Заседание № 239
28.06.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 549786-5 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2337 по 2574 из 7179
Пункт 10. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей". Доклад официального представителя правительства заместителя директора Федеральной миграционной службы Екатерины Юрьевны Егоровой. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Было принято решение, что у нас будет потом единый содоклад по двум обсуждаемым вопросам. ЕГОРОВА Е. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель директора Федеральной миграционной службы. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представленное на ваше рассмотрение Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей подписано главами правительств Белоруссии, Казахстана и России 19 ноября 2010 года в ходе заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в рамках формирования Единого экономического пространства. Вы знаете, что в рамках Союзного государства уже наработан определённый опыт интеграции и регулирования правового статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей. Предложенное сегодня вашему вниманию соглашение распространяет имеющуюся в рамках Союзного государства положительную практику сотрудничества в сфере миграции на трёхсторонний формат: Россия - Казахстан - Беларусь. Соглашением о правовом статусе трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождаются от выполнения ряда формальностей: обязательной регистрации или постановки на миграционный учёт по месту пребывания в течение тридцати суток с момента въезда; необходимости получения разрешения на работу; применения в отношении данной категории мигрантов квот, ограничивающих трудовую деятельность в государствах сторон. Перечисленные преференции в полной мере соответствуют положениям, предусмотренным как Концепцией формирования Единого экономического пространства, так и договором о Таможенном союзе, предполагающими обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц, граждан государств-участников, внутри Единого экономического пространства. Пакет документов, необходимых для ратификации соглашения, согласован со всеми заинтересованными российскими ведомствами. Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, оно затрагивает права и свободы человека и гражданина и в связи с этим подлежит ратификации на основании положений Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Учитывая изложенное, прошу поддержать федеральный закон о ратификации настоящего соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. По второму обсуждаемому вопросу, проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств", выступает также официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель директора Федеральной миграционной службы Анатолий Евгеньевич Кузнецов. КУЗНЕЦОВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель директора Федеральной миграционной службы. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств разработано в рамках формирования Единого экономического пространства и 19 ноября 2010 года подписано главами правительств России, Белоруссии и Казахстана. Соглашение в условиях взаимных упрощений на рынке труда направлено на выявление каналов и пресечение деятельности структур, организующих или оказывающих содействие нелегальной трудовой миграции, мониторинг условий, способствующих нелегальной трудовой миграции, разработку и совершенствование механизма высылки, выдворения и депортации нелегалов, выработку согласованных мер, ограничивающих въезд с целью осуществления трудовой деятельности на территории государств сторон ранее высланных лиц. Соглашением предусмотрено осуществление сотрудничества путём обмена информацией, проведения оперативно-профилактических и специальных операций и в других формах. Реализация соглашения будет осуществляться за счёт средств, выделяемых на текущее финансирование ФМС России, и не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. В соглашении содержатся нормы, предметом регулирования которых являются основные права и свободы человека и гражданина, в связи с чем данное соглашение подлежит ратификации. Прошу поддержать наше предложение о ратификации соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад по двум обсуждаемым законопроектам сделает Анатолий Александрович Корендясев. КОРЕНДЯСЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проведённое сегодня обсуждение представленных на ратификацию соглашений в рамках формирования нормативно-правовой базы тройственного Таможенного союза уже объяснило всю логику, идеологию представленных семнадцати законопроектов, что облегчает мне задачу, поэтому только изложу позицию комитета и некоторые модальности. О статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Мы приобретаем новое качественное движение, предоставляя трудящимся-мигрантам в рамках Таможенного союза единые правила игры: есть возможность обучения детей трудящихся-мигрантов в наших дошкольных заведениях и школьных заведениях, получения образования, получения необходимых справок и документации о проделанной работе, о заключении договоров и так далее, в том числе возможность оказания срочной медицинской помощи. Это является серьёзным продвижением на пути устранения всех огрехов, с которыми мы сталкиваемся в связи с трудовой миграцией. Это не затрагивает трудовых мигрантов из третьих стран. По ним соглашения в СНГ заключаются отдельно и дополнительно. Как известно, в 2008 году главы государств подписали конвенцию о положении трудящихся-мигрантов в рамках СНГ. Пока она ратифицирована только Белоруссией и Казахстаном. В общем, работа над этим ведётся. Если мы поддержим ратификацию данного соглашения и последующего, о котором я ещё скажу, это позволит нашим министерствам и ведомствам провести дополнительную работу, особенно Минздравсоцразвития, в деле обеспечения медицинской помощью всех трудящихся-мигрантов стран СНГ. Это очень положительный момент. Предвидя дискуссию и возможные вопросы, я хотел бы обратить внимание по вопросу статуса трудящихся-мигрантов на статью 6 представленного соглашения. Она касается ограничений для трудящихся-мигрантов, предусматриваемых в целях обеспечения национальной безопасности, в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, общественного порядка, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также меры, принимаемые государствами в целях социальной защиты от безработицы. Это оговорено осознанно и, я полагаю, является необходимым постулатом для конкретной проработки на уровне министерств и ведомств. Что касается ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, сама формула "из третьих государств" говорит о том, что у нас достаточно будут разниться эти условия и сейчас нам необходимо выработать в рамках трёхстороннего соглашения общие правила игры, чтобы в последующем мы могли отрегулировать с другими странами СНГ трудовую миграцию, движение на рынке труда рабочей силы. Здесь создаётся правовая система для противодействия нелегальной трудовой миграции, обеспечиваются права и законные интересы граждан государств трёх сторон - участников Таможенного союза, а также регулируются взаимоотношения при осуществлении согласованных мер в отношении нелегальных трудовых мигрантов, физических, юридических лиц, оказывающих содействие и занимающихся организацией нелегальной трудовой миграции. В соглашении имеются необходимые защитные меры, которые направлены на обмен статистической, научно-методической информацией, а также иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции, обмен опытом в указанной сфере (организация и проведение стажировок, семинаров и тому подобное). Комитеты-соисполнители - это Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, а также Комитет Госдумы по труду и социальной политике - поддерживают два указанных соглашения, и мы вместе с ними предлагаем поддержать ратификацию этих соглашений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Олег Викторович. У меня вопрос к Екатерине Юрьевне Егоровой по 10-му пункту. Скажите, пожалуйста, каков механизм определения статуса трудящихся-мигрантов? Как определяется, что это именно та категория, о которой речь идёт в соглашении, а не амнистированные уголовники, наркоторговцы и криминал, которые к нам хлынут? Понятно, что по этому соглашению самой гостеприимной будет Россия, и как нам оградить свою территорию от таких нежеланных гостей? ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо за вопрос, Вера Александровна. В данной ситуации мы исходим из принципа гражданства. Вы знаете, что у нас практически открыта граница с Белоруссией. Сейчас к аналогичному режиму мы приходим и в отношениях с Казахстаном - граждане наших государств смогут беспрепятственно передвигаться по территории. Вот уже более глубокие процессы, такие как оседание, приобретение вида на жительство, приобретение разрешения на временное проживание, будут связаны с отсечением криминальных элементов. Но я могу сказать, что и Беларусь, и Казахстан - это также достаточно экономически развитые государства на пространстве СНГ и эти страны, так же как и Россия, принимают достаточно большое количество мигрантов. Конечно, Россия принимает больше всех, но тем не менее Беларусь и Казахстан - это тоже достаточно крупные точки приёма. Поэтому мы открываемся взаимно друг для друга при условии, что нелегальная миграция из третьих государств в процессе совместного сотрудничества наших и миграционных, и правоохранительных органов будет отсекаться, в том числе, конечно, и криминальные элементы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Ну, в данном случае, наверное, всё-таки вопрос Анатолию Евгеньевичу Кузнецову, хотя в продолжение ответа на предыдущий вопрос. Я хотел бы получить более подробную информацию о том, какие риски нам грозят из так называемых третьих стран в плане перетока рабочих рук, мигрантов, потому что, как я понял из информации, у нас законодательство неодинаково, неровно, оно отличается и можно ожидать... В частности, в Казахстане наплыв из третьих стран, скажем, трудовых ресурсов. Не получим ли мы в результате вот таких незаконных мигрантов, таких "чёрных" мигрантов, которые потоком хлынут к нам? Есть ли цифры, есть ли статистика? Готовы ли мы к решению этой проблемы? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. Е. Я хочу сказать, что серьёзных опасений мы не выскажем. Почему? Мы упрощаем миграционные режимы только внутри трёх государств: Россия, Беларусь и Казахстан. Въезд на территорию Российской Федерации граждан иных государств остаётся в рамках того же режима, который функционирует и сейчас. Пограничные органы на границе с Казахстаном остаются, пропуск пассажиропотока осуществляется в обычном режиме. Ничего нового, никаких послаблений в отношении этих категорий не предвидится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Екатерина Юрьевна, вопрос будет к вам, но сначала одну мысль хочу высказать. Невольно думаешь: с какой лихой резвостью бывшие руководители, которым принадлежала судьба народная, рубанули в 1991-м, 1992 годах и с какими мучительными потугами мы восстанавливаем братские отношения, которые существовали веками! А теперь по сути. Вопрос о трудящихся-мигрантах понятен, у нас капитализм, у нас работодатель, а вот члены семей? Если рискнёт мигрант поехать к нам или в Казахстан русский человек поедет с семьёй... Вопросы жилья, элементарного социального обустройства как-то тремя государствами оговариваются или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ответ будет дан после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2595 по 3085 из 7179
Пожалуйста, отвечайте на вопрос, который был задан депутатом Романовым. ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо, Олег Викторович. Что касается социального обеспечения трудящихся-мигрантов, естественно, как все социальные вопросы, он один из самых проблемных и сложных. Поэтому сейчас Министерство здравоохранения и социального развития разрабатывает проект соглашения о взаимодействии в вопросах социального обеспечения граждан государств СНГ. Он уже прошёл согласования. Это общее соглашение, которое будет касаться не только трудящихся-мигрантов, но в целом всех наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемая Екатерина Юрьевна, насколько я понимаю, мы этим законопроектом даём определённые преференции мигрантам из Белоруссии и Казахстана. В соответствии с законопроектом они не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Как вывод: они не заинтересованы в том, чтобы платить за лечение, так как работодатель российский не предложит им высоких заработных плат, им просто не на что будет лечиться. Вот в связи с этим есть опасения, что это может повлечь массовый приток мигрантов из Белоруссии и Казахстана, не прошедших медицинское освидетельствование, что будет способствовать развитию эпидемий. У вас есть предложения, каким образом бороться с этим? Может быть, на работодателя возложить ответственность и в плане обязательного медицинского освидетельствования, и в плане страхования? ЕГОРОВА Е. Ю. Что касается обязательного медицинского страхования, то, как вы знаете, сейчас в соответствии с федеральным законом те, кто временно пребывает в России, они под систему обязательного медицинского страхования не попадают, это может быть только добровольное страхование. И мы полагаем, что нужно работать именно в этом направлении. Когда готовился законопроект, который предоставлял преференции высококвалифицированным специалистам, была установлена обязательная добровольная - извините за такое противоречие - обязанность работодателя заключать договор добровольного медицинского страхования в отношении вот таких трудовых мигрантов. Представляется, что этот путь наиболее продуктивен, но надо понимать, что граждане Белоруссии могут в упрощённом порядке в России получать вид на жительство, граждане Казахстана могут в упрощённом порядке получать разрешение на временное проживание, поэтому, получив этот статус, они уже попадают под систему ОМС. Я думаю, что это один из перспективных выходов в этой ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин, пожалуйста, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к представителю правительства, к Анатолию Евгеньевичу. Анатолий Евгеньевич, выступая недавно в этом зале по проблеме судьбы русского народа, я приводил данные, что численность мигрантов в России уже равна численности населения от семи до десяти исконно русских областей. Почему я сказал: от семи до десяти? Я очень много перелопатил материалов, но нигде нет точной численности мигрантов: одни пишут, что семь миллионов, другие - двенадцать, третьи - пятнадцать, причём всё уважаемые люди, среди них члены правительства. Так что, у нас нет ясности в этом вопросе? И второй момент. В том году число мигрантов возросло на 4 процента по сравнению с 2009 годом - и пришла из правительства цифра: нам необходимо в этом году дополнительно три миллиона мигрантов. Зачем нам они нужны?! У нас же своя сила безработная! Итак, два вопроса: сколько всего их точно и зачем нам дополнительные мигранты? Это немножко шире, чем данные законы, но вопрос имеет место быть. КУЗНЕЦОВ А. Е. Спасибо, Владимир Николаевич. Я отвечу на этот вопрос. Значит, точной цифры, которая находилась бы в стагнации, быть не может. Сейчас действует государственная система миграционного учёта, её основу составляет центральный банк данных учёта иностранцев и лиц без гражданства, который в режиме реального времени показывает количество въехавших иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, и выехавших. Эти цифры постоянно, ежедневно колеблются, ежедневно мы их видим. У нас есть интерактивная карта - мы показывали Владимиру Владимировичу Путину, вот недавно директор был на встрече у него - в разрезе субъектов Федерации, в разрезе Российской Федерации и так далее. Так вот, эти цифры могут колебаться, допустим, от пяти миллионов четырёхсот тысяч, если это не сезон, зимний период, до девяти миллионов в пиковые времена. Но опять подчёркиваю: день на день не приходится. Это большое достижение, мы видим персоналии, мы видим не просто какие-то цифры, которыми раньше пользовались. До этого статистические наблюдения велись по данным пограничной службы, они учитывали не персональные данные, а факт пересечения, по головам: проехало туда столько-то, уехало столько-то. Сейчас мы их знаем персонально. Второй вопрос. Вы знаете, в проработке такой вопрос не находится. Квота на текущий год установлена в один миллион семьсот тысяч, она не менялась, и вопрос об увеличении численности не стоит. Это потребность, которая определяется в рамках 783-го постановления правительства, когда каждый субъект на предстоящий год определяет цифры, которые основаны на заявках работодателей, межведомственная комиссия региона их рассматривает, потом вносит в Минздравсоцразвития, межведомственная комиссия уже здесь рассматривает все заявки, подписанные губернаторами, и потом уже они вносятся в правительство на утверждение. Ну, пока так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Зубов Валерий Михайлович. Нет, ошибка. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос тоже Анатолию Евгеньевичу Кузнецову. Знаете, вы всё же не ответили. Вот сегодняшняя правительственная газета называется "Российская газета", на первой странице со ссылкой на Косачёва написано, что в России уже десять миллионов гастарбайтеров - это больше, чем в Португалии жителей. Я всё же хотел бы у вас уточнить... Вы, вероятно, знаете, что 7,5 тысячи километров границы с Казахстаном, мягко скажем, плохо обустроены, и там есть дороги, по которым можно перевозить целые полки и дивизии, и никакого пограничника там нет. Вы всё же можете сказать, сколько у нас нелегальных мигрантов сегодня в стране? Если вам это трудно, можете выехать из Москвы в любом направлении - в пригородах Москвы есть прямо биржи торговли нелегальными работниками, это есть и рядом с каждым областным центром вдоль границы с Казахстаном, с Украиной. Поэтому скажите, пожалуйста, как можно в пояснительной записке не писать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич. КУЗНЕЦОВ А. Е. Да, спасибо. Я отвечу на этот вопрос. Корреспонденты иногда свободно пользуются терминологией: гастарбайтеры и так далее. (Шум в зале.) Я хочу ответить на вопрос. Можно? Начался диалог в миграционном пространстве Евросоюз - Россия, и вот эти цифры действительно озвучивались на встрече, которая проходила в МИДе. Десять миллионов, о которых идёт речь... Мы впервые столкнулись с миграцией, когда был развален Советский Союз. Вот с того времени по сегодняшний день мы приняли в стране десять миллионов иностранцев, которые могут быть и соотечественниками, и другими. Вот они на сегодняшний день... Постоянно проживающие у нас - уже наши граждане, и на сегодняшний день временно находятся на территории Российской Федерации чуть более девяти миллионов иностранных граждан - это и округляется до десяти миллионов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Анатолию Евгеньевичу. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, отсутствие у вас сколь-либо серьёзных опасений в части въезда в Россию граждан из третьих стран через территории Белоруссии и Казахстана, о чём вы сами сказали, отвечая на наши вопросы, по-моему, сказалось и на содержании соглашения, которое мы рассматриваем сегодня, из пункта 11, о противодействии нелегальной трудовой миграции. Я обращаю внимание на две статьи - статьи 4 и 6. Первой предполагается постановка целей, а второй - механизм реализации, но механизм реализации защиты от нелегальной миграции согласно статье 6 - это только обмен информацией. Вот в этой связи скажите... Вы называете общую цифру, но ведь существует ещё и региональная статистика, и эта региональная статистика чрезвычайно опасна как с точки зрения создания преференций в ущерб нашим российским работникам, так и с точки зрения защиты интересов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. КУЗНЕЦОВ А. Е. Спасибо. Значит, что касается преференций. Когда Екатерина Юрьевна докладывала, она сказала - я хочу, наверное, повториться, - что никаких новых преференций Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей не содержит. У нас особый миграционный статус был придан в рамках Союзного государства гражданам Белоруссии, и сейчас этот правовой статус был распространён, естественно, на Таможенный союз и образуемое Единое экономическое пространство, но это и логично - равенство прав. Но так как это особое образование с определёнными упрощениями на рынке труда, естественным шагом было заключение на троих соглашения о противодействии нелегальной трудовой миграции из третьих стран. Этим соглашением мы закладываем правовую основу взаимодействия в этой сфере и учитываем практический опыт, который у нас уже есть на этом направлении. Он есть у нас и с белорусами, он есть у нас и с казахами, мы вместе также проводим мероприятия в рамках СНГ и ОДКБ. Вот этот опыт как раз и был положен в основу тех статей, которые вы упомянули. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Драганов, ваш вопрос. ДРАГАНОВ В. Г. Я хотел бы адресовать вопрос Екатерине Юрьевне, но позволил бы себе реплику Федоткину Владимиру Николаевичу из фракции коммунистов. Владимир Николаевич, вы очень часто говорите об исконно русских людях. Я понимаю, что такое исконно русская территория, исконно русская история, а "исконно русские люди", или "исконно русский человек", - это для меня очень сомнительный термин. Екатерина Юрьевна, очень важное соглашение, и вопрос, который, безусловно, волнует общество и страну на протяжении последних двадцати лет: как усилить приток, как привлечь трудовых мигрантов - высококвалифицированную рабочую силу, инженеров, людей интеллектуального труда? Закладываются ли какие-то конкретные стимулы если не в этом соглашении, то в будущих?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо. Валерий Гаврилович, мы в прошлом году подготовили законопроект, и уже год функционирует закон, который предоставил преференции высококвалифицированным специалистам, работающим в России в инновационных центрах, в учреждениях, занимающихся научными разработками, в центре "Сколково". Сейчас уже порядка 8,5 тысячи таких специалистов в России работают. То есть упор был сделан на развитие нашего национального законодательства, которое не делает различия, будет ли это специалист из страны европейской или из страны СНГ, режим для них совершенно одинаковый. Мы считаем, что закон востребован и в дальнейшем ещё будет получать развитие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, у меня вопрос к Екатерине Юрьевне. Уважаемая Екатерина Юрьевна, в 2008 году Российской Федерацией была подписана конвенция СНГ с точно таким же наименованием - о защите прав трудовых мигрантов и членов их семей. Скажите, пожалуйста, почему до сих пор не ратифицирована эта конвенция? И не будет ли в случае её ратификации - а все три государства являются её участниками - конкуренции норм, не будет ли противоречия между положениями нашего соглашения, которое мы сейчас рассматриваем, и положениями конвенции, которая подлежит ратификации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Екатерина Юрьевна. ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо, Татьяна Николаевна. Вы очень тонкий вопрос задали. Конвенция в рамках СНГ имеет более общий характер, это более рамочный документ, там более широкий круг участников этого соглашения. То соглашение, которое представляется вашему вниманию сегодня, предлагает более высокую степень интеграции, больший объём преференций и говорит фактически о создании единого рынка труда и о свободном перемещении рабочей силы в рамках Единого экономического пространства. В конвенции 2008 года в процессе прохождения ратификации были выявлены нюансы, которые касаются как раз вопросов социального обеспечения, по этому поводу сегодня уже вопрос поднимался. И я уже говорила о том, что Министерство здравоохранения и социального развития разработало соглашение, которое дополнит нормы конвенции СНГ нормами, касающимися именно защиты социальных прав наших граждан. Эти документы будут ратифицироваться во взаимосвязи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. По ведению - Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в связи с тем, что мы утвердили порядок работы из сорока восьми тем, предлагаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сорок девять. Мы ещё один включили. МОСКАЛЕЦ А. П. Да, сорок девять. Предлагаю установить регламент выступлений по всем вопросам до пяти минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование предложение, которое внёс депутат Москалец. С учётом обширной повестки давайте договоримся, что выступаем по всем вопросам сегодня до пяти минут. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, имеется в виду только в прениях, а докладчики должны с пониманием относиться к повестке. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 58 сек.) Проголосовало за 274 чел.100,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 274 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Установили данный регламент на сегодняшнее заседание. Коломейцев по ведению. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Олег Викторович, ну, гулять так гулять: надо и докладчикам в два раза сократить - семь минут! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте голосовать не будем. Мы просим докладчиков руководствоваться вот этим предложением, по крайней мере, если есть возможность, уложиться в этот регламент. Мы были бы вам благодарны, признательны, учитывая то, что у нас всего шесть заседаний и огромные повестки на все шесть. Переходим к прениям. Коллеги, кто хотел бы выступить по обсуждаемым законопроектам? Вижу: депутат Багдасаров, он уже говорил об этом, депутат Селезнёв. Две руки, подвели черту. Пожалуйста, Багдасаров. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я вот послушал вопросы и ответы... Давайте вещи называть своими именами. То, что мы создаём определённые льготы для мигрантов из Казахстана и Белоруссии, - это очень хорошо. У нас, вообще-то, с созданием Таможенного союза появились перспективы для создания в рамках этого Таможенного союза очень серьёзных структур военно-политического, политического характера и так далее. Кроме того, мигранты из Казахстана и мигранты из Белоруссии не являются проблемой для Российской Федерации, создание для них условий благоприятных - это хорошо. Мне единственное не нравится - что, возможно, дальше это будет распространено на мигрантов из других стран СНГ. Я хочу вам напомнить: у нас есть соглашение 2000 года о безвизовом режиме между странами СНГ. Это соглашение нанесло огромный ущерб Российской Федерации, её национальной безопасности! Ни для кого не секрет, что благодаря безвизовому режиму - мы все уже это знаем - значительное количество граждан Российской Федерации умирает каждый год от наркотиков. По данным ООН, умирает тридцать - сорок тысяч в год, умножьте это на десять лет или ещё приведите какие-то... Немало, да? Вот результаты этого соглашения, господа из миграционной службы! Благодаря этому соглашению у нас возник второй фронт терроризма, о чём здесь неоднократно говорилось, - вот результаты этого соглашения! А как вы думаете, сколько у нас мигрантов? Дело в том, что цифра, которая приводилась здесь в вопросе господина Коломейцева, она взята из доклада Всемирного банка. Есть два издания: в первом издании одни утверждают, что 10,5 миллиона, другие - что 12,2 миллиона. На самом деле действительно столько людей за эти годы осели здесь. Но никто там не говорит о мигрантах, которые приезжают, уезжают, постоянно мигрируют, - вот этих-то ещё больше, вреда от них ещё больше! Результатом всего этого являются экономические показатели. По данным этого же Всемирного банка (в чём-чём, а в этом они, наверное, правы), за 2009 год, то есть за год после кризиса, из России только через банковскую систему в эти государства было переведено 18,9 миллиарда долларов, то есть, проще говоря, огромные деньги, а если учитывать, что значительная часть вывозится в конверте, то умножьте это ещё на два. Эти деньги были выведены из экономики России. Немалый ущерб, да? Это нанесение огромного ущерба экономической безопасности Российской Федерации! Я вам приведу другие цифры, и с ними тоже трудно не согласиться: 50 процентов валового продукта Таджикистана формируется за счёт мигрантов, 25 процентов - Киргизии, 30 процентов - Узбекистана. Вы вдумайтесь в это! Вообще-то, если кто-то услышит нас где-то извне, подумает: наверное, Российская Федерация управляет процессами в этих государствах, ну, просто как у себя дома. Мы же формируем их бюджет! Но нет, и этого нет! Я понял бы, если бы это касалось какой-то пользы внешнеполитической для Российской Федерации, но этого нет. Мы даём 50 процентов валового продукта Таджикистану! Руководство Таджикистана крайне антироссийски настроено, не идёт ни на какие уступки в военном строительстве (тот же аэропорт в Айни), в последнее время оскорбительные, иначе трудно назвать, были высказывания Президента Таджикистана в адрес руководства нашей страны и так далее - а мы им даём, если считать по самому минимуму, 50 процентов дохода! То же самое в Киргизии, где куча американских баз и бог знает что творится. Я, когда был в Киргизии, одного из руководителей спросил: "Сколько вы за Манас получаете?" Он говорит: "60 миллионов долларов в год." А по миграции? Официально 1 миллиард 200 миллионов, - официально! - а неофициально - в два раза больше. И при этом наши позиции там всё уменьшаются, а американцев - увеличиваются. Таким образом, вы должны признать, что это соглашение 2000 года враждебно по отношению к России и что пора проводить дифференцированную политику. Казахстан, Белоруссия - это хорошо, но пора на основании пункта 4 этого соглашения ввести визовый режим с государствами, которые наносят нам страшный урон в экономике, в политике, в морально-политическом плане. Это в первую очередь Таджикистан. Ну это ж просто абсурд, идиотизм, когда государство, отмеченное ООН как осуществляющее основной транзит наркотиков в Россию (имеет 1433 километра афгано-таджикской границы, откуда потоком идут к нам наркотики!), а у нас с ним безвизовый режим! Слушайте, как это, это что такое?! И после этого говорить о разумной миграционной политике?! Это неразумная миграционная политика, это антигосударственная миграционная политика! Поэтому наряду с улучшением условий жизни мигрантов из Белоруссии и Казахстана мы должны дальше чётко дифференцировать, мы должны в ближайшее время ввести визовый режим с Таджикистаном, усилить визовый режим с Киргизией, с Узбекистаном и так далее, иначе вот такое "все братья, все друзья" не пройдёт. И наконец, я не могу не сказать следующее. Мы формируем новое пространство политическое, и пора некоторым деятелям типа Кудрина и так далее очень аккуратно делать заявления в отношении Белоруссии. Я к Лукашенко отношусь критически, но то, что делается сейчас... Это ерунда, белорусы задолжали "ИНТЕР РАО..." меньше, чем те недавно потратили на свой съезд известной партии, где половина чубайсоидов сидела, - и из-за этих трёх копеек они отключают свет, ухудшая экономическую ситуацию в Белоруссии, провоцируя беспорядки, чтобы там пришёл проамериканский режим, что ли?! У меня возникает уже... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. С места. Включите микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Да, с места. Уважаемая Екатерина Юрьевна и Анатолий Евгеньевич! Не могу не согласиться с коллегой Багдасаровым в том, что вы практически увиливали от ответов. Не получили мы качественных ответов, квалифицированных, и это означает одно - что по данному вопросу нет продуманной миграционной политики. Это не может не печалить и не тревожить. Рабочие-мигранты из Казахстана и Белоруссии, по вашему заверению, не получают дополнительных преференций. На самом деле они получают эти дополнительные преференции: они могут скакать с места на место по девяносто суток, устраиваясь то у одного работодателя, то у другого работодателя, соответственно, могут не пользоваться тем, что необходимо нам, российским гражданам, - обязательным медицинским страхованием. Не прозвучал исчерпывающий ответ на вопрос об угрозе массовых эпидемиологических заражений. Я на каком-то "правительственном часе" приводил пример и вам говорю, руководству Федеральной миграционной службы: проверьте, пожалуйста, ситуацию по Русскому острову, где саммит АТЭС в 2012 году, там работает несколько тысяч таджиков, которые, по имеющейся из различных источников информации, болеют весьма опасными инфекционными заболеваниями и сознательно заражают проживающих на территории Приморского края наших граждан. Я уже второй раз говорю об этом с этой трибуны, но никто не хочет этого слышать. Теперь вопрос, касающийся необходимости и целесообразности создания такого рода преференций. Нам постоянно твердят, что у нас существуют рынки рабочей силы, которые не покрываются внутренним ресурсом, потому что наши сограждане не хотят работать, допустим, уборщиками и прочими, на низкооплачиваемой работе. Но кто сделал эту работу низкооплачиваемой? Её сделал низкооплачиваемой работодатель, который пользуется тем, что Федеральная миграционная служба создаёт всё новые и новые условия, чтобы появлялся демпинговый товар в виде рабочей силы из наших бывших союзных республик. Мы, конечно, уважаем и белорусов, и казахов, и представителей прочих национальностей, но прежде всего мы должны обеспечить работой наш народ, русский народ, который страдает от того, что у него сегодня вынужденная конкуренция из-за тех, кто демпингует. Почему-то мы не защищаем русского сельхозпроизводителя, потребителя от поступления недоброкачественной порой сельхозпродукции. Мы защищаем наших производителей в сфере нефтянки и металлургии - вот на этом наша защита останавливается. Фракция ЛДПР воздержится от голосования за ратификацию данных соглашений. Мы не видим никакой целесообразности в том, чтобы открывать дополнительные рынки в виде российского национального рынка труда для столь дружественных нам народов. Сначала надо решить вопросы трудоустройства миллионов наших граждан, которые на сегодняшний день находятся за чертой бедности. Я могу привести пример, что из тринадцати с половиной миллионов инвалидов в Российской Федерации не могут найти работу порядка двух миллионов инвалидов. Они говорят о желании работать: мы готовы, мы усидчивые, мы можем, - а им в московских колл-центрах, которые строились при Лужкове и потом заявлялись как некое достижение... Сейчас Собянин вынужден вмешиваться в ситуацию: две с половиной тысячи голодающих инвалидов заявили о своих правах. Из-за того что как раз дешёвые трудовые мигранты согласны работать за похлёбку, они реально готовы даже и денег-то не получать, а просто лишь бы выжить. А когда прикрываются идеями о привлечении высокоинтеллектуальной, квалифицированной рабочей силы в такие центры, как "Сколково", - это просто некая такая философия, потому что в "Сколково" приедут и будут работать, и для этого никакие спецратификации не нужны, достаточно тех законопроектов и законов, которые мы уже приняли по "Сколково". Ещё раз скажу, что фракция ЛДПР голосовать за данные законопроекты не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивают ли докладчики и содокладчик на заключительном слове? Пожалуйста. ЕГОРОВА Е. Ю. Комментарий, Олег Викторович, если можно, по поводу открытости этого соглашения для присоединения со стороны других государств. Для того чтобы пользоваться теми преференциями, которые это соглашение предоставляет, государство сначала должно стать членом Таможенного союза, выполнив все процедуры по приведению своей экономики в соответствие со стандартами Таможенного союза, и затем получить согласие всех государств - участников соглашения на то, чтобы граждане этого государства пользовались теми самыми преференциями, которые оно предоставляет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета - Корендясев. КОРЕНДЯСЕВ А. А. Спасибо, Олег Викторович. Два замечания по поводу предыдущих выступлений. Нам сказали, что ущерб наносится экономике Российской Федерации в размере от 18 до 20 миллиардов долларов ежегодно. Могу сказать, что, по подсчётам специалистов, общий валовый продукт, который создаётся вследствие использования труда мигрантов, у нас составляет от 80 до 84 миллиардов долларов. Поэтому за минусом того, что было сказано, эта прибавка совсем не последняя в бюджете, она достаточно ощутима. Европейские и иные страны борются за рынки труда, поскольку они все волатильные, и если мы не создадим нужных условий, они спокойно переместятся в другие зоны. Уважаемый Валерий Сергеевич отметил то, что у нас много своих безработных и мы не создаём условия. Это наша внутренняя проблема. Хотел бы сказать, что он сам себе и ответил на этот вопрос: рынки труда, особенно сезонные и те, которые называются неблагодарной черновой работой, они практически с нашими не пересекаются, это установлено специалистами. Поэтому мы можем голосовать, не голосовать, но проблема состоит в том, что взаимодополняемость рынков никто ничем не заменит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данные вопросы на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5627 по 5657 из 7179
Пункт 10, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 53 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принято. Пункт 11, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 21 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принято.