Заседание № 46

18.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 554668-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения запрета на использование автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, на платной основе" (внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Левичевым, А. Л. Бурковым, М. В. Емельяновым, Т. Н. Москальковой, А. В. Ломакиным-Румянцевым, С. А. Петровым, А. В. Терентьевым, В. К. Гартунгом, Е. Г. Драпеко, Ф. С. Тумусовым, А. Г. Аксаковым, Г. П. Хованской, В. Е. Шудеговым, А. В. Беляковым, С. П. Горячевой, а также В. А. Лекаревой, К. А. Лукьяновой, Г. В. Гудковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5442 по 5898 из 6265
23-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения         
запрета на использование автомобильных дорог, находящихся в федеральной         
собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной      
собственности, на платной основе". Александр Леонидович Бурков, пожалуйста.     
                                                                                
БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, проект федерального закона о внесении           
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу      
введения запрета на использование автомобильных дорог, находящихся в            
федеральной собственности, в региональной собственности и в муниципальной       
собственности, на платной основе вносит изменения в три действующих закона:     
закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги"...",        
закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..." и закон "О        
концессионных соглашениях". В чём суть? Разработчики - депутаты из фракции      
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - предлагают эти изменения с целью введения полного       
запрета на использование как государственных, так и муниципальных дорог на      
платной основе. Мы знаем об общем состоянии транспортной системы, дорожной      
системы нашей страны и понимаем, что происходит в дорожном хозяйстве, цифры     
Росстата сами говорят за себя. К примеру, на каждую тысячу квадратных           
километров территории нашей страны приходится менее 40 километров дорог с       
твёрдым покрытием, в то время как, допустим, в Германии эта цифра составляет    
1800 километров (вдумайтесь, 1800, а у нас менее 40 километров дорог с          
твёрдым покрытием), в Британии - 1700, в Японии - 3200, даже в той же Польше    
- 1200 километров трасс с твёрдым покрытием. И вот на этом фоне, я хочу         
подчеркнуть, разработчики не выступают против привлечения частных инвестиций    
в дорожную отрасль и развитие дорожной сети, мы говорим только о том, что эти   
деньги могут идти на строительство частных дорог и платных участков именно на   
частных дорогах, но чтобы ни в коем случае на государственных, на               
муниципальных существующих дорогах не ставили шлагбаумы, как это сегодня        
происходит.                                                                     
                                                                                
Пилотный проект, о котором бойко отчитывается Росавтодор, - это 52 километра    
в Липецкой области на трассе "Дон". Я там был на момент открытия, но не         
увидел новой дороги. Да, там произведён ремонт дорожного покрытия, кстати не    
лучшего качества, да, там установлены отбойники, да, установлено освещение,     
но дорога-то старая, дорога-то построена ещё в период Советского Союза на       
народные деньги. И получается, что сегодня мы поправками в закон "Об            
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...", который приняли в 2009     
году, ввели дополнительно налогообложение для автолюбителей и для               
транспортных компаний. Более того, это даже не двойное налогообложение, а       
тройное, потому что мы с вами ввели акцизы на моторное топливо, мы сохранили    
транспортный налог, хотя с этой трибуны нам кто-то обещал, что он будет         
отменён после принятия акцизов, но по факту сказали: уважаемые регионы, вы      
вправе обнулить транспортный налог. И тут же Минфин России заявил, что в этом   
случае выпадающие доходы регионам от потерь от транспортного налога никто       
компенсировать не будет. И в результате у нас тройное налогообложение для       
автолюбителей, как я уже сказал: транспортный налог, акцизы на моторное         
топливо и сегодня ещё плата за проезд, подчеркну, по государственным и          
муниципальным дорогам, как это происходит на трассе М-4 "Дон", где хотят в      
ближайшие годы, по-моему, более 700 километров, а это практически 50            
процентов федеральной трассы, сделать платными.                                 
                                                                                
Теперь к вопросу о том, что получает наша экономика. Поймите, вот такое         
тройное налогообложение, с одной стороны, бьёт по семейному бюджету             
автолюбителя, а с другой стороны, и это самое страшное, оно бьёт по экономике   
страны. Рост транспортной составляющей в стоимости продукции наших              
предприятий приводит к снижению конкурентоспособности наших российских          
предприятий, и вот это для нас самое опасное.                                   
                                                                                
Теперь посмотрим, за чьи деньги мы строим. Я напомню, что ФЦП "Развитие         
транспортной системы России (2010-2015 годы)" предусмотрено выделение из        
федерального бюджета более 3 триллионов рублей, из региональных бюджетов -      
порядка 400 миллиардов. Дальше. Деятельность знаменитой госкомпании             
"Автодор", которая сегодня является основным оператором частных дорог, также    
финансируется за счёт: первое (это у нас в законе предусмотрено), субсидий из   
федерального бюджета, и объём не маленький - 820 миллиардов; второе, средств    
Инвестиционного фонда России; третье, имущественных взносов Российской          
Федерации; и только четвёртое, иных источников финансирования. И мы понимаем,   
что вот эта вся реконструкция существующих старых дорог производится на         
бюджетные средства. Тогда возникает вопрос: почему сегодня берём плату за       
проезд и деньги собирают, как правило, концессионеры? И в дальнейшем это        
будут делать именно третьи лица.                                                
                                                                                
Более того, Левитин по окончании своего правления в Минтрансе заявил, что к     
2025 году платных дорог у нас будет введено порядка 5 процентов. Вдумайтесь,    
минимум 5 процентов платных дорог за те колоссальные суммы, которые             
вкладывает государство! И мы сегодня должны понимать, что платные дороги -      
это не универсальное средство спасения нашей страны от бездорожья. Такая        
ситуация во всём мире, я могу привести примеры. Допустим, протяжённость         
платных участков автомобильных дорог от суммарной протяжённости общей           
национальной сети дорог некоторых стран: в США - 0,13 процента, в Италии -      
чуть больше 1 процента, во Франции - 0,8 процента, меньше 1 процента, в         
Испании - 0,39 процента. Китай, который пятнадцать лет подряд вкладывал         
деньги в развитие платных дорог, сегодня просто отказался от самой этой идеи.   
                                                                                
Нам постоянно навязывают: давайте в рамках государственно-частного              
партнёрства, как бы концессионных соглашений мы будем развивать вот эту         
дорожную сеть. Да не будем! За частные деньги, говорят. Нету этого!             
                                                                                
У нас сегодня заключено два концессионных соглашения, и кроме этого             
планируется привлечь в рамках всех будущих соглашений порядка 180 миллиардов    
рублей - это только в планах. А теперь представим, что такое 180 миллиардов     
рублей. Это всего 5 процентов от тех средств, которые предусмотрены на          
строительство этих дорог. Так возникает вопрос: нужны ли нам сегодня такие      
частные партнёры, которые такую малую долю инвестируют, но потом становятся     
управляющими компаниями этих дорожных объектов?                                 
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, что платные дороги в России имеют право на жизнь, они       
должны быть, но только это должны быть вновь построенные за частные деньги      
дороги - и тогда, пожалуйста, этот частник может взыскивать плату и             
компенсировать свои вложения в данные объекты.                                  
                                                                                
При обсуждении данного законопроекта в субъектах Российской Федерации           
большинство субъектов высказались за принятие этого закона. Тридцать четыре     
субъекта сказали: да, мы против сбора платы за использование государственных    
муниципальных дорог, - они поддерживают данный законопроект. Более того,        
подчёркиваю, принятие данного закона не потребует дополнительных финансовых     
вливаний за счёт средств федерального бюджета или каких-либо иных изменений     
финансовых обязательств нашего государства.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу поддержать наш законопроект.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович Кнышов.                                                    
                                                                                
КНЫШОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как вы только что услышали,     
авторы законопроекта предлагают ввести запрет на использование на платной       
основе автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, в          
муниципальной собственности, в собственности субъектов Федерации, а также       
запретить заключение концессионных соглашений в отношении всех автомобильных    
дорог. Мне сложно сказать, чем руководствовались авторы данного                 
законопроекта, потому что для всех нас абсолютно очевидно, что использование    
дорог на платной основе, заключение концессионных соглашений в отношении        
автомобильных дорог способствуют привлечению инвестиций в дорожную отрасль и    
развитию дорожной инфраструктуры страны, а это в целом будет сказываться и на   
развитии экономики нашего государства.                                          
                                                                                
Мы все знаем, что практика использования автомобильных дорог на платной         
основе широко применяется во всём мире. Здесь приводили достаточно              
сомнительные цифры процентного соотношения платных дорог и бесплатных, но я     
вам хочу сказать одно, - и все вы, кто ездил по европейским трассам,            
наверняка видели и знаете, - что эти магистрали, именно платные транспортные    
магистрали являются основными дорогами, которые соединяют основные населённые   
пункты и способствуют развитию экономики европейских стран.                     
                                                                                
Кроме того, мне хотелось бы сказать, что гарантии прав пользователя             
автомобильных дорог закреплены в 37-й статье Федерального закона "Об            
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о      
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",      
согласно которой использование автомобильной дороги на платной основе           
допускается только в том случае, если существует возможность альтернативного    
бесплатного проезда.                                                            
                                                                                
Более того, предлагая введение запрета на заключение концессионных соглашений   
в отношении автомобильных дорог, авторы законопроекта абсолютно не учитывают    
тот факт, что реализация таких соглашений не всегда приводит к использованию    
этих дорог на платной основе. К тому же в апреле этого года в Федеральный       
закон "О концессионных соглашениях" были внесены изменения, которыми            
урегулирована возможность заключения так называемых контрактов жизненного       
цикла, предусматривающих использование автомобильных дорог без взимания         
платы, и такие контракты уже заключаются сегодня.                               
                                                                                
На законопроект, уважаемые коллеги, поступил отрицательный отзыв                
правительства. Заключение Государственно-правового управления президента        
также отрицательное. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству   
и вопросам местного самоуправления, соисполнитель по законопроекту, не          
поддерживает его принятие.                                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по земельным отношениям и строительству не         
поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться на вопросы.            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос представителю комитета по земельным отношениям.            
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, можно сравнивать Россию с другими гораздо       
более богатыми странами и говорить, что там используются платные дороги и       
прочее, но насколько мы осознаём, что среди примерно двадцати пяти, может       
быть, тридцати миллионов автомобилей, бегающих по нашим дорогам, по крайней     
мере третья часть принадлежит людям, которые живут весьма скромно, в том        
числе пенсионерам? И как воспримет население, вот эта его часть, такого рода    
подход, когда его обкладывают - рост тарифов ЖКХ, платежей, растущие цены на    
продовольствие, - со всех сторон его обкладывают? Повторяю: был бы у нас        
уровень жизни как в Западной Европе, это можно было бы спокойно обсуждать, а    
сегодня?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович Кнышов.                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КНЫШОВ А. В. Этот вопрос детально изучался, и я могу, уважаемые коллеги,        
сказать следующее. Дело в том, что, если мы планируем создать серьёзную         
дорожную инфраструктуру, которая очень важна для нашей страны, только за счёт   
государственных средств, только за счёт денег государства, мы никогда не        
добьёмся цели. К сожалению, очень поздно пришло решение, что необходимо         
привлекать инвестиции, необходимо привлекать деньги банков, деньги              
бизнес-сообщества для того, чтобы строить эти дороги. Сегодня заключаются       
новые контракты на строительство автомобильных дорог - речь идёт о контрактах   
жизненного цикла, когда подрядчик обязуется на протяжении десяти - пятнадцати   
лет содержать ту или иную дорогу, и это позволит нам создать нормальную,        
серьёзную инфраструктуру.                                                       
                                                                                
Ещё раз говорю: все, с кем я беседовал на этот счёт, абсолютно все за то,       
чтобы появились хорошие, серьёзные дороги. Это не коснётся человека, который    
будет не в состоянии платить за использование той или иной дороги, потому что   
для этой категории граждан рядом с таким участком, рядом с платной дорогой      
будет строиться или реконструироваться дорога альтернативная, по которой        
можно будет двигаться бесплатно.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Вопрос к докладчику от комитета.                                                
                                                                                
В пояснительной записке к законопроекту приводится пример введения платных      
участков на федеральной трассе М-4 "Дон", которая реконструируется за счёт      
средств бюджета. Первый участок, 52 километра, введён в Липецкой области, на    
очереди - стокилометровый участок в Ростовской области. Встречи с               
избирателями в городах и районах, прилегающих к этим участкам дороги,           
показывают крайне негативное отношение населения к введению платного проезда    
на дорогах, которые существуют многие десятилетия и реконструированы в          
настоящее время за бюджетные средства, то есть за счёт налогоплательщиков. Не   
одобряют этого и региональные власти. Учитывал ли комитет, вынося               
отрицательное заключение по законопроекту, мнение органов власти субъектов      
Федерации (как мы слышали, тридцать четыре - против) и общественное             
настроение?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович Кнышов.                                                    
                                                                                
КНЫШОВ А. В. Комитет учитывал это мнение. Я вам хочу сказать, что               
подразумевается под мнением органов власти. Могу привести пример по             
Ростовской области. Руководство области поддерживает эти программы и это        
строительство. Да, главы нескольких районов, сельских районов, сегодня          
высказываются против, но с ними ведётся в этом смысле разъяснительная работа,   
людям объясняют, каким образом...                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КНЫШОВ А. В. Вы мне вопрос задаёте или перебиваете меня? Мне не совсем это      
понятно.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Петровна Горячева.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
У меня вопрос представителю земельного комитета.                                
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, вы не привели никаких аргументов, почему        
государственные уже фактически отстроенные дороги теперь становятся платными.   
А посчитали ли вы, сколько в целом по Российской Федерации отстроенных          
государством дорог станут платными? Скажите, какие это объёмы по отношению к    
общему количеству всех дорог? Понимаете, получается так, что государство        
вложило деньги, потом туда пришёл частник, чуть-чуть отремонтировал, поставил   
шлагбаумы, - куда это годится? Понимаете ли вы вообще, о чём идёт речь          
сейчас?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, пожалуйста.                         
                                                                                
КНЫШОВ А. В. Я абсолютно чётко понимаю, о чём сегодня идёт речь, и хочу         
сказать, что государство вкладывает серьёзные деньги, много сотен миллиардов    
рублей в развитие дорожной инфраструктуры, дав таким образом толчок для         
привлечения в эту программу частных инвестиций, привлечения банковских денег,   
- то, о чём я сегодня говорил. Трасса М-4 "Дон", о которой сегодня              
говорилось, только за последние пять лет... Это была двухколейная дорога в      
двух направлениях - кто ездил, знает это прекрасно. Сейчас более 300            
километров реконструированных дорог, но это капля в море, ещё сотни и сотни     
километров нужно реконструировать, однако у государства нет денег для того,     
чтобы это сделать, поэтому необходимо государственно-частное партнёрство.       
Повторяю, необходимо привлекать дополнительные ресурсы, государство своими      
средствами дало толчок, а теперь очередь за концессионными соглашениями, за     
контрактами жизненного цикла и так далее.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Михайлович Зубов.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня к Алексею Владимировичу два вопроса.                         
                                                                                
Первый. На трассе "Дон" теперь платный участок, а бесплатный, которым можно     
воспользоваться, введён той фирмой, которая организовала частный проезд, или    
он остался с советских времён?                                                  
                                                                                
И второй вопрос. Так сколько всё-таки частных инвестиций привлечено за          
прошедшее время, после того как мы создали госкомпанию "Автодор"?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович Кнышов.                              
                                                                                
КНЫШОВ А. В. Сейчас я сказать не могу. Если необходимо, мы готовы подготовить   
ответ на этот вопрос, сделав запросы определённые, но я ещё раз хочу вам        
повторить следующее, коллеги.                                                   
                                                                                
Если мы сегодня будем говорить о том, что необходимо старые дороги оставить     
такими как есть и начинать строить новые, привлекая к этому                     
бизнес-сообщество, банковские деньги, мы будем топтаться на одном месте. То,    
что сегодня делается, делается во благо людей, делается для того, чтобы мы в    
конце концов справились с одной из главных наших проблем в России, потому что   
дороги у нас никогда не были хорошими. Если мы сегодня будем политизировать     
эту тему, то мы никогда их и не получим, эти дороги.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Прошу записаться на выступления.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся на выступления.                                    
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые коллеги, целесообразность принятия                   
рассматриваемого законопроекта, предлагающего введение запрета на               
использование действующих автомобильных дорог, находящихся в федеральной        
собственности, собственности субъектов Федерации, на платной основе,            
совершенно очевидна и не требует особой аргументации. Наши избиратели           
совершенно не понимают, почему, к примеру, федеральные трассы, существующие     
многие десятилетия, отремонтированные сейчас за бюджетные средства, как         
сказал представитель комитета, то есть за счёт налогоплательщиков, вдруг        
объявляются платными. Это вызывает крайнее возмущение населения. Люди прямо     
говорят, что государство в очередной раз бесцеремонно лезет в карман            
населения. Причём пусть бы это шло в государственный бюджет, но нет же - в      
частные руки. Удивительно, что федеральная власть упорно в который уже раз      
провоцирует протестные настроения у населения. Кроме того, введение платных     
дорог подобного рода отрицательно влияет на социально-экономическое развитие    
субъектов Федерации, муниципальных образований.                                 
                                                                                
К сведению господина Кнышова, я вам официально говорю, о платной дороге в       
Ростовской области я задавал вопрос на заседании Законодательного Собрания и    
получил два месяца назад от представителей правительства Ростовской области     
ответ, что они выступают против такого подхода, но подвергаются серьёзному      
давлению со стороны федеральных органов власти.                                 
                                                                                
Мы, конечно, не возражаем против платных дорог, которые построены за счёт       
частных инвестиций, это, наверное, как-то может быть оправданно, это понятно,   
но такой подход, который сегодня предложен, - что государственные,              
существовавшие десятилетия дороги будут платными, потому что их                 
отремонтировали за бюджетные деньги, - это совершенно неправильно.              
                                                                                
Фракция КПРФ будет поддерживать этот законопроект и призывает всех его          
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Михайлович Зубов.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, голосовать за этот законопроект необходимо уже   
хотя бы потому, что его авторы нам дали и аргументацию, и статистику, а вот     
оппоненты данного закона нам лишь пообещали в будущем дать какую-то             
информацию.                                                                     
                                                                                
Мы, вся фракция, голосовали против того, чтобы создавалась госкомпания          
"Автодор". Как известно, к этому моменту уже сложился негативный опыт работы    
госкорпораций, и поэтому она проходила уже не как госкорпорация, а как          
госкомпания "Автодор". Именно по этой причине мы задавали вопрос о том, как,    
откуда будут привлекаться деньги, как будут строиться эти дороги, как это       
будет совмещаться с возможностью бесплатного проезда. Тогда в основном          
торг-то шёл по поводу того, кто будет собирать дань с ларьков, которые вдоль    
этих частных дорог будут построены, - всё оказалось гораздо хуже. Мы            
надеялись - ладно, бог с ним, мы готовы были ошибиться, - что госкомпания нам   
покажет пример эффективности строительства дорог, что является уже притчей в    
языцех (у нас строительство дорог в разы дороже, чем в Европе), но и этого не   
происходит. Самым простым путём пошёл у нас "Автодор", самым простым: деньги    
бюджетные, дороги государственные или муниципальные, и мы, мол, тут некоторый   
кусочек в некоторый порядок приведём и будем получать с этого деньги.           
Абсолютная аналогия с тем, как если бы на таможне кто-то сказал: а давайте      
попробуем организовать частную таможню, вот километр границы мы берём и         
покажем вам, как у нас хорошо будет работать таможня.                           
                                                                                
То, что товарищ Кнышов не владеет вообще элементарным пониманием, какие же      
всё-таки деньги бывают, и говорит, что за счёт государственных денег нельзя     
построить... А за счёт каких? А налоги? Государственные деньги - это налоги,    
те же самые, которые берут с автовладельца, только один раз с него впрямую      
берут (платит за бензин), второй раз с него берут косвенно (он сначала          
заплатит один налог, потом - другие государственные налоги). И поэтому без      
ответа на вопрос, сколько всё-таки частных денег пришло, ну никак не            
получается согласиться с его точкой зрения. И опять это аргументы для того,     
чтобы поддержать авторов, принять законопроект.                                 
                                                                                
Авторы законопроекта говорят: тридцать четыре региона против платных дорог.     
Оппонент говорит: не знаю, сколько против, кто-то там, наверное, против. А мы   
по опыту знаем, что если тридцать четыре региона написали "против", то это      
практически все регионы против. К тому же надо понимать, что дело касается      
только европейской части, а зауральская вообще не попадает в сферу              
потенциального строительства автомобильных дорог с привлечением частных         
инвестиций... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вы от фракции выступаете?                                                       
                                                                                
Добавьте четыре минуты ещё.                                                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Мне хватит меньше, потому что это один из частных вопросов, а       
вообще надо смотреть на картину в целом. А она в следующем. На сегодняшний      
день настолько ухудшились взаимоотношения между бизнесом и государством, что    
вообще встаёт вопрос об инвестициях. И абсолютная иллюзия, что длинные          
инвестиции смогут прийти в данном деловом климате, который сложился в стране.   
Поэтому, к сожалению, нереализуема задумка - теоретически, может быть, и        
хорошая, - чтобы построить платные дороги. Она вырождается в то, что у нас      
попадаются (вот в данном случае пример с "Автодором" и дорогой М-4 "Дон"),      
появляются люди, которые откусывают кусочек государственного пирога, ничего     
вновь не создавая. Нам необходимо изменить инвестиционный климат, а потом уже   
призывать к тому, чтобы у нас появлялись действительно частные проекты,         
долгоиграющие, такие как автомобильные дороги. А сегодня это просто жирование   
на имеющемся наследстве.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, несколько моментов.                           
                                                                                
Первое. Нужны ли России дороги? Позарез нужны - это и развитие экономики, это   
перспективы, это освоение сибирских и восточных регионов. Они позарез нужны!    
С точки зрения насыщенности дорогами мы кратно уступаем крепким государствам    
Западной Европы, той же Великобритании, Германии и прочим. Вопрос: зачем        
топор под лавкой искать? Знаете, когда посмотришь глазами человека, который     
трудовую жизнь ведёт в России, то невольно вспоминаешь: было бесплатным         
образование - теперь платное, была бесплатная медицина - теперь платная, за     
ЖКХ платили копейки - сейчас невероятный пресс наваливается. Я думаю, что у     
многих уже опасение есть, как бы не появился проект закона о торговле           
атмосферой в нашей стране. Где брать деньги? - первый вопрос. Те, кто           
обосновывал платность дорог, лучше бы смогли отчётливо объяснить, чем           
объяснить, что за прошлый и этот год из России бежит примерно 165 миллиардов    
долларов. Прогноз на будущий год - вот сегодня в одном из журналов читаю -      
опять 80 миллиардов.                                                            
                                                                                
Вторая грань. При таком курсе стратегического развития, когда у нас             
промышленность придушена и только сырьевой сектор как-то чего-то держит,        
никогда не будет возможностей мощно пополнять доходную часть бюджета.           
                                                                                
И третье. Президенту Медведеву начальник Контрольного управления доложил, что   
только из Центрального федерального округа увели и за рубеж загнали триллион    
рублей. И после этого, зная, что такая коррупция, мы чудовищные механизмы       
порождаем! Нельзя при нынешнем состоянии экономики и уровне жизни большинства   
людей внедрять идею платных дорог в Российской Федерации. Поддерживаю мысль о   
том, что надо поддержать предложение по данному законопроекту, который вносил   
депутат Бурков.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5938 по 6060 из 6265
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы всё-таки пояснить:   
в мировой практике строительство платных дорог всегда происходит за             
государственные деньги. И все платные дороги, которые сегодня существуют в      
Европе или в странах СНГ, в любом государстве, составляют примерно 2 процента   
от общих дорог. Для сведения: в Германии 865 тысяч километров дорог и всего     
лишь 2,5 процента платных. Из стран СНГ Белоруссия, например, построила         
дороги Москва - Минск и Москва - Могилёв за государственные деньги и объявила   
их платными.                                                                    
                                                                                
Что касается дороги М-4, то тот участок у села Хлевное, который находится в     
Липецкой области, был построен ещё пятнадцать лет назад, сейчас только прошла   
реконструкция. Я считаю, что появление и реконструкция дорог, в первую          
очередь федеральных, должны финансироваться за государственные деньги, а        
участки этих дорог, которые объявлены платными, должны содержаться за счёт      
тех средств, которые будет платить пользователь.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не будут выступать. Докладчик и       
содокладчик?                                                                    
                                                                                
Депутат Бурков, пожалуйста.                                                     
                                                                                
БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, приятно, что Евгений Сергеевич всё-таки         
признал, что трасса "Дон" была построена за народные деньги пятнадцать лет      
назад, а сегодня почему-то предлагается частным организациям эксплуатировать    
эти пропускные пункты.                                                          
                                                                                
Ну, мы помним, что в Соединённых Штатах во времена депрессии был строительный   
бум именно в части дорожного строительства. Действительно, произошёл скачок     
развития дорожной сети в Соединённых Штатах, но в 56-м году они принимают       
решение запретить выделение федеральных средств на строительство новых          
платных дорог. Америка это решение приняла, потом, в 87-м, в 91-м годах, были   
внесены изменения. Частично государство участвует в финансировании              
строительства дорогих объектов. Такие объекты, как тоннели, мосты, строятся     
за счёт федеральных средств, а в отношении остального в Соединённых Штатах      
закон говорит: да, частные дороги могут быть, но за счёт частных инвестиций,    
не за счёт государственных финансовых средств.                                  
                                                                                
Дальше, в Германии практически нет платных дорог. В Англии закон XVI века       
чётко говорит о том, что, если дорога нанесена на карту, должен быть            
свободный пропуск, не может там стоять шлагбаум, и только одна платная          
дорога, которую десять лет обсуждали, была введена в Великобритании.            
                                                                                
Почему весь мир уходит от этого, от колоссальных частных инвестиций, а мы к     
этому идём? Мы не против того, чтобы строить дороги и развивать транспортную    
сеть, дорожную сеть за счёт государственных средств, нет у нас другого пути,    
потому что нет частных инвесторов, готовых вкладывать в такие долгие проекты,   
так как они неокупаемы. Так давайте признаемся, скажем честно: если строим      
дорогу за государственные деньги, то государство и должно её эксплуатировать    
и народ должен пользоваться ею бесплатно, потому что он уже окупил эту          
дорогу, вложил в неё средства в виде налогов, платежей и сборов.                
                                                                                
Теперь, смотрите, какое мы преступление совершаем. "Автодор" делает объездную   
дорогу вокруг Воронежа. К чему приведёт введение платы на этой дороге? К        
тому, что большегрузы и другие автомобили как ездили через Воронеж, так и       
будут ездить в целях экономии денежных средств. То же самое в Екатеринбурге:    
да, будут строить объездную дорогу, которая спланирована была там ещё во        
времена царя Гороха, и сегодня её построят опять за государственные деньги,     
но частный оператор будет собирать средства за проезд по ней. Возникает         
вопрос: а куда большой транспорт пойдёт, большегрузы? Опять в город! Это        
означает следующее: а) вопрос экологии не решается, а осложняется; б) что       
касается безопасности, то всё так и останется, как сегодня на знаменитом        
пятидесятипятикилометровом участке трассы "Дон" в Липецкой области. Да, там     
есть альтернативная дорога согласно нашему закону "Об автомобильных             
дорогах...", она есть, но она идёт через населённые пункты и в два раза уже.    
И тоже вопрос безопасности в этих населённых пунктах стоит остро, это           
проблема для жителей этих населённых пунктов - мы эти вопросы не решаем! Куда   
мы толкаем страну?                                                              
                                                                                
В Псковской области ввели платную дорогу: из Латвии въезжаешь - всё, стоит      
шлагбаум, надо 300 рублей заплатить. Но там, по существу, и дороги-то нет, её   
нельзя назвать дорогой. Да, её начали ремонтировать в этом году, но деньги      
стали собирать ещё несколько лет назад. И таких примеров очень много. То же     
самое с дорогой на Невель в Псковской области - нет дороги, а деньги уже        
собирают.                                                                       
                                                                                
Нельзя это делать, уважаемые коллеги! Надо всё-таки думать о своих людях, о     
своих избирателях, о своём народе, поэтому я прошу поддержать данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо вам за внимание.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, вы будете выступать?                
                                                                                
Депутат Кнышов, пожалуйста.                                                     
                                                                                
КНЫШОВ А. В. Я хотел бы буквально в нескольких словах изложить позицию          
фракции. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает данный законопроект и    
рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.                 
                                                                                
И от себя хотелось бы ещё добавить, что вот как раз таки в тот момент, когда    
в конце тоннеля забрезжил свет и появилась уверенность в том, что в России      
всё-таки когда-нибудь будут хорошие дороги, и всё сегодня делается для этого,   
прорабатываются механизмы, огромное количество вот таких демагогов пытаются     
доказать, что чего-то делать не нужно. Я хочу сказать, что это абсолютно        
неправильная позиция. Сегодня сотни, тысячи людей трудятся, строят              
нормальные, хорошие дороги. И я вам хочу сказать, что в России будут            
достойные дороги, не хуже, чем на Западе.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю данный законопроект на голосование.                                      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              187 чел.41,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    191 чел.                                          
Не голосовало                 259 чел.57,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.