Заседание № 243

19.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3118 по 3176 из 9657
29-й вопрос, проект федерального закона "О стандартизации в Российской          
Федерации". Докладывает Николай Иванович Сапожников.                            
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступила           
девяносто одна поправка; сорок четыре поправки комитет предлагает принять,      
сорок семь - отклонить.                                                         
                                                                                
Прошу перейти к обсуждению таблиц поправок.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.34,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект      
прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении.          
Просьба в случае принятия во втором чтении принять его и в третьем чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8091 по 8125 из 9657
29-й пункт, проект федерального закона "О стандартизации в Российской           
Федерации", второе чтение.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 191

15.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1327 по 1876 из 6432
Давайте рассмотрим 6-й вопрос, проект федерального закона "О стандартизации в   
Российской Федерации". Докладывает Глеб Сергеевич Никитин, первый заместитель   
министра промышленности и торговли Российской Федерации.                        
                                                                                
Пожалуйста, Глеб Сергеевич.                                                     
                                                                                
НИКИТИН Г. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Сегодня мы рассматриваем в     
первом чтении проект федерального закона "О стандартизации в Российской         
Федерации". Он разработан Министерством промышленности и торговли совместно с   
Росстандартом для реализации основных положений Концепции развития              
национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020      
года.                                                                           
                                                                                
Законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования в    
сфере стандартизации, повышение - что очень важно - её роли в техническом       
переоснащении и модернизации производства. Сейчас эта сфера регулируется        
Федеральным законом "О техническом регулировании", однако он не в полной мере   
определяет структуру национальной системы стандартизации, статус её             
участников, приоритетное применение национальных стандартов, финансирование     
деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов.       
Кроме того, закон "О техническом регулировании" направлен прежде всего на       
формирование доказательной базы под требования технических регламентов, а       
такой подход не учитывает в полной мере другие области применения стандартов,   
в числе которых социальная сфера, банковская и оценочная деятельность,          
страховая медицина и инновации, поэтому одной из ключевых задач законопроекта   
является заполнение законодательного вакуума в сферах, не охваченных            
действием закона "О техническом регулировании". Принципы, заложенные в основу   
существующей системы технического регулирования, при этом сохраняются.          
                                                                                
Рассматриваемый законопроект формирует правовые основы единой государственной   
политики в сфере стандартизации, определяет её цели и принципы. В числе         
основных и наиболее интересных целей я назвал бы повышение                      
конкурентоспособности отечественной продукции, содействие трансферту            
технологий и наилучших лабораторных практик.                                    
                                                                                
Важными принципами стандартизации являются открытость процессов разработки      
документов национальной системы стандартизации и обеспечение права всех         
заинтересованных сторон на участие в разработке документов по стандартизации.   
Так, в числе участников работ по стандартизации названы любые                   
заинтересованные лица (это глава II, статья 7), вместе с тем законопроект       
устанавливает объективно обусловленные ограничения, в частности, статьёй 6      
предусмотрено, что стандартизация в сфере оборонно-промышленного комплекса,     
государственного оборонного заказа, а также в области использования атомной     
энергии находится в ведении Правительства Российской Федерации.                 
                                                                                
Законопроект направлен на формирование государственной политики в сфере         
стандартизации, которая включает в том числе определение сфер                   
государственного регулирования стратегических и приоритетных направлений        
национальной системы стандартизации в сфере социально-экономического развития   
страны, достижение технологического лидерства в высокотехнологичных секторах    
экономики. Законопроект определяет также и способы реализации государственной   
политики.                                                                       
                                                                                
Одной из новаций законопроекта является создание проектных технических          
комитетов. Это новая форма сотрудничества юридических и физических лиц на       
добровольной основе, применяемая в случаях, когда требуется оперативная         
разработка стандарта по актуальной проблематике, а технический комитет при      
этом не создан. То есть эта мера направлена на повышение эффективности          
внедряемых инноваций.                                                           
                                                                                
Среди новаций законопроекта необходимо также назвать введение знака             
национальной системы стандартизации. Это своего рода аналог знака качества, в   
соответствии с законопроектом таким знаком маркируется продукция, если её       
изготовитель публично заявил, что она произведена по соответствующим            
национальным стандартам. Очевидно, присвоение этого знака будет повышать        
доверие потребителей к качественной отечественной продукции и способствовать    
защите потребителей от введения в заблуждение недобросовестными                 
производителями.                                                                
                                                                                
Современным направлением развития стандартизации является также использование   
стандартов как элемента надлежащей практики нормативного регулирования -        
наверное, это самая важная и самая полемичная норма, которая присутствует в     
законопроекте. Мы предлагаем прописать возможность ссылок на национальные       
стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных       
документах федеральных органов исполнительной власти. Эти положения             
соответствуют международной практике и нормам международного                    
законодательства.                                                               
                                                                                
Считаю особенно важным, что целью стандартизации заявлено содействие            
научно-техническому прогрессу, модернизации российской экономики и её           
интеграции в мировую экономику. Законопроект приводит национальное              
законодательство в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в     
торговле, в целом способствует гармонизации российского законодательства в      
сфере стандартизации с международным, включая гармонизацию с                    
законодательствами государств - участников Таможенного союза, не случайно он    
включён в перечень нормативных актов, подлежащих первоочередному рассмотрению   
в осеннюю сессию в Государственной Думе. Принятие закона призвано вывести на    
качественно новый уровень всю нашу систему стандартизации, это откроет новые    
возможности перед отечественными производителями, позволит повысить уровень     
конкурентоспособности нашей промышленной продукции, облегчит её выход на        
мировые рынки - сегодня это актуально, как никогда.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, неделю назад, как вы помните, вы приняли в первом чтении    
законопроект "О промышленной политике в Российской Федерации", также            
разработанный нашим министерством. Хотелось бы сказать огромное спасибо за      
поддержку и ещё раз заявить, что мы будем активно работать над ним во втором    
чтении. В ходе его обсуждения оппоненты отмечали, что он не решит всех          
проблем промышленного роста в стране. Действительно, одним документом всех      
проблем не решить, необходим целый комплекс законодательных инициатив.          
Рассматриваемый сегодня законопроект "О стандартизации в Российской             
Федерации" - одна из важных составляющих этого комплекса. Мы с вами поэтапно    
движемся по пути системного совершенствования законодательства, призванного     
обеспечить промышленный подъём, и сегодня надо сделать очередной шаг на этом    
пути.                                                                           
                                                                                
Прошу, уважаемые коллеги, поддержать, принять в первом чтении законопроект "О   
стандартизации в Российской Федерации".                                         
                                                                                
Благодарю вас за внимание. Готов ответить на вопросы.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Сергеевич, присаживайтесь, пожалуйста.      
                                                                                
Николай Иванович Сапожников.                                                    
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! О праздниках: вчера был         
Всемирный день стандартизации, а сегодня правительство нам предлагает принять   
в первом чтении законопроект "О стандартизации..." - это, наверное, очень       
примечательно. Я думаю, что мы поступим точно так же, как неделю назад, когда   
поддержали проект закона "О промышленной политике...".                          
                                                                                
Глеб Сергеевич подробно рассказал о содержании, целях законопроекта,            
рассказал о его преимуществах перед действующим законодательством. Наш          
Комитет по промышленности поддерживает концепцию законопроекта, но имеет по     
нему ряд замечаний и предложений. Например, статьи 3 и 4 законопроекта, в       
которых раскрываются цели и принципы стандартизации, нуждаются в доработке,     
так как многие положения этих статей, касающиеся задач стандартизации, явно     
избыточны.                                                                      
                                                                                
Требуют уточнения некоторые основные понятия, которые содержатся в статье 2.    
В новой терминологии есть понятие "межгосударственный стандарт", а понятие      
"государственный стандарт" отсутствует, вместо него предлагается использовать   
понятие "национальный стандарт". Может быть, надо просто поставить между        
терминами "национальный" и "государственный" знак равенства и снять эту         
проблему? Это, наверное, будет правильно и логично.                             
                                                                                
При подготовке ко второму чтению необходимо продолжить и, может быть,           
закончить дискуссию о соотношении обязательности стандартов и добровольности    
их применения. Эта дискуссия продолжается уже двенадцатый год, с конца 2002     
года, когда мы приняли закон "О техническом регулировании". Возможным           
компромиссом в этом вопросе может стать распространение особого порядка         
стандартизации не только на объекты военно-промышленного комплекса,             
гособоронзаказа, атомной промышленности, но и на проектирование,                
строительство и эксплуатацию опасных производственных объектов. Отдельно        
необходимо отметить, что в законопроекте отсутствуют нормы, закрепляющие        
ответственность за несоблюдение стандартов, такой статьи нет.                   
                                                                                
Всего на законопроект поступило семьдесят пять отзывов от высших                
исполнительных и законодательных органов субъектов России, все они              
положительные. Профильный комитет Совета Федерации поддерживает законопроект.   
Получено положительное заключение от Комитета по экономической политике,        
инновационному развитию и предпринимательству - соисполнителя по данному        
законопроекту. Получены замечания Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы, которые будут учтены при доработке законопроекта ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять             
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у кого есть вопросы? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Глеб Сергеевич, я вас поздравляю: вы наконец-то задумались о том,     
чтобы выйти на передовые рубежи. Но у меня возник вопрос: в конце 90-х годов    
прошлого столетия в Международной организации по стандартизации наши            
специалисты занимали 60 процентов должностей руководителей комитетов по         
направлениям, скажите, пожалуйста, какова ситуация сегодня, после принятия      
закона мы вернёмся на эти позиции?                                              
                                                                                
НИКИТИН Г. С. Спасибо большое за вопрос, Николай Васильевич. Сейчас ситуация    
следующая: в работе около ста пятидесяти комитетов ИСО участвуют                
представители России. Мы, собственно, закон предлагаем принять именно для       
того, чтобы повысить статус системы стандартизации в нашей стране, а также      
качество этого процесса и увеличить наше представительство в международных      
организациях.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня тоже вопросы к Глебу Сергеевичу. Согласно этому закону в будущем году    
нужно разработать, если я не ошибаюсь, свыше двух тысяч стандартов, из них      
более половины - это межгосударственные стандарты, связанные с вхождением, с    
интеграцией в мировую экономику. И сразу первый вопрос: а насколько мы          
готовы?                                                                         
                                                                                
Второе. Вот сейчас в связи с экономической блокадой, с санкциями у нас идёт     
переориентация научно-технической политики с западноевропейских стран и         
Соединённых Штатов на Китай и на азиатские страны, но там другие стандарты,     
там другой уровень требований и понимания научно-технического прогресса. Вот    
если мы будем на них ориентироваться в своих стандартах, мы так и будем всё     
время отставать, а на Запад нам хода нет. Как эта проблема решается?            
                                                                                
Вот, повторяю, два вопроса: сколько стандартов и на какие страны ориентация в   
условиях блокады?                                                               
                                                                                
НИКИТИН Г. С. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич, у нас сейчас принимается в год около двух тысяч трёхсот    
стандартов, это записано как целевой показатель соответствующей программы, и    
мы его выдерживаем. Так что и в следующем году, и в последующие годы, я         
думаю, темпы мы снижать не будем, а качество будем улучшать.                    
Межгосударственный стандарт, о котором вы сказали, - это на самом деле          
стандарт, принимаемый в рамках системы стандартизации стран СНГ                 
межгосударственным советом СНГ, то есть, по сути, это не документ, который      
основан исключительно на европейских, исошных нормах.                           
                                                                                
Мы поставили перед собой цель - гармонизировать передовые практики, но при      
этом учитываем особенности Российской Федерации и задачу гармонизации с ИСО,    
с европейскими стандартами, на уровне ста процентов себе не ставим, то есть     
мы учитываем все практики, азиатские в том числе, а самое главное - свои.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Очень хорошо, что мы возвращаемся к системе стандартизации, которая в           
Советском Союзе очень чётко работала и была под контролем государства.          
                                                                                
У меня к Глебу Сергеевичу тоже вопрос. Вот ко мне недавно пришла жалоба от      
строителей, которые получают нормативы через коммерческую фирму и платят за     
это. Скажите, пожалуйста, кто будет готовить нормативные документы после        
принятия этого закона? И могут ли коммерческие фирмы, получив эту               
документацию, потом продавать её? В той жалобе была указана даже стоимость,     
за сколько продают эти нормативы, которые строители должны иметь, чтобы ими     
руководствоваться.                                                              
                                                                                
НИКИТИН Г. С. Разрабатывать соответствующие стандарты должны профильные         
организации, в том числе это могут делать и представители бизнеса               
соответствующего, профильного, они должны проходить согласование в              
техническом комитете и утверждаться Росстандартом. В случае если стандарт       
является обязательным в силу наличия ссылки на него в нормативном правовом      
акте либо является доказательной базой для технического регламента, такой       
стандарт должен иметь публичное распространение и деньги за него брать          
нельзя.                                                                         
                                                                                
Что касается зданий, сооружений, строительства, эта система сейчас находится    
в сфере обязательных стандартов, и, на наш взгляд, данная ситуация не должна    
иметь право на существование.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Владимирович Потапов.                                                 
                                                                                
ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Глеб Сергеевич, обратить наш взор, как говорил Лермонтов, на          
стандартизацию - это абсолютно правильно. Тут много у вас определений: и что    
такое консенсус, и что цель у нас - научно-технический прогресс и интеграция    
в мировую экономику. И хотя тут тоже есть вопросы, но такое впечатление, что    
традиционные определения не совсем учтены и где-то ближе ко второй странице,    
по-моему, близки к тому, что у нас раньше было, во всяком случае я не вижу      
сильных изменений. И отрыв от международной системы пока не очень               
наблюдается, скорее, классификаторы могут отличаться, информационно они,        
кстати, несовместимы. Будет ли это учтено при дальнейших разработках?           
                                                                                
НИКИТИН Г. С. Александр Владимирович, спасибо за вопрос. Если нужно             
поработать над определениями, если они не совсем точны, то, я думаю, мы это     
сделаем ко второму чтению. Мы старались учесть все позиции и наилучшую          
международную практику. В принципе мы основывались на международных             
определениях, на международной терминологии.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валерий Викторович Омельченко.                                                  
                                                                                
ОМЕЛЬЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я от фракции.                                       
                                                                                
Проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"            
направлен на создание условий для технологической модернизации производства и   
повышения конкурентоспособности продукции, а также для обеспечения              
соответствия продукции отечественного производителя международной системе       
стандартизации. В настоящее время существует необходимость роста                
технологического уровня производства для повышения конкурентоспособности        
российских предприятий на мировом рынке. Также хочется видеть больше            
отечественных разработок, соответствующих мировым стандартам, и внедрять их в   
производство.                                                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит проект федерального закона "О                 
стандартизации в Российской Федерации" в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодняшний    
день надо сделать праздничным, потому что наконец-то министерство               
промышленности исправляет ошибки, допущенные их предшественниками. Без          
стандартизации невозможно восстановление конкурентоспособности нашей            
промышленности и науки, но я считаю, что те положения, которые заложены в       
законопроекте, есть только робкие попытки восстановления                        
конкурентоспособности. Только разработка и применение стандартов выше уровня    
мировых может позволить российской промышленности выйти на передовые позиции,   
и здесь не надо ссылаться на мировой опыт, говорить, что мы будем только        
догонять уровень мировых стандартов. Это первое.                                
                                                                                
Второе. В финансово-экономическом обосновании учитывается только то, что        
заложено в бюджете. Мне кажется, что это неправильно. У нас крайне мало         
заложено средств на разработку технических регламентов и новых стандартов,      
хотя, я напомню, на момент развала Советского Союза у нас было сопоставимое с   
нынешним Евросоюзом и с Америкой число разработанных стандартов, причём наши    
стандарты, особенно в области космонавтики, авиации, станкостроения были        
значительно жёстче, чем мировые, и именно поэтому во многих вопросах мы         
лидировали. И мне кажется, что Минпромторгу сегодня необходимо, кроме           
стандартизации, обратить внимание на возрождение прикладной науки. Сегодня      
подавляющая часть прикладных институтов - целые школы! - разгромлена, однако    
никакая идея не может быть реализована именно без прикладной науки. У нас, к    
сожалению, руками либералов многие ведущие прикладные институты превращены в    
организации по торговле воздухом, и мне кажется, что сегодня настала пора       
через суды вернуть этим организациям - и НАТИ, и большей части прикладных       
станкостроительных институтов - возможность работать именно по назначению, и,   
мне кажется, это должен сделать прежде всего Минпромторг. Только после этого    
возможны разработки современных стандартов, в противном случае закон может      
остаться просто декларацией.                                                    
                                                                                
Мы будем поддерживать этот закон. Спасибо.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Василий Васильевич Журко.                                                       
                                                                                
ЖУРКО В. В., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Фракция ЛДПР отмечает своевременность и важность законопроекта "О               
стандартизации в Российской Федерации", который направлен на модернизацию,      
технологическое и социально-экономическое развитие России, на повышение         
обороноспособности государства, а также на содействие интеграции Российской     
Федерации в качестве равноправного партнёра в мировую экономику с               
международными системами стандартизации. В условиях международной интеграции,   
когда сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального     
закона "О техническом регулировании" уже не отвечает современным                
экономическим условиям, возникла необходимость формирования инновационного      
потенциала России, который привёл бы к повышению конкурентоспособности          
российских товаров на мировом рынке.                                            
                                                                                
Этот законопроект, на наш взгляд, отражает в целом определённые проблемы,       
которые у нас есть в экономике, в развитии промышленности и других отраслей     
народного хозяйства. Инструмент стандартизации, как довольно-таки общий,        
универсальный, вполне может быть приемлем практически в любой отрасли, это      
может быть и сельское хозяйство, и промышленность, и транспорт, и связь. Во     
всём мире именно этот инструмент как раз позволяет продвигаться вперёд,         
развивать промышленное производство, увеличивать экономический рост,            
производительность труда и в целом повышать конкурентоспособность продукции,    
выпускаемой на рынок.                                                           
                                                                                
Повторюсь, что концептуально это очень современный законопроект, особенно в     
нынешних непростых экономических условиях, когда нам нужно искать новые         
инструменты стимулирования экономического роста, когда мы можем, просто         
тиражируя конкретные наилучшие практики, добиваться повышения качества          
продукции, которую мы выпускаем, и, соответственно, завоёвывать своё место на   
нашем внутреннем рынке и, самое главное, продвигаться на глобальных рынках.     
                                                                                
Не буду подробно останавливаться на основных концептуальных моментах            
рассматриваемого законопроекта, отмечу только следующее. Законопроектом         
устанавливаются требования к национальной системе стандартизации, к             
национальному органу Российской Федерации по стандартизации, к техническим      
комитетам по стандартизации, а также к документам по стандартизации.            
Признавая возможными положительные социально-экономические и правовые           
последствия принятия рассматриваемого закона, считаю важным обратить ваше       
внимание на необходимость корректировки его отдельных положений. Не буду        
перечислять все поправки, замечания, надеюсь, что они будут учтены.             
                                                                                
Хотел бы отметить, что в статье 6 говорится об обязательном исполнении          
стандартов в сфере оборонного комплекса, в "Росатоме". Мне кажется, что надо    
дополнить статью нормой об обязательности применения стандартов при             
проектировании, строительстве и эксплуатации опасных производственных           
объектов в гражданских отраслях, например, в сфере энергетики это касается      
гидроэлектростанций, где неприменение стандартов может привести просто к        
трагическим последствиям для целых территорий. Стандарт, норма и правило -      
это довольно рутинная юридическая работа по приведению законодательства в       
соответствие.                                                                   
                                                                                
С учётом изложенного фракция ЛДПР поддерживает проект федерального закона "О    
стандартизации в Российской Федерации" и в целом рекомендует принять его в      
первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учётом высказанных      
замечаний.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Васильевич.                              
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, очень важно, что мы ориентируемся на          
государственные стандарты, но это, как говорится, только буква "а", но,         
сказав "а", надо говорить "б", а "б" заключается в вопросе: мы под эту          
программу, на разработку и реализацию стандартов, деньги закладываем? Нет.      
Можно поставить хорошую цель, но, не имея средств для её достижения, так и      
остаться на старте, ничего не получив, к сожалению, такая опасность есть.       
Выступавшие этого не коснулись, а я хотел бы на это обратить ваше внимание:     
буквально на следующей неделе мы будем рассматривать проект федерального        
бюджета на ближайшие три года, и, к сожалению, там на реализацию этой задачи    
- разработку стандартов - деньги-то не предусмотрены.                           
                                                                                
Ну, чтобы не быть голословным: государственная программа "Развитие              
промышленности и повышение её конкурентоспособности" (на этот вопрос обратил    
внимание Глеб Сергеевич Никитин) на 2014 год сокращена до 85 процентов - а мы   
говорим о научно-техническом прогрессе, в выступлении представителя             
правительства это прозвучало, - в 2015 году на 19 миллиардов сокращаем, в       
2016-м - на 32 миллиарда, в 2017 году - на 26 миллиардов, а ведь это            
программа по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности!         
Другая программа, "Формирование благоприятной инвестиционной среды", - это      
тоже базис для выполнения закона "О стандартизации..." - на 87 процентов        
финансируется в текущем году.                                                   
                                                                                
Здесь много говорили о развитии науки и техники, то есть, простите, программа   
называется "Развитие науки и технологий". Так вот, её задача - создание         
опережающего научно-технического задела на приоритетных направлениях, о чём и   
говорил Глеб Сергеевич, обосновывая необходимость стандартов. Я на сто          
процентов согласен с такой постановкой вопроса, но выделение финансирования     
на уровне паспорта госпрограммы в нашем проекте закона не предусматривается,    
при этом объёмы финансирования в следующем году уменьшены на 2 миллиарда, в     
2016 году - на 3 миллиарда 700 миллионов, а в 2017 году - на 10 миллиардов      
рублей с лишним. Как мы будем реализовывать-то закон о стандартах? То же        
самое можно сказать по госпрограмме "Экономическое развитие и инновационная     
экономика" - в следующем году практически на 31 процент меньше предусмотрено    
на её реализацию, чем в 2014 году.                                              
                                                                                
Вот это, наверное, главное: можно поставить самые прекрасные, благородные       
цели, но, если не подкрепить их кадрами и деньгами, они так и не будут          
достигнуты. Я бы хотел, чтобы мы, когда будем в пятницу на следующей неделе     
принимать в первом чтении законопроект о федеральном бюджете, вспомнили об      
этих цифрах и добавили туда денег, так как без этого закон "О                   
стандартизации..." теряет смысл. Ну вот я, например, буду вносить ко второму    
чтению поправки, касающиеся увеличения расходов на все эти программы, на все    
эти цели - тогда и наш закон, который мы сегодня наверняка примем, заработает   
так, как надо!                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Васильевич Собко, пожалуйста. Семь минут.          
                                                                                
СОБКО С. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,      
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, приятно, что такое бурное обсуждение, такой бурный интерес   
вызвал законопроект "О стандартизации...". На самом деле принятие этого         
закона - ещё один шаг вперёд наряду с принятием закона "О стратегическом        
планировании...", закона "О промышленной политике..."; если мы потом подойдём   
ещё и к закону о государственно-частном партнёрстве, то у нас выстроится        
такая цепочка, которая, хотелось бы, - хотелось бы! - повлияет на реализацию    
тех декларативных заявлений о модернизации, о реиндустриализации, которые мы    
все делаем, которые делает президент, но, как говорят в Одессе, между           
"хотелось бы" и "было бы" разница примерно такая же, как между "умер" и         
"почти умер". Какие проблемы стоят перед нами на этом пути? Безусловно,         
законопроект "О стандартизации..." ко второму чтению можно поправить. Как       
промышленнику, мне непонятно, зачем нужно уходить от хорошей формулировки       
"государственный стандарт" и копировать некоторых наших соседей в плане         
названия, писать "национальный стандарт", если государственный стандарт, он     
же ГОСТ, у любого человека, занимающегося конкретной деятельностью в            
промышленности ли, в сельском хозяйстве ли, в других ли областях экономики,     
уже закрепился в подсознании. Безусловно, нужно вводить ответственность за      
соблюдение или несоблюдение ГОСТов - мне непонятно, почему следование           
стандарту должно быть добровольным. Ну, технический регламент - понятно, там    
записаны только правила, которые связаны с безопасностью употребления того      
или иного продукта, осуществления того или иного процесса, но стандарт, он и    
должен быть стандартом.                                                         
                                                                                
Мне хотелось бы, особенно тем депутатам, которые не очень давно работают,       
напомнить предысторию. Когда проект закона "О техническом регулировании",       
разработанный некой организацией "Тезаурус-маркетинг" под руководством          
господина Рубцова, попал в Государственную Думу в 2002 году, все - и в          
правительстве тоже - были в шоке. Дело в том, что в 10-м параграфе этого        
законопроекта предусматривалось полное уничтожение всей системы                 
стандартизации в нашей стране к 1 июля 2010 года. Сколько копий было сломано,   
чтобы этот параграф убрать из закона "О техническом регулировании"! Десять      
лет ушло на то, чтобы мы приняли в первом чтении проект закона "О               
промышленной политике...", двенадцать лет - на то, чтобы мы пришли к            
пониманию, что без стандартизации никакого подъёма, никакой модернизации быть   
не может, но, кроме этого, мы должны договориться о ментальном понимании: мы    
просто принимаем законы или мы хотим модернизации? Если мы, принимая законы,    
не будем обращать внимание на то, что комитеты, депутаты предлагают             
исполнительной власти и депутатскому корпусу совместно поправить, для того      
чтобы Россия в экономическом плане встала на ноги, толку не будет. Я имею в     
виду, что в настоящее время в Бюджетном кодексе, в статье 21, где говорится о   
классификации расходов бюджетов, понятие промышленности спрятано в 4-м          
разделе 3-й части, в 12-й строке, в формулировке "другие вопросы в области      
национальной экономики" - это примерно как в том анекдоте: "Какое место         
занимает секс в жизни мужчины? Между физкультурой и то да сё". То есть мы       
говорим о промышленности и в то же время лукаво уходим от того, что             
промышленность должна иметь отдельный раздел в Бюджетном кодексе - только       
тогда и закон "О промышленной политике...", и закон "О стандартизации...", и    
закон "О стратегическом планировании..." действительно будут работать.          
                                                                                
Я недавно был на сельскохозяйственной выставке и видел, какую замечательную     
технику мы уже начали делать. Мы вроде бы приняли постановление правительства   
№ 1432, на это направленное, приняли решение о субсидировании производителей    
сельхозтехники, но дело в том, что... вот мне показывают технику -              
сельхозники и те, кто связан с этим, поймут, - бороны новые, современные, так   
называемые дискаторы, показывают прицепную технику: рама наша, а диски из       
Испании завозим, потому что нет стандарта на сталь и никто не требует, чтобы    
в стране производили те материалы, которые необходимы для выпуска               
конкурентоспособной продукции. Вот почему особую важность приобретают и закон   
о стандартизации, и другие подзаконные акты, которые способствовали бы          
внедрению тех законов, которые мы здесь принимаем.                              
                                                                                
Сейчас Министерство сельского хозяйства не может распределить даже те           
субсидии, которые выделяются на поддержку сельхозпроизводителей, - из 1         
миллиарда 900 миллионов, которые были выделены на этот год, использовано 1      
миллиард 400 миллионов - и говорит, что, оказывается, эти субсидии можно        
отменить, потому что они не востребованы. Я встретился на выставке с одним      
сельхозпроизводителем из Марий Эл. Он рассказывает: "Прихожу в управление,      
которое относится к Минсельхозу у меня в республике, а меня посылают,           
извините, на три буквы: не знаем мы никакого постановления и никаких субсидий   
тебе не будет!" То есть Минсельхоз не заинтересован в том, чтобы наши решения   
выполнялись, значит, давайте будем требовать от правительства, чтобы передали   
Министерству промышленности распределение этих субсидий. Их нужно               
увеличивать, а не уменьшать, и нужно вводить систему стандартизации, которая    
позволит не просто в этом участвовать или не участвовать... если ты поставил    
знак соответствия стандарту, значит, извини, пожалуйста, ответственность у      
тебя, я сказал бы, вплоть до уголовной, иначе мы конкурентоспособную технику    
и продукцию никогда не сможем выпускать и никакой модернизации не будет!        
                                                                                
Этот вопрос очень важен сейчас, но его в комплексе надо рассматривать, в        
комплексе всех проблем, которые сейчас перед нами стоят. В преддверии           
рассмотрения бюджета мы всё это должны иметь в виду.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5058 по 5074 из 6432
6-й вопрос, проект федерального закона "О стандартизации в Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    438 чел.                                          
Не голосовало                  12 чел.2,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.