Заседание № 213

21.05.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551464-8 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения вида доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2806 по 2861 из 6672
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Галины Иннокентьевны    
Данчиковой.                                                                     
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен     
Комитетом по бюджету и налогам к рассмотрению во втором чтении. В первом        
чтении мы с вами приняли его 11 апреля. Он касается уточнения вида доходов,     
не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль              
организаций. В рамках подготовки законопроекта к рассмотрению во втором         
чтении поправок не поступало. Комитет по бюджету рекомендует Государственной    
Думе принять законопроект во втором чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект во втором чтении.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Комитет по   
бюджету и налогам подготовил данный законопроект к рассмотрению в третьем       
чтении. Замечаний нет. Прошу поддержать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем      
чтении? Нет.                                                                    
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование законопроект в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят единогласно.                                                             

Заседание № 208

11.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551464-8 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения вида доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2380 по 2580 из 4839
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 251    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр    
Вячеславович Дёмин.                                                             
                                                                                
ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему    
предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В действующем налоговом             
законодательстве установлен перечень доходов, которые освобождаются от          
взимания налога на прибыль организаций. К их числу относятся в том числе        
гранты, которые предоставляются на осуществление программ в сфере               
инновационного, образовательного и социального развития. При этом для того,     
чтобы такие гранты были освобождены от налогообложения, они должны быть         
выданы институтами инновационного развития или другими организациями, которые   
финансируются исключительно за счёт субсидий Минцифры России. Если же грант     
финансируется любым другим федеральным органом исполнительной власти, то он     
уже подлежит налогообложению в полном объёме. На наш взгляд, это снижает        
эффективность грантов, делает наиболее привлекательным их получение только в    
организациях, финансируемых Минцифры России. А ведь у нас в стране есть целый   
ряд институтов развития, которые также выдают гранты на нужные российской       
экономике проекты, и юридические лица вынуждены платить с них налоги, хотя по   
факту такая помощь прибылью не является.                                        
                                                                                
Законопроектом предлагается при определении налоговой базы по налогу на         
прибыль организаций не учитывать также гранты, которые финансируются за счёт    
субсидий любых уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных   
органов исполнительной власти. Законопроект поддержан Правительством            
Российской Федерации с учётом замечания по финансово-экономическому             
обоснованию, которое уже было учтено перед внесением законопроекта в            
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данный законопроект.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Вячеславович.                          
                                                                                
С содокладом выступает Галина Иннокентьевна Данчикова.                          
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта сегодня        
предлагают внести изменения в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового        
кодекса Российской Федерации в части уточнения вида доходов, не учитываемых     
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Подпунктом     
14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса установлено, что при определении      
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде    
грантов, предоставленных институтами инновационного развития и другими          
организациями, осуществляющими поддержку госпрограмм и поддержку госпроектов    
за счёт субсидий, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти,    
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и     
нормативно-правовому регулированию в сфере инновационных технологий.            
                                                                                
Законопроектом же предлагается при расчёте налога на прибыль не учитывать       
гранты, полученные от организаций, которые финансируются в рамках госпрограмм   
и проектов всех органов исполнительной власти. Сейчас это, по сути, Налоговым   
кодексом определено только в части, касающейся средств, полученных от           
Минцифры. Таким образом, законопроект создаёт равные условия налогообложения    
в отношении мер господдержки в виде субсидий, предоставленных любыми            
уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами       
исполнительной власти.                                                          
                                                                                
Счётная палата Российской Федерации сообщает об отсутствии замечаний и          
предложений по законопроекту.                                                   
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает поддержать         
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Иннокентьевна.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексеенко Николай Николаевич.                                                  
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, в целом поддерживая логику законопроекта, я   
хотел бы уточнить: а сколько вообще у нас в России институтов инновационного    
развития?                                                                       
                                                                                
И ещё уточняющий вопрос: гранты, к примеру, институтов развития ДОМ.РФ,         
ВЭБ.РФ, которые также осуществляют поддержку госпрограмм, тоже потенциально     
подпадают под действие этого законопроекта?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Спасибо за вопросы. В качестве примера можно привести и             
перечисленные вами институты, и Российский экспортный центр, и Фонд             
содействия инновациям. Они все получают субсидии от органов исполнительной      
власти, соответственно, имеют право потом применять данный механизм. И ещё      
раз повторю, важно, что только юридические лица смогут применять его, так как   
только они в соответствии с Налоговым кодексом являются плательщиками налога    
на прибыль организаций; в отношении физических лиц это не будет действовать,    
а в отношении юридических лиц будет.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, законопроект очень важный и нужный,           
поскольку стимулирует получение организациями грантов на научную,               
образовательную, культурную деятельность, но реализация закона может привести   
к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.     
Вот есть понимание, каким будет объём выпадающих доходов?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Вячеславовичу Дёмину включите микрофон.        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Спасибо за вопрос. Как правило, всё-таки организации, которые       
получают такие гранты, тратят их на оборудование и в целом потом списывают в    
расходы, поэтому как таковых выпадающих доходов не будет, чаще всего такое      
бывает, если они не успели реализовать, но они списывают в следующий период.    
Прямо выпадающих доходов регионов мы здесь не видим.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику.                                
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, хотелось бы уточнить вопрос по поводу         
выпадающих доходов - да или нет - не только бюджетов субъектов, но и в          
принципе бюджетов бюджетной системы, если можете более полно раскрыть этот      
вопрос. Это первый вопрос.                                                      
                                                                                
И второй. Правильно ли я понимаю, что в соответствии с уже существующим         
механизмом сумма налога компенсируется только при наличии двух условий: если    
расходы за счёт средств гранта осуществлены в полном объёме и целевым           
образом? И не получится ли так, что закон в случае его принятия возложит на     
получателей грантов дополнительные обязательства расходовать средства           
грантов, исходя не из целей развития предприятий непосредственно, а             
исключительно в целях уменьшения налоговой базы - целевым образом и в полном    
объёме, - что может повлечь за собой даже утрату желания участвовать в          
реализации государственных программ и грантов?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Ну, ещё раз повторю насчёт выпадающих доходов. Как правило, как     
вы уже правильно тоже отметили, их записывают в расходы. В случае если          
средства не были освоены, они зачисляются в рамках налога на прибыль, но на     
следующий налоговый период они всё равно осваиваются той или иной компанией и   
уже в следующий налоговый период также всё равно записываются в расходы,        
поэтому мы здесь особых рисков не видим.                                        
                                                                                
С точки зрения того, что гранты будут нецелевым образом использоваться и        
будут менее привлекательными. На мой взгляд, в основном все грантовые           
истории, особенно в инновационном развитии, заложены на повышение               
эффективности производительности той или иной компании, и в основном гранты     
выдаются так или иначе на модернизацию оборудования, поэтому здесь я тоже       
рисков особо не вижу.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Вячеславович, вы при подготовке закона,    
может быть, встречали цифру - я вам говорю, что у нас сегодня освобождение от   
налога 8 триллионов в бюджете. На институты развития, на 44, мы, по словам      
тогдашнего председателя Счётной палаты, израсходовали 5 триллионов. Может       
быть, всё-таки подумать об ускоренной амортизации? Это более эффективный        
механизм. А вы опять, с нашей точки зрения, даёте льготу, которая эффекта не    
даст.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Я согласен с вами в том, что необходимо дальше двигаться в          
отношении того, чтобы стимулировать компании к модернизации оборудования, в     
том числе и через амортизацию, и здесь я всячески вас поддерживаю. Просто       
данный законопроект скорее устраняет правовую коллизию, которая связана с       
тем, что субсидии Минцифры освобождены, а остальные - нет, и мы здесь           
выравниваем. С удовольствием готов проработать с вами инициативу по             
амортизации.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.