Заседание № 239
28.06.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 549941-5 "О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1025 по 1033 из 7179
КОЗЛОВСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, под пунктами 6, 7, 8 и 9 сегодня у нас в повестке дня стоит четыре законопроекта о ратификации соглашений, которые называются по-разному, но у них общая политическая сущность. Я прошу разрешения сделать один общий содоклад после доклада по 6-му вопросу.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1276 по 2336 из 7179
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 6. Докладчик есть? Есть. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Алексея Евгеньевича Лихачёва. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации внесло проект закона о ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, подписанного 9 декабря 2010 года в городе Москве в рамках семнадцати соглашений о формировании Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Соглашением предусматриваются единые принципы и единые правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий в наших странах. Одним из ключевых положений соглашения является определение понятия доступа к субъектам естественных монополий, он определён сторонами: на условиях не менее благоприятных, чем условия доступа для национальных субъектов, при наличии технических возможностей. Таким образом, ключевая идея соглашения - это предоставление национального режима в части регулирования естественных монополий, но с учётом технических возможностей и изъятий, прописанных в соглашении. Соглашением также фиксируется перечень естественных монополий в каждом из наших государств. Таким образом, вторая ключевая идея соглашения - это закрытый перечень естественных монополий. И государство вправе отнести тот или иной рынок, то или иное регулирование к соответствующей сфере, только если данная сфера находится в соответствующем перечне. Если перечень меняется, то по инициативе стороны принимается решение Комиссией Таможенного союза - наднациональным регулирующим органом. Надо сказать, что соглашением, как я уже говорил, регулируются не все сферы, в нём указаны и сферы, подпадающие под действие соглашения напрямую, и те, в которых остаются изъятия и которые регулируются национальным законодательством. Так, для Российской Федерации это транспортировка газа по трубопроводам, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги общедоступной электронной связи и услуги по использованию инфраструктуры водных путей. Соглашение является базовым, его положения развиваются в соответствующих отраслевых соглашениях в сферах железнодорожного транспорта, электроэнергетики, транспортировки нефти. При этом предусматривается, естественно, что данные отраслевые соглашения не противоречат базовым принципам соглашения об услугах естественных монополий. Прошу поддержать данное соглашение и проект закона о ратификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евгеньевич, присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Александра Александровича Козловского. Содоклад будет по пунктам 6, 7, 8 и 9. Пожалуйста. КОЗЛОВСКИЙ А. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, данный законопроект, так же как и три последующих, посвящён ратификации соглашения, которое входит в пакет из семнадцати соглашений, подписанных в ноябре - декабре прошлого года между правительствами России, Белоруссии и Казахстана и посвящённых одной общей теме - созданию нормативно-правовой базы для формирования Единого экономического пространства. Что касается сути всех этих соглашений, то их можно свести к пониманию двух основных моментов. Первый - это создание на национальном уровне совершенно одинаковых условий как для белорусских и казахстанских предпринимателей у нас в России, так и для российских, соответственно, в других странах. И второй - это принцип наибольшего благоприятствования, то есть если мы у нас в России создаём какие-то условия для, скажем, канадского предпринимателя, то точно такие же условия мы должны создать для казахстанского и белорусского предпринимателя. На данном этапе речь идёт о формировании условий для выполнения так называемого принципа четырёх свобод: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Естественно, из этих законопроектов каждая сторона, исходя из конкретных условий, на сегодняшний день сделала определённые изъятия, но договорились, что каждые три года они будут собираться и постепенно количество этих изъятий будет сокращаться. Я должен сказать, что наше Правовое управление заметило целый ряд технических погрешностей в подписанных документах, но речь идёт об уже подписанных соглашениях, часть из которых уже ратифицирована казахстанской и белорусской стороной. Урегулирование этих технических погрешностей уже начато путём обмена соответствующими нотами. В целом наш комитет рассмотрел внимательно эти законопроекты, все четыре, и я прошу вас, уважаемые коллеги, их поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, мы можем сейчас начать процедуру вопросов и ответов по 6-му пункту. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, учитывая, что дали не после последнего доклада Козловскому выступать, а после первого - вы же говорили, что три доклада прозвучат, потом он выступит по всем, - я хотел бы вот какой вопрос задать представителю комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 6-й вопрос обсуждаем. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, я понимаю, что шестой, но он же больше не будет выступать, или будет? Вот хотел бы представитель комитета задать вопрос: скажите, пожалуйста, кто является координатором по всем этим вопросам в правительстве? Потому что там разные министерства отвечают за разные проблемы. В чём суть? Вот, скажем, у нас катастрофа с лифтовым хозяйством, надо заменить двести двадцать тысяч лифтов, и поручили Казахстану вырабатывать стандарты, а в Казахстане даже нет ни одного завода. Вот кто будет отвечать за этот вопрос? Он китайские лифты, что ли, будет нам пропагандировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, будет логичнее, если ответит на данный вопрос Алексей Евгеньевич Лихачёв. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, работа в целом по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству построена следующим образом. Действительно, за отраслевые соглашения - их развитие, подписание, имплементацию и работу - отвечают соответствующие профильные ведомства, например Минтранс - за соглашение о железнодорожном транспорте, его реализацию. Эту работу курирует соответствующий вице-премьер, Сергей Борисович Иванов курирует эту работу в Российской Федерации, однако международным координатором работы является Игорь Иванович Шувалов, первый заместитель председателя правительства, председатель Комиссии Таможенного союза. Основную международную деятельность по координации работы наших стран как в части соглашений, так и в части практической работы осуществляет Игорь Иванович Шувалов. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста, ваш вопрос. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Евгеньевич, Комитет по промышленности является соисполнителем, и мы поддерживаем ратификацию. При этом мы заметили, что такие важные вещи, как гарантии поддержки экспорта, бюджетные субсидии организациям промышленности, идут вразрез со статьями, но не потому, что вы недоглядели, а потому, что новые правила разыгрываются. В этой связи один очень конкретный, но важный, на мой взгляд, вопрос. У правительства есть, будет ли конкретный план по реализации соглашения, чтобы общие нормы, содержащиеся в нём, не повредили уже существующим, скажем так, достижениям в области той же поддержки экспорта, чтобы промышленные субсидии или другие формы государственной поддержки не утратили своё значение, поскольку есть очень серьёзный задел не только в ВПК, но и в гражданском секторе, чтобы не допустить ухудшения условий для бизнеса? Спасибо. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо. Многоуважаемый Валерий Гаврилович, крайне важный вопрос, он у нас проходит в трёх соглашениях: и в том, которое я имею честь представлять вам сегодня, - это соглашение о промышленных субсидиях, и в том, что, я надеюсь, вы рассмотрите скоро, - это соглашение о сельскохозяйственных субсидиях, и в уже применяющемся соглашении об особых зонах. Везде у нас есть два механизма. Первый - это механизм изъятий. И действительно, мы предусматриваем по ряду ключевых для Российской Федерации вопросов изъятия (я немножко забегаю вперёд), скажем, в соглашении о промышленных субсидиях в части промсборки, в соглашении в части наших особых зон в Калининграде и Магадане. Это первое. Второй момент - это то, что очень активно работает Минпромторг по приведению нынешних механизмов в порядок и в соответствие с базовыми соглашениями. В частности, допустим, субсидии, направленные на приобретение российской сельхозтехники, могут быть переданы от получателей к производителям для удешевления товара при поставке российским сельхозпроизводителям или по лизинговым программам, или по неким дисконтным ценам, специальным для российских потребителей. Это формальный уход от норм действия соглашения, по сути, оставляющий право субсидировать одну из наиболее чувствительных сфер. Что касается инструментов поддержки экспорта, мы их сохраняем. Международные правила позволяют субсидировать, скажем, процентную ставку по экспортным кредитам, осуществлять организационные мероприятия в части продвижения экспорта товаров, работ и услуг. Но естественно, план такой есть, чтобы ещё раз отревизовать, ещё раз посмотреть механизмы реализации поддержки экспорта в сфере этих соглашений, работа такая ведётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня тоже вопрос к представителю правительства. Здесь говорилось, что во время недавнего экономического форума в Санкт-Петербурге министр финансов сказал, что, если Белоруссия не изменит отношения к журналистам, мы прекратим им финансовую помощь. Это крайне негативное политическое выступление. У меня вопрос: по этим документам, которые вы сегодня принесли и за которые мы должны проголосовать, вы можете сказать под стенограмму, гарантировать, что они не будут использоваться для шантажа в той или иной ситуации? Я ещё раз подчёркиваю, что Белоруссия - наш последний стратегический союзник, по сути, мы одно русское государство. Если будем использовать не по назначению эти законы, а как шантаж, то лучше их не принимать, мне кажется. ЛИХАЧЁВ А. Е. Глубокоуважаемый Владимир Николаевич, поверьте мне, я занимаюсь этим ровно три года в министерстве, все соглашения - продукт очень подробной, очень щепетильной и очень ответственной дискуссии между всеми сторонами. Все те положения, в которых сомневались или Казахстан, или белорусская сторона, как вы говорите, которые могут быть разыграны, ну, как политическая как бы карта, из этих соглашений в ходе переговоров изъяты. И более того, сама Беларусь первой в прошлом году ратифицировала эти соглашения, ещё не дожидаясь таковых событий в России и Казахстане. Мне кажется, что Беларуси выгодны эти соглашения, иначе этого просто не произошло бы. Владимир Николаевич, поймите меня, я не могу комментировать слова вице-премьера, я могу сказать только, что и Комиссия Таможенного союза, и те министерства, которые работают по векторам соглашений, исключают политический аспект из своей работы, мы работаем исключительно в сфере экономического пространства, реализуя положения соглашений. Естественно, вот опять забегаю вперёд, в Соглашении о торговле услугами и инвестициях мы говорим о равном доступе к приватизации для россиян, для белорусов, для казахов, но не видим в этом элемента понуждения. Это элемент национального режима, элемент равных прав. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛИХАЧЁВ А. Е. Я не понимаю слов "гарантий нет", я понимаю, что документы являются объективными экономическими договорами, работа над которыми построена на мировой практике и доброй воле наших сторон. Никаких рычагов для политического давления, никаких рычагов для политического шантажа я в этих соглашениях не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть предложение такое: дать сейчас возможность Алексею Евгеньевичу доложить о законопроектах из пунктов 7, 8, 9, дальше отвести какое-то время на вопросы и дать возможность выступить желающим уже по всем четырём соглашениям. Не будет возражений, коллеги? Пожалуйста, Алексей Евгеньевич, делайте тогда свой доклад по пунктам 7, 8 и 9, поскольку это всё-таки взаимосвязанные документы. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Следующий вопрос повестки дня заседания Государственной Думы - это законопроект "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий". Я каждый раз не буду говорить, что все соглашения подписаны 9 декабря в Москве, все они вносятся Правительством Российской Федерации и, естественно, по всем законопроектам о ратификации у меня к вам просьба их поддержать. Целью соглашения о промышленных субсидиях является установление единых и чётких правил субсидирования промышленных товаропроизводителей на территории Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Соглашением все промышленные субсидии разделены на три группы: запрещённые, специфические и разрешённые. Первая группа, запрещённые (терминология общемировая, общепринятая), - это экспортоориентированные и импортозамещающие субсидии, то есть те субсидии, условия выдачи которых государство чётко увязывает с экспортом за рубеж и увеличением этого экспорта или с употреблением соответствующих национальных продуктов, то есть жёсткое ограничение по употреблению импорта из третьих стран. Причём экспорт и импорт в данном случае воспринимается как экспорт и импорт на территорию только наших стран - России, Белоруссии. Как я говорил, в соглашении предусмотрены изъятия импортозамещающих инвестиционных проектов в сфере промсборки и особые зоны Калининграда и Магадана. Вторая группа - это промышленные субсидии, которые мы называем специфическими, то есть они могут быть выплачены, но теоретически принципиально могут нанести ущерб производителям других сторон. В данном случае вводится следующая процедура: до 2017 года - уведомительный характер. Стороны уведомляют Комиссию Таможенного союза о том, какие специфические субсидии они планируют в текущем году осуществлять, и у сторон, у юридических лиц, у государств есть право обратиться или в суд ЕврАзЭС, или в специально созданную согласительную комиссию по так называемой процедуре ad hoc для проведения расследования и определения ущерба. То есть получается, до 2017 года у страны есть потенциальное право возбудить расследование и определить, нанесён ли этой специфической субсидией ущерб участнику Единого экономического пространства. Если он нанесён, то принимается решение в данном случае судом ЕврАзЭС о возвращении этих денег в бюджет государства с полуторапроцентной ставкой рефинансирования Центрального банка. Хочу подчеркнуть, что с 2017 года специфические субсидии будут выдаваться только по разрешению Комиссии Таможенного союза. И третья группа - это допустимые субсидии, которые не искажают торговлю или минимально на неё влияют. Это так называемые горизонтальные субсидии: поддержка бизнеса - малого бизнеса, среднего, регионального, - работа, направленная на научно-исследовательские и опытно-конструкторские цели, помощь неблагополучным регионам. Дополнительно, как я уже сказал, в целях повышения транспарентности предоставления сторонами субсидий механизм ежегодного уведомления сторон включается с момента применения соглашения. Таким образом, соглашение позволяет устранить ограничения экономического характера и увеличить взаимный товарооборот, взаимный инвестиционный процесс в отсутствие таможенных границ. Следующий вопрос повестки дня - это Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Соглашение направлено на формирование единой политики в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, оно является также базовым, и в нём прописаны основные принципы унификации положений национальных законодательств в данной сфере. Предусмотрено установление национального режима, то есть режима не менее благоприятного, чем для собственных правообладателей, в рамках Единого экономического пространства. Одновременно в соответствии с соглашением на территории России, Белоруссии и Казахстана закреплён региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак. Таким образом, допускается использование товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот, на территории всех наших государств правообладателем или с его согласия. Также соглашением установлены единые минимальные сроки охраны объектов интеллектуальной собственности в соответствии с Бернской и Римской конвенциями. Соглашение предусматривает дальнейшее развитие, и до 1 января 2012 года должны быть заключены международные договоры следующего характера: о единой системе охраны и реализации авторских и смежных прав, о единых механизмах регистрации охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров и о координации действий по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности. Очень важным является прописанное в соглашении решение о создании постоянно действующего институционального механизма - Координационного совета ЕЭП по интеллектуальной собственности. Следующий вопрос повестки дня - это вопрос "О ратификации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства". Ключевым положением соглашения является предоставление в государствах ЕЭП национального режима для осуществления предпринимательской деятельности. Данный режим распространяется как на отношения, связанные с учреждением и деятельностью компании на территории государств ЕЭП, так и, что крайне важно, на трансграничную торговлю услугами. Принцип предоставления национального режима распространяется также на возможность участия в приватизации на территории государств Единого экономического пространства. Необходимо отметить, что соглашением предусматриваются некоторые изъятия из национального режима (это всё изложено в приложении к соглашению). Так, в российском перечне изъятий предусмотрено изъятие в отношении лицензии на осуществление деятельности в сфере финансовых услуг, поскольку такая лицензия в Российской Федерации выдаётся юридическим лицам, созданным в соответствии с российским законодательством. Второй принцип, закреплённый в соглашении, это принцип РНБ - режима наибольшего благоприятствования. В каких-то случаях страны обязаны не только предоставить не менее благоприятный режим по отношению друг к другу, но и предоставить равные условия, если предоставляются таковые для третьей страны, не участницы соглашения. Это значит, что наши экономические операторы всегда будут в наилучшем положении на рынке услуг, на рынке инвестиций в наших трёх странах. В целях достижения большего уровня либерализации и постепенного сокращения числа изъятий и ограничений соглашением, как говорил уже Александр Александрович, предусмотрено проведение сторонами переговоров не реже одного раза в три года. Таким образом, соглашение создаёт благоприятные и предсказуемые условия для расширения взаимной торговли услугами и осуществления инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами сторон, в том числе посредством устранения ограничений, существующих в данной сфере в наших трёх государствах. Прошу поддержать все три обозначенных законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, давайте запишемся на вопросы по обсуждаемым законопроектам. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Евгеньевич, в соглашении, которое у нас обозначено в пункте 7, о единых правилах предоставления промышленных субсидий, говорится о том, что субсидиями являются предоставление кредитов, гарантий по кредитам, приобретение товаров, то есть фактически то, что сегодня Правительство Российской Федерации осуществляет для поддержки нашего внутреннего производства, нашего производителя. Скажите, пожалуйста, после ратификации этого соглашения не возникнут ли ситуации, когда эти действия будут незаконными? Я имею в виду, например, субсидирование процентных ставок по кредитам, которые взяты под высокотехнологичный экспорт, прямое вхождение в уставный... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, да? ЛИХАЧЁВ А. Е. Вопрос понятен, Валерий Карлович, уважаемый. Я уже Валерию Гавриловичу начинал на него отвечать. Действительно, некоторые субсидии нам придётся, не меняя их, так скажем, по сути и по объёмам средств, скорректировать по форме выдачи. Наиболее яркий пример - это субсидия покупателям сельхозтехники, которая должна перейти на сельхозпроизводителей. В данном случае она не будет в чистом виде импортозамещающей субсидией, не попадёт под действия, запрещённые соглашением, но даст возможность по льготным ценам, на льготных условиях так же приобретать сельхозтехнику. Это не то чтобы уловка, а просто приведение механизмов субсидирования к более современным, более распространённым его видам. Эта работа ведётся Минпромторгом, основные подходы были обсуждены в рамках заседания соответствующей промышленной комиссии, и Министерство промышленности и торговли сейчас соответствующее решение в рамках будущего бюджетного цикла, будущего бюджетного закона готовит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Евгеньевич, в Соглашении о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности содержатся два очень важных положения, и первое из них направлено на борьбу с международной торговлей контрафактными товарами. И в связи с этим хотелось бы спросить у вас о том, существует ли мониторинг товарообмена между Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном? Понятно, что товары, поступающие из Белоруссии, вряд ли являются контрафактом, но что касается Казахстана, то это та территория, откуда, к сожалению, к нам поступают те товары, которые относятся к контрафактным, я имею в виду наркотики. И второе. Ратификация этого соглашения предполагает создание единого постоянно действующего Координационного совета по интеллектуальной собственности, при этом у каждой стороны будет свой сопредседатель. Кто предполагается с российской стороны на должность сопредседателя?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич. ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемая Нина Александровна, очень серьёзный первый вопрос вы задали. Он, конечно же, чуть шире обозначенной тематики с точки зрения защиты прав интеллектуальной собственности. Действительно, сейчас идёт работа по налаживанию статистики по взаимной, получается теперь, а не внешней торговле с Казахстаном и Белоруссией, поскольку с казахстанской границы с 1 июля уходит Федеральная таможенная служба. В Республике Беларусь всяческие остатки пунктов предварительного уведомления и других элементов разового контроля также отменяются. В этой части мы планируем совместно с казахстанской и белорусской сторонами, вместе с нашими статистическими органами и налоговыми службами создать серьёзный информационный обмен, и вот эту систему реализации контроля взаимной торговли предлагается осуществить до конца этого года. Вопрос крайне важный. Что касается контрафактной составляющей в этой работе, принципиально хотел бы отметить, что на региональный принцип исчерпания мы переводим в том числе и Казахстан. И в данном случае, понимая, что у нас выстроена по внешнему контуру Таможенного союза единая информационная система, мы уже можем контролировать товаропоток - по разрешению правообладателя или нет, - приходящий на территорию Казахстана. Однако существует вероятность того, что через нашу юго-восточную границу - государственная граница остаётся - с Республикой Казахстан в ближайшее время на волне снятия контроля будут попытки ввозить определённое количество контрафактных товаров, поэтому предпринимается целый ряд практических действий в отраслях, я имею в виду здесь и наши контролирующие органы, и службу Данкверта, и службу Онищенко, и наши таможенные службы имеют соответствующие планы работы. Тем не менее надо отдавать себе отчёт в том, что работу по борьбе с контрафактом, по защите интеллектуальной собственности за два-три месяца не сделаешь, она требует постоянно действующих механизмов. И здесь мы переходим к вашему второму вопросу - о координационном совете. Его права, полномочия, статус и соответственно уровень сопредседательства будут прописаны в отдельном соглашении. Я думаю, что это должны быть представители высокого уровня - как минимум руководители соответствующих служб в наших государствах, а может быть, даже и вице-премьеры, курирующие данный блок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапожников, пожалуйста. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Евгеньевич, у меня вопрос по 7-му пункту. Вот допускает ли соглашение о единых правилах предоставление субсидий из региональных бюджетов? Если допускает, то насколько усложняется механизм предоставления вот этих региональных субсидий? ЛИХАЧЁВ А. Е. Никаких специальных изъятий или, наоборот, обременений для региональных субсидий здесь не существует. Мониторинг и та работа, которая велась в целом по анализу субсидий, будут продолжены, и региональные бюджеты никаких дополнительных обременений по отношению, скажем, к бюджетам федеральным не получают. Другой разговор, что и руководителям регионов, и соответствующим региональным промышленным министерствам, финансовым надо тоже внимательно посмотреть соглашение, чтобы не только формально его не нарушать, но и по духу в целом всё-таки двигаться к тем формам субсидий, которые или имеют, грубо говоря, антикризисный характер (и такие исключительные формы соглашение подразумевает), или всё-таки не искажают принципы торговли, а направлены на горизонтальное применение - для малого, среднего предпринимательства, для инновационных разработок, для нировских и опытно-конструкторских работ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос тоже к представителю правительства. Вообще саму идею о Едином экономическом пространстве и механизм её реализации можно только приветствовать, и наша фракция будет голосовать за ратификацию, но как-то вот непонятны слова "единое экономическое...". В Белоруссии заводы работают, поля все до каждого метра засеваются, кадры готовятся, а у нас ничего этого нет. Какое же оно единое? Правая рука сильная, а всё остальное у человека хилое. Ну, меня другой вопрос интересует: не кажется ли вам, что данные соглашения могут потерять свой смысл, даже не начав работать, если реализуется идея вице-премьера Кудрина о прекращении финансовой поддержки Белоруссии? Мы будем голосовать, а документы уже потеряют смысл. Это ведь серьёзно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич, ваша точка зрения. ЛИХАЧЁВ А. Е. Владимир Николаевич меня всё время политическими вопросами мучает. Я, наверное, не совсем имею право вступать здесь в серьёзные политические дискуссии, я в основном докладываю о соглашениях, но позволю себе буквально две мысли по поводу вашего первого тезиса. Первое. Единое экономическое пространство - это одна из стадий интеграции (таково формальное название, если вспомнить учебники по внешней торговле), между Таможенным союзом и экономическим союзом. Это так называемый общий рынок, который проходят все страны, в первую очередь страны Евросоюза. Это соглашение абсолютно соответствует духу тех соглашений, единым правилам игры на единой таможенной территории, и здесь нет совершенно никакого перегиба, подмены понятий - это Единое экономическое пространство, это единый рынок. И я вам могу сказать - это моя личная точка зрения, - что на наших пограничных с Беларусью, с Казахстаном территориях оно уже реально заработало: предприятия перерегистрируются там, где им удобней, возникают новые совместные инвестиционные проекты, и это действительно единое пространство. Второе. Смотрите, мы же ведь ведём большую работу по поддержке Республики Беларусь в разных форматах, не только в рамках двусторонних отношений, и вот сейчас ключевым решением было выделение денег по линии фонда ЕврАзЭС. Естественно, это взаимовыгодный, взаимоинтересный обмен и ресурсами, и идеями, когда мы разрабатываем соглашения. Я думаю, что те кризисные явления, которые есть в Беларуси, конечны: сколько ни будут они существовать, в любом случае так или иначе придут к своему логическому концу. Соглашение о Едином экономическом пространстве предусматривает гораздо более длительный срок применения, и, конечно же, независимо от тех кризисов, которые переживают наши экономики, - за это время они были и в России, и в Казахстане - не потеряет смысла та работа, которую мы делаем, и соглашения будут имплементированы, будут работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Алексею Евгеньевичу по пункту 7, о промышленных субсидиях. Соглашение ещё не вступило в силу, а исполнение федерального бюджета текущего года по ряду позиций по разделу "Национальная экономика" уже похоже на ограничение, вводимое этим соглашением. Вот за пять месяцев по ТЭКу освоение всего 11 процентов годовых бюджетных назначений, по водному хозяйству - 19 процентов, хотя хорошо известно, что многие населённые пункты Адыгеи, Краснодарского края были затоплены весной этого года. Неужели нельзя было вовремя выделить этим регионам деньги? Какова точка зрения Минэкономразвития на такой подход уже сегодня? Ведь вы же разрабатывали все эти прогнозы, отдавали в Минфин, а всё это не работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Лихачёв А. Е. Говоря ответственно, уважаемый Виктор Андреевич, никакой связи между теми бюджетными решениями, которые принимались или не принимались этой весной или в конце прошлого года, и данным соглашением нет. Те меры, о которых я говорил, находятся лишь в стадии проработки и будут применены с момента вступления соглашения в силу - скорее всего, это будущий бюджетный год. Ещё раз хочу подчеркнуть, что соглашение позволяет тратить бюджетные деньги в случае кризисных ситуаций, в случае непредвиденных техногенных катастроф, здесь нет никаких ограничений. Поэтому мой ответ короткий: нет, эти два процесса друг с другом не связаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Я считаю, что очень важное решение о создании координационного... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДРАГАНОВ В. Г. Коллега, извините, можно вас попросить?.. Я с Алексеем Евгеньевичем... Алексей Евгеньевич, очень важно создать координационный центр, тем более что у нас, у всех государств-участников, есть под боком один огромный рынок, такой своеобразный поставщик контрафактного товара, а это волнует не только наш рынок, но и европейский рынок. У нас в свою очередь с европейскими странами есть также межведомственные, межгосударственные соглашения по интеллектуальной собственности. Вопрос такой: будет ли являться данный центр правосубъектом в разрешении вопросов с другими субъектами рынка в Европе, в США или страны будут по-прежнему решать свои проблемы, имея, как на сегодняшний день, локальные, двусторонние соглашения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Лихачёв А. Е. Спасибо, Валерий Гаврилович, вы задали просто один из ключевых вопросов - это вопрос правосубъектности нашего формирования в целом. И сейчас, готовя новый договор о Комиссии Таможенного союза, приступая к разработке основ договора об экономическом союзе, мы закладываем право правосубъектности, то есть право выступать отдельной как бы юридической стороной для наших трёх сторон в лице Комиссии Таможенного союза и любого наднационального органа. Маленький нюанс: мы это закладываем, над этим работаем, но во многом это будет определяться ещё и отношением третьих сторон, того же Европейского союза, наших партнёров по ВТО и так далее. И в этом плане есть хорошие новости: у нас создана сейчас единая переговорная делегация Казахстана, России и Белоруссии и уже по ряду международных соглашений наши партнёры имеют отношения с этой делегацией. Более того, переговоры по присоединению к ВТО также идут в формате как бы на троих, в присутствии представителей всех трёх стран, поэтому, если нам удастся реализовать в первую очередь с точки зрения наших третьих партнёров идею правосубъектности, без сомнения, органы Комиссии Таможенного союза, в частности координационный совет, будут осуществлять напрямую данную работу с соответствующими международными организациями, с соответствующими формированиями в Евросоюзе, в США, а исторически именно они - вы прекрасно об этом знаете, лучше меня - демонстрируют всегда некую неудовлетворённость, что ли, работой по охране интеллектуальной собственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Алексей Евгеньевич, я всё-таки хотел два вопроса ещё вам уточняющих задать по пункту 7. Скажите, пожалуйста, каким образом будет регламентироваться деятельность совместных предприятий? Общеизвестно, что и в Казахстане особенно, и в Белоруссии, и в России есть совместные предприятия, некоторые из которых просто, ну, минимум собирают, а некоторые просто этикетку совместного предприятия нацепляют, а потом они уже в Едином экономическом пространстве будут представлять экономические интересы стран, вошедших в экономический союз, что будет давать преференции третьим странам, скажем Китаю, США, странам Евросоюза. Вот каким образом будет регламентироваться деятельность в условиях, когда введённый с 2003 года закон "О техническом регулировании" ваши коллеги из минпрома полностью провалили? Они всего двадцать техрегламентов разработали из четырёхсот. Не кажется ли вам, что мы будем просто только терять? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ваш ответ. ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемый Олег Викторович, я, может быть, должен извиниться, я не совсем понял взаимосвязь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, как поняли. ЛИХАЧЁВ А. Е. Я понял это так, что на каких-то совместных предприятиях может проводиться и в дальнейшем... А? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛИХАЧЁВ А. Е. Нет, смотрите, никакого субсидирования Китая быть не может. Другой разговор, что на каких-то свободных складах Казахстана, где в рамках изъятий - они оговорены в соглашениях - продолжается вот эта льготная политика, может рождаться товар, скажем, не соответствующий нашим базовым принципам. Если это будет происходить в этих особых зонах, на особых складах, то в соответствии с соглашением об особых зонах у Комиссии Таможенного союза есть право ограничить выпуск товаров в соответствии с предыдущими периодами. Вот если мы видим, что начинается наращивание продукции того или иного вида в особой зоне Республики Казахстан или Республики Беларусь, то Комиссия Таможенного союза вводит запретительные или ограничительные меры в отношении увеличения этого производства. Это по объёму. Что касается работы, связанной с интеллектуальной собственностью, с защитой авторских прав, то здесь инструменты будут использованы независимо от того, является это особой зоной, или закрытым предприятием, или предприятием, скажем, совместным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Я вижу четыре руки, депутаты: Федоткин, Коломейцев, Драганов... А, нет, тогда шесть: ещё Гартунг и Бесчётнов. Ну может быть, не десятиминутный режим, коллеги? Давайте до пяти минут. Пожалуйста, Федоткин. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять? Ставлю на голосование предложение, которое прозвучало из зала: по пять минут. Потому что шесть человек записались, это на час. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не возражал в принципе, кроме депутата Гартунга. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 28 сек.) Проголосовало за 291 чел.100,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Пятиминутный режим включите. Пожалуйста, депутат Федоткин. С места. ФЕДОТКИН В. Н. Учитывая пожелание президиума, я постараюсь ещё более коротко, потому что меня тревожит одна такая важная мысль: ничто не делается просто так, без какого-то основания, без какой-то первопричины. И вот вчера, читая эти соглашения и размышляя над ними, у меня какое-то было такое противоречивое чувство. Да, правительство в Государственную Думу вносит соглашения, ну, против которых, наверное, никто в зале не будет возражать: они нужны, они необходимы, они полезны не только Казахстану и Белоруссии, они полезны России, поскольку, я повторяю, действительно исторически это единый народ, одна общая территория, одни общие интересы, и выжить можно только вместе. В то же время в официальных передачах, вот в программе "Вести", которую показывают в 21 час по телевидению, я вижу совершенно другую линию, совершенно другой курс, официальный курс нашего правительства: непрерывно на этих наших же братьев льётся грязь, льётся какой-то обман, преподносятся не объективные стороны их развития, а какие-то негативные. И что самое страшное, радуются, радуются наши телеведущие и те, у кого они берут интервью, что наши коллеги, наши товарищи, наши братья по Таможенному союзу где-то проваливаются, где-то у них хуже. По логике вещей, принимая такие соглашения, мы должны быть встревожены, должны подумать и подсказать: "Братцы, давайте делать не так, а давайте делать вот так, давайте вместе мы этот сложный период преодолеем и вместе будем жить счастливо". А вместо этого мы, ну, не мы, конечно, а те, кто формирует данный курс - правительство и телевидение, - пытаются добить, потопить, уничтожить. И тут же мы принимаем эти соглашения! У меня такое ощущение, что в нашем правительстве вообще нет какой-то единой линии по отношению к Казахстану и Белоруссии. Говорим одно, вносим другое, а делаем третье. Ну так не бывает в отношениях между равными партнёрами, равными государствами, а тем более в одной семье! И у меня пожелание нашему правительству: вы уж там как-то определитесь, скажите, каково наше стратегическое отношение к Белоруссии, и давайте этой линии придерживаться. Нельзя сразу идти в три стороны. И им будет хуже, белорусам, и Казахстану, и нам будет хуже. Если нет курса, никогда мы к цели не придём. Я, например, и наша фракция будем поддерживать данное соглашение, но пусть правительство определится, что оно хочет в итоге-то на самом деле в отношениях между Россией и Белоруссией, и чётко скажет, тогда будет логика. Говорят они официально, говорят на совещаниях, говорят по телевидению, а в подтверждение мы принимаем те законы, которые они вносят в Государственную Думу. Иначе логики не видно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддержим интеграционные законы и думаем, что и Украина должна впоследствии присоединиться. Но меня очень тревожит то, что представитель правительства не может ответить на конкретные, очень важные вопросы и показывает непонимание, хотя я не верю, что он не понимает. Я вам напомню, что сегодня, наверное, самый большой лоббист интересов своих предприятий - это Китай. Изощрённость экономической и политической деятельности китайцев заслуживает особого изучения и, возможно, копирования. Я вам просто на конкретном примере расскажу, как это будет работать. Скажем, есть совместное китайско-казахское предприятие по производству электровозов. Электровозы у нас ещё пока собираются "Трансмашхолдингом" на нескольких заводах Российской Федерации. Так вот, китайцы субсидируют все товары, которые идут на экспорт, серьёзным образом. Можно привести в пример ещё целый ряд товаров широкого потребления: и стиральные машины, и электроника, и авионика, и ряд других. Я вас уверяю, что в такой ситуации вы не отследите субсидирования косвенные, которые законами о коммерческой тайне и всякими другими вопросами будут сокрыты, но они будут заведомо ставить в условия неконкурентоспособности наши предприятия. Аналогичная ситуация складывается с остатками предприятий тракторостроения и сельхозмашиностроения, испытывающих сегодня в России колоссальное давление в силу неплатёжеспособности сельского хозяйства, вызванной некомпетентными решениями правительства в части введения эмбарго и вредоносной политикой банковского сообщества, потому что сегодня у нас закредитовано сельское хозяйство на полтора триллиона рублей. Скажите, пожалуйста, как я, будучи сельхозпроизводителем, могу на равных конкурировать с производителями белорусскими, которые находятся, несмотря на тяжесть экономической ситуации, в достаточно, скажем так, привилегированном положении, если говорить об отношении к ним белорусского правительства? Аналогичная ситуация в Казахстане, где в принципе из консолидированного бюджета более 10 процентов дотируется на сельское хозяйство, в Белоруссии - 19 процентов, а у нас - 1 процент. Я хотел бы обратить ваше внимание ещё и на то, что закон "О техническом регулировании", принятый в 2002 году, на самом деле нанёс колоссальный урон прежде всего промышленному потенциалу Российской Федерации, а освоенные деньги на разработку техрегламентов, около 10 миллиардов рублей, фактически не дали выхода: двадцать четыре регламента всего из четырёхсот разработано... Железняк, не мешай слушать представителю правительства! Вы просто не понимаете, что с помощью этой политики можно вообще остановить все оставшиеся наши предприятия. Вы мне назвали Шувалова и назвали Иванова - ни один, ни второй не является технарём, один - филолог, второй - не понять, кто, понимаете? В данной ситуации нельзя недооценивать этих вопросов. Комиссия обязана проинвентаризировать, кому из стран и какие регламенты совместные вы поручили разрабатывать. Я вам конкретный пример приведу. Лифтовое хозяйство в загоне у нас, сегодня китайцы будут демпфировать и остановят остатки лифтовых заводов, а в это время у нас технический регламент поручили разрабатывать Казахстану, у которого нет ни одного предприятия, даже зачатков его, по разработке лифтов! Как же вы там работаете, в этой комиссии?! Я вообще предложил бы комитету по делам СНГ, учитывая важность этой проблемы в части интеграции, провести широкие парламентские слушания, на которые пригласить и представителей промышленности, и таможенников, и научное сообщество, для того чтобы синхронизировать эти вопросы, а при подготовке к этим парламентским слушаниям посмотреть внимательно весь перечень вопросов, кто и как их готовит. Мы поддержим законы, но настаиваем вот на этих вопросах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, я просил бы вас, как председательствующего на заседании, обратить внимание. Смотрите, коллега Драганов говорит - ему мешают, он вынужден обращаться с замечанием: "Коллега, подвиньтесь", - выступает мой сосед, коллега и товарищ Федоткин - всё его выступление депутат Макаров мешал слушать замминистра, выступает мой коллега и товарищ Коломейцев - аналогичная история. Мы где сидим, мы для чего здесь вообще находимся? Я думаю, что культура поведения депутата - это отражение его общей культуры. Ну так же нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, думаю, надо прислушаться к выступлению нашего товарища из КПРФ Валентина Степановича Романова: в зале действительно шумно. Если есть необходимость пообщаться, можно сделать это в вестибюле. Депутат Драганов, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемые коллеги, я вышел на трибуну, чтобы, Николай Васильевич, ваше лицо видеть, просто вы очень эмоционально говорите, некоторые вещи справедливы, и мы разделяем вашу озабоченность. Но я хочу обратить внимание вашей фракции и вас, как оппонентов наших, на то, что - надо согласиться - и правительство, и мы, депутаты, сделали серьёзный шаг в строительстве и Таможенного союза, и Единого экономического пространства. Пожалуй, за последнее десятилетие такой устойчивой тенденции как по темпам, так и по срокам и по качеству ещё не было. Что это нам даёт? Вот коллеги говорили с сомнением о стратегическом курсе в отношении Белоруссии или, как вы сказали, о логике. Мне кажется, логика очень простая: все эти соглашения помогут нашим братьям в Белоруссии быстрее и качественнее проводить, например, экономические реформы. Ну, это, кстати, не только к Белоруссии относится, это относится в равной степени и к России, и к Казахстану, и к Украине, если речь идёт об Едином экономическом пространстве. В данном случае очевидно, что для всех очень важно повышение конкурентоспособности товаров и услуг на нашем, скажем так, общем рынке, и это действительно стимул для улучшения инвестиционного климата и конкурентной среды. Трудно, наверное, переоценить роль и место транспортных систем и логистических систем для будущего бизнеса, для мобильности наших народов, которые отстают от других народов цивилизованных, или от развитых стран, как мы говорим. Нет смысла говорить о том, что финансовый и кредитный рынок создаёт новые условия. Ну, я обратил бы ваше внимание на вопрос, который остаётся за кадром, и я от имени фракции хочу его подать специально. По-моему, не было такого удачного случая, чтобы стимулировать эффективную работу национальных бюрократий всех наших стран, как Таможенный союз или Единое экономическое пространство. Теперь будет очень сложно и волынить, и волокитить, и принимать неправомерные решения, и давить на бизнес, и осуществлять всякое влияние, давление чиновничье, и так далее, потому что бюрократия вынуждена теперь соревноваться не в том, кто хуже и дольше будет делать, а в том, как лучше и быстрее, поскольку существуют наднациональные органы и комиссии всякого рода, координационные советы, которые будут за этим следить. Ну и наконец, борьба с преступностью. Нельзя не понимать, что это очень серьёзный шаг в консолидации деятельности не только правоохранительных органов, но и государств в целом, поскольку существует извечная проблема с обменом и данными, и аналитическим материалом, и особенно закрытой информацией, касающейся форм сотрудничества. А сегодняшние соглашения и всякого рода подзаконные акты, будь то национальные законы или постановления правительств этих стран, будут всё более открытыми, всё более прозрачными, а значит, в законное русло эту работу будут вводить. И это означает, что более надёжно будут защищены права граждан наших стран. Так что, коллеги, в связи с тем что сессия скоро заканчивается, я думаю, что эту работу - соглашения в области Таможенного союза и договорную базу, которую мы создаём, а сегодня она насчитывает уже десятки соглашений - можно смело занести в актив депутатов и правительств наших стран. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бесчётнов, пожалуйста. БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Формируется новое Единое экономическое пространство. Каким оно будет? Какую роль в этом будет играть Россия? Зачем нам ратифицировать соглашение по интеллектуальной собственности и что нашему государству это даёт? Зачем нам вообще интеллектуальная собственность и что мы с ней планируем делать? Начну с последнего вопроса. Интеллектуальная собственность не самоцель, и, если она у вас есть, с экономической точки зрения она может быть и пассивом, то есть отнимать у вас деньги, и активом, то есть приносить деньги. Сегодня в рамках госзаказа в нашей стране мы формируем интеллектуальную собственность в виде патентов, полезных моделей, опытных образцов и так далее. Что происходит дальше? Ничего. Она мёртвым грузом повисает на балансах госструктур, превращается в пассив и через год устаревает - о ней можно забыть. Где выход? Выход найден очень давно, он очень прост: интеллектуальная собственность должна быть в частных руках. Почему? Потому что мотивация заработать на ней у частника на порядок выше, чем у государства. Для России эффект от вовлечения интеллектуальной собственности в экономический оборот составляет 600 миллиардов долларов в год. Но произойдёт это только в одном случае - если включится мотивация частного капитала, причём, здесь очень важно, не только российского. Уважаемые коллеги, формируется новый гигантский рынок объёмом в сотни миллиардов долларов в год. Нам с вами крайне выгодно, чтобы ключевые решения в рамках Единого экономического пространства, и не только, принимались в России. А если говорить о спорах по интеллектуальной собственности, то структура, которая принимает такого рода решения, практические решения, - это патентный суд. В России его нет, и нам его надо срочно создавать, именно в России, в нашей стране. И делать так, чтобы его решения признавались не только на территории Единого экономического пространства, но и в Европе, в США, в других странах. Уважаемые депутаты, интеллектуальная собственность, когда она является активом, увеличивает производительность труда в десятки раз, поэтому наша фракция предлагает не только ратифицировать обсуждаемое соглашение, но и активизировать законотворческую работу по вовлечению интеллектуальной собственности в экономический оборот, чтобы получать реальный экономический эффект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел обратить ваше внимание на пункт 7, который мы сегодня обсуждаем, - о ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Очень жаль, что мы ограничились пятиминутным режимом выступлений, на самом деле это очень важный вопрос. Дело в том, что соглашения, которые мы ратифицируем, будут иметь наднациональный характер и приоритет по отношению к национальному законодательству. Это во многом нас обяжет, скажем так, пересмотреть ту промышленную политику, которую мы сегодня проводим. К сожалению, Алексей Евгеньевич не ответил на мой вопрос о том, каким образом всё-таки будет решена проблема. Мы на данный момент при помощи госзакупок сельхозтехники помогаем нашим производителям сельскохозяйственной техники, но каким образом вопрос будет решён, мы ответа, к сожалению, не услышали. Лишившись такой поддержки, мы с уверенностью можем сказать, что наши производители сельхозтехники будут снижать производство и в конечном итоге могут уйти с рынка, не выдержав конкуренцию с иностранными производителями. Пока не решены такого рода вопросы, мы, к сожалению, не можем поддержать это соглашение. Вместе с тем мы не можем выступать против этого соглашения, потому что понимаем, что те правила, которые создаются на Едином экономическом пространстве, безусловно, выгодны российской экономике. И, как справедливо заметил мой коллега Драганов, это способствует мотивации национальной бюрократии конкурировать между собой, потому что на самом деле, например, такие непопулярные меры, как поддержка определённых предприятий, не целых отраслей, а определённых предприятий, к сожалению, у нас практикуются в России, и эта практика будет запрещена после ратификации нами этого соглашения. Хотелось бы обратить внимание ещё на то, что после ратификации этого соглашения будут запрещены субсидии, специфические субсидии, которые даются только для определённых предприятий. У нас сегодня эта практика очень распространена, в частности, при госзакупках в соответствии с 94-м законом (статья 55, пункты 17 и 17.1), по которому правительство имеет право утверждать перечень единственного поставщика. Мы считаем, что это соглашение прямо запрещает такую практику, но, к сожалению, в подготовленных материалах, касающихся соглашения о единых правилах госзакупок, которые мы получили, эти пункты не исключены. И мы обращаем внимание представителя правительства на то, что, когда в пятницу мы будем обсуждать следующий вопрос о единых правилах госзакупок, но нам хотелось бы знать позицию правительства: что же правительство собирается делать с этими позорными пунктами - 17 и 17.1, в соответствии с которыми утверждается перечень единственных поставщиков на высококонкурентных рынках? Если вы помните, Алексей Евгеньевич, у нас уже по этому поводу была здесь с вами дискуссия, и я вас просил бы к пятнице подготовиться и мотивированную позицию правительства по этому поводу высказать. Мы считаем, что просто невозможно, недопустимо, особенно в условиях кризиса, поддерживать десяток предприятий в то время, когда у тысяч предприятий падают объёмы продаж в пять, шесть и даже более раз. Нужно поддерживать целые отрасли экономики. И вот это соглашение как раз и говорит о том, что разрешается поддерживать целые отрасли, можно вводить, например, методы налогового стимулирования, которые будут распространяться на всю территорию России, но нельзя осуществлять выборочную поддержку промышленных предприятий, а это практика, которая сегодня у нас существует. Хотел бы обратить внимание представителя правительства на те проблемы, которые сегодня, к сожалению, не нашли отражения ни в соглашении, ни в вашем выступлении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич, заключительное слово. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо, Олег Викторович, вам за предоставленное слово, спасибо уважаемым выступавшим. Сразу хотел бы сказать, что специфика рассмотрения наших сегодняшних вопросов - по одному - не позволяла точно показать все работающие инструменты не только в рамках Единого экономического пространства, но и Таможенного союза. И то, о чём уважаемый депутат Коломейцев говорил, в частности борьба с демпингом, скажем, китайских запчастей, с поставкой каких-то товаров по заниженным ценам на совместные предприятия, - всё это решается в рамках, скажем, соглашения о специальных защитных и антидемпинговых мерах, которое уже более года действует на единой таможенной территории. Остальные же механизмы борьбы с субсидиями, искажающими торговлю, как раз будут применены в дополнение к механизмам таможенно-тарифного регулирования уже на этапе ЕЭП. И вот то, что уважаемый Валерий Карлович в конце своего выступления обозначил в части госзакупок... Я тоже, если позволите, разделил бы эту тему на две, так скажем, направляющих. Мы действительно поговорим о соглашении о госзакупках, если Госдума так решит, 1-го числа, в пятницу, и доложим позицию правительства по данному вопросу, поэтому не буду забегать вперёд и говорить о том, что касается вопросов единственного поставщика и других механизмов этого соглашения. Вернусь к теме субсидирования предприятий, потому что она является крайне важной и болезненной темой. Ещё раз хочу подчеркнуть, что запрещаются только импортозамещающие и экспортно ориентированные субсидии, и жёстко прописано, что условием получения бюджетного рубля является изготовление продукции и поставка её на экспорт в конкретную страну. Другие субсидии являются специфическими, то есть государства имеют право их применять, но у нас, у белорусов, у казахстанцев есть возможность провести расследование: не влечёт ли конкретная субсидия прямые убытки для их конкурирующих предприятий? И если Суд ЕврАзЭС или соответствующая комиссия принимает такое решение, то деньги должны быть возвращены в бюджет государства. Но среди механизмов соглашения специфические субсидии - субсидии конкретным предприятиям не являются запрещёнными. Тот огромный механизм поддержки, допустим, малого бизнеса, который используют Минэкономразвития, Минсельхоз, Минздравсоцразвития, Минобрнауки для поддержки малых, инновационных, региональных предприятий, вообще попадает в категорию разрешённых субсидий, и будет применяться, и имеет право на развитие. Хочу подчеркнуть, что есть формальные пути уменьшения рисков, расследований. В данном случае обязательно должна быть сохранена поддержка сельхозпроизводителей в части приобретения сельхозтехники, только субсидировать лучше не покупателя, а производителя, то есть российский тракторный завод в соответствии с этой субсидией по льготным ценам и на льготных условиях будет поставлять продукцию российским сельхозпредприятиям. Эта программа должна быть лишь скорректирована по форме, но введение в действие соглашения о промышленных субсидиях на неё не влияет по сути. Мы поговорим ещё и о соглашении о поддержке сельского хозяйства, и ещё ряд вопросов рассмотрим опять же, надеюсь, в пятницу, если Государственная Дума примет такое решение. Ещё раз хочу подчеркнуть: в рамках действующих соглашений Таможенного союза и подготовленных к ратификации соглашений ЕЭП мы действительно создаём общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эта работа не будет произведена одномоментно - многие соглашения разбиты по этапам, подразумевают дальнейшее развитие, но это стратегическая цель всех соглашений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость у представителя комитета выступить с заключительным словом? Нет, не настаивает представитель комитета. Выносим пункты 6, 7, 8 и 9 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5558 по 5626 из 7179
Блок "Ратификация...". Пункт 6, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 58 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято. Пункт 7, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 24 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принято. Пункт 8, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 53 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято. Пункт 9, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 24 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.