Заседание № 163
О проекте федерального закона № 551846-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Зачитаю названия: 6-й вопрос - проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"; 7-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Пакет состоит из трёх законопроектов, дающих возможность самозанятым гражданам, которые сейчас в тени, выйти из тени и войти в легальное поле и предлагающих уникальный налоговый режим: минимальное налогообложение, отсутствие какой бы то ни было бухгалтерской отчётности, строго говоря, и какого-либо взаимодействия с государством - только нажатие пяти кнопок на телефоне. Было много вопросов, много обсуждалось вопросов. Скажу только одно: мы говорим о постоянстве налоговых условий, и эта уникальная возможность усиливается тем, что мы в законе предложили то, чего раньше не знало наше налоговое законодательство, - на десять лет мы закрепляем неизменность условий для этих людей, это очень важно. Комитет предлагает поддержать все три законопроекта. На самом деле они очень нужны людям, которые действительно хотят войти в правовое поле. Все необходимые экспертизы все три законопроекта прошли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по 6-му вопросу по мотивам голосования есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". В этом пакете есть, пожалуй, одна хорошая вещь - то, что от категории самозанятых по применённой дефиниции отсекаются лица наёмного труда. У нас правительство регулярно включает в категорию самозанятых наёмный рабочий класс. Кстати, даже в выступлении коллеги Макарова, напомню, при рассмотрении в первом чтении звучало, что за пределами официального рынка занятости находится порядка 25-30 миллионов человек. Эта цифра совершенно справедливая, только число самозанятых, понятно, в разы меньше, чем этот показатель. Но почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" сдержанно относится к принятию данного решения? Во-первых, мы не видим тех самых людей, которым нужно принятие данного закона. Ни я, ни кто-либо из присутствующих в этом зале не получал, наверное, ни одного письма от граждан с просьбой принять такое решение и такой закон. Поэтому, когда речь идёт о том, что этот закон нужен людям, возникают вопросы: каким людям он нужен и где же эти люди работают? Второе. Мы не видим опять же мотивации для реально самозанятых, то есть для людей, у которых нет руководителя, предпринимателя, выплачивающего им заработную плату, пусть чёрную. Реально у самозанятых мы не видим мотивов, для того чтобы пользоваться нормой данного закона, но мы видим иное: есть риски - и об этом говорили при принятии законопроекта в первом чтении - перетока индивидуальных предпринимателей из действующей опции в данную, и эти риски предполагают как раз выпадение доходов у местных бюджетов, у муниципалов, эти риски не просчитаны. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" никогда не голосует за непросчитанные законопроекты: за непросчитанную пенсионную реформу, за это непросчитанное решение. Такое не по нашей части, а по части других коллег. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР воздержится от голосования за данный законопроект, и вот почему. Государство - это система общества, которая занимается развитием политической, социальной, экономической сфер этого самого общества, это определение Ожегова. Если государство создаёт необходимые условия, то работающий гражданин должен платить налоги, но у нас данный вопрос много лет находится в запущенном состоянии. Когда мы видим, как сегодня реагирует общество на любые предложения, связанные с увеличением налогов (к большому сожалению, прошедшая пенсионная реформа обострила восприятие), мы понимаем, что к этим вопросам нужно подходить очень осторожно. Президент в посланиях Федеральному Собранию неоднократно говорил о том, что вопрос самозанятых нужно решать и выводить их из серой сферы, заинтересовывая, стимулируя граждан и прежде всего объясняя им, что они таким образом формируют свой официальный стаж и свою будущую пенсию. Но если посмотреть на данную инициативу, то становится понятно, что та часть дохода, которая должна поступать в бюджет, частично остаётся в региональном бюджете, частично переходит в фонд обязательного медицинского страхования. Если гражданин безработный, сегодня в фонд ОМС деньги перечисляет субъект. Вот правильнее было бы, чтобы деньги шли в Пенсионный фонд, - тогда хоть какой-то стимул у гражданина появился бы. К большому сожалению, средства массовой информации ещё перед рассмотрением в первом чтении данную инициативу подали не совсем корректно, породили много слухов, домыслов и, конечно, возбудили недовольство среди наших граждан. Мы считаем, что на данном этапе, с одной стороны, нужно развивать патентную систему, а с другой стороны, позволить гражданам на определённом этапе добровольно выходить из тени, легализовываться, вступая в официальные отношения с государством. Кроме того, какой мы видим риск? Сегодня, например, если водитель работает в рамках гражданско-правовых отношений с работодателем, то работодатель, кроме заработной платы, направляет ещё взносы во внебюджетные фонды. Теперь данный водитель по просьбе работодателя может поменять свой статус, и, приобретая статус самозанятого, он будет платить 4 процента, а в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды средства поступать, соответственно, не будут. Ну и конечно, сложно представить, что в этих четырёх регионах няни, домработницы, уборщицы будут приходить к тем, кто их услугами пользуется, со смартфонами и ещё представлять в электронной форме какие-то чеки. Предложение, которое Госдума сегодня будет рассматривать и принимать, лишь частично касается тех, кто занимается какой-либо деятельностью в серой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна от фракции КПРФ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто будет выступать? Максимова. Коллеги, в соответствии с нашим Регламентом по мотивам голосования депутаты выступают от фракций. Давайте мы эти выступления от фракций заслушаем, а затем нам необходимо будет посоветоваться: палата будет решать вопрос о предоставлении возможности независимому депутату выступить по данному законопроекту. Ничего личного, это норма Регламента. Нам лучше здесь... ИЗ ЗАЛА. Самозанятый в Думе. (Оживление в зале, смех.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Здесь не один раз ломали копья по поводу этого законопроекта. В итоге, изучив, проанализировав ситуацию, фракция КПРФ данный законопроект поддерживать, безусловно, не будет. Статья Конституции Российской Федерации гласит, что государство обязано предоставить каждому гражданину право на труд. Если наше руководство, наша страна не может предоставить гражданину это право и гражданин не может этим правом воспользоваться не потому, что не хочет этого делать, а потому, что просто нет условий, чтобы это право было реализовано, - значит, нужно искать виноватых в другом месте и не налагать лишних обязательств на людей, которые сами должны заботиться о своём благополучии и зарабатывать, кто как может. Я не думаю, что в Татарстане, Калуге и Москве сильно обрадовались этому проекту закона, этому новому налогу. Нужны альтернативные варианты для того, чтобы люди вышли из тени и платили налоги так, как это предусмотрено Конституцией. Какие альтернативные варианты? Давайте вспомним о 25 миллионах высокотехнологичных рабочих мест. Вот когда это, так скажем, пожелание президента (а по-другому я не могу сказать, потому что это действительно оказалось только пожеланием, это не выполнено как требование президента) будет исполнено, тогда мы не будем искать, вылавливать самозанятых - их тогда вообще просто-напросто не будет. Посмотрим на ситуацию в стране и на уровень безработицы: официально безработных у нас сегодня порядка 5 миллионов человек, но на самом деле, оказывается, их порядка 20 миллионов, а некоторые говорят, что и 30 миллионов. Сколько из этих людей самозанятых? Я не думаю, что их 20 миллионов, конечно нет. Я думаю, что в эту категорию входят и те граждане, которые трудятся на предприятиях, но получают заработную плату в конвертах, и это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Именно на людей, которые действительно являются самозанятыми, придётся этот налоговый удар. Более того, они получают доход, думаю, не больше 20 тысяч рублей, особенно в регионах. Мы считаем, что облагать налогом именно эту категорию людей, наверное, просто нельзя, нужно искать другие варианты. Кроме того, нет расчётов, по которым можно определить, сколько самозанятых и сколько вообще нужно средств, чтобы они платили налог. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максимова Надежда Сергеевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, от фракции: у нас сейчас все выступления от фракций, выступления по мотивам голосования - от фракций. Регламент предусматривает выступление в течение трёх минут. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Андрей Михайлович Макаров неоднократно, в том числе с этой трибуны, разъяснял суть этого законопроекта. И ещё раз мы подчёркиваем, что эти три закона практически не преследуют фискальных целей. Поэтому именно в четырёх регионах проводится эксперимент - это регионы-доноры, для них суммы, которые будут платить самозанятые, не являются определяющими, эти суммы будут на уровне погрешности в общих объёмах доходов их бюджетов. Поэтому мы говорим, что в законопроекте - вот о чём здесь речь идёт - нет ни одной принудительной формы. Закон не принуждает - закон предоставляет право гражданину добровольно воспользоваться уникальной возможностью работать по совершенно простой, очень дешёвой схеме: если при осуществлении деятельности его доход в течение года не будет превышать 2 миллионов 400 тысяч рублей, он сможет уплачивать всего 4 процента с дохода, если работает с физическими лицами, и 6 процентов, если работает с юридическими лицами. При этом почти 30 процентов - это отчисления в фонд медицинского страхования, в территориальные фонды, то есть это будут дополнительные отчисления на медицинское обслуживание, средства будут поступать для оказания медицинской помощи этим гражданам. Смотрите, какая простая форма администрирования: достаточно бесплатно скачать в мобильный телефон приложение Федеральной налоговой службы, зарегистрироваться путём нажатия нескольких кнопок и потом аккуратно формировать фискальный чек - всё! Более простое администрирование, наверное, сложно придумать. Абсолютно неправильно здесь выступают и говорят, что у людей нет выбора, что они не могут устроиться. У нас в основном люди самозанятые - это те, кто не хочет иметь работодателя, они хотят работать самостоятельно, зарабатывать самостоятельно. Давайте вернёмся к статистике - статистика говорит о том, что у нас трудоспособного населения 80 миллионов человек, а из них платят налог (который в принципе по закону обязаны платить) на доходы физических лиц, 13 процентов, только 52 миллиона: либо сами платят, либо через работодателя. А остальные 30 миллионов? Они что, все не имеют источника доходов? Наверное, всё-таки не менее половины из них имеют источник доходов. Так вот именно для таких граждан мы эти законы и принимаем: даём им возможность по совершенно простой схеме налогообложения, по совершенно дешёвой схеме зарегистрироваться путём нажатия кнопок и платить налоги, тем самым войти в правовое поле. Это даст им защиту в том числе от преследования по двум статьям Уголовного кодекса: за осуществление нелегальной трудовой деятельности и за неуплату налогов - это, вы знаете, самый страшный проступок, за который везде за рубежом предусмотрено именно уголовное наказание. Коллеги, мы считаем, этот закон будет способствовать тому, что у нас наконец-то появятся ответственные налогоплательщики. Мы голосуем за. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас по мотивам голосования в соответствии с Регламентом выступают представители фракций, но коллега Шайхутдинов тоже хотел бы выступить - давайте посоветуемся: если не будет возражений, мы ему дадим слово. Дать слово? Пожалуйста. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, нужно ли принимать этот закон? Вопрос действительно важный. Бизнес давно обсуждает эту ситуацию: официально занятые несут на себе достаточную дополнительную нагрузку из-за тех, кто осуществляет нелегальную трудовую деятельность в бизнесе. Каким образом? Посмотрите, всего 72 миллиона занятых, из них, по разным оценкам, 16-19 миллионов работают в тёмной зоне и не платят налогов, но получают социальные пенсии, получают разного рода госуслуги, им государство помогает и с паспортами, и с трудоустройством, и с обучением детей в школах и так далее, то есть это дополнительная нагрузка на тех же официально занятых: они несут эту нагрузку на себе. Но вопрос стоит следующим образом: решает ли этот закон данную проблему? Нет, не решает, наоборот, отодвигает её решение на десять лет. Почему отодвигает на десять лет? Потому, что вводится эксперимент в четырёх регионах, при этом эксперимент какой? Налоговая служба сейчас и так может штрафовать тех, кого она поймала на том, что они ведут нелегальную трудовую деятельность, 13 процентов может с них взимать налоговая служба и так; не могут поймать - значит не могут штрафовать. Сейчас мы этим гражданам говорим, дескать, мы вас не будем ловить, вы просто 4-6 процента в зависимости от того, кому оказываете услуги, платите. Повлияет ли это? Думаю, нет. Кроме того, это несправедливо ещё и по отношению к тем, кто в соседних регионах: если поймают там, будут взимать 13 процентов, а здесь, в этих четырёх регионах, соответственно 4-6 процентов. Так что, на мой взгляд, закон не решает базовую проблему, которую ставит бизнес, предлагающий вернуть в легальную зону эти 16-19 миллионов, а отодвигает её решение на десять лет. Поэтому желательно... Мы эту проблему понимаем, 12 февраля будут проводиться парламентские слушания по проблеме самозанятых - всех приглашаю принять участие в этих слушаниях и обсудить эту проблему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 6 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 29 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования по законопроекту под пунктом 7? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 7 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 08 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении. Будут ли желающие выступить по законопроекту под пунктом 8 повестки дня? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункт 8 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 45 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принимается в третьем чтении. По ведению - Лысаков Вячеслав Иванович. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прошу запротоколировать: депутат Лысаков по 6-му вопросу голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 551846-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наверное, для экономии времени я доложу сразу все три законопроекта. Конечно, придётся голосовать по каждому отдельно, по таблицам поправок, но, поскольку это пакет законопроектов и решает он один вопрос, если можно, я в целях экономии времени доложу в одном выступлении. Итак, я напомню, что в этом законопроекте предлагается предоставить гражданам, которые хотят выйти из тени и войти в легальное поле, уникальный специальный налоговый режим: ставка налога 4 процента, из которых 1,5 процента зачисляются в фонд обязательного медицинского страхования, отсутствие какой-либо бухгалтерии, отчётности, возможность при помощи просто мобильного приложения спокойно общаться с налоговой, несколько нажатий - и все вопросы решаются, то есть максимально простой режим с минимальным налогом. Вот это то, что мы приняли в первом чтении. Теперь несколько слов о том, что предлагается сделать во втором чтении. Вы знаете, что законопроект вызвал очень бурную реакцию, причём, к сожалению, обсуждали не сам законопроект, а представление о нём тех, кто пытался этот законопроект опорочить (не будем обсуждать их мотивы). Итак, что предлагается? Говорили, что мы предлагаем очень хороший режим, но завтра его отменят, а люди уже раскроются, - предлагается специальная норма, норма уникальная, такого налоговое законодательство ещё не знало: мы фиксируем налоговые условия на десять лет, то есть в течение десяти лет эти налоговые условия не могут быть ухудшены, это будет прямо прописано в законе, и комитет предлагает эту норму поддержать. Далее. Задавали вопрос: а как быть, если самозанятый осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Федерации, кто будет решать, где он должен числиться? Законопроект решает этот вопрос: мы отдаём это решение самому самозанятому, он сам решит, в каком регионе ему удобно. Очень важно, что есть целый ряд поправок, которые не связаны с людьми и не имеют к ним отношения, эти поправки технологически позволяют налоговой службе решать все вопросы по данному налогу без каких бы то ни было попыток прийти к налогоплательщику, то есть они смогут все эти вопросы решать сами, никак не утруждая человека. Следующий вопрос, очень важный. Нам говорили: ну хорошо, а если человек ошибся или, например, если ему приходится возвратить товар и так далее, как же он будет?.. Значит, он всё-таки должен прийти в налоговую? Поправкой решён этот вопрос: человек, используя то же приложение, просто отменяет чек, который направил в налоговую, и направляет новый чек - эта возможность прописана. Таким образом, это тоже решено. Очень важный вопрос о штрафах - я не могу об этом не сказать, поскольку такой вопрос задавали. Как вы помните, в законопроекте было предложение по штрафам: 20 процентов чека, если человек его не сформировал, не послал в налоговую, а при повторном нарушении в течение шести месяцев - 100 процентов этого чека (не всего дохода, как об этом писали, а именно чека, который не был сформирован). Но у нас была и вторая позиция: не менее 1 тысячи рублей в первом случае, а во втором случае - не менее 5 тысяч. Авторы законопроекта сочли - мы прорабатывали это и с правительством, и с налоговой службой, - что эта норма действительно чрезвычайно жёсткая, поэтому вот это положение - об 1 тысяче и о 5 тысячах - из законопроекта предлагается исключить. Этих норм, этих штрафов в законе не будет. Ещё один очень важный момент. Мы провели специальные переговоры на прошлой неделе и с руководством Министерства финансов, Антон Германович Силуанов проводил совещание, и с руководством налоговой службы и договорились, что в течение первого года штрафы вообще назначаться не будут, это очень важно, и я говорю сейчас об этом с трибуны. Мы, по существу, используем опыт введения контрольно-кассовой техники: тогда именно таким образом мы решали вопросы, связанные со страхами граждан в первый год применения, когда они не знали, как это будет работать. Сразу хочу заявить официальную позицию и налоговой службы, и правительства: штрафы в течение первого года не назначаются. Ещё очень важный вопрос - о продлении. Предлагается продлить на один год норму закона, которая действует, как вы помните, в отношении нянечек, репетиторов: они могут уведомить налоговую службу и на два года - а теперь будет предложено на три года - освобождаются от уплаты налога. Напомню, мы говорили, что по истечении этого срока им предстоит выбрать налоговый режим, которым они захотят пользоваться: патент, вменённый доход, подоходный налог - любой, но вот на первое время их освобождают. Поскольку эксперимент предлагается проводить только на территории четырёх субъектов Российской Федерации, а люди подали заявления в разных регионах, мы считаем, что необходимо продлить это право ещё на один год. Эта поправка также внесена в законопроект. Ну и наконец, последний, но тоже важный вопрос. Нас спрашивали: а как же человек будет решать, от какой суммы рассчитывать 1,5 процента, что идёт в фонд обязательного медицинского страхования, а что будет зачисляться в бюджет? Никак. Человек будет направлять общую сумму, а расщепление, выделение 1,5 и 2,5 процента будут проводить непосредственно органы Казначейства, поэтому и в данном случае для людей никакой сложности это не составит. Перед тем как перейти к таблицам поправок (я сейчас по существу доложил все три законопроекта, а таблицы поправок, естественно, у законопроектов разные), я хотел бы ещё раз обратить внимание: законопроектом не предлагаются обязанности - законопроектом предлагается дать право тем, кто хочет выйти из серой зоны и войти в легальное поле, и создать возможность с минимальным налогообложением и простейшим технологическим путём решить эту задачу. Вот смысл предлагаемых поправок. Теперь я предложил бы перейти к таблицам поправок к первому законопроекту об эксперименте, который сейчас был объявлен. В комитет поступило 29 поправок: 1 поправка была снята, 20 поправок предлагается принять, 8 предлагается отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1 к законопроекту под пунктом 16? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 38 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А. Прошу поправки 5, 6 и 8 вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 5, 6 и 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 34 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Олег Алексеевич. Будете докладывать сразу по всем поправкам или по отдельности? Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. По всем, если можно. Я думаю, в три-четыре минуты уложусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А. Здесь три поправки, две из них касаются видов деятельности, а одна- наказания. Что касается видов деятельности, на наш взгляд, в данной редакции в части предоставления права проект закона существенно сужает возможности, как было сказано, по выходу из тени, и этот закон может постичь та же участь, что и предыдущий, о нянях и репетиторах: тогда зарегистрировалось довольно малое количество, там цифры разные, где-то порядка полутора тысяч человек. Так вот по поправкам. В поправке 5 речь идёт о товарах, которые подлежат обязательной маркировке: в представленной редакции предлагается исключить из сферы действия закона такие товары, а, как известно, к 2024 году довольно широкий круг товаров будет подлежать маркировке, соответственно, предприниматели, которые занимаются, в частности, швейным делом, не смогут продавать продукцию собственного производства. Поправка 6 касается такого вида деятельности, как продажа товаров методом разносной и развозной торговли. Очень многие, особенно в сельской местности, таким образом не только обеспечивают доход себе, но и решают вопросы обеспечения товарами первой необходимости жителей тех населённых пунктов, которые, скажем так, в недостаточной степени обеспечиваются действующими магазинами. Надо отметить, что в данном виде деятельности не требуется обязательное применение контрольно-кассовой техники. Предлагаем исключить этот вид деятельности из сферы действия этого закона, чтобы люди могли применять данную норму. Ну и поправка 8, которая касается наказания: предлагается за однократное нарушение нормы не применять штрафных санкций к тем, кто осуществляет деятельность в рамках данного режима налогообложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Коллеги, комитет рассмотрел эти поправки и предлагает их отклонить по следующим причинам. На самом деле здесь... Скажем, вот что мы знаем о маркировке товаров? На сегодня маркировка товаров - это, например, маркировка шуб, но я не убеждён, что торговля шубами - это самое низкодоходное мероприятие, которое подпадает под действие этого закона, но не это главное. Главное - это то, что для всех этих товаров, которые подлежат маркировке, обязательно применение контрольно-кассовой техники, и, следовательно, распространив действие этого закона на товары с маркировкой, мы обяжем тех, кто захочет выйти из тени, приобретать ещё и контрольно-кассовую технику, а это очень большие дополнительные расходы. Хотелось бы обратить внимание, что применение контрольно-кассовой техники относится к действию другого закона, который определяет эти виды деятельности, они уже учитываются там. Здесь, наверное, не имеет смысла возлагать какую-то дополнительную нагрузку на людей. Вопрос по торговле, поправка, которая здесь предлагается. Опять же хотел бы заметить, что на всю торговлю возлагается обязанность по применению контрольно-кассовой техники. Коллеги, ещё раз говорю: давайте не будем сразу прописывать виды деятельности, которыми люди просто не смогут воспользоваться, не понеся дополнительных серьёзных расходов: они воспримут это как обман. И последняя поправка, о которой говорил Олег Алексеевич, поправка 8. На самом деле эта возможность была предусмотрена в законопроекте уже в первом чтении. Я хотел бы обратить внимание тех, кто входит в этот режим: сразу на их счёте, который открывается, возникает эта условная сумма - 10 тысяч рублей. Я говорил об этом, когда мы принимали законопроект в первом чтении. Люди могут допускать какие-то ошибки, могут быть какие-то трудности, связанные даже просто с моторикой, и для того, чтобы исключить наказание людей за эти ошибки, эта сумма - 10 тысяч рублей - уже была заложена в проекте в первом чтении, и она сохраняется, и это касается всех, не только первого нарушения, второго или какого-то ещё, просто для первого предусмотрено 10 тысяч рублей. Я ещё раз хотел бы подчеркнуть: мы договорились с налоговой службой, что в течение первого года штрафы вообще не будут применяться, и это гораздо более серьёзная норма, а остальное давайте уже смотреть по ходу того, как пойдёт эксперимент, какие результаты он покажет. Очевидно, что всё это мы проанализируем и будем уже рассматривать, если будет принят закон, здесь, в зале. Сейчас мы предлагаем эту поправку тоже отклонить: на самом деле она полностью учтена ещё в рамках первого чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять эту поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 17 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 6 из этой же таблицы. Кто за то, чтобы принять поправку 6? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 44 сек.) Проголосовало за 23 чел.5,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9 % Результат: не принято Не принимается. И ставится на голосование поправка 8 из этой же таблицы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 08 сек.) Проголосовало за 22 чел.4,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 22 чел. Не голосовало 428 чел.95,1 % Результат: не принято Отклоняется. Хочу обратить ваше внимание, что отдельно розданные в зале поправки депутатов Николаева и Емельянова полностью совпадают с поправками 5 и 6, поэтому мы их не будем голосовать отдельно. Ставится на голосование проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", пункт 16 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 58 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад уже прозвучал. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 47 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2 (там всего одна поправка)? Есть. Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. Данная поправка касается как раз того, о чём говорил Андрей Михайлович, - договорённости. В поправке предлагается обеспечить переходный период в отношении применения штрафных санкций к людям, которые будут использовать новый налоговый режим, - установить вступление в силу данной нормы с 1 января 2020 года: в законопроекте предусмотрено с 1 января 2019 года, а мы предлагаем, чтобы ещё через год норма вступила в силу. Договорённость - это хорошо, но, на наш взгляд, всё-таки если это в законе будет чётко прописано, то не будет возможности у отдельно взятых чиновников начать применять норму раньше. Я думаю, что такая практика тоже вполне может быть. Просьба поддержать поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Вы знаете, наверное, степень доверия к провозглашаемым решениям у каждого своя, но я хотел бы обратить внимание на одно: этот закон, как и многие другие налоговые законы, может работать только в том случае, если налогоплательщики поверят государству, поверят государственным органам. Мне кажется, гораздо важнее заявление Государственной Думы, что мы договорились с Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - министром финансов, с руководителем налоговой службы о том, что в течение года никакие меры наказания применяться не будут, санкции применяться не будут. Вот это и есть вопрос доверия: мы договорились - мы выполним это или нет? Я прекрасно понимаю депутатов, которые говорят: а давайте мы это напишем в законе! Если мы это написали в законе, то это уже не вопрос доверия: мы просто написали, что санкции откладываются. Я ещё раз с этой трибуны совершенно официально заявляю: мы проработали этот вопрос с правительством, мы проработали этот вопрос с налоговой службой - они гарантируют, что никакие санкции в течение года применяться не будут, ведь у нас эксперимент. Коллеги, мы предлагаем сохранить именно эту договорённость. А принимать законы, где мы будем прописывать, что санкции будут тогда-то... Вы знаете, мне кажется, что наша конструкция важнее, если речь идёт о доверии по отношению к этому закону, чем то, что предлагают, хотя, повторяю, то, что предложил сейчас депутат Николаев, фактически нами реализовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование единственная поправка из таблицы № 2, рекомендуемая комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 26 чел. Не голосовало 424 чел.94,2 % Результат: не принято Поправка не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении, пункт 17 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 42 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. У нас ещё 18-й вопрос, а потом... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 17-му вопросу не хотите сказать про третье чтение? МАКАРОВ А. М. Я потом по всем сразу скажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По всем? Хорошо. Тогда рассматриваем пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад также мы уже заслушали. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 05 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, законопроекты под пунктами 16, 17 и 18 подготовлены к процедуре третьего чтения. Комитет по бюджету предлагает включить их для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы Государственной Думы на четверг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Хотел бы обратить внимание на то, что в первом чтении законопроект был принят ещё в июне 2018 года и стал результатом работы по настройке налоговой системы, которую Государственная Дума проводила вместе с правительством и налоговой службой, но главное - вместе с бизнесом. В этот законопроект вошли предложения бизнеса по совершенствованию налогового администрирования, по устранению возможностей двоякого толкования налогового закона для придания ему абсолютной прозрачности и определённости. Это очень сложные вопросы, поэтому я не буду сейчас повторяться, просто скажу, что, например, уточняются вопросы, связанные с НДС. Это вопросы восстановления сумм НДС при получении субсидий и освобождения от НДС услуг по техническому управлению морскими судами (это добавленные вопросы); добровольное освобождение от НДС услуг по гарантийному ремонту; введение режима налогового агентирования при реализации макулатуры по аналогии с ломом и шкурами; уточнение порядка налогообложения доходов, получаемых акционерами организаций при их ликвидации; уточнение положений принятых в весеннюю сессию законов, а именно вопросы, связанные с отрицательным акцизом, - это очень важно для того, чтобы иметь возможность удерживать цены на бензин. Применение налога на добавленный доход - это новый режим, эксперимент по нефтянке. Я напомню, мы установили, что не могут никакие скважины, никакие компании быть отнесены... иначе, как через закон, поэтому здесь в данном случае идёт очень серьёзное уточнение. И уточнение режима налогообложения международных холдинговых компаний с целью возможного применения предусмотренного для них режима уже в 2018 году. Коллеги, одновременно решены такие вопросы, как продление на два года срока применения понижающего коэффициента 0,7 при уплате госпошлины с использованием единого портала государственных услуг. Вы помните, для того чтобы стимулировать граждан обращаться на единый портал, мы дали такую льготу. Посмотрели эффект - очень хорошо реализуется, предлагаем продлить срок её действия ещё на два года. Есть ещё целый ряд поправок, я сказал только о нескольких, но вот это - объём законопроекта. Если будут какие-то вопросы по поправкам, я готов на них на все ответить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 01 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Депутату Фокину включите микрофон. ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Я просто хочу Андрею Михайловичу задать вопрос, я нажимал - кнопка не сработала. Вы сказали, что с бизнесом согласованы все вопросы, касающиеся перехода на реверсивную систему налогообложения. Но вот, в частности, по макулатуре. Вы помните, два года назад мы приняли закон, который активно отработал по макулатуре - в бюджет плюс 14 миллиардов рублей, - и мы опять к этому возвращаемся. С кем конкретно был обсуждён этот вопрос? Позиция бизнеса, "ОПОРЫ России" другая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Могу ответить, хотя, конечно, это не совсем ко второму чтению относится. Коллеги, в данном случае речь идёт о поправке, которую внесло Правительство Российской Федерации - я просто хотел на это обратить внимание, - устанавливающей единый режим агентирования по налогу на добавленную стоимость по всем этим видам. У нас очень хорошо зарекомендовало себя агентирование по лому, у нас очень хорошо агентирование проработало по шкурам, теперь правительство предложило этот вариант и для макулатуры. Комитет поддержал предложение правительства, оно одобрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 53 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект также подготовлен к процедуре третьего чтения, получены все необходимые заключения. Комитет предлагает включить его в повестку дня на четверг для рассмотрения Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.