Заседание № 54
О проекте федерального закона № 55068-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, законопроект вносит изменения в части уточнения некоторых положений о межбюджетных отношениях между федеральным бюджетом и региональными бюджетами. Замечаний правового характера по законопроекту не имеется, он подготовлен к третьему чтению. Просьба принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 36 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 53
О проекте федерального закона № 55068-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 25 января 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Доклад Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, добрый день! Этот законопроект внесён Советом Федерации, принят в первом чтении 25 января. Ко второму чтению внесены поправки, девять поправок рекомендуются к принятию. Скажу только об основной: в статью 6 Бюджетного кодекса, в понятийный аппарат, внесены изменения о том, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности - это дотации, которые предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе и, главное, без установления направлений использования. То есть это собственный доход субъекта, который может направляться на реализацию любых расходных полномочий, предусмотренных законом о бюджете соответствующего субъекта. Таблица № 1 включает в себя девять поправок, рекомендованных к принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, в таблице № 2 две, но на самом деле они учтены в таблице № 1, просто в другой редакции. Мы авторам предложили подключиться к тем поправкам, которые включены в таблицу рекомендованных к принятию. Комитет предлагает Государственной Думе утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 34 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 01 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 24 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл юридико-техническую экспертизу, замечаний нет, он подготовлен к третьему чтению. Просьба поставить на пятницу для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Хорошо.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 55068-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 25 января 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, Андрей Михайлович Макаров настаивает на том, чтобы мы с вами по 18-му и 19-му вопросам, которые должны были быть рассмотрены в рамках повестки дня во втором чтении, приняли решение на будущее. Не будет возражений, если мы сейчас зафиксируем рассмотрение 18-го вопроса и затем 19-го вопроса в 10.30 на первом пленарном заседании, которое пройдёт 5 июля, поставим их на фиксированное время? По мнению Андрея Михайловича, их очень важно рассмотреть именно 5 июля, не позже. Просьба, соответственно, ознакомиться с материалами, потому что речь идёт в том числе о распределении дотаций регионам и субсидий госкорпорациям, то есть тема очень серьёзная. Нет возражений? Мы фиксируем сразу и 18-й, и 19-й вопросы сегодняшней повестки. Согласны, принимается.
Заседание № 22
О проекте федерального закона № 55068-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 11-го пункта. Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Евгения Викторовича Бушмина. Пожалуйста. БУШМИН Е. В., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект подготовлен в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс и введением положения об установлении правительством условий предоставления и использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Эти изменения были внесены 409-м законом, который Государственная Дума приняла 30 ноября. 409-й закон был в бюджетном пакете - остановить такой закон мы посчитали невозможным, использовать процедуру рассмотрения согласительной комиссией мы тоже посчитали невозможным, поэтому сразу за принятием, поддержкой как бюджетного пакета, так и федерального бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы мы подготовили поправки. Хочу отметить, что дотации по своей сути - это безусловная и безвозмездная финансовая помощь Российской Федерации субъектам, что подтверждается многолетней практикой бюджетного процесса в предыдущие годы; кроме того, согласно Бюджетному кодексу дотации являются собственными доходами регионов, именно поэтому дотации всегда предоставлялись без установления направления их использования. В связи с этим Совет Федерации предлагает внести следующие изменения. Прежде всего нужно дополнить понятийный аппарат: в 409-м законе был изменён понятийный аппарат, был убран принцип безусловности - мы предлагаем изменить понятийный аппарат и определить дотации как финансовую помощь без установления направления их использования. Хочу сказать, что наш законопроект был в месячной рассылке, так как он совместного действия, и за этот месяц нам удалось договориться с правительством об этой формулировке определения и уже в отзыве правительства на наш законопроект есть согласованная с нами формулировка. Таким образом, у нас уже есть основа для того, чтобы во втором чтении все разногласия, все вопросы с правительством снять. И самое главное - предлагается исключить условия предоставления дотаций регионам: когда Минфин заключает с регионами какие-то соглашения, там не указываются условия предоставления дотаций; все соглашения, которые в данном случае заключаются, - это соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению регионов Российской Федерации. Прошу поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! А ведь здорово, что наши коллеги из Совета Федерации не просто внесли законопроект, но уже и договорились с правительством, как его поправить ко второму чтению, - за это огромное спасибо! Частично выполнена наша работа - тоже большое спасибо, работы у нас действительно много. Тем не менее рассматривать результаты этой договорённости придётся нам с вами, поэтому хотел бы обратить внимание на очень интересную вещь: если мы прочитаем отзыв правительства на этот законопроект, то увидим, что, строго говоря, правительство, по сути, поддержало только название законопроекта, а всё остальное предлагается поменять, это с одной стороны. С другой стороны, есть замечания Счётной палаты, которая говорит о том, что она, конечно, согласна, но при условии доработки, а условия доработки, строго говоря, такие: верните всё, сделайте так, как есть сейчас, потому что мы об этом уже давно договорились. И сейчас я хотел бы обратить внимание не на то, что нам надо сделать ко второму чтению (я думаю, что нам предстоит очень большая работа), прежде всего нам надо понять один очень важный момент: дотации - это то, что гарантирует людям Конституция, это средства обеспечения конституционных обязательств государства. И другой очень важный момент: когда мы вводим условия договора с регионами, вернее, условия предоставления дотаций и вводим ответственность за то, что эти условия не выполнены, возникает естественный вопрос - кого мы наказываем? Да, регион не выполнил условия, да, какой-то чиновник допустил ошибку, но, когда мы потом отбираем деньги или часть этих денег у региона, мы на самом деле отбираем их не у чиновника, который допустил ошибку, мы отзываем эти средства от исполнения тех обязательств, которые на государство накладывает Конституция. К сожалению, ни действующая редакция Бюджетного кодекса, ни этот законопроект - пусть на меня не обижаются коллеги из Совета Федерации, - хотя этот текст всё-таки ближе к решению вопроса, чем то, что вы договорились сделать ко второму чтению, эту проблему в полном объёме не решают, а нам надо её решить. Так, может быть, всё-таки поработаем над тем, чтобы ввести ответственность за нарушение бюджетного законодательства для тех, кто это законодательство нарушил, а не для тех, кто должен получить средства? И неважно, будут ли это средства на лекарства, будут ли это средства на жильё, граждане должны получить их независимо от того, какой чиновник и в чём ошибся. Вот мне кажется, что это и есть главное направление доработки этого законопроекта. Ну а теперь хотелось бы ещё раз поблагодарить коллег из Совета Федерации, которые поставили этот чрезвычайно важный вопрос, поблагодарить за то, что они действительно смогли договориться с правительством, которое в конечном счёте смилостивилось и согласилось пропустить законопроект - пусть с условием, пусть только название законопроекта, но пропустило. Ну а теперь от нас вместе с коллегами из Совета Федерации зависит наполнение этого законопроекта реальным содержанием - думаю, этого ждут от нас люди. Комитет по бюджету поддерживает принятие концепции этого законопроекта в первом чтении и считает, что нам предстоит очень серьёзная работа по его доработке, чтобы сделать его реальным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Евгений Викторович, когда в ноябре прошлого года принимался закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, представители нашей фракции выражали большую озабоченность в связи с установлением очень сложных условий предоставления дотаций субъектам Российской Федерации и их использования, поэтому идея обсуждаемого сейчас законопроекта, на наш взгляд, правильная. Однако есть вопросы по поводу соглашений между Минфином и регионами. Один из таких вопросов: о каких мерах ответственности, устанавливаемых правительством, идёт речь? Ведь регионы и без того сейчас находятся в тяжелейшем финансовом положении. БУШМИН Е. В. Спасибо большое за вопрос. Наша самая главная задача - это освободить дотации от всяких условий и соглашений. Правительство заключает несколько соглашений с субъектами, и в этих соглашениях, конечно, прописаны меры ответственности, это понятно. Мы не хотим сейчас говорить о мерах ответственности по дотациям по одной простой причине: мы считаем, что дотации должны выплачиваться в любом случае. Дотация - это выполнение конституционных обязательств, комитет по бюджету чётко сформулировал эту позицию. Мы присоединяемся к этой позиции и считаем, что это совершенно правильно. Если есть другие соглашения, давайте по этим соглашениям работать, а дотации не должны выдаваться на каких бы то ни было условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Евгений Викторович, меня интересует вот такой вопрос. Я очень часто сравниваю Рязанскую область с другим субъектом Российской Федерации, с одной из республик Северного Кавказа, которая близка к ней и по численности населения, и по размеру территории, но суммы безвозмездных субсидий регионам различаются в десятки раз. Вот принятие норм, о которых вы сегодня говорите, как-то повлияет на то, что у нас будут более прозрачно, понятно и справедливо - конечно, понятие "справедливость" относительное - распределяться субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе с учётом плотности населения, численности, размера территории и протяжённости коммуникаций? Вот повлияет ли это как-то на более справедливое распределение субсидий по регионам? БУШМИН Е. В. Спасибо большое за вопрос. Я хотел бы сказать, что финансовая помощь - это дотации, субсидии, субвенции, кредиты. В данном случае мы говорим только о дотациях, мы субсидии не рассматриваем, потому что убрать условия по субсидиям просто невозможно, это работает, и работает достаточно хорошо. Наша главная задача сейчас - отказаться от условий по дотациям. Что касается прозрачности распределения. Мы специально очень долго бились за это и совместно с Государственной Думой создали трёхстороннюю комиссию по вопросам межбюджетных отношений, которая очень подробно рассматривает методику распределения этих средств. Я думаю, что все вопросы по распределению средств, по прозрачности мы должны адресовать этой трёхсторонней комиссии. Сорок депутатов Государственной Думы и сорок членов Совета Федерации работают в этой комиссии, и я также участвую в этой работе, - полагаю, что совместно мы можем ответить на вопрос о прозрачности распределения дотаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Евгений Викторович, закон действительно назрел, но вот смущают некоторые моменты, например, это касается установления мер по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению субъектов Российской Федерации: не получится ли так, что условия, от которых мы отказываемся, перейдут в соглашения в качестве именно этих мер по экономическому развитию и финансовому оздоровлению? БУШМИН Е. В. Спасибо большое за вопрос, Вера Анатольевна. Дело в том, что мы не можем запретить, и это нормальный подход правительства: когда оно выделяет деньги, оно должно смотреть, куда, на что и каков результат выделения этих денег, так и с субсидиями, так и с кредитами - по кредитам очень серьёзные соглашения с очень серьёзными условиями. В данном случае соглашение о развитии - это соглашение, определяющее, как субъекты работают над тем, чтобы не упал рост промышленного производства, чтобы росли доходы, чтобы не было безработных. Это соглашение правильное, но ни в коем случае это соглашение нельзя связывать с дотациями, условия никакого соглашения, в том числе соглашения о мерах оздоровления субъектов Российской Федерации, нельзя связывать с дотациями, поэтому мы и разрываем этим законопроектом связь между дотациями и этими соглашениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Евгений Викторович, многие вопросы мы пытаемся регулировать соглашениями, но, как показывает опыт 2016 года, всего пятнадцать регионов России смогли обеспечить исполнение расходных обязательств самостоятельно, без привлечения средств федерального бюджета, и, как указывается в заключении Счётной палаты, имеет место низкая дисциплина по исполнению ранее заключённых соглашений. Конечно, здесь нужно наводить порядок, приводить в порядок вопрос, связанный - это обозначено и в соглашениях - с деньгами, которые мы будем выдавать на выравнивание бюджетной обеспеченности. На ваш взгляд, пришло или не пришло время внести поправки в административный кодекс и ввести меру ответственности для губернаторов, как-то всё-таки эти вопросы урегулировать, чтобы были предусмотрены меры наказания? Ведь каждый из них будет волен сам решать, куда эти средства направлять, и очень часто бывает так, что не учитывается мнение населения, которое проживает в том или ином субъекте Российской Федерации. БУШМИН Е. В. Спасибо за вопрос, Владимир Владимирович. Я, конечно, могу ошибаться, но, мне кажется, нет ни одного субъекта Российской Федерации, который в том или ином виде не получал бы денег из федерального бюджета, - все субъекты, включая Москву, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменскую область и прочих доноров, получают средства из федерального бюджета, поэтому следить за тем, как расходуются эти средства, мы обязаны. Когда дотации попадают в бюджеты регионов, они становятся источниками доходов этих бюджетов, и как субъекты исполняют свои бюджеты - это очень важный вопрос. Кстати, мы этот вопрос развивали, когда вместе с вами принимали закон о счётных палатах субъектов Российской Федерации, которые создавались для проверки этих бюджетов, то есть направления использования любых денег, в том числе дотаций, из бюджетов регионов должны, в частности, проверяться в рамках парламентского контроля субъектов, в рамках работы счётных палат субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А. Уважаемые коллеги, ни для кого не секрет, что ситуация в регионах складывается крайне тяжёлая. По последним данным Счётной палаты - эти данные взяты из информации об исполнении бюджета 2016 года на 1 декабря прошлого года, - долг регионов некоторым образом уменьшился, однако, если взять в разрезе регионов, ситуация, к большому сожалению, только усугубляется. Почему вдруг регионам стали выдвигаться условия при предоставлении дотаций, в частности, на выравнивание бюджетной обеспеченности? У нас условия регионам ставятся практически по всем позициям: по субсидиям, по бюджетным кредитам и вот по дотациям теперь, по дотации на выравнивание. Мы понимаем, что федеральный бюджет не резиновый и как в чёрную дыру деньги направлять просто нельзя, однако условия должны быть реально выполнимыми. А что мы имеем по факту? Я напомню вам (причём мы эти условия рассматривали и трёхсторонняя комиссия эти условия утверждала): рост налоговых и неналоговых доходов, всё в процентах, не вводить новые налоговые льготы; рост инвестиций в основной капитал, причём это должны быть не бюджетные инвестиции; ещё один пункт, который очень сильно бьёт по социальной сфере, - это продолжающаяся оптимизация бюджетной сферы, а также другие условия. Ну скажите, насколько эти условия вообще могут быть выполнимы? Я думаю, что в нашей ситуации это довольно сложно. Дотация - это бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системой Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе, поэтому абсолютно правильно ставит вопрос Совет Федерации: условия здесь просто неприемлемы! Счётная палата указывает новую сумму долга регионов - 2 триллиона 208 миллиардов рублей на 1 декабря 2016 года, и хотя в целом он чуть уменьшился, но в 33 регионах существенно увеличился государственный внутренний долг, в 17 регионах увеличился процент коммерческих кредитов, в 55 регионах выросли бюджетные кредиты, в восьми субъектах Федерации они выросли... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАНЗЯ В. А. Да, спасибо. ...в 2 раза - ситуация в регионах усугубляется. Поэтому выставлять сегодня какие-либо условия получения регионами федеральной поддержки, финансовой федеральной поддержки, безусловно, неприемлемо. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Естественно, смущает только одно, и я об этом задала вопрос Евгению Викторовичу: не хотелось бы, чтобы ко второму чтению этот законопроект хорошо почистили и те условия, о которых я сейчас говорила, плавно перетекли в соглашения, которые Минфин заключает с регионами. Естественно, ситуацию в регионах нужно держать под контролем, но не нужно забывать сегодня и о том, что регионы получили столько полномочий по сравнению с предыдущими годами, что на выполнение их практически никаких денег не хватит. И окриком - можно кулаком стукнуть по столу, можно ногой топнуть - тяжелейшую экономическую ситуацию в регионах не исправить, нужны серьёзные стабильные финансово-экономические меры. Эти меры есть в нашей программе, я не буду на этом подробно останавливаться, но законопроект Совета Федерации, который мы сегодня обсуждаем, - это хотя бы маленький кирпичик, это немногое из того, что можно сделать, чтобы регионы вздохнули свободнее, потому что те условия, которые им ставили, практически невыполнимы. Хотелось бы, чтобы окриком не заставляли регионы искусственно ужимать свои расходы, чтобы всё было экономически обоснованно и чтобы этот законопроект между первым и вторым чтениями не претерпел серьёзных изменений и не ущемил именно регионы, потому что уже есть такая тенденция: Правительство Российской Федерации защищает свои позиции, ставит свои условия, оно своё, так скажем, видение закона нам в комитет представило, и может получиться так, что мы придём к тому, от чего ушли. Не хотелось бы, чтобы эти условия оказались в соглашениях с регионами. Фракция КПРФ поддержит этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимова Надежда Сергеевна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги! Вы знаете, рассматриваемый законопроект, в общем-то, весьма необычный. У нас нечасто законопроект вносится не конкретным сенатором, не группой сенаторов, а коллегиальным органом - Советом Федерации, то есть это уже свидетельствует о серьёзности вопроса, проблемы, поставленной законопроектом, который внесла палата регионов. Действительно, для регионов очень важно, на каких условиях - а вернее, без условий - будет выделяться дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Предусмотрено Бюджетным кодексом и подтверждено многолетней практикой, что дотация на выравнивание является собственными доходами региона и распределяется им на те направления, в тех суммах, по тем периодам, на которые это запланировано в их конкретных бюджетах или в решениях муниципальных органов, поэтому сегодня совершенно правильно поставлен вопрос о том, что нужно вернуть дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности в статус, когда она предоставляется на безвозмездной, безвозвратной основе и без всяких оговорённых условий. Я должна обратиться к прошлому и сказать, что когда мы формировали концепцию межбюджетных отношений - Евгений Викторович принимал в этом участие, Александр Дмитриевич, ваша покорная слуга тоже участвовала, - то мы эту концепцию формировали в условиях, когда часть налоговых поступлений, доходов передали с уровня регионов и муниципалитетов на уровень федеральный и взамен этого дали дотации, то есть это был своего рода обмен - собственные доходы в виде налоговых поступлений заменялись дотациями из федерального бюджета. Поэтому несправедливо возвращать вот эту дотацию на уровень такой финансовой помощи, которая будет оказываться на каких-то условиях. Мы полностью поддерживаем этот законопроект. Коллеги, я хочу вам сказать, что, конечно, получая права... Вот Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию поставил в том числе задачу чётко определить, какова будет роль регионов, их вклад в экономический рост страны. Ну о какой ответственности и роли можно говорить, если они не будут хозяевами тех доходов, которые получат в свои бюджеты?! Мне кажется, что, отстаивая интересы регионов, совершенно правильно Совет Федерации поднимает вопрос о том, что дотация должна быть безусловной. Коллеги, хочу сказать, что Владимир Владимирович в своём послании также подчеркнул, что в последнее время укрепился авторитет законодательной власти и его надо поддерживать, подкреплять делами. Вот мы сегодня говорим, что этот законопроект несовершенен, что его надо усовершенствовать и меры ответственности субъектов Российской Федерации, безусловно, надо предусмотреть, - но только в каком ключе эти меры ответственности будут предусмотрены? Понятно, что ответственность у них есть - и за исполнение социальных обязательств, которые на региональном уровне они на себя принимают, и за экономический рост каждого региона, но как эта ответственность будет регулироваться на федеральном уровне? Вот об этом говорил Андрей Михайлович. Наверное, это всё-таки должна быть ответственность за исполнение закона, а не за исполнение каких-то условий, которые будут диктоваться вот этими соглашениями. Коллеги, я думаю, что ко второму чтению мы существенно доработаем этот законопроект, и давайте сделаем так, чтобы он действительно послужил кирпичиком для укрепления авторитета законодательной власти, о котором говорил Владимир Владимирович. Фракция будет поддерживать указанный законопроект с учётом его существенной доработки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Так, пожалуйста, представитель президента? Правительства? Докладчик, Евгений Викторович? Нет. Андрей Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Дорогие друзья, я хотел бы начать с выражения глубокой признательности Николаю Васильевичу Коломейцеву, который отменил своё выступление, чтобы сэкономить нам время. Вы знаете, коллеги, на самом деле закон очень важный, я думаю, что все его поддержат, но я очень не хотел бы, чтобы, когда будет третье чтение, мы вспоминали, что вот, мол, мы о том-то и о том-то договаривались... Давайте ещё раз сконцентрируемся на том, как справедливо сказал Евгений Викторович, что регионы получают средства, поддержку из федерального бюджета в разных формах, а здесь речь идёт о дотациях. И поэтому, когда Вера Анатольевна говорит, что надо деньги регионам отдавать без всяких условий... Да не приведи господи давать деньги кому бы то ни было, неважно, регион это или кто-то другой, без всяких условий! Давайте вспомним семейный бюджет - разве вы дадите кому-нибудь деньги без всяких условия, хотя бы без условия, когда вы получите их обратно или что вам за это будет? Повторяю, коллеги, речь идёт о дотациях. Дотации - это счётная позиция, дотации - это то, что регионы не могут получить просто так, потому что, я повторяю, это счётная позиция, которая нужна для соблюдения конституционных прав граждан. И говорю я об этом сейчас потому, что мы слышали вопрос Александра Николаевича Шерина: почему в каком-то регионе получают больше, чем в Рязанской области? Да не получает никто больше: дотаций никто не может получить больше или меньше - все должны получить дотаций ровно столько, сколько посчитали! Кстати, это не влияет на голосование по бюджету: скажем, когда выделялись деньги Рязанской области на больницу Семашко или на скорую помощь, всё равно вы же голосовали против, Александр Николаевич. Так что, как я понимаю, даже вопрос о выделении денег региону - это не главное. А вот то, что сказал Евгений Викторович, - это очень важно: дотации должны быть выведены из-под каких-либо условий. А должны ли быть условия по дотациям? Думаю, что да, и главным условием должна быть ответственность чиновников за то, что дотации не получили те, кто их должен был получить. Представьте себе: при закупке лекарств они устраивают торги и дают выиграть своему поставщику, завышают цены или что-то ещё, а в результате нарушаются права граждан. Ну неужели за это должны отвечать граждане, для которых были выделены деньги? Конечно, должен ответить тот, кто это сделал! Следовательно, мне кажется, при доработке этого законопроекта ко второму чтению мы должны развести эти важные вопросы. Граждане не должны отвечать за действия любых чиновников, и я предложил бы всем фракциям подумать именно об этом: каким образом нам ввести ответственность, реальную ответственность за нецелевое использование, за то, что эта помощь, которая приходит регионам, не является адресной, кто за это должен отвечать и как. Ещё раз хотел бы обратить внимание: договоры об условиях должны быть, но, считаю, условием получения средств не может быть то, что полагается людям по Конституции. Вот это то направление, в котором, я думаю, мы все вместе и доработаем данный законопроект ко второму чтению. Ещё раз огромное спасибо Николаю Васильевичу Коломейцеву. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 11 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 56 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается.