически в полном объёме... большая часть этих денег действительно пошла в капитал, просто у нас резко увеличился темп роста активов из-за того, что с западных рынков компании переходят на внутренние. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Владимирович! Здесь было приведено очень много специфических определений, не знаю, может, я один только не понимаю этого всего, наверное, весь зал понимает, но я хочу задать простой вопрос: правильно ли я понимаю, что этим законопроектом мы отдаём почти триллион рублей банкам, в том числе коммерческим, и назад мы их уже никогда не получим - ни в Фонд национального благосостояния, ни в Центральный банк? То есть эти деньги мы отдаём банкам и, как говорится, получаем бумажку - привилегированную акцию, которая ни уму ни сердцу, ни дивидендов не даёт, ни голоса дополнительного на собрании акционеров и так далее, это так на самом деле? МОИСЕЕВ А. В. Сергей Николаевич, нигде не написано, что дивидендов не будет, - дивиденды могут быть. Единственное, что мы здесь меняем, - это что не будет гарантированных дивидендов. Это связано с международными обязательствами нашей страны по соглашениям, которые мы ратифицировали, с тем, что учитывается, что не учитывается... Очевидно, что в те годы, когда банки будут зарабатывать, с прибыли мы будем, конечно же, ожидать от них дивидендов по этим акциям. Это первое. Второе. Мы не выдаём триллион рублей, мы переоформляем уже ранее выданный триллион рублей, как я уже говорил. Понимаете, дело в том, что такая доля банковского сектора - и правительства многих стран приходят к этому, - что надо его докапитализировать, если необходимо обеспечить кредиты экономике. Мы сейчас оказались в экстраординарных условиях: в течение предыдущих десяти лет российские компании активно занимали на внешних рынках - сейчас их нет, нам надо переориентировать все компании на внутренние рынки, для этого банкам нужен капитал - вот и вся нехитрая логика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Я постараюсь коротко, я не от фракции выступаю. Уважаемые коллеги, вот сегодня нам дали журнал, наш журнал "Российская Федерация...", где напечатана статья «"Кнуты и пряники" новой экономической доктрины», в которой есть ссылка на слова Президента России Владимира Владимировича Путина: он констатировал (цитирую), что "ныне действующая экономическая модель... себя полностью исчерпала" и что её надо менять. Посмотрим, как же мы меняем. Сегодня мы вносим законопроект, поправки в закон, который мы приняли в 2008 году, - тогда мы существенно поддержали наши банки - там свыше 200 миллиардов долларов. Буквально меньше года прошло (вы забыли, наверное, об этом), и 26 июня 2009 года мы рассмотрели ещё два законопроекта на эту же тему: один назывался точно так же, как сегодняшний, вернее, "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", он был принят сразу в трёх чтениях, и подчёркиваю: ни часа не дали на доработку, его сразу приняли в трёх чтениях, а второй законопроект - "О внесении изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы...", его тоже приняли сразу в трёх чтениях. То есть сразу в трёх чтениях приняли оба законопроекта, и тогда - стенограмму посмотрите! - говорилось, что все проблемы взаимоотношений банков и реального сектора практически мы снимем. Прошло пять лет, но эти проблемы не только не снялись, они ещё больше обострились, наши банки, которые получают прибыль по триллиону с лишним ежегодно, оказывается, не могут финансировать наш реальный сектор, да, они финансируют торговлю, но практически не финансируют в нужном объёме ни промышленность, ни тем более сельское хозяйство. И мы сами нашими государственными программами подталкиваем наш бизнес, средний, малый и крупный, идти за деньгами именно в банки. Вот я привожу данные из нашего бюджета, за который мы с вами проголосовали и который 2 декабря прошлого года подписал Президент Российской Федерации: станкоинструментальная промышленность - ноль, сельхозмашиностроение - ноль (это на три года), дали только на автомобильную промышленность, на лёгкую промышленность - в 60 раз меньше, на транспортное машиностроение - в 15 раз, на тяжёлое машиностроение - в 60 раз меньше. Мы их подталкиваем идти в эти банки, а потом говорим, что там какое-то напряжение! Я думаю, что нам необходимо всё-таки было прислушаться к словам президента и подумать об усилении государственной поддержки нашей экономики, нашего малого и крупного бизнеса, особенно в промышленности. Тогда не будет возникать такой ситуации, о которой мы говорим сегодня в связи с этим законопроектом. Если мы этого не сделаем, мы постоянно будем ходить по кругу, вкачивать деньги в банки, а реальный сектор будет постоянно в провале. Я думаю, хотя бы к президенту надо прислушаться! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. Борис Сергеевич, вы семь минут попросите? КАШИН Б. С. Сергей Евгеньевич, уж извините, но... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста-пожалуйста. КАШИН Б. С. Этот законопроект на самом деле политический, он создаёт механизм безвозмездной передачи государственных средств, в том числе средств Фонда национального благосостояния, коммерческим банкам, и имеет, я бы сказал, беспрецедентный характер. Может показаться, что эти действия исполнительной власти импульсивные: пришли банкиры, попросили, сказали, что всё плохо, но очевидно, что это та же хитрость, которая была использована и год назад, - когда в последнюю пятницу июня, на последней неделе, вносится законопроект. Тогда вносился законопроект об Академии наук с целью её ликвидации, тогда каким-то образом нам удалось сохранить её, - спасибо! - но цель-то была обозначена, и за два дня с подачи одного из депутатов мы должны были всё это осуществить. Другое дело, что тогда были массовые протесты, потому что люди понимали, к чему это приведёт, а сейчас граждане в большинстве своём не понимают, что предлагается, и мы успешно вот эту разрушительную меру, видимо, реализуем. Кстати, между законом о РАН и вот этим законопроектом связь не только формальная: тогда соавтор министра Ливанова - известная "звезда экономической мысли" Гуриев - писал вместе с Ливановым статьи о необходимости ликвидации РАН, он уехал, его нет, но на самом деле он ещё числится в составе наблюдательного совета Сберегательного банка, и вот сейчас Сберегательный банк является одним из главных бенефициаров данного законопроекта. Таким образом, Гуриев-то уехал, а либералы, которые при власти и вместе с президентом и правительством нами управляют, никуда не делись, и они фактически диктуют те решения, которые Дума за два дня должна быстренько поддержать. И при этом я хочу подчеркнуть, что СМИ полностью им подконтрольны. Вот вчера на заседании комитета мы обсуждали этот законопроект, говорили, что он крайне опасен, - в СМИ полная тишина! И параллельно разворачивается кампания по дискредитации социального блока правительства - с подачи министра Улюкаева, кстати, не кого-то с улицы! - якобы пенсионные накопления государство украло у пенсионеров, хотя это совершенно не так, и министр финансов делает какие-то странные заявления, и в СМИ сотни публикаций. А по теме, касающейся данного законопроекта, ничего нет! А что же реально происходит? Правильно сказал депутат Федоткин, что почти триллион рублей составляет прибыль банковского сектора, платят бешеные бонусы, два с лишним миллиарда заплатил тот же Сбербанк только членам совета директоров! Как сказала позавчера Набиуллина у президента, банковская система развивается устойчиво, а мы можем добавить: в отличие от реального сектора. И что же мы делаем? Мы даём деньги банкам! Алексей Владимирович неправильно сказал, что мы ничего не платим: прямо в законопроекте написано, что правительство приобретает привилегированные акции коммерческих банков. Слова "приобретает" и "покупает" означают одно и то же. И заплатив, что оно приобретает? Ничего не приобретает! Привилегированные акции, как ни странно, никаких дивидендов нам не гарантируют! Похожая мера предпринималась в 2009 году, но тогда в законе было записано, что по привилегированным акциям выплачиваются определённые дивиденды, на 3 процента выше, чем доходность по купонам, которые они получали взамен, - здесь же вообще ничего! Вы знаете, это, вообще говоря, удивляет, - давайте тогда просто отдадим, давайте найдём покрупнее банкиров и отдадим им наши деньги, все, весь Фонд национального благосостояния, чтобы они нас спасли, как говорится, от разорения, раз они такие умные, а у нас в правительстве такие бестолковые, что не могут ни одного реального проекта реализовать! Вот такая ситуация. Первое, что надо сделать, - это внести поправку в законопроект о том, что надо обеспечить доходность по привилегированным акциям, как это делалось раньше, и это очевидно. Нет, даже с этим не хотят соглашаться! Говорят, есть требования к нормативу достаточности капитала, ссылаются на "Базель-3". Что касается Сбербанка, то это, так скажем, их проблемы, ведь они у нас самые умные. И с какой стати мы должны отдавать деньги, надеясь, что они пойдут на какое-то полезное дело?! Мы тогда, в 2008 году, это сделали, передали им деньги, вы помните разговоры о том, что будет кредитоваться реальный сектор экономики, - чем кончилось? Курс валютный с 24 рублей за доллар до 36 рублей подняли, в валюту вложились, потом по 36 рублей за доллар её продали, при этом ещё миллиардов триста заработали, а все предприятия чуть не загнулись тогда! Никаких выводов не делают, и снова вместе с президентом и правительством вся эта либеральная верхушка принимает такие решения! Я не знаю, куда смотрит "Народный фронт", но вам к вашему лидеру следовало бы обратиться и спросить: что же вы там творите, дорогие друзья, и не пора ли подумать, к чему всё это приведёт?! Ещё раз говорю, что это совершенно недопустимый законопроект, мы его поддерживать не будем, будем голосовать против. Но ко второму чтению предлагаю всё-таки задуматься над тем, - хотя и не дают на это времени! - чтобы по возможности исправить его, хотя он совершенно негодный! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, будете выступать ещё раз? Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. С вашего позволения дам просто очень короткий комментарий. Борис Сергеевич зачитал статью закона, но почему-то зачитал её не с первой половины предложения, а со второй. Там действительно написано о том, что правительство приобретает акции, но в первой части того же самого предложения написано, что оно использует для этого средства возвращённые, средства, которые возвращены по привилегированным кредитам, а это, другими словами, есть переоформление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна, вы будете выступать ещё раз? Нет. Выносим законопроект на "час голосования". По ведению - Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я обращаюсь к вам как к председательствующему на данном заседании, с просьбой довести до сведения депутатов, что поправки по этому законопроекту подаются до 18.00 сегодняшнего дня, а то мы не успеем, не все же знают, многие материалов не видели. Ну, я уже сказал, я просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.
51-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 12 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 91 чел.20,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.