Заседание № 185
07.02.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 554243-7 "О стратегических (системообразующих) организациях российской экономики и их дочерних организациях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4277 по 4627 из 4849
15-й вопрос, проект федерального закона "О стратегических (системообразующих) организациях российской экономики и их дочерних организациях". Докладывает Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Такой законопроект под занавес пленарного заседания нельзя рассматривать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По порядку идём, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Я понимаю, что по порядку идём. Так что, не обессудьте, вопрос важный - придётся задержаться. О чём идёт речь? Я буду краток на самом деле. Мы нашим законопроектом предлагаем сделать так, чтобы стратегические предприятия в обязательном порядке находились в российской юрисдикции. Вот, собственно говоря, очень простой законопроект. Актуальность этого законопроекта возросла в связи с тем, что в отношении Российской Федерации и отдельных предприятий Российской Федерации вводятся санкции, и вы все, наверное, знаете, какие последствия эти санкции несут для некоторых наших компаний, в том числе для компании "РУСАЛ". Для того чтобы наши стратегические компании не попадали в такие ситуации, мы предлагаем всё-таки законодательно закрепить это требование, это во-первых. А во-вторых, безусловно, когда наши стратегические компании находятся под иностранным контролем, это, мягко говоря, наносит ущерб безопасности Российской Федерации, суверенитету Российской Федерации, особенно в тех ситуациях, когда наши западные партнёры используют все возможности для экономического давления на Российскую Федерацию. Мы на примере Венесуэлы видим, как это происходит, не надо за примером далеко ходить - пожалуйста, прямо у нас на глазах происходит! Вот если мы хотим защитить экономику Российской Федерации, надо поддержать наш законопроект. Как и обещал, я кратко изложил суть законопроекта. Если будут вопросы, готов ответить на них. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. С содокладом от Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям выступает Михаил Евгеньевич Бугера. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и правительства! Действительно, данный законопроект и не требует более долгого доклада, потому что он относительно короткий. Суть законопроекта сводится к лозунгу, который содержится в статье 4: "Стратегические (системообразующие) организации российской экономики и (или) их дочерние организации... в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции Российской Федерации". К сожалению, это только лозунг. Если бы этот лозунг был подкреплён механизмом его реализации, процедурами определёнными, ответственностью за неисполнение этих процедур, тогда это можно было бы считать законопроектом. К сожалению, ничего из перечисленного мною в тексте предложенного законопроекта нет, поэтому комитет не может его поддержать. Буду краток, как и докладчик: комитет предлагает отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Валерий Карлович, вопрос довольно простой. Вчера на съезде "Деловой России" президент очень много говорил о необходимости возврата российских предприятий из-под иностранной юрисдикции, Государственная Дума в прошлом году приняла закон, направленный на поддержку предприятий, которые перерегистрируются на ряде российских островов. Мы все понимаем, что наши предприятия, особенно важные для страны, стратегические, должны находиться под юрисдикцией Российского государства, а не иностранного, и в прошлом году мы приняли ряд законов. Вопрос: как вы считаете, законопроект, который вы сегодня предлагаете, - этот вопрос мы обсуждали на заседании комитета - является дополнением к пакету законов, которые были приняты в прошлом году, в позапрошлом году, или всё-таки ваш законопроект стоит отдельно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, очень точный вопрос. Наш законопроект практически является альтернативой тому, что делает правительство. Напоминаю, что делает правительство: чтобы вытащить российские стратегические компании из офшоров, оно создаёт внутренние офшоры. Мы категорически против такого подхода, мы предлагаем, чтобы российские стратегические компании возвращались в российскую юрисдикцию и находились на общем режиме налогообложения, вот о чём идёт речь. Это принципиально разные подходы: правительство пытается, скажем так, стимулировать их рублём за счёт федерального бюджета, в то же время отказывая во многих социальных гарантиях гражданам, а мы предлагаем обязать эти компании в силу законодательства находиться в юрисдикции Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. У нас с вами до завершения работы осталось десять минут. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста, три минуты. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос очень серьёзный, и я хочу рассказать поконкретнее, развернуть наши предложения. Речь идёт о стратегических предприятиях с многомиллиардными оборотами, с многотысячными коллективами, речь идёт об оборонных заказах, которые размещаются на этих предприятиях. Одно из условий, прописанных в законопроекте, - то, что более 50 процентов выручки даёт оборонный заказ, и это является критерием определения... Должно ли быть такое предприятие в обязательном порядке в российской юрисдикции? Мы считаем, что должно. А кто не поддерживает, получается, соглашается с тем, что, получая 50 процентов от оборонного заказа, предприятие может быть и не в российской юрисдикции. Как такое возможно, уважаемые коллеги?! Ну то же самое с господдержкой: как предприятие, вот такое мощное предприятие, многотысячный коллектив, получая государственную поддержку, может быть не в российской юрисдикции? Уважаемые коллеги, давайте принимать здесь такие решения, которые нас просто заставляют принимать жизнь и наши многочисленные партнёры, доброжелатели, об этом говорил Валерий Карлович. Я считаю, не голосовать за этот законопроект - значит, соглашаться с тем, что эти предприятия будут не в нашей юрисдикции и наши деньги и оборонные заказы будут абсолютно доступны так называемым партнёрам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Николаев Николай Петрович. От фракции, Николай Петрович? От фракции, но три минуты. Три минуты поставьте. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Когда задают риторический вопрос: "За хорошее вы или за плохое?" - так и хочется сказать, что, ну, конечно, за хорошее. Кто же за плохое-то будет голосовать? Однако, говоря о желании вернуть, зафиксировать стратегические предприятия в юрисдикции Российской Федерации, коллеги не упомянули, что они предлагают своё определение стратегического предприятия. Дело в том, что это определение уже есть, более того, есть перечень стратегических предприятий, который ведёт Правительство Российской Федерации, и таких прецедентов, о которых мы только что слышали, не было, я надеюсь, и не будет. Если мы хотим защитить нашу экономику, мне кажется, нужно двигаться по тому пути, который мы выбрали ещё в прошлом году. Как вы слышали, Владимир Владимирович Сысоев уже упоминал законы о специальных зонах, более того, президент вчера говорил о том, что их необходимо использовать более эффективно. Здесь вопрос вот в чём: если это альтернативная модель, то давайте мы будем рассматривать альтернативные предложения во время рассмотрения каких-то основных законопроектов. Мы уже приняли решение, только начали двигаться вперёд, модель и механизм уже есть. Я хочу обратить внимание, что тогда, приняв решение о создании специальных административных регионов, наших отечественных офшорных зон, мы очень детально прописали механизм, каким образом компания может вернуться в юрисдикцию Российской Федерации. Мне кажется, нам нужно повышать эффективность исполнения тех решений, которые мы уже приняли, но ни в коем случае не подменять понятия. Неподготовленный человек, слыша фразу, что тот, кто будет против, соответственно, будет против нашей российской экономики... Наверное, нам надо более детально рассказывать об очень серьёзных законодательных инициативах и ни в коем случае не вводить в заблуждение наших граждан, которые наблюдают за тем, что мы здесь принимаем, каким образом мы это обсуждаем. Мы очень внимательно рассмотрели и на заседании комитета обсудили этот законопроект, и мы предлагаем не поддерживать его. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект, а будет добиваться эффективного исполнения тех решений, которые были приняты нами в этом зале ранее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Коломейцев Николай Васильевич. От фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Даже в президиуме надо быть более спокойными, трудолюбивыми, ваш вождь неоднократно здесь призывал к этому, и я с ним солидарен. Вопрос очень важный. Вы знаете, Николай Петрович так убаюкивал нас, что хотелось даже зааплодировать тому, как он якобы беспокоится о Российской Федерации. Я вам рекомендую последнее интервью гражданина-негражданина Российской Федерации Олега Владимировича Дерипаски на Давосском форуме, состоявшемся в прошлом году, и я с ним солидарен по многим позициям. Он сказал: смотрите, в Америке рост и, несмотря на политическую нестабильность, экономика имеет плюсы, что даёт надежду на будущее, в Китае рост, в Европе рост и их монетарная политика позволяет надеяться, что он будет ещё выше, а в России, к сожалению, ничего не видно - идёт падение. Но смотрите на его действия! Вот вы тут нам рассказывали, как полезно иметь офшор... Ерунда это всё! У вас нет налогов, у вас стагнация в экономике, а вы говорите: ура-ура, давайте продолжать, якобы что-то там реализуется. А я вам докладываю, что после августовских санкций Америки уже есть конкретные действия: вот две недели по "России 24" пытались оправдать ситуацию с "РУСАЛом", "En+", известными энергетическими компаниями Олега Владимировича Дерипаски. Так вот, совсем недавно было подписано соглашение, по которому Дерипаска уступил требованиям и уменьшил долю акций в трёх компаниях с 70 процентов до 44,95 процента, причём с условием, что теперь американское агентство OFAC минфина США по контролю за иностранными инвестициями вводит в состоящий из 12 членов совет директоров 8 граждан США и Великобритании - это же наши друзья, партнёры! Только это наши противники, которые методично душат и готовят разрушения. А Быков и компания вам уже проводят платные семинары в столичных городах о важности и необходимости расчленения России на множество государств. Посмотрите внимательно ещё на одну организацию, отвечающую за наше благосостояние: в "Роснефти" из 11 членов совета директоров семь человек являются гражданами тех же самых партнёрских государств - США и Великобритании. Можно посмотреть все 15 ведущих корпораций - к сожалению, ваши слова совсем не сходятся с делом. Я хочу вам напомнить, что реализация закона "О стратегическом планировании...", похороненного с вашей помощью ныне сидящим в местах не столь отдалённых Улюкаевым, вообще-то, отложена до 2019 года, но ваш комитет вместе с комитетом по экономической политике не торопится вносить документы. При этом все страны "семёрки" имеют стратегический горизонт планирования на срок до 70 лет, а мы бюджет-трёхлетку корректируем по три раза в год! Дальше, у нас вчера состоялась... Вы видели, какое уставшее лицо у президента? Вы думаете, почему оно такое уставшее? Потому что никто не говорит правду о реальном состоянии экономики. Оборотки нет, а у нас таргетирование инфляции продолжается с ростом ключевой ставки. У нас кредит невозможно взять, и большая часть предприятий малого бизнеса уже закрылась, потому что работать невозможно: и малым, и большим - одинаковые условия, но только большие рядом и могут всё получить. Самое страшное другое: если вы посмотрите на состояние оборонно-промышленного комплекса, то увидите, что оно, к сожалению, тоже не столь радужное, как вы рассказывали, выступая с трибуны; у нас дизеля нет ни для танка, ни для тепловоза, ни для судостроения, я вам могу перечислять многие вопросы, но нет пока у нас и решений. Почему? Потому что существующую систему разрушили, прикладные институты приватизировали и разогнали специалистов, а теперь создают центры, в которых нет ни одного конструктора! Всё это серьёзные вопросы, и, вообще, если о стратегии говорить, вам надо более серьёзно к этому подходить. И ещё одно. Если бы вы сказали, что Гартунг неправ, вносит ерунду, а вот вы вносите дело... Но где же ваше дело? Офшорная экономика себя дискредитировала! Читайте послания президента, я их с карандашом в руках периодически перечитываю: он уже давно вам говорил, что надо приватизировать элиту, надо деофшоризировать экономику - где действия по деофшоризации? Вы берёте и внутренние офшоры организовываете, чтобы туда оставшиеся налогоплательщики перевели свои активы, а бюджет не получал никаких доходов, понимаете? Мне кажется, что при всём несовершенстве механизма, предложенного Валерием Карловичем... Да это и невозможно - одному депутату, фракции сразу внести фундаментальный законопроект, не имея серьёзных институтов, которые есть у государства, у правительства. С моей точки зрения, если мы действительно думаем о завтрашнем дне нашей страны, думаем о стратегии, мы должны в первом чтении принять законопроект, у нас так уже было, создать рабочую группу, в Большом зале, в Малом зале, в маленьких залах провести обсуждение необходимости изменения экономической ситуации и отношения к стратегическим предприятиям. У нас ведь катастрофа во многих местах, вы что, этого не видите?! Вы посмотрите: "Трансмашхолдинг", мы с французами: позакрывали все КБ, начали приспосабливать для тепловозов, электровозов системы, которые не годятся в нашей северной стране. Стратегия - она потому и стратегия, что это фундаментальные вопросы, которые надо решать фундаментально, а не через офшорную экономику. Мы поддерживаем этот проект закона. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово. Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень странные тезисы звучали сегодня - хотелось бы на них остановиться. Первое. Николай Петрович Николаев высказался, что, дескать, тут новые термины введены, а надо оперировать действующими. Напоминаю, что перечень критериев по отнесению той или иной организации к стратегическим предприятиям был установлен Правительством Российской Федерации в 2009 году, и критерии оценки взяты оттуда, один в один. Если вам интересно, поднимите постановление, и вы это увидите. В 2009 году, когда, вы помните, случился экономический кризис и многим нашим стратегическим предприятиям действительно нужна была господдержка, правительство разработало критерии для федеральных и региональных стратегических компаний, которые могут претендовать на меры господдержки. Для того чтобы не сочинять, не изобретать колесо, авторы законопроекта взяли этот перечень. Если по нему есть замечания, а мы согласны, по нему могут быть замечания, его можно пересмотреть, но это процедура второго чтения. Это первое. Второе. Кроме возврата в российскую юрисдикцию стратегических предприятий, что является, я считаю, ключевым условием нашего суверенитета, мы также преследуем цель деофшоризации российской экономики. Вы же предлагаете следовать по тому пути, по которому нас ведёт Правительство Российской Федерации: из иностранного офшора - во внутрироссийский офшор. Что это даст российской экономике? Я понимаю, что это даст собственникам этих компаний, но российской экономике-то что даст, зачем нам компания, которая ни там не платит налоги, ни здесь не платит?! Что она даст российской экономике, вы мне скажите! И вы мне предлагаете идти по этому пути? Нам с вами не по пути, и я думаю, что большинству граждан Российской Федерации с вами тоже не по пути. И поэтому мы предложили альтернативный вариант. Вы говорите, что нужны какие-то механизмы перевода, - ну да, конечно, когда надо из одного офшора в другой перетащить, вы очень внимательно... не вы, Правительство Российской Федерации очень внимательно это прописало. Никто не мешает - включите одну строчку в этот законопроект, никаких сложностей нет: процедура перевода из иностранной юрисдикции в российскую определяется положением, утверждённым Правительством Российской Федерации. У нас такие положения в каждом втором законе прописываются, и никаких вопросов нет, и это процедура второго чтения. Здесь процедура первого чтения - вы принципиально за то, чтобы стратегические предприятия были в российской юрисдикции или нет? Это не лозунг, это, вообще-то, основная идея этого законопроекта, и это процедура первого чтения, поэтому мы вам и предлагаем поддержать эту идею, она изложена в законопроекте. С тем, чтобы механизм прописать, никаких проблем нет, а если вы этого не хотите делать, если вы готовы вытаскивать из зарубежных офшоров российские компании и опять их втаскивать в офшоры, но уже российские, то ещё раз хочу сказать, что это не государственная политика. (Выкрики из зала.) Это политика, может быть, и государственная, но в интересах какого государства - это ещё большой вопрос. Коллеги, ничего придумывать не надо - поддержите наш проект закона, и я вас уверяю, что ситуация в российской экономике начнёт меняться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик не будет выступать с заключительным словом. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 33 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.