Заседание № 157
25.10.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 552199-7 "О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2313 по 2594 из 6357
Рассматриваются 17-й и 18-й вопросы с одним докладом и одним содокладом. 17-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года"; 18-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о применении отдельных положений Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 23 декабря 2014 года". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Один доклад, как я уже сказал, и далее один содоклад сделает Иван Итулович Белеков. Пожалуйста, Илья Вячеславович Трунин. ТРУНИН И. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается ратификация двух протоколов к одному и тому же договору в части регулирования и распределения таможенных платежей между бюджетами стран Евразийского экономического союза. Напомню, в ЕАЭС действует норма, согласно которой любая уплата ввозной пошлины при импорте товаров распределяется по установленным нормативам между бюджетами пяти государств - членов ЕАЭС. Изначально союз был сформирован тремя государствами - Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, - впоследствии к Таможенному союзу при формировании ЕАЭС присоединялись Республика Армения и Кыргызская Республика. Первым из представляемых сегодня протоколов меняется норматив, который был установлен при присоединении Республики Армения. Изначально, когда он рассчитывался, при его установлении не принимались... он был рассчитан с учётом всех изъятий, которые были установлены для Республики Армения в своё время, когда Республика Армения присоединялась к ВТО, имеется в виду изъятие по пониженным ставкам таможенных пошлин. Впоследствии, когда Казахстан также присоединился ко Всемирной торговой организации и стал применять пониженные ставки таможенных пошлин по ряду товаров, наши коллеги из Республики Армения обратили на это внимание, вынесли вопрос на Высший Евразийский экономический совет, и президенты наших пяти стран признали, что при присоединении действительно была допущена несправедливость, и договорились установить норматив 1,22 процента вместо 1,11 процента для Республики Армения, уменьшив нормативы Республики Казахстан и Российской Федерации. Это была первая договорённость президентов, и, если смотреть по 2017 году, соответствующая сумма, например, для бюджета Российской Федерации, которая таким образом была фактически перераспределена в сторону бюджета Республики Армения, это 6,4 миллиона долларов США. Второй договор связан с продлением срока действия этих нормативов. Также напомню историю вопроса. Дело в том, что при присоединении Кыргызской Республики в силу отсутствия необходимой статистической информации норматив распределения ввозной таможенной пошлины для Кыргызской Республики, а значит, и для всех остальных государств ЕАЭС был установлен временно, на три года, до августа 2018 года. К августу 2018 года уполномоченные органы стран не смогли достичь договорённости о том, какими должны быть новые нормативы и должны ли они быть, в связи с по-прежнему отсутствием статистических данных по Кыргызской Республике, и поэтому президенты пяти государств ЕАЭС договорились продлить те нормативы, которые установлены, включая дополнительные нормативы и их изменения, о которых я сказал чуть раньше, для Республики Армения, Казахстана и Российской Федерации, на срок до 31 декабря 2019 года, то есть ещё почти на полтора года. Вот те изменения, которые предлагаются вашему вниманию, в соответствии с договорённостями, достигнутыми на уровне Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС. Просим поддержать проекты федеральных законов. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Илья Вячеславович. С содокладом выступает Иван Итулович Белеков. БЕЛЕКОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В соответствии с регламентными нормами принятия законов наш комитет поддерживает ратификацию Протокола о применении отдельных положений Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе и ратификацию Протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. Ну, о сути этих законопроектов развёрнуто и детально только что проинформировал Илья Вячеславович, не буду повторять, но сегодня речь идёт не только об одном из направлений деятельности Евразийского экономического союза, речь, по сути, идёт о стратегических концептах, о сущности евразийской интеграции как таковой. Ни у кого в мире сегодня уже не вызывает сомнения, что геополитический каркас ЕАЭС сформирован во многом благодаря усилиям России. Экономическое сотрудничество в формате Евразийского экономического союза функционирует относительно устойчиво, о чём свидетельствуют представленные законопроекты, но, как говорится, не всё измеряется деньгами, и в связи с этим я хотел бы заострить внимание на том, что нас сегодня не может не беспокоить. Отдельные государства ЕАЭС настаивают только на экономических контактах, намеренно избегая и даже отодвигая в сторону культурно-гуманитарную сферу. То ли это подобие неких фантомных болей, как следствие настороженности и боязни, что мы замысливаем возродить Советский Союз, то ли болезненные опасения по поводу гипотетической возможности утраты абсолютной власти со стороны некоторых национальных элит, то ли что-то ещё, но факт остаётся фактом: у России другая миссия - сберегать то, что нас единит. Мы видим, что евразийская идея современности уже начала играть ключевую роль, идёт опора на наши общие корни. Даже если взять пять стран ЕАЭС - у нас действительно много общего. Киргизы, например, воспринимают Россию как свою прародину, имея в виду Алтай как неотъемлемую часть Российской Федерации, являющийся колыбелью тюркской государственности. Казахстан тоже имеет исторически тесные, сходные, близкие и даже родственные корни с Россией. На днях по направлению руководства Государственной Думы я принял участие в айтматовском Иссык-Кульском форуме в Кыргызстане, там вновь была твёрдо озвучена прорывная мысль, выдвинутая в прошлом году на международной конференции в Бишкеке "Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи", а именно: вместо политических идей, разделяющих народы по религиозным, этническим и расовым признакам, вместо идей типа евроцентризма и панисламизма, панарабизма и пантюркизма, объединиться под идеей евразийства. Как считал ещё в начале 20-х годов прошлого века основоположник евразийства выдающийся русский славист и философ Трубецкой, именно евразийство должно стать тем духовным стержнем, с помощью которого обновлённой России можно будет решить такую насущную проблему, как создание национальной идеологии. Есть все основания полагать, что в качестве краеугольного этот концепт не только не утратил своей насущности, но и усилил свою геополитическую актуальность в ХХI веке. Повторюсь: как наследница территориальной и духовной субстанции всего предшествующего культурно-исторического наследия нашей вечной Родины Древней Руси и Великой Степи, Россия играет высокоответственную, объединительную роль на евразийском пространстве современности и не имеет права уклоняться от этого и в будущем, поскольку именно она несёт в себе функцию гаранта, в этом её историческая миссия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Итулович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Илья Вячеславович, мы понимаем, что ЕАЭС и взаимоотношения с Киргизской Республикой в рамках ЕАЭС, наверное, в большей степени носят политический характер и выгоды для России именно политические, но если посмотреть с точки зрения экономической, то мы в очередной раз пересматриваем вопрос, связанный с ввозными таможенными пошлинами. Я считаю, что сейчас Россия проводит, наверное, всё-таки такую однобокую политику - по-моему, больше помогает Кыргызской Республике. Хотелось бы всё-таки узнать вот что: за все эти годы после присоединения Кыргызстана к Договору о ЕАЭС какие плюсы Россия получила, в том числе и от увеличения ввоза товаров в Кыргызскую Республику? Ведь доля России тоже распределяется равномерно и пропорционально по странам, входящим в ЕАЭС. Поясните, пожалуйста, и, если можно, на цифрах. ТРУНИН И. В. Спасибо большое, Владимир Владимирович, за вопрос. Да, действительно, Кыргызстан уже три года, чуть больше, является членом ЕАЭС, и экономика как Российской Федерации, так и Кыргызской Республики, с нашей точки зрения, безусловно, выигрывает от этого. И самое главное преимущество, которое предоставляет Евразийский экономический союз, - это единая таможенная территория. То есть у нас появилась возможность беспрепятственного доступа российских товаров на киргизский рынок, пусть он относительно небольшой по сравнению, скажем, с рынком Казахстана или Белоруссии, но это тоже рынок, это тоже пространство для продвижения наших товаров, наших услуг. Соответственно, Кыргызстан, как страна, которая тоже производит определённые товары, занимается сельским хозяйством, является поставщиком трудовых ресурсов, также получил возможность при вхождении в ЕАЭС присутствовать на российском рынке как товаров, так и работ и услуг. Цифры год от года различаются, дело в том, что тот протокол, который мы сегодня обсуждаем, не в чистом виде связан с таможенными пошлинами, он связан, скорее, с бюджетами наших государств. Кыргызская Республика выигрывает от членства в ЕАЭС ещё и потому, что за счёт в том числе Российской Федерации и других государств ЕАЭС мы укрепляем внешние таможенные границы Евразийского экономического союза, участвуем в строительстве таможенной инфраструктуры и пунктов пропуска Кыргызской Республики. И помимо всего прочего, мы оказываем техническую помощь в продвижении технологий налогового и таможенного администрирования, которые есть в Российской Федерации, на пространстве ЕАЭС и в первую очередь на территории Кыргызской Республики. В результате всего этого на всей территории ЕАЭС начинают действовать единые стандарты, что, конечно же, является дополнительным плюсом в обеспечении экономической эффективности таможенного администрирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, в декабре 2017 года счётные палаты стран, которые входят в Евразийский экономический союз, проводили совещание, и среди прочего была отмечена проблема, касающаяся обмена информацией между центральными таможенными органами наших стран - России и Киргизии. Тогда представители Евразийской экономической комиссии заявили, что к концу 2018 года эта проблема будет решена. Можно от вас получить какую-то информацию? ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос, такая проблема действительно ставилась. Поскольку обмен информацией между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Кыргызской Республики, таможенными органами прочих стран осуществляется через каналы, которые обеспечиваются Евразийской экономической комиссией в том числе, то по результатам совместной проверки контрольных органов государств ЕАЭС было дано соответствующее поручение Евразийской экономической комиссии, и к настоящему времени проблемы практически полностью устранены. Я надеюсь, что по результатам следующей проверки таких замечаний уже сделано не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к господину Трунину. Есть вещи, как лакмусовая бумажка, проверяющие отношение к нам тех стран, с которыми мы собираемся дружить, - в частности, это вопрос о Крыме. Я хочу спросить: признаёт ли Кыргызстан референдум в Крыму? Просто очень интересно. Если не признаёт, то каким образом мы можем строить отношения? Кстати, это касается не только Киргизии, но и всех наших друзей. Это первый вопрос. И второй вопрос: во сколько обойдётся нам наша дружба вот сейчас, непосредственно сейчас? Сколько это будет стоить? ТРУНИН И. В. Владимир Владимирович, спасибо за вопросы. Я, честно говоря, не очень понял второй вопрос, но если вы говорите о том, сколько с точки зрения бюджета Российской Федерации мы потеряем в случае такого перераспределения, как предлагается в протоколе, то я об этом уже говорил в своём докладе. Если сравнить ранее действовавшие нормативы и новые нормативы перераспределения, то доходы Российской Федерации уменьшатся на 6 миллионов, ну, почти на 6,5 миллиона долларов в год. Если считать по тем курсам, которые действовали в 2017 году, то это порядка 370 миллионов рублей, соответственно такая же сумма - это потери бюджета Казахстана в пользу Республики Армения. Что касается ответа на первый вопрос, я думаю, что вы его знаете, но повторю: ЕАЭС - это экономический союз, а не политический, поэтому здесь такие вопросы в повестку дня, по крайней мере на уровне Евразийской экономической комиссии, не включаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года", 17-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 53 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о применении отдельных положений Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 23 декабря 2014 года", 18-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 31 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят единогласно.