Заседание № 194
О проекте федерального закона № 550201-7 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части уточнения оснований для отсрочки от призыва на военную службу для продолжения обучения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к приятию в третьем чтении. Я напомню, что законопроект предоставляет гражданам равные возможности для поступления в образовательные организации различного уровня образования. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Имеется соответствующий проект постановления. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. Подготовиться Яровой. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает данную законодательную инициативу, потому что мы выступаем за то, чтобы у наших граждан была возможность получить полноценное образование и быть призванными в Вооружённые Силы, если у них будет соответствующий допуск. Те мероприятия по популяризации службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, которые сегодня проведены, на самом деле ведут к тому, что скоро в военкоматы будут стоять очереди, я абсолютно в этом уверен. И на сегодняшний момент единственным справедливым социальным лифтом у нас являются Вооружённые Силы Российской Федерации. Хочу отметить, что сегодня существует огромное количество оснований для отсрочки от призыва на военную службу в Российской Федерации. Действительно, в этом плане законодательство смягчается, но параллельно определяется больше приоритетов, которые дают нашим молодым людям уверенность в завтрашнем дне, если они выбирают для себя службу в Вооружённых Силах. Я хочу напомнить, уважаемые коллеги, что гражданин Российской Федерации может заключить контракт после шести месяцев прохождения срочной службы. Сегодня в Вооружённых Силах Российской Федерации из миллиона около 400 тысяч военнослужащих проходят военную службу по контракту. К реальным боевым действиям не привлекаются военнослужащие-срочники, привлекаются только военнослужащие-контрактники. Также, уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить, что максимальный призывной возраст в Российской Федерации составляет 27 лет. А вот для граждан в возрасте старше 27 лет существуют определённые ограничения, в частности, установленные статьёй 16 "Ограничения, связанные с гражданской службой" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": гражданин Российской Федерации, не имея документов, подтверждающих факт его законного неслужения своему Отечеству, не сможет десять лет занимать должности муниципальной, государственной службы. Это одна из мотиваций. Хотел бы подчеркнуть, уважаемые коллеги, что в соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Министерством обороны делается всё возможное для того, чтобы защита нашего государства была не только престижной, но и действительно выгодной в плане материально-бытового и социального обеспечения. Хочу напомнить, что контрактник на сегодня в Российской армии получает около 80 тысяч рублей в месяц. Уважаемые коллеги, наверное, единственное место, где можно присягнуть своему Отечеству, - это Вооружённые Силы. И звучит это таким образом: "Я, Шерин Александр Николаевич, торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество". Желаю всем нашим достойным мужчинам по достижении 18 лет исполнить это великое предназначение и быть защитниками Отечества, быть приведёнными к присяге на верность своему Отечеству! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы принимаем очень важное решение, мы фактически устраняем ту правовую коллизию, которая создавала неопределённость и могла влиять на судьбу молодого человека при определении того, что первоначально - получить образование или пройти службу в армии. Абсолютно точно, сегодня очень престижно и почётно служить в нашей Российской армии, и сегодня армии нужны высококвалифицированные специалисты, в том числе те наши парни, которые готовы верой и правдой служить Отечеству. Принимая решение сегодня, мы фактически устраняем любые препятствия, чтобы молодой человек после окончания школы мог получить, не прерываясь, высшее образование, причём с учётом обучения на подготовительных курсах. Это даёт ему возможность самостоятельно планировать тот период жизни, который является определяющим в становлении личности каждого. Не случайно данная законодательная инициатива поддержана и Министерством обороны - в ней качественно отражён современный взгляд и на Российскую армию, и на состояние гражданского общества. Сегодня мы абсолютно гармонизируем нормы в соответствии с запросом, существующим и в Вооружённых Силах, и в гражданском обществе. Кроме того, мы устраняем неопределённость, которая создавала в том числе и судебные прецеденты, создавала некий негативный флёр, поэтому поддержка, полученная данной законодательной инициативой, действительно очень важна. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", готовя эту инициативу и рассматривая её в рамках подготовки ко второму чтению, учла ещё и дополнительные предложения, что позволяет говорить о комплексном, выверенном и очень позитивном решении, которое обеспечит защиту законных прав и интересов молодых людей призывного возраста и своевременное наполнение Российской армии квалифицированными, подготовленными кадрами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", 4-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 03 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 550201-7 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части уточнения оснований для отсрочки от призыва на военную службу для продолжения обучения; принят в первом чтении 10 января 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Во время подготовки поступило пять поправок к законопроекту, все они рекомендованы комитетом к принятию и включены в таблицу поправок № 1; поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. У Правового управления замечаний по поправкам не имеется. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 14 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 37 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект во втором чтении.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 550201-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения оснований для отсрочки от призыва на военную службу для продолжения обучения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, мы все работаем с обращениями граждан, и очень часто вопросы, которые интересуют наших избирателей, проистекают из невозможности по понятным процедурам реализовать свои законные права и интересы. Вопрос, который сегодня предлагается вашему вниманию, на ваше рассмотрение, связан именно с такой ситуацией. Речь идёт о юношах, которые заканчивают школу в разном возрасте, потому что по инициативе родителей кто-то пошёл в школу в 6 лет, кто-то в 7 лет, а кто-то даже в 8 лет. И получается, что на подходе к призывному возрасту возникает вопрос о необходимости завершения образования и получения нового образования. Сейчас действует общая норма, как будто бы гарантирующая каждому в равной степени право на непрерывное образование, однако практика начала складываться иначе, потому что имеет место коллизионность норм. У ребят, которые пошли в школу в более позднем возрасте, ещё в период обучения в школе возникает необходимость в получении отсрочки от призыва на военную службу, чтобы закончить школу, и получается, что даже при получении данной отсрочки и при поступлении в высшее учебное заведение им не может быть обеспечена непрерывность образования, потому что, если есть намерение после бакалавриата учиться в магистратуре, уже возникает противоречие с существующей нормой о непрерывности образования, так как количество отсрочек ограничено. Призывники вынуждены обращаться в суд, были положительные решения суда, есть даже два постановления Конституционного Суда. Очень отрадно, что, начав работать над этой проблемой, мы достигли полного взаимопонимания с Министерством обороны, то есть сегодня абсолютно у всех есть одинаковая заинтересованность в том, чтобы каждый молодой человек при наличии такого желания мог получить качественное непрерывное образование. Поэтому мы, проведя совместную работу с министерством и с нашим профильным комитетом - Комитетом по обороне, предлагаем инициативу, позволяющую отсрочку, которую призывник вынужден получать при обучении в школе, фактически не рассматривать как отсрочку, то есть рассматривать это как стандартный, обязательный период обучения, и эта отсрочка уже не будет влиять на дальнейшие права призывника. Уважаемые коллеги, это тот случай, когда, принимая данное решение, мы фактически гармонизируем действующее законодательство, мы снимаем необходимость доказывания в судебном порядке очевидного - того, что у всех есть равные права на непрерывное образование. И самое главное - мы снимаем некий негативный оттенок с очень важной гражданской темы, потому что сегодня, как никогда, очень высок авторитет, престиж службы в Вооружённых Силах Российской Федерации и есть абсолютная заинтересованность и у Министерства обороны, и у наших молодых ребят в том, чтобы в армию приходили служить ребята квалифицированные, подготовленные, мотивированные. Данная законодательная инициатива даёт комплексные ответы на любые негативные вопросы, которые могли возникать из-за коллизионности действующих норм. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. С содокладом выступает Юрий Николаевич Швыткин, заместитель председателя Комитета по обороне. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При рассмотрении данного законопроекта комитет руководствовался прежде всего положениями Конституции Российской Федерации. Ирина Анатольевна достаточно подробно изложила суть данного законопроекта, хочу лишь отметить, что, по мнению комитета, данный законопроект направлен на получение гражданами равных возможностей для поступления в образовательные учреждения профессионального образования независимо от даты достижения призывного возраста и обеспечивает непрерывность образования. Одновременно хочу отметить, что Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект, но вместе с тем выражает некоторую озабоченность по поводу необходимости решения схожей проблемы граждан, реализовавших своё право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с поступлением на подготовительные отделения вузов, при последующем освоении ими соответствующих программ высшего образования. Комитет данное замечание рассмотрит и также выразит по нему своё отношение. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Ирина Анатольевна, кроме магистратуры ещё одной ступенью обучения является аспирантура. Проблемы с военкоматом при поступлении в аспирантуру примерно такие же - сможем ли мы помочь законопроектом ещё и будущим аспирантам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, у нас есть примеры, когда люди получают пять высших образований, и что? Речь идёт о непрерывности основного образования, понимаете? Мне думается, что все ответы, собственно говоря, были даны уже давно, просто конструкция действующей нормы была противоречива. Сейчас речь не идёт о дополнительных льготах или о чём-то подобном, речь идёт о том, что государство законодательно подтверждает ранее заявленную позицию о гарантированности всем без исключения равных прав на непрерывное образование. В данном случае аспирантура не является частью непрерывного образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к обоим докладчикам. Уважаемая Ирина Анатольевна и уважаемый Юрий Николаевич! Действительно, очень хорошо, что уравняли в правах ребят, которые закончили школу до 18 лет и в 18 лет, но действительно есть ещё одна проблема - это проблема тех, кто учится на подготовительных отделениях. Как правило, на подготовительных отделениях учатся ребята, нуждающиеся в оказании дополнительных мер поддержки со стороны государства, в частности дети-сироты. Готовы ли вы при рассмотрении законопроекта во втором чтении также помочь им, обеспечить равные права тех, кто учится на подготовительных отделениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Действительно, это вопрос, который заслуживает внимания, и мы договорились с профильным комитетом, что ко второму чтению над ним поработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон. ШВЫТКИН Ю. Н. Олег Николаевич, я хочу подтвердить, что и Правительство Российской Федерации тоже обращает на это внимание. Ко второму чтению мы выразим отношение к этому предложению, с учётом мнения коллег, думаю, мы его поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемая Ирина Анатольевна, скажите, пожалуйста, ко второму чтению предусмотрена ли поправка по поводу отсрочки от призыва при обучении по программе бакалавриата? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Так, собственно говоря, об этом законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прежде всего, спасибо за инициативу. Действительно, граждане обращаются, неоднократно были такие случаи. Вопрос: есть ли статистика, призывались ли хоть раз ребята из школ или они просто брали отсрочку? Это первое. И второй вопрос. Что будет с вечерниками, с теми, кто учится в вечерней школе, распространяется ли действие этой нормы на них? Ведь многие заканчивают вечернюю школу, потом поступают в институт, я имею в виду ребят, которые тоже получают непрерывное образование, не то что человек в вечернюю школу пришёл в 25 лет, я имею в виду тех, кто там учится в 19 лет, ну, по каким-то причинам. Вопрос в том, надо ли им будет брать отдельно отсрочку, или мы этим законом их защитим? То есть он в 18 лет закончил, и его не сразу цап-царап - в армию забрали, а у него будет возможность всё-таки поступить в институт, то есть этот законопроект их защищает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, честно говоря, такие слова, как "цап-царап", я считаю, лучше не использовать. Я не случайно в своём докладе сказала, что сегодня есть огромное желание - честь и хвала Вооружённым Силам и нашей молодёжи! - служить в армии. И очень не хотелось бы, чтобы этот законопроект каким-то образом транслировали, понимали как попытку дать возможность не служить, - вообще не про это разговор, вот вообще не про это! В данном случае речь идёт о том, чтобы гармонизировать законодательство, которое содержит противоречия. Что касается вашего вопроса про теоретизацию, могло бы быть так или нет... Кстати говоря, судебная практика этого не показывает, просто не показывает. Судебная практика - и есть постановление Конституционного Суда - показывает коллизию норм, и Конституционный Суд предложил нам, законодателям, её устранить. Вот это мы и должны, наверное, с вами сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Романенко Роман Юрьевич. РОМАНЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере реализации прав граждан на образование, закреплённых в статье 43 Конституции Российской Федерации, его цель - обеспечить равенство при реализации прав граждан на образование. Кроме того, законопроект позволит повысить профессиональный и образовательный уровень призывного контингента. Не вижу ничего плохого в комплектации Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими по призыву, обладающими профессиональными навыками и знаниями, а также овладевшими гражданской специальностью. По мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", принятие данного законопроекта будет способствовать не только устранению неравенства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и повышению обороноспособности Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. Включите микрофон. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддерживает законопроект, который даёт возможность гражданам Российской Федерации до 18 лет получить среднее (полное) и специальное образование, и не более того. Служба в Вооружённых Силах - это священный долг каждого гражданина Российской Федерации, но этот долг человек должен выполнить тогда, когда он получит полное среднее образование. Тем более, что этот законопроект направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда. Мы его поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Смолин Олег Николаевич. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, фракция Коммунистической партии Российской Федерации поддержит законопроект. Я призываю всех сделать то же самое по следующим соображениям. Первое. Образование - такой же важный фактор национальной безопасности, как и армия. Второе. Современной армии нужны люди образованные, поэтому формула должна быть следующей: получи образование - затем служи. Очень здорово, что современное Министерство обороны это хорошо понимает. Третье. Мы понимаем, что современная Российская армия всё в большей мере формируется за счёт служащих по контракту, поэтому несколько тысяч тех ребят, которые придут в армию не в 18 лет, а в 22 года, никак не сделают погоды, скорее, наоборот, будут способствовать повышению уровня профессионализма и, соответственно, гражданственности наших Вооружённых Сил. Четвёртое. Обращаю внимание, что проблема не только в том, что родители отдают детей в разное время в первый класс, но и в том, что нередко школу не могут закончить до 18 лет те, кто проболел, например, или те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, поэтому законопроект имеет, сверх всего прочего, ещё и явное социальное звучание. Наказывать за такие дела было бы неверно, не случайно Конституционный Суд обратил на это внимание. Ну и последнее. Уважаемые коллеги, я очень рад, что и комитет, и автор законопроекта Ирина Анатольевна обратили внимание на то, по поводу чего мы, откровенно говоря, уже подготовили поправку ко второму чтению, - это касается ребят, которые учатся на подготовительных отделениях и находятся в аналогичной ситуации с теми, кто не смог закончить школу до 18 лет. Просим поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Заключительное слово - Ирина Анатольевна Яровая. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я только хотела поблагодарить, потому что сам формат обсуждения показал не только актуальность вопроса, но и, в общем-то, наше общее видение того, как эту проблему можно решить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Николаевич, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 48 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.