Заседание № 297
11.05.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 550297-6 "О внесении изменения в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за применение насилия в отношении медицинских работников выездных бригад скорой помощи).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1262 по 1268 из 6320
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба вопросы 23, 24, 25 и 26 рассмотреть с одним содокладом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1275 по 1279 из 6320
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение перенести 41-й вопрос. Замена докладчика по 24-му. Также предложение перенести 22-й вопрос. Нет возражений? Нет. С одним содокладом рассмотреть вопросы 23, 24, 25, 26 - соглашаемся. Так, и по 43-му?.. Спасибо. Отозван.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5534 по 5897 из 6320
Коллеги, дальше рассматриваем вместе четыре законопроекта: 23-й пункт - проект федерального закона "О внесении изменения в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации", 24-й пункт - проект федерального закона "О внесении изменений в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации", 25-й пункт - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации" и 26-й пункт - проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". 23-й вопрос - без доклада, по 24-му вопросу доклад делает Дмитрий Иванович Савельев. На рабочем месте включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Полицейская статистика и периодически появляющиеся публикации, сюжеты в новостях на телевидении показывают, что во всех регионах Российской Федерации сложилась очень неприглядная ситуация, связанная с нападениями на медицинских работников. По роду деятельности медицинским работникам часто приходится оказывать помощь лицам с агрессивным поведением, находящимся в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, а также асоциальным лицам с криминальными наклонностями. Особо обращаю ваше внимание на то, что зачастую со всеми этими элементами приходится сталкиваться именно женщинам, так как их больше всего работает в бригадах скорой помощи и в качестве участковых. Один из авторов законопроекта, коллега Щепинов, приводит такие факты. По сведениям УМВД России по Оренбургской области, за период 2011-2013 годов в органы внутренних дел поступило 26 сообщений о противоправных посягательствах в отношении сотрудников скорой медицинской помощи при осуществлении ими профессиональных обязанностей. Однако нападения на бригады скорой помощи рассматриваются правоохранительными органами без учёта того, что это происходило при исполнении медицинскими работниками своих должностных обязанностей, поэтому лица, совершившие противоправные действия, не несут должного наказания. Решить данную проблему предлагается посредством принятия на законодательном уровне мер юридической ответственности в отношении лиц, совершивших противоправные действия в отношении медицинских работников при исполнении ими служебных обязанностей. Прошу также иметь в виду, что речь идёт не только о безопасности сотрудников медицинских служб, но и вообще об оказании медпомощи нашим законопослушным гражданам: многие могут не получить помощь, если медик пострадает на предыдущем вызове. Считаю, что угроза серьёзного наказания заставит асоциальные элементы более уважительно и осторожно вести себя с медицинскими работниками, а медицинским работникам позволит почувствовать нашу заботу, помощь в части посягательства на их жизнь и здоровье. Предлагается внести в главу 16 Уголовного кодекса изменения, дополнив её статьёй 125-1 "Применение насилия в отношении медицинских работников". В части первой статьи предусматривается, что применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении медицинских работников при исполнении ими своих должностных обязанностей наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет, то есть речь идёт о применении насилия, не опасного для жизни и здоровья. Согласно части второй этой статьи применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет. Уважаемые коллеги, просим поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По пункту 25 с докладом выступает Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Идея нашего законопроекта простая - это обеспечить дополнительные правовые гарантии сотрудникам бригад скорой помощи. Почему они нуждаются в дополнительных мерах защиты? Как минимум пять оснований есть. Во-первых, они первыми прибывают на место совершения каких-то правонарушений, зачастую преступлений. Во-вторых, им действительно зачастую приходится сталкиваться с лицами, которые ведут себя агрессивно, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в каком-то ином неадекватном состоянии. В-третьих, достаточно часто происходят случаи нападения на сотрудников скорой помощи, причинения им побоев, но согласно действующему законодательству в случае, если сотрудник скорой помощи захочет должным образом наказать своего обидчика, это будет частное обвинение и ему придётся очень долго обивать пороги вначале следственных органов, а потом судебных инстанций, чтобы что-то доказать, если у него вообще что-то получится. В-четвёртых, в последнее время случаи нападения на сотрудников бригад скорой медицинской помощи в некоторых регионах значительно участились, в прошлом году количество таких случаев выросло почти в 2 раза. Более того, участились случаи, когда такие нападения приводят к гибели, к смерти сотрудников бригад скорой помощи, как, в частности, было в Симферополе осенью прошлого года. Ну и наконец, в-пятых, всё вышеизложенное, ситуация, которая складывается вокруг непростой работы бригад скорой медицинской помощи, с учётом того что у них достаточно невысокая зарплата, тяжёлые условия труда, приводит к тому, что нынешние работники, сотрудники просто уходят, а молодёжь не горит желанием, не стоит в очереди, чтобы записаться на работу в бригады скорой медицинской помощи. Что предлагаем мы? Мы предлагаем дополнить примечание к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, включив в перечень лиц, нападение на которых преследуется в особом порядке, кроме сотрудников правоохранительных органов, также и сотрудников бригад скорой медицинской помощи. В случае принятия подобной поправки нанесение вреда, применение насилия в отношении сотрудников скорой медицинской помощи, которое не повлекло тяжёлых последствий для их жизни и здоровья, будет наказываться лишением свободы на срок до пяти лет, а если такое нападение или такое насилие привело к утрате здоровья - на срок до десяти лет, сейчас эта норма применяется в отношении сотрудников МВД. Кстати говоря, я хотел бы подчеркнуть, что под защиту статьями 318 и 319 Уголовного кодекса подпадают не только сотрудники правоохранительных органов, не только полицейские, но и иные контролирующие и проверяющие структуры, поэтому я думаю, что сотрудники скорой медицинской помощи, которые вынуждены выполнять свою непростую работу зачастую в непростых условиях, в условиях, которые сопряжены с риском для их жизни и здоровья, достойны дополнительных мер их правовой защиты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, 26-й пункт без доклада. Содоклад по всему этому блоку законопроектов сделает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все четыре законопроекта, которые мы рассматриваем в Государственной Думе, направлены на установление повышенной уголовной ответственности за применение насилия в отношении медицинских работников, в частности медицинских работников выездных бригад скорой медицинской помощи, в связи с чем предлагается выделить такие деяния, как посягательство на жизнь медицинского работника, применение насилия в отношении медицинского работника и оскорбление медицинского работника при исполнении им должностных обязанностей, в отдельные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Следует обратить внимание, что в настоящее время уже предусмотрена повышенная уголовная ответственность за посягательство на жизнь и здоровье медицинских работников в связи с осуществлением ими служебной деятельности, то есть рассматриваемые деяния уже охватываются действующими нормами уголовного законодательства. Так, глава 16 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за убийство, за умышленное причинение лёгкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, кроме того, статьёй 116 предусмотрена ответственность за побои. При этом пунктом "б" части второй статьи 105, пунктом "а" части второй статьи 111 и пунктом "б" части второй статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена повышенная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и средней тяжести вреда здоровью, если эти деяния совершены в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга. Кроме того, совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга предусмотрено пунктом "ж" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации как обстоятельство, отягчающее наказание. Данное обстоятельство учитывается при назначении наказания, если оно не предусмотрено в качестве признака соответствующего преступления. Отдельно следует остановиться на законопроекте № 992972-6 "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации", о котором докладывал Крутов Андрей Дмитриевич и которым предлагается отнести сотрудников бригад скорой медицинской помощи к представителям власти. Данный проект вносит соответствующие дополнения к примечанию к статье 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" Уголовного кодекса Российской Федерации. Примечанием к статье 318 Уголовного кодекса установлено, что представителем власти признаётся должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский работник - это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Данный закон не наделяет медицинских работников распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решение, обязательное для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, что не позволяет отнести их к представителям власти. Подводя итог, я считаю необходимым особо отметить, что убедительных доводов о необходимости выделения рассматриваемых деяний в отношении медиков в самостоятельные статьи Уголовного кодекса в пояснительных записках к законопроектам не представлено. Как уже указывалось, насильственные действия в отношении медицинских работников охватываются действующими нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. На данные законопроекты поступили отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в которых законопроекты не поддерживаются. Профильный Комитет по охране здоровья также не поддерживает данные законопроекты. В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству просит отклонить данные законопроекты. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Рафаэль Мирхатимович, в отзыве правительства написано, что санкции по существующим составам Уголовного кодекса соразмерны с санкциями предлагаемой нами статьи 125-1 УК, но ведь во втором чтении мы можем, собственно говоря, изменить эти санкции - ввести большие сроки заключения, более жёсткое наказание за такие правонарушения. Вы знаете - в двух словах, ещё двадцать секунд остаётся, - моя мама была врачом и работала в службе скорой помощи в 70-х годах, и она мне рассказывала, как сталкивалась с тем, что пациенты - например, в состоянии белой горячки - бросались на врачей. А тогда таких случаев было существенно меньше, чем сейчас, когда есть наркоманы, токсикоманы и так далее... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты, Дмитрий Иванович не успел всё рассказать. Пожалуйста, Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Рафаэль Мирхатимович, ну вот я статистику в пояснительной записке коротко привёл, хотя вы сказали, что статистики нет. Уверяю вас, что к тому же далеко не все посягательства на жизнь и здоровье медицинских работников отражаются в статистике МВД, потому что врачи настолько привыкают к этому, что зачастую просто не заявляют в полицию, если дело не доходит до реальных побоев или увечий. Тем не менее это действительно поветрие, с которым нужно бороться. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Дмитрий Иванович, как вы сами подтвердили, на самом деле данные преступления уже охватываются статьями Уголовного кодекса. Вы говорите, что ко второму чтению можно было бы ужесточить наказание - ну, нам видится всё-таки правильным обеспечить не ужесточение наказания, а неотвратимость наказания. Это первое. И второй момент. Если мы вот так отдельно внесём изменения в Уголовный кодекс для определённой категории служащих - медицинских работников, то вслед за этим потребуется такую же ужесточённую ответственность вводить и для работников газовых служб, электросетей: к ним тоже применяют иногда определённые формы насилия, в отношении их тоже совершаются преступления. Мы считаем, что действующие нормы Уголовного кодекса уже охватывают все эти преступления и их вполне достаточно для того, чтобы бороться с такими явлениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня тоже вопрос к коллеге Марданшину. И в отзыве правительства, и в вашем выступлении прозвучало, что в ныне действующем уголовном законодательстве предусмотрены достаточные меры для охраны жизни и здоровья медицинских работников, но если бы это было так, то вряд ли бы за прошлый год количество нападений на сотрудников бригад скорой медицинской помощи удвоилось, то есть очевидно, что этих мер недостаточно. Более того, у меня есть как минимум десятки обращений сотрудников бригад скорой помощи, которые утверждают, что в случае совершения противоправных действий в отношении их что-то доказать в суде, в органах следствия очень тяжело. Перевод порядка обвинения из частного в публичный позволит решить проблему, обеспечит неотвратимость наказания, о которой вы говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Андрей Дмитриевич, ещё раз повторяю, что важно обеспечить неотвратимость наказания. Это первое. И второе. То, что вы предлагаете в своём законопроекте приравнять медицинских работников к представителям органов власти, на мой взгляд, совершенно неверно. Преступления в отношении медицинских работников совершаются не из-за того, что у нас в Уголовном кодексе не предусмотрена отдельная статья, отдельная ответственность за такие преступления, а из-за того, из-за чего совершаются и другие преступления, в отношении других категорий нашего населения. Просто здесь должны применяться те нормы уголовного права, которые у нас уже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. А, прошу прощения, отмените. По очереди, да? Хорошо, хотя большого значения это не имеет. 23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 04 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 28 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 53 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.