Заседание № 230
О проекте федерального закона № 555049-8 "О внесении изменений в статьи 11-10 и 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18-1 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении государственных услуг в сфере земельных отношений с использованием федеральной государственной географической информационной системы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
39-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 11-10 и 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18-1 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Юрьевич Тен. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень важный законопроект, к нему поступило пять поправок, комитет рекомендует поддержать данные поправки, поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Прошу поставить вопрос на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 47 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 10 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям просит поддержать и поставить законопроект на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 58 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 202
О проекте федерального закона № 555049-8 "О внесении изменений в статьи 11-10 и 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18-1 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении государственных услуг в сфере земельных отношений с использованием федеральной государственной географической информационной системы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11-10, и 39-15, Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18-1, Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого. Пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представляется законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в закон о геодезии и картографии. Законопроект достаточно простой, но важный для наших граждан: он предусматривает возможность подготовки схемы расположения земельного участка с использованием национальной системы пространственных данных. Что это значит? Сегодня как выглядит процесс подготовки схемы? Это самый простой документ, который нужен вам для того, чтобы получить земельный участок. Сегодня граждане либо пользуются какими-то имеющимися программными средствами, не имея полного набора пространственных данных, либо обращаются к кадастровому инженеру, платят немалые деньги и получают схему расположения земельного участка. Мы проанализировали вот такой сложный клиентский путь и предлагаем делать это на платформе с использованием нашего геопортала, не платить деньги кадастровым инженерам, не использовать различные непонятные программные средства, которые не обеспечивают достоверности пространственных данных. Во-первых, мы даём гражданам простой сервис, который сразу показывает, каким будет земельный участок. Во-вторых, мы сразу показываем, какие могут быть проблемы и потенциальные основания для отказа. Ну, например, земельный участок попадёт в охранную зону газопровода - это сразу будет показано в соответствующем ресурсе, гражданин будет об этом предупреждён. То есть, первое, это сэкономит денежные средства наших граждан; второе, это сэкономит время - не нужно ходить ни к кадастровым инженерам, ни в какие-то другие организации; третье, мы дадим гражданину полный набор пространственных данных: различные особенности земли, территории, градостроительное зонирование, зоны с особыми условиями использования территорий - всё то, что нужно, чтобы не ошибиться, выбирая земельный участок. С технической точки зрения Росреестр полностью готов к реализации закона, поскольку это часть реализации государственной программы "Национальная система пространственных данных", которой мы занимаемся с 2021 года. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Игоревича Самокиша. САМОКИШ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Достаточно подробно докладчик уже изложил суть законопроекта. Скажу, что очень подробно и внимательно мы его рассмотрели в комитете, в том числе в выездном режиме смотрели, как эта система сейчас работает, тестируется в органах Росреестра. Сразу скажу, что концептуально мы этот законопроект поддерживаем, поскольку действительно считаем очень важным создание единого, большого, крупного, на отечественной информационной платформе информационного ресурса по земле, который поможет нашим гражданам и нашему бизнесу получать государственные услуги и муниципальные услуги в этой части. Есть у нас ряд технических замечаний, которые ко второму чтению мы обязательно с правительством отработаем, они связаны с конкретизацией полномочий Правительства Российской Федерации и вопросами регулирования государственной, коммерческой и ряда других тайн, которые необходимо будет более точно изложить уже в законе о геодезии. Концептуальных возражений у нашего Правового управления нет. Комитет поддерживает и просит также поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Вот на протяжении многих лет Росреестр всё время меняет координаты одних и тех же земельных участков: то один землемер, то второй землемер приходит, а в конечном счёте за это всё платит налогоплательщик. Сейчас вы предлагаете эти нововведения - кто будет платить за новый реестр, опять землепользователи, опять физические и юридические лица? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Единственно, здесь, наверное, стоит уточнить вот что. С одной стороны, вы сказали, что Росреестр меняет координаты, с другой стороны, говорите, что землемер каждый раз приходит новый. На самом деле Росреестр никогда ничего не менял, никаких координат. Скорее всего, речь идёт о реестровых ошибках, которые были допущены одними землемерами и в дальнейшем исправляются другими. За прошлый год мы исправили 700 тысяч реестровых ошибок бесплатно для людей, граждане за это не платили, это часть нашей государственной программы "Национальная система пространственных данных", рассчитанной до 2030 года. Сейчас у нас действует законодательство, согласно статье 61 закона о регистрации недвижимости мы исправляем такие реестровые ошибки бесплатно. Что касается этого законопроекта, он не имеет отношения к тому, что вы сказали, он всего лишь даёт возможность гражданам, не выходя из дома, не ходя к кадастровым инженерам, к землемерам, как вы выразились, просто подготовить схему расположения земельного участка и подать заявление в орган государственной власти. Законопроект достаточно простой, и вот к тем проблемам, которые вы обозначили, он не относится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Игоревич, конечно, наиболее привлекательным в этом законе для граждан является то, что не нужно вызывать кадастровых инженеров, это действительно дорогостоящая процедура. Но поясните, пожалуйста, один момент. Если вот, так скажем, графическое оформление участка осуществляется без выезда на место специалистов, не приведёт ли это к появлению массы ложной информации? Ведь каждый собственник, ну, не каждый, но часть собственников склонны к тому, чтобы преувеличивать свои владения. И как это будет регулироваться в дальнейшем? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. По поводу денежных средств вы правильно сказали. Вот сравните: сейчас обычному, рядовому гражданину это обходится примерно в 10-15 тысяч рублей, а я вот сам попробовал использовать сервис - у меня получилось 142 рубля, в такую сумму в итоге обошлась подготовка. Что касается злоупотреблений. Здесь речь идёт о свободной земле, когда гражданин испрашивает земельный участок, то есть говорим не об участке, который у него уже в собственности, а о земельном участке, который он хочет приобрести на торгах. Здесь мы, безусловно, граждан не ограничиваем, только максимальными предельными размерами: хочет гражданин больше - пожалуйста, но он будет в конкурентной среде такой земельный участок приобретать, если он только не относится к какой-то льготной категории граждан. Так что здесь возможности каких-то злоупотреблений мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Алексей Игоревич, ну, использование единой системы пространственных данных в хозяйственных целях - это, конечно же, хорошо. Однако это налагает очень серьёзные требования в части актуальности и детализации данных. Вы сказали, что пользователи получают полный набор пространственных данных, но сейчас это не так. Сейчас в качестве геоподосновы используется ЕЭКО - единая электронная картографическая основа, которая как лоскутное одеяло: на каждом участке карты своя детализация, своя степень актуальности. Возможно использовать другие карты, но тоже с разной степенью детализации и актуальности. Поддерживать карту в актуальном состоянии за госсредства очень дорого, но это необходимо. Как вы считаете, стоит ли рассмотреть вопрос о привлечении к работе над геоподосновой добровольцев по примеру других картографических сервисов, ну, конечно, с учётом всех требований по гостайне и, там, ограничений? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Мы, когда готовились к заседанию комитета и когда готовились к рассмотрению в первом чтении, специально приглашали комитет в полном составе к нам в Росреестр, чтобы коллеги посмотрели, как это работает на самом деле. Там, в национальной системе пространственных данных, нет явлений, о которых вы говорите. То есть сейчас мы собираем все пространственные данные от 18 федеральных органов исполнительной власти, от региональных органов и от муниципальных, поэтому мы даём гражданину полный набор, чтобы он видел, в каких условиях он собирается образовывать земельный участок. С точки зрения наполнения федерального фонда пространственных данных и ЕЭКО, у нас с 1 апреля вступают в силу поправки в закон "О геодезии, картографии...", которыми предусматривается, что не только силами государства мы собираем государственные пространственные данные, туда подключаются государственные корпорации, публично-правовые компании, компании с госучастием и так далее, и так далее, это 491-й закон. Поэтому сейчас, по сути, мы уже реализовали то, о чём вы говорите, и с 1 апреля эти нормы заработают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лисовский Сергей Фёдорович. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект важный и нужный, он, помимо всего прочего, ещё и гарантирует нашим гражданам точность информации. На сегодняшний день это очень важно, потому что привлечение кадастровых инженеров, к сожалению, приводит достаточно часто к ошибкам. Но у меня вопрос такой - правда, ответ прозвучал, но хочу уточнить: я так понимаю, это платная услуга, да? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Да, Сергей Фёдорович, я об этом сказал, у нас это будет платный сервис. О сравнении вот ещё раз на собственном опыте расскажу: вот сейчас, пока закона ещё нет, если вы обращаетесь к кадастровому инженеру, это будет стоить где-то 10-15 тысяч рублей; я специально испытал этот сервис - он, кстати, доступен, можно зарегистрироваться, авторизоваться через ЕСИА, им воспользоваться, - и у меня получилось 142 рубля. То есть абсолютно несопоставимые цифры. Гражданин платит за что? Он платит за те пространственные данные, которые ему предоставляются, - и всё, то есть ни за кадастровые работы, ни за определение координат не платит. Вот такая минимальная, можно даже сказать, символическая сумма для оплаты этой услуги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11-10 и 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18-1 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 15 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается единогласно.