Заседание № 192
06.03.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 554343-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3475 по 4044 из 5087
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости". Доклад Валерия Карловича Гартунга. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагается очень важный законопроект, и я сейчас объясню его суть, постараюсь кратко, но так, чтобы всем было понятно. Помните, недавно в этом зале с этой трибуны я говорил, что неправильно замораживать пенсионные накопления - надо отдать их гражданам? Мы многократно уже такое решение принимали, замораживали пенсионные накопления. Объясню, чем отличается накопительная пенсия от страховой. Накопительная пенсия является собственностью гражданина, он может ею распорядиться по своему усмотрению - изменить период выплаты, взять какие-то суммы из неё, - и она наследуется, понятно, да? Страховая пенсия, страховая часть пенсии не наследуется. С учётом того что мы в этом зале всё-таки приняли, несмотря на позицию нашей фракции, решение продлить мораторий и фактически лишили граждан права наследования части пенсии, существенной части пенсии, мы предложили другой вариант. Так как вы наше предложение о прекращении моратория не приняли, мы предложили другой вариант: ну раз такое дело, давайте тогда введём наследование и страховой части пенсии. С этой трибуны представители самой крупной фракции говорили, мол, мы же ничего не забираем, у нас же накопительная пенсия переходит в страховую - ну раз она туда переходит, значит, и права по ней должны быть такие же! А они на сегодня разные. Вот, собственно, суть законопроекта: раз вы у человека забрали часть пенсии, которую можно наследовать, и сделали её страховой, будьте добры сделать так, чтобы эту часть пенсии тоже можно было наследовать, - вот суть законопроекта, очень просто. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Бессараб Светланы Викторовны. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить, что солидарная страховая система, действующая сейчас в Российской Федерации, - это система, которая работает по следующему принципу: работающие формируют пенсионные взносы для неработающих - пенсионеров, инвалидов, граждан, которые потеряли трудоспособность, граждан, потерявших кормильцев. Таким образом, 72 миллиона работающих сегодня в стране формируют своими взносами пенсионные отчисления для 43 миллионов пенсионеров, в том числе для более 2 миллионов инвалидов, для 1,4 миллиона граждан, потерявших кормильцев, и так далее. Безусловно, солидарная система имеет свои минусы, но она имеет и абсолютный плюс: за счёт высокооплачиваемых работников формируется пенсия для низкооплачиваемых, для тех, кто сам не смог бы сформировать свою пенсию. Накопительная пенсионная система - это система, противоположная солидарной страховой системе, в ней каждый сам себе формирует индивидуальные пенсионные накопления. Например, гражданин в течение всей своей трудовой деятельности отчисляет на собственный лицевой пенсионный счёт часть своих трудовых доходов, возможно, ему помогает работодатель или государство, существуют разные системы пенсионных накоплений, накопительная часть пенсии к примеру. С одной стороны, система имеет безусловные плюсы, например, на неё никак не воздействует демографическая ситуация в стране: независимо от того, сколько у нас пенсионеров, накопительная пенсионная система обеспечивает гражданина - чем дольше он работает, чем выше его доход, тем больше будет его пенсия. Но у неё есть и большой минус: при накопительной системе гражданин с низкими доходами никогда не сформирует достойный уровень пенсионного обеспечения своей старости. Уважаемые коллеги, авторы, по сути, предлагают заменить систему, но не делают очевидных выводов, что при замене системы она просто рухнет в части распределения. Давайте рассмотрим самый упрощённый вариант: двое работающих и один нетрудоспособный. Двое работающих граждан сформировали пенсионный взнос, внесли по 3 рубля, на троих получается 6 рублей, то есть, совсем примитивно, по 2 рубля каждому. А теперь представьте, что эти двое работающих забрали свои 3 рубля, оформили их по наследству, завещали их своим наследникам, - что остаётся в корзине? Ноль. Как на этот ноль содержать нетрудоспособного? У нас сегодня в стране 43 миллиона пенсионеров - как их содержать? Очевидно, что предложенная авторами концепция достойна рассмотрения в рамках накопительной части пенсии, но при смешении отдельных элементов системы получается, как "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича..." Как известно, в знаменитой пьесе Гоголя "Женитьба" Агафья Тихоновна осталась в девицах, потому что не умела делать очевидный выбор. Уважаемые коллеги, на проект федерального закона поступило 70 отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти 15 субъектов не поддержали законопроект, органы государственной власти двух субъектов замечаний и предложений не имеют. Согласованных положительных отзывов на законопроект не поступило. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Николай Николаевич. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Валерий Карлович, все мы хорошо знаем, как чёрные риелторы и другие преступники, завладев недвижимостью и имуществом одиноких пенсионеров, оставляют их доживать свой век в домах престарелых и на улице. Скажите, предусмотрены ли в вашем законопроекте механизмы, чтобы не спровоцировать волну увеличения количества подобных случаев в связи с наследованием страховых пенсий? Ведь объектом интересов со стороны мошенников будут являться все накопления человека, и работы у правоохранителей прибавится. ГАРТУНГ В. К. Спасибо за вопрос. Уважаемый Николай Николаевич, безусловно, тема, поднятая вами, важна, но она к пенсионной системе не имеет отношения. Наш законопроект касается наследования страховой части пенсии. Мы внесли его именно потому, что накопительную часть, которая должна наследоваться, у людей забрали, - вот, собственно, суть законопроекта. А то, о чём вы спрашиваете, конечно, очень важно, но это надо регулировать другими законами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Карлович, основа инвестиционной привлекательности любой страны - это в том числе и устойчивость пенсионной системы. Как известно, из федерального бюджета почти 1 триллион рублей идёт на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим три вопроса. Первый: сколько стоит ваше предложение? Второй: каков источник финансового обеспечения? И третий: как это коррелирует с тем, что указано в последнем абзаце пояснительной записки: "Указанные новеллы направлены на сбалансированность страховой пенсионной системы"? ГАРТУНГ В. К. Пенсионная система - наследуются пенсии или не наследуются - всё равно требует поддержки со стороны государства. Кроме того, платежи из федерального бюджета в пенсионную систему связаны ещё и с тем, что страховая пенсия выплачивается в том числе госслужащим и государство, как работодатель, тоже должно вносить свою часть. Это первое. Второе. Ещё раз хочу сказать, что идея, которая заложена в этом законопроекте, появилась только потому, что мы в этом зале приняли решение, лишив граждан положенной им пенсии, которая передаётся по наследству, - накопительной части пенсии. Естественно, этот законопроект восстанавливает права граждан, в первую очередь он направлен на восстановление прав граждан в части пенсионного обеспечения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БЕССАРАБ С. В. Я хотела бы добавить, что государство за своих работников - госслужащих - уже платит пенсионные взносы наравне с другими работодателями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Представителю комитета вопрос. Правильнее было бы сравнивать не губы Ивана Ивановича и Петра Сидоровича, а карманы. Накопительная пенсия собрана, она где-то лежит - кто получает от этого дивиденды и почему они не идут в Пенсионный фонд? БЕССАРАБ С. В. Вы абсолютно правы, я с вами полностью солидарна в этом вопросе. Всё, что касается накопительной части пенсии и предложений авторов, достойно рассмотрения, но именно в части накопительной пенсии, всё же, что касается страховой её части, не подлежит обсуждению на принципах накопительной системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемая Светлана Викторовна, мы сегодня рассматриваем одну из самых напряжённых тем, которая будоражит большую часть населения нашей страны. Мы прекрасно понимаем, что работодатель отчисляет страховые взносы, а вот накопительная часть - это деньги гражданина, и гражданин имеет полное право ими распоряжаться. Сейчас ими распоряжается государство - и вопрос в том, как оно ими распоряжается. То, что предлагается в законопроекте, вернёт гражданам утраченные права. Почему вы против этого, почему возражаете? Ваши аргументы я услышала, но всё-таки - это самое главное - почему вы так реагируете на нарушение прав граждан, хотя можно это исправить? БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Вера Анатольевна, вам, как и Николаю Васильевичу, мне хотелось бы сказать, что, наверное, КПРФ должна была бы поддерживать страховую, солидарную пенсионную систему, потому что здесь как раз от кармана условного Никанора Ивановича зависят доходы как богатых, так и бедных. Те, кто не смог сам себе сформировать пенсионные накопления в страховой части, наверняка и накопительную часть вряд ли смогут сформировать. Чем хороша именно страховая, солидарная система? Безусловно, она уравнивает всех, но при этом высокооплачиваемые работники фактически формируют своими отчислениями пенсионное обеспечение для низкооплачиваемых. Вы сейчас сказали абсолютно верно, но вы сказали опять-таки о накопительной пенсии, авторы же предлагают передавать в наследство страховую пенсию. Ну вот представьте себе ситуацию: условно, у нас сейчас сформирована пенсионная корзина, а мы возьмём и передадим эти средства полностью в наследство - за счёт чего мы будем содержать армию пенсионеров? Вот только это меня беспокоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С. У меня вопрос к авторам. Валерий Карлович, всё-таки можно ответить на вопрос Айрата Закиевича? Я тоже предлагаю не сравнивать губы и карманы - предлагаю сравнивать цифры. Какие социально-экономические последствия ожидаются в связи с принятием этого закона? Это первый вопрос. И второй вопрос: исходя из сути и духа этого закона, может быть, нам больничный лист тоже признать ценной бумагой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, в раздаточном материале всё указано, но я могу вам привести цифру в нашем расчёте до рубля: 6 триллионов 170 миллиардов 550 миллионов 451 тысяча 200 рублей - устраивает такой ответ? Это первое. Второе. Эта сумма сопоставима с доходами только за прошлый год только одного нефтегазового сектора экономики Российской Федерации, но, если государство считает, что денег нет, давайте посмотрим, какие есть источники (кстати, в пояснительной записке это указано). 3 триллиона рублей дополнительных доходов федерального бюджета за прошлый год, неистраченных сверхдоходов, - это первое. Второе - в повестке дня стоит наш законопроект об отмене возврата НДС экспортёрам сырья, это 2 триллиона рублей. Третье - ещё один законопроект, который вы уже отклонили, о том, чтобы убрать коррупционную дыру в законе о госзакупках и не дать разворовывать по 6 триллионов рублей в год - 6 триллионов рублей! Я хочу сказать, что если мы действительно озаботимся соблюдением прав граждан, то деньги найдём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тарасенко Михаил Васильевич, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, когда Светлана Дмитриевна привела в пример классику - знаменитую пьесу "Женитьба" Гоголя, - а некоторые из выступавших попытались поправить Гоголя и рассказать "лучше, чем Гоголь", мне кажется, это был не лучший вариант: классик, он всё-таки на все времена и он даёт нам пример, как можно сравнивать несравнимое. Это первое. Второе. Вдумайтесь: доходы и расходы Пенсионного фонда более или менее балансируются и составляют 8,6 триллиона рублей в год - предлагаемые изменения увеличивают расходную часть на 6,2 триллиона рублей, не увеличивая размер пенсий, понимаете? Фактически речь идёт о том, что данный законопроект поощряет идеологию рантье - людей, которые не работают, но получают доход. Действующая пенсионная система учитывает людей, которые потеряли кормильца, наследникам, которые являются иждивенцами, полностью выплачиваются в соответствии с законодательством выплаты, которые положены. Предлагаемая система ведёт в никуда: она не увеличивает пенсии, она не стимулирует людей. А самое главное - вот здесь говорили о накопительной части, - что касается накопительной части, всё, что люди накопили, пока у нас действовала норма о накопительной части, они имеют право получить, когда выйдут на пенсию. В случае если они умирают до получения этого права, наследники в соответствии с Гражданским кодексом на всё это имеют право. Мы сами приняли закон, и, по большому счёту, попытка объединить накопительную часть и солидарную часть была ошибкой, это было... Как бы это правильно сказать? Это было инициировано негосударственными пенсионными фондами, которым очень хотелось управлять государственными средствами, а не работать непосредственно с людьми, поэтому, конечно, было ошибкой, когда мы приняли решение перечислять деньги не в накопительную часть, а в страховую. Мы принимали это законом, это было наше осознанное решение. 22 процента - вдумайтесь: 22 процента отчислений, и это обеспечивает нынешнюю пенсию! Ещё 6 триллионов рублей расходов - это говорит о том, что тариф надо практически удвоить. Это будет неподъёмно и для граждан, и для экономики, а самое главное, это ни копейки не добавит пенсионеру, но будет способствовать созданию класса рантье. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, не надо путать и говорить, что единовременно необходимо будет выплатить 6 триллионов рублей, - это неправда. Здесь вопрос о формировании наследственной массы, и понятно, что это очень долгий процесс, растянутый во времени, а никак не то, что надо сейчас из бюджета достать 6 триллионов рублей и заплатить. Это первое. Второе. Мы тут начали защищать классиков, обсуждая пенсионную реформу, но есть разные классики. Вот некоторые советские вожди говорили, что пенсия - это зарплата за правильное воспитание детей и внуков, но почему-то в рамках пенсионной реформы в прошлом году эту зарплату у людей отняли, отодвинули на пять лет и для мужчин, и для женщин, отняли зарплату. Это же неправильно! Я думаю, вы согласитесь со мной. Поэтому зачем мы сюда приплетаем классиков? Давайте говорить конкретно! Сегодня мы рассматриваем не один, а три законопроекта фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", касающиеся изменения пенсионной системы, они все взаимоувязаны. Базовым я бы даже назвал не этот, а третий законопроект, который мы будем рассматривать, где говорится о необходимости отказа от отрицательной шкалы пенсионных выплат. На сегодня, я напомню, бедные платят 22 процента, богатые платят 10 процентов, да ещё и не платят в Фонд социального страхования. Ладно если бы у нас была прогрессивная шкала налогообложения, выходило бы то на то, но шкала налогообложения у нас плоская, и получается вопиющая социальная несправедливость. И мы говорим о том, что, если отказаться от этой социальной несправедливости, будет дополнительно 600 миллиардов в бюджет Пенсионного фонда и 90 миллиардов в бюджет Фонда социального страхования - вполне альтернативное решение пенсионной реформы. В принципе все три законопроекта - это реализация нашего кредо: "Критикуешь - предлагай!", которому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" следует в том числе в этом зале. Мы говорим: есть иные предложения в альтернативу тому, что случилось в прошлом году, когда просто подняли пенсионный возраст. Это даже пенсионной реформой сложно назвать - просто механическое поднятие пенсионного возраста. Мы говорим, что есть иные механизмы, возможна реальная реформа, которую мы предлагаем провести. Нам начинают говорить: нет такого - наследования страховой части пенсии, но это неправда, у нас есть примеры в законодательстве, это далеко не ноу-хау. Так, если пенсионер при жизни не успел получить выплату за месяц, то её получают его наследники. Мы просто говорим о расширении этой нормы, о расширении этой практики, чтобы достичь большей социальной справедливости. Этот законопроект в большей степени даже не о наследовании пенсии, как пытаются это представить, он о гарантиях возврата пенсионных накоплений. Сегодня люди платят в Пенсионный фонд страховую часть пенсии. К сожалению, волей большинства было принято решение, что количество плательщиков увеличится, потому что на пять лет был увеличен пенсионный возраст, а где гарантии возврата? Если гарантий возврата нет, то это пирамида по принципу "МММ", когда одни вкладчики получают деньги за счёт других вкладчиков. Мы предлагаем дать гарантии. Если вы считаете, что наш законопроект неправильно сформулирован, предложите свой: как мы гарантируем людям, что они получат свою страховую пенсию? Не мы призываем вас поддержать этот законопроект, люди призывают вас поддержать этот законопроект своими письмами и обращениями - очень надеемся, что вы их услышите! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции выступление. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, добрый день! Ну, прежде чем начать детальное обсуждение этого законопроекта, я хотел бы зачитать вам письменный ответ от руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации, который я получил на свой депутатский запрос: "На ваш запрос Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает, что численность работников в органах системы Пенсионного фонда России в 2019 году составит 124 тысячи 258 человек. Расходы на выполнение функций аппаратов государственного внебюджетного фонда Российской Федерации утверждены в сумме 117 миллиардов 653 миллиона 400 тысяч рублей". Ну и далее идёт роспись, какие затраты по каким направлениям. Согласитесь, Пенсионный фонд Российской Федерации - очень нужная нам организация, которая требует таких ежегодных расходов. И из общей суммы денежных средств, которые выделяются на пенсию, доля расходов на Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 1,4 процента. Вот здесь было сказано, что у нас 43 миллиона пенсионеров. Согласитесь, было бы очень хорошо для нашей экономики, если бы было 43 миллиона богатых, потому что, когда говорят, что в Российской Федерации 19 миллионов нищих, я думаю, что основная доля этих миллионов нищих - это как раз таки пенсионеры. И вообще, уважаемые коллеги-парламентарии, изначально идея создания парламента заключалась в том, чтобы граждане Российской Федерации, граждане страны были защищены парламентариями от тех ненасытных людей, которые всё ближе и ближе к власти и имеют очень серьёзные лоббистские возможности в правительстве. Но если у нас в Российской Федерации такое огромное количество нищих, значит, наш парламент со своими задачами не справляется, надо об этом сказать прямо. И когда предпринимаются попытки сделать так, чтобы те деньги, которые человек заработал честным трудом, перешли по наследству, то необходимо данные законодательные инициативы поддерживать. Если кто-то, уважаемые коллеги, считает, что пенсионная система в Российской Федерации идеальна и её ни в коем случае нельзя нарушать, то я хочу сказать, что её можно и нужно изменить кардинально. Приведу вам пример. Недавно рассматривался законопроект, согласно которому мы предлагали законодательно закрепить обязанность акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства более 50 процентов, платить в бюджет нашей страны не меньше 50 процентов чистой прибыли. К сожалению, эта инициатива в зале заседаний Государственной Думы не была поддержана той же самой фракцией, которая не хочет поддерживать и инициативу о переходе по наследству пенсии, и теперь в соответствии с постановлением правительства эти компании снова будут перечислять в бюджет Российской Федерации только 25 процентов чистой прибыли. Ещё раз вам напомню замечательную идею: мы переходим на цифровую экономику, в Сбербанке практически у каждого россиянина есть какой-либо счёт, поэтому я не знаю, зачем такое огромное количество сотрудников Пенсионного фонда мы содержим, - эти деньги могли бы пойти на выплаты пенсий. Мы не знаем, почему вы не хотите поддержать инициативу, чтобы компании, которые добывают полезные ископаемые в нашей стране, платили больше в бюджет Российской Федерации: те как минимум 25 процентов, которые они недоплачивают, могли бы распределяться по счетам граждан, и эти деньги тоже могли бы переходить по наследству. Вот здесь, в зале, нам говорят, что люди платят налоги, чтобы заработать пенсии для будущих поколений, - я считаю, это неверно, ведь сегодня наша страна зарабатывает деньги и сегодня эти деньги могли бы тратиться на нужды наших пенсионеров. Фракция ЛДПР поддержит данную инициативу. Приведу вам один основной аргумент. Президент страны говорит о том, что необходимо войти в пятёрку ведущих экономик мира, и здесь только что министр экономического развития Орешкин пытался объяснить нам меры поддержки малого и среднего бизнеса, точки роста нашей экономики, но этого невозможно достичь, если у населения низкая платёжеспособность. Не бойтесь и не стесняйтесь принимать такие законы, благодаря которым у наших граждан на руках окажется как можно больше денег и повысится покупательская способность, - только в этом случае у нас в России может развиваться экономика. Если у населения не будет денег на руках, то будет невозможно никому ничего продать в Российской Федерации, а в условиях санкций наши предприятия и наши бизнесмены на внешний рынок выйти не смогут. Вместо того чтобы российские деньги хранить в американских и европейских бумагах и оттуда получать крошечные дивиденды, лучше эти деньги перевести в Российскую Федерацию и не только повысить пенсии гражданам Российской Федерации, но и дать возможность унаследовать пенсию, если человек не дожил до соответствующего возраста. Для развития экономики Российской Федерации нужно увеличение покупательской способности нашего населения, поэтому мы поддержим представленную инициативу, и вас просим сделать то же самое. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несколько событий последних двух дней должны нас настроить на неклассический подход к происходящему. Вчера показали два выступления Жореса Ивановича Алфёрова, в том числе о проблеме "бокала шампанского". Сегодня случилось нечто экстраординарное: пришедший на "правительственный час", чтобы рассказать о перспективах развития страны, с моей точки зрения, главный министр, фактически с неудом был отправлен на переподготовку. Ну он же был у вас на заседании фракции - вы что, не видели, что он как бы не совсем готов к исполнению обязанностей? Разве те, с кем у него было собеседование на Старой площади или на Краснопресненской набережной, этого не видели? А ведь этот человек в принципе определяет и уровень пенсий, и показатели возрождения Российской Федерации, и уровень нашего будущего или отсутствие такового. И если вы взглянете глубже... Вот здесь Михаил Васильевич, мной очень уважаемый, говорил о негосударственных пенсионных фондах. А не большая ли часть авторитетных депутатов, сидящих в этом зале, голосовала за введение негосударственных пенсионных фондов, которых на определённом этапе было аж 143? А сейчас их перерегистрировалось всего 34, если я не ошибаюсь. Я вас спрашиваю: где деньги, которые они собрали? Что, кто-то ответил за это? А ведь им давали лицензии, банковский надзор должен был быть за ними, понимаете? Никто не ответил! Следующий вопрос. У нас - я вам уже называл эти цифры - всего 93 процента работающих платят 22 процента в Пенсионный фонд, а 7 процентов платят, в общем-то, по льготному тарифу, несмотря на сверхдоходы. Вот сегодня с утра в новостях "Вести-24" с пафосом всех радовали: список "Форбс" возглавил Михельсон, у которого 21 миллиард долларов, ну, некоторые потеснились, поменялись местами, чему мы очень "огорчились", - "ЛУКОЙЛ", "Северсталь", ещё кто-то... Не кажется ли вам, что это вопиющее глумление над нищетой? В 2000 году ООН на заседании Генеральной Ассамблеи, где в том числе и мы проголосовали, определила восемь болевых точек человечества. Первая - нищета. Мы с вами как эту проблему решаем? У нас бедных и нищих становится всё больше, а богатые богатеют всё быстрее, и быстрее, чем в любой стране мира. Все разговоры о том, что вот рантье - не рантье... Да вы поймите: вы собрали с людей деньги на накопительную часть, по-моему, больше 250 миллиардов рублей, а потом взяли и у ограниченного круга людей их заморозили - ну с какой стати?! На лицевые счета верните деньги, если вы считаете, что это было ошибкой, но этого же не происходит! С моей точки зрения, здесь всем понятно, что любой проект закона, внесённый не правительством и не президентом, имеет мало шансов быть принятым. Единственное, правительство иногда желает ускорить процесс и вносит через депутатов какие-то более сложные законопроекты, но такие законопроекты, с моей точки зрения, вносятся, чтобы мы с вами переосмысливали происходящее, потому что мы ведь находимся в очень глубокой яме, и только, скажем, совсем безответственный человек не хочет этого признавать. Подавляющая часть пенсионеров находится под гнётом вот этих необдуманных реформ, которые были приняты, а потом для самых богатых регионов отменены, - я имею в виду мусорную реформу. Вот вы же встречались сейчас с людьми - кто к вам первым приходил? Пенсионеры, которым не хватает средств, а они самые добросовестные плательщики всего: пенсию получил, принёс, за всё заплатил и потом сидит на хлебе и воде, понимаете, да? И он-то предлагает не для рантье, он говорит: ребята, вы собрали страховую - дайте хоть какую-то гарантию, потому что у нас ведь прожиточный минимум только в Росстате и ещё у кого-то растёт перед посланиями, а на самом деле нищета провоцирует только уменьшение времени дожития, и даже вышедший на пенсию получает минимум, а гроши-то он платил всю жизнь! Именно с этим я связываю инициативу наших коллег, которые хотят обратить внимание на то, что необходимо создание хотя бы каких-то минимальных условий для решения проблемы нищеты. Посмотрите, Китай - единственная страна, которая выполнила первое условие декларации Генеральной Ассамблеи ООН: у них было 98 миллионов нищих, они сократили их численность на четыре пятых, в такой громадой стране смогли вывести 700 миллионов человек из-за черты бедности на первый уровень среднего класса. У нас-то возможностей не меньше, но просто мысли всех наших властей сконцентрированы на 10 или 7 процентах населения - самых богатых. Именно поэтому проблемы не решаются! Давайте же мы задумаемся! Кроме нас с вами есть те, кто свыше, те, кто вносит законопроекты, которые рассматриваются вне очереди, но мы-то с вами обязаны всех сориентировать на решение этих животрепещущих проблем. Всем понятно, что закон не будет принят, но давайте задумаемся, почему эти законопроекты появляются и почему уровень нищеты не падает или падает только со сменой руководителя Росстата. В этом проблема - кадры решают всё! Если не переформатировать и не поставить профессионалов на ключевые должности в стране, экономика будет и дальше падать, и нас разорвут как грелку, понимаете? Можно мультики показывать, но некому ракеты делать, понимаете? У нас многих конструкционных материалов нет, многие НИИ похоронены, и они не перечисляют пенсионные взносы, потому что предприятий не осталось. Давайте задумаемся именно над этим, в противном случае уже некому будет платить пенсию: все вымрут до того, как выйдут на неё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я был краток, когда представлял этот законопроект, объяснил его суть своими словами, чтобы весь законопроект не зачитывать, но, видимо, многие сидящие в зале не поняли, о какой сумме идёт речь. Дело в том, что названная мною сумма в 6 триллионов рублей - это теоретически возможные расходы государства при реализации этого закона. Если даст Бог здоровья гражданам и они будут доживать до установленного законом пенсионного возраста, то расходы на реализацию этого закона составят ноль, их вообще не будет, потому что не будут у наследников возникать пенсионные права. Понятно объясняю? Вот о чём идёт речь! Если вы так беспокоитесь о расходах федерального бюджета, сделайте всё, чтобы наши пенсионеры жили дольше, и тогда реализация этого закона вообще не потребует ни одной копейки. Вот и вся логика! Сегодня граждане накопительную часть своей пенсии, которая им по закону положена и по наследству должна передаваться, не могут получить, она передана в страховую, поэтому мы и предлагаем: хорошо, если вы у граждан одни права забрали, компенсируйте их другими правами. Это не факт, ещё раз повторяю, что придётся столько выплатить из бюджета, потому что, если мы все будем работать над тем, чтобы наши люди жили дольше, денег на финансирование расходов по этому закону не потребуется, поймите! Мы предлагаем проголосовать за этот законопроект, потому что таким образом мы даём человеку гарантию, что если уж по каким-то причинам он не доживёт до того возраста, когда сможет получить обратно всю сумму платежей, которую в течение жизни формировал, то хотя бы его наследники её получат. Мы у граждан забрали накопления, которые у них были при Советском Союзе, и до сих пор их не вернули, мы это всё время откладываем, откладываем, откладываем, теперь то же самое с накопительной пенсией - откладываем, откладываем, откладываем! Господа, ну сколько можно откладывать?! Мы что, ждём, пока все граждане, которым должно государство, умрут? Ну что это такое?! Мы предлагаем проголосовать за этот законопроект. Если вам не нравится, что мы таким образом делаем страховую часть наследуемой, - не вопрос: давайте разморозим накопительную часть, и я вас уверяю, что объём страховых прав, наследуемых прав будет гораздо больше, чем сумма, указанная в соответствии с этим законопроектом. Вы посчитайте, сколько денег уже накоплено гражданами! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 03 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Не принимается.