Заседание № 243
О проекте федерального закона № 550032-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка прохождения службы в органах федеральной службы безопасности; принят в первом чтении 28 июня 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", статью 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по безопасности Михаила Игнатьевича Гришанкова. Пожалуйста. ГРИШАНКОВ М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении с новым наименованием - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По законопроекту поступило пять поправок от депутатов Гришанкова и Ковалёва, они включены в таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы учтены при подготовке проекта закона ко второму чтению. Комитет по безопасности рекомендует Госдуме утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В первой таблице пять поправок. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 24 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принято. Выносим 9-й вопрос на "час голосования".
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 20 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается. Гришанков по ведению. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению. Просьба проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Готов к третьему чтению, материалы розданы. Есть замечания? Ставлю на голосование в третьем чтении данный законопроект. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 54 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 550032-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", статью 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся порядка прохождения службы в органах федеральной службы безопасности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности", статью 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает Михаил Игнатьевич Гришанков, как мы и договорились. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен с целью совершенствования мер по предупреждению коррупции, повышению ответственности военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов Федеральной службы безопасности, а также повышению ответственности службы собственной безопасности. Законопроект усиливает требования, предъявляемые к сотрудникам органов Федеральной службы безопасности. В числе оснований, исключающих возможность прохождения государственной службы в органах безопасности, фиксируются наличие гражданства, подданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также недвижимого имущества за пределами Российской Федерации, находящегося в собственности; отказ от прохождения дактилоскопической регистрации, обследования на предмет потребления наркотических и психотропных веществ, опроса с использованием технических и иных средств; несоблюдение требований кодекса этики служебного поведения сотрудников органов Федеральной службы безопасности, наличие судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной. Также законопроектом предлагается предусмотреть возможность временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, если он проходит государственную службу, работает в органах безопасности, на срок, оговорённый в контракте или трудовом договоре. Законопроект не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета. Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет по законопроекту замечаний концептуального характера, отдельные замечания будут учтены при подготовке проекта закона ко второму чтению. Комитет по безопасности поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть два вопроса, три, четыре... Надо быстрее объявлять, а то ещё пятый появится. Итак, Локоть, Федоткин, Решульский и - кто ещё был? - Иванов. Пожалуйста, Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Михаил Игнатьевич, я хотел бы понять, а какие вообще механизмы существуют практические, чтобы определить, есть ли вид на жительство в каком-нибудь государстве мира у того или иного гражданина? Как это определяется национальными, так сказать, средствами? Я сталкивался просто с этим вопросом, и я лично плохо понимаю, какими могут быть эти механизмы, если само государство не пожелает заявить, предупредить нас, что у того или иного гражданина в Чехии, или в Германии, или в Соединённых Штатах есть вид на жительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос, он, естественно, значительно шире, чем обсуждаемые ограничения для сотрудников Федеральной службы безопасности. Подразумевается, что в случае если будет получена информация о том, что гражданин имеет вид на жительство там или гражданство, то тогда это будет основанием для того, чтобы прекратить его службу. Какие-либо другие пути, в частности направление запросов на всех сотрудников, не предусматриваются, это невозможно, это нереально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Вы знаете, вообще, КГБ и ФСБ - это были организации особой чистоты и особого доверия, как говорится, за ними уже никто не стоит. И вот когда я прочитал этот законопроект и пояснительную записку - наркотики, психотропные средства, коррупция, - у меня сразу такой в душе протест: господи, до чего же ФСБ наша докатилась! Если можно, информацию с трибуны огласите, если это, конечно, не тайна государственная, насколько серьёзны у нас эти проблемы коррупции, наркотиков, психотропных средств в ФСБ, раз вышли с таким законом. Прошу как-то прокомментировать, но подчёркиваю: если это не государственная тайна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне, пожалуйста. ГРИШАНКОВ М. И. Спасибо за вопрос. Вы знаете, я думаю, что на сегодняшний день в стране нет ни одной структуры, в которой, скажем так, не совершались бы сотрудниками те или иные действия, выходящие за рамки закона. К сожалению, надо отметить, что, конечно, бывают ситуации, когда и сотрудники ФСБ попадают в коррупционные скандалы. Наверное, один из последних примеров - это пример, когда буквально недавно был вынесен приговор преступникам, убившим сотрудника ФСБ, который находился в следственном изоляторе. Он обвинялся в том, что нарушил закон, он был на тот момент следователем, руководил следственным подразделением. Назвать точное количество я сейчас вам, конечно, не смогу, но мы все понимаем, что система не идеальна вообще. Поэтому для того, чтобы избавляться от таких сотрудников, для того, чтобы... скажем так: для тех лиц, которые отказываются, например, в силу разных причин от обследования на состояние наркотического, алкогольного опьянения, от применения полиграфа, этот отказ от обследования будет являться основанием для увольнения. Конечно, они могут быть, мы понимаем, что они могут быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Михаил Игнатьевич, интересное предложение, но вот несколько вопросов чисто по закону. Скажите, пожалуйста, вот эти нормы будут распространяться на всех сотрудников и работающих в ФСБ - от председателя до уборщицы, там же ведь разные категории есть? Это первый вопрос. Теперь выезд за границу, скажем в страны СНГ - Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан и так далее. Не исключаю, что и у вас по украинской линии, может быть, есть родственники, это тоже будет выезд в иностранное государство считаться? И третий вопрос. Скажите, почему только на ФСБ? А СВР, ФСО - на них не будут такие нормы распространяться? Я считаю, что они носители не менее секретных сведений, чем, скажем, те же работники и служащие ФСБ. Вот, пожалуйста, три вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГРИШАНКОВ М. И. Спасибо, Сергей Николаевич, за вопросы. В части того, будут или нет накладываться ограничения, которые предлагаются в данном законопроекте, на всех, кто проходит службу или имеет трудовые отношения с ФСБ. Да, действительно, будут, то есть подразумеваются все. Но хотел бы обратить внимание, что если гражданин работает, допустим, по контракту в ФСБ, например убирает помещение, то накладывать на него ограничения на выезд, наверное, нецелесообразно. То есть в каждой конкретной ситуации в контракте, который заключается с конкретным гражданином, прописываются те ограничения, которые закладываются в его основу. Хотел бы отметить, что в отношении других ведомств - коснусь СВР и ФСО - многие требования, которые изложены в данном законопроекте, есть в их ведомственных инструкциях. Почему пошли на законодательное закрепление? Для того чтобы, скажем так, иметь все основания для прекращения трудовых отношений, если нарушается закон. Весьма вероятно, что СВР или ФСО могут выйти с такими же предложениями. Являются ли Украина, Узбекистан или любое другое государство СНГ иностранными государствами? Да, являются. И хотел бы сразу отметить, уважаемые коллеги, возникает вопрос, связанный с недвижимостью в странах СНГ, потому что пограничники, скажем так, многие проходили службу, например, на Украине и у кого-то там есть родственники, по наследству получена какая-либо недвижимость. Хочу отметить, что ко второму чтению этот вопрос будем регулировать, потому что этот вопрос на самом деле справедливый, ведь многие проходили службу, потом вернулись в Российскую Федерацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Михаил Игнатьевич, тут немножко конкретизировать хотелось бы. Вот к тому же вопросу, что задавал Сергей Николаевич: как это, вообще, на практике выглядит? Собрался человек выехать куда-то, приезжает на таможню, показывает удостоверение сотрудника ФСБ, контракт, который с ним заключён, и ему говорят: всё, слушай, от ворот поворот? Откуда они возьмут сведения, что данный человек, пересекающий границу, не предъявляющий никаких документов, всё-таки является сотрудником этой службы, работает там по контракту, а контракт не закончился? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Михаил Игнатьевич. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Сергей Владимирович, обратил бы ваше внимание на то, что накладываемое ограничение касается конкретных граждан, которые проходят службу и нарушили данный закон, это может быть основанием для их увольнения. Запретить поездки... Выезд за рубеж в спецслужбах раньше практически всегда регламентировался и регламентируется на сегодняшний день. Указано, что в контракте, заключаемом с конкретным сотрудником, оговаривается период ограничения. Если он едет, допустим, в любую страну СНГ и не поставил в известность своих руководителей, не получил санкцию руководства на данную поездку, то, конечно, это будет основанием для возможного прекращения его службы. Конечно, ни пограничная, скажем так, ни таможенная служба - никто не будет проверять, является или нет этот человек сотрудником спецслужб, это невозможно сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Михаил Игнатьевич. Настаивает кто-то на выступлении? Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Буквально одну минуту, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР в данном случае воздержится от голосования. И всё-таки, Михаил Игнатьевич, если данный законопроект написан по горячим следам, памятуя недавние скандалы с бегством наших разведчиков, то основание для увольнения, когда он уже слинял, извините, за границу и сдал все наши секреты, будет служить маленьким утешением и не обеспечит безопасность нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но у него там другое наказание: двадцать пять лет ему дали. Представители президента и правительства? Нет. Я просто на сюжет откликнулся, о котором говорил Сергей Владимирович. Так, уважаемые депутаты, данный законопроект ставлю на голосование в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 59 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 550032-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", статью 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся порядка прохождения службы в органах федеральной службы безопасности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Гришанков Михаил Игнатьевич по ведению. ГРИШАНКОВ М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, 29-й вопрос - это законопроект, который разработан в соответствии с поручением президента. Нам надо принять его до конца весенней сессии, поэтому, коллеги, просьба, если можно, две минуты уделить на рассмотрение данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Игнатьевич, у нас ещё шесть заседаний пленарных в весеннюю сессию, поэтому коллеги будут определяться. Кто за предложение депутата Гришанкова? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 45 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6 % Проголосовало против 14 чел.3,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3 % Результат: не принято Не принято.