Заседание № 17

21.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 55549-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части уточнения порядка формирования Общественной палаты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5336 по 5929 из 8668
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. 28-й пункт    
повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 8   
Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Доклад       
Дмитрия Фёдоровича Вяткина.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Собственно, суть             
законопроекта предельно простая: предлагается уточнить порядок формирования     
третьей группы состава Общественной палаты Российской Федерации. Напомню, что   
в настоящий момент в состав палаты входят 168 человек, палата формируется из    
трёх групп: первую группу назначает Президент Российской Федерации - это 40     
человек; вторая группа формируется из представителей региональных               
общественных палат - это 85 человек; третья группа пятого состава               
Общественной палаты, я напомню, формировалась через интернет-голосование. Это   
была довольно сложная процедура, голосование длилось месяц. В 2014 году,        
когда формировался пятый состав Общественной палаты Российской Федерации,       
целый месяц (в течение мая) все желающие - граждане Российской Федерации        
могли зарегистрироваться, предоставив свои персональные данные, СНИЛС в         
частности, прийти в офис "Ростелекома" и принять участие в                      
интернет-голосовании.                                                           
                                                                                
Наверное, кто-то помнит, что тогда же выяснилось, что сама по себе эта          
процедура не идеальна: во-первых, нет соответствующей нормативной базы,         
которая универсально регулировала бы процедуру интернет-голосования по любым    
вопросам, в том числе и по этому; во-вторых, у многих наших сограждан в силу    
отсутствия технической возможности просто-напросто нет доступа к                
высокоскоростному Интернету и для того, чтобы явиться в офис "Ростелекома" и    
зарегистрироваться для участия в интернет-голосовании, поверьте, им пришлось    
проехать сотни километров. Естественно, принять участие в голосовании могли     
далеко не все наши сограждане и по техническим, и по организационным            
причинам. Кроме того, в силу менталитета далеко не все наши сограждане, в том   
числе общественно очень активные, привыкли пользоваться интернет-ресурсами,     
интернет-технологиями. Сами по себе интернет-соединения технически также        
далеки от совершенства, и, к сожалению, возможны искажения информации,          
которая передаётся через интернет-сети. Наверное, полная защищённость           
интернет-соединений - это вопрос будущего, не столь отдалённого, но всё-таки    
будущего.                                                                       
                                                                                
В силу этого предлагается вернуться к порядку формирования третьей группы       
состава Общественной палаты в количестве 43 человек, который действовал при     
формировании первого - четвёртого составов Общественной палаты, то есть когда   
первая и вторая группы состава Общественной палаты, а именно назначенные        
президентом либо делегированные из региональных общественных палат,             
формировали комиссии по целому ряду направлений и посредством соответствующих   
процедур формировали третью группу состава Общественной палаты. По сути дела,   
это возврат к тому порядку, который существовал, подчеркну, при формировании    
с первого по четвёртый состав Общественной палаты. Соответственно, при уходе    
от процедуры интернет-голосования мы сокращаем сроки формирования               
Общественной палаты.                                                            
                                                                                
Необходимость скорейшего вступления закона в силу побуждает нас скорее его      
рассмотреть и принять, мы должны сдвинуть сроки, иначе во второй половине       
января необходимо будет начинать процедуру формирования Общественной палаты     
по старому порядку.                                                             
                                                                                
В связи с этим законопроект был полностью подготовлен. Он внесён группой        
коллег из разных фракций, большинство из них представляют Комитет по развитию   
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.         
Просим поддержать указанный законопроект. Мы также просим - и об этом ещё раз   
скажет председатель нашего комитета - принять его в первом чтении и в целом     
сегодня, для того чтобы со следующего года началась процедура формирования      
нового состава Общественной палаты уже по новым правилам, вернее, по новым      
старым правилам.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам      
общественных и религиозных объединений Сергея Анатольевича Гаврилова.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию          
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,         
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет очень внимательно    
рассмотрел инициативу депутатов по данному вопросу. Действительно, у нас в      
следующем году начнётся процесс формирования Общественной палаты Российской     
Федерации нового, шестого состава, и предлагаемые изменения касаются как        
процедуры голосования, так и сроков. Мы полагаем, что при сокращении этих       
сроков процедура формирования Общественной палаты сократится с полугода до      
ста пятнадцати дней, при этом в ней будут участвовать как общественные          
объединения, так и иные некоммерческие организации; напомню, что это и фонды,   
и автономные некоммерческие организации, и благотворительные фонды, союзы,      
ассоциации - достаточно широкий круг участников. После формирования первых      
двух групп состава (представители президента и представители региональных       
общественных палат) планируется создать широкую рабочую группу и                
предусмотреть механизм формирования третьей группы состава путём голосования    
первыми двумя группами. При этом рабочая группа создаётся не только из          
представителей президента и региональных общественных палат, но и из состава    
действующей Общественной палаты Российской Федерации.                           
                                                                                
На законопроект получены положительные заключения Общественной палаты,          
администрации президента, и мы полагаем, что степень проработки его             
достаточно велика. Замечаний правового и лингвистического характера не          
имеется. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в        
первом чтении и в целом. Прошу поддержать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Будут.                                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
У меня вопрос к автору.                                                         
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, два года назад точно так же с этой трибуны                   
коллеги-депутаты убеждали нас в необходимости принятия подобных изменений, и    
вы сейчас в своём выступлении сослались на то, что тогда не учли массу          
факторов, например отсутствие высокоскоростного Интернета, необходимость        
ехать за десятки, а то и за сотни километров, чтобы принять участие в           
голосовании, невозможность отследить безопасность Интернета. А что, в тот       
момент коллеги-депутаты, которые предлагали нам принять эту инициативу, этого   
не понимали? И что изменилось за два года? По-моему, за два года только         
высокоскоростной Интернет пришёл в большее количество районов, посёлков и       
городов, безопасность Интернета только увеличилась, и гражданам уже не надо     
ехать за сотни километров, чтобы принять участие в голосовании, ведь Интернет   
развивается с каждым днём. Или, может быть, причина в том, что в Интернете      
тяжелее отследить, за кого нужно голосовать, а за кого не нужно?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо за вопрос, уважаемый Игорь Владимирович. Я напомню, что    
в 2014 году, когда проводилось интернет-голосование, выявились ещё и другие     
проблемы - это проблема накруток, это проблема (и я об этом сказал в своём      
выступлении) продажи голосов и, главное, отсутствие достаточной нормативной     
базы, которая препятствовала бы подобного рода ухищрениям. Конфликтные          
ситуации возникали в целом ряде регионов - в Подмосковье, на Северном           
Кавказе, на Урале. Если посмотреть прессу того времени - это май-июнь 2014      
года, - можно найти статьи о многих таких случаях: подробнейшим образом         
разбирается, как пытались продать голоса.                                       
                                                                                
Тогда для многих кандидатов в состав Общественной палаты это закончилось        
снятием с дистанции (но не для всех), и тогда же были высказаны критические     
замечания, достаточно обоснованные, что, конечно, процедура интересная,         
новаторская, но несовершенная: с одной стороны, не позволяет всем гражданам,    
кто хотел бы, но не имеет возможности, принять в ней участие, а с другой - не   
застрахована от манипуляций и разного рода искажений реальной картины мнений    
населения. Так что здесь сыграл роль ряд факторов: часть, как я сказал,         
технического характера, а часть - чисто организационного и законодательного     
характера.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Дмитрий Фёдорович, уважаемый, по идее Общественная палата не       
должна иметь никакой политической окраски, хотя в нынешнем виде она уже         
поддержала праймериз "ЕДИНОЙ РОССИИ", призывала голосовать за определённых      
людей из этого списка. Первую группу в палате формирует президент, который      
высказался о своих политических пристрастиях, мы это знаем. Вторая группа -     
это члены общественных палат регионов с безупречной репутацией, эта группа      
тоже сформирована не без участия исполнительной власти. И теперь эти две        
группы будут выбирать третью - так вот скажите, зачем вам такой орган,          
который будет обсуждать новое платье короля?!                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину микрофон включите.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Сергей Владимирович, воспринимая всё-таки сказанное вами как       
выступление, а не как вопрос, потому что вопроса по тексту не прозвучало, я     
всё-таки позволю себе заметить, что так или иначе Общественная палата           
участвует во внутренней политике, без всякого сомнения. Хотя бы тот факт, что   
они проводят нулевое чтение законопроектов, - это уже участие в политике,       
хотим мы того или не хотим, и, без всякого сомнения, Общественная палата,       
формируя и реализуя определённые запросы гражданского общества, влияя на        
формирование гражданского общества, точно так же вовлечена в определённые       
политические процессы. Отрицать это или говорить, что она не должна это         
делать, - значит отрицать суть Общественной палаты.                             
                                                                                
Однако это представители общества - не представители власти; их состав          
формируется президентом, как гарантом Конституции, формируется в регионах (а    
региональная составляющая, напомню, при формировании как органов                
государственной власти, так и органов общественного контроля, коим является     
Общественная палата, - это важнейший компонент: у нас многосоставное,           
огромное государство), и, конечно же, по самым разным направлениям,             
определяемым экспертами и представителями общественности, которые уже           
назначены в Общественную палату, путём опять же составления определённых        
рейтингов, создания комиссий, где обсуждаются и выявляются направления, по      
которым надо ещё привлечь представителей региональных, местных или              
федеральных общественных организаций, будет формироваться третья группа. Всё    
на самом деле очень логично.                                                    
                                                                                
Общественная палата зарекомендовала себя как важнейший орган при обсуждении,    
ещё раз подчеркну, проблем и запросов наших сограждан, как орган, который       
влияет в том числе на политику органов государства, поднимает важнейшие,        
злободневные темы, волнующие общество, проводит анализ и даёт оценку            
законопроектам, а мы потом их рассматриваем; Общественная палата                
зарекомендовала себя как эффективно действующий орган общественного контроля,   
без всякого сомнения, - и здесь уж ни о каком платье короля вести речь          
нельзя, вы сами понимаете.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот всё-таки ваша фраза: "Так или   
иначе Общественная палата участвует в политике". Ну если уж мы создали этот     
орган, если тратим на него, я думаю, приличные бюджетные деньги, мы хотим,      
чтобы он эффективно работал, а не "так или иначе". И почему вместо, скажем      
так, совершенствования процедуры интернет-голосования - а я напомню вам, что    
в некоторых странах даже на обычных выборах можно голосовать посредством        
Интернета, - почему вместо совершенствования этой процедуры, относительно       
открытой и демократичной, мы опять возвращаемся вот к этому подобию... мы       
опять будем формировать, ну, если говорить грубо, такое болото, которое         
готово всё поддержать?                                                          
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, ваша фраза о болоте, которая   
адресована членам нынешнего состава Общественной палаты, я думаю, получит       
реальную оценку именно с их стороны. Я не буду комментировать ваше отношение    
к Общественной палате.                                                          
                                                                                
Что касается совершенствования интернет-технологий, это проблема, состоящая     
из нескольких аспектов. Первый аспект технический: несовершенство самих         
технологий, незащищённость интернет-соединений.                                 
                                                                                
Второй аспект организационный: зарегистрироваться по той процедуре, которая     
используется в офисах "Ростелекома", или просто из дома, или со своего          
рабочего места - нет такой возможности у многих наших сограждан. Простейший     
пример: у нас когда высокоскоростной Интернет доведён до райцентра,             
считается, что район уже с Интернетом, а на самом деле от райцентра до многих   
населённых пунктов могут быть десятки и сотни километров, у нас есть такие      
районы на Дальнем Востоке и в Сибири - о-го-го! Как некоторые европейские       
государства по размеру.                                                         
                                                                                
И третий момент - культурно-психологический, если можно так его назвать.        
Действительно, очень многие наши сограждане, например старшее поколение, -      
активнейшие общественники, но ветераны, члены организаций, которые объединяют   
детей погибших защитников Отечества, не пользуются, как правило, Интернетом,    
для них участие в интернет-голосовании чуждо! На самом деле наших сограждан,    
которые вовлечены в деятельность таких организаций, миллионы - что, сейчас      
лишить их этого права, что ли, в силу того что они не привыкли пользоваться     
Интернетом?                                                                     
                                                                                
Вот поэтому мы и решили предложить всё-таки вернуться к прежнему порядку        
формирования Общественной палаты.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня вопрос к коллеге Вяткину.                                                
                                                                                
Поскольку в основу предложения положена такая логика, что на последних          
выборах вот этой третьей группы Общественной палаты были накрутки, были         
ситуации, связанные с продажей голосов, скажите, пожалуйста, кто конкретно из   
членов действующей Общественной палаты смог в неё проскочить благодаря          
накруткам и продаже голосов?                                                    
                                                                                
Спасибо вам большое.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин.                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Васильевич, если вы посмотрите публикации в СМИ     
того времени, то сможете найти в том числе и фамилии тех, кто был снят с        
дистанции, как я уже сказал. Называть их сейчас, я думаю, было бы               
некорректно, да и время отняло бы.                                              
                                                                                
А что касается того, кто проник в результате таких технологий, - таких          
сведений нет. Но уже сам факт нечестной конкуренции, факт попыток               
использования нечестных, так скажем, методов ведения борьбы за право быть       
избранным в Общественную палату через Интернет наводит на определённые          
размышления и заставляет нас сделать определённые выводы.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Предлагают по одному выступлению от фракции. Нет возражений? От фракции ЛДПР    
кто будет выступать?                                                            
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, мне очень нравится, как некоторые наши          
коллеги колеблются, извините, вместе с генеральным курсом партии, то есть они   
не меняют убеждения - просто два года назад было так, а сейчас по-другому.      
Как сказал бы наш любимый и уважаемый Владимир Николаевич Плигин, в обществе    
созрел запрос. Вот сейчас в обществе созрел запрос формировать эту              
Общественную палату именно таким образом, и теперь тот человек, который два     
года назад говорил обратное, нам рассказывает, почему, собственно, мы должны    
вот так поступить сегодня.                                                      
                                                                                
Понимаете, коллеги, вот интересные вещи: вы можете с любого устройства зайти    
на сайт налоговой инспекции, воспользоваться услугами Открытого                 
правительства, получить электронную подпись - это всё можно, а вот избирать     
членов Общественной палаты, извините, нельзя, потому что некоторые... Вот       
Шеин, например, - он же не знает, кто там пролез, не пользуется, наверное,      
Олег Васильевич Интернетом... Миллионы людей Интернетом не пользуются, не       
хотят, лишены этой возможности, и именно поэтому сейчас эти товарищи, авторы    
законопроекта, решили их осчастливить: теперь за вас выберут, за вас эти        
выборы проведут те, кого назначает президент, те, у кого безупречная            
репутация (не знаю, что это такое) в регионах, - вот они сейчас навыбирают, и   
получится замечательная организация, куда попадут умные, хорошие, достойные     
люди с безупречной репутацией, которые ходят по всем мероприятиям, надувают     
щёки, ну и так далее, и тому подобное.                                          
                                                                                
Да, кстати, вот наш коллега из фракции КПРФ выступал - он не говорил о          
нынешнем составе (мы же всех любим, ценим, уважаем!), он сказал: зачем          
формировать болото? Вот это болото, если закон пройдёт, будет собрано, и        
потом будут сюда приходить и указывать нам, как, собственно, голосовать по      
первому чтению, потому что в нулевом чтении они законопроект уже рассмотрели.   
Вообще, спрашивается, коллеги: а Госдума-то зачем нужна? Мы-то с вами от кого   
избираемся, если такой орган, как Общественная палата, - непонятно, кто их      
выбирал и как выбирал, процедуру вы сейчас будете утверждать - потом            
заявляет, что у них, дескать, другое мнение?!                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, если вы хотите, чтобы эта структура, которая пытается хоть   
как-то, может быть, влиять на принятие законов в нашей стране, была             
нормальной структурой, то туда надо избрать таких оппозиционеров, что мама не   
горюй, чтобы они со всей пролетарской ненавистью, как говорится (извините за    
штамп), могли указать, где и в чём вы не правы. Зачем вам выбирать людей,       
которые будут говорить: да, действительно, вы правы, какой своевременный        
законопроект, пятое-десятое? Зачем вам это надо?! Вам не хватает, что ли? А     
во сколько обходится эта структура нашему обществу? Я уж про Госдуму не         
говорю. Сейчас спрашивают, насколько сильно повлияла наша новая структура на    
жизнь избирателей, - я отвечаю: а вы у избирателей спросите! Вот спросите у     
избирателей: они про эту Общественную палату много чего знают?                  
                                                                                
Дорогие мои, можно, конечно, принять данный закон, а насколько изменится к      
лучшему жизнь наших избирателей, я думаю, вы узнаете довольно скоро - как       
только этот новый состав в очередной раз одобрит какой-нибудь законопроект,     
который запретит вам ходить куда-то или получать что-то. Вот тогда вы,          
наверное, уже задумаетесь, зачем мы голосуем за такие законопроекты.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Большое спасибо, конечно, автору законопроекта за такую          
скрытую угрозу, мол, мы сейчас доведём до всех членов Общественной палаты,      
как вы о них отзываетесь, и они вас осудят. Не боюсь, доводите смело!           
                                                                                
Нынешний порядок гарантировал хоть какую-то свободу, возможность появления      
там людей, которые могут говорить то, что представители власти не хотят         
слышать или услышать. Мы это прекрасно понимаем: некорректный он, неудобный,    
много содержит в себе ошибок - давайте совершенствовать эту процедуру! В        
любом случае это метод прямой демократии - интернет-голосование. Я повторяю:    
во многих странах по Интернету можно проголосовать за губернатора, можно        
проголосовать за президента, за другое должностное лицо. А у нас механизм       
выстроен, но он не получился, однако мы его не собираемся совершенствовать -    
мы опять возвращаемся к тому, что было: сначала сорок общественников назначит   
президент, потом восемьдесят пять общественников назначат губернаторы - я       
говорю это открытым текстом, - да, с безупречной репутацией, но, естественно,   
будет тот человек, который нужен, устраивает, удобен губернатору, и он будет    
делегирован в Москву, для того чтобы здесь представлять интересы. И та          
единственная отдушина, которая была, пускай со скандалами, пускай с некоторым   
оживлением, в том числе и для избирателей, видевших эту процедуру отбора,       
сейчас будет устранена.                                                         
                                                                                
Опять отступаем назад, опять делаем этот шаг, и опять первые две категории      
будут набирать таких же удобных для себя. И в этом случае мы действительно      
получим орган, который не будет способен ни обсуждать, ни принимать какие-то    
решения, ни высказывать иную точку зрения, хотя Общественная палата - это       
орган, который должен быть ещё более радикальным (в хорошем смысле этого        
слова), чем Государственная Дума, которая избирается по своим правилам. Это     
должен быть орган, где собраны все точки зрения, которые сегодня существуют,    
где они обкатываются, а не просто очередная согласующая структура: нулевое      
чтение, подпись...                                                              
                                                                                
Так же работают наши структуры в регионах. Мы не знаем, кто это такие? Мы       
знаем! Из кого собрана Общественная палата в нашей родной Ульяновской           
области, её руководство, во всяком случае? Это бывшие чиновники, это бывший     
заместитель губернатора, который длительное время руководил, вернее, был        
одним из руководителей области, а теперь он руководит Общественной палатой.     
Такие же у него замы, такие же выносятся ими решения от начала до конца, и      
нечто подобное мы хотим сформировать на уровне федеральной власти - зачем?!     
                                                                                
Да, это общественная структура, но она требует денег. И мы должны иметь         
возможность получить какой-то эффект от работы этой структуры, хотя бы в        
плане обсуждения каких-то новаторских мнений, новых решений. Много мы слышали   
от представителей нынешней Общественной палаты каких-то новых решений или       
идей? Ну а в той структуре, которая будет сформирована, если закон, не дай      
бог, будет принят, их вообще не будет!                                          
                                                                                
Мы не видим никакого смысла возвращаться к тому, от чего ушли два года назад,   
мы видим смысл в совершенствовании существующей структуры, тем более что для    
этого есть все механизмы, и технические, и теоретические, и даже уже            
опробованные в других странах и в других организациях варианты голосования.     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                
                                                                                
ШЕИН О. В. Благодарю.                                                           
                                                                                
Для начала я хотел бы сказать, что докладчик напрасно употребил глагол          
"уточнить" по отношению к порядку избрания третьей группы состава               
Общественной палаты. По сути, речь идёт не об уточнении, а об изменении         
порядка избрания третьей группы Общественной палаты. Изменения планируются      
довольно радикальные, причём они абсолютно диссонируют, идут вразрез со всей    
остальной политикой российского государства, да и, собственно, с развитием      
цивилизации. Что мы видим?                                                      
                                                                                
Что мы обсуждали сегодня? Сегодня мы обсуждали ГИС ЖКХ, где, предполагается,    
все данные будут в Интернете, даже о самом маленьком доме, расположенном        
где-то в тундре, и ТСЖ обязательно должно размещать данные о своей работе в     
Интернете, иначе получит штраф в 30 тысяч рублей. Сегодня в этом зале мы        
говорили об электронных дневниках в школах, что опять же касается любой         
школы, расположенной в самой большой стране мира. В Российской Федерации сто    
тысяч человек могут собрать в электронном виде подписи и в обязательном         
порядке вынести на рассмотрение госорганов тот или иной вопрос. Такие же,       
кстати, решения приняты в субъектах Российской Федерации: в разных случаях      
по-разному, но одна, две, три тысячи человек точно так же могут в электронном   
виде собрать подписи и заставить региональные власти обсудить тот или иной      
проект. При министерствах формируются общественные советы, которые подчас       
наполнены реальной жизнью, как скажем, Общественный совет при Минздраве, и      
эти общественные советы также были сформированы через электронное голосование   
граждан. В данном случае мы имеем предложение диаметрально противоположное,     
абсолютно противоречащее всей остальной практике...                             
                                                                                
Что мы получаем по факту, что получаем на выходе? Нам говорят, что сейчас       
сложная процедура создания, или формирования, третьей группы Общественной       
палаты через Интернет, а будет простая процедура, но её не будет вообще для     
обычных граждан нашей страны! Нам говорят, что раньше все граждане могли быть   
зарегистрированы и предложить свою кандидатуру в состав Общественной палаты,    
- теперь действительно никто из обычных людей не сможет свою кандидатуру        
предложить напрямую, то есть формируется модель опосредованных выборов,         
отсекающая простых граждан от возможности участвовать в этих выборах            
самостоятельно. Нам говорят, что у многих нет технической возможности для       
доступа в Интернет, и под этим соусом предлагают исключить такую возможность    
для тех, у кого она есть. Причём отмечу, что на самом деле Интернетом           
пользуются десятки миллионов, по самым минимальным оценкам, это порядка 55-60   
миллионов граждан Российской Федерации, включая, кстати, и значительную долю    
пенсионеров. Хочу поправить коллегу Вяткина: не надо с таким презрением         
относиться к пенсионерам, мол, они отторгают технические новеллы третьего       
тысячелетия - это далеко не так! Огромная масса людей в возрасте с большим      
удовольствием пользуется этой штукой, главное, чтобы у них ещё и пенсия была    
достаточной для приобретения соответствующего технического оборудования.        
                                                                                
В итоге ещё раз спрошу: что мы получаем на выходе? На выходе у нас идёт         
линия, направленная на преобразование Общественной палаты в декоративный        
орган, потому что одна часть этого органа назначается по предложению            
уважаемого президента, вторая - по предложениям не менее уважаемых              
губернаторов, а третья, которая могла бы напрямую формироваться обществом       
Российской Федерации, теперь будет формироваться только на основании            
опосредованных списков. Кстати, весьма симптоматично, что это реакционное       
предложение - в политическом смысле слова "реакционное" - стилистически         
выражено в том числе через призму технической реакционности, через призму       
отторжения достижений современной цивилизации, которые в России восприняты на   
ура. На самом деле наша нация сумела великолепно освоить - гораздо, кстати,     
лучше, чем многие европейцы, - технические возможности и электронные системы.   
Политическая реакция идёт рука об руку с реакцией технической. Все эти вещи,    
безусловно, обречены на историческое поражение, но история развивается по       
спирали, не линейно, поэтому где-то приходится переживать и тёмные времена.     
Однако, как у Ивана Ефремова, вслед за часом Быка наступает рассвет -           
соответственно, несмотря на все предложения, направленные на ограничение        
общественной активности и подчас реализуемые, настанет время, когда у нас       
люди действительно смогут управлять государством.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович.                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот ради         
интереса посмотрите прессу, которая называла себя оппозиционной,                
интернет-издания за май - июнь 2014 года, и вы увидите, что там эту систему     
интернет-голосования изругали на чём свет стоит, причём изругали                
представители оппозиции, то есть те, кто себя так называет. Они сказали, что    
это не прозрачно и не честно, что можно накрутить голоса, что можно их купить   
или продать и так далее, что яркие представители от оппозиции в состав          
Общественной палаты по результатам интернет-голосования не попали. Теперь мы    
слышим, что, оказывается, процедура-то была хорошая, а вот сейчас туда уж       
точно никто не попадёт. Поверьте, коллеги, я сейчас обращаюсь к тем, кто        
критикует изо всех сил предлагаемые нами изменения: поверьте, авторитетные      
общественники попадали в Общественную палату, попадают и будут попадать - без   
всякого сомнения! Самое главное - процедура не должна подменять суть, зачем     
создана Общественная палата, зачем она действует, ведь неважно, простите,       
какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила.                                       
                                                                                
Посмотрите ещё раз закон "Об Общественной палате Российской Федерации". В       
первых статьях, в статье 1 и в статье 2, чётко прописано, для чего создана      
Общественная палата, с помощью каких механизмов она осуществляет свою           
деятельность, как функционирует. Вот это самое главное, самое важное. И надо    
сказать, что пять сформированных составов Общественной палаты показали свою     
дееспособность.                                                                 
                                                                                
Общественная палата - это площадка для тех наших граждан, которые               
объединяются вместе для решения самых насущных задач, для того, чтобы           
оказывать помощь ближним, помогать детям, пенсионерам, инвалидам, для того,     
чтобы делать жизнь лучше - самим, без команды сверху. В этом и заключается      
предназначение гражданского общества - самоорганизовываться, помогать           
ближним, делать нашу жизнь лучше, и Общественная палата, как механизм,          
который обеспечивает взаимосвязь в том числе органов власти и нашего            
общества, действительно работает. При этом не стоит ломать копья по поводу      
того, будет ли третья группа Общественной палаты формироваться через Интернет   
(а Интернет не совершенен, мы это прекрасно знаем, и никто этого не отрицает)   
или эта третья группа Общественной палаты будет формироваться через             
экспертные оценки представителей общества, которых назначил президент, как      
гарант Конституции, и которых делегировали регионы, региональные общественные   
палаты, - на самом деле разницы никакой нет, поверьте! Мы сейчас                
действительно уточняем, а не меняем коренным образом, как выразился коллега     
Шеин, порядок формирования палаты: это те же сорок три человека, которые        
будут избраны другими двумя группами. Этот механизм себя достаточно хорошо      
зарекомендовал при формировании первого, второго, третьего и четвёртого         
составов Общественной палаты. Не надо бояться изменений, тем более когда они    
продиктованы действительно объективными причинами.                              
                                                                                
В связи с этим просим наших коллег поддержать эти изменения. В начале           
следующего года в том числе и у вас, многоуважаемые коллеги, у тех, кто         
сейчас критикует этот законопроект, будет возможность через общественные        
организации, с которыми вы работаете, через общественников, с которыми вы       
работаете, через ваши региональные общественные палаты принять участие в        
процессе и повлиять на формирование нового состава Общественной палаты,         
который будет точно так же эффективен, как и все предыдущие. Просим             
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо вам за внимание.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Нилов Ярослав Евгеньевич.                                          
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Для справки: выступавшие неоднократно говорили, что мы возвращаемся к старому   
принципу формирования Общественной палаты, - это неверно, это не так, это       
абсолютно новый принцип, потому как именно в действующей редакции закона        
заложена норма, в соответствии с которой общественные палаты субъектов          
Российской Федерации обязательно делегируют своего представителя, мы с вами     
эту норму приняли в Государственной Думе прошлого созыва, и это сохраняется.    
Кроме того, мы приняли закон о региональных общественных палатах, рамочный      
закон, который обязал все субъекты Федерации создать такую общественную         
структуру.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, Дмитрий Фёдорович? Нет.             
                                                                                
Сергей Анатольевич Гаврилов, пожалуйста.                                        
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                          
                                                                                
Я хотел бы сказать, что в случае принятия данного закона с 17 апреля            
действительно снимаются все ограничения на выдвижение: без существенных         
ограничений все общественные объединения могут выдвинуть своих представителей   
в третью группу Общественной палаты. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Ярослав Евгеньевич прав, это не возврат к прошлому. Я хотел бы          
сказать, что мы не закрываем страницу, а предполагаем, что те нарушения, не     
столько технические, сколько околотехнические, социальные, которые              
препятствовали реализации права наших граждан избирать часть членов             
Общественной палаты, будут устранены.                                           
                                                                                
Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении и в целом.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении законопроект под     
пунктом 28 повестки дня.                                                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.25,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, прозвучало предложение принять законопроект в целом.         
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в целом.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.