Заседание № 104

23.03.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549487-6 "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации" (принят в первом чтении 18 ноября 2014 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2380 по 2413 из 5660
13-й вопрос, принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению проект        
федерального закона "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и      
вывозе культурных ценностей из Российской Федерации".                           
                                                                                
Ольга Михайловна Германова, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный на рассмотрение      
законопроект был принят в первом чтении в 2014 году, а в декабре прошлого,      
2017 года был принят закон № 435-ФЗ, регулирующий ввоз и вывоз культурных       
ценностей, поэтому рассматриваемый законопроект потерял актуальность и          
предлагается комитетом к отклонению.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет.                
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 199

18.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549487-6 "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6340 по 6889 из 7373
21-й вопрос, проект федерального закона "О ввозе культурных ценностей в         
Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации".    
                                                                                
Мария Петровна Максакова, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКСАКОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вполне естественно, что в Год   
культуры мы много говорим о культуре, и очень хочется, чтобы наши благие        
намерения не оставались просто словами, а приобретали вполне отчётливую         
законодательную форму.                                                          
                                                                                
Я представляю вашему вниманию законопроект "О ввозе культурных ценностей в      
Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации".    
Ситуация предельно ясна - принять новый закон необходимо, так как действующий   
сегодня закон уже устарел и морально, и политически, и юридически: он           
принимался в 1993 году в кризисной ситуации, в расколотом обществе,             
естественно, что в нём доминируют охранительные тенденции, вполне характерные   
для тогдашнего Верховного Совета, сохранявшего ещё психологию железного         
занавеса. Но, уважаемые коллеги, прошло более двадцати лет, ситуация            
кардинально поменялась, у нас давно действует новая Конституция, мы должны      
более ответственно относиться к собственному культурному наследию. Мы           
воспринимаем свою страну как часть цивилизованного мира, а свою культуру -      
как часть мирового наследия.                                                    
                                                                                
Цели нового закона вполне конкретные, охранительные: сохранение культурного     
наследия народов Российской Федерации, а также защита культурных ценностей от   
незаконного вывоза, ввоза, передачи права собственности на них, но они уже не   
являются самоцелью и доминантой - новый закон должен не препятствовать, а       
способствовать развитию международного культурного сотрудничества и обмена.     
Напомню вам, коллеги, что совсем недавно мы приняли Федеральный закон "О        
меценатской деятельности", который даёт возможность меценатам вложить свои      
деньги в пополнение музейных коллекций. Рассматриваемый сегодня законопроект    
даст им возможность ввезти эти культурные ценности в Россию, необязательно      
картину, может быть, это будет скрипка для выдающегося музыканта или рукопись   
для библиотеки, но всегда это приращение отечественного культурного             
богатства, тем более что наши граждане весьма охотно покупают и возвращают на   
Родину культурные ценности.                                                     
                                                                                
Новый закон соответствует современным требованиям, он чётко структурирован,     
стал более актуальным. Он не позволит чиновникам по-своему трактовать процесс   
ввоза и вывоза культурных ценностей. У чиновников о ценностях бывает довольно   
оригинальное представление, порой хочется процитировать великого русского       
писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: "Чего-то хотелось: не то        
конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". Мировая     
культура многое потеряла бы, если бы определением ценности произведений         
искусства занимались чиновники. Для чиновников и искусствоведов автограф        
композитора Софии Губайдулиной, живущей ныне в Германии, скорее всего, значит   
немного, а для России он очень ценен. Вспомните хотя бы судьбы участников       
выставки в Манеже, так раскритикованной Хрущёвым, или разогнанную милицией      
"Бульдозерную выставку" в Битцевском парке.                                     
                                                                                
В ныне действующем законе есть одна глупость, с которой необходимо              
расстаться, - это установление точного срока, а именно пятьдесят лет, по        
прошествии которого произведения искусства становятся культурной ценностью.     
Знаете, талантливое это полотно или нет, становится понятно гораздо раньше,     
правда, иной раз не чиновникам, которым, например, ценность полотен Шагала не   
была ясна ни через год, ни через два, ни через сорок девять с половиной лет,    
ну и, соответственно, через пятьдесят лет. А ведь коллекционер зачастую         
полагается исключительно на свою интуицию и даже рискует, собирая полотна       
своих современников. Вот что, к примеру, говорил великий коллекционер Щукин     
своей дочери: "Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок -       
покупай её". Стоит ли говорить, что наши коллекционеры испытывают               
психологический шок совсем в другой момент, а именно при попытке ввезти         
произведение современного искусства на территорию Российской Федерации. Хочу    
обратить особое внимание на то, что полотна, привезённые Щукиным, легли в       
основу всей коллекции импрессионистов и постимпрессионистов Государственного    
музея изобразительных искусств имени Пушкина. Усложняя ввоз произведений        
современного искусства, мы обкрадываем наших детей. Разработчики                
законопроекта справедливо считают необходимым создание максимально              
благоприятных условий для ввоза культурных ценностей в страну.                  
                                                                                
Для устранения возможных коррупционных факторов предлагается исключить          
экспертную оценку при ввозе культурных ценностей. Согласно законопроекту        
юридическим и физическим лицам следует предъявлять документы об участии в       
выставках, либо о включении данных предметов в лоты аукционов, либо             
информацию об оценках зарубежных экспертов и степени известности имени автора   
произведения. Однако при вывозе культурных ценностей сохраняется                
разрешительный механизм, то есть предметы искусства подлежат обязательной       
экспертизе по определению их ценности и правомерности их вывоза. Но кто будет   
определять эту ценность, насколько качественно эксперты смогут провести         
данную экспертизу? У меня, например, есть опасение, что это будет очередной     
отряд чиновников с дипломами искусствоведов. Люди, принимающие столь важные     
решения, должны обладать достаточными знаниями и опытом, должны не просто       
отличать, например, Кандинского от Дега, но и хорошо понимать, что такое        
современное искусство, разбираться в его направлениях и тенденциях, хотя бы     
знать имена. К сожалению, их знания зачастую застывают на уровне середины       
прошлого века и если даже они отличают фотореализм от поп-арта, то руку         
мастера точно не узнают, даже такого известного, как Джефф Кунс или Павел       
Альтхамер, Сергей Сапожников или Алексей Морозов.                               
                                                                                
Во многих странах арт-рынок - значительная культурная составляющая. Аукционы    
служат не для развлечения толстосумов, это не просто один из путей вложения и   
сохранения денег - таким способом пополняются коллекции государственных         
музеев и частных галерей, так пропагандируется новое современное искусство.     
Именно культура, искусство являются, и я не устаю это повторять, языком         
межнационального общения, именно так народы узнают друг друга. Произведения     
современного искусства народов России должны украшать стены музеев и частных    
галерей нашей страны и всего мира. Наши культурные ценности расскажут о нас     
лучше дипломатов, ведь, если перефразировать известное выражение, даже пушки    
молчат, когда говорят музы. (Аплодисменты.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мария Петровна.                                  
                                                                                
Мария Петровна, что же вы так не любите государственных служащих? И так вы      
их, и этак... Ведь мы с вами тоже, по большому счёту (в широком смысле этого    
слова), находимся на службе государства. (Оживление в зале.)                    
                                                                                
Елена Григорьевна Драпеко, пожалуйста.                                          
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Сергей Евгеньевич, наверное, Мария Петровна намекает на то, что мы должны       
выделить средства на повышение квалификации наших государственных служащих,     
которые занимаются в том числе вопросами экспертизы в области культуры.         
                                                                                
Комитет по культуре рассмотрел представленный проект закона о ввозе             
культурных ценностей и согласен с тем, что ныне действующий закон, принятый в   
93-м году, конечно, за прошедшие годы устарел. Во всей правовой системе         
произошли изменения с 93-го года, мало того, наиболее существенные изменения    
в сфере ввоза и вывоза связаны с заключением Договора о Евразийском             
экономическом союзе. Таким образом, основной задачей законопроекта должно       
быть приведение комплекса норм в сфере ввоза и вывоза культурных ценностей в    
соответствие с современными требованиями. При этом законопроект сохраняет       
преемственность в отношении основополагающих норм действующего закона,          
определяющих основные цели и принципы организации процедуры ввоза и вывоза.     
                                                                                
Комитет по культуре поддерживает концепцию представленного законопроекта,       
однако мы отмечаем и его недостатки и надеемся, что примем активное участие в   
доработке, но в первую очередь, конечно, следует более определённо закрепить    
в качестве цели принятия законопроекта сохранение культурного наследия          
народов Российской Федерации. Нам представляется, что международный обмен -     
это важная цель, но сохранение наших собственных сокровищ должно быть           
приоритетом, как и развитие международного культурного сотрудничества.          
                                                                                
Кроме того, необходимо проработать комплекс мер для реализации международных    
обязательств в части противодействия незаконному обороту культурных             
ценностей. В связи с этим нужно закрепить в законопроекте ряд международных     
обязательств, описанных, в частности, в конвенции ЮНЕСКО, в статье 13           
Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного      
ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Это        
предупреждение всеми надлежащими средствами передачи права собственности,       
способствующей незаконному вывозу этих ценностей, применение норм закона ко     
всем культурным ценностям, независимо от формы собственности на них, и          
установление перечня и порядка ведения государственных охранных реестров и      
списков, уточнение содержания понятия "государственные гарантии охраны".        
                                                                                
Нам представляется необходимым привести нормы этого законопроекта в             
соответствие с требованиями положения о порядке ввоза на таможенную             
территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного       
союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и           
оригиналов архивных документов - это решение Коллегии Евразийской               
экономической комиссии от 2012 года. В условиях отсутствия внутренних границ    
в Таможенном союзе и свободного перемещения товаров законопроект, безусловно,   
требует проработки в части приведения в соответствие с действующими нормами     
законодательства Таможенного союза в области нетарифного регулирования.         
                                                                                
Далее. У нас есть проблемы с регулированием по отдельным видам культурных       
ценностей - это перевозка оружия, культурных ценностей, содержащих              
драгоценные камни и драгоценные металлы, а также культурных ценностей,          
возвращаемых собственникам после незаконного вывоза. Нуждается в                
регулировании вопрос ввоза и вывоза ценностей лицами, обладающими               
дипломатическими привилегиями и иммунитетом, а также вопросы трансграничного    
перемещения путём почтовой пересылки и порядка вывоза культурных ценностей      
авторами этих произведений.                                                     
                                                                                
Таким образом, нам предстоит очень большая работа над этим законом. Рабочая     
группа сформирована, и мы надеемся, что Комитет по культуре и авторы            
законопроекта смогут найти приемлемый вариант закона, который примет            
Государственная Дума в ближайшем времени.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Прошу записаться.                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Вы знаете, я, наверное, поддержу Марию Петровну в её нелюбви к некоторым        
экспертам, про это даже художественное сообщество стихи складывает: "Вот        
сосед - прикинулся банкиром, / Пьёт "Клико", к валютным ездит дамам. /          
Правда, Сартра путает с сортиром, / А Ван Гога путает с Ван Даммом". И          
конечно, для такого Моцарт - это человек, который пишет мелодии для             
мобильных.                                                                      
                                                                                
Ну, и я хотел бы авторов спросить: а скажите, пожалуйста, как ваш               
законопроект учитывает ситуацию со скифским золотом? В случае, если такая       
ситуация произойдёт когда-нибудь, вывоз ценностей из страны, если такое,        
конечно, не дай бог, случится, сможет ли противодействовать ваш законопроект    
подобной ситуации?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна Драпеко.                                
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое за вопрос. Дело в том, что ситуация со скифским   
золотом противоречит, на наш взгляд, международному праву. Российская           
Федерация присоединилась ко многим вот таким международным конвенциям, и        
согласно международным правилам все эти экспонаты должны быть возвращены в те   
музеи, из которых они были вывезены, поэтому с позиций Российской Федерации,    
как вы знаете, возвращение Киеву этого золота является нарушением               
международных обязательств.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Марии Петровне вопрос.                                              
                                                                                
В пояснительной записке говорится о необходимости приведения нашего             
федерального законодательства в соответствие с требованиями и нормами           
Таможенного союза. Скажите, пожалуйста, что сейчас по этому поводу делается в   
Белоруссии и в Казахстане? Известно ли вам о рассмотрении аналогичных           
проектов законов, и если этого нет - а, по моей информации, этого нет, - то     
почему мы поступаем так несинхронно?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мария Петровна Максакова.                                 
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Дело в том, что, как я знаю, в питерском Законодательном        
Собрании депутатом Ковалёвым была проделана немалая работа, чтобы почему-то     
рассказать о нашем законопроекте то, чего нет на самом деле, в том числе что    
мы его якобы несогласованно как-то написали. Во-первых, мы его создавали с      
учётом всех тех требований, о которых вы говорите, во-вторых, в нашу рабочую    
группу входит представитель коллегии ЕврАзЭС, соответственно из таможенной      
службы тоже несколько представителей, также из Федерального архивного           
агентства, из ФСБ, МИДа, МВД и Минюста. В связи с этим хочу вас заверить, что   
обязательно представители Таможенного союза, то есть и Беларуси, и              
Казахстана, непременно примут участие в рабочих группах, с тем чтобы            
устранить возможные несоответствия, которых на данный момент наш закон,         
подчёркиваю, не имеет.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Алексеевич Литвинцев.                                                   
                                                                                
ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Уважаемая Мария Петровна, на самом деле законопроект очень      
хороший. Единственный вопрос: есть ли сегодня, на ваш взгляд, какие-то          
культурные ценности, которые всё-таки будут являться исключением для норм       
этого законопроекта? И второй момент. Не противоречит ли законопроект сейчас    
международным конвенциям?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мария Петровна Максакова.                                 
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Именно для того, чтобы наше право в этой области                
соответствовало международным конвенциям и вообще сегодняшним требованиям,      
даже нашим внутренним, и разработан данный законопроект. Кстати, это очень      
подробный законопроект, если у вас будет время, ознакомьтесь с текстом. Я       
считаю, что разработчики - ну, собственно, я из их числа, конечно, глупо себя   
хвалить, но, мне кажется, это нужно отметить - провели очень большую,           
детальную, тщательную работу. Хочу вам ещё сообщить, что наша рабочая группа    
действительно очень яркая, и я горжусь, что нам удалось получить согласие       
Михаила Борисовича Пиотровского, Свибловой Ольги Львовны и многих других        
наших уважаемых коллег, которые принимали активное участие в этой работе. Вот   
я вам хочу просто привести пример. Морозов Алексей Викторович, например, тоже   
предлагает дать некий перечень (даст Бог, нам это удастся сделать при           
подготовке ко второму чтению) тех ценностей, которые не подлежат вывозу ни      
при каких обстоятельствах, и действительно, над этим ведётся работа: скорее     
всего, всё, что произведено до XII века, вывозиться не будет никаким образом.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Николаевич Грешневиков.                                                
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Вряд ли можно согласиться с утверждением, что действующий Закон "О вывозе и     
ввозе культурных ценностей" устарел, на моей памяти этот закон сыграл           
значительную роль как раз в сохранении культурного и исторического наследия -   
достаточно вспомнить проблемы с библиотекой Шнеерсона, с Балдинской             
коллекцией. Именно благодаря этому закону удалось сохранить огромное            
количество наших культурных ценностей, обсуждаемый же законопроект, на мой      
взгляд, открывает дорогу для распродажи культурных ценностей.                   
                                                                                
Вопрос к Марии Петровне: в связи с чем возник вопрос о том, чтобы               
пересмотреть законодательство и открыть двери для вывоза культурных             
ценностей? Вряд ли кто-то будет ввозить их в нашу страну, скорее всего, будет   
определённый круг людей, и, кстати, заинтересованных... Вы говорите, что        
чиновники не будут заинтересованы, но ведь именно чиновники будут определять,   
что вывозить, а что не вывозить. Так вот в связи с чем возникла эта проблема?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мария Петровна Максакова.                                                       
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Дело всё в том, что опять-таки вы, вероятно, всё-таки не        
ознакомились, к сожалению, с текстом законопроекта, и, возможно, даже с         
пояснительной запиской, потому что, повторяю, тот закон, на который вы          
ссылаетесь, был принят в 1993 году, до принятия не только Конституции, но и     
Гражданского кодекса. Именно с целью того, чтобы привести наше                  
законодательство в соответствие с современными какими-то нормами, мы            
разработали данный законопроект. Закон 93-го года очень короткий, 99            
процентов, так сказать, всего этого бумажного полотна регулирует вывоз, и,      
может быть, от силы вот этот единственный процент регулирует ввоз. Мы           
поменяли многое в части ввоза, стараясь упростить именно ввоз культурных        
ценностей на территорию Российской Федерации, с тем чтобы мы приращивали нашу   
культуру и богатели. Что касается вывоза, там нет значительных изменений по     
сравнению с законом, который сейчас действует. Поэтому уверяю вас, вас просто   
действительно как-то настроил, вероятно, всё-таки ваш коллега из                
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, и думаю, вам стоит ознакомиться с   
текстом нашего законопроекта.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Денис Николаевич Вороненков.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты просите от фракции?                         
                                                                                
ВОРОНЕНКОВ Д. Н. Да.                                                            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже отмечалось сегодня,     
действующий с 93-го года закон не претерпел кардинальных изменений.             
Безусловно, на тот период он выполнил свою задачу, однако в настоящее время     
этот закон является правовым рудиментом, достаточно сказать, что в нём          
используются наименования несуществующих ныне государственных органов. Из-за    
его, мягко говоря, несовременности создана огромная масса подзаконных актов,    
что обусловлено отсутствием полноценного механизма правового регулирования      
непосредственно в законе. Представленный сегодня законопроект полностью         
соответствует действующему федеральному законодательству. При этом              
разработчиками было учтено всё положительное, что содержится в законе 93-го     
года. Новый закон более актуален, его нормы в значительной степени отвечают     
как интересам государства, так и интересам граждан, зато мало учитывают         
интересы чиновников, что очень правильно сегодня в условиях борьбы с            
коррупцией. А то у некоторых чиновников, как верно подметила коллега            
Максакова, о ценностях бывает достаточно оригинальное представление. По этой    
же причине предлагается исключить экспертную оценку при ввозе культурных        
ценностей, а вот при вывозе предложено эту оценку оставить, но при этом         
экспертами должны выступать люди с соответствующими навыками и компетенциями.   
Вместе с тем процедура аттестации и аккредитации по подтверждению               
квалификации специалистов для проведения экспертизы культурных ценностей, по    
нашему мнению, может быть установлена подзаконным актом, а не самим законом,    
но этот подзаконный акт должен быть вовремя разработан Министерством культуры   
и принят одновременно с самим законом.                                          
                                                                                
Сейчас закону придан системный характер, он чётко структурирован, в             
частности, регулированию ввоза культурных ценностей посвящена отдельная         
глава. Также в отдельной главе определяется порядок вывоза культурных           
ценностей, введена статья, определяющая полномочия федеральных органов          
исполнительной власти. Авторы законопроекта не только устранили                 
несоответствие процедуры регулирования ввоза и вывоза культурных ценностей      
современному законодательству, но и сделали её внятной и понятной для всех,     
кто работает на арт-рынке. В законопроекте достаточно чётко и полно изложены    
полномочия органов государственной власти, которые обеспечивают ввоз            
культурных ценностей в Российскую Федерацию и контролируют их вывоз.            
                                                                                
На законопроект поступили официальные отзывы от ряда министерств и от           
правительства. Практически все содержащиеся в отзывах замечания носят либо      
дискуссионный, либо юридико-технический характер, их можно учесть при           
подготовке законопроекта ко второму чтению. Мы согласны с замечанием о          
необходимости уточнения правовой основы в сфере ввоза и вывоза культурных       
ценностей, готовы дополнить законопроект нормами, дающими государству право     
приобретать у граждан заявленные к вывозу культурные ценности. Вместе с тем     
мы считаем, что определение порядка ведения государственных охранных реестров   
не является предметом рассматриваемого законопроекта.                           
                                                                                
Пока законопроект ещё нуждается в определённой юридико-технической доработке,   
в устранении дублирующих норм, регулирующих полномочия правительства и          
федеральных органов исполнительной власти. Авторы законопроекта готовы к        
совместной конструктивной и заинтересованной работе со всеми депутатами.        
Создана рабочая группа, куда входят лучшие специалисты, представляющие все      
крупные музеи Москвы и Санкт-Петербурга, а также представители ФТС, ФСБ, МИДа   
и других министерств, они тоже поддерживают данные предложения.                 
                                                                                
Фракция КПРФ поддерживает данный законопроект и будет голосовать за его         
принятие в первом чтении.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
НИЛОВ О. А. Сергей Евгеньевич, выступление от фракции - семь минут,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Ну, хотелось бы,   
чтобы Мария Петровна всё-таки ответила на вопрос, который я задавал, почему     
нет информации о соответствующем хотя бы намерении Белоруссии. Мария            
Петровна, к вам обращаюсь, в ответном слове, если сможете, скажите, почему      
нет даже намерений у Белоруссии и Казахстана принимать аналогичное              
законодательство, почему мы бежим впереди паровоза.                             
                                                                                
Теперь по моему любимому городу Санкт-Петербургу...                             
                                                                                
Мария Петровна, Елена Григорьевна, я к вам обращаюсь! Это мнение не одного из   
депутатов, не мнение Ковалёва, это авторитетное мнение Законодательного         
Собрания Санкт-Петербурга, которое прислано нам в Государственную Думу, но не   
размножено и не отражено ни в какой базе данных.                                
                                                                                
Сергей Евгеньевич, я прошу разобраться, почему в течение целого месяца мнение   
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не было доведено до сведения         
депутатов.                                                                      
                                                                                
Теперь по сути. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать               
представленный законопроект по следующим причинам. Рассматриваемый проект       
федерального закона определяет приоритет правовых норм Таможенного союза        
перед национальным законодательством Российской Федерации в решении ключевых    
вопросов ввоза и, главное, вывоза, особо следует подчеркнуть, культурных        
ценностей, что, по нашему мнению, создаёт реальную угрозу для этих ценностей.   
Такой приоритет устанавливается и для транзита культурных ценностей, и, самое   
главное, для их вывоза с территории Российской Федерации, с упрощённым ввозом   
мы, конечно же, согласны. В то же время частью 1 статьи 29 Договора о           
Евразийском экономическом союзе, ратифицированного нашей Думой 26 сентября      
2014 года, установлено, что государства-члены во взаимной торговле товарами     
вправе применять ограничения, в случае если такие ограничения необходимы, в     
том числе для охраны культурных ценностей. Устанавливаемый приоритет            
законодательства Таможенного союза перед национальным законодательством по      
логике авторов также должен распространяться и на Белоруссию, и на Казахстан,   
но, как я уже сказал, по нашей информации, там нет даже намерений принимать     
подобные законы. Это первое.                                                    
                                                                                
Вторая позиция. Полномочия по осуществлению экспертизы вывозимых культурных     
ценностей согласно законопроекту передаются - прошу обратить внимание! - от     
нерадивых, как говорила автор, чиновников специалистам музеев, архивов,         
библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иным        
специалистам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, -    
то есть они неподкупные и святые? Мы считаем, что этот вопрос нужно             
рассматривать в рабочей группе в обязательном порядке с участием в том числе    
представителей ФСБ. Почему вы их не пригласили в рабочую группу?                
                                                                                
Третья позиция, пожалуй, самая важная. Ещё одним из наиболее опасных по своим   
последствиям нововведений является снятие - прошу обратить внимание! - ныне     
действующего запрета на вывоз культурных ценностей, созданных более ста лет     
назад, то есть теперь этого ограничения нет. Таким образом, положения проекта   
федерального закона предусматривают возможность вывоза из Российской            
Федерации без обязательства их обратного ввоза в том числе археологических      
находок, икон, предметов старинной церковной утвари, выдающихся произведений    
искусства народов нашей страны, рукописей и так далее, и так далее, и так       
далее.                                                                          
                                                                                
Также законопроект сужает понятие культурных ценностей, не подлежащих вывозу    
с территории Российской Федерации: из-под действия данного закона выводятся     
понятия "случайные археологические находки" и "находки, полученные в            
результате грабительских раскопок". То есть, таким образом, получается, мы      
мотивируем вот эту деятельность по раскопкам и вывозу этих ценностей, если      
они будут обнаружены в результате неофициальных раскопок!                       
                                                                                
Более того, в своём заключении Комитет по культуре указывает, что               
поддерживает концепцию законопроекта, но тут же отмечает, что законопроект      
требует доработки, и далее следуют замечания аж на шести листах. Непонятно,     
каким образом и на каких основаниях при таком количестве замечаний комитет      
делает вывод о поддержке законопроекта, повторяю, несмотря на множество не      
только юридико-технических, но, главное, концептуальных замечаний! Следует      
также отметить, что на законопроект представлено всего лишь четыре              
положительных отзыва. Мы считаем, что работа по подготовке законопроекта была   
проведена в непозволительно короткие сроки, без приглашения к обсуждению        
широкого круга экспертов и специалистов, - вот с таким скоротечным вариантом    
обсуждения и принятия мы тоже не согласны.                                      
                                                                                
Ну и в завершение, конечно, нужно напомнить, что уже есть такие примеры,        
когда, в частности, задерживались целые контейнеры ценных предметов             
стоимостью под 100 миллионов евро, которые пытался вывезти пресловутый          
вице-губернатор Кузнецов. Именно туда, в эти ценности, сейчас вкладываются      
деньги, и не поэтому ли создаётся вот такая дополнительная лазейка?             
                                                                                
Просим вот эти вопросы в обязательном порядке учесть и дать ответы если не      
сегодня, то при обсуждении во втором чтении. К сожалению, приходится            
констатировать, что мы не можем сегодня остановить принятие законопроекта в     
первом чтении, но будем в обязательном порядке стремиться довести эту           
информацию до широкого круга заинтересованных лиц.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР считает возможным поддержать и поддержит           
законопроект в первом чтении. Мы поддержим концепцию авторов, которая           
предложена: на наш взгляд, нужно, необходимо привозить в Россию эти ценности    
и чтобы для этого не требовалось оценка экспертов. А то, что в законопроекте    
не меняются взаимоотношения, положения, касающиеся вывоза этих ценностей, -     
это вполне логично. Более того, те замечания, о которых шла речь, мы считаем,   
комитет очень глубоко проработал, и их вполне можно учесть при подготовке       
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Мы будем голосовать за.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мария Петровна Максакова, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКСАКОВА М. П. Прежде чем я скажу о решении фракции, я вынуждена, видимо,      
прокомментировать какие-то вещи. Меня просто удивляет, как вам сказать,         
некоторая безапелляционность в данном случае фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ":     
если бы вы чаще общались с представителями культурного сообщества, с            
галеристами, с коллекционерами, вы бы знали, насколько долгожданным является    
этот законопроект, и не то что рано, но ещё вчера или, я не знаю, несколько     
лет назад следовало бы это сделать, потому что это то, чего ждёт от нас         
культурное сообщество. Это во-первых.                                           
                                                                                
Во-вторых, когда вы говорите об участии или о неучастии в работе нашей          
рабочей группы представителей каких-то органов власти, должна сказать, что      
всё дело в том, что именно из ФСБ России у нас больше представителей, чем из    
других структур, - четыре человека.                                             
                                                                                
Я могу и дальше по пунктам разбирать всё ваше выступление, просто, мне          
кажется, сегодня уже и так достаточно интенсивный рабочий день, многие          
устали, и если у вас есть горячее желание принять активное участие в работе,    
то и я буду рада, и мои коллеги будут рады видеть вас в составе этой рабочей    
группы, где мы сможем устранить, так сказать, все обстоятельства, все           
моменты, которые вас так настораживают.                                         
                                                                                
Что касается законопроекта, естественно, мы учтём все замечания при работе      
над ним ко второму чтению. Как я сказала, у нас создана не просто сильная, а    
даже мощная рабочая группа, куда входят лучшие специалисты в данной области.    
Ещё раз подчеркну: авторы направили свои усилия на придание законопроекту       
актуальности, а также на то, чтобы его нормы отвечали как интересам             
государства, так и интересам граждан и не позволяли чиновникам по-своему        
трактовать процесс ввоза и вывоза культурных ценностей.                         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич добился своего: он так хотел принять участие в деятельности    
рабочей группы. (Оживление в зале.)                                             
                                                                                
Елена Григорьевна, вы будете ещё раз выступать? Нет. Спасибо.                   
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7046 по 7051 из 7373
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Сергей Евгеньевич, по 21-му вопросу Поздняков голосовал за.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.