Заседание № 38

04.07.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551200-5 "О внесении изменений в статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3491 по 4104 из 6771
10-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14.4   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части        
усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание     
населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований              
технических регламентов и санитарных правил".                                   
                                                                                
Антон Владимирович Беляков, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, коллеги. Ну вот видите, у меня сегодня работы    
появилось много.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, каждый из вас, приходя в магазин, если верить данным         
Росстата и соцопросов, сегодня смотрит два показателя: первый - это стоимость   
товара, что абсолютно логично, приходя в магазин, мы смотрим, что сколько       
стоит; второе - это срок годности, что уникально, то есть мы с вами все         
проверяем, не закончился ли срок годности того товара, который мы покупаем,     
причём все. Около 85 процентов россиян, которые стали участниками               
социологических исследований ВЦИОМа, сказали, что, приходя в магазин, они       
всегда проверяют, не просроченный ли это продукт. Это совершенно                
фантастическая вещь, потому что в очень небольшом количестве стран мира в       
магазине положат на прилавок вонючую колбасу или зелёную рыбу! В нашей стране   
это сегодня, как ни странно, происходит, и мы все с этим смирились. Повторяю,   
львиная доля населения сегодня каждый день вынуждена, приходя в магазин, будь   
то лавочка небольшая или дорогой супермаркет, проверять, не просрочен ли        
продукт.                                                                        
                                                                                
Законопроектом, который я предлагаю, предусматриваются три вещи.                
                                                                                
Первое. Сегодня, если мы с вами купили просроченные сосиски в магазине, мы      
должны взять чек, уйти из магазина, прийти домой, дома понять, что это есть     
нельзя, вернуться в магазин, попытаться доказать, - хорошо, если вы ещё         
сохранили чек, - что то, что в чеке, это те сосиски, которые вы купили только   
что здесь, а не пять дней назад и не в другом магазине, и, проявив, так         
сказать, удивительные чудеса риторики, вы, возможно, вернёте деньги, и не       
более того. Поэтому первое, о чём идёт речь, - ответственность должна           
наступать не после покупки товара, а с момента выявления просроченного          
товара, товара ненадлежащего качества в самой торговой точке.                   
                                                                                
Второе нововведение, которое предлагается, - это усиление ответственности. Мы   
с коллегами-разработчиками изучили мировой опыт: абсолютно весь мир - Европа,   
Соединённые Штаты Америки, даже страны с менее развитой, чем в России,          
экономикой - устанавливает штраф в пересчёте на российский эквивалент минимум   
500-700 миллионов рублей для торговой точки, которая продаёт потребителям       
опасные для здоровья товары. Я подчёркиваю, просроченный - это опасный для      
здоровья, ибо срок годности определяет как раз дату, до которой безопасно       
использовать этот продукт. Так вот, предлагается ввести штраф для юридических   
лиц - до 700 тысяч рублей за продажу просроченных, то есть опасных для          
здоровья, товаров. Альтернативой штрафу, если это систематические нарушения,    
может стать приостановление деятельности торговой точки на срок до девяносто    
суток.                                                                          
                                                                                
Посмотрите статистику, уважаемые коллеги. По данным Роспотребнадзора, по        
данным других проверяющих организаций, за прошлый год даже в крупных торговых   
точках, как, например, "Ашан", если мне не изменяет память, из семнадцати       
проверок, по-моему, в пятнадцати случаях выявили пересортицу, или незаконное    
продление срока годности продуктов, либо продажу просроченных продуктов, то     
же самое касается и "Седьмого континента", и "Азбуки вкуса". Это мы говорим о   
крупных торговых точках, крупных торговых сетях, брендах с высокими ценами, а   
вы очень легко можете себе представить, что происходит в более низких           
сегментах рынка, где продукция экономкласса.                                    
                                                                                
Наверное, ни для кого не секрет, что сегодня во всех субъектах Федерации без    
исключения существуют целые рынки, которые открыто продают просроченные         
товары, и такие рынки есть и в Подмосковье, и во всех остальных регионах. Вы    
знаете, у нас более половины населения страны живёт на грани черты бедности,    
эти люди предпочитают приехать в такую торговую точку, заранее зная, что у      
консервов, которые там продают, год назад истёк срок годности, но они стоят в   
два раза дешевле. Мы уже приучили наше население, мы позволили приучить наше    
население к тому, что можно употреблять просроченные, испорченные, но дешёвые   
продукты. И главное, повторяю, ситуация такова, что и население привыкло к      
этому.                                                                          
                                                                                
Я надеюсь, что если мы с вами сегодня примем этот законопроект... Во всяком     
случае на основе анализа всего мирового опыта нам удалось уяснить, что только   
эта мера имела результат, но всегда очень хочется, знаете, изобрести            
велосипед: давайте введём какие-нибудь фонды взаимного страхования, как мы      
сегодня пытались это сделать для дольщиков, давайте придумаем что-нибудь        
ещё... Весь мир уже изобрёл этот велосипед - высокие штрафы для юридических     
лиц. Увидел покупатель йогурт, у которого неделю назад срок годности            
закончился, остановил другого покупателя, они вместе составили акт, вызвали     
представителей проверяющих организаций, и этого достаточно, чтобы привлечь к    
ответственности, не надо ничего покупать.                                       
                                                                                
Отдельная история, и это третья новелла, - это обязательная конфискация         
такого товара, потому что сегодня этой меры опять-таки нет. Сегодня             
получается, что вы купили просроченный продукт, вернули его в магазин, вам      
вернули деньги, но не только нет уверенности, что он снова не будет поставлен   
на прилавок, а напротив, исходя из существующих исследований есть               
уверенность, что его вернут на то же место, просроченные товары выставляются    
на то же место.                                                                 
                                                                                
Я сегодня, идя на работу в Государственную Думу, перед входом в арку в          
Георгиевском переулке зашёл в магазинчик слева, вы его все знаете: друзья       
мои, прямо у входа стоит полка, на которой написано "Продажа со скидкой 30      
процентов", а там лежат конфеты, у которых месяц назад истёк срок годности,     
какие-то там тортики! И это происходит в 20 метрах от Государственной Думы, а   
что же тогда говорить о гигантских рынках, существующих квазилегально,          
которые почему-то не замечают муниципальные власти, не замечают проверяющие     
организации (можно догадаться почему), где в открытую идёт продажа опасных      
для здоровья нашего населения продуктов?!                                       
                                                                                
Я не буду долго говорить о том, что у этого законопроекта очень интересная      
судьба: он так долго валялся на полке, что мы успели за это время провести      
несколько расследований с Аркадием Мамонтовым. Некоторое время назад вышла      
серия программ и на НТВ, и на втором канале, и на первом, где журналисты со     
скрытыми камерами под видом ищущих работу граждан устраивались в крупные        
торговые центры, возможно, вы эти программы видели: обработанные хлором куры,   
у которых срок годности истёк и их есть нельзя, просроченные продукты,          
которые перемалывались в торговой сети "Ашан" и продавались в виде фарша,       
обрабатывались специальными химическими реагентами (их тоже целый рынок         
сегодня существует в России), которые удаляют запах. Если это для кого-то ещё   
секрет, могу сказать, все торговые точки регулярно закупают оптом реактивы,     
которые позволяют создавать иллюзию, что продукт не просрочен, красители,       
которые зелёное мясо делают снова розовым, уничтожители неприятного запаха и    
так далее. Сегодня наше население, включая детей, всем этим питается. Вот мне   
лично, как доктору-педиатру по образованию, мысль о том, что наших детей        
системно травят генетически модифицированными организмами, просроченными        
продуктами, претит.                                                             
                                                                                
Я, откровенно говоря, не знаю, что сейчас скажут, так сказать,                  
профессионалы-"фронтовики", мне будет крайне интересно услышать и позицию       
комитета, но, повторяю, весь мировой опыт свидетельствует, что и Соединённые    
Штаты Америки, и Азия, и Европа шли ровно по этому пути. Другого инструмента    
для того, чтобы заставить юридических лиц контролировать продукты на            
прилавках, контролировать сотрудников своих, просто не существует - только      
жёсткие меры ответственности!                                                   
                                                                                
С другой стороны, давайте поймём: а за что такая ответственность? Может быть,   
ничего страшного? Я повторю фразу, которую я уже произносил: это опасные для    
здоровья продукты. Срок годности - это срок, до которого можно безопасно        
употреблять, а истёк срок годности - значит, это опасно, значит, могут быть     
кишечные инфекции, могут быть отравления, и это происходит. Вспомните, когда    
мы с вами ещё на разминках по утрам рассматривали протокольные поручения,       
каждое лето обсуждали массовые отравления детей в таком-то пионерском лагере,   
в такой-то школе. Это происходит постоянно! Сегодня, если вы откроете           
Интернет, вы снова увидите такие примеры. Почему это происходит? Да по одной    
простой причине - ответственность смехотворна! Чем закончились вот эти все      
инспекции в "Седьмом континенте" и "Ашане"? Я вам скажу: 500 рублей для         
сотрудника, для представителя юридического лица, 500 рублей, тысяча рублей,     
полторы тысячи рублей. То есть существенно более выгодно заплатить штраф, чем   
вывезти пять тонн просроченного горошка или рыбы, тем более запах можно         
убрать, используя химические реагенты. Сейчас это происходит каждый день в      
каждом городе. Я очень надеюсь, что мы с вами сегодня сможем положить этому     
конец.                                                                          
                                                                                
Я прошу вас поддержать этот законопроект.                                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по конституционному законодательству и                  
государственному строительству Тамерлана Кимовича Агузарова.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Тяжело возразить коллеге     
Антону Владимировичу Белякову, потому что действительно в наших магазинах       
имеются продукты просроченные, с нарушенным сроком хранения. И в то же время,   
наверное, нельзя согласиться с тем мнением, которое высказал коллега Беляков.   
Действительно, люди покупают эти продукты, но никто не обязывает наших          
граждан и нас с вами покупать такие просроченные продукты, во-первых.           
Во-вторых, действительно, придя в магазин, покупая определённые продукты,       
причём продукты первой необходимости, каждый из нас наверняка не из праздного   
любопытства смотрит срок годности того или иного продукта.                      
                                                                                
Законопроектом действительно предлагается усилить административную              
ответственность в статье 14.4 Кодекса об административных правонарушениях,      
которая предусматривает наказание за продажу товаров, выполнение работ либо     
оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований     
технических регламентов и санитарных правил, установив максимальный размер      
штрафа для юридических лиц в размере 700 тысяч рублей, для лиц,                 
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического    
лица, - до 5 тысяч рублей, для физических лиц - до 5 тысяч рублей и для         
должностных лиц - до 30 тысяч рублей.                                           
                                                                                
Вместе с тем хотелось бы отметить тот факт, что данный законопроект коллегой    
Беляковым был внесён в Государственную Думу 23 мая 2011 года, во время работы   
Думы пятого созыва, но тогда же, в июле, 18 июля 2011 года, вступил в силу      
принятый депутатами Государственной Думы пятого созыва закон о внесении         
изменений в статью 14.4 Кодекса об административных правонарушениях, которые    
действительно ужесточили ответственность за данные виды правонарушений. Я       
хотел бы, уважаемые коллеги, довести до вашего сведения, что согласно           
указанному федеральному закону продажа товаров, не соответствующих образцам     
по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не                 
соответствующих требованиям нормативных правовых актов, влечёт наложение        
административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей, на        
должностных лиц - от 3 тысяч до 10 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих         
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10     
тысяч до 20 тысяч рублей и на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч         
рублей. Вот Антон Владимирович говорил, что он предлагает ввести также такой    
вид наказания, как конфискация, которая не предусмотрена статьёй 14.4, но я     
хочу вам сказать, что часть вторая статьи 14.4 как раз предусматривает такой    
вид наказания, как конфискация имущества, причём предусматривает штраф для      
граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 7 тысяч до   
15 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года, для лиц,           
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического    
лица, - от 15 до 30 тысяч рублей с конфискацией предметов административного     
правонарушения либо без таковой и для юридических лиц - от 30 тысяч до 50       
тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо     
без таковой. То есть законодатель, принимая такое решение, дал возможность      
суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях,                  
предусмотренных статьёй 14.4, в зависимости от обстоятельств конкретного        
дела, конкретного материала принимать решение, конфисковывать данные предметы   
административного правонарушения или нет.                                       
                                                                                
Комитет также отмечает, что внесение изменений в действующий нормативный        
правовой акт предполагает наличие серьёзных обоснований, которые выявляются в   
результате анализа статистических данных, судебной практики по этой категории   
дел и свидетельствуют о несоразмерности действующих санкций степени             
общественной опасности указанных деяний. Автором законопроекта подобные         
данные представлены не были, из чего можно сделать вывод, что их анализ не      
проводился.                                                                     
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает данный законопроект отклонить.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня два вопроса, Антон Владимирович, к вам.                   
                                                                                
Однажды я покупал кефир в магазине и вскрылась интересная картина: на кефире    
была указана дата производства - день, который ещё не наступил, скажем, 14      
апреля, а дата стояла "15 апреля". Когда я стал разбираться в этом,             
оказалось, что очень многие производители этим грешат: выпускают продукцию и    
ставят дату выпуска на три-четыре дня вперёд, то есть она всегда будет          
казаться свежей. Вот этот обман, этот момент как-то в законопроекте             
учитывается?                                                                    
                                                                                
И второй момент. Мне в руки попал официальный документ, в котором               
Правительству России рекомендуется выделить деньги на пропаганду в стране       
генно-модифицированных продуктов, их потребления и производства, то есть дата   
будет стоять нормальная, но сам по себе продукт - это яд, который нельзя        
употреблять. Вот есть у вас какие-то предложения, как это пресечь? Неважно,     
какого числа яд произведён, но это же яд - генно-модифицированные продукты.     
Вот, если можно, на два эти вопроса ответьте.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Белякову.                   
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемый Владимир Николаевич, существующее законодательство      
предусматривает ответственность за незаконное пролонгирование сроков            
годности, и по результатам проверок, которые сегодня проводятся, за это         
привлекают к ответственности. Другое дело, что, как справедливо было сказано,   
сегодня эта ответственность является смехотворной и несоразмерной возможным     
убыткам. Когда нужно вывезти три палеты кефира стоимостью, скажем, 200 тысяч    
рублей, а штраф в том случае, если их быстренько продадут, может составить      
лишь 500 рублей на сотрудника, конечно, руководство магазина предпочитает всё   
это оставить.                                                                   
                                                                                
Законопроектом, который я внёс, предполагается усиление ответственности, и,     
соответственно, если мы говорим о незаконном продлении сроков годности, то      
это также будет подпадать под признаки состава этого административного          
правонарушения.                                                                 
                                                                                
И большое спасибо за вторую часть вопроса. Дело в том, что точно так же, как    
вот эти два законопроекта у нас пылились, о чём так корректно представитель     
комитета не сказал... Получилось так, что мой законопроект был внесён           
действительно в апреле, а в мае был внесён альтернативный, более мягкий,        
вариант комитета. В прошлом созыве, вы знаете, у нас был "парламент - не        
место для дискуссий", поэтому их чудесным образом в нарушение Регламента не     
сделали альтернативными, а теперь действительно получается, что уже вроде как   
бы и какие-то поправки небольшие внесены. Точно так же пылятся сейчас три       
законопроекта, которые касаются запрета... Это вообще вопиющая вещь: Россия -   
одна из немногих стран, где ГМО разрешены в детском питании, притом что         
существует огромное количество работ о том, что генетически модифицированные    
организмы могут иметь онкологические последствия, могут вызывать системные      
заболевания разного рода, в том числе и желудочно-кишечного тракта, и           
аллергические патологии, тем не менее мы одна из немногих стран, где ГМО даже   
в детском питании разрешены.                                                    
                                                                                
Я ещё в прошлом созыве внёс несколько законопроектов по генетически             
модифицированным организмам. К ужасу своему недавно я услышал, что Геннадий     
Григорьевич Онищенко решил разрешить использовать ГМО в нашем питании.          
Видимо, это повод для больших дискуссий. Я являюсь категорическим противником   
этого и надеюсь на вот тот ветер перемен, о котором я сегодня утром говорил:    
законопроекты оппозиции, может быть, и не принимаются по надуманным             
основаниям, но по крайней мере спустя два года они хотя бы начинают попадать    
в зал заседаний, и, может быть, мы рассмотрим и вопросы генетически             
модифицированных организмов, в том числе в контексте того, что употребляют      
наши дети - и груднички, и находящиеся ещё, так скажем, в перинатальном         
периоде.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Антону Владимировичу вопрос.                                                    
                                                                                
Вот только что мы слышали от коллеги Агузарова - профильный комитет это         
отмечает, - что внесение изменений в действующий нормативный правовой акт       
предполагает наличие серьёзных обоснований и что автором, то есть вами, эти     
обоснования не были представлены: это данные социологии, статистики и так       
далее. Но ведь статистики море! Прокомментируйте это, пожалуйста.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Белякову.                      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Без вашей команды ничего в зале    
не происходит.                                                                  
                                                                                
Я с большим уважением отношусь к коллеге Агузарову, и мне довольно трудно это   
прокомментировать, потому что я начал своё выступление именно со статистики.    
После такого количества публикаций в СМИ, после такого количества               
расследований, после такого количества проверок, когда уже и Роспотребнадзор    
не знает, собственно, что ему делать, после того, что мы с вами, повторяю,      
регулярно рассматриваем случаи отравления детей просроченными продуктами, я     
не знаю, какие ещё нужны дополнительные данные. По-моему, проблема, так         
сказать, находится на поверхности. Мне кажется, надо приводить какие-то         
другие обоснования отрицательного заключения комитета. Отсутствие статистики,   
подтверждающей важность проблемы, - мне кажется, такой аргумент всё-таки        
очень условно можно отнести к серьёзным аргументам.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бычкова Евдокия Ивановна.                                 
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И. Я хочу полностью поддержать коллегу Белякова. Просто необходимо   
принимать такой законопроект. Сегодня действительно каждый сталкивается с       
тем, что постоянно продаётся эта некачественная продукция, и ужасно, когда      
это касается наших детей. Все мы это видим, сталкиваемся с этим постоянно.      
                                                                                
Антон Владимирович, у меня к вам такой вопрос. Скажите, после июльского         
повышения штрафов до 20-30 тысяч для юрлица (конечно, это смешные, давайте      
говорить прямо, деньги для наших торговых сетей) вообще количество              
правонарушений в сфере продажи некачественной продукции хоть чуть-чуть          
сократилось или всё же осталось на том же уровне?                               
                                                                                
И ещё раз хочу повторить: конечно, я вас поддерживаю полностью и думаю, что     
все наши коллеги должны это сделать сегодня.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Белякову.                      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Вы знаете, всё печально, к сожалению: количество правонарушений выросло.        
Трудно сказать, с чем это связано. Возможно, с некоторым увеличением            
численности сотрудников проверяющих организаций и количества плановых           
проверок. Это может быть связано с появлением у нас... насколько я понимаю,     
сейчас в распоряжении региональных подразделений Роспотребнадзора появилось     
некоторое количество новых лабораторий, но статистика сегодня только            
ухудшается, к сожалению.                                                        
                                                                                
А что касается данных по детским учреждениям и по массовым отравлениям, я       
тоже эти материалы некоторое время назад видел. Насколько мне известно, у нас   
и там есть определённое ухудшение, проблема в данный момент ещё более остро     
стоит, чем год назад.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Вопрос уважаемому Антону Владимировичу или, может быть, представителю           
комитета Тамерлану Кимовичу. Скажите, пожалуйста, а есть ли у вас статистика,   
вообще-то, по маленьким штрафам, данные о том, сколько привлекли таких людей?   
Потому что, понимаете, увеличение штрафа - это, конечно, мера существенная,     
но подавляющая часть предпринимателей жалуются как раз на другое: пришёл        
проверяющий, начинает проверять - и в зависимости от страха, так сказать, и     
величина отката. У нас и так страна поражена коррупцией, а штраф в 700          
тысяч... 350 тысяч забрал и ушёл, понимаете? Не породим ли мы резким            
увеличением размеров штрафов ещё большую коррупцию и отсутствие результатов?    
Вы сами констатировали, что до 30 тысяч подняли мы размер штрафа, а ситуация    
только ухудшилась. Может, корень в чём-то другом?                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Белякову включите микрофон.                               
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо за вопрос.                                        
                                                                                
Видите ли, в чём дело, почему размер штрафа... Можно спорить, 30 тысяч - это    
много или мало? Да, это больше, чем 29 тысяч, но меньше, чем 32 тысячи.         
Размер штрафа должен быть пропорционален, а лучше, должен превышать возможные   
убытки. Как правило, магазины у нас работают объёмами так называемой палеты,    
вот стоит палета кефира, или стоит ящик чего-то... Когда штраф - 5 тысяч        
рублей, а продуктов пропадает на миллион рублей, тогда выгоднее заплатить       
штраф. Необходимо именно соизмерять средний объём оптовых поставок с размером   
штрафа.                                                                         
                                                                                
Что касается коррупции, у меня нет никаких сомнений, но это параллельные        
процессы. Я помню, точно такие же аргументы приводили, когда мы с вами          
говорили об усилении ответственности для педофилов: вот если мы сейчас          
увеличим, то тогда будут незаконно сажать... Это совершенно разные проблемы:    
есть проблема коррупции, которую нужно решать, а есть проблема, связанная с     
тем, что наше население травят некачественными товарами, которую тоже нужно     
решать. Они не могут быть между собой сцеплены.                                 
                                                                                
Что касается статистики, первой части вашего вопроса. Вот, к сожалению, я не    
взял с собой листочек, но, если мне не изменяет память, было около              
четырнадцати тысяч проверок. Все они без исключения показали наличие            
нарушений разной степени злостности, так сказать. По-моему, более чем в 70      
процентах проверенных торговых точек были выявлены либо просроченные            
продукты, либо незаконное продление сроков хранения продуктов, которые уже      
истекли, либо пересортица. Если мне не изменяет память, такие данные            
Роспотребнадзор давал за прошлый год.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна.                               
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Тамерлан Кимович, скажите, пожалуйста, если вы отвергаете             
совершенно правильную идею повышения штрафов, то как партия власти собирается   
бороться с массовой продажей некачественной продукции? Назовите конкретно те    
меры, которые вы сегодня собираетесь осуществлять. И почему же до               
сегодняшнего дня они не действуют? На любой рынок сходите и посмотрите, что     
там продаётся по сверхвысоким ценам. Или вы совсем оторвались от реалий,        
или... В этой ситуации ваши аргументы были сегодня просто смешны.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Агузарову включите микрофон.                     
                                                                                
АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемая Светлана Петровна, никто не говорит о том, что этими   
мерами с этими нарушениями не надо бороться. Действительно, надо с ними         
бороться. И я считаю, что те контролирующие органы, которые этим занимаются,    
может быть, в недостаточной мере сегодня осуществляют свою профессиональную     
деятельность. В то же время я хочу сказать, что и депутаты, наши коллеги,       
уделяют этому вопросу большое внимание. Я уже говорил о том, что депутаты       
прошлого созыва рассматривали данную проблему, внесли изменения в статью        
14.4, увеличили количество штрафов, вернее, внесли такое изменение, как         
конфискация товара.                                                             
                                                                                
Другое дело, если сделать штраф 700 тысяч рублей, я не представляю, как это     
может отразиться на нарушениях в магазинах, на рынках, на складах, которые      
имеют место, - действительно их не будет в таком случае? И в этом плане я       
поддерживаю Николая Васильевича: коррупционная составляющая может вырасти.      
Человек, который придёт из контролирующего органа и выявит какое-то             
нарушение, скорее всего будет готов договориться с тем поставщиком или с тем    
продавцом, который продаёт некачественные товары.                               
                                                                                
Я считаю, фракция наша считает, что с этим злом надо бороться, но одно только   
повышение административного наказания и увеличение штрафа до 700 тысяч          
рублей, по нашему мнению, не та мера, которая может на сегодняшний день         
принести какую-то пользу в этом направлении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Свиридов Валентин Валентинович.                                                 
                                                                                
СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Антон Владимирович, безусловно, ваш законопроект очень важен, и,      
если бы мы с вами жили в правовом государстве, его следовало бы принимать. В    
любом случае я буду голосовать за и, думаю, фракция ЛДПР поддержит принятие     
этого законопроекта, потому что в этой сфере нужно что-то серьёзное             
предпринимать. Но беда в том, что мы с вами не живём в правовом государстве,    
потому что по тем фактам, которые у нас вскрываются каждый день...              
компетентные органы, которые должны принимать решения по многочисленным         
фактам нарушений, к сожалению, мер не принимают.                                
                                                                                
И ваш законопроект, ваши идеи, они в большей степени, наверное, именно в        
рамках нашего нынешнего правового государства могут ударить по тем людям,       
которые имеют свой небольшой собственный бизнес - ларёк, магазинчик. Именно     
по ним в первую очередь в результате повышения штрафных санкций ударит этот     
закон, если будет принят, а гипер-супер-пупер маркеты типа "Ашана" как          
отбивались от принятых в отношении них мер пресечения за торговлю               
недоброкачественной продукцией, просроченной продукцией, так и будут            
отбиваться. Вот тот же самый пример, который вы привели: сетевой магазин,       
который находится в 20 метрах от Государственной Думы, внаглую торгует          
просроченной продукцией, выставляя её на стенд, и никто никаких мер не          
принимает. Это, к сожалению, издержки именно нашего правового государства.      
                                                                                
И здесь я хочу отметить ещё одну законодательную инициативу и тоже выразить     
своё возмущение как владелец транспортного средства, как автолюбитель. Ваш      
законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности           
дорожного движения" был задвинут с формулировкой, что аналогичный               
законопроект внесён в Государственную Думу и рассматривается. Так вот, тот      
законопроект, в связи с которым ваш был отклонён, до сих пор не рассмотрен,     
хотя в ноябре Думой пятого созыва был установлен месячный срок для внесения     
поправок и рассмотрения его во втором чтении. А у нас на дорогах                
продолжается... В Ростове только на прошлой неделе произошло более пятидесяти   
дорожно-транспортных происшествий с участием водителей тех самых мопедов,       
мокиков и так далее, которые ездят без номеров... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Что касается статистики, я хочу привести некоторые данные по Кемеровской        
области, от которой я избран: всего за одно полугодие в отдел по защите прав    
потребителей Кемеровской области обратились одна тысяча пятьсот шестьдесят      
девять граждан-потребителей, в среднем двести шестьдесят два человека в         
месяц, и в числе основных причин, вызвавших обращение граждан, продажа товара   
с недостатками - одна тысяча девяносто шесть обращений. Таким образом,          
простая экстраполяция данных на всю территорию страны показывает, что в год     
от недобросовестных поставщиков и продавцов товаров и услуг страдают сотни      
тысяч наших сограждан, и это только зарегистрированные факты.                   
                                                                                
Вот вы, коллега, приводили в качестве примера "Ашан", но там хотя бы в          
какой-то мере придерживаются западных стандартов ведения бизнеса, а что же      
тогда происходит в мелких лавках? И не стоит забывать - это уже в отношении     
комитета, - что употребление подобного рода продуктов существенно сокращает     
срок жизни наших граждан, а вы: "Откаты, коррупция". Да, коррупция - это беда   
большая, но если люди умирают от подобного рода продуктов, то, конечно,         
законы надо принимать, и принимать срочно.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Странная    
позиция комитета: вот как по митингам санкции ужесточить, на 1,5 миллиона       
прилепить, так они без всяких вопросов, а самое главное - сверхреактивная       
скорость, то есть ещё не успел Володин подумать, а закон уже в Думе и           
ставится на рассмотрение в фиксированное время, понимаете? Ну, тут Антону       
тоже обижаться не следует, потому что год - это, вообще-то, рекордно быстрый    
срок даже для законопроекта, внесённого комитетом, то есть если это внесено     
не президентом и не правительством, а просто комитетом. Я знаю случаи, когда    
закон и десять, и пятнадцать лет в Думе находился.                              
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание на другое. Понимаете, складывается странная   
практика. Вот в прошлом созыве здесь с пеной у рта нам рассказывали: как        
примем сейчас закон о торговле, так сразу все продукты питания негодные         
уйдут. И что самое интересное? Оказывается, те, кто проголосовал за этот        
закон, лоббировали интересы как раз вот этих самых гипер-супер-пупер, как вот   
говорил здесь коллега, маркетов, в которые наш производитель качественное,      
более дешёвое и поставить не может. Почему? Потому что цена так называемого     
входного билета заоблачная.                                                     
                                                                                
Меня в то же время, Антон Владимирович, беспокоит и размер штрафа, вот я об     
этом сказал вам, когда задавал вопрос. Сегодня, когда встречаешься с            
предпринимателями - мелкими, средними, - они всегда жалуются, говорят: вы       
понимаете, нам просто не дают работать эти взяткособиратели, потому что         
количество всех этих контролирующих органов у нас не уменьшается, а             
увеличивается, начиная от общества защиты потребителей, представители           
которого, прикрываясь вроде как благими намерениями, проверяя вот эти самые     
жалобы, приходят и начинают вымораживать с человека взятку, заканчивая более    
серьёзными органами. Вот смотрите, сейчас идёт ускоренная процедура             
запугивания депутатов, и некоторые депутаты, или многие, особенно из правящей   
партии, не задумываются, что то, что происходит в отношении Бессонова - ни за   
что, я очевидец этого события, - в отношении многих сидящих в зале может быть   
в более серьёзном варианте и очень даже быстро проведено, если вы не            
понимаете, что такое политическая депутатская неприкосновенность. Особенно в    
вопросах, когда полиция сегодня фактически отвязалась, так сказать.             
                                                                                
Можете не меня слушать, выйдите в Интернет, послушайте вчерашнее сообщение      
средств массовой информации о том, что произошло в Ульяновске. Хлопца взяли     
из дому, понимаете, подбросили ему наркотики - 114 граммов героина, это         
бешеная сумма, и абы кому наркоторговцы в таких вопросах не дают... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить? От фракции?                                     
                                                                                
Добавьте, пожалуйста, время.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ты слушай внимательно! Там посадили татарина, кстати. За       
некачественный героин. Вы лучше внимательно слушайте.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я почему взял широко тему? Потому что любую проблему         
такого свойства, комплексную проблему - я с Тамерланом Кимовичем согласен -     
узкопрофильно нельзя решить. Проблема ведь в чём? Качество продукции... Вот у   
нас в Думе продавались вот такого качества ежегодно примерно в апреле           
статистические сборники, кои я читаю внимательно, думаю, как и многие из вас,   
но в этом году уже идёт седьмой месяц, а статсборника нет. Я специально         
позвонил руководителю Росстата. Вы знаете, я здесь за них стоял и стою,         
потому что считаю, что если руководитель хочет иметь достоверную статистику,    
то статистический орган не может быть ведомственным, поскольку любое            
ведомство должно думать, как бы обмануть людей и выказать себя в лучшем         
качестве. У нас же, к сожалению, это случилось.                                 
                                                                                
Так я вот о чём вам хочу сказать. О качестве законотворчества можно судить по   
данным статистики при правоприменении. Я давно анализирую в том числе и         
уголовную статистику, и хочу вам сказать, что сегодня даже половина убийц       
пойманных, вина которых доказана в суде, не получает наказание, поэтому в       
данной ситуации, если мы сделаем штраф для торговой палатки в 700 тысяч         
рублей, я вас уверяю, мы резко увеличим количество людей в среде                
контролирующих органов, которые, ну, станут жить по меркам выше среднего        
класса.                                                                         
                                                                                
Обращаясь к комитету нашему уважаемому, я хотел бы сказать: у вас собрана       
достаточно сильная команда, но у меня складывается впечатление, что в           
последнее время вы, как рыбка на посылках, ушли от злободневных тем большей     
части общества и стали очень быстро выполнять задания новых кукловодов          
политической кухни по ужесточению законодательства. А надо бы лучше вернуться   
на землю, больше исследовать проблемы, которые волнуют людей, и вносить         
законопроекты. Квалификация у нашего комитета... я по-прежнему считаю, что у    
вас один из самых высокопрофессиональных комитетов, но, подчёркиваю: вы         
уклонились от необходимости, а пришли к целесообразности. Это недостоверно.     
                                                                                
Мы поддержим этот закон, хотя я убеждён, что, если комитет против, двести       
тридцать восемь депутатов скажут "нет", даже внутренне не соглашаясь с этим,    
и, безусловно, законопроект не будет принят, и я вам в этом сочувствую, Антон   
Владимирович.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли желание у представителей президента, правительства          
выступить? Нет. У автора? Нет.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5347 по 5366 из 6771
Пункт 10 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в    
статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях    
в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо      
оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований     
технических регламентов и санитарных правил".                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              207 чел.46,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    207 чел.                                          
Не голосовало                 243 чел.54,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 28

22.05.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551200-5 "О внесении изменений в статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1432 по 1437 из 6352
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поступило заявление от нашего   
уважаемого коллеги Белякова о том, что в связи с его командировкой он просит    
перенести рассмотрение пунктов 12 и 13 повестки дня на более поздний срок.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1546 по 1548 из 6352
И предлагается перенести вопросы 12 и 13 по той причине, о которой Владимир     
Николаевич сказал. Нет возражений? Спасибо.                                     
                                                                                

Заседание № 15

20.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551200-5 "О внесении изменений в статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5336 по 5341 из 5832
Продолжаем нашу работу. Коллеги, докладчика по вопросам, обозначенным в         
повестке под пунктами 18 и 19, а докладчиком является Антон Владимирович        
Беляков, нет в зале - очевидно, по уважительной причине, - поэтому вынужден     
фиксировать отсутствие докладчика и перенести эти вопросы на ближайшее          
заседание. Нет возражений? Спасибо.                                             
                                                                                

Заседание № 12

13.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551200-5 "О внесении изменений в статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 729 по 741 из 6091
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поступило письмо нашего         
уважаемого коллеги Антона Владимировича Белякова с просьбой перенести           
рассмотрение вопросов 19 и 20 на более поздний срок. Мы предлагаем              
согласиться с просьбой депутата Белякова и определить датой рассмотрения этих   
вопросов 20 марта.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 924 по 927 из 6091
Депутат Плигин предложил перенести вопросы 19 и 20 в связи с командировкой      
депутата Белякова на 20 марта. Нет возражений? Голосовать не будем?             
Переносим.                                                                      
                                                                                

Заседание № 9

14.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 551200-5 "О внесении изменений в статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 881 по 893 из 4960
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поступило письмо от автора      
законодательной инициативы, это законопроект № 551200-5, пункт 17 сегодняшней   
повестки дня: наш коллега Беляков просит перенести рассмотрение данного         
законопроекта. Комитет просит перенести рассмотрение данного законопроекта на   
13 марта.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой пункт повестки?                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Это 17-й пункт повестки: законопроект № 551200-5 перенести на 13   
марта.                                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1055 по 1057 из 4960
Депутат Вяткин предложил пункт 17 повестки перенести на 13 марта. Нет           
возражений, коллеги? Соглашаемся.