Заседание № 9

14.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 553821-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части обеспечения дополнительных условий функционирования многофункциональных центров; внесён членами Совета Федерации Р. З. Алтынбаевым, В. Т. Кадоховым, А. А. Беспаликовым, А. Б. Тер-Аванесовым, В. Е. Межевичем, Ю. В. Смирновым, А. А. Суворовым, а также В. П. Парфёновым и А. Н. Галлямовым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3410 по 3624 из 4960
Пункт 16 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в        
статью 17 Федерального закона "Об организации предоставления государственных    
и муниципальных услуг".                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом           
предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона № 210-ФЗ "Об      
организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части       
установления обязательного требования о заключении соглашений о                 
взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления таких услуг   
и органами государственной власти федеральными и субъектов, органами местного   
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Надо учитывать, что в соответствии с тем же федеральным законом, с частью       
второй статьи 15, установление такого порядка относится к компетенции           
правительства и с 27 сентября 2011 года действует соответствующее               
постановление Правительства Российской Федерации № 797, которым данный          
порядок предусмотрен. Он достаточно детально расписан, нет необходимости        
повторять или дублировать его в тексте федерального закона, поэтому             
дополнительное нормативное правовое регулирование в данной области комитету     
представляется излишним. Предлагаем данный законопроект отклонить.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте запишемся.                               
                                                                                
Прошу включить режим записи.                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, наверное, вам хорошо известна беда     
всей нашей страны - любое оказание услуг государством сопряжено с созданием     
так называемых искусственных очередей, места в которых продаются либо чёрными   
агентами, либо аффилированными коммерческими структурами. Фракция ЛДПР внесла   
законопроект об установлении уголовной ответственности за создание таких        
искусственных очередей. Хотелось бы знать ваше отношение к этой теме.           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, моё отношение, наверное, как и у     
всех присутствующих здесь, в зале, однозначное: очереди в любом                 
государственном или муниципальном учреждении - такие факты есть, это,           
наверное, глупо было бы отрицать, - это позорище, это неуважение к нашим        
согражданам. Это во-первых.                                                     
                                                                                
Во-вторых, что касается законопроекта об уголовной ответственности, давайте     
посмотрим, хотя это вопрос не нашего комитета. Я могу сказать одно (я в том     
числе сужу по примерам по Челябинской области, которую я представляю здесь, в   
Государственной Думе): там, где созданы подобные многофункциональные центры,    
проблема очередей фактически решена, люди приходят и обращаются, по сути        
дела, в одно окно. И вот то регулирование, которое предлагается... Это          
устанавливается подзаконным актом, в данном случае постановлением               
правительства, где, по большому счёту, чётко предусматривается порядок,         
определяется, как и по каким вопросам должны быть заключены вот такие           
соглашения. С моей точки зрения, наверное, какая-то корректировка здесь         
возможна, но исходя из практики, которая складывается на местах, я могу         
сказать: там, где эти центры созданы, очередей либо нет вообще, либо они        
становятся гораздо короче и более упорядоченными.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Станиславович Рохмистров.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мой вопрос связан с тем, что, собственно говоря, в нашей       
правовой системе повышение статуса нормативного правового акта - от             
постановления правительства к федеральному закону - обуславливается тем, что    
данный нормативный правовой акт либо не в полной мере действует, либо           
отношение к нему не совсем хорошее. То, что авторы настоящего законопроекта     
подняли эту проблему, говорит о том, что эти многофункциональные центры не в    
полном объёме предоставляют те услуги, которые хотелось бы, чтобы они           
предоставляли, не все организации заключают с ними соглашения либо не           
торопятся заключать соглашения. Вот есть такая проблема или авторы просто       
наврали нам тут и внесли этот законопроект с тем, чтобы сделать обязательным    
заключение этих соглашений с многофункциональными центрами для всех?..          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Максим Станиславович, в любом случае, если появляется    
тот или иной законопроект, это означает, что определённые проблемы в данной     
области, вне всякого сомнения, присутствуют, потому что на ровном месте, надо   
признать, законопроекты не рождаются, это совершенно очевидно. Это во-первых.   
                                                                                
С другой стороны, регулирование подобных вопросов подзаконным актом -           
постановлением правительства - вовсе не свидетельствует о некоем более низком   
или менее важном статусе тех вопросов, которые им регулируются. Это обычная     
юридическая практика, когда в самом тексте федерального закона нет подробной    
детализации и регламентации тех или иных административных действий, правил и    
процедур, которые относятся к сфере регулирования органов исполнительной        
власти, а высшим органом исполнительной власти является Правительство           
Российской Федерации, поэтому с точки зрения юридической техники данная         
конструкция представляется абсолютно оправданной и абсолютно законной.          
                                                                                
Что касается совершенствования механизма, то, вне всякого сомнения, внесение    
изменений в подзаконные акты можно проводить в более короткие сроки, более      
оперативно, на основе той практики, которая складывается. Как я уже сказал,     
данное постановление правительства действует с конца сентября прошлого года,    
и достаточная практика ещё только будет наработана. Я полагаю возможным         
вернуться к обсуждению этих вопросов, когда мы увидим, что есть какие-то        
проблемы, есть какие-то огрехи, тогда, вне всякого сомнения, эта проблема       
будет решаться.                                                                 
                                                                                
Законопроект, который мы в настоящий момент рассматриваем, немножко другую      
систему, так сказать, предлагает: в обход постановления правительства он        
предлагает устанавливать определённые требования. Но, как показывает            
практика, жизнь гораздо сложнее, чем мы её представляем или как это записано,   
может быть, в нормативных актах, в том числе в федеральных законах, поэтому     
считаю, что более оперативно реагировать на проблемы, которые возникают при     
исполнении данного нормативного акта, при регламентировании определённых        
административных процедур, связанных с заключением подобных соглашений, с       
определением перечня услуг, который, кстати, в приложении к постановлению №     
797 есть, если вы обратили внимание, можно в рамках уточнения, изменения        
непосредственно постановления Правительства Российской Федерации.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Я коротко, уважаемые коллеги. Правильно отклонён               
законопроект: в большей степени это всё-таки профанация очередная. Я так        
понимаю, подразумевалось некое обеспечение, скажем так, более продуктивной      
работы в том числе службы "одного окна". Вот яркий пример: Гагаринский район    
столицы, где прописан кандидат в президенты Путин, - служба "одного окна" там   
давным-давно не работает, то есть работа с обращениями граждан сводится к       
банальному перетасовыванию из кабинета в кабинет, хотя уж в этом-то округе      
столицы, ну, наверное, она должна работать. Правильно, что идёт на отклонение   
этот законопроект, потому что очередную профанацию, под которую должны были     
быть выделены финансовые средства, не имеет смысла принимать, так сказать,      
когда действующие законы не работают в центре Москвы, в округе, где прописан    
кандидат в президенты Путин.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович Рохмистров.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну, вопрос не в том, хороший               
законопроект или плохой, а в том, что есть проблема. Авторы хоть как-то         
пытаются эту проблему обозначить и решить, пускай она и не решается поднятием   
статуса, но непонятно, почему комитет этой проблемой не озадачивается. Вот      
фраза представителя комитета: ну, мы тут сейчас посмотрим, как наши граждане    
помучаются, а потом, когда они достаточно намучаются, мы из этого сделаем       
выводы и что-нибудь такое придумаем.                                            
                                                                                
Я думаю, что, наверное, правильно было бы, чтобы подготовили обращение от       
комитета к председателю правительства о том, что данная проблема беспокоит      
наших граждан и что правительство должно обратить внимание на то, что их        
нормативный правовой акт на сегодняшний день не в полном объёме работает. Вот   
это, наверное, было бы правильным основанием для отклонения законопроекта. А    
вы убеждаете нас в том, что проблема есть, но и закон хороший, только пока      
ещё не очень работает, вот мы подождём, когда он начнёт работать, а когда       
поймём, что он не работает, тогда мы какие-нибудь законопроекты внесём. У нас   
по тому же принципу система вот этих мониторов в Думе установлена -             
установили мониторы, они ни у кого не работают, но нам говорят: сейчас мы       
посмотрим, потом их починим - может быть, они заработают.                       
                                                                                
У нас, к сожалению, и другие законы так же работают, и те же основания к        
отклонению зачастую применяются комитетами: давайте отклоним на всякий          
случай, но своего ничего не предлагаем, а подождём, пока наработаются           
проблемы. Вот у нас полторы тысячи детей в год кончают жизнь самоубийством,     
когда их наберётся тысяч двадцать - тридцать, мы тогда посмотрим, что у нас в   
системе образования. И когда у нас ещё где-нибудь что-нибудь произойдёт,        
тогда мы, может быть, что-нибудь придумаем.                                     
                                                                                
Я думаю, что основания для отклонения должны какой-то позитив содержать, а не   
так: констатация, что проблема есть, но глубина этой проблемы нас ещё не        
поразила. Я думаю, что если мы так будем относиться, то нас поразят глубокие    
потрясения в части общественного устройства России. Вот чтобы этого не          
происходило, мы как-то должны на позитиве отклонять законопроекты и решать      
проблемы, которые есть у граждан.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вольно или невольно некоторые   
наши коллеги, кто сейчас выступал, либо неверно истолковали мои слова, либо,    
так сказать, сознательно. В любом случае я хотел бы обратить ваше внимание и    
подчеркнуть следующее, я уже об этом говорил: там, где эти                      
многофункциональные центры создаются, а они уже создаются не первый год, там    
проблема очередей, несвоевременного, некачественного оказания государственных   
и муниципальных услуг существенно снижается либо пропадает вовсе. Вот о чём     
мы говорим. И постановление правительства, которое было принято в конце         
сентября прошлого года, как раз таки направлено на решение этой проблемы, вот   
в чём дело. Основной мотив отклонения данного законопроекта состоит в том,      
что это будет излишнее нормативно-правовое регулирование в данном вопросе. То   
есть вопрос уже урегулирован, вот о чём идёт речь, а не о том, что мы не        
хотим, или не можем, или не замечаем проблему.                                  
                                                                                
Меня спросили: а что будет, если какие-то проблемы останутся? Естественно,      
если они где-то останутся, если где-то не будут исполняться нормативные         
правовые акты, о которых я только что говорил, закон и постановление            
правительства, там действительно необходимо будет принимать соответствующие     
меры административного реагирования, а возможно, и внести изменения в те или    
иные нормативные правовые акты. В настоящий момент система формируется, и она   
как раз таки призвана решать и решает уже на деле те проблемы с очередями, о    
которых мы все, коллеги, знаем не понаслышке.                                   
                                                                                
Данное отклонение, очевидно, будет поддержано всеми фракциями, потому что       
вопрос, по большому счёту, понятен, данная система будет работать.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович? Нет.                                                        
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4567 по 4584 из 4960
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 17 Федерального закона "Об организации предоставления государственных    
и муниципальных услуг".                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.13,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     61 чел.                                          
Не голосовало                 389 чел.86,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.