Заседание № 197
О проекте федерального закона № 553750-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами 2-м вопросом рассматривается законопроект третьего чтения - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступит председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Иванович Пискарёв. А затем перейдём к рассмотрению 3-го вопроса, к "правительственному часу". Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу особо отметить, что рассматриваемый законопроект не об иноагентах, а о безопасности и защите суверенитета Российской Федерации. Это не первый и, я уверен, не последний наш законопроект в сфере безопасности, особенно в условиях современных вызовов и угроз. Напомню, что совсем недавно мы внесли поправки в Уголовный кодекс, предусмотрев повышенную уголовную ответственность за террористическую, диверсионную деятельность, за госизмену и многое, многое другое. Мы также недавно приняли закон о конфискации имущества и лишении почётных званий за преступления против безопасности и собственного государства, и народа. Конечно же, работа в этом направлении будет и дальше проводиться постоянно, системно и последовательно. Вашингтон, Брюссель натравили на нас не только иноагентов, а их уже по количеству как целый армейский батальон, но и западные СМИ, неправительственные организации, кроме того, они подключили к антироссийской деятельности ещё и свои правительственные организации, которые действуют в том числе и при зарубежных посольствах, ведя против нас тайную подрывную деятельность. Необходимо и такие организации также признавать у нас нежелательными - проект закона по этому поводу находится у нас на рассмотрении. Наши противники должны были уже давно понять, что чем сильнее на нас будет оказываться давление, тем жёстче будет наша ответная реакция. Мы видим, что иноагенты, осев за рубежом, тянут из нашей страны финансовые средства, которые используют против собственного государства и народа. Это недопустимо. В этом есть, наверное, и наша недоработка, которую предлагаю нам всем вместе сегодня устранить. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и согласования, замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем, окончательном чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Уважаемые коллеги, мы достаточно подробно обсуждали законопроект в рамках первого чтения, второго чтения, сегодня у нас третье чтение, соответственно, можно выступить по мотивам от фракций. Есть ли желающие? Нет желающих. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 2-й вопрос повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 38 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято За - 402, против - нет, воздержавшихся нет. Уважаемые коллеги, федеральный закон принят, принят единогласно. Вы видите, количество поддержавших законопроект выросло. У этого закона 395 авторов. Это закон Государственной Думы, мы с вами его подготовили и внесли для рассмотрения. Поздравляю!
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 553750-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. С докладом выступит председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Иванович Пискарёв. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 20 февраля сего года. Напомню, что в законопроекте идёт речь о введении полного запрета для иноагентов оказывать рекламные услуги с использованием всех имеющихся у них информационных ресурсов, а равно и о запрете рекламировать сами информационные ресурсы иностранных агентов. На рекламных акциях в нашей стране иноагенты получают весьма крупные финансовые средства, они исчисляются даже не десятками, а миллионами рублей и в последующем используются для ведения антироссийской деятельности. В большинстве своём иноагенты находятся на содержании и под влиянием Вашингтона, Брюсселя, Лондона, а есть даже те, кто и у киевского режима на довольствии. Понятно, что у них всех одна общая задача, как вы знаете, они хотят разрушить нашу страну, поэтому любая поддержка противника, в том числе и со стороны иноагентов, должна быть пресечена. Данный проект закона не про иноагентов, законопроект о суверенитете, вернее, о защите суверенитета, безопасности государства, наших граждан, и как раз эта безопасность данным законопроектом поддерживается. Именно из таких законопроектов складывается эта безопасность, защита, поэтому предлагаем этот законопроект рассмотреть. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило семь поправок. Три поправки комитетом рекомендованы к принятию, они носят юридико-технический характер, уточняют наименование законопроекта, нумерацию статей - рекомендованы к принятию, соответственно, включены в таблицу поправок № 1. Четыре поправки после их тщательного обсуждения на заседании комитета (а оно проходило открыто, гласно, с участием регулятора - Министерства юстиции Российской Федерации, а также авторов поправок) рекомендованы профильным комитетом к отклонению. Комитет считает, что данные поправки не соответствуют целям законопроекта - как я уже говорил, это противодействие угрозам безопасности, суверенитету Российской Федерации и скрытому вмешательству в наши внутренние дела. Кроме того, поправки предполагают излишнее правовое регулирование. Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета - утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает её принять. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 12 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается единогласно. По таблице поправок № 2 есть замечания, коллеги? Нет. Комитет предлагает эти поправки к отклонению. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 48 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 14 чел.3,1 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 24 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно: за - 399, против - нет, воздержавшихся нет. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые согласования, прошу включить его в проект порядка работы на завтра, на 28 февраля текущего года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, поставим данный законопроект на завтра первым среди законопроектов третьего чтения для рассмотрения? Нет возражений. Принимается. Готовьтесь, Василий Иванович. Коллеги, этот законопроект действительно очень важный. Вы видите, какая дискуссия началась в первую очередь в либеральных средствах массовой информации, в том числе в защиту иноагентов, начались разговоры о том, что это ущемляет их права. Коллеги, они свой выбор сделали: принимают финансирование из-за рубежа, поэтому стали иноагентами. Надо для себя определиться: либо ты со страной, тогда откажись от зарубежного финансирования, выйди из статуса иностранного агента и получай средства внутри страны... Ну нельзя охаивать страну за деньги из-за рубежа и собирать здесь средства от рекламы - в этом смысл законопроекта, принятого во втором чтении. Коллеги, ничего личного, но мы с вами обязаны защищать страну, наших солдат и офицеров. А тот, кто этого не понимает, должен наконец осознать, что речь идёт о защите суверенитета. Мы очень либеральны - соответствующие законы в Соединённых Штатах Америки и в других странах намного жёстче решают эти вопросы, и там точно никому не разрешат финансировать иностранных агентов. Попробуйте это сделать в США: только подумаете об этом - уже придёт ФБР; попробуйте это сделать в Израиле. На чашах весов - защита суверенитета страны и попытка понравиться кому-то. Задумайтесь о том, что происходит. Нам надо здесь объяснять: у того, кто хочет исправиться, шанс есть - можно из статуса иностранного агента выйти, вернуться, отвергнув подачки и удавку, которую они на себя набросили за деньги других стран. Вот такой разговор.
Заседание № 194
О проекте федерального закона № 553750-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, можем приступать к работе? Можем приступать к работе. У нас в соответствии с утверждённым порядком работы 2-й вопрос - о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц). Доклад сделает председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Иванович Пискарёв. И вот как раз представители средств массовой информации подошли. Василий Иванович, сделайте небольшую паузу, хотя бы на минуту, потому что это касается в том числе всех средств массовой информации. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый к рассмотрению законопроект разработан по поручению Председателя Государственной Думы Володина Вячеслава Викторовича. Это поручение было всеми вами, уважаемые коллеги, поддержано, равно как и внесение данного законопроекта, под которым стоят подписи 395 депутатов Государственной Думы, за что вам всем большое спасибо. Данный законопроект - это следующий и, очевидно, не последний шаг по защите суверенитета нашей страны, безопасности и противодействию внешнему вмешательству в наши внутренние дела. Шаг предыдущий, как вы помните, это закон о конфискации имущества, лишении почётных званий и наград тех, кто, получив деньги, славу и почитание в России, начал неистово вести антироссийскую деятельность, совершать преступления против своей страны и своего народа. Мы будем внимательно следить за тем, чтобы эти законы исполнялись, а также при необходимости принимать в сфере безопасности дополнительные меры законодательного регулирования. Рассматриваемый законопроект как раз является продолжением нашей работы в этом направлении. Речь идёт о дополнительных ограничениях в отношении лиц, которые находятся под иностранным влиянием, то есть иностранных агентов. Все они учтены в реестре Министерства юстиции России в соответствии с законом как лица, занимающиеся преимущественно политической деятельностью и получающие одновременно поддержку из иностранных источников, это может быть финансовая, имущественная, организационно-методическая, научно-техническая и иная помощь, которая исходит от зарубежных спонсоров. На сегодня это в первую очередь США и другие страны Североатлантического альянса, поэтому не случайно, что с начала проведения специальной военной операции именно иноагенты стали активным рупором вражеской пропаганды по дискриминации России и наших Вооружённых Сил, то есть они полностью отрабатывают повестку своих натовских хозяев, русофобские цели которых по отношению к нашей стране и к нам понятны и ясны. И как правильно вы заметили, уважаемый Вячеслав Викторович, цитирую: "Люди возмущены: блогеры, действующие в интересах недружественных государств и льющие грязь на нашу страну, по-прежнему зарабатывают деньги на наших гражданах, на отечественных компаниях. Это недопустимо". Абсолютно правильно, и это действительно недопустимо, поэтому надо принимать соответствующие меры реагирования, что мы, собственно, и предлагаем. В прошлом году свыше 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иностранных агентов, тем самым принеся им доход и обогатив их весьма значительно. По самым скромным подсчётам, это более 130 миллионов рублей, и это без учёта иных, преимущественно теневых и серых способов оплаты услуг иноагентов, поэтому эту сумму можно смело умножать в разы, и всё это фактически из воздуха, за счёт нашего, как говорят, налогоплательщика. Очевидно, что подобная поддержка иностранных агентов противоречит национальным интересам России и должна быть запрещена, ведь, по сути, мы своими руками даём им финансовые ресурсы, которые они используют для проведения антироссийской деятельности. Именно поэтому абсолютно оправданными, справедливыми и необходимыми являются наши следующие предложения. Первое - полный запрет распространять на любых интернет-платформах, интернет-ресурсах, сайтах, в блогах, соцсетях иноагентов рекламу, исходящую от физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Второе - полностью запретить рекламировать сами информационные ресурсы иностранных агентов. Именно в этом заключается суть, концепция данного законопроекта. В целях её реализации вносится изменение в закон № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в частности в статью 11 вводятся дополнительные ограничения для иностранных агентов. Поскольку поправки связаны с законом "О рекламе", в него также вносятся корреспондирующие изменения: в статью 5 - о запрете размещать на ресурсах иноагентов рекламу и в статью 7 - о запрете рекламировать сами информресурсы иностранных агентов. Аналогичное изменение вносится в статью 4 Закона "О средствах массовой информации", речь идёт о прямом запрете рекламы информационных ресурсов иноагентов в СМИ, а также в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях. Предлагаемые изменения в полной мере соответствуют концепции Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и, несомненно, будут способствовать укреплению безопасности и суверенитета Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Комитетом по безопасности и противодействию коррупции законопроект поддержан единогласно. Комитетами-соисполнителями, а именно Комитетом по экономической политике и Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи, данный законопроект также поддержан. Уважаемые коллеги, хочу ещё раз выразить искреннюю благодарность всем тем, кто поддержал внесение данного законопроекта, всем вам, уважаемые коллеги, особенно лидерам фракций Зюганову Геннадию Андреевичу, Васильеву Владимиру Абдуалиевичу, Слуцкому Леониду Эдуардовичу, Миронову Сергею Михайловичу. Как вы видите, в вопросах безопасности и защиты суверенитета нашей страны мы, как и прежде, идём в одном строю. Уважаемые коллеги, я прошу всех вас также поддержать и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Василий Иванович сделал доклад и содоклад от комитета. Коллеги, пожалуйста, вопросы Василию Ивановичу? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите список. Матвеев Михаил Николаевич. Подготовиться Альшевских. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Василий Иванович, скажите, пожалуйста, иностранные агенты, они же вот коварные, а если они разместят у себя под видом, ну... им на самом деле рекламу не давали, а они в рамках сведения счётов взяли и разместили какую-то рекламу, чтобы создать проблемы, там, человеку или компании какой-то? Как в этом случае, есть какое-то противоядие или какой-то механизм, который будет такую ситуацию регулировать? ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, Михаил Николаевич. Ну вот выявление нарушений, о которых я говорю, если мы примем закон, это сфера ответственности регулятора, Министерства юстиции. Для того чтобы выявить наличие или отсутствие правонарушения, проводится проверка, и все доводы, которые заслуживают внимания, будут обязательно учтены, в том числе пояснения иноагента и других лиц, иная информация. Для того чтобы принять решение о наказании за нарушение, проводится предварительная проверка, а потом уже принимается решение. Здесь всё чисто, всё в рамках закона. Мне кажется, бояться нечего, особенно иноагентам. Мы всех их знаем, найдём и решим вопрос по закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Василий Иванович, там о другом. Если возьмёт иностранный агент и разместит рекламу от имени какой-то компании или физлица, хотя ни компания, ни физлицо не перечисляли этому иноагенту денежные средства, таким образом провоцируя и делая всё для того, чтобы в данном случае пострадало это физлицо или юрлицо, - вот о чём сказал коллега Матвеев. Правильно? Пожалуйста, Матвееву включите микрофон. МАТВЕЕВ М. Н. Ну да, совершенно верно. Ведь это же может быть какая-то провокация, могут и политическую рекламу даже размещать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирине Анатольевне включите микрофон. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в случае если совершаются такие противоправные действия, то проводятся проверочные мероприятия уполномоченными органами, и тогда в отношении иноагента должен дополнительно решаться вопрос о привлечении к ответственности за мошенничество и подлог. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и конечно, никаких вопросов в этом случае не будет к тем, кто деньги не перечислял, потому что движение по счетам можно сейчас отследить элементарно. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Василий Иванович, у меня не то что вопрос, а, может быть, предложение. Понятно, что мы запрещаем размещать рекламу на ресурсах иноагентов, и это правильно. Но, на мой взгляд, это полумера. Может быть, нам рассмотреть вопрос, возможность вообще запретить рекламу с участием иноагента? Может получиться так, что рекламная фирма, предположим, или юридическое или физическое лицо, сняла рекламу с участием иноагента и разместила на ресурсах. Это же размещается не на ресурсах иноагентов, а на других, но участвует иноагент, и иноагент может получать либо за участие в рекламе, либо процент от продажи и так далее. Чтобы этого не было, может быть, вообще запретить рекламу с участием иноагента? Давайте это рассмотрим, может, ко второму чтению, если есть такая возможность. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос. Ну, я не возражаю, давайте. Обращайтесь в комитет, где вы, собственно, и работаете, у вас прямая коммуникация с возможностью внести поправки. Это всех касается, уважаемые коллеги. Это не конец работы, это только начало - первое чтение, поэтому всех приглашаю к взаимодействию. Возвращаясь к предыдущему вопросу, я, может, повторюсь: ну, может такая ситуация быть в целях провокации, но я же говорил, что проводится проверка регулятором, берутся все объяснения, и после этого принимается решение. Здесь безопасность будет обеспечена, волноваться не стоит. И вообще, в большей степени это затрагивает самих иноагентов, поскольку мы им запрещаем, требуем, чтобы они не давали свои ресурсы для размещения рекламы, и в случае, если такое произойдёт, у нас предусмотрена административная ответственность за невыполнение ограничений иностранными агентами. Таких ограничений сегодня 18, наше будет 19-м ограничением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, была запись на вопросы. Но, учитывая, что всё-таки год - это, наверное, не такой большой промежуток времени, в течение которого мы привыкаем выполнять Регламент... Вот смотрю, записались по ведению Горячева и Вассерман. Коллеги, у нас записываются на вопросы - это норма нашего Регламента, по ведению - это в том случае, если порядок ведения нарушен и есть замечания к ведению. Здесь такого нет, что можно, если захотел, если что-то пришло в голову, в любое время отреагировать, с запозданием. Записались на вопросы - вот все вопросы прозвучали, но, ещё раз повторяю, если к этому ещё не привыкли... Пожалуйста, Горячева Ксения Александровна. Скорее всего, это всё-таки вопрос, а не по ведению. Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Действительно, я не успела нажать кнопку "Вопрос". Василий Иванович, скажите, пожалуйста, будет ли считаться рекламой репост или публикация, упоминание информации, которая исходит от субъекта, признанного иностранным агентом, в любом медиаканале с определённой аудиторией? Например, там есть несколько тысяч человек. То есть каковы юридические последствия размещения такого контента в зависимости от его характера и аудитории, которая есть у гражданина на его медиаканалах? ПИСКАРЁВ В. И. Читать и любить иноагента мы не запрещаем, пожалуйста, никаких вопросов нет. Мы предлагаем запретить рекламу ресурса иноагента, чтобы не привлекать внимание большого количества людей. Ведь какая задача у иноагента? Охватить как можно больше территорий и людей, поэтому мы, запрещая рекламировать их ресурсы, таким образом, полагаем, уменьшим их деструктивное влияние на аудиторию. Только из-за этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Извините, что действительно не вовремя, но дело в том, что появилось предложение как раз в связи с вопросом коллеги Матвеева. Может, сформулировать: "рекламу от физических и юридических лиц"? Сам за свой счёт пусть что угодно пишет, но чтобы не было возможности зарабатывать на чужой рекламе. ПИСКАРЁВ В. И. Анатолий Александрович, ну, собственно, в этом-то и состоит концепция законопроекта - чтобы иноагент не зарабатывал на рекламе, которая исходит от физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Так это там и прописано, по большому счёту. Поэтому действительно мы против того, чтобы иноагенты получали и у своего спонсора, в общем-то, неплохие ресурсы, но плюс ещё за счёт нашей страны зарабатывали деньги из воздуха, причём в данном случае и тратили деньги опять на антироссийскую деятельность. Здесь, по-моему, комментарии излишни. Думаю, что здесь мы найдём возможность пресечь потоки финансов в поддержку иностранных агентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросов больше нет. Кто хотел бы выступить от фракций? Есть желание? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. И не только от фракций - у нас с вами идёт обсуждение законопроекта в рамках первого чтения. Покажите список. Вяткин Дмитрий Фёдорович, затем Луговой и Авксентьева Сардана Владимировна. Вам от фракции? Коллеги, вы обязательно говорите, когда от фракции, если не хватает трёх минут. Пожалуйста, от фракции. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, товарищи! В 2012 году - я прекрасно помню, когда принимался закон об иноагентах, первый тогда ещё в нашей стране, - отчасти, конечно же, это была реакция на те действия, которые предпринимались определёнными людьми и организациями в тесном взаимодействии с иностранными посольствами, диппредставительствами, некоммерческими организациями и фондами и напрямую, что в дальнейшем удалось установить, в том числе и с иностранными разведками. Попытки расшатать ситуацию внутри России были очень серьёзные, и, надо отдать должное всей ветви власти, в том числе законодательной, отреагировали достаточно оперативно. Но я напомню и другое - тогда соавторами первого закона об иноагентах были сотни депутатов Государственной Думы, но в этом зале нашлись и те, кто активно противодействовал принятию этого закона и голосовал против. За 12 лет, прошедших с того момента, мы получили заключения различных, там, венецианских комиссий, каких-то деятелей из Организации Объединённых Наций, многочисленные жалобы со стороны общественников, которые, конечно же, были за всё хорошее, против всего плохого, и в конечном итоге состоялось рассмотрение в нескольких судебных инстанциях, включая Конституционный Суд. Так вот за это время мы внесли серьёзные коррективы в тот закон. А тот закон, я напомню, был плодом компромисса, причём очень серьёзного: значился не иностранный агент, как сейчас в соответствии с законом 2022 года, а лицо, выполняющее функции иностранного агента, и был огромный перечень изъятий из списка - вот чем можно заниматься, а чем нельзя. И поверьте, те, кто активно ратовал против принятия этого закона, не гнушались никакими средствами, развязали кампанию по очернению и высмеиванию в прессе. Доходило вплоть до провокаций непосредственно в здании Конституционного Суда, я тогда представлял Государственную Думу в деле по рассмотрению этого закона, поверьте, знаю, о чём говорю. Деятели, которые тогда активно противодействовали нашей работе по наведению порядка внутри страны, по обеспечению государственного суверенитета, по защите интересов наших граждан и государства от иностранного воздействия, уже давным-давно за границей и продолжают, кстати, свою антигосударственную, антироссийскую деятельность, ну а кто-то был осуждён, изолирован от общества. Конечно же, все маски были сброшены, мы перешли некий водораздел в 2022 году, когда началась специальная военная операция. Именно тогда мы увидели, что тот закон с изменениями, внесёнными в отношении средств массовой информации (мы ограничили виды деятельности, иностранные агенты не имеют права работать, заниматься не только политической деятельностью, но и иной), заработал и позволил обеспечить защиту интересов нашей страны, нашей армии, нашего народа, который сражается сейчас против фашизма. Мы понимаем, что тогда нам было тяжело, но поверьте, что даже сейчас нам ещё предстоит достаточно серьёзная, большая работа по закрытию тех щелей и дырочек, куда иноагенты, а именно так сейчас в соответствии с законом называются лица, находящиеся под иностранным влиянием, пытаются просочиться. Конечно же, серьёзная задача стоит перед нами и перед другими государственными структурами по ограничению финансирования. Мы прекрасно понимаем, что пути финансирования, механизмы очень изощрённые, в том числе используются самые новейшие средства расчёта, включая криптовалюты. Мы видим, что сейчас до сих пор продолжается противодействие, конечно, уже не такое мощное. Вот мы приняли закон в 2022 году, и только после этого нам удалось перекрыть кислород иноагентам, а также прямым иностранным организациям, деятельность которых была признана нежелательной на территории нашей страны, например в сфере экологической экспертизы, экологического контроля. Там всё цвело пышным цветом до недавнего времени, мы только в конце прошлого года приняли закон, который ограничивает деятельность иноагентов в этой сфере. А таких сфер, поверьте, не одна, не две, а ещё несколько. В связи с этим следует отметить: надо отдать должное нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, который поддерживает усилия всех ветвей власти, включая усилия законодательной власти, на пути обеспечения суверенитета, нашей независимости, защиты интересов наших граждан и нашего государства. И здесь мы, все фракции, представители которых стали соавторами данного закона, действуем как одна команда. Уважаемые коллеги, уважаемые товарищи! Наша фракция поддерживает принятие данного законопроекта. Мы уверены, что есть ещё несколько - не одна, несколько - тем, несколько проблем, которые необходимо будет решать. Призываем всех поддержать данный законопроект единогласно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Спасибо за то, что вы сделали экскурс в принятие закона об иностранных агентах, автором которого вы являетесь. Без этого закона, конечно, мы не смогли бы решить многие вопросы по защите интересов нашей страны, защите её суверенитета, поэтому вы правильно всё сказали. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович, от фракции. Подготовиться Авксентьевой. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, только в 2012 году мы подошли к проблеме иностранных агентов. То есть, представляете, 22 года, с момента развала Советского Союза, беспрепятственно финансировались любые деструктивные действия на территории Российской Федерации. А потом ещё десять лет мы либеральничали, перед тем как наконец-то признать, что действовать в отношении иностранных агентов нужно жёстко, но профессионально. Иностранные агенты - это ведь кто? Это прежде всего инструменты так называемой мягкой силы Госдепа и Форин-офиса. Мы прекрасно понимаем, на что они направлены: их мягкая сила направлена на разрушение, в отличие от нашей мягкой силы. И коль они пытаются разрушить наше общество, мы всячески должны препятствовать прежде всего финансированию иностранных агентов. Поэтому я считаю, что законопроект об ограничении финансирования иностранных агентов, который мы сегодня принимаем, безусловно, требовалось принять гораздо раньше. Вот здесь Дмитрий Фёдорович очень верно упомянул и многие другие способы финансирования, ведь они изощрённые, иностранные агенты, и надо понимать, что всё равно ими руководят и организуют их деятельность прежде всего разведывательные службы. Вот здесь Дмитрий Фёдорович упоминал криптовалюту. Мы два года говорим об этом. Мы два года назад по инициативе нашего председателя создали рабочую группу. И что? Они же там не идиоты, переводить со счёта из Женевы в Москву. Они будут как-то финансировать, криптовалюта - это сейчас единственный способ пополнения их кошельков. Мы год назад внесли законопроекты - до сих пор ни ответа ни привета. Центральный банк делает шаг вперёд, два шага назад, а за счёт этого финансируются иностранные агенты. И поверьте мне, говорю это я вам крайне ответственно, потому что занимаюсь этим вопросом. Я хочу ещё обратить внимание на то, что мы в нашей фракции ещё... И это я говорю, чтобы меня услышали те же самые иностранные агенты, чтобы они понимали, что мы с ними дальше церемониться не будем. Мы здесь поднимали ещё две проблематики, которыми надо заниматься. Первое. Я считаю, что и иностранные агенты, и их близкие родственники должны отчитываться о своих доходах и расходах за год, о наличии у них ценных бумаг, о наличии недвижимости, потому что способы финансирования разные и родственники тоже разные. И это тоже важный момент. Следующий момент. Ещё раз хочу им напомнить, мы считаем, что те деятели, которые сбежали из России и которые на сегодняшний день имеют недвижимость на территории России, должны, если собираются продавать её или переоформлять на кого-то, делать это исключительно в личном присутствии здесь, а не через нотариально заверенные доверенности. Наконец, ещё два момента, коллеги. Деньги деньгами, но иностранные агенты, ещё раз говорю, действуют под руководством иностранных посольств и иностранных спецслужб. У нас на прошлой неделе был министр иностранных дел, я не случайно ему задал вопрос в отношении граждан России, работающих на территории посольств. Я напомню, что в советские времена ни один сотрудник ни одного посольства не принимался на работу без оформления в УпДК, более того, каждому сотруднику, работающему в иностранном посольстве, делалось предупреждение о невозможности работать по любым другим направлениям. В течение недели после 24 февраля 11 граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками британского посольства, улетели в Лондон. Я некоторых упоминал здесь. В частности, такой Михаил Меньшиков, заместитель пресс-секретаря английского посольства. Для чего они берут их на работу, на службу? За дипломатом присмотр, а за этой публикой - ничего подобного. У них свои квартиры, свои дачи, свои друзья, свои товарищи, они не имеют никаких ограничений, перемещаясь по территории Российской Федерации. Этот вопрос тоже требует особого внимания с нашей стороны: мы не должны давать в руки посольствам никаких инструментов. А то потом мы наблюдаем, как за последние два-три дня поднялся вой с болот в связи с известными событиями, а британский посол, этот негодяй Найджел Кейси прибывает к Соловецкому камню, для того чтобы почтить кое-кого. Пусть бы в Белгород поехал и там бы стоял перед могилами наших детей! А мы всё с ними церемонимся. Сотни человек, министр иностранных дел говорил, являются сотрудниками посольств Великобритании и США, сотни, до сих пор. Ну сколько мы это терпеть-то можем?! Они что хотят, то и делают, они передвигаются по стране как хотят, а потом мы удивляемся: то там, то здесь какие-то недовольства. И повестку дня нельзя им давать. Вот мы все депутаты Государственной Думы, депутаты всех уровней... благо мы последние несколько лет, конечно, в этом смысле усилили свою работу. Они там появляются, где у нас есть слабые места. Всё, что касается экологии, - тут же появляются деятели, которые начинают расшатывать ситуацию. Что касается насилия в семье, в обществе - тут же возглавляют тоже непонятно какие деятели, непонятно откуда взявшиеся. И вроде тема уже токсичная, и вроде ею уже никто не занимается, потому что как бы вроде неудобно этим заниматься, потому что там уже эта публика всё замарала. Чем меньше мы им даём повестки дня, чем смелее мы участвуем в решении тех или иных вопросов, которые в нашем обществе возникают, тем меньше у них возможности проводить деструктивную работу. Они никогда никуда не денутся. Деятельность, которую мы ведём последние два года, считаю эффективной, я уже приводил примеры этой нашей с вами эффективности, поэтому, конечно, наша фракция законопроект поддержит, без всякого сомнения, и будем дальше работать над ним. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Спасибо за подробный разговор именно по теме, которая волнует всех. Учитывая, что законодательство принималось ранее с вашим участием, очень хорошо, что вы подробно рассказали. Пожалуйста, Авксентьева Сардана Владимировна, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". От фракции, Сардана Владимировна? От фракции - время поставьте. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Добрый день, коллеги! Мы, безусловно, понимаем логику рассматриваемой законодательной инициативы, но конкретно в представленном виде предлагаемые решение и текст имеют ряд изъянов. Мы проанализировали текст законопроекта и пришли к выводу, что из-за него могут пострадать добросовестные граждане и предприниматели. Сейчас коллеги привели пример: если закон будет принят, он может использоваться для недобросовестной конкуренции. Схема простая: недоброжелатель, как вот сейчас уже говорили, заказывает рекламу своего конкурента у иноагента, а ответчику придётся доказывать в суде, что на самом деле он никакого правонарушения не допускал, и это целая история. При этом мы должны понимать, что иноагенты не взаимодействуют с судами, поэтому всё бремя доказывания и так далее... ну, как бы это такая затруднительная история для всех участников процесса. Следующее (сухо, без эмоций, по существу текста), нет реестра информационных ресурсов, которые принадлежат иноагентам, то есть отсутствует возможность установить, чей именно ресурс. В этом случае возникают сложные цепочки бенефициаров, при этом у информационного агентства может быть несколько владельцев со сложной структурой владения, далеко не очевидной с внешней стороны, непосвящённому человеку, и один из этих владельцев может иметь статус иноагента. Как это усмотреть, в законопроекте не уточняется. Следующий момент. Нет законодательно оформленного обязательства иноагентов уведомлять рекламодателей о своём статусе, а их список постоянно пополняется. В первую очередь проблемы могут возникнуть у небольших компаний, где нет собственных юристов или они в силу квалификации не могут все эти процессы отслеживать. Ещё одна несостыковка: не предусмотрен порядок прекращения договорных отношений, если лицо стало и признано иноагентом, это придётся доказывать в суде. Исходя из изложенного, мы законопроект вот в этой, текущей редакции поддержать не можем и будем вносить поправки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сардана Владимировна. Пожалуйста, заключительное слово - Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, на мой взгляд, абсолютно выверенный. Но если есть желание внести в него поправки, то милости просим в комитет по безопасности, будем работать. Хотелось бы, чтобы мы всё-таки не затягивали с его принятием, а двигались дальше, он нужен сейчас нашей стране, поскольку вопросы безопасности и защиты суверенитета являются на сегодня наиболее актуальными и правильными. Поэтому прошу всех поддержать и всех тех, кто участвовал в разработке, я благодарю, я сегодня об этом уже говорил - большое спасибо! И давайте дальше вместе работать над тем, чтобы защитить нашу страну, нашу безопасность, суверенитет и территориальную целостность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемый Василий Иванович, уважаемые коллеги! Ну давайте начнём с того, что авторами данного законопроекта являются 395 депутатов Государственной Думы - представители разных политических фракций. Цель законопроекта - остановить финансирование недружественных ресурсов. Иностранные агенты, как правило, находятся за рубежом, но их ресурсы, сайты, блоги, многие возможности, которые дают социальные сети, работают на территории нашей страны, и мы, со своей стороны, обязательно должны сделать всё для того, чтобы средства наших добропорядочных граждан, организаций и учреждений на эти ресурсы не направлялись. Эти деньги они используют против наших солдат и офицеров, против нашего государства, делают всё для того, чтобы развалить нашу страну, работая под диктовку Госдепа, Вашингтона и Брюсселя. Возник вопрос, потому что на протяжении прошлого года более 200 физических и юридических лиц перечисляли денежные средства ресурсам иностранных агентов. Коллеги, конечно, это ненормально. Каждая страна борется за свой суверенитет. Попробуйте это сделать в Соединённых Штатах Америки, попробуйте сделать в любом другом государстве! Кстати, вот мы говорим о статусе иностранного агента - это изобретение США 1937 года. Этот статус в рамках законодательства определён и в Израиле, и в Индии, и в других государствах, где защищают свой суверенитет. А у нас, получается, на бумаге определили, что это иностранный агент, а дальше какие шаги, а дальше какие действия? А он сидит за границей безбедно, собирает денежки от рекламы на территории нашей страны с бюджетных организаций, с физических лиц и использует их на поддержку Украины, использует их для того, чтобы поносить нашу страну, грязь лить в отношении государства и наших солдат и офицеров. Мы сегодняшним решением запрещаем размещать рекламу на ресурсах иностранных агентов. А вообще, вот мы говорим об этом, коллеги, но это надо было сделать давно. Не может существовать государство, если ресурсы его граждан, юридических лиц используются для его развала. Поэтому вот в чём смысл. И не надо здесь приводить какие-то примеры, связанные с тем, что а вдруг кто-то по ошибке перечислит... Все ресурсы иностранных агентов маркируются. Понятно, о чём речь идёт. А там, где провокация, это совершенно очевидно уже подпадает под мошенничество, и будут наказаны те, кто занимается этой деятельностью. Переходим к голосованию? Давайте запросим мнение полномочных представителей президента и правительства. Пожалуйста, Гарри Владимирович, ваша позиция. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Предварительно тот текст законопроекта, который мы сегодня обсуждаем в первом чтении, у нас прошёл и правовой, и политический, и комплексный анализ, и мы полагаем, что текст, который сегодня представлен, готов к принятию в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Пожалуйста, Александр Юрьевич, позиция правительства. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Правительство поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Официальный отзыв будет представлен позже в установленном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Голосование поимённое, уважаемые коллеги, останется навсегда не только в архивах Государственной Думы, но и в памяти наших избирателей, которые спросят, кто защищал страну от иностранных агентов, а кто им потворствовал. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 33 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято За - 396, против - нет, воздержавшихся нет. Принимается законопроект в первом чтении единогласно. (Аплодисменты.) Коллеги, что можно сказать? Спасибо!