Заседание № 361

01.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 550619-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6836 по 6975 из 8790
Пункт 61 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий    
прокурора в досудебном судопроизводстве)". Доклад депутата Государственной      
Думы Юрия Петровича Синельщикова.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы предлагаем расширить ныне действующие   
полномочия прокурора в сфере надзора за предварительным следствием. Часть       
полномочий, которыми наделён руководитель следственного органа, мы полагаем,    
необходимо передать прокурору, и это, по нашему глубокому убеждению, повысит    
эффективность работы следственного аппарата и законность в сфере                
предварительного расследования.                                                 
                                                                                
Какие полномочия прокурору на сегодня необходимы? Принятие решения об отказе    
в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела. Вообще, у нас    
действует странная схема, при которой прокурор вроде как является лицом,        
которое обеспечивает уголовное преследование, вместе с тем он не имеет права    
возбудить дело. Предлагаем наделить его этим правом, а также наделить           
следующими правами: проводить отдельные следственные действия и иные            
процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству;     
давать указания следователю о направлении расследования, о производстве         
отдельных следственных действий (у нас достаточно странная схема, при которой   
прокурор не имеет права на это); отменять любые незаконные или необоснованные   
постановления, разрешать отводы всех должностных лиц, участвующих в деле,       
отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если он       
допустил нарушение закона; своим решением приостанавливать и прекращать         
уголовные дела. Обращаю внимание на последнее: я регулярно встречаюсь в         
Казани, в Москве, в Ульяновске с ситуациями по жалобам граждан, когда           
прокурору неоднократно направляются непригодные для рассмотрения в суде дела    
с обвинительным заключением следователя и он многократно возвращает их на       
новое расследование, не имея права самостоятельно принять решение по этому      
делу.                                                                           
                                                                                
Я обращаю внимание на то, что все эти права, и даже больше, чем мы сейчас       
предлагаем, были у прокурора до 2007 года. Законодатель тогда допустил          
существенное нарушение, изъяв из полномочий прокурора большую часть тех, что    
были установлены. Эти изменения себя не оправдали, потому как полномочия        
перешли к руководителю следственного органа, который обычно сидит в соседнем    
кабинете со следователем, и там идёт полное братание, и ничего в плане          
обеспечения независимости расследования и законности не получается.             
                                                                                
Прокурорский надзор раньше носил так называемый упреждающий характер - так      
было на протяжении многих десятилетий в нашем судопроизводстве, - и когда       
следователь приносил прокурору дело для утверждения обвинительного              
заключения, то прокурор уже знал, что там есть, что там написано и что там      
будет. Прокурор иногда в течение нескольких минут, часов или двух-трёх дней     
решал вопрос о направлении дела в суд. Число дел, которые возвращались          
прокурором на дополнительное расследование, было крайне невелико, теперь же     
вал этот громаден, потому что прокурор не знает дела, следователь во многих     
случаях может ему просто-напросто не представить уголовное дело для проверки,   
для изучения. И надзор, конечно, не носит упреждающего характера, все           
нарушения выявляются только тогда, когда дело поступило к прокурору.            
                                                                                
Обращаю внимание на то, что увеличилась волокита по делам, увеличилось          
количество всякого рода проблем с арестами: 13,6 тысячи человек, арестованных   
в прошлом году в ходе следствия, впоследствии были судом освобождены из-под     
стражи либо в ходе рассмотрения дела, либо по результатам приговора; 10,5       
тысячи случаев, когда суды отклонили ходатайства следователей об избрании       
меры пресечения в виде заключения под стражу. Но руководители следственных      
органов такие необоснованные предложения следователей никак не пресекают,       
более того, они очень часто стимулируют следователей к тому, чтобы они вот      
такие постановления об арестах выносили.                                        
                                                                                
В отзывах на законопроект, собственно, нет никаких особых страстей, кроме       
того что Правовое управление заявило, что эта работа потребует увеличения       
штатной численности. Вот эти полномочия, наоборот, позволят высвободить         
значительное число прокуроров и сократить штатную численность, потому что       
прокурор заранее будет пресекать нарушения, он не будет ввязан в этот           
бумажный вихрь, невероятный вихрь, который сейчас идёт в виде этой переписки,   
этой возни между прокурором, Следственным комитетом и следственными             
подразделениями органов внутренних дел.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по государственному               
строительству и законодательству Зарифа Закировича Байгускарова.                
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Юрий         
Петрович подробно изложил суть законопроекта, но хотел бы несколько моментов    
отметить.                                                                       
                                                                                
Он предлагает вернуться к советской системе, когда прокуроры сами уголовное     
дело возбуждали, сами расследовали, сами утверждали и практически сами, ну,     
не сажали, но настоятельно рекомендовали суду, чтобы человека посадили.         
Сейчас Юрий Петрович говорил, что у нас это влияет на факты ареста людей, но,   
обращаю внимание, если 20 лет назад у нас в тюрьмах сидело более миллиона       
человек, то сегодня - около 400 тысяч. То есть сколько людей мы смогли          
освободить, учитывая, что прокуроры сами не расследуют, у нас сейчас в два с    
лишним раза меньше людей, находящихся под стражей, чем было во время, когда     
прокуроры сами расследовали.                                                    
                                                                                
Обращаю внимание, что мы сами же законом о внесении изменений в                 
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в закон "О прокуратуре    
Российской Федерации", наоборот, освободили прокуроров от возбуждения           
уголовных дел. Тем не менее они наделены правом надзора: они надзирают за       
возбуждением дел, они надзирают за проведением предварительного                 
расследования, могут давать указания, которые обязательны для выполнения        
дознавателем, то есть они полностью контролируют ход, процедуру                 
предварительного расследования. При этом, если мы, например, вернёмся к         
старой системе, у нас независимости органов предварительного следствия не       
будет, они никакого своего мнения иметь не будут, потому что тогда прокуроры    
будут только сами решать.                                                       
                                                                                
Обращаю внимание также, что для этого необходимо будет увеличивать штат         
прокуроров, потому что они в этом случае скажут: извините, вы нам дали          
полномочия самим проводить расследования, а нам нужен следователь, если мы      
будем расследовать сами. Ну не смогут они сегодня при существующей нагрузке     
на прокуроров ещё и расследовать уголовные дела, это невозможно - надо          
объективно смотреть. Я сам разговаривал с прокурорами, которые занимаются       
надзором за следствием, они говорят: мы не сможем это делать, для этого нам     
надо будет раза в два увеличивать штат. То есть, конечно, это невозможно        
сделать при существующем штате прокуратуры.                                     
                                                                                
Ну и конечно, сегодня у прокуроров есть полный спектр возможностей, чтобы       
реагировать на нарушения закона. Об этом надо чётко сказать, потому что не      
было ни одного случая, чтобы следователь не выполнил требования прокуратуры,    
которое они утверждают в виде заключения. Поэтому здесь никаких проблем не      
возникает.                                                                      
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает отклонить предложенный законопроект.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 61       
порядка работы.                                                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.