Заседание № 204

12.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1860 по 1875 из 8030
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия           
коррупции".                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев.                                            
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект           
подготовлен к третьему чтению, комитет рекомендует его принять.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Коломейцев         
Николай Васильевич. Ещё есть? Нет.                                              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6234 по 6261 из 8030
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия           
коррупции".                                                                     
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев записался на выступление по мотивам               
голосования, но снял своё предложение.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Николай Васильевич наступил на горло собственной      
песне.                                                                          
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 202

09.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1965 по 2004 из 7627
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия           
коррупции".                                                                     
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Замена докладчика.                                        
                                                                                
Эрнест Абдулович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
принят в первом чтении 23 сентября 2014 года. При подготовке законопроекта ко   
второму чтению поступило семнадцать поправок, комитет их все предлагает         
принять. Прошу утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6017 по 6034 из 7627
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия           
коррупции".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 184

23.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2669 по 3494 из 6525
20-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
противодействия коррупции".                                                     
                                                                                
Гарри Владимирович Минх, пожалуйста.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!           
Президентом Российской Федерации внесён законопроект "О внесении изменений в    
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
противодействия коррупции". Данный законопроект подготовлен во исполнение       
решения Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию           
коррупции, который проходил 30 октября 2013 года, и направлен на дальнейшее     
совершенствование правовых основ борьбы с коррупцией.                           
                                                                                
Для того чтобы реализовать те цели, которые поставлены и обозначены в           
пояснительных материалах, предлагается внести изменения в целый ряд             
федеральных законов. Это федеральные законы "О статусе судей в Российской       
Федерации", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О воинской   
обязанности и военной службе", "О государственной гражданской службе            
Российской Федерации", в Арбитражный процессуальный кодекс Российской           
Федерации, в федеральные законы "О противодействии коррупции", "О               
Следственном комитете Российской Федерации", "О службе в органах внутренних     
дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные       
акты Российской Федерации", "О контроле за соответствием расходов лиц,          
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", "О запрете        
отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные     
денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами   
территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными      
финансовыми инструментами".                                                     
                                                                                
Как вы видите, перечень законов, который корректируется, довольно большой, но   
это системные, взаимосвязанные изменения, и по сути сами изменения сводятся к   
следующему. Прежде всего, предлагается расширить перечень лиц, которым          
запрещено открывать и иметь счета в иностранных банках: этот запрет             
предлагается распространить на всех лиц, которые участвуют в подготовке         
решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности         
Российской Федерации. В перечень предлагается включить должности                
государственной службы, должности в Центральном банке Российской Федерации,     
должности в государственных корпорациях, в фондах и иных организациях,          
созданных Российской Федерацией на основе федеральных законов, а также          
отдельные должности на основании трудового договора в тех организациях,         
которые созданы для решения задач, поставленных перед федеральными              
государственными органами, и как раз эти лица участвуют в подготовке решений,   
затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской       
Федерации. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Расширяется круг лиц, которые будут обязаны представлять сведения о     
доходах: это требование предлагается распространить на всех граждан, которые    
претендуют на замещение государственных должностей, не только на так            
называемые высокопоставленные должности - на все.                               
                                                                                
Третье. Предлагается установить обязанность государственного служащего          
представлять сведения о своих расходах, о расходах супруга (супруги) и          
несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению недвижимости и так    
далее, если общая сумма всех сделок превышает доходы данного лица и его         
супруги (супруга) за последние три года. В настоящее время, хочу вам            
напомнить, речь идёт только об одной-единственной сделке - теперь               
предлагается суммарный учёт всех сделок.                                        
                                                                                
И чётвертое. Вводится понятие "малозначительность совершённого коррупционного   
правонарушения", которое предусматривает, что при совершении такого             
коррупционного правонарушения государственному служащему может быть объявлено   
взыскание в виде замечания или выговора на основе рекомендаций                  
соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и      
урегулированию конфликта интересов, так называемой аттестационной комиссии.     
                                                                                
Вот основное содержание тех изменений, которые предлагаются президентом на      
ваше рассмотрение. Мы полагаем, что эти меры позволят, как я уже сказал,        
создать более совершенную правовую базу для того, чтобы бороться с таким        
негативным явлением, как коррупция.                                             
                                                                                
Прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие          
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, Комитетом по безопасности и противодействию     
коррупции рассмотрен пакет предлагаемых президентом новелл по изменениям в      
антикоррупционное законодательство. Безусловно, комитет их поддерживает. Мы     
получили положительные отзывы от всех заинтересованных субъектов. И хотелось    
бы обратить ваше общее внимание на ряд моментов, которые имеют принципиальное   
значение.                                                                       
                                                                                
В рамках национального плана борьбы с коррупцией были определены конкретные     
мероприятия, и, как вы помните, в 2013 году Президентом Российской Федерации    
было создано управление по противодействию коррупции, а сегодня уже на основе   
анализа практики правоприменения ранее принятого законодательства президентом   
предлагаются конкретные решения и устанавливаются дополнительные требования.    
Уважаемый Гарри Владимирович достаточно подробно уже сказал о многих            
позициях, но вот на что хотелось бы отдельно обратить ваше внимание.            
                                                                                
Что касается установления прямого запрета на открытие счетов и наличие          
вкладов в иностранных банках, в данном случае речь идёт о том, что              
президентом будет дополнительно установлен перечень должностей, но при этом     
уже совершенно очевидно: если сегодня этот запрет касается тех должностей в     
Центробанке, в госкорпорациях, должностей государственной службы, на которые    
назначает президент, то теперь этот перечень предлагается существенно           
расширить, и главным, определяющим критерием будет участие тех или иных         
служащих, должностных лиц в подготовке решений, связанных с суверенитетом и     
национальной безопасностью. Здесь совершенно очевидно прослеживается логика,    
направленная на то, чтобы те субъекты, которые связаны с решением вопросов      
национальной безопасности, были максимально самостоятельны в принятии           
решений, не ангажированы, независимы от иностранного влияния.                   
                                                                                
Второй очень важный момент связан с дополнительными профилактическими мерами,   
которые предлагаются Президентом Российской Федерации. Установление             
обязательного требования для всех соискателей на любую государственную          
должность представлять информацию о доходах означает ровно то, что это будет    
работать именно как профилактическая мера на стадии принятия решения о          
трудоустройстве того или иного субъекта, о зачислении его на государственную    
службу, поэтому это также очень важный момент, который будет влиять на          
качество прохождения государственной службы.                                    
                                                                                
Ещё одна очень важная позиция связана с унифицированием требований о            
публичности представляемой информации о доходах и расходах, с единой формой     
декларации. Очень важно понимать, что фактически президентом предлагается       
установить контроль по всем видам сделок: не только по сделке, единовременно    
превысившей совокупную сумму семейного дохода за три года, будет                
представляться информация, но, безусловно, по всем сделкам, то есть субъект     
должен будет отчитываться в части расходов по совокупной сумме сделок,          
совершённых в течение трёх лет, превысившей совокупную сумму дохода семьи за    
этот период, а не по сумме одной сделки. Также очень важный момент:             
фактически усиливается системность проверок и возлагается дополнительная        
ответственность на соответствующие комиссии, уполномоченные осуществлять        
надлежащие проверки.                                                            
                                                                                
Установление критерия малозначительности - это также важная новелла, которая,   
собственно говоря, проистекает уже из практики проведения проверок. Как вы      
знаете, буквально вчера Сергей Борисович Иванов представил информацию о том,    
что было выявлено 17 тысяч тех или иных нарушений, но только 251 субъект был    
уволен. Проверка на предмет конфликта интересов, проверка на достоверность      
(недостоверность) информации - это то, что реально работает, это то, что        
обеспечивается надлежащим контролем. Как вы помните, ранее президентом была     
установлена очень последовательная процедура истребования информации,           
проведения дополнительных проверок и принятия решений, вплоть до передачи       
надлежащих материалов в уполномоченные органы.                                  
                                                                                
Предлагаемые меры, безусловно, носят системный характер. Мы поддерживаем        
предложение президента и полагаем, что сегодня, приняв этот законопроект, мы    
сделаем полноценный, уверенный шаг по направлению к тому, чтобы меры по         
противодействию коррупции и обеспечению национальной безопасности носили        
более системный характер.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы задать вопросы? Прошу записаться.                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый Гарри Владимирович, не могли бы вы раскрыть           
информацию: предусматривается ли введение вот этих ограничений, требований по   
отношению к руководителям акционерных обществ, где доля государства             
сравнительно невелика, но чьё значение для экономики Российской Федерации       
чрезвычайно велико? Я говорю, допустим, об ОАО "Газпром" и о подобных           
структурах, которые могут возникнуть в будущем. Будут ли, соответственно,       
высшие должностные лица этих акционерных обществ отчитываться перед             
парламентом и президентом за свои финансовые операции?                          
                                                                                
МИНХ Г. В. Если говорить о тексте законопроекта, то, безусловно, ответ          
отрицательный. В принципе подход следующий: те юрлица, которые созданы в        
соответствии с федеральным законом, то есть решением парламента, подотчётны     
парламенту и президенту как лицу, подписывающему федеральные законы, гаранту    
Конституции, и эти отношения абсолютно понятны, в тех же случаях, когда         
юридические лица создаются в соответствии с другими механизмами, вопрос о       
прозрачности деятельности и подотчётности населению, парламенту, президенту     
требует, конечно, дальнейшего обсуждения.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Юрьевич Носов.                                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Гарри Владимирович, вопрос о перечне лиц, которые участвуют в подготовке        
решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности         
Российской Федерации. Согласно тексту законопроекта к таким должностям          
относятся должности государственной службы, должности в Центральном банке,      
должности в государственных корпорациях (компаниях), в фондах и иных            
организациях, созданных Российской Федерацией на основе федеральных законов,    
и ряд других. Правильно ли я понял из текста законопроекта, что перечень        
таких должностей будет устанавливаться нормативными правовыми актами            
соответствующих федеральных государственных органов, субъектов Российской       
Федерации, Центробанка, государственных корпораций (компаний) и так далее, то   
есть сами эти органы и организации будут решать, какие лица включать в данный   
перечень? Само это не будет ли коррупциогенным фактором? Не правильнее ли       
было бы установить единый перечень на федеральном уровне?                       
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, кто, как не те руководители, которые      
возглавляют эти структуры, может понять, какие лица, занимающие какие           
должности будут иметь отношение к принятию решений, связанных с вопросами       
суверенитета и национальной безопасности? Если, как вы сказали,                 
централизовать подобного рода решения, то что помешает назначить на абсолютно   
ничтожную должность человека, а функционально возложить на него работу,         
связанную как раз с этим направлением? Здесь логика, мне кажется, очень         
понятная и простая: ты - руководитель органа, организации, ты распределяешь     
внутри своей структуры обязанности и ты отвечаешь за то, чтобы те люди,         
которые реально работают по этим весьма деликатным направлениям, были           
включены в этот перечень, иная логика просто не сработает.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Гарри Владимирович, у меня вопрос по статье 1 законопроекта. На сегодня форма   
декларации для судей утверждается законодателем, но законопроект предлагает     
перейти к новому способу утверждения - через указы президента. Какая в этом     
необходимость, поясните, пожалуйста.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В. С одной стороны, такое предложение обусловлено тем, что должен       
быть максимально полный объём информации с точки зрения компетенции             
президента, тех структур, которые обеспечивают его деятельность, собирают и     
анализируют материалы, декларации государственных служащих и иных лиц, о        
которых идёт речь в действующем законодательстве и в предложенном               
законопроекте. Для того, чтобы принимать более оперативные и качественные       
решения, для того, чтобы необходимый объём информации попадал в формы, о        
которых сейчас идёт речь, и предложен этот механизм, он более оперативный. С    
другой стороны, на мой взгляд, это позволит парламенту сосредоточиться на тех   
вопросах, которые всё-таки более свойственны законодательной власти.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова.                                                
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к председателю профильного комитета.                              
                                                                                
Ирина Анатольевна, скажите, пожалуйста, при обсуждении столь важных             
законодательных инициатив рассматривал ли комитет возможность внесения          
ограничений для категорий муниципальных служащих, в частности в Федеральный     
закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"? По всем имеющимся        
данным, коррупция наблюдается в том числе в органах местного самоуправления,    
возможно ли внесение соответствующих ограничений в том числе и для              
муниципальных служащих?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемая Маргарита Николаевна, в рамках действующего              
законодательства по противодействию коррупции у нас уже установлен целый ряд    
требований к муниципальным служащим, а что касается той инициативы, которую     
мы обсуждаем сегодня, президентом обозначены вполне конкретные подходы,         
связанные с обеспечением дополнительной защиты национальных интересов и с       
теми требованиями, которые вытекают из поручений президента от 2013 года.       
Если у вас или у коллег будут какие-то предложения, в рамках подготовки ко      
второму чтению они могут быть рассмотрены в общем порядке.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Гарри Владимирович, понятно желание действительно поставить         
барьер коррупции, но до конца ли проработан текст? Вот есть позиция о том,      
что все сделки подлежат контролю, но реально, конечно, имеются в виду не все    
сделки, в тексте это уточнено, перечислено: недвижимость, транспортные          
средства, ценные бумаги. Получается, например, можно золото скупать, и тексту   
законопроекта это никак не противоречит. Проводился ли юридический анализ       
этой идеи, думали ли вы, как её в оптимальной форме изложить?                   
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Борис Сергеевич, безусловно, анализ проводился тогда,      
когда мы первоначально вводили подобного рода норму, и сейчас анализ ведётся,   
но здесь логика, на мой взгляд, очень понятной должна быть: мы должны           
контролировать то, что мы реально можем контролировать, то есть речь идёт       
только о тех видах сделок, которые проходят процедуры регистрации по тому или   
иному алгоритму, - это регистрация объектов недвижимости, это регистрация       
транспортных средств, и это касается ценных бумаг. Всё остальное, то, что не    
подлежит регистрации и каким-то образом вовсе не объективируется, как вы        
понимаете, с точки зрения администрирования очень сложно контролировать. Либо   
мы должны тогда, если так формулировать, что-то предпринять, допустим ввести    
или какие-то технические механизмы, или организационные меры, чтобы можно       
было заглянуть в каждую квартиру, в каждый сейф, в каждый шкаф, - как вы        
понимаете, это задача абсолютно и бессмысленная, и противоправная. Ну это я     
говорю, так сказать, в порядке разрядки, а на самом деле люди обязаны           
переводить в плоскость заявленных через институты государственной власти        
только те объекты имущества, которые регистрируются и которые мы реально        
можем контролировать. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы, а если мы   
будем всех пугать, но при этом реализовать это не сможем, то, конечно, мы       
только во вред себе будем действовать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Гарри Владимирович, в законопроекте записано, что      
это распространяется на государственных служащих, участвующих в подготовке      
решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности         
Российской Федерации, - им запрещается иметь вклады, счета, денежные средства   
за границей. Так вот меня интересует, кто и как будет определять, какие,        
скажем, вопросы влияют на суверенитет и национальную безопасность, а какие      
нет. Я сейчас посмотрел нашу повестку дня, - по-моему, все вопросы влияют и     
на суверенитет, и на национальную безопасность. Повторяю: кто? А то             
получится, что у одного нарушения на небольшую сумму, но ему скажут: "Ты к      
этому причастен - тебя накажем", - а другой, как в Минобороны, триллионы        
ворует, но так и будет ходить годами безнаказанный. Где критерий и кто          
определит, что относится к суверенитету и безопасности, а что - нет?            
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, не волнуйтесь, всё, что касается      
депутатского корпуса, - такие решения уже есть, поэтому...                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Но вы же сказали, что вот мы сегодня рассматриваем такие вопросы,    
поэтому я и говорю: не волнуйтесь, в отношении депутатского корпуса такие       
решения уже приняты - вы в курсе, наверное, что вы обязаны представлять         
сведения.                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Я отвечаю на вопрос в вашей логике, Владимир Николаевич. Вы в        
вопросе задаёте логику ответа, и я с удовольствием следую вашей логике, вы уж   
извините! (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, понятны пять новелл, которые вносятся, они абсолютно        
логичные, и у меня к вам вопрос по пятой позиции. Мы вводим практически во      
всех законах, которые вы перечислили, понятие малозначительности                
правонарушения, и совершение такого правонарушения является основанием для      
вынесения взыскания в виде замечания или выговора. Вообще, сам посыл            
законопроекта именно антикоррупционный, в этом законе нормы должны быть         
изложены так, чтобы их нельзя было трактовать по усмотрению той или иной        
комиссии, которая будет принимать решения. Вот понятие малозначительности       
правонарушения - а мы уже не первый раз с вами на эту тему дискутируем -        
всё-таки не определено, и для каждой комиссии смысл этого может быть            
совершенно различным. Как вы смотрите на то, чтобы всё-таки в этом законе       
дать определение этого понятия, что под этим подразумевается?                   
                                                                                
МИНХ Г. В. Вопрос действительно обсуждался - я говорю и о заседаниях            
головного комитета, который его рассматривал, и о заседаниях                    
комитетов-соисполнителей, - и такое замечание действительно высказывалось       
многими. Здесь надо очень хорошо подумать. Почему? Потому что степень           
малозначительности правонарушения различается в зависимости от вида служения    
государству (или это судья, или это сотрудник органов внутренних дел, или       
сотрудник таможенной службы, или сотрудник гражданской госслужбы и так          
далее), степень малозначительности правонарушения носит весьма оценочный        
характер, безусловно, и вот здесь у нас возникли затруднения с нахождением      
какого-то универсального критерия для столь разнообразной палитры видов         
служения Отечеству. Поэтому давайте подумаем, и, если удастся, мы, может        
быть, реализуем это предложение, но повторюсь: пока мы, скажем так, не нашли    
какого-то нормального, здравого и абсолютно устраивающего всех ответа на        
вопрос, о котором вы говорите.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Гарри Владимирович, ну, честно говоря, пока не могу понять         
логику данного законопроекта: вот считается, что наличие счёта в иностранном    
банке позволяет манипулировать волей чиновника, а наличие недвижимости за       
границей не позволяет - вы думаете, что угроза конфискации домика, квартиры,    
ранчо и так далее не повлияет на его возможности принимать решения? Это         
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. По законодательству дети после восемнадцати лет уже не являются         
детьми, но для родителей мы и в сорок пять лет дети - опять же, на таких вот    
товарищей действие данного законопроекта не распространяется, то есть вполне    
можно все полученные незаконным путём средства отдавать своему дорогому         
ребёнку, который с точки зрения закона уже далеко не ребёнок.                   
                                                                                
Ну и третий момент. В качестве основания для выражения недоверия установлено    
непредставление сведений. А если эти сведения не соответствуют                  
действительности? Ведь он не обязан доказывать, где он взял, может, дедушка     
подарил!.. (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, всё-таки я вернулся бы к предмету     
законопроекта. Вопросы, о которых вы говорите, обсуждались ранее, когда         
рассматривались базовые законы, связанные с противодействием коррупции, в том   
числе и запрет иметь денежные счета и финансовые инструменты за рубежом.        
Вопрос о недвижимости, как вы знаете, тоже тогда обсуждался, и такое решение    
не было принято. Сейчас мы вносим коррективы только в отношении круга лиц,      
поэтому в рамках этого законопроекта такая проблема дополнительно не            
обсуждалась.                                                                    
                                                                                
Что касается того, что мы для своих родителей всегда будем оставаться детьми,   
- и дай бог, чтобы у всех родители жили как можно дольше! - ну, это мы для      
них дети, а так мы с вами всё-таки уже взрослые и, говоря юридически            
корректным языком, право- и дееспособны, поэтому, если взрослый человек имеет   
какое-то имущество, живёт с точки зрения юридической отдельным домом, семьёй,   
даже будучи не замужем и неженатым, мы к этому уже отношения не имеем.          
Поэтому давайте здесь всё-таки смотреть реально на вещи, а не исходить из       
нашего понимания отношений, я сказал бы, нравственно-этических отношений        
нескольких поколений одной и той же семьи: самостоятельные и взрослые люди,     
поэтому и сын за отца не отвечает, если вы помните, и отец за сына тоже, ну и   
естественно, другие родственники тоже.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Николаевна Москалькова.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. У меня вопрос, касающийся увольнения сотрудников органов      
внутренних дел в связи с утратой доверия. Одним из оснований для этого          
является то, что жена сотрудника органов внутренних дел или                     
несовершеннолетние дети сотрудника органов внутренних дел имеют счета за        
рубежом. Но это могут быть и Белоруссия, и другие государства бывшего           
Советского Союза, и, самое главное, здесь нет прямой вины самого сотрудника.    
Мне кажется, такая ответственность может наступать только в том случае, если    
установлено, что работник знал о том, что у супруги есть счета, и об этом не    
заявил. Рассматривали ли вы эти вопросы в связи с тем, что аналогичная норма    
есть?.. (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемая Татьяна Николаевна, вопрос этот обсуждался,                
рассматривался, причём, хочу вам напомнить, рассматривался тогда, когда шло     
обсуждение, как я уже говорил, первоначальных законопроектов, посвящённых       
определению круга лиц, а также инструментов, в частности денежных счетов за     
рубежом, семейных счетов. И в отношении лиц, проходящих службу в органах        
внутренних дел, предложен абсолютно такой же подход, как и для                  
государственных гражданских служащих, как и для других категорий лиц, о         
которых идёт речь в этих законопроектах, поэтому здесь никакого эксклюзива      
для сотрудников органов внутренних дел нет. А вот тут уже вопрос: ну какой же   
он сотрудник органов внутренних дел, если не знает, что происходит у него в     
собственном доме? Причём мы же ведём речь о супругах, людях достаточно          
близких. Ну здесь, в общем-то, очевидно, что всё-таки надо исходить из логики   
- повторюсь: логика универсальная, - применяемой ко всем должностным лицам, о   
которых идёт речь в антикоррупционном законодательстве.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, уточните, пожалуйста: объём           
ограничений, которые накладываются данным законопроектом на дополнительную      
категорию лиц, он такой же, как объём ограничений, накладываемых на лиц,        
которые, так сказать, проходят по ранее принятым нами законам? Я почему         
спрашиваю об этом? Потому что в одной части вашего выступления вы сказали       
только о запрете на владение вкладами и счетами в иностранных банках и не       
сказали о запрете на владение ценными бумагами и иными финансовыми              
инструментами иностранных эмитентов.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В. Я об этом в докладе упомянул, когда перечислял названия законов,     
поэтому уже в своём выступлении я эту достаточно длинную формулу не             
воспроизводил. Речь идёт только о том, что мы расширяем круг лиц, а сам объём   
ограничений, весь этот хвост длинный, включая производные и другие финансовые   
инструменты, безусловно, остаётся абсолютно в том же размере, таким же.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемые коллеги! Я уже говорил о    
своей позиции - что считаю подобные законы главными законами, и дай бог нам в   
этом созыве сделать не просто ещё один очередной шаг, которым является          
представленный законопроект, но и пройти большую часть пути, для того чтобы     
хотя бы минимизировать тот рост, колоссальный рост коррупции, который сегодня   
является главной болезнью и государства, и общества. Конечно, хотелось бы,      
чтобы эти шаги делались более смело, Гарри Владимирович, и с большей            
эффективностью.                                                                 
                                                                                
Вот что хотелось бы предложить? Например, я считаю, что перед выборами любого   
уровня, перед поступлением на государственную службу или при пролонгации        
контрактов с государевыми людьми они должны не только декларировать нажитое     
имущество, но и доказывать законность его происхождения. Колоссальная           
разница, согласитесь! Он декларирует, а его супруга очень эффективно работает   
в бизнесе, ставя просто неимоверные рекорды со стопроцентным ростом             
внутрисемейного ВВП, и мы считаем, что вопросов нет, всё законно. Как нет       
вопросов?! Если его ведомство показывает эффективность работы 1 процент, а то   
и меньше, а его ближайшее окружение бьёт вот такие рекорды, ну, по-моему, всё   
очевидно: тогда нужно просто поменять - нужно тогда супругу поставить на его    
место, а его отправить в семейный бизнес. (Оживление в зале.) Конечно, мы не    
согласны с тем, что совершеннолетние дети не отвечают за отца, если тоже бьют   
рекорды всевозможные. Мы с этим не согласны!                                    
                                                                                
И самое главное. Ну хорошо, выясняем, даже ловим на коррупционных               
преступлениях, на воровстве бюджетных денег - а где конфискация? Статью о       
конфискации нужно возвращать в Уголовный кодекс! Может быть, не в таком         
варианте, как я недавно предлагал, но тогда давайте предлагать другие           
варианты. Только конфискация имущества остановит большинство из тех, кто        
сегодня состоит в этой партии коррупционеров и казнокрадов, причём              
конфискация не только их имущества, но и ближайшего окружения, тех близких      
людей, на которых падёт подозрение и которые не смогут доказать законность      
происхождения нажитого имущества.                                               
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно, поддержит этот нужный и важный          
законопроект, но жёстче надо, Гарри Владимирович! У нас сейчас сложные          
времена, у нас нет в запасе даже двух-трёх лет, нам нужно это сделать           
оперативно, быстро, чтобы избавиться от этой болезни, хотя бы минимизировать    
её, как я сказал.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция полагает, что законопроект         
правильный, разумный, но у нас имеются замечания, которые, на наш взгляд,       
следовало бы учесть при подготовке ко второму чтению.                           
                                                                                
Первое, по статье 1. В законопроекте предлагается право законодателя передать   
президенту, а именно чтобы он утверждал форму декларации, которую кандидаты в   
судьи должны будут заполнять, - я полагаю, что это будет усиливать              
президентскую опеку над судами, это будет нарушать принцип разделения властей   
и это будет ещё одним, извините за такое слово, посягательством на судебную     
самостоятельность. Конечно же, российские учёные не оставят без внимания вот    
эту новацию законопроекта. К сожалению, Гарри Владимирович на мой вопрос о      
том, для чего это вводится, не ответил.                                         
                                                                                
Второе, по статье 3 законопроекта. Предлагается внесение дополнения в закон     
"О воинской обязанности и военной службе", связанное с понятием                 
малозначительности совершённого коррупционного правонарушения. По-видимому,     
действительно надо вводить такое понятие, но, конечно же, как уже отмечалось    
здесь, необходимо дать хотя бы его общие признаки.                              
                                                                                
Третье, по статье 4 законопроекта. Здесь предлагается часть 1 статьи 52         
Арбитражного процессуального кодекса дополнить нормой о праве прокурора         
обращаться в суды с иском об истребовании государственного и муниципального     
имущества из чужого незаконного владения. Обращаю внимание, что это право у     
прокурора уже есть: в статье 52, часть 1, абзац четвёртый, оно предусмотрено    
с 28 июня 2014 года.                                                            
                                                                                
И статья 8 законопроекта. Здесь предлагается ввести в закон "О службе в         
органах внутренних дел Российской Федерации..." очень нужную статью 82-1,       
которая предусматривает увольнение в связи с утратой доверия. Так вот в         
пункте 1 говорится о том, что сотрудник органов внутренних дел подлежит         
увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником органов    
внутренних дел мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов,    
стороной которого он является. Ну, мы, конечно, знаем, что такое конфликт       
интересов, это понятие определено в Федеральном законе от 25 декабря 2008       
года... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты: выступление от фракции.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ..."О противодействии коррупции", так же как и в некоторых    
других законах, но простой, рядовой сотрудник органов внутренних дел,           
конечно, не поймёт, за что его могут уволить, а статья, как мы понимаем,        
будет иметь в значительной мере профилактическое значение, поэтому, что такое   
конфликт интересов, надо расписать. Как минимум, должна быть ссылка на тот же   
закон "О противодействии коррупции", а правильнее было бы, повторяю, всё-таки   
расписать, что имеется в виду, что это означает.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маринин Сергей Владимирович.                                                    
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает все новации данной законодательной инициативы,        
связанные с противодействием коррупции.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, мне приходится много выступать перед          
людьми, наверное, как каждому из вас, и волей-неволей приходится говорить о     
законах, которые касаются борьбы с коррупцией, и везде всегда одна и та же      
реакция - смех. Люди смеются и говорят: "О чём вы говорите, коррупция           
разрастается снизу доверху, а вы что-то там пишете, совершенно оторвавшись от   
жизни".                                                                         
                                                                                
Действительно, когда врач лечит человека, он сначала диагноз ставит, потом      
прописывает какие-то лекарства, а дальше смотрит, как они подействовали, и,     
только если лекарства не сработали или сработали частично, он начинает искать   
новые лекарства и предлагает их. А у нас как? Ну, вроде это модно -             
поговорить о коррупции, вот сегодня журналисты скажут: "А такой ли закон        
нужен?" Я думаю, что, работая над законами такого плана, начинать нужно с       
анализа (сколько мы уже приняли законов, связанных с борьбой с коррупцией,      
никто в этом зале не знает - наверное, если не тонны, то десятки                
килограммов), почему законы не сработали, и только после этого можно            
предлагать новый законопроект - может, нужно кого-то наказать, что-то           
ужесточить, чтобы прежние наши законы работали, а потом уже можно делать        
следующий шаг. А если так, без анализа, без диагноза давать новые таблетки,     
больного можно окончательно погубить. Поэтому вроде бы, с одной стороны,        
направление правильное, а с другой стороны, из этого законопроекта совершенно   
не следует, что нужно делать.                                                   
                                                                                
Я спросил Гарри Владимировича не про депутатов, а о том, какие вопросы в        
соответствии с этим законопроектом можно отнести к вопросам сохранения          
суверенитета и национальной безопасности, а какие к ним не относятся, ведь      
будет субъективный подход при оценке действий того или иного министра,          
например Сердюкова, или его заместителей, того или иного зама, начальника       
департамента - одного публично накажут, а десять простят. Я понимаю, что        
Гарри Владимирович - человек опытный, он может отшутиться, но закон не терпит   
шуток, в законе всё должно быть чётко, ясно прописано, ибо определяется         
судьба не только какого-то человека, но и в целом государства.                  
                                                                                
Но главная ошибка наша при принятии этого закона, я ещё раз повторю, в том,     
что мы прописываем новые рецепты, не проанализировав, почему наши прежние       
рекомендации, принятые нами законы не работают. Почему мы бумаги выпускаем, а   
коррупция только разрастается? Почему вместо одной головы, которую мы           
отрубили, у дракона вырастают три?! Вот в чём вопрос. А так мы можем принять    
ещё десяток законов.                                                            
                                                                                
Результат нужен, а не бумаги!                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Считаю, что новеллы, которые сегодня вносятся, абсолютно        
логичны: и расширение круга лиц, и то, о чём мы, наша фракция, всегда           
говорили, - что контролировать доходы, не контролируя расходы, в общем-то, не   
совсем логично, - и то, что теперь мы будем проверять сумму расходов по всем    
сделкам, а не по единичным. То есть, на мой взгляд, абсолютно во всех           
новеллах логика присутствует. Было замечание по форме, президент будет          
утверждать или парламент, - наверное, это технический момент.                   
                                                                                
Вместе с тем, Гарри Владимирович, - мы с вами не первый раз дискутируем по      
этому поводу - всё-таки даже в постановлении правительства, где определены      
коррупционные факторы, чётко говорится, что расширенное, двоякое толкование     
того или иного понятия - это и есть коррупционный фактор. Может быть, мы с      
вами не так часто с этим сталкиваемся, но я вам могу сказать, что вот,          
например, депутаты из разных фракций в законодательных собраниях и              
государственные служащие в аппаратах, которые там формируются, - руководители   
аппаратов и так далее - на себе испытывают, насколько различны подходы,         
насколько отличаются друг от друга подходы при рассмотрении деклараций,         
поэтому, может быть, мы и делаем вот такое замечание по формулировке            
малозначительности коррупционного правонарушения.                               
                                                                                
Вот я вам привожу пример. У нас в регионе в этом году проводилась в             
соответствии с законом проверка деклараций доходов государственных              
гражданских служащих, и мне было интересно наблюдать, как по-разному            
относились к нарушениям в аппаратах, допустим, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и        
фракции ЛДПР. Мы знаем, что и в семьях бывают совершенно разные                 
взаимоотношения. Если, скажем, муж продал машину и не сказал, а его супруга     
является гражданским служащим, но это недостаточно прочно отложилось в его      
голове, - насколько это серьёзное нарушение? Мы же ведём речь не о расходах,    
которые не соответствуют доходам, а о том, что была техническая, скажем так,    
помарка: доход от продажи машины в декларации не был отражён. Я вам хочу        
сказать, что на заседании комиссии прокурор настоял на том, чтобы объявили      
выговор, даже не замечание. А когда в других фракциях возникали такие           
ситуации (у нас в законодательном собрании порядка пятнадцати человек           
попались на несоответствии доходов расходам в декларации), вообще никаких       
вопросов не задавали, понимаете? Вот вам эффект, скажем так,                    
малозначительности правонарушения, вот вам коррупционная составляющая! Я        
считаю, что это как раз, наоборот, провоцирует коррупционную составляющую и     
оказывает давление на неугодных людей.                                          
                                                                                
Я привёл пример по фракциям, но могу сказать, что... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. ...это может быть связано не только с политической              
принадлежностью. У нас же и члены, скажем так, правящей партии, и               
беспартийные могут быть принципиальными работниками, которые из-за этой своей   
принципиальности становятся неугодными, и вот эта формулировка, на мой          
взгляд, является определённым элементом давления на них, коррупционным          
фактором.                                                                       
                                                                                
Посмотрим историю этой формулировки. Вы, наверное, знаете, Гарри                
Владимирович, что есть постановление Верховного Суда Российской Федерации, в    
котором определено, что такое малозначительность применительно, скажем так, к   
административному наказанию. Там чётко написано, что это те действия, которые   
не нанесли существенный урон общественному порядку. То есть раз дело дошло до   
Верховного Суда - вы представляете, сколько судов должно было пройти, прежде    
чем это дошло до коллегии Верховного Суда, - значит, эта тема-то уже у нас в    
практике судебной существует. Вот сейчас мы это вносим, и я уверяю вас, что     
это породит опять череду, скажем так, безобразий, которые в конечном итоге      
приведут нас в Верховный Суд.                                                   
                                                                                
В связи с этим у меня предложение: что бы мы ни говорили о том, что это         
достаточно сложно сформулировать для различных категорий, - а сюда попадают и   
правоохранительные органы, и таможня, и суды, и госслужба, и так далее, и так   
далее, - но попытаться сформулировать всё-таки, что такое малозначительность,   
для того чтобы какие-то рамки комиссиям задать для принятия решения, я          
считаю, мы просто обязаны, у нас же такое огромное количество юристов           
сосредоточено и в профильных комитетах, и в администрации президента.           
                                                                                
Со своей стороны, Гарри Владимирович, я готов тоже поучаствовать и своё         
видение вот этой формулировки предложить. И у меня просьба: всё-таки давайте    
мы этот вопрос решим ко второму чтению.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, вам слово, если есть необходимость. Пожалуйста.             
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, большое спасибо за такое внимательное отношение к           
инициативе президента. Конечно, мне очень жаль, что Владимир Николаевич         
Федоткин не знает о том большом объёме аналитической работы, которая была       
проведена в масштабах всей Российской Федерации. Хочу вам напомнить, что        
Советом по противодействию коррупции были приняты решения, на которые я         
ссылался, когда говорил, в связи с чем вносится законопроект, поэтому я не      
буду повторять те цифры, которые там, по сути дела, были обнародованы, все,     
кто хочет, могут это прочитать. Есть, вы знаете, такая организация "ГРЕКО"      
(это иностранная аббревиатура) - это группа стран, которые объединились для     
борьбы с коррупцией в рамках Совета Европы, Россия тоже является участником     
этого процесса. Есть анализ и оценка того, каким образом Российская Федерация   
выполняет взятые на себя обязательства в этом отношении, то есть внешнее        
наблюдение. Так что большущая аналитическая работа сделана, Владимир            
Николаевич.                                                                     
                                                                                
Что касается озабоченности в отношении министров, замов и других госслужащих,   
я уже сказал, что законопроект касается всех госслужащих, всех! Что касается    
оценочного суждения, это относится к тем организациям, которые созданы при      
федеральных госорганах и где не госслужба, а трудовые договоры. И вот в         
отношении этих должностей, на которых люди работают по трудовым договорам в     
специальных, специализированных организациях, устанавливаются перечни, и        
руководитель этой организации уже сам решает, будет ли человек в этой           
должности участвовать в принятии решений, связанных с суверенитетом и           
национальной безопасностью, или нет. Поэтому все ваши опасения в значительной   
степени, видимо, оттого, что вы не до конца изучили текст законопроекта.        
                                                                                
Ещё раз всем большое спасибо и прошу вас поддержать эту инициативу              
президента.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста.                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, хотелось бы напомнить о том, что в Российской   
Федерации выстроено совершенно выверенное и конкретное законодательство по      
противодействию коррупции. И кстати говоря, все те международные договоры и     
соглашения, полноправным участником которых является Российская Федерация,      
нами безусловно исполняются. Это в том числе и соглашения в рамках ОЭСР и       
ФАТКА, которые затрагивают очень серьёзные отношения, в том числе и             
финансовые, и систему предоставления взаимной информации. Поэтому сегодня       
надлежит говорить о том, что логика развития антикоррупционного                 
законодательства, безусловно, соотносится с общими подходами к развитию         
российского законодательства и российской правовой системы.                     
                                                                                
Я просто напомню всем, уважаемые коллеги, что антикоррупционное                 
законодательство в Российской Федерации полноценно начало развиваться только    
в 2000-е годы, и, прежде чем устанавливать дополнительные критерии и            
требования, соотносимые с компетенцией соответствующих должностных лиц, мы с    
вами формировали современное гражданское, арбитражное и уголовное               
законодательство, которое является основой вообще формирования                  
правоотношений.                                                                 
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что в         
отношении высших должностных лиц уже давно установлен полный перечень           
требований, без изъятий, и сегодня Президент Российской Федерации расширяет     
этот перечень и определяет дополнительные подходы. Совершенно точно             
анализируется и учитывается в целом система глобальной безопасности и тех       
правоотношений, которые сегодня формируются в этой области и имеют              
соответствующую специфику. К счастью, у нас нет необходимости говорить о        
тоннах российского законодательства, но мы с полной уверенностью можем          
говорить о взвешенности и эффективности российского законодательства, потому    
что европейские государства создавали своё законодательство на протяжении       
многих десятилетий, а Российская Федерация создала современное                  
законодательство за гораздо более короткий период.                              
                                                                                
Хочу напомнить, что позиция нашей страны заключается в том, что, приняв на      
себя определённые обязательства, мы их безусловно исполняем, мы обеспечиваем    
строгое исполнение законов независимо от внешней конъюнктуры или каких-либо     
других факторов. Если есть необходимость ознакомиться с информацией о           
правоприменении, она находится в открытом доступе. Я хочу напомнить, что        
сегодня на органы прокуратуры возложена координация деятельности по             
противодействию коррупции. В открытых источниках и Следственного комитета, и    
органов прокуратуры и суда размещена вся информация по уголовным делам по       
категориям должностных лиц, которые привлечены к уголовной ответственности по   
факту совершения коррупционных преступлений. Я назову вам только одну цифру:    
за пять лет было выявлено более 242 тысяч преступлений коррупционной            
направленности. Это к вопросу об эффективности действия законодательства.       
                                                                                
Но несомненно, мы с вами должны понимать, что самым лучшим и самым              
эффективным средством противодействия любому виду преступлений является         
формирование в обществе личной модели правового поведения и неприятие любого    
правонарушения как способа решения своих личных проблем. Это, конечно,          
гораздо более сложная и кропотливая работа, которая, безусловно, предполагает   
и участие политиков, особенно в среде молодёжной. Я полагаю, что Президентом    
Российской Федерации сегодня предложены новые меры, которые носят и очень       
важный профилактический характер, потому что формируют новую мотивацию для      
прихода на государственную службу и усиливают формы общественного контроля.     
Говоря о профилактических мерах, мы должны учитывать, что любое                 
законодательство имеет ещё и перспективу реализации, а также определённую       
стратегию. Для нас важно, чтобы те молодые люди, которые ещё не находятся на    
государственной службе, но уже выступают в качестве соискателей на какую-либо   
государственную должность, представляли соответствующую информацию, и это       
требование сегодня выдвигается президентом. С точки зрения логики в данном      
случае речь идёт не о простом выдвижении новых требований, а, безусловно, об    
анализе правоприменения, и этот анализ, как совершенно справедливо сказал       
Гарри Владимирович, носит глубокий, системный характер.                         
                                                                                
Более того, если вести речь об опасениях, которые здесь были высказаны в        
части малозначительности, то, коллеги, хочу вам напомнить, что сегодня в        
уголовном и административном законодательстве понятие малозначительности        
используется и не имеет расшифровки, потому что действительно уполномоченным    
органам предоставлено право по совокупности факторов, которые характеризуют     
ту или иную ситуацию, давать оценку с соответствующими обоснованиями и          
выводами. Ровно такой подход, уже используемый в российском законодательстве,   
предлагается президентом и в данном случае.                                     
                                                                                
Хочу вам напомнить также и о том, что единая форма отчётности уже предложена    
президентом, она была утверждена указом президента... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте.                                       
                                                                                
Завершайте, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Я подвожу итог, я от фракции не выступала, Сергей Евгеньевич,      
поэтому...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Ирина Анатольевна.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. На сегодняшний день эта форма уже действует, и это фактически      
единый стандарт требований, что всегда очень важно, - унифицированные, общие,   
единые требования для всех должностных лиц.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, полагаю, что у нас есть общее понимание того, что            
инициатива, внесённая президентом, досконально выверена и эти дополнительные    
меры направлены на обеспечение национальной безопасности и противодействие      
коррупции.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна, вы выступали как              
содокладчик сейчас, по Регламенту - до пяти минут.                              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5478 по 5495 из 6525
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия           
коррупции".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.