Заседание № 199
18.11.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 551270-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2370 по 2550 из 7373
3-й вопрос повестки, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года". Докладчик - Алексей Евгеньевич Лихачёв, заместитель министра экономического развития России. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации вносит предложение о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, так называемое Ялтинское соглашение от 20 ноября 2009 года. Хотелось бы сразу поблагодарить депутатов Государственной Думы - членов комитета по делам Содружества Независимых Государств. Мы регулярно проводим доработку данного соглашения, и это третий пакет поправок, которые в него вносятся, а через несколько дней мы внесём уже четвёртый пакет документов. Всё это объясняется большой активностью бизнеса, постоянно совершенствующимися процедурами переработки товаров и вытекающими отсюда задачами по соответствию нормативной базы текущему положению дел в производственных процессах. Соглашением утверждены правила определения страны происхождения товаров, которые действуют в отношении товаров, происходящих из государств - стран СНГ и находящихся в торговом обороте между этими странами, в отношении которых применяется режим свободной торговли, то есть целый ряд преференциальных процедур, в первую очередь не применяются ввозные таможенные пошлины. В самом соглашении участвуют десять государств, все они ратифицировали данный документ. Протокол подписан 20 ноября 2013 года в городе Санкт-Петербурге, десять государств подписали данный документ. Он предусматривает дополнение правил приложением 4 - Положением о создании и применении электронной системы сертификации происхождения товаров. Кроме того, протокол предусматривает внесение ряда дополнений, редакционное уточнение некоторых терминов и отдельных пунктов. Что касается введения электронной системы сертификации товаров, данное предложение реализовано Федеральной таможенной службой во исполнение поручения Президента Российской Федерации в части обеспечения к 2014 году перехода на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без предоставления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях. Создание системы электронного декларирования в рамках СНГ в полной мере отвечает сложившейся мировой практике подтверждения страны происхождения товаров. В рамках функционирования указанной системы должно происходить электронное предоставление сведений, содержащихся в выдаваемом сертификате о происхождении товара, это так называемый сертификат формы СТ-1. Система также предусматривает процедуру проверки (верификации) сертификатов о происхождении товара в случае наличия сомнений в достоверности представленных сведений. Электронная система создаётся и ведётся центральным уполномоченным органом - такое понятие вводится в соглашение, и в данном случае это Торгово-промышленная палата Российской Федерации - за счёт собственных средств или иных источников финансирования, предусмотренных национальным законодательством страны местонахождения данного органа. В связи с этим реализация протокола не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведёт к сокращению соответственно доходной части федерального бюджета. Кроме главной задачи - создания электронной системы сертификации происхождения товаров, электронного декларирования, - протокол предусматривает дополнение перечня условий и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из соответствующей страны. В данном случае в группе 25 отдельным образом выделяется цемент, и вносится ряд изменений в перечень производственных и технологических операций при производстве цемента, которые считаются достаточными для того, чтобы считать данную товарную позицию, то есть цемент, происходящей из соответствующей страны СНГ. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что протокол подписан десятью государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Узбекистан, не являясь участником всего соглашения, присоединяется к протоколу и тоже хочет применять данную систему электронной сертификации в торговле с нашими странами. В настоящее время протокол ратифицирован Азербайджаном, Белоруссией и Молдовой; Россия, Армения, Казахстан, Украина, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия временно применяют его с 19 января текущего года. Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством России, и в соответствии с законом "О международных договорах..." подлежит ратификации. Протокол согласован с Минфином, Минпромторгом, с ФТС России и, естественно, с Торгово-промышленной палатой России. Имеется положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Просьба поддержать проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евгеньевич. Василий Николаевич Лихачёв. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет самым внимательным образом рассмотрел представленный протокол, отмечает его политические, экономические, технико-юридические позитивы и предлагает поддержать и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите результаты записи на вопросы. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Алексей Евгеньевич, два вопроса. Первый. Связан ли этот протокол с теми запретами, которые выставил Запад нашей стране, в отношении некоторых товаров и с попытками провезти товары в нашу страну из тех стран, у которых мы отказались приобретать сельскохозяйственную продукцию, через какие-то другие страны? Сейчас всё-таки очень много случаев, когда эта продукция идёт через другие, третьи страны. Законопроект ставит преграду этому или нет? И второй вопрос, относительно продукции оборонного значения, в том числе комплектующих и так далее. Раньше, когда использовались бумажные носители, как-то сохранялась определённая секретность, а вот электронную систему очень легко взломать. Не приведёт ли это к ряду нежелательных моментов, например к тому, что эта информация легко уйдёт туда, куда бы мы не хотели, в третьи страны? Вот два вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич. ЛИХАЧЁВ А. Е. Владимир Николаевич, начну с ответа на второй вопрос. В торговле товарами в рамках военно-технического сотрудничества, которые подлежат изъятию как с точки зрения наших обязательств в ВТО, так и с точки зрения регулирования открытыми договорами, например о Таможенном союзе, о зоне свободной торговли, таможенные службы вправе не пользоваться этой электронной системой сертификации и могут всячески закрывать информацию. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛИХАЧЁВ А. Е. Да, так точно, здесь полная закрытость сохраняется. Что касается вашего первого вопроса, действительно, данное соглашение разрабатывалось намного раньше, чем возникла вся история, связанная с санкциями. В данном случае, работая с Украиной и с Молдовой в рамках данного соглашения, то есть создавая двусторонние электронные шлюзы, выстраивая взаимоотношения между Торгово-промышленной палатой и соответствующими таможенными службами... Естественно, на приход товаров из этих стран данная система окажет влияние. Вообще, электронная система создаётся для облегчения торговли между странами СНГ, для изъятия бумажного документооборота из обязанностей экономических операторов. Однако если у нашей Федеральной таможенной службы появляется сомнение в подлинности тех или иных товаров, то в соответствии с этим соглашением она вправе параллельно запросить документы на бумажном носителе. Как только информация подвергается малейшему сомнению, вступает в силу механизм верификации, прописанный в соглашении, и экономический оператор должен предоставить в полном объёме документы на бумажных носителях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 37 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Закон принят.