Заседание № 67
04.10.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 55151-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части установления трёхдневного срока для вынесения отдельных процессуальных решений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2639 по 2943 из 5276
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает Наталья Васильевна Костенко. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В декабре 2021 года мы с вами приняли целый ряд изменений в законодательство по вопросам цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов. Они были направлены на то, чтобы сделать более эффективной работу судебных приставов, а также устранить различные затягивания в их работе, в том числе мы установили трёхдневный срок для возбуждения исполнительного производства. Тем не менее целый ряд проблем остался. Например, законодательством не был установлен фиксированный срок окончания или прекращения исполнительных производств. Это создало, в свою очередь, правовую неопределённость для должников с точки зрения момента принятия решения о прекращении или остановке этого исполнительного производства. По новому законодательству, которое сейчас действует, решение приставов об окончании или прекращении исполнительных производств принимается в автоматическом режиме при получении приставами информации об оплате долга должником. Но не во всех случаях исполнительные производства могут быть прекращены или окончены в автоматическом режиме, поскольку не у всех юридических лиц налажено электронное взаимодействие со службой судебных приставов России, и это не только юридические лица, но и те же суды, то есть достаточно хромая в этом плане сейчас система документального взаимодействия. В этих случаях судебный пристав-исполнитель будет оканчивать исполнительное производство в течение двух месяцев. Также закон предусматривает, что автоматическое окончание или прекращение исполнительных производств возможно после рассмотрения электронных заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Однако сегодня, вы знаете, только чуть более половины граждан Российской Федерации пользуются этим порталом государственных услуг, и, конечно, меньше всего среди этих людей пенсионеров. Такие непродвинутые должники для окончания или прекращения производства обязаны в бумажной форме обращаться в службу судебных приставов, и в таком случае снова будет действовать правило о двухмесячном сроке для рассмотрения их обращения и окончания исполнительного производства. К каким последствиям это приводит в жизни простых граждан? К нам, как к авторам, поступило огромное количество жалоб от людей по этому вопросу в связи с возникающей практикой наступления неблагоприятных имущественных последствий, связанных именно с продолжительным сроком. Например, многочисленны случаи, когда на основании уже отменённого приказа судебный пристав-исполнитель в течение двух месяцев продолжает удерживать половину дохода у гражданина-должника. Для возврата удержанных по отменённому приказу средств гражданину приходится снова обращаться в суд с заявлением о повороте судебного акта, получать исполнительный лист уже на удержанную сумму и предъявлять к исполнению приставам для взыскания вот этой удержанной суммы уже с взыскателя. И эта процедура занимает не менее двух месяцев и не всегда оканчивается хеппи-эндом, потому что взыскатель тоже может быть безнадёжным, и деньги будет невозможно вернуть после того, как человек отстоит своё право в суде. При этом обсуждаемая норма закона не согласуется со статьёй 126 закона "О несостоятельности (банкротстве)", где указано, что с момента признания гражданина банкротом пристав обязан окончить все возбуждённые в отношении его исполнительные производства и прекратить по ним удержания. Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую судебные приставы пользуются вот этой рассогласованностью и при наступлении бесспорных оснований для окончания или прекращения исполнительных производств в отношении граждан-должников затягивают сроки окончания или прекращения таких производств. Граждане-должники и финансовые управляющие, которые представляют их интересы (в случае банкротства гражданина-должника), конечно, пытаются оспаривать эту волокиту приставов в судебном порядке, дополнительно тратя на это своё время и средства. Всё это время граждане остаются без... ну, остаются лишёнными дохода (в размере регионального прожиточного минимума, который им гарантируется законом). В целях прекращения сложившейся практики затягивания приставами действий по окончанию или прекращению исполнительных производств при наступлении бесспорных законных оснований мы предлагаем установить чёткий срок, в течение которого должно быть окончено исполнительное производство в случае наступления вот этих бесспорных оснований. Напомню, что статьями 43 и 47 закона "Об исполнительном производстве" чётко определён исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительных производств судебным приставом-исполнителем, к числу которых относятся случаи исполнения гражданином-должником судебного акта, на основании которого был исполнительный лист выдан, признания гражданина банкротом, отмены судебного акта, по которому возбуждено исполнительное производство, или отмены, собственно, исполнительного документа, на основании которого это исполнительное производство осуществляется. Ну и также предусмотрено возвращение взыскателю исполнительного документа, если у гражданина-должника не обнаружено никакого имущества. Основанием прекращения или окончания исполнительного производства будет являться получение приставами информации, а также документов, подтверждающих наступление бесспорного случая. Таким образом, все дела судебные приставы будут оканчивать чётко в течение трёх дней. Коллеги, прошу поддержать, важная инициатива, затрагивает очень многих людей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик по законопроекту, Костенко Наталья Васильевна, подробно изложила его концепцию. Законопроект можно отнести к категории социально значимых, поскольку он направлен на защиту прав должников, участников исполнительного производства. По данным ФССП России, за восемь месяцев текущего года на исполнении в службе приставов находилось - как вы думаете, сколько? - 100 миллионов исполнительных производств. А если по каждому исполнительному производству как минимум один должник, то данный законопроект может затронуть огромное количество людей. Речь идёт об усовершенствовании процедуры окончания и прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем путём установления для него - вот здесь очень важно, и это ключевое положение законопроекта - трёхдневного срока для вынесения соответствующего решения. Этот срок будет исчисляться с момента поступления в службу приставов информации с основаниями, необходимыми для принятия решения либо об окончании исполнительного производства, либо о прекращении такового. В действующей редакции закона прописаны все эти основания, о них подробно доложил докладчик, кстати говоря, этих положений поправки не касаются. Самое важное, что в законе, в действующем законе, нет фиксированного срока окончания или прекращения исполнительного производства, что создаёт, знаете, такую правовую неопределённость для должника. То есть, к примеру, должник, исполнив фактически все необходимые требования по исполнительному производству, юридически в статусе должника может продолжать находиться ещё длительное время, пока судебным приставом-исполнителем не будет принято соответствующее решение. Таким образом, должник по-прежнему будет сталкиваться с различными ограничениями своих прав, начиная от банального сохранения ареста на имущество, запрета на выезд за границу, могут быть также автоматически списаны средства с его банковского счёта и так далее. Поэтому законопроект в случае его принятия, с одной стороны, позволит дисциплинировать судебных приставов-исполнителей, а с другой стороны, будет способствовать защите прав наших граждан от необоснованных ограничений, в том числе и такого конституционного, фундаментального направления. Профильный комитет, рассмотрев данный законопроект, единогласно поддержал его концепцию. Правительство Российской Федерации также поддерживает концепцию законопроекта, но имеются замечания. Например, правительство предлагает вступление в силу закона установить с 1 июля 2024 года, потому что необходимо время для синхронизации всех имеющихся информационных баз. Также правительством предлагается установить начало течения трёхдневного срока не с момента поступления документов в службу приставов, а с момента поступления этих документов конкретно судебному приставу-исполнителю. Все замечания, которые прозвучали, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний также не имеется. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в первом чтении. Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Коллеги, после рассмотрения этого законопроекта мы перейдём к 10-му вопросу, докладчик появился. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемая Наталья Васильевна, инициатива абсолютно правильная, полностью поддерживаю. Уточняющий вопрос. Существует проблема так называемого двойного взыскания, нередки случаи, когда гражданин гасит задолженность до возбуждения исполнительного производства, а недобросовестный кредитор относит исполнительный лист приставу. В результате действительно арестовываются счета и имущество и граждане вынуждены тратить месяцы, а то и годы, чтобы вернуть это имущество. Я в последнее время на практике очень часто с этим сталкиваюсь, но процессуальные кодексы и закон № 229-ФЗ не содержат возможности подачи заявления о признании судебного акта фактически исполненным либо о возражении на выдачу исполнительного листа или о его отзыве. Как вы считаете, может, стоит предусмотреть и внести изменения в ГПК и АПК с целью защиты прав должников или же этот законопроект уже предусматривает эту возможность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталье Васильевне Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Яна Валерьевна, этот законопроект касается похожей проблемы, но немножко другой, поэтому, я считаю, ваше замечание имеет право на законодательную инициативу. Давайте вместе изучим эту проблему и разработаем необходимые поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Наталья Васильевна, скажите, пожалуйста, ведь основанием для прекращения взысканий со стороны судебных приставов является судебное решение? Правда, непонятно, куда она придёт, эта копия судебного решения, - либо в территориальный орган, либо приставу-исполнителю. Достучаться до них очень тяжело. И вот замечательную фразу произнёс Василий Иванович, когда сказал, что этот законопроект "позволит дисциплинировать судебных приставов". Между тем этот законопроект предполагает дополнить полномочия службы судебных приставов по вынесению постановлений об окончании исполнительного производства. Скажите, а как мы тогда будем контролировать судебных приставов, чтобы с их стороны не было злоупотребления этим дополнительным, новым полномочием? Хочу - завершу, хочу - не завершу исполнительное производство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Нина Александровна, у нас полномочие касается как раз таки, значит, проблемы... Будет полномочие, обязанность завершить это дело в течение трёх дней, а если он не завершит в течение трёх дней, то должен будет объяснить, почему так произошло. Вы совершенно правильно обозначаете проблему: очень много злоупотреблений. Мы готовы продолжить работу над этим, в том числе совместно с вами усовершенствовать это законодательство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Василий Иванович, вы человек опытный и прекрасно понимаете, что если 100 миллионов исполнительных листов даже на 30 тысяч судебных исполнителей, заработная плата которых копеечная... Мне кажется, вы ящик Пандоры открываете, о чём сказала Нина Александровна, то есть они будут спекулировать этим, дозарабатывать, как они это делают и сегодня. Не считаете ли вы, что назрела необходимость реорганизации этой службы? При такой зарплате она никогда не будет выполнять свою функцию. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Я так не считаю. Поправки были проработаны как раз вместе со службой приставов. Они понимают, что эти поправки нужны не только, скажем, для наших граждан, но и для них самих, с тем чтобы организовать работу более эффективно, более грамотно, более правильно в интересах наших граждан. Вы говорите про 100 миллионов исполнительных производств - действительно, их очень много, на самом деле, вот сейчас вы повторили за мной цифру, я её тоже не с потолка взял, она получена мною в службе приставов. Да, большое количество, но не по каждому исполнительному производству есть проблема, связанная с его окончанием. Сейчас активно работает автоматизированная система по обеспечению исполнения судебных решений и принятию решений об окончании, о прекращении. Мы берём тот вариант, когда есть сбои в системе и когда действительно долгое время проходит, большой промежуток между принятием решения об окончании и получением информации об окончании. Мы сталкивались с такими проблемами, видим их в обращениях граждан, вот здесь необходимо дисциплинировать приставов, чтобы они за три дня могли управиться и принять решение об окончании либо о прекращении исполнительного производства. Это первое. И второе. Мы в прошлом созыве приняли закон, который предусматривает в том числе ряд реорганизационных моментов, связанных с деятельностью судебных приставов. Они получили звёзды, они стали более дисциплинированными в этом плане, у них появилось более серьёзное материальное обеспечение, поэтому все вопросы относительно низкой зарплаты, плохой организации работы не по теме абсолютно. Система начала работать, и мы вот такими точечными, правильными законами только помогаем приставам работать более эффективно, слаженно в интересах наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Станкевич Юрий Аркадьевич. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос содокладчику. Уважаемый Василий Иванович, с учётом вашего справедливого замечания о социальной значимости законопроекта, может быть, проявить настойчивость в диалоге с правительством и всё-таки вменить этим законом обязанность по более оперативной доработке автоматизированной системы ФССП, с тем чтобы этот закон вступил в силу не спустя 1 год 10 месяцев, а как минимум с 1 июля 2023 года? ПИСКАРЁВ В. И. Я ничего не могу добавить. Вы абсолютно правильно говорите, я тоже считаю, что слишком большой срок просит правительство. Эта тема является предметом нашего диалога. Я думаю, что мы сможем найти аргументы, чтобы убедить в необходимости более оперативного решения вопроса о синхронизации всех информационных баз. Принимается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 33 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.