Заседание № 241
01.07.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 549949-5 "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2691 по 3012 из 9476
Переходим к пункту 17, проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках". Доклад Алексея Евгеньевича Лихачёва, официального представителя Правительства Российской Федерации. Коллеги, поступило предложение от профильного комитета рассмотреть до перерыва все ратификации. Мы можем потом чуть-чуть сдвинуть перерыв, чтобы не уходить без решения. Как ваше мнение? Не возражаете? Никто не возражает. Хорошо. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение о государственных (муниципальных) закупках - это такое отраслевое, секторальное, но крайне важное соглашение в рамках формирования единой экономической политики Единого экономического пространства, оно непосредственно влияет как на уровень конкуренции, так и на уровень опосредованной государственной поддержки тех или иных отраслей и является крайне важным для создания Единого экономического пространства. Можно говорить о трёх основных принципах данного соглашения. Первое. Оно вводит единый национальный режим для размещения государственного (муниципального) заказа во всех трёх странах. Происходит это поэтапно: с 1 января 2012 года для Республики Беларусь и Российской Федерации, с 1 января 2014 года к этому национальному режиму подключается также Республика Казахстан. Второе. Для сохранения гибкости системы закупок и решения стратегических государственных задач допускается введение изъятия из национального режима на срок не более двух лет. Но надо понимать, что, во-первых, такие изъятия должны быть обоснованными, во-вторых, Комиссия Таможенного союза, как наднациональный орган, наделяется полномочиями по отмене таких изъятий. Кроме того, соглашением предусмотрен для каждой стороны случай, когда возможны закупки у единственного поставщика. Третье. Прозрачность системы размещения заказа также обеспечивается за счёт внедрения информационных систем для закупок в электронном формате соответственно с 1 июля 2012 года. В соглашении определён минимальный перечень товаров, работ и услуг, в соответствии с которым страны будут проводить электронные аукционы. Одновременно следует отметить, что в соглашении прописан серьёзный механизм по беспрепятственному предоставлению электронной цифровой подписи потенциальным поставщикам любой из стран Единого экономического пространства и по введению уполномоченных электронных площадок, вы знаете, их в России пять, в Беларуси - две, в Казахстане - одна. Таким образом, в соглашении предусмотрены оптимальные условия первого этапа интеграции общего рынка товаров, работ, услуг, необходимые для добросовестной и открытой конкуренции поставщиков на территории ЕЭП при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Это доклад официальный. Просьба в нём поддержать ратификацию Соглашения о государственных (муниципальных) закупках. За рамками этого доклада хочу сказать следующее. В рамках работы над этим соглашением (она проходила весной - летом прошлого года) нашей главной задачей, которую нам удалось решить, было начать двигаться в одинаковом стратегическом направлении в наших странах при осуществлении госзакупок. Они весьма по-разному были организованы в Казахстане и в Беларуси. 9 декабря 2010 года это соглашение было подписано на уровне руководителей правительств. И параллельно с этим, и впоследствии - вы знаете об этом лучше меня - вышел целый ряд поручений президента о коренной реформе системы государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации. Естественно, мы отдаём себе в этом отчёт и ни в коей мере не видим соглашение как некую рамку, за которую нельзя будет выйти при проведении данной работы. На сегодняшний день Министерство экономического развития вместе с другими ведомствами, вместе с регионами отрабатывают новую модель федерального закона о федеральной контрактной системе, новые подходы и действительно принципиально важные изменения в системе государственных (муниципальных) закупок, и мы провели соответствующие консультации с нашими представителями в Республике Беларусь и в Республике Казахстан. В Казахстане Минфин занимается данной работой, в Белоруссии - Министерство экономики. Наши партнёры готовы по итогам завершения и определения точки зрения в Российской Федерации вносить соответствующие изменения в соглашение до введения его в силу. Поэтому мы должны двигаться параллельными, на мой взгляд, путями: с одной стороны, ратифицировать тот пакет документов, над которым серьёзно поработало наше правительство, подписали руководитель правительства и президент, с другой стороны, выполнять все поручения, связанные с серьёзным реформированием закупочной системы в Российской Федерации, и те точки зрения, к которым мы приходим, отражать соответственно изменениями в данном соглашении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! К более чем исчерпывающему докладу официального представителя правительства добавлю лишь следующее. На наш взгляд, на взгляд комитета, подписание данного соглашения прежде всего было обусловлено необходимостью создания правовых основ и единых правил осуществления как государственных, так и муниципальных закупок. Основными требованиями, предъявляемыми к законодательству сторон, являются необходимость публикации информации о закупках на единых национальных веб-порталах сторон, применение конкретных способов проведения государственных и муниципальных закупок. всё это, безусловно, облегчит экономические интеграционные процессы в рамках ЕЭП. Наш комитет, так же как комитеты-соисполнители, считает необходимым ратифицировать данное соглашение, к чему мы вас и призываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Четыре руки. Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Алексею Евгеньевичу. Уважаемый Алексей Евгеньевич, совершенно соглашаясь с теми позициями данного соглашения, которые вы сейчас представляли, где предложен даже механизм реализации прозрачности закупок, где речь идёт о необходимости единого перечня продуктов и товаров, очень трудно понять, как вписывается вот в этот формат пункт 1 статьи 1, где говорится речь идёт об иных закупках за счёт бюджетных средств. Почему? Потому что в российском законодательстве, нет такого определения - "иные закупки". Это могут быть сколь угодно широкие закупки типа, например, золотых ёршиков, как это было у губернатора Санкт-Петербурга, и прочих роскошеств, которые могут позволять себе не только муниципальные чиновники, но и чиновники более низкого или более высокого уровня. Скажите, пожалуйста, в законодательстве какого из трёх государств, которые предполагают ратифицировать данное соглашение, Казахстана, Белоруссии, России, есть этот термин "иные"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич. ЛИХАЧЁВ А. Е. Действительно, данная формулировка как бы является базовой, она учитывает определённые нюансы, которых нет в законодательстве Российской Федерации. Дело в чём? Дело в том, что, например, в Республике Казахстан естественные монополии и госкомпании находятся в системе государственных закупок, не как у нас - выводятся отдельным законом, который сейчас Мартин Люцианович Шаккум принимает, - а находятся в рамках структуры государственного (муниципального) заказа. В Республике Беларусь вообще как таковой не существует организованной системы госзакупок на уровне законодательства, всё это решается постановлением правительства, и туда нередко включаются закупки, которые у нас вообще осуществляются в условиях рынка. Таким образом, чтобы на первом этапе сближения наших закупочных политик как-то унифицировать формулировку, пришлось ввести слово "иные". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов, пожалуйста. ШИРШОВ К. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, вопрос следующего содержания. Когда мы покупаем карандаши, на электронных площадках всё замечательно и понятно, но если мы говорим о строительстве, то возникают вопросы. Дело в том, что для строительства особо опасных объектов, инфраструктурных, линейных объектов в Российской Федерации необходимо, чтобы организация, которая участвует в реализации муниципального либо государственного заказа, обязательно была членом саморегулируемой организации, там дополнительные требования и обременения, в том числе финансовые. Таковых организаций ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не существует, то есть, получается, организации разных стран изначально в разных условиях находятся. Означает ли это, что на территории этих республик, вернее, стран должны появиться такие же инструменты, как у нас, то есть саморегулируемые организации со всеми вытекающими последствиями, или, наоборот, у нас они будут упраздняться, чтобы поставить всех в равные условия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич. ЛИХАЧЁВ А. Е. Вопрос на самом деле глубже, чем система госзакупок. Сразу хочу сказать, что определённая унификация предусматривается - вам об этом Владимир Юрьевич Саламатов докладывал при рассмотрении соглашения о техническом регулировании - и с точки зрения сертификации, и так далее. Мы, естественно, ни в коем случае не планируем отменять элементы саморегулирования, ну, и в какой-то степени необходимого технического контроля, который осуществляется. И здесь нет задачи в чистом виде через это соглашение уравнять, скажем, регулирование строительного рынка. Базовая задача этого соглашения - дать национальный режим, то есть дать возможность российским строителям, казахстанским строителям участвовать в тендерах Белоруссии наряду с белорусскими коллегами на равных с ними, с белорусами, условиях. Если Белоруссия, например, введёт полное государственное лицензирование строительства, то в таком случае, соответственно, и российские компании должны будут проходить эту сертификацию для участия в белорусских конкурсах, но это национальный режим. Понятное дело, что мы поэтапно будем сближать в различных секторах - в промышленности, в сельском хозяйстве, - через конкуренцию мы до этого дойдём. Условия конкуренции... В соглашении о конкуренции (забегаю вперёд) есть положения в адрес государственных органов той же Республики Беларусь, Казахстана, Российской Федерации, но ключ здесь, в этом соглашении, один - это национальный режим, единая информационная система, единые процедуры размещения государственного (муниципального) заказа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. У меня вопрос к представителю правительства. Я смотрю эти предложения и не понимаю, почему вы опять забыли, что у нас существует 10 процентов инвалидов среди населения страны. Вот Казахстан не забыл, а вы забыли, что у нас есть инвалиды. Фракция ЛДПР сейчас готовит определённые поправки в закон № 94-ФЗ. Своим соглашением, которое вы сейчас предлагаете к ратификации, вы, по всей видимости, обрекаете на вечную деревянную ногу всех инвалидов страны вместо качественных средств технической реабилитации для инвалидов, закупленных не по одному критерию - цена, а по совокупности критериев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Значит, смотрите, на самом деле вы сейчас говорите о соглашении в части фотографирования ситуации, которая есть в Российской Федерации. Действительно, дискуссия о том, как размещать конкретные серьёзные заказы, как поэтапно уйти (я сейчас свою личную точку зрения излагаю) от превалирования электронных ценовых обратных аукционов к широкому набору - по качеству, срокам обслуживания, жизненному циклу продукции, - эта дискуссия у нас ещё окончательно не завершена, ответа нет на межведомственном уровне, проект закона находится в стадии разработки. В этом смысле казахстанские коллеги, может быть, чуть более продвинутые, можно с этим согласиться, в какой-то конкретной отрасли. Но я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что Министерство экономического развития, Правительство Российской Федерации предложат принципиально новые подходы к исполнению в данном случае последнего Бюджетного послания президента о коренной реформе госзакупок, где вопросы качества, где вопросы многих параметров при проведении закупки станут ключевыми в отличие от ныне имеющейся ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Евгеньевич, у меня вопрос: как, на ваш взгляд, влияет применение положения 94-го закона, статья 55, пункты 17, 17-1, об утверждении перечня случаев размещения заказов у единственного поставщика, на конкурентную среду в Российской Федерации, а также, если мы утвердим соглашение, в рамках Таможенного союза? Это первое. Второе. Известно ли вам о заключении Комиссии Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции о коррупциогенности норм, о которых я только что сказал? И третье. Какова позиция вашего министерства и ваша лично по предложению об исключении этих коррупциогенных норм из национального законодательства, а также из межправительственного соглашения? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну дважды отвечал Алексей Евгеньевич на этот вопрос. ЛИХАЧЁВ А. Е. Действительно, Валерий Карлович вопрос поднимает неоднократно, но он настолько сейчас животрепещущий, что всё-таки позволю себе две минуты отнять. Коллеги, единственный поставщик... вот эта процедура, реализация заказчиком такой закупки (я подчёркиваю, было поручение президента, постановление правительства), - это прозрачная, понятная и контролируемая на всех трёх этапах процедура. Это что касается коррупциогенности. С другой стороны, - согласен с Валерием Карловичем - она влияет негативно на уровень конкуренции и нередко используется недобросовестным заказчиком как возможность решить проблему в обход, так сказать, живой конкуренции на том или ином товарном рынке. Мы поэтапно - и кстати, Валерий Карлович, у вас такое предложение тоже было - сейчас усложняем эту процедуру, в апрельских президентских поправках сказано, что уже и единственный поставщик обязан делать обоснование цены, как и любой другой заказчик. Работая над новым федеральным законодательством, мы хотим сделать ещё менее привлекательной эту процедуру, обременив её целым рядом действий, которые как бы будут не менее сложны, чем проведение открытого конкурса. Такая задача есть, это моё личное мнение. Но просто хочу сказать, почему живёт и развивается норма об единственном поставщике. Потому что жесточайшие, порой противоречивые регламентные нормы 94-го закона не всегда позволяют объективно оценить предложения и действительно сделать оценку по многим параметрам качества предлагаемого продукта. Поэтому, для того чтобы избежать электронного аукциона, нередко заказчики вынуждены усложнять вот эту процедуру размещения заказа у единственного поставщика, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Коллеги, я думаю, комитет погорячился, внося предложение рассмотреть до перерыва все эти законопроекты. У нас остаются ещё пункт 18-й, потом сдвоенный доклад по 19-му и 20-му, сдвоенный доклад по 21-му и 22-му и 23-й. Вот сколько докладов, а у нас в 12.30 "правительственный час". Сейчас предоставляю слово Гартунгу. Просьба уложиться до 12.00. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я не зря несколько раз задаю один и тот же вопрос: когда мы всё-таки изымем из законодательства эту коррупциогенную норму? По поводу прозрачности этой процедуры, Алексей Евгеньевич, я бы с вами поспорил. На мои запросы в Генеральную прокуратуру, на наши запросы председателю правительства мы никаких конкретных данных по проведению этой процедуры не получили. И могу сказать, что заключение Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции однозначно говорит о том, что это коррупционная норма. Мало того, вот у меня здесь справка о том, по каким ценам государство закупало строительно-дорожную технику в 2009-2010 годах. Напоминаю, 2008 год - это был докризисный год, там был пик цен на строительно-дорожную технику, тогда просто был её дефицит. Так вот в 2009 году и в 2010 году строительно-дорожная техника упала в цене на рынке на 10, 15, 20 и даже на 30 процентов. В то же время государство закупало технику в 2009 году по цене выше докризисных цен на 5-14 процентов, а в 2010 году к этой цене добавилось ещё 21-25 процентов. Это что касается прозрачности и коррупциогенности. Так вот я не поленился посчитать, сколько, скажем так, переплатило государство по двум соглашениям, по двум распоряжениям правительства. В 2009 году и в 2010 году было закуплено техники на суммы по 20 миллиардов рублей. Возьмите 20 процентов от 20 миллиардов - получается, 4 миллиарда каждый год уходило, переплачивало государство сверх того, что платило бы до кризиса. Подчёркиваю, послекризисные цены были гораздо ниже. Поэтому сегодня голосовать за межправительственное соглашение, в котором, ну, просто беспардонно коррупционная норма вводится, я считаю, недопустимо. Мы не должны доводить до такого позора, когда по межправительственному соглашению нам наши коллеги из Казахстана и Белоруссии будут указывать на недопустимость применения таких норм. Мы по этой причине не можем... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько вам нужно ещё времени? Время - 12.00. ГАРТУНГ В. К. Я заканчиваю. По этой причине мы не можем поддержать это соглашение. И предлагаем нашим коллегам всё-таки поработать над внесением изменений в национальное законодательство и, соответственно, в соглашение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, представители президента, правительства не настаивают на выступлении. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6924 по 6939 из 9476
Ставится на голосование законопроект из пункта 17 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 53 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято.