Заседание № 254

07.10.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 552009-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Хорватии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2710 по 2924 из 8662
Пункты 7 и 8 мы договорились рассматривать с одним докладом и с одним           
содокладом. Проекты федеральных законов "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о      
взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Хорватии"   
и "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и         
Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок       
жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия".   
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Николаевич, на трибуну.                                     
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты!            
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Республики Хорватии о взаимных поездках граждан Российской Федерации и          
граждан Республики Хорватии подписано в Москве 2 марта 2010 года на основании   
распоряжения Правительства Российской Федерации. С российской стороны           
документ подписали заместитель министра иностранных дел России Титов, с         
хорватской - председатель Правительства Республики Хорватии Косор.              
                                                                                
Данное соглашение призвано заменить в отношениях между Россией и Хорватией      
Соглашение между Правительством СССР и Союзным Исполнительным Вече Скупщины     
СФРЮ о взаимных поездках граждан, которое было заключено ещё в 1989 году.       
                                                                                
Соглашение в отличие от советско-югославского документа по инициативе           
хорватской стороны устанавливает в основном визовый порядок взаимных поездок    
граждан Российской Федерации и Хорватии. Вместе с тем для обладателей           
дипломатических и служебных паспортов сохраняется безвизовый режим поездок      
общей продолжительностью до трёх месяцев в течение полугода. Сотрудники         
дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств     
при международных организациях, а также проживающие вместе с ними члены семей   
смогут совершать безвизовые поездки в течение всего срока их аккредитации.      
Кроме того, соглашение устанавливает безвизовый режим в отношении членов        
экипажей российских и хорватских гражданских воздушных и морских судов.         
                                                                                
Для владельцев обычных загранпаспортов соглашением предусматривается            
упрощённый порядок выдачи однократных виз сроком действия до девяноста дней.    
Они будут оформляться на основании прямых обращений принимающих организаций     
без предъявления предусмотренных законодательствами государств приглашений      
членам официальных делегаций, предпринимателям, деятелям науки, культуры и      
образования, студентам и школьникам, участвующим в программах обмена,           
участникам международных спортивных мероприятий, участникам программ обменов    
между породнёнными городами и так далее. Основанием выдачи туристической визы   
будет являться стандартный турдокумент, оформляемый туристической               
организацией, имеющей право на осуществление туристской деятельности на         
территории своего государства. Для предпринимателей, совершающих регулярные     
деловые поездки, соглашением вводится упрощённая процедура оформления           
многократных виз сроком действия до одного года.                                
                                                                                
Соглашением чётко регламентируются сроки рассмотрения визовых обращений: о      
выдаче однократных виз - в течение двух - пяти рабочих дней, многократных -     
до четырнадцати рабочих дней. Лицам, направляющимся в срочную поездку в связи   
с возникновением непредвиденных обстоятельств, визы могут быть выданы в день    
обращения.                                                                      
                                                                                
В соглашении по некоторым позициям установлены нормы и правила иные, чем        
предусмотренные российским законодательством. Таким образом, данное             
соглашение подлежит ратификации.                                                
                                                                                
Реализация положений соглашения не повлечёт дополнительных расходов из          
федерального бюджета. Более того, поскольку соглашением предусмотрено           
введение визового режима, предполагается увеличение поступлений от выдачи виз   
гражданам Хорватии. При этом по предложению хорватов в соглашении не            
фиксировались суммы визовых сборов.                                             
                                                                                
Реализация соглашения будет способствовать развитию российско-хорватских        
связей по различным направлениям, расширению обменов между нашими странами.     
                                                                                
Прошу поддержать. Благодарю за внимание.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от Комитета по международным делам сделает Андрей Аркадьевич Климов.   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доложите сразу и второй вопрос. По решению Совета         
совмещены оба вопроса. Извините.                                                
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Следующий вопрос - соглашение об упрощении порядка взаимных    
поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства      
Норвегия. Правильно я понимаю? Или по Индии?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, по Норвегии.                                          
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Соглашение между Правительством Российской Федерации и         
Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок       
жителей приграничных территорий подписано в Осло 2 ноября 2010 года. С          
российской стороны документ подписал министр иностранных дел России Лавров, с   
норвежской - министр иностранных дел Норвегии Стёре.                            
                                                                                
Данное соглашение призвано создать особые условия для указанной категории       
граждан при въезде и пребывании на приграничных территориях России и Норвегии   
вдоль российско-норвежской государственной границы.                             
                                                                                
Ключевым в соглашении является положение, согласно которому взаимные поездки    
жителей приграничных территорий России и Норвегии будут осуществляться на       
основании действительного общегражданского загранпаспорта и разрешения на       
местное приграничное передвижение, выдаваемого консульскими учреждениями        
государств-сторон в упрощённом порядке. Для его получения заявитель должен      
представить обоснование необходимости регулярного посещения приграничной        
территории государства другой стороны.                                          
                                                                                
Предусмотренных законодательствами России и Норвегии при обращении за визой     
приглашений в данном случае не потребуется.                                     
                                                                                
При определении приграничной территории за основу были взяты требования         
Европейского союза, которые являются обязательными для норвежской стороны.      
Соответственно для целей соглашения в качестве приграничной территории          
Российской Федерации рассматриваются части территорий муниципальных             
образований Никель, Печенга, расположенные на удалении до 30 километров от      
российско-норвежской границы, а также территории муниципальных образований      
Заполярный и Корзуново. В свою очередь, под приграничной территорией            
Королевства Норвегия понимается часть территории муниципального образования     
Сёр-Варангер, находящаяся на удалении до 30 километров от                       
российско-норвежской границы. С учётом принципа взаимности в состав             
приграничных территорий с российской стороны включена и пограничная зона.       
                                                                                
Соглашение будет применяться в отношении граждан Российской Федерации и         
Норвегии, а также иностранных граждан, которые на законных основаниях           
проживают на приграничной территории Российской Федерации и Норвегии не менее   
трёх последних лет. В отношении членов семей таких лиц ценз осёдлости           
действовать не будет.                                                           
                                                                                
С российской стороны функцию разрешения на местные приграничные передвижения    
будет выполнять обыкновенная российская многократная виза, порядок выдачи       
которой определён соответствующим положением, утверждённым постановлением       
Правительства Российской Федерации. Вместе с тем с учётом положений             
соглашения разрешение будет оформляться при первом же обращении на срок три     
года и давать право его владельцам находиться только на приграничной            
территории непрерывно до пятнадцати дней без ограничения общего срока           
пребывания в течение года. С тем чтобы отличить разрешение на местные           
приграничные передвижения от визы, действительной для посещения всей            
территории Российской Федерации, в нём в графе для особых отметок будет         
производиться специальная запись. Сбор за оформление разрешения составляет 20   
евро, что почти в два раза меньше, чем стоимость виз, выдаваемых для            
посещения всей территории России. Вместе с тем, по мнению МИДа России,          
реализация положений соглашения не приведёт к снижению доходов федерального     
бюджета, администратором которых является МИД России. Предполагается...         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, извините, я должен с залом            
посоветоваться.                                                                 
                                                                                
Время - 12.00, я предлагаю дать возможность завершить доклад, а потом           
посоветуемся.                                                                   
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Предполагается, что разрешение на местное приграничное         
передвижение будет выдаваться более широкому кругу лиц по сравнению с теми,     
кто сегодня обращается за получением виз.                                       
                                                                                
Следует отметить, что рассматриваемое соглашение - первое подобного рода в      
нашей договорной практике. В этой связи у нас имеется договорённость с          
норвежскими партнёрами о проведении двусторонних консультаций до вступления     
соглашения в силу с целью выработки механизма его реализации.                   
                                                                                
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским                
законодательством, и поэтому подлежит ратификации. Реализация положений         
соглашения не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета, а       
также, как я объяснил, снижения доходов федерального бюджета. Исходим из        
того, что данное соглашение будет способствовать развитию                       
российско-норвежских приграничных связей по различным направлениям,             
расширению обмена между нашими странами в целом. Прошу поддержать.              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Я обращаюсь к залу: скажите, будут ли вопросы и есть ли желающие выступить по   
данной теме? Будут. Коли так, объявляется перерыв до 12.30.                     
                                                                                
По ведению, пожалуйста, Гайнуллина.                                             
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Памятуя о загруженности           
повестки дня сегодня, я вношу предложение: при необходимости по одному          
вопросу от фракции и по одному выступлению от фракции продолжительностью не     
более пяти минут.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение... (Шум в зале.) Есть   
другая точка зрения у Кашина Бориса Сергеевича. Он, видимо, по этому же         
вопросу хочет выступить.                                                        
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Во-первых, я хочу сказать, что однородные вопросы, такие как ратификация,       
надо в одном режиме рассматривать. У нас есть серьёзные, так скажем, проблемы   
в российско-норвежских отношениях, и я прошу предоставить десять минут для      
выступления. И тем более два соглашения вместе. Это первое.                     
                                                                                
И второе. Я прошу пригласить на обсуждение этого вопроса представителя          
погранслужбы Российской Федерации.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, голосовать мы их будем отдельно, а в своём       
выступлении вы можете упоминать и то, и другое соглашение.                      
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной. Мы с вами сейчас на     
7-м вопросе, у нас их шестьдесят четыре. (Шум в зале.) Ставлю на голосование    
предложение депутата Гайнуллиной.                                               
                                                                                
Включите режим голосования. (Шум в зале.)                                       
                                                                                
Выражение, которое было использовано депутатом Коломейцевым, может быть         
оценено комиссией по депутатской этике.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              265 чел.91,4 %                                    
Проголосовало против           25 чел.8,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    290 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Да, решение принято: работаем по следующим всем вопросам в этом режиме.         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4274 по 4778 из 8662
Обсуждаем пункты 7 и 8. Содоклад от комитета делает Андрей Аркадьевич Климов.   
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Два документа, которые сегодня    
вынесены нами на ратификацию, несмотря на все детали, разные детали,            
фактически посвящены одному и тому же вопросу - приближению нас к идее Европы   
без разделительных линий. Но если в случае с Хорватией мы здесь пытаемся        
адаптировать ситуацию накануне её вступления в Европейский союз к тем           
реалиям, которые сложились после распада Югославии, то в случае с Норвегией,    
которая не является, как известно, членом Европейского союза, мы, учитывая      
тем не менее, что она действует в рамках единого западноевропейского,           
центральноевропейского безвизового пространства, апробируем здесь очень         
интересный режим - режим приграничного сотрудничества, который позволяет        
гражданам, находящимся в данном случае на расстоянии 30 километров от           
государственной границы, практически беспрепятственно посещать друг друга с     
совершенно разными целями и задачами. Кстати сказать, если будет получен        
позитивный опыт, это поможет нам гораздо легче решить проблему                  
Калининградской области. Такого рода переговорный процесс идёт, уже             
практически завершён, и теперь нам нужна практика, которая не только может      
помочь отдельной территории, находящейся на севере нашей страны, приграничной   
с Норвегией, но в дальнейшем позволит во многом решить сложные проблемы,        
связанные с Калининградской областью.                                           
                                                                                
Кроме того, должен заметить, что оба эти документа, отвечающие национальным     
интересам Российской Федерации, поддержаны нашими коллегами из Комитета         
Совета Федерации по международным делам и имеют заключения Правового            
управления.                                                                     
                                                                                
Я знаю, что ряд коллег в этом зале попытаются в своих выступлениях поднять не   
только вопросы визовые, но и ряд других вопросов наших двусторонних отношений   
с одной из этих стран, это, в общем, дело каждого, конечно, но давайте не       
будем забывать, что главная цель сегодняшнего рассмотрения, как это и следует   
из повестки дня, - ратификация данных документов, внесённых на ваше             
рассмотрение.                                                                   
                                                                                
Комитет по международным делам предлагает ратифицировать в этом смысле и        
соглашение с Республикой Хорватией, и соглашение с Королевством Норвегия.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Позвольте, время у меня есть, как я понимаю.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста-пожалуйста.                                    
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Мы с вами с утра слушали ещё один вопрос по ратификации, и эта     
ратификация была посвящена теме ОДКБ. Просто пользуясь случаем, я хотел бы      
сказать следующее. Принцип, который здесь подвергали сомнению, принцип          
консенсуса, который был заложен в фундамент ОДКБ и который как раз открывает    
двери для интеграции и, возможно, для создания вот этого евразийского союза,    
ни в коем случае не должен быть отвергнут, мы должны уметь договариваться.      
Без этого принципа консенсуса у нас не будет новой международной политики на    
постсоветском пространстве. И мы должны это обращать в плюс и иметь документ    
- а документ такой мы сегодня будем в "час голосования" ратифицировать, -       
который модернизирует уже имеющиеся договорённости. То есть мы делаем шаг       
вперёд. Нам предлагают шагать очень широко - извините за непарламентское        
выражение, штаны можем порвать, а политика - это искусство возможного.          
Поэтому этот документ, который ранее мы с вами обсуждали, тоже будет сегодня    
ратифицироваться, и, хотя это дело Комитета по делам СНГ и связям с             
соотечественниками, я здесь в данном случае говорю уже с позиций нашей          
фракции, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": мы за ратификацию и этого документа тоже.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Секундочку, есть вопросы: Калашников, потом Коломейцев,        
потом Лекарева. Три руки - подводим черту.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Николаевичу. Алексей Николаевич, это соглашения         
положительные, мы будем голосовать, я думаю, за оба эти соглашения, тем не      
менее вопрос утечки квалифицированных кадров стоит сегодня достаточно остро,    
не так давно премьер Путин высказался по этому вопросу. Уже сегодня в           
Киркенесе около 20 процентов русских. С введением этой зоны, конечно же, этот   
процесс усилится, и ассимиляция происходит в обратную сторону, то есть в        
норвежскую сторону. Как вы оцениваете этот процесс в связи с принятием этого    
соглашения, его ратификацией?                                                   
                                                                                
И второй вопрос. Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Последние        
задержания рыболовецких судов показали, что даже наши пограничники... вот       
руководитель погрануправления по Мурманской области сказал, что задержания      
были произведены в норвежских территориальных водах, на самом деле это было у   
архипелага Шпицберген. Мы что, дезавуировали Договор о Шпицбергене?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.                           
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
По поводу утечки мозгов. Конечно, это негативный процесс, и мы должны всеми     
силами в рамках закона противодействовать этому, прежде всего создавая у себя   
в стране соответствующие условия, чтобы это не происходило, чтобы люди          
оставались в России, работали здесь, создавали семьи и чувствовали себя         
комфортно. Напрямую это соглашение с Норвегией, которое мы сегодня обсуждаем    
и предлагаем к ратификации, отношения к утечке мозгов не имеет. Я даже сказал   
бы, что, может быть, в какой-то степени косвенно оно будет способствовать       
тому, что люди, которые хотели бы перемещаться через границу, будут иметь       
больше возможностей для этого и, таким образом, если это нужно, будут вести     
бизнес, ездить путешествовать в Норвегию из приграничных районов России или в   
каких-то других целях, но при этом смогут свободно вернуться в любой момент в   
Российскую Федерацию. Вот такая точка зрения у нас.                             
                                                                                
Что касается второго вопроса, то мы, как и другие участники соглашения по       
Шпицбергену, не признаём рыбоохранную зону, которую провозгласила Норвегия, и   
считаем, что задержание наших рыболовецких судов - это действие                 
противоправное. Об этом был вчера телефонный разговор министра иностранных      
дел Лаврова с министром иностранных дел Норвегии Стёре. Было соответствующее    
официальное заявление Министерства иностранных дел (вы его можете найти на      
сайте Министерства иностранных дел). Этот вопрос включён в повестку дня         
переговоров на высшем уровне. 20 июля по этому вопросу - я имею в виду          
рыбоохранные зоны, которые ввела Норвегия, - по телефону был разговор между     
Владимиром Владимировичем Путиным и премьер-министром Норвегии. В ближайшее     
время, 10-14 октября, в Калининграде пройдёт заседание Смешанной                
российско-норвежской комиссии по рыболовству, на котором мы очень жёстко        
поставим вопрос о недопустимости задержания наших судов в                       
самопровозглашённой, введённой в одностороннем порядке рыбоохранной зоне        
Норвегии.                                                                       
                                                                                
Я хочу сказать, что при этом мы в рабочем порядке на своём уровне прилагаем     
усилия для того, чтобы договориться о взаимоприемлемых нормах и правилах        
ведения рыболовства в этой зоне с норвежцами, и уже есть договорённость по      
размеру ячеи сетей, по размерам рыбы, которая там вылавливается. А сейчас       
очень интенсивно обсуждаются соответствующими ведомствами порядок проведения    
инспекций, меры, применяемые в качестве наказания за нарушения, которые         
должны быть согласованы в будущем, и отчётность о промысле.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев Виктор Андреевич.                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Алексею Николаевичу по соглашению с Хорватией. Есть   
замечание у Правового управления по поводу того, что перечень категорий         
граждан, которым будут выдаваться визы, неполный, пропущены некоторые           
категории. Это будет как-то в дальнейшем учитываться? Вы читали заключение      
Правового управления Аппарата Думы?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Мы включили в это соглашение только те категории граждан,      
которые фигурируют в соглашении России с Евросоюзом по аналогичным вопросам.    
На этом настаивала Хорватия.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Лекарева.                                                               
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Аркадьевичу Климову и к Алексею Николаевичу.             
                                                                                
Андрей Аркадьевич, конечно, так спешить за Европой, как вы сказали, не надо,    
чтобы ущерб себе не нанести, но я хочу вам напомнить про всем известное         
дипломатическое лицемерие по отношению к Российской Федерации. Европе тоже      
надо привыкать к мысли, что с Россией надо учиться договариваться. А вопрос     
мой состоит в следующем. Расходов, как вы сказали, не будет, а снижение         
доходной базы бюджета Российской Федерации произойдёт или нет и что это за      
возникновение непредвиденных обстоятельств, кто их будет определять?            
                                                                                
А к Алексею Николаевичу у меня такой вопрос. Вы говорили об иных правилах,      
предусмотренных в соглашении. Скорее всего, в российском законодательстве эти   
правила не предусмотрены. В какие законодательные акты нам придётся вносить     
поправки и почему мы сначала ратифицируем, а потом начинаем менять российское   
законодательство?                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Уважаемая Вера Александровна, насколько я помню, мы тоже жители    
Европы, Российская Федерация занимает половину площади европейского             
континента (это просто для справки). Кроме того, в Европейском союзе двадцать   
семь стран, а вообще в Европе сорок восемь стран, то есть даже половина, в      
общем, кое-как... Вы, наверное, имеете в виду Европейский союз, но Хорватия     
не является членом Европейского союза, она туда только собирается. Норвегия     
тоже не является членом Европейского союза. Я, так сказать, попытался           
вытащить рациональное зерно из вашего вопроса и вижу, что вопрос в основном     
касается, скажем так, сумм, поступающих в наш бюджет. Должен доложить, что, в   
связи с тем что у нас вводится визовый режим с Хорватией, возможно, даже        
поступления будут в наш бюджет, то есть мы в плюсе окажемся. Правда, там        
невеликие деньги, но всё-таки деньги какие-то придут. А что касается            
приграничного сотрудничества, то оно по определению не предполагает такого      
рода доходов как таковых, хотя убытков тоже великих не будет. Но если мы эту    
модель отработаем и развернём её потом в Калининградской области, вот тут       
будет огромный экономический эффект, от которого было бы глупо отказываться.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость что-то добавить?                       
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Да, по второму вопросу. Речь идёт об иных правилах, которые    
предусматривают, что приглашения не должны будут оформляться через ФМС, -       
вот, собственно говоря, и все иные правила. Это не требует принятия никаких     
дополнительных законодательных актов.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Андрей Аркадьевич.               
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич выступает от фракции КПРФ.                                
                                                                                
Напоминаю, что мы приняли решение установить пятиминутный режим. Других         
желающих нет, как я понимаю...                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ещё Гартунг. Даже три фракции, вот видите, как       
получается.                                                                     
                                                                                
КАШИН Б. С. Чутьё не обмануло депутата Гайнуллину, когда она предложила         
сократить время, потому что вопрос действительно острый и, мягко говоря,        
невыигрышный для "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                               
                                                                                
Вы знаете, фракция КПРФ позитивно оценивает два соглашения, представленные на   
ратификацию, и будет голосовать за ратификацию. Но вместе с тем обострение      
российско-норвежских отношений, о котором, собственно, нам заявляют наши        
избиратели в многочисленных обращениях, требует, чтобы мы посмотрели в целом    
на то, что же происходит, и обозначили те проблемы, которые сегодня требуют     
решения. Этого от нас ждут наши избиратели, и в первую очередь рыбаки Севера.   
                                                                                
Факты говорят, что противоречия между Россией и Норвегией в Баренцевом море     
обострились после вступления в силу договора о разграничении морских            
пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане,     
подписанного 15 сентября прошлого года в присутствии президента Медведева и     
премьер-министра Норвегии и ратифицированного Думой в марте сего года.          
                                                                                
Министерству иностранных дел и депутатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ", отстаивавшим       
этот документ, следует посмотреть фактам в глаза и задуматься наконец о том,    
как защитить российские интересы в Арктике.                                     
                                                                                
А факты таковы. С апреля текущего года резко активизировалась береговая         
охрана Норвегии, и мы имеем уже семь случаев незаконного задержания             
российских рыболовецких судов, прежде всего вблизи архипелага Шпицберген.       
Ущерб от этих неправомерных действий, по оценкам Росрыболовства, - более 70     
миллионов рублей. Наши рыбаки не чувствуют защиты своего государства, а         
протест МИДа в связи с очередным задержанием судна мало им помогает, тем        
более что правоохранительные органы и пограничники часто фактически встают на   
сторону норвежской стороны.                                                     
                                                                                
Я процитирую вам просто слова начальника Пограничного управления ФСБ по         
Мурманской области генерала Кудряшова, занявшего фактически чисто               
пронорвежскую позицию. "Российские рыбаки, - говорит он, - обеспокоены тем,     
что якобы норвежская береговая охрана хочет вытеснить их из традиционных        
районов промысла. На самом деле никто не препятствует их деятельности, если,    
конечно, рыбаки не нарушают установленной нормы. Мы полностью поддерживаем      
своих коллег, когда они задерживают нарушителей, пусть даже те идут под         
российским флагом". Генерал Кудряшов оправдал и действия береговой охраны       
Норвегии по задержанию российского судна "Орлик" за то, что они выбрасывали     
за борт отходы свежей рыбы при приготовлении рыбного филе.                      
                                                                                
Вот ему надо было бы знать, что такие действия соответствуют нашим нормативам   
и мы не считаем, что воды Шпицбергена - это воды Норвегии, мы считаем их        
открытым морем, где не действуют норвежские законы, и, следовательно,           
задержание российских судов норвежской береговой охраной, ставшее возможным     
из-за слабости российской власти, есть грубейшее нарушение норм                 
международного права. Это не субъективная позиция нашей фракции, это мнение и   
рыбопромышленников Северного бассейна, которые на днях обратились с открытым    
письмом и к президенту, и к премьеру, это и вывод российского суда, который в   
2007 году рассматривал дело капитана Яранцева, капитана траулера "Электрон",    
который фактически в одиночку защитил российские интересы там, а его в России   
отдали под суд по обвинению в незаконном задержании норвежских пограничников.   
Суд оправдал Яранцева, и в приговоре зафиксировано, что суд признаёт действия   
корабля береговой охраны Норвегии по задержанию в открытом море траулера        
"Электрон" незаконными и не подлежащими исполнению, а соответственно,           
действия капитана Яранцева правомерными.                                        
                                                                                
Мы считаем, что в связи с тем, что случаи незаконного задержания судов          
участились, принципиальную позицию по защите российских интересов должны        
занять и президент Медведев, и Государственная Дума.                            
                                                                                
Я напомню, что здесь, на балконе, мы вывешивали лозунг мурманских рыбаков       
"Дума, думай и не дели Баренцево море в пользу Норвегии и НАТО!". Тогда эта     
мысль не дошла до парламентского большинства, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"           
послушно проштамповала документы, представленные исполнительной властью.        
Плоды этой беспринципности мы пожинаем уже сегодня.                             
                                                                                
Фракция КПРФ считает, что Государственной Думе необходимо вернуться к оценке    
сложившегося положения в норвежско-российских отношениях, и предлагает          
профильному комитету внести соответствующий проект заявления.                   
                                                                                
Завершая своё выступление, я хочу сказать, что речь идёт сегодня не только о    
необходимости защиты интересов российских рыбаков в Баренцевом море,            
российская власть должна защищать российские рубежи, укреплённые поколениями    
наших предков, должна защищать Северный морской путь (почитайте, что об этом    
в СМИ уже говорится), должна, наконец, отстаивать стратегические интересы       
России в Арктике.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Чернышенко, да? Пожалуйста. Я вас просто наверху ищу.                   
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",          
которую я представляю, безусловно, будет поддерживать ратификацию двух          
соглашений, и я думаю, что никто из других фракций не выскажет сомнение в       
том, что это сделать необходимо.                                                
                                                                                
Мне, как депутату трёх созывов от Мурманской области, конечно, наиболее         
близко то соглашение, которое мы подписываем по российско-норвежскому           
безвизовому пересечению границы, и я действительно могу подтвердить, что за     
последние пятнадцать лет прорыв в развитии российско-норвежских отношений в     
разных аспектах идёт очень успешно, конструктивно и позитивно.                  
                                                                                
Ну, для примера. Мы долго и активно работаем с норвежскими парламентариями в    
межпарламентских комиссиях, которые заняты проблемой Арктики. У нас единые      
подходы и в Арктическом совете, и в Совете Баренцева/Евроарктического           
региона, и в Северном совете. Все конкретные вопросы сотрудничества в Арктике   
- и экология, и безопасное мореплавание - мы решаем совместно в дружеской       
обстановке.                                                                     
                                                                                
Второе важное направление нашего сотрудничества в экономике - это то, что       
связано с освоением шельфов северных морей. Я имею в виду прежде всего          
Штокмановское газоконденсатное месторождение. Вы знаете, что те технологии и    
тот опыт, который имеется у наших норвежских коллег, позволяет активно и        
российским предприятиям участвовать в разработке этого месторождения. Где-то    
в конце ноября - в декабре будет принято инвестиционное решение, и я думаю,     
что освоение Штокмановского месторождения с использованием норвежских           
технологий позволит нам добыть миллиарды тонн газового конденсата, произвести   
газификацию Мурманской области, создать около двух тысяч новых рабочих мест.    
Это позитивный посыл.                                                           
                                                                                
Активно мы работаем в плане экологии. С помощью норвежской стороны мы           
реконструировали комбинат "Печенганикель" в части выбросов тяжёлых металлов и   
серы, провели строительство хранилища для отработавшего ядерного топлива в      
Андреевой губе, создали заказник на реке Паз и многое-многое другое. Это на     
межгосударственном уровне.                                                      
                                                                                
На региональном уровне очень активны контакты между мурманчанами и жителями     
северных провинций Норвегии Тромс, Финнмарк, Норланд в образовательных,         
культурных программах. Ежегодно в Мурманске проходят два-три концерта           
мурманско-норвежского симфонического оркестра, проходят театральные             
постановки, много школьных программ, то есть позитив большой.                   
                                                                                
Численность пересекающих границу в местечке Борисоглебск - это пограничный      
пункт между Мурманской областью и Норвегией, единственный земной пункт между    
Россией и Норвегией - сегодня достигает ста тридцати тысяч, в проекте в         
ближайшие два-три года пересекающих будет где-то триста-четыреста тысяч.        
Пересечение это довольно активное, и подписание соглашения, конечно, будет      
способствовать развитию всех этих проектов.                                     
                                                                                
На территории Мурманска действуют десятки совместных российско-норвежских       
предприятий в области туризма, логистики, экологии и многие-многие другие. То   
есть соглашение простимулирует развитие таких контактов и позволит и            
Мурманской области, и северным регионам Норвегии даже с учётом тех опасений,    
которые высказывали мои коллеги и по вопросу о том, что может быть утечка       
рабочей силы, и по другим... Тем не менее это позитивный сигнал и позитивное    
развитие Мурманской области.                                                    
                                                                                
Я на трибуну попросился специально не только для того, чтобы отметить, что      
это соглашение нам крайне необходимо, но и чтобы сказать о том, что мы должны   
сегодня усилить внимание к выполнению наших российско-норвежских                
договорённостей по прежним договорам. Действительно, весной мы с вами           
ратифицировали договор о разграничении морских территорий и сотрудничестве в    
Баренцевом море и в Ледовитом океане. Действительно, там в приложениях были     
очень серьёзные дополнения в плане сохранения интересов наших рыбаков в         
северных морях, это прежде всего так называемая двухсотмильная зона вокруг      
Шпицбергена, это некие другие аспекты. И я согласен с тем, что вот в            
последнее время норвежская сторона не выполняет в полной мере тех               
обязательств, которые она на себя брала в рамках ратификации этого договора.    
                                                                                
Но здесь есть одно замечание. Вот представитель Министерства иностранных дел    
заметил, что через несколько дней, 10-14-го, в Калининграде состоится           
очередное заседание российско-норвежской рыбной комиссии, по-простому говоря.   
Комиссия эта заседает раз в полгода или в год. Традиционно за два-три месяца    
до заседания этой комиссии норвежцы ужесточают свою политику по отношению к     
российским рыбакам. На заседаниях этой комиссии делятся ОДУ, то есть            
общедопустимые уловы, определяются многие другие вопросы - это обычное          
политическое давление на нашу сторону. В этот раз всё гораздо хуже.             
                                                                                
За последние несколько месяцев были задержаны шесть российских судов,           
последнее задержание - задержание "Сапфира-2" с нарушением всех имеющихся       
норм международного права. Арестовали судно, отключили радиосвязь, заглушили    
мотор, завели буксир, отправили его в Тромсё, правда, судно уже отпустили,      
наложив... (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд... тридцать секунд.            
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. И я поддерживаю мнение о том, что и Министерству иностранных   
дел, и госкомрыболовству, которое этим занимается, и нашим силовым ведомствам   
надо вспомнить неплохие советские времена, когда мы военным, силовым            
присутствием обеспечивали безопасность мурманских рыбаков на этом рубеже.       
                                                                                
В целом мы за ратификацию двух соглашений. Я думаю, что мы сумеем нашу линию    
провести и в защите рыбаков Мурманска на Севере.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу всех укладываться в отведённый регламент. Гартунг уже просит ещё          
шестнадцать секунд.                                                             
                                                                                
Валерий Карлович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы          
обсуждаем два важных соглашения. Соглашение с Хорватией - здесь есть у нас      
вопросы, и вопросы какого плана? Казалось бы, при чём здесь Жириновский? Дело   
в том, что Жириновский, отвечая на наши вопросы в эфире второго канала,         
соврал телезрителям и, скажем так, не смог выдержать такой ситуации и           
сорвался, пустился во все тяжкие и наговорил на статью 129, часть вторая и      
часть третья. Напоминаю, что часть вторая статьи 129 предусматривает лишение    
свободы либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот         
сорока часов.                                                                   
                                                                                
Я представляю Жириновского, который метёт дворы на обязательных работах. Ну     
ладно бы, если бы это было в Хорватии, а то в России - холодно, и поэтому...    
                                                                                
Второе, второе, второе... Клевета. Часть третья...                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, слово "Хорватия" вы, конечно,           
произнесли, я понимаю, но тем не менее я всё-таки прошу вас придерживаться      
темы выступления.                                                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Да-да-да. Так вот, часть третья... Сейчас, минуточку... Что       
касается...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас же было пять минут утром, вы могли говорить об      
этом.                                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Олег Викторович, попрошу меня не перебивать, Жириновского никто   
не перебивал. Я делал такое замечание, но ему никто замечания не сделал. Я      
говорю строго по теме - о Хорватии. Казалось бы, при чём здесь статья 129,      
часть третья? Но здесь срок лишения свободы до трёх лет.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В Хорватии?..                                             
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Владимир Вольфович любит у нас выступать - вот среди              
сокамерников он будет выступать. А вот в Хорватии его, боюсь, могут не          
понять, поэтому разве можно его туда пускать?                                   
                                                                                
Теперь второе. Что касается Норвегии, у нас там тоже есть проблемы. Казалось    
бы, при чём здесь Жириновский? Но дело в том, что Жириновский здесь с трибуны   
жаловался, и причём просил вас, Олег Викторович, защитить его от нас,           
обращался к "ЕДИНОЙ РОССИИ" за защитой. Он говорил, что я сказал неправду,      
говоря в эфире и приведя его голосование. Вот его голосование, его фракции,     
18 ноября 2009 года...                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович!                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Да?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот при всём моём уважении к вам, вы же вынуждаете     
меня прервать ваше выступление и лишить вас слова, потому что вы выступаете     
абсолютно не по теме.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги...                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, секундочку. Вот смотрите, друзья мои, у нас   
с вами есть абсолютно чёткий политический формат, он предусматривает            
пятиминутку утром и одну минуту вечером, когда мы с вами протокольные           
поручения...                                                                    
                                                                                
Да я просто сейчас вас с трибуны отправлю на рабочее место, да и всё. Валерий   
Карлович, я прошу вас выступать... не испытывайте моё терпение, наше терпение   
с Иваном Ивановичем Мельниковым как ведущих, выступайте, пожалуйста, по теме.   
Докладчики до вас выступали по теме, которую мы с вами обсуждаем. Если вы       
хотите что-то сказать по поводу Жириновского, я с удовольствием буду вас        
слушать во вторник, 18 октября, в рамках пятиминутки.                           
                                                                                
Пожалуйста, выступайте.                                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Сегодня утром обсуждался вопрос, абсолютно не связанный с темой   
выступления Жириновского, однако ему никто замечания не сделал, поэтому я       
прошу, чтобы здесь не было двойных стандартов. Если вы одному позволяете        
говорить всё что угодно, то вы будьте готовы к тому, что и ответ будет          
адекватный. Поэтому хочу...                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Так, минуточку, попрошу не перебивать. Дайте я договорю, у меня   
ещё минута двадцать пять секунд.                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Так, секундочку, секундочку...                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, коллеги, спокойно! Сейчас выступит господин      
Гартунг, после этого я внесу предложение.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Хорошо.                                                           
                                                                                
Поэтому мы, несмотря на все сложности, которые имеются у нас с этими            
странами, проголосуем за эти соглашения. Но Жириновский за свою ложь будет      
отвечать в суде.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я обращаюсь к представителям всех фракций. У     
нас в Регламенте есть норма, которая позволяет ведущему прерывать               
выступления, если они не относятся к обсуждаемой теме. Коллеги, я понимаю,      
что в воздухе витают выборы, всем хочется использовать эту трибуну, для того    
чтобы заявить свою политическую позицию или критиковать своих политических      
соперников. Я обращаю внимание, что парламентское большинство этим не           
пользуется, мы выступаем по теме. Я просил бы, чтобы вы так же действовали,     
как и все остальные. Все выходящие на эту трибуну, выступайте, пожалуйста, по   
обсуждаемому вопросу и не заставляйте меня, как ведущего, применять к вам       
регламентные административные меры. Мне этого делать не хочется. Коллеги, я     
прошу вас.                                                                      
                                                                                
Есть ли необходимость у докладчика и содокладчика выступить с заключительным    
словом? Нет.                                                                    
                                                                                
Выносим данный вопрос на "час голосования". Два вопроса, прошу прощения.        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6770 по 6799 из 8662
Пункт 7 голосуется, это ратификация.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пункт 8 голосуется. Голосуйте, коллеги.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.