Заседание № 203
О проекте федерального закона № 552776-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в связи с необходимостью осуществления общественного контроля в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы" (внесён депутатами Государственной Думы И. В. Пономарёвым, Д. Г. Гудковым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы рассматриваем два альтернативных законопроекта - пункты 16.1 и 16.2. Пункт 16.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Коллеги, рассаживайтесь по местам, мы продолжаем работать. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Депутат Гудков, который должен был докладывать второй, альтернативный законопроект, попросил рассмотреть его без своего участия. Тот законопроект, о котором сейчас доложу я, в принципе содержит аналогичные предложения, однако, во-первых, он внесён представителями всех думских фракций, во-вторых, он более юридически выверен, но об этом представитель комитета подробнее расскажет. О чём речь? Более шести лет в соответствии с инициативой президента у нас существует возможность в регионах формировать общественные наблюдательные комиссии, которые занимаются тем, что контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания - в тюрьмах, в колониях, в следственных изоляторах, в полицейских участках и так далее. Относительно недавно те места, где находятся люди без гражданства или иностранные граждане в ожидании принудительного выдворения или депортации, были в ведении Министерства внутренних дел, позже они были переданы в Федеральную миграционную службу, в связи с этим мы вносим соответствующие изменения, для того чтобы общественные наблюдательные комиссии имели возможность заниматься своей деятельностью в том числе и в таких учреждениях. Таким образом, мы занимаемся тем, что систематизируем действующее законодательство. Прошу от имени авторов, которые, ещё раз повторяю, представляют все думские фракции, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 16.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в связи с необходимостью осуществления общественного контроля в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы". Михаил Юрьевич Маркелов, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я выступлю сразу, с вашего позволения, по двум законопроектам, учитывая тот факт, что есть письмо от авторов второго, альтернативного законопроекта с просьбой рассмотреть без них. Ярослав Евгеньевич уже уточнил многие моменты, я просто хотел сделать акцент на том, что комитет, когда рассматривал оба законопроекта, безусловно, обращал внимание на юридическую составляющую, и, как уже сказал Ярослав Евгеньевич Нилов, первый законопроект, № 534085-6, более юридически точный и выверенный. В нём предлагается причислить к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии; перечень мест принудительного содержания предлагается дополнить специальными учреждениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции, предназначенными для содержания указанной категории лиц. В альтернативном законопроекте не упоминаются такие понятия, как "депортация", "реадмиссия". Также наш комитет отметил, что в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под специальным учреждением понимается специальное учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, и поэтому наименования специальных учреждений ФМС должны быть соотнесены с наименованием, предусмотренным этим законом. То есть в альтернативном законопроекте дана неточная формулировка. В связи с изложенным комитет предлагает его отклонить. Я сразу же выступлю и от фракции. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за законопроект № 534085-6. Законопроект является одной из инициатив, поддерживающих в обществе институт общественного контроля, а также развивающих институты гражданского общества, и поэтому мы просим первый законопроект поддержать, а второй - отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список.
Так, вопросы по докладу и содокладу. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Михаил Юрьевич, безусловно, законопроект, который внёс Ярослав Евгеньевич, понятен и необходим, но при этом хотелось бы уточнить у вас, как у представителя комитета, следующее. Для эффективного контроля необходимы чёткие правила, определяющие сам процесс, - я говорю о содержании мигрантов - иначе, собственно, и контролировать-то нечего. Правила эти утверждены совсем недавно. Скажите, пожалуйста, есть ли информация, как складывается практика в этой сфере, и достаточна ли существующая нормативная база? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю. Безусловно, нормативная база недостаточная, и мы, собственно говоря, и помогаем формировать эту базу, принимая такого рода законы. А что касается практики, практика только нарабатывается и вносимые законопроектом изменения как раз помогут эту практику нарабатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим оба законопроекта на "час голосования".
Пункт 16.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Пункт 16.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в связи с необходимостью осуществления общественного контроля в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 16.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 02 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Четыреста сорок семь - за. Покажите результаты голосования по пункту 16.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 37 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3 % Семь - за. В первом чтении принят законопроект под пунктом 16.1. Законопроект под пунктом 16.2 отклонён.
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, я исключительно по ведению. Для стенограммы: по вопросу 16.2 не голосовали коллеги Бычкова, Лысяков, Оганян, Финько. Прошу включить это в стенограмму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.