Заседание № 180
О проекте федерального закона № 553461-6 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" (второе чтение)
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
И Сергеем Владимировичем Кривоносовым предложено включить дополнительно в повестку дня три законопроекта "О рекламе", их номера также были названы, это законопроекты второго чтения. Я хотел спросить представителя правительства: нет возражений? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации представило официальный отзыв по одному из законопроектов, которые сейчас было предложено включить в порядок работы. Хотел бы напомнить, что в этом отзыве есть очень позитивные предложения, которые, на наш взгляд, всё-таки должны быть рассмотрены либо в эту сессию, либо в осеннюю. Такова позиция правительства. По всем остальным вопросам у нас возражений нет, потому что мы просто не успели на них отреагировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы поддерживаете предложение рассмотреть данные законопроекты сегодня? МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Мы полагаем, что для законопроектов, которые концептуально были поддержаны Государственной Думой, но по которым имеются определённые замечания у различных субъектов права законодательной инициативы, единственный вариант доработки, учёта этих замечаний - это рассмотрение законопроектов во втором, а затем в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Позиции правительства и президента изложены, ставлю предложение на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 09 мин. 48 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 191 чел.42,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Предложение принимается.
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса, дополнительно включённого в порядок работы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, по мотивам мы запишемся, когда проголосуем во втором чтении, не сейчас. 3-й вопрос, дополнительно включённый в порядок работы, проект федерального закона № 553461-6 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Сергей Владимирович Кривоносов. Пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе". Ко второму чтению в комитет поступило тринадцать поправок, из которых четыре рекомендовано к принятию, девять - к отклонению. Поправки, рекомендованные комитетом к принятию, носят редакционный характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по таблице № 1 есть вопросы? Вопрос у Олега Анатольевича Нилова. Другие вопросы? Нет. Пожалуйста, включите микрофон депутату Нилову. НИЛОВ О. А. Иван Иванович, поправки 2, 4, 6, 7, 8... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, там всего четыре поправки. НИЛОВ О. А. Это по таблице поправок, рекомендованных к принятию? По этой таблице нет вопросов, есть вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну я же спрашивал о таблице № 1! Итак, ставлю на голосование таблицу № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 04 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается. Теперь переходим к рассмотрению таблицы № 2. Ещё раз включите микрофон Олегу Анатольевичу Нилову. Номера поправок назовите, Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 4, 6, 7, 8. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2, 4, 6, 7, 8. Ещё есть вопросы по этой таблице поправок? Нет. Тогда ставлю на голосование таблицу поправок № 2, за исключением поправок 2, 4, 6, 7, 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 51 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению отдельных поправок. Депутат Нилов. Поправка 2. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В поправке 2 предлагается запретить рекламу пива во всех печатных изданиях. Коллега Зотов и товарищи, которые его поддержали, начинали разговор, естественно, с необходимости рекламы пива на чемпионате мира якобы в связи с какими-то требованиям ФИФА, - ну, бог с вами, мы с этим согласны, но нам непонятно, почему появилась реклама пива в печатных изданиях, во всех печатных изданиях, и на протяжении всех лет, предшествующих проведению чемпионата мира. Мы предлагаем исключить такую возможность - возможность рекламы пива во всех печатных изданиях, и в этом состоит суть поправки. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович, пожалуйста, мнение комитета. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в периодических печатных изданиях позволит создать необходимые условия для направления так называемых рекламных бюджетов пивоваренных компаний на поддержку и развитие спорта, в связи с чем исключение такой нормы нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 37 сек.) Проголосовало за 156 чел.34,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 160 чел. Не голосовало 290 чел.64,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 4. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Поправкой 4 предлагается ограничить срок действия закона периодом проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, и это, я считаю, действительно очень важно и ценно, тем более что об этом уже говорится в одном из действующих законов (я об этом позже скажу, когда буду по мотивам голосования выступать). Коллеги, вы начали с того, что нужно провести чемпионат мира, - проводите эту рекламную кампанию во время чемпионата мира, но какой смысл распространять это на все предыдущие годы? Тогда, может быть, вы сразу скажете, что и после чемпионата мира этот закон будет действовать, - нет, вы так не говорите... Ну обоснуйте, почему нужно четыре года до чемпионата мира во всех СМИ, на всех телеканалах рекламировать пиво! И я прошу, чтобы этот ваш бред про то, что эти деньги якобы пойдут на развитие спорта, процитировали все средства массовой информации, а спортивные федерации, спортивные команды прошу обращаться лично к господину, который сейчас ещё раз скажет, что да, эти деньги пойдут вам, спортивным федерациям, командам. Всем, кому сейчас потребуется помощь в деле выживания спорта, особенно детского спорта, я также предлагаю обращаться к господину Зотову - обращайтесь к депутатам, они говорят, что эти деньги пойдут на спорт! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Кривоносов, пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, предлагаемые законопроектом изменения касаются не только данных мероприятий, связанных с проведением чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года, поэтому принятие рассматриваемой поправки нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 4. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 05 сек.) Проголосовало за 112 чел.24,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 6. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Поправкой 6 предлагается из статьи, которой разрешается реклама пива на телевизионных каналах, в том числе на спортивных телевизионных каналах, исключить такую возможность во всяком случае до начала проведения чемпионата мира, иначе получается, что авторы этого законопроекта не просто совершают циничные, откровенно лоббистские действия в пользу пивных компаний, а нарушают ту стратегию, которая объявлена президентом, правительством и проводится в последние годы. В соответствии с этой стратегией сотни миллиардов бюджетных рублей тратятся на проведение Олимпиады, чемпионатов, различных спортивных турниров с учётом того, что мы выбрали в качестве главного приоритета здоровье и спорт, здоровый образ жизни, но сегодня вашим решением о возврате рекламы пива именно на спортивные каналы и на стадионы вы наносите колоссальный ущерб вот этой стратегической линии, вы её просто подрываете, и я считаю, что на спортивных каналах рекламы пива уж точно не должно быть ни в каком виде. Это то же самое, как если бы порностудиям предложили патронировать и спонсировать институты благородных девиц типа Смольного, - вот что вы делаете, господа авторы и все, кто голосует за это вместе с ними! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований, в том числе спортивных матчей, игр, боёв и гонок, а также на телеканалах, специализирующихся на сообщениях и материалах спортивного характера, позволит создать условия для направления средств рекламных бюджетов пивоваренных компаний на поддержку и развитие спорта, в связи с чем исключение такой нормы нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 6. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 49 сек.) Проголосовало за 176 чел.39,1 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 180 чел. Не голосовало 270 чел.60,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 7. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Поправкой 7 я предлагаю, если уж невозможно это дело остановить... Это зло, я считаю, зло большое - решение, которое вы продвигаете, - и поправкой 7 я предлагаю его хотя бы минимизировать: здесь говорится, что в обязательном порядке при размещении рекламы пива рекламодатель должен разместить в двойном объёме социальную рекламу, где будет говориться о зле алкоголизма, особенно пивного алкоголизма. Этой поправкой я предлагаю, так сказать, сбалансировать тот вред, который обязательно будет нанесён, - социальной рекламы должно быть в два раза больше, чем рекламы пива, и в этом смысл этой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, Федеральным законом "О рекламе" уже предусмотрено обязательное для рекламораспространителя заключение договоров на распространение социальной рекламы в пределах 5 процентов годового объёма распространяемой им рекламы, в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, в связи с чем принятие рассматриваемой поправки нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 7. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 30 мин. 51 сек.) Проголосовало за 125 чел.27,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 129 чел. Не голосовало 321 чел.71,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 8. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Ну, этой поправкой я предлагаю назвавшимся груздем полезть в кузов, то есть вам, авторам законопроекта, здесь чётко предложено 90 процентов всех собранных средств от рекламы пива направлять именно на развитие спорта, прежде всего детского и юношеского, - вот и посмотрим, совпадут ли ваши благие намерения, выраженные на словах, с действиями. 90 процентов собранных средств должно быть направлено на развитие детского и юношеского спорта, и в этом смысл поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, предлагаемые изменения не относятся к сфере регулирования Федерального закона "О рекламе", так как данный закон регулирует отношения по изготовлению, размещению и распространению рекламы, а не порядок расходования денежных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 21 сек.) Проголосовало за 181 чел.40,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 185 чел. Не голосовало 265 чел.58,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Все поправки рассмотрены. Выносим законопроект на "час голосования". Сергей Владимирович, ваши предложения по третьему чтению, пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В. Законопроект подготовлен к третьему чтению, и Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагает принять его и в третьем чтении.
Следующий вопрос, проект федерального закона № 553461-6 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 46 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 134 чел.29,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования? Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы, те, кто пришёл вчера на заседание комитета в два часа дня, видели, как осуществлялась в комитете антикоррупционная экспертиза: Анатолия Карпова, нашего заслуженного шахматиста, буквально заставили играть, но только в другую игру, и даже не в "Чапаева", а в "напёрстки" - он объявил, что мы не будем рассматривать в два часа эти законопроекты, а ему задали вопрос о том, когда их будут рассматривать, он сказал "не знаю". Узнали мы, что рассмотрение будет, только тогда, когда депутаты разъехались, и на заседание комитета пришли всего четыре депутата с доверенностями - вот как они исследовали законопроекты на разные составляющие! Также в этом комитете почему-то до сих пор не знают - а я вот вам докладываю - о том, что в законе от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ о проведении чемпионата мира по футболу 2018 года уже учтены все эти исключения и реклама пива разрешена во время проведения чемпионата мира, и поэтому не требовалось никакого нового законопроекта, никаких поправок в закон "О рекламе". Это всё фикция, ложь и цинизм, и это всё делается в интересах пивного лобби, с тем чтобы провести их с рекламой пива на такие соревнования, как "Кожаный мяч", "Золотая шайба"! «Победитель бежит за "Клинским"» - вот какие лозунги будут теперь висеть на трибунах во время проведения даже детских соревнований! Стыд и позор, коллеги! Сегодня было продемонстрировано, что произошла смена власти и в Думе, и в стране, - сегодня не "ЕДИНАЯ РОССИЯ" является партией власти, а партия пива и рекламщиков, которая заставила вас вот так, потупив глаза, проголосовать за эти никчёмные, вредные законы! Впервые за многие годы появилась положительная динамика: остановился рост алкоголизации, наркотизации молодёжи - они забеспокоились, дескать, как же, уплывают, уплывают клиенты! (Шум в зале.) Ну что ещё хотелось бы сказать, коллеги? Комиссия по этике, я считаю, должна обратить внимание на то, как проходило это заседание комитета по экономике. Я думаю, что многие не останутся - я, например, не остался бы - в этом комитете после такого отношения к его членам со стороны руководства и отдельных деятелей, которые сегодня тут докладывали с трибуны, зачем нужен этот закон. Ещё раз публично предлагаю всем спортивным федерациям, командам, секциям обращаться к Зотову и Кривоносову - они теперь знают, где эти деньги, где эти миллиарды на поддержку спорта! (Шум в зале.) Также я предлагаю всем, кто против принятия этого закона, объявить бойкот пиву, и особенно пиву, произведённому теми компаниями, реклама которого будет на спортивных соревнованиях. Объявляем бойкот пиву и выливаем всё, образно говоря, в лицо авторам законопроекта! (Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 25 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 133 чел.29,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Закон принят.
НИЛОВ О. А. По законопроекту № 553461-6, законопроекту Зотова, хотел голосовать против, не успел добежать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
По ведению - Николай Иванович Булаев. БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По вопросам 3 и 4 дополнительной повестки дня Неверов голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 553461-6 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы средств индивидуализации производителей пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также средств индивидуализации производимых ими товаров в период проведения официальных спортивных мероприятий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, докладчик и содокладчик по вопросам 59, 60 и 61 предлагают эти три законопроекта рассматривать одновременно, с одним докладом и одним общим содокладом по трём законопроектам. Нет возражений? Спасибо. 59-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", 60-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и 61-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе". Игорь Львович Зотов докладывает. Пожалуйста. ЗОТОВ И. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к формально-правовой части доклада, мне хотелось бы отметить, что внесённые законопроекты направлены на достижение трёх ключевых задач: первая - это изъятие из российского законодательства экономически неоправданных норм, правоприменительная практика которых не прошла проверку временем, вторая - это защита прав потребителей и третья - развитие спорта и реализация социально значимых проектов. Перехожу к проектам федеральных законов. Первый из этих трёх законопроектов направлен на совершенствование регулирования отношений экономической концентрации в сферах наружной рекламы и телерекламы в целях развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции. В настоящее время статьями 14 и 19 закона "О рекламе" установлены ограничения на осуществление деятельности в сферах наружной рекламы и рекламы в телепрограммах и телепередачах, связанные с установлением преимущественного положения лица в сфере распространения рекламы. Так, преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, на территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга признаётся положение, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает 35 процентов. Вместе с тем данная норма экономически неоправданна и не соответствует особенностям функционирования рынков наружной рекламы и телерекламы. Рынок наружной рекламы обладает разной ёмкостью и различными характеристиками в зависимости от муниципального образования: в городах Москве и Санкт-Петербурге доминирующее положение отдельных игроков может быть установлено и при наличии доли, не превышающей 35 процентов, а в малонаселённых муниципальных образованиях с небольшим числом рекламных конструкций могут существовать два-три игрока, а иногда и один. В отношении распространения телевизионной рекламы на федеральных каналах данное ограничение тоже доказало свою нежизнеспособность в процессе применения, о чём свидетельствуют данные ФАС. Кроме того, указанное ограничение необоснованно, поскольку не отвечает потребностям телеканалов в получении качественного сервиса при оказании услуг по размещению рекламы. Таким образом, введение данного положения не способствует развитию рынка рекламных услуг, а, наоборот, приводит к его застою. На основании изложенного предлагается исключить из закона "О рекламе" нормы о преимущественном положении лица в сфере распространения наружной рекламы и в сфере телевизионной рекламы, вернув таким образом регулирование экономической концентрации на указанных рынках в сферу действия Федерального закона "О защите конкуренции", что позволит Федеральной антимонопольной службе устанавливать факты доминирующего положения хозяйствующего субъекта на этих рынках с учётом анализа реального состояния конкуренции. В следующем законопроекте, представляемом вашему вниманию, предлагается внести изменения в статью 21 закона "О рекламе". Рассматриваемый проект федерального закона подготовлен с учётом потребности физкультурно-спортивных организаций в дополнительных источниках финансирования их деятельности и предусматривает создание условий для направления рекламных бюджетов пивоваренных компаний на поддержку и развитие спорта. Законопроект направлен на снятие ограничений для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в период проведения официальных спортивных мероприятий в случае её размещения в местах проведения таких спортивных мероприятий. Проект закона предусматривает снятие ограничений для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боёв, гонок) по телеканалам, а также для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на телеканалах, специализирующихся на сообщениях и материалах спортивного характера, и в периодических печатных изданиях. Практика спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями распространена во всём мире. Более того, все права на рекламу во время международных спортивных соревнований принадлежат не их местным организаторам, а международным федерациям по видам спорта. Независимо от места проведения очередного мероприятия федерации соблюдают взятые на себя перед своими рекламодателями обязательства, например, обязательна реклама спонсоров МОК, ФИФА, УЕФА во время проведения всех спортивных соревнований и на всех аренах, а также во время всех телетрансляций. Имеется многолетний успешный опыт сотрудничества пивных брендов с международными спортивными ассоциациями: Лондонский организационный комитет Олимпийских и Паралимпийских игр назначил британское подразделение одной из пивоваренных компаний официальным спонсором Олимпийских игр 2012 года в Лондоне; титульным спонсором Международного олимпийского комитета, ответственного за проведение всех Олимпийских игр, а также одним из ключевых партнёров чемпионата мира по футболу является американская пивная компания. Действующее российское законодательство о рекламе не предусматривает каких-либо изъятий из общего запрета на рекламу пива для таких случаев, что создаёт проблемы с проведением международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации. Также следует отметить, что для выполнения обязательств, взятых на себя Российским футбольным союзом, в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно этому федеральному закону в период проведения спортивных соревнований на основании договора, заключённого с ФИФА или с уполномоченным лицом ФИФА, допускается размещение и распространение рекламы средств индивидуализации производителей пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, если эти производители являются коммерческими партнёрами ФИФА, контрагентами ФИФА и размещение и распространение данной рекламы осуществляется в местах проведения мероприятий. В соответствии со статьёй 2 законопроекта предлагаемые изменения будут действовать до 31 декабря 2018 года включительно. Третий законопроект предполагает внесение изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе". Проект федерального закона разработан в целях выравнивания экономических условий деятельности вещателей бесплатных и платных телеканалов, а также соблюдения прав потребителей. На рынке электронных средств массовой информации существует две основные экономические модели монетизации: рекламная модель, при которой продукция электронных средств массовой информации распространяется на бесплатной основе для зрителей; модель, основанная на взимании платы с абонентов за обеспечение технического доступа и (или) за предоставляемый пакет программ. На сегодняшний день в сфере телевизионного вещания сложилась ситуация, при которой телеканалы, распространяемые бесплатно для потребителей путём наземного эфирного вещания с использованием ограниченного частотного ресурса (за использование которого, кстати, также приходится платить), оказываются в неравных условиях с телеканалами, распространение которых осуществляется на платной основе и за распространение рекламы на которых взимается абонентская плата с потребителей. Поправкой предлагается установить запрет на распространение рекламы в телепрограммах, в телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. При этом к обозначенной категории не относятся общероссийские общедоступные телеканалы, а равно телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации посредством наземного эфирного вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Согласно действующему закону "О рекламе" в настоящее время одна рекламная компания не может иметь более 35 процентов рекламного рынка на телевидении или в наружной рекламе. Мировая практика в свою очередь складывается таким образом, что процент считается от общего объёма рекламного рынка, который включает в себя и рекламу в печатных СМИ, и рекламу на телевидении, и наружную рекламу. По Федеральному закону "О защите конкуренции" компаниям будет разрешено обладать не более чем 50 процентами от общего рынка рекламы. Предлагаемые законопроектом изменения позволят устанавливать факты доминирующего положения хозяйствующих субъектов в рамках Федерального закона "О защите конкуренции" с учётом реального состояния конкуренции, а также изменений в конкурентной среде во времени. Комитет также обращает внимание на то, что в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года предлагаемые законопроектом изменения являются примером распространённой мировой практики спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями. К примеру, в Бразилии, где сейчас проходит, как вы все знаете, чемпионат мира по футболу, в принципе запрещена продажа пива на стадионах, но специально в целях проведения Кубка конфедераций 2013 года и чемпионата мира 2014 года этот закон по настоянию ФИФА был отменён. Пивоваренные компании, как правило, являются генеральными спонсорами по подготовке и проведению чемпионатов мира по футболу, поэтому нам в России в любом случае пришлось бы делать изъятие из Федерального закона "О рекламе" в части разрешения рекламы пива при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года. В принципе, как вы помните, мы подобное уже делали при проведении финала Лиги чемпионов четыре года назад, когда в Москве состоялся матч между "Челси" и "Манчестером". Также хотелось бы отметить, что этим законопроектом предлагается уравнять экономические условия деятельности вещателей бесплатных и платных телеканалов (телеканалов, доступ к которым осуществляется на платной основе, каналов, которые получают деньги с абонентов и с рекламодателей), а также защитить права наших зрителей, которые зачастую делают выбор в пользу платных каналов, так как там соответственно не идёт реклама. На основании изложенного Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагает принять в первом чтении все три законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Сразу говорю, что вы ничего не нарушали, но хотелось бы уточнить: вопросы можно задавать, так сказать, три в одном или по каждому законопроекту отдельно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По любому законопроекту задавайте вопрос, пожалуйста. По ведению - Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Я тоже хотел бы, чтобы вы уточнили: будут выступления от фракций по каждому из трёх вопросов или одно выступление от фракции сразу по трём вопросам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предпочтительнее, конечно, сделать одно выступление по трём проектам. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Поскольку я слышу предложения о том, чтобы было по три вопроса или по одному вопросу от фракции, давайте примем компромиссное решение: по два вопроса от фракции, по два. Нет возражений? Нет, принимается. Спасибо. От фракции КПРФ - Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос Игорю Львовичу. Игорь Львович, вы наверняка знаете, что во многих странах, по крайней мере в развитых странах Западной Европы и Скандинавии, есть определённые официальные нормативы по выделению для социальной рекламы времени на телевидении при проведении крупных спортивных мероприятий, карнавалов и так далее. Под социальной рекламой имеется в виду та реклама, с помощью которой пропагандируются семейные ценности, отношение к детям, к животным, защита природы. Она занимает от 7 до 20 процентов рекламного времени, или рекламного места, - вот столько выделяется на социальные нужды за счёт тех, кто проводит массовые мероприятия, и это принципиально важно, в том числе для нас сегодня. Вашими законопроектами предусмотрены, учитываются такие моменты, связанные с социальной рекламой, чтобы она с пивом-то не конкурировала, а имела преимущества? Эти инициативы как-то влияют на сохранение и развитие социальной рекламы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Львович Зотов, пожалуйста. ЗОТОВ И. Л. Услышал ваш вопрос, согласен с вами, что реклама рекламе рознь. Кстати, готовилось четыре законопроекта, один из них - о качестве рекламы, но его, к сожалению, я не успел к этому времени подготовить. Я согласен, что та реклама, которая идёт сейчас по телевизору, - не беру рекламу пива... У нас папа может резать большими кусками колбасу, но на самом деле папа ничего не может без таблеток, которые рекламирует главный матерщинник страны. Я думаю, это отдельный вопрос, и я уверен, что не только реклама пива, но и социальная реклама - то, о чём вы сказали, - будет идти при проведении чемпионата мира, да и не только чемпионата мира, всех спортивных мероприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Я думаю, что, когда мы воевали за то, чтобы получить право на проведение чемпионата мира, мы были готовы на всё, и то, что придётся рекламировать пиво во время футбольных матчей, тоже было понятно заранее. Вместе с тем мы несём огромные затраты на строительство стадионов, и не только. Какую сумму мы можем получить из тех денег, которые ФИФА получит в результате снятия запрета на пивную рекламу, за то, что будем спаивать россиян пивом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемые коллеги, я могу привести статистику только за 2012 год. Пивоваренные компании выделили 1,2 триллиона долларов на проведение рекламной кампании, и соответственно эти деньги были перечислены на поддержание спорта в различных странах, в том числе и в Российскоё Федерации. Так что деньги достаточно большие, и в принципе все они идут на развитие спорта в странах, где проводятся эти соревнования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владиславович Семёнов. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Вопрос Игорю Николаевичу по барьеру в 35 процентов. В конце 2009 года был принят закон, который ввёл этот тридцатипятипроцентный барьер. Похоже, этот закон был очень важен: 11 декабря его внесли, 18-го уже приняли, сразу в трёх чтениях, а 27-го его подписал президент. Цитирую Ирину Анатольевну Яровую: "Уважаемые коллеги, предлагаю поддержать данный законопроект, поскольку он предполагает демонополизацию, что, безусловно, является важным условием развития рынка услуг в этой сфере деятельности. Мы исходим из понимания того, что любая монополизация несёт негативные последствия". Что произошло за эти буквально четыре года? Закон был принят ошибочно или сейчас демонополизация уже не актуальна? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Практика показала, что это процентное ограничение - 35 процентов - не работает в малых и средних городах, в средних населённых пунктах, оно работает только в мегаполисах, поэтому крупные компании, которые работают в небольших городах, вынуждены дробить бизнес, чтобы тем самым как-то вписываться, соответствовать требованиям закона "О защите конкуренции". В связи с этим мы предлагаем убрать этот порог, ну и, соответственно, будет действовать закон "О защите конкуренции", где будет работать норма: доминирование на рынке - не более 50 процентов. Так что, мне кажется, здесь всё логично, и мы эту норму и этот законопроект поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, просчитывались ли экономические и геополитические последствия, когда принималось решение запретить коммерческим телеканалам распространение рекламы? Ведь это источник дохода! Как телеканалы будут выживать? Это первое. И второе: нет ли у вас опасения, что те центры, структуры или страны, которые имеют деньги, возьмут эти телеканалы под своё крыло и начнётся такая информационно-пропагандистская кампания, такая промывка мозгов, что мы можем получить второй майдан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому был вопрос? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич Руденский, пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое. Наверное, вы имеете в виду кабельное телевидение. Что касается конкуренции, у нас сегодня в принципе всё неправильно, потому что, действительно, с одной стороны, каналы получают абонентскую плату, а с другой стороны, они получают ещё и деньги за рекламу, так что здесь идёт нарушение закона "О защите конкуренции". Мне кажется, если мы запрещаем рекламу именно на тех каналах, которые получают абонентскую плату, это будет логично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Игорю Львовичу. Вы знаете, Игорь Львович, мне, честно говоря, стыдно слушать вас. Я очень боюсь, что завтра все средства массовой информации начнут рассказывать, что вы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", внесли этот законопроект, ведь мы не сумели вас исключить из фракции из-за несовершенства нашего законодательства. Мне хотелось бы узнать сумму: чего не хватает нашему правительству для организации этого футбольного матча, какой суммы не хватает? Если им этой суммы не хватает, то пусть правительство и выходит с предложением об изменении этого закона. Нет ли у вас желания отозвать этот законопроект и предоставить возможность внести это предложение тем, кто отвечает за проведение чемпионата? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Львович Зотов. ЗОТОВ И. Л. Я думаю, мы с вами наравне со всеми отвечаем за проведение чемпионата мира 2018 года - это раз. Я считаю, что эти законопроекты справедливы - это два. Третье, о какой сумме идёт речь. Большие деньги, которые пивоваренные компании вкладывают в свою рекламу, идут не только на оплату услуг телевидения, они идут и на развитие, как это ни парадоксально, детского спорта, потому что эти деньги перечисляются спортивным федерациям, а на уровне федераций эти деньги распределяются на развитие детского спорта, на строительство новых спортивных сооружений и так далее. Какие деньги будут вкладывать пивоваренные компании и будут ли они их вкладывать, я не могу сказать, это, наверное, будет коммерческой тайной пивоваренных компаний, но я думаю, что эти деньги необходимы не только для поддержания детского спорта, но и для проведения чемпионата мира 2018 года. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Зотову вопрос. Игорь Львович, откройте тайну: почему такая спешка? 24 июня в 18.45 вы внесли этот законопроект, уже в 19.37 этого же дня он был расписан в комитет, а рано утром комитет собрался, - невиданное дело! - рассмотрел его и рекомендовал к принятию в первом чтении, и мы уже его обсуждаем. Обычно мы так рассматриваем только законопроекты, связанные с национальной безопасностью. Может быть, стране что-то угрожает, если мы не успеем переделить рынок рекламы до 4 июля? Может быть, отечество в опасности, а мы и не знаем об этом? Вот скажите, почему такая спешка? И почему на заседании комитета не было представлено заключение правительства? Ведь обычно мы не рассматриваем законопроекты, если нет заключения правительства, - это нарушение Регламента, - а сейчас мы в спешке рассматриваем этот законопроект. Расскажите, пожалуйста, почему, откройте нам тайну! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зотову включите микрофон. ЗОТОВ И. Л. Тайны никакой нет, спешки никакой не было - я над этим законопроектом работал в течение последнего полугода. А что меня подтолкнуло внести этот законопроект в Государственную Думу - так это матч Россия - Южная Корея. Зазвучал российский гимн, и вдруг выскочил, как я уже сказал, один из "терминаторов", которые рекламируют таблетки для мужчин, помните? Это стало одним из поводов для немедленного внесения этого законопроекта в Государственную Думу. Уже подготовлено три законопроекта, четвёртый, о качестве рекламы - об этом мне задавал вопрос коллега, - я ещё готовлю. Никакой спешки не было, я внёс законопроект в соответствии со своими депутатскими полномочиями, согласно Регламенту Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте запишемся на выступления, а потом примем решение, каким образом выступать. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Семь человек. Коллеги, может быть, мы договоримся о следующем: три законопроекта - по девять минут каждой фракции на выступление, и решайте сами - либо один депутат выступает девять минут, либо... Нет возражений? Нет. От фракции КПРФ - Вера Анатольевна Ганзя. Три минуты поставьте. Три выступающих - по три минуты. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вот 60-й вопрос, законопроект, который позволяет рекламировать пиво во время спортивных матчей, я назвала бы немножко иначе - я назвала бы его "Деньги не пахнут", хотя это совершенно не так, потому что эти деньги будут пахнуть! Они будут пахнуть детским алкоголизмом прежде всего, будут пахнуть разрушенными семьями - ведь алкоголизм начинается с пива. Здесь шла речь о детском спорте, о поддержке детского спорта, я считаю, что это кощунство: реклама пива не может поддерживать детский спорт! Дети сегодня - одни из основных потребителей пива, как бы страшно это ни звучало. «Кто пойдёт за "Клинским?"» - помните, была такая реклама? Похожая реклама будет и в этом случае. Ни ГТО, ни запрет на распитие пива в общественных местах не помогут нам остановить эту вакханалию, пока мы будем принимать подобные законы. Я считаю, что этот законопроект принимать нельзя, пиво никогда не будет развивать спорт! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна. Второй выступающий от КПРФ - Владимир Иванович Бессонов. Включите микрофон, пожалуйста. Вера Анатольевна меньше двух минут использовала - добавьте это время. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу обратить ваше внимание на следующее. Сейчас стало популярно и модно вести здоровый образ жизни, плохим тоном считается курение и употребление спиртных напитков, особенно крепких. И эта тенденция развивается в нашем обществе: вместо того чтобы употреблять алкоголь и набивать желудок в ресторане, люди предпочитают провести время в спортзале, на занятиях фитнесом, на улице. Посмотрите, в парках и на набережных Москвы красивые ребята и девушки занимаются спортом, катаются на велосипедах, на роликах... Однако опросы общественного мнения показывают, что эта позиция пока нетвёрдая, хрупкая, а влияние извне очень сильное, даже люди, занимающиеся спортом, иногда могут позволить себе выпить и не считают это зазорным. В таком смысле влияние телевидения на наше общество очень сильное, и мы с вами об этом прекрасно знаем. Наверное, и вам, Игорь Львович, когда вы смотрите по телевизору хороший фильм, а его на самом интересном месте прерывает какая-нибудь пошлая реклама, тоже становится неприятно. Уважаемые коллеги, я полагаю, что эти законопроекты негативно повлияют на наметившуюся тенденцию к здоровому образу жизни, и предлагаю хорошо подумать, прежде чем голосовать за них. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович, в том числе за сэкономленное время. От фракции ЛДПР - Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Семёнов сначала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Семёнов Владимир Владиславович. СЕМЁНОВ В. В. Спасибо, Иван Иванович. Начну с 59-го вопроса. Ну, конечно, было странно видеть, в какой спешке принимался закон о введении ограничения в 35 процентов в 2009 году. Так же спешно мы примем сейчас закон, который его отменит, и я так понимаю, что как тогда, в 2009 году, большинство поддержало тот закон, так и сейчас это же большинство отменит его новым законом, проект которого был внесён также очень поспешно. Очень жаль, что депутаты включаются вот в такие коммерческие игры - ну да бог с ними! Что касается рекламы пива. Сама по себе идея, что пивные гиганты будут поддерживать спорт, в общем-то, неплоха. Ну что плохого в том, что деньги от продажи алкоголя или табака пойдут на поддержание здоровья и воспитание нашей молодёжи? Всё было бы нормально и хорошо, если бы только это не шло через рекламу. В данном случае речь идёт о том, чтобы мы разрешили рекламу на всех спортивных мероприятиях - не только на чемпионате мира, а на всех спортивных мероприятиях. Что тогда произойдёт? Пивные гиганты будут продвигать свою продукцию, с тем чтобы её больше потребляли, а часть из этих денег будут отдавать как бы на поддержку спорта - ну, сама по себе, мне кажется, это какая-то абсурдная формула, но тем не менее законопроект есть, его внесли, и мы будем через некоторое время голосовать. Но так можно, конечно, додуматься до многого: давайте также разрешим и рекламу сигарет - эти компании тоже гиганты, у них много денег, они нам выделят на детский спорт, давайте у нас футболисты будут бегать в футболках с изображением, например, пачки сигарет любой транснациональной компании и с папиросой в зубах - и всё будет здорово, и будут поступать деньги на спорт! Что касается третьего законопроекта, о телевизионной рекламе. Ну, мне кажется, вот здесь коллега немножко неправильно оценивает, что существуют всего две модели. Моделей на самом деле много, да, есть модель, связанная с продажей рекламы, да, есть модель, связанная со взиманием абонентской платы, безусловно, это так, но есть ещё много других моделей, и смешанные модели в том числе. Давайте зададим себе вопрос: эфирные телекомпании тратят огромные деньги на то, чтобы обеспечить своё присутствие в эфире, - за счёт чего они это делают? Они это делают в том числе за счёт бюджетных средств. Вот в прошлом году из бюджета нашей страны выделили несколько миллиардов рублей на то, чтобы обеспечить вещание таких телеканалов, как "ОРТ", "Россия", "НТВ" и так далее на территории Российской Федерации, тогда как коммерческие каналы, которые вещают через кабельные сети, ни копейки бюджетных средств не получили. Не является ли это нарушением антимонопольного законодательства и неким перекосом? Если коммерческий телеканал успешно вещает через кабель или со спутника и если он востребован, то почему бы ему не продавать рекламу? Ведь благодаря дополнительным доходам они сделают новые хорошие программы, эти программы получат новую аудиторию, значит, можно разместить больше рекламы и так далее, это обычный двигатель торговли, рынка. А сейчас мы с вами пытаемся взять и искусственно ограничить доходы одних телевизионных каналов, перераспределить их в пользу других, мы говорим: всё, ребята, прекращайте производить хорошие программы, завтра у вас не будет никаких программ, потому что все деньги от рекламы теперь пойдут туда, куда сейчас Государственная Дума определит, а именно на те каналы, которые у нас вещают в эфире, которые у нас утверждены списком, - теперь они имеют право не только на бюджетные дотации, а ещё и на привилегии в ведении бизнеса благодаря определённой монополии в размещении рекламы. Ну, я не знаю, почему нет реакции антимонопольного комитета, потому что, мне кажется, всё здесь совершенно очевидно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. Включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР не будет поддерживать ни один из этих трёх законопроектов. По 59-му вопросу депутат Семёнов уже достаточно подробно сказал, что здесь идёт просто перераспределение финансовых потоков, то есть прибыли, от одних к другим, мы в этом участвовать не собираемся. Что касается рекламы пива, мы много лет бились за то, чтобы запретить рекламу. Я напоминаю, что фракция ЛДПР неоднократно вносила законопроекты, направленные на запрет рекламы вообще любой алкогольной продукции где бы то ни было, и успех, которого мы добились, когда была всё-таки реклама пива запрещена при чудовищном противодействии пивного лобби, сегодня под красивым предлогом якобы необходимости проведения чемпионата мира мы просто гасим! Что касается телеканалов, то запрет рекламы приведёт к тому, что телеканалы потеряют источники доходов, и либо они начнут закрываться, либо их, как готовые структуры, начнут скупать и использовать. А потом мы будем удивляться, почему у нас молодёжь считает, что в Великой Отечественной войне победили, оказывается, американцы с союзниками, что нацизм - это нормально, что герои Украины - это бандеровцы и так далее! "5 канал" Порошенко - это яркий пример того, о чём я сейчас говорю. Задумайтесь не о защите конкуренции, а о защите национальной безопасности страны, чтобы потом не было поздно, чтобы потом не кусать локти! Фракция ЛДПР поддерживать эти законопроекты не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - три выступления по три минуты. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Емельянов первый. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну что сказать по поводу этих законопроектов? Давненько эти стены не видели образцов столь бесстыдного, циничного, наглого законотворчества! В этой Думе, по-моему, такого ещё не было, и я думал, что Бог нас милует, - но не миловал, нашёлся коллега, который решился выступить с подобными предложениями! Суть их, по-моему, понятна всем, кто находится в этом зале, и не только в этом зале. Прежде всего это наглый передел рекламного рынка: мы выбираем верхний предел в 35 процентов, мы дискриминируем одни каналы в пользу других каналов, то есть это, естественно, дискриминационная мера и явный передел. Ну и наконец, уж совсем верх бесстыдства - это возвращение рекламы пива на наши телеканалы! Я прекрасно помню, сколько сил было потрачено, в том числе уважаемыми депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на то, чтобы изгнать рекламу пива с наших телеканалов, как много говорилось в этом зале о детском пивном алкоголизме, о том, как спиваются подростки, о том, что это прямой путь к деградации нации, с каким торжеством мы здесь праздновали победу, радовались тому, что рекламы пива не будет на наших экранах! И вот теперь в течение трёх дней - в течение трёх дней! - мы всё переворачиваем с ног на голову! Трудно даже возражать по существу, потому что существа-то нет. Когда говорят о том, что в малых городах нет конкуренции, - это неправда, аксиома рынка - конкуренция всегда оздоравливает рынок. Когда говорят, что платные каналы находятся в преимущественном положении по сравнению с теми, кто в эфире работает, - это тоже наглая ложь, поскольку у всех существуют разные источники поступления средств и бесплатные каналы тоже живут не только за счёт рекламы. Ну а что касается рекламы пива, того, что это будет помогать проведению чемпионата мира по футболу, - ну, если это так уж важно, давайте на время проведения чемпионата мира по футболу примем такое решение, мы же принимали отдельные решения, по Сочи, скажем. Нет, вопрос в другом: кто-то решил (кто - тоже понятно), что сейчас подходящее время, чтобы под конец сессии протащить такие законы, что мы будем заняты, что мы будем спешить, - и вот они были внесены! Я считаю, голосовать за такие законопроекты ну просто стыдно, коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. В продолжение выступления моего коллеги Михаила Васильевича я скажу, что не устаю удивляться всё-таки азарту, смекалке Игоря Львовича, тому, как он из защитника прав пенсионеров, категории граждан, которые действительно остро нуждаются в помощи, перекрасился в защитника неких лоббистов рекламного рынка, не побоюсь этих слов. Причём, Игорь Львович, я на днях читал ваше выступление, где вы сказали, что талантливые студенты, талантливая молодёжь помогала вам писать эти законопроекты, сейчас вы говорите, что вы полгода их писали. Не ставлю под сомнение ни первое, ни второе, но у меня огромные сомнения относительно того, что, внося эти законопроекты, вы полностью отдавали себе отчёт в том, какие будут последствия, - последствия для телевидения, для всего российского телевидения! - ведь, сравнивая платные и бесплатные каналы, вы не договариваете, что так называемые бесплатные каналы мы оплачиваем, мы оплачиваем своим рублём, налоговым рублём, то есть это не падает с неба, это не падает с воздуха, а сто пятьдесят тематических каналов (кстати, один из моих любимых - "Discovery") почему не имеют права продавать рекламу? Это не товар первой необходимости, это не лекарства, это не инсулин, дозу которого надо регулировать, это не тот товар, без которого, собственно, нельзя прожить, хочет потребитель - платит деньги, не хочет - не платит. Вы забываете о региональном телевидении, а во многих городах - может быть, это будет новостью для вас (например, в Ханты-Мансийском автономном округе, который я представляю) - большую часть территории покрывают кабельные каналы - как с этим быть? Они умрут в одночасье, а мы будем смотреть ту чернуху, которую по некоторым федеральным каналам показывают уже круглые сутки! Некоторые каналы просто страшно включать! Как воспитывать молодёжь, если она поражена пивным алкоголизмом?! Я понимаю, что ФИФА и всё... Кстати, когда международные нормы и правила нас не сильно беспокоят, мы находим двести тысяч аргументов, чтобы их не принимать. Вот сегодня мой коллега Олег Пахолков говорил про зарплату тренера - я думаю, что даже зарплату одного тренера все эти сборы не покроют, я могу об заклад биться, могу поспорить, вот только не знаю на что... на ящик лимонада? Но с вами, Игорь Львович, - на ящик пива! Всё-таки те аргументы, которые сегодня прозвучали, неубедительны, а что касается 35 процентов, того, что приходится дробить, так давайте для всех отменим, пусть и у заправок 100 процентов будет, потому что им приходится дробить, и у нефтяных компаний, и у газовых, и у сетевых! Это всё от лукавого, конечно. В завершение я всё-таки хотел бы вам, как автору, сказать: Игорь Львович, математика - это точная наука, вот Иван Иванович математик, он не даст мне соврать, с помощью абстрактных величин нельзя доказывать, что это большие цифры, большие суммы, огромные, потому что они не имеют места в математике, и в зале Государственной Думы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать секунд добавьте. СЕРДЮК М. И. ...нельзя оперировать такими понятиями. Наша фракция категорически против таких инициатив! И я надеюсь, что мы больше никогда в истории не будем сталкиваться с таким вот чрезмерно ускоренным принятием законопроектов без учёта мнения профессионального сообщества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Сегодня "Парламентская газета" опрашивала депутатов на предмет того, какое самое яркое событие за прошедшее время можно было бы вспомнить. Сегодняшнее обсуждение этого законопроекта - это и есть самое яркое, самое позорное событие! Действительно, хорошо, что наши руководители ушли, потому что им стыдно за то, что происходит сейчас в зале. Я скажу футбольным языком: выбежал на поле не принадлежащий ни к какой команде футболист Зотов, на голом торсе которого написано "Хочу пива!", и его пропускают все - и те службы, которые должны были отфильтровать, отсечь его на дальних подступах, и вы, те, кто сегодня вот так, молчаливо, потупив глаза, смотрит, как он здесь бегает, - а он сейчас забьёт гол. В чьи ворота забьёт гол коллега Зотов? Кому принадлежат все эти пивные компании? Кого лоббирует он сегодня так успешно, используя ваши голоса? Понятно чьи! А что вы будете делать, если завтра он придёт и скажет с этой трибуны, что в Европе модно не только пить пиво на футбольных стадионах, но и в стрингах играть в футбол, - давайте наших футболистов, в том числе и детей, заставим в стрингах играть? Стыд и позор, коллеги! Я уверен, что этот закон рано или поздно будет отменён. Да, на время проведения чемпионата мира - так и быть! - на это можно пойти, но сегодня пускать рекламу пива, водки и табака на экраны телевизоров под предлогом, что, оказывается, денег не хватает, - это никуда не годится! Лежат законопроекты, пылятся, мой законопроект о государственной монополии на производство алкогольной продукции, спирта и табака лежит - вот "где деньги, Зин"! Берите эти деньги, этих денег хватит и на спорт, и на экономику, и так далее - так нет, эти законопроекты лежат! Лежит пылится и законопроект о детях войны, а вот с законопроектом об этой "насущной" необходимости, видите, как проскочил быстрый коллега! Конечно, это всё является ещё одним подтверждением необходимости принятия нашего законопроекта об императивном мандате, чтобы не бегали тут такие, с голым торсом, непонятно к какой команде принадлежащие, - нужно гнать вон, в шею из Думы, вообще из депутатов таких вот "футболистов"! Игорь Львович, не позорьте, пожалуйста, ни партию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", от которой вы избрались, а теперь переоделись в какие-то другие цвета, ни Партию пенсионеров России, которая наверняка не позволяла вам заботиться о пивных компаниях, ни депутатов Государственной Думы, и особенно наше руководство! Коллеги, я призываю не голосовать за этот законопроект, лучше голосовать против, а в следующую сессию мы вернёмся к этому законопроекту... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Игорь Львович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Зотову включите микрофон. ЗОТОВ И. Л. Спасибо всем коллегам за вопросы и за выступления, за такие сравнения, и особенно моим коллегам по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", основателем которой я был, благодаря чему они здесь и находятся, спасибо! Я думаю, вы услышали все ответы на вопросы, все выступления и примете правильное решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич Руденский, будете выступать? Нет. Выносим законопроекты на "час голосования".
59-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 233 чел.51,8 % Проголосовало против 198 чел.44,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении. 60-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 00 сек.) Проголосовало за 229 чел.50,9 % Проголосовало против 207 чел.46,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. 61-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 22 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 204 чел.45,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.