Заседание № 21
24.04.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 551389-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2439 по 2804 из 7611
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые Сергей Евгеньевич, Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития ведут большую работу, связанную с созданием благоприятного инвестиционного климата, с заключением соглашений о защите капиталовложений с нашими основными торговыми партнёрами. На сегодняшний день подписано порядка семидесяти пяти таких соглашений, пятьдесят пять вступили в силу, плюс ещё двадцать находятся в стадии продвинутой разработки. На ваше рассмотрение сегодня выносится проект федерального закона о ратификации российско-сингапурского межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Соглашение было подписано 27 сентября 2010 года в городе Сингапуре. Хотелось бы сразу отметить, что, несмотря на малый территориальный размер и на относительно небольшой валовой внутренний продукт, Республика Сингапур является наиболее развитым в экономическом отношении государством Юго-Восточной Азии, наряду с Тайванем, Гонконгом, Южной Кореей входит в число так называемых азиатских тигров, по размеру доходов на душу населения в год - более 40 тысяч долларов США - входит в десятку самых богатых стран мира. Кроме того, опыт Сингапура интересен для нас и в части государственной реформы, создания системы электронных государственных услуг, транспорта, логистической системы и электронной промышленности. Экономика Сингапура является одной из самых открытых в мире, около 80 процентов её работает на удовлетворение внешнего спроса, а товарооборот Сингапура практически в четыре раза превышает собственный внутренний валовой продукт. Соглашение рассматривалось обеими сторонами как инструмент для укрепления, углубления межгосударственного инвестиционного сотрудничества. Соглашение ориентировано на создание необходимых правовых гарантий защиты интересов российских и сингапурских инвесторов при осуществлении ими инвестиционной деятельности соответственно на территории Сингапура и Российской Федерации. Соглашение предусматривает распространение на капиталовложения обеих стран широко используемых в мировой практике принципов недискриминации, предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении капиталовложений. При этом хочу подчеркнуть, что сохраняется возможность изъятий из данных режимов в отношении отдельных секторов экономики в соответствии с законодательством обеих стран. Предусматриваются также выплаты справедливой компенсации в случае экспроприации или национализации капиталовложений таких инвесторов или нанесения им того или иного ущерба. Одним из важнейших положений соглашения является механизм разрешения инвестиционных споров, что позволяет обеспечить надлежащий уровень судебной защиты интересов российских предпринимателей в случае возникновения проблем с их капиталовложениями в Республику Сингапур. Необходимо отметить, что в тексте соглашения в ряде положений содержатся отступления от типового варианта, на основании которого всегда разрабатываются соглашения, но здесь соблюдён баланс интересов российских и сингапурских граждан и заложены механизмы для дополнительного гарантирования интересов российских инвесторов на территории Сингапура. Вступление соглашения в силу будет расценено российскими инвесторами как появление нового важного правового инструмента, гарантирующего соблюдение в отношении их основных принципов цивилизованного обращения с иностранными инвестициями. Надо сказать, что и сингапурский, и российский бизнес с нетерпением ожидают этого документа. В Республике Сингапур ратификационные мероприятия были закончены, о чём нас сингапурцы информировали в первой половине марта текущего года. Ну и хочу подчеркнуть, что, поскольку данное соглашение предусматривает дополнительные механизмы более широкие, чем упомянутые в законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", требуется его ратификация. Дополнительных расходов из бюджета Российской Федерации, связанных с ратификацией и вступлением в силу данного соглашения, не предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Владимировна Терешкова, ваш содоклад, пожалуйста. ТЕРЕШКОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, Комитет по международным делам считает, что соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, ратификация соглашения будет способствовать активизации торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Сингапур, а также улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. В связи с этим Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Владимировна. Пожалуйста, будут ли вопросы по докладу и содокладу? Есть вопросы. Запишитесь, пожалуйста. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Андрей Николаевич Свинцов. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос к основному докладчику: подскажите, пожалуйста, а какие наши отечественные компании сейчас представлены на территории Сингапура? Как нам известно, Сингапур - это финансовый центр, это большой транзитный центр, там огромные порты. Есть ли там какие-то наши крупные компании, в интересах которых мы сегодня принимаем это соглашение? И есть ли там, может быть, какие-то компании среднего бизнеса, мы очень хотим, чтобы они развивались и выходили на международный уровень. Спасибо. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо за вопрос, уважаемый Андрей Николаевич. Надо сразу подчеркнуть, что на сегодняшний день недостаточно велик, но уже заметен объём инвестиций из Российской Федерации в Сингапур. На конец прошлого года объём накопленных инвестиций - 338 миллионов долларов. Из крупных компаний интерес демонстрирует, точнее, активно работает в данном случае "ЛУКОЙЛ", активную работу ведут Сбербанк и "Тройка Диалог", ну, это капитаны экономики. Что касается взаимодействий на логистическом уровне, то здесь достаточно большое количество компаний среднего уровня активно взаимодействует с сингапурской стороной. Мы имеем опыт создания совместных предприятий, особенно в регионах, в части экспериментальных работ по программам "Электронное правительство", "Электронный гражданин" плюс работ, связанных с производством транспортных средств. И также "ЛУКОЙЛ" сейчас заинтересован в расширении своих инвестиций в предприятия Сингапура, занимающиеся производством судов, судов морских, имеется в виду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к основному докладчику. Уважаемый Алексей Евгеньевич, в документах, связанных с ратификацией соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур, отмечается, что заложен механизм экспроприации либо национализации, и сказано о том, что предусмотрен некий компенсационный механизм. Я хотел бы уточнить, о каких размерах компенсации может идти речь, и расскажите более подробно о механизме этих компенсаций. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, сразу подчеркну, что в части экспроприации, за исключением одного условия, на которое я обращу ваше внимание позже, в части механизма консультаций и принятия решения сторон о выплате возмещения мы руководствовались и достаточно чётко следовали базовому соглашению, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации, поэтому тема экспроприации не является новацией, этот раздел присутствует практически во всех соглашениях о взаимной защите капиталовложений. Речь идёт о том, что за правительствами сохраняются права в общественных интересах изымать имущество и собственность инвестора. Надо подчеркнуть, что в качестве механизма разрешения этих ситуаций заложен механизм разрешения споров. Предусматривается ведение консультаций между сторонами в целях определения реальных затрат, которые понёс инвестор, и механизмов компенсации. Вот на ваш вопрос, сколько это будет, можно ответить следующим образом: стороны должны договориться о том, сколько это будет стоить, проанализировав реально понесённые тем или иным инвестором затраты, будь то в России или в Сингапуре, то есть первоначальный этап - это проведение совместных консультаций сторон. В случае если такое решение не будет достигнуто, соглашением предусматривается два пути на выбор. Первый - это создание так называемой ad hoc группы, то есть представление одного судьи от стороны Сингапура, другого - от Российской Федерации и третьего - нейтрального, и решение данного ad hoc арбитража будет обязательным для обеих сторон. Также возможно по взаимному решению сторон пользоваться не ad hoc арбитражем, а довериться одному из судебных или арбитражных органов России и Сингапура соответственно. Ну, в самом таком жёстком варианте, если решение опять-таки не будет найдено, есть возможность привлекать международные инстанции, в частности международный инвестиционный арбитраж. Хочу подчеркнуть, что здесь, в этих механизмах, о которых я рассказал, заложен мировой опыт, заложена абсолютно приемлемая легальная мировая практика движения от консультаций к судебным решениям, обязательным к исполнению в части определения размеров выплат. А сейчас вернусь к той теме, о которой говорил. Действительно, есть небольшое изъятие относительно типового соглашения. Специфика сингапурской стороны в том, что, вообще говоря, это большой город и отношение к земле там особое, поэтому сингапурская сторона настаивала, чтобы был помещён также пункт об экспроприации земли в общественных интересах, а российская сторона его уравновесила точно такой же зеркальной нормой, но соответственно с правом действия российской стороны при обязательной выплате всех компенсаций, которыми... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Евгеньевич, конечно, ваш доклад как представителя правительства несколько удивил, потому что законопроект этот далеко не технический, а вы больше рассказывали о Сингапуре, нежели о сути законопроекта, и поэтому так много вопросов. У меня аналогичные вопросы. На каких условиях будут заключены договора по защите инвестиций? Кроме того, в каких регионах России есть уже сингапурские инвестиции? О наших вы уже сказали, это, естественно, те, кому очень выгодны частные крупные компании. Как будут защищаться инвестиции, особенно наши, если там будут? Потому что мы-то всегда выплачиваем, я думаю, чаще всего нам и приходится это делать. Вот расскажите, пожалуйста, поподробнее, а особенно о том, в каких регионах, если что-то уже инвестировано в Россию из Сингапура. Или это выгодно только "ЛУКОЙЛу", Сбербанку и другим крупным компаниям? ЛИХАЧЁВ А. Е. Достаточно активно работает сингапурский бизнес, есть инвестиции в Московскую область, в Псковскую область. Могу сказать, что очень заметными, основными может быть, являются инвестиции Сингапура в масложировой комбинат в Нижегородской области - большой производственный перерабатывающий холдинг. Здесь действительно можно говорить о таком диверсифицированном вложении сингапурских денег и в предприятия, как я уже говорил, электронной промышленности, и в предприятия, связанные с производством кофе, это Московская область, ну и в достаточно известный масложировой комбинат в Нижегородской области, Нижегородский МЖК так называемый. Хотел бы подчеркнуть, отвечая на вопрос о том, как будут производиться выплаты, как будут заключаться соглашения, - он ещё раз задавался, - что каждое инвестиционное соглашение, которое заключается в данном случае, будет впредь иметь отсылки в том числе и к этому документу. И конечно же, условия пребывания каждого инвестора в конкретном регионе или на конкретном предприятии - это бизнес-вопрос, это вопрос тех договорённостей, которые достигаются при приходе сингапурского инвестора на территорию Российской Федерации или наоборот. Мы добавляем очень серьёзные базовые инструменты к этим двусторонним бизнес-отношениям: мы добавляем государственные механизмы защиты интересов инвесторов как базовые, как гарантирующие. Более того, с учётом мировой практики, в случае если - ну, я простыми словами буду говорить - российский инвестор обижен за рубежом, мы привлекаем на сторону российского инвестора посредством этого соглашения, во-первых, механизм разрешения споров и, во-вторых, механизм, предусматривающий обозначение той суммы, которая ему будет выплачена, если мы признаем, что ему нанесён реальный ущерб. И есть третий момент: мы оставляем за собой право применять зеркально все механизмы, то есть в случае если мы, российская сторона, посчитаем, что незаслуженно обижен тот или иной предприниматель в Сингапуре, мы оставляем за собой право применять механизм зеркальности, как я уже подчёркивал, по целому ряду норм данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, общеизвестно, что в Сингапуре зарегистрированы почти все судовладельцы бывших дальневосточных пароходств: возят наши грузы - и нефть, и газ, и лес, но зарегистрированы там и платят деньги там. Вы о них ничего не сказали. Не является ли это соглашение как раз защитой российских инвесторов, которые вывезли капиталы, а теперь хотят вложиться у нас и не верят в то, что мы можем уберечь их капитал? Это первое. И второе: собирается ли Минэкономразвития всё-таки внести закон о национализации? Вы в ратификационные законы вносите это понятие, а законодательной базы у нас нет. ЛИХАЧЁВ А. Е. Известная тема, о которой вы сейчас говорили, - это регистрация наших перевозчиков вне, так сказать, юрисдикции Российской Федерации. Не только в Сингапуре осуществляют регистрацию многие морские компании, как и воздушные перевозчики. Причин этого много, но это не имеет отношения к положениям данного соглашения, потому что, ещё раз подчеркну, то, о чём многоуважаемый депутат Коломейцев говорил, скорее всего, связано с несовершенством системы регистрации и, что называется, организации тех или иных транспортных сфер. По закону о национализации. Я представитель правительства по другому законопроекту, поэтому, хотя знаю, что работа такая в министерстве идёт, точные сроки внесения законопроекта о национализации я назвать, к сожалению, не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Я предлагаю на ратификацию данного документа посмотреть с другой стороны. Сам документ, конечно же, важный, защищать интересы наших компаний за рубежом, вне всякого сомнения, нужно, хотя, конечно, есть в этом документе некоторые недоработки, но я предлагаю подумать в связи с ратификацией данного документа о том, чему мы можем научиться у Сингапура. Эта страна совершила качественный рывок в своём развитии, решив проблему, которая для нас пока является неразрешимой, - я говорю о коррупции. Сингапур на сегодняшний день стал одной из наименее коррумпированных стран мира. Они действовали методом кнута и пряника, с одной стороны, улучшая условия деятельности государственных служащих, а с другой - жестоко карая коррупционеров. Сингапур справился с тем, что отмечал его лидер Ли Куан Ю: "Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждения, это являлось частью их жизни". Вот высказывание их лидера ничего не напоминает? У нас те же самые проблемы, которые необходимо решать. Давайте пойдём нетрадиционным путём в этом смысле - организуем обмен чиновниками с Сингапуром. Здесь представители этой страны научат российских чиновников честно работать, а в Сингапуре тех чиновников, которые по привычке лезут в карманы государства и граждан, пусть покарают по законам этого государства - пусть казнят их. Может быть, такой опыт переключит что-то в головах воров и мздоимцев? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. Три минуты. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений" закрепляется право инвестора на получение адекватной компенсации, но не прописано, что такое адекватная компенсация. В случае судебных исков каждая сторона будет по-своему толковать этот термин. Данным законопроектом предоставляются гарантии беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвестором всех своих налоговых обязательств перед государством принимающей договаривающейся стороны. А имеется ли заинтересованность у нашей стороны в том, чтобы доходы, полученные инвестором в России, беспрепятственно переводились за границу? В какую страну и для какой цели? Нельзя исключать, что данные денежные средства будут направлены на незаконные действия, это слабо сказано, вплоть до пособничества терроризму. Более того, просматривается возможность сокрытия полученных доходов: инвестор, получивший доход, имеет право беспрепятственно перевести денежные средства в любое другое государство на любой банковский счёт. Где здесь контроль государства и как в этом случае будет выполняться Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"? В статье 2 соглашения предусмотрено, что оно не применяется к спорам, касающимся капиталовложений и возникшим до его вступления в силу, что исключает риски, связанные, например, с возможными судебными исками к России как государству - преемнику СССР, в частности это касается выплаты компенсации за экспроприацию имущества иностранных лиц на территории СССР. А было ли просчитано, что для России экономически выгоднее - возвратить имущество или денежные средства за его экспроприацию или получить обратно ту собственность, которая была у царской России и советской России? Где обоснования? Или мы опять принимаем закон с бухты-барахты, не просчитав его экономическую целесообразность? В связи с особой важностью земли как объекта инвестирования по просьбе сингапурской стороны соглашение дополнено положением (пункт 3 статьи 5), предусматривающим особенности экспроприации земельных участков. Введение указанного положения обусловлено специальным законодательством об обороте земель на территории Сингапура, принятие которого было вызвано общей нехваткой земель в данном государстве. Законодательством Республики Сингапур предусматривается порядок проведения изъятия земель из частного владения в общественно-полезных целях, а также порядок и условия выплаты компенсации за вред, причинённый частным лицам вследствие такой экспроприации. В данной норме оговорены только изъятие земли и выплата компенсации за землю, а за здания, сооружения и предприятия, которые будут возведены на данной земле, кто будет компенсировать вред в случае судебных исков? Теперь о рыночной стоимости. Что такое рыночная стоимость? Как она формируется? В случаях экспроприации земель заинтересованным государством может возникнуть временный экономически неблагоприятный кризис... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич Свинцов. СВИНЦОВ А. Н. Снимается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик и содокладчик желают выступить? Нет. На "час голосования" выносим.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4727 по 4744 из 7611
Блок "Ратификация...". Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 30 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Закон принят.