Заседание № 203

09.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1609 по 1642 из 5855
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по     
вопросам лицензирования космической деятельности".                              
                                                                                
Пожалуйста, Николай Петрович Николаев.                                          
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!                
Законопроектом мы даём "Роскосмосу" полномочия осуществлять лицензирование      
космической деятельности и контролировать исполнение лицензионных условий.      
Законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении, прошёл необходимые    
экспертизы. Прошу поддержать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы высказаться по мотивам голосования от фракций? Нет        
желающих.                                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
лицензирования космической деятельности", 4-й вопрос повестки дня. Кто за?      
                                                                                
Включите режим голосования, пожалуйста.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 202

04.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1878 по 1931 из 5282
Переходим к 7-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О       
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по     
вопросам лицензирования космической деятельности", второе чтение. Доклад        
Николая Петровича Николаева.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект   
подготовлен ко второму чтению. Речь идёт о распространении норм закона "О       
лицензировании..." на Госкорпорацию "Роскосмос", мы даём также полномочия по    
контролю за этим процессом лицензирования. Поступило шесть поправок, все они    
предлагаются к принятию, в основном носят юридико-технический характер.         
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1, предложенных            
профильным комитетом к принятию, есть замечания? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
лицензирования космической деятельности", второе чтение, 7-й вопрос нашей       
повестки.                                                                       
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               

Заседание № 170

11.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5960 по 6745 из 8022
Коллеги, далее мы рассматриваем 36, 37 и 38-й вопросы с одним докладом и        
двумя содокладами. Я назову все три вопроса: 36-й вопрос, о проекте             
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"; 37-й        
вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования            
космической деятельности"; 38-й вопрос, о проекте федерального закона "О        
внесении изменений в статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об         
административных правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной   
корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по осуществлению             
лицензионного контроля". Докладывает официальный представитель Правительства    
Российской Федерации статс-секретарь - заместитель генерального директора по    
осуществлению государственных полномочий Государственной корпорации по          
космической деятельности "Роскосмос" Сергей Николаевич Дубик.                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич.                                                  
                                                                                
ДУБИК С. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель генерального директора по осуществлению           
государственных полномочий Государственной корпорации по космической            
деятельности "Роскосмос".                                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! С момента создания                  
Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" прошло       
более трёх лет, и за это время в ходе практического применения, реализации      
полномочий Госкорпорацией "Роскосмос" в установленной сфере деятельности был    
выявлен ряд направлений, требующих точечной настройки.                          
                                                                                
Одним из приоритетных направлений развития отечественной космической отрасли    
помимо обеспечения обороны и безопасности страны и развития                     
научно-технического потенциала является её коммерциализация. Создание           
коммерческих организаций в целях расширения сферы использования результатов     
космической деятельности, в первую очередь данных дистанционного зондирования   
Земли из космоса, продвижение услуг Российской Федерации по запуску ракет       
космического назначения, производство коммерческих космических средств связи,   
навигации, телерадиовещания, дистанционного зондирования Земли, а в             
перспективе - средств выведения и осуществления пилотируемых полётов в          
космическом пространстве как на территории Российской Федерации, так и за       
рубежом в сложных современных условиях будут способствовать увеличению доли     
внебюджетного финансирования отрасли. Кроме того, одной из важных задач для     
Госкорпорации "Роскосмос" является обеспечение эффективного управления          
организациями ракетно-космической промышленности, входящими в контур            
Госкорпорации "Роскосмос", включая имущественный комплекс.                      
                                                                                
Для решения указанных, а также ряда других задач требуется совершенствование    
действующего порядка правового регулирования деятельности Госкорпорации         
"Роскосмос". В связи с этим предлагается к рассмотрению законопроект "О         
внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по         
космической деятельности "Роскосмос".                                           
                                                                                
Законопроектом предусматривается внесение следующих изменений. Уточняется       
определение понятия "организации корпорации": корпорации предоставляется        
право создания и участия в коммерческих и некоммерческих организациях           
различных организационно-правовых форм на территории Российской Федерации и     
за её пределами (в настоящее время корпорация имеет право создавать только      
некоммерческие организации и участвовать в хозяйственных обществах и других     
организациях). К полномочиям наблюдательного совета корпорации отнесено         
принятие решения о создании юридических лиц, а не только об участии в           
юридических лицах; закрепляется право Президента Российской Федерации           
дополнять полномочия наблюдательного совета госкорпорации. Уточняются           
полномочия правления корпорации: правление будет определять позицию акционера   
как по акциям, находящимся в собственности корпорации, так и по акциям,         
являющимся собственностью Российской Федерации. Уточняется положение о          
передаче корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации       
недвижимого имущества, в отношении которого кадастровая стоимость не            
определяется, и движимого имущества, цена такого имущества будет определяться   
исходя из его балансовой стоимости. И в развитие норм Федерального закона "О    
ветеранах" уточняются положения закона о корпорации в части закрепления права   
корпорации учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение    
звания "Ветеран труда".                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, также на рассмотрение выносятся два взаимосвязанных по       
целям и задачам проекта федеральных законов - "О внесении изменений в           
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
лицензирования космической деятельности" и "О внесении изменений в статьи       
19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях    
в части уточнения полномочий Государственной корпорации по космической          
деятельности "Роскосмос" по осуществлению лицензионного контроля".              
                                                                                
Разработка первого законопроекта обусловлена отсутствием законодательной        
регламентации порядка проведения лицензионного контроля космической             
деятельности.                                                                   
                                                                                
Предметом правового регулирования второго законопроекта является                
процессуальное закрепление полномочий должностных лиц Госкорпорации             
"Роскосмос" по принятию мер административного воздействия в отношении лиц,      
нарушающих лицензионные требования, включая составление протоколов об           
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Обеспечение безопасности космической деятельности является одним из основных    
принципов государственной политики в области космической деятельности.          
Согласно принятым международным обязательствам Российская Федерация несёт       
международную ответственность за национальную деятельность в космическом        
пространстве независимо от того, осуществляется она правительственными          
органами или частными юридическими лицами.                                      
                                                                                
До принятия в 2015 году Федерального закона "О Государственной корпорации...    
"Роскосмос" и закона-спутника лицензирование космической деятельности,          
включая лицензионный контроль, осуществлялось Федеральным космическим           
агентством в соответствии с общим порядком, установленным Федеральным законом   
№ 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом    
№ 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при   
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"    
и принятым в развитие норм указанных законов Положением о лицензировании        
космической деятельности, утверждённым постановлением правительства № 160.      
                                                                                
С созданием Госкорпорации "Роскосмос" лицензирование космической деятельности   
было исключено из сферы регулирования федеральных законов № 99-ФЗ и № 294-ФЗ,   
так как по аналогии с Госкорпорацией "Росатом" предполагалось установить        
особый порядок осуществления данной деятельности. Однако в ходе работы          
Госкорпорации "Роскосмос" в качестве лицензирующего органа особенностей         
лицензирования космической деятельности выявлено не было.                       
                                                                                
В настоящее время на законодательном уровне порядок осуществления               
лицензирования и лицензированного контроля в области космической деятельности   
не установлен и корпорация в целях исполнения возложенных на неё полномочий и   
функций применяет в части, не противоречащей законодательству, отдельную        
норму Положения о лицензировании космической деятельности, принятую для         
регламентации деятельности Федерального космического агентства. При этом, как   
указывалось ранее, у Госкорпорации "Роскосмос", как у лицензирующего органа,    
отсутствуют полномочия по принятию мер административного воздействия в          
отношении лиц, нарушающих лицензионные требования, включая составление          
протоколов об административных правонарушениях, что существенно ограничивает    
корпорацию в возможных мерах контроля за лицензированием именно видов           
деятельности.                                                                   
                                                                                
С учётом того что порядок лицензирования космической деятельности не имеет      
особенностей по сравнению с общим порядком лицензирования отдельных видов       
деятельности, корпорация предлагает вернуть лицензирование космической          
деятельности в сферу регулирования федеральных законов № 99-ФЗ и № 294-ФЗ.      
                                                                                
Законопроект не устанавливает нового законодательного регулирования             
отношений, связанных с осуществлением лицензирования космической                
деятельности, и новых обязанностей, запретов или ограничений для лицензиатов    
и соискателей лицензий, поскольку в настоящее время лицензирование              
космической деятельности осуществляется в соответствии с постановлением         
Правительства Российской Федерации "О лицензировании космической                
деятельности" (это постановление № 160), принятым в соответствии с              
федеральным законом № 99-ФЗ. В развитие законопроекта предусмотрена             
разработка восьми проектов нормативных правовых актов, в том числе двух         
постановлений правительства и шести приказов корпорации.                        
                                                                                
Одновременно в связи с необходимостью применения Госкорпорацией "Роскосмос" в   
полном объёме мер административного воздействия к лицам, нарушающим             
лицензионные требования, разработан второй законопроект - о внесении            
изменений в Кодекс об административных правонарушениях, - предусматривающий     
наделение должностных лиц корпорации полномочиями по составлению протоколов     
об административных правонарушениях за невыполнение законного предписания       
Госкорпорации "Роскосмос" об устранении нарушений лицензионных требований в     
области лицензирования космической деятельности, а также полномочиями по        
составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях            
нарушения лицензиатами лицензионных требований, предусмотренных частями 2-4     
статьи 14.1 КоАП (в части осуществления предпринимательской деятельности без    
специального разрешения (лицензии) на осуществление космической                 
деятельности). Аналогичные полномочия предусмотрены в кодексе для               
Госкорпорации "Росатом".                                                        
                                                                                
Предлагаемые изменения в законодательство позволят в полном объёме обеспечить   
осуществление Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по лицензированию, а        
следовательно, выполнение Российской Федерацией международных обязательств по   
обеспечению безопасности космической деятельности.                              
                                                                                
Реализация положений всех трёх законов не потребует дополнительного             
финансирования из средств федерального бюджета.                                 
                                                                                
В настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации          
законопроекты, аналогичные по своему содержанию данному, не рассматриваются.    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич, вы уложились в отведённое     
время.                                                                          
                                                                                
С содокладом по вопросам 36 и 37 выступает Михаил Евгеньевич Бугера, член       
Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.           
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые представители президента, правительства! Уважаемые депутаты           
Государственной Думы! Из двух законопроектов, по которым мне предстоит          
сделать содоклад, конечно, наиболее важен первый. Второй носит более            
технический характер и вряд ли вызовет большие дискуссии, а первый вопрос -     
это, конечно, концептуальный вопрос.                                            
                                                                                
Мы привыкли, что космос - это чуждая среда, далёкая от нас, в которую нужно     
вторгаться с какими-то очень серьёзными ресурсами, очень серьёзными             
средствами, сконцентрировав все возможности государства. Но помните, ещё в      
1960-х годах была песня с такими словами: "И на Марсе будут яблони цвести!"?    
За те почти 60 лет, которые прошли с момента написания песни, космос стал уже   
достаточно близкой, достижимой сферой, это уже не нечто враждебное, это уже     
нечто близкое. Пусть ещё отдельный физический субъект не может сам, без         
большой подготовки выйти в космос, но уже даже не очень большие по размерам,    
по возможностям, по ресурсам, которые мобилизуют, организации могут выходить    
в космос. О чём говорить, если даже наши региональные вузы - не федеральные,    
а региональные вузы - создают спутники?.. Конечно, они ещё не создают           
средства доставки, средства выхода в космическое пространство, но создавать     
спутники уже под силу даже обычному региональному вузу. И это тенденция,        
которая будет крепнуть и развиваться.                                           
                                                                                
Понятно, что в условиях, когда технический прогресс достиг такого уровня, что   
позволяет осуществлять вот то, о чём сейчас было сказано, и нечто подобное,     
организационно-правовые формы нашей деятельности в космическом пространстве,    
в космической отрасли должны быть соответствующими. Нам пора отойти от          
модели, которая предполагает чисто государственное, бюджетное,                  
государственно-заказное выдвижение в космическое пространство, и перейти к      
более разнообразным формам, предполагающим привлечение средств, ресурсов -      
любых ресурсов и физических лиц, и юридических лиц. Именно это предлагает нам   
сейчас правительство, которое представило соответствующие законопроекты, и об   
этом подробно было доложено Сергеем Николаевичем.                               
                                                                                
Действительно, сейчас нельзя ограничиваться формой, в которой государственная   
корпорация действовала до сих пор. Современные возможности освоения космоса     
предполагают очень широкий спектр организационно-правовых форм. И здесь мы      
немножечко отстаём от конкурентов из других стран, где спектр форм, в которых   
активные граждане, активные юридические лица могут позволить себе выход в       
космос, уже давно развивается. Поэтому то, что сейчас предлагает                
представитель "Роскосмоса", представитель правительства, было поддержано на     
заседании Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным             
отношениям. Действительно, нам необходимо допустить, чтобы Государственная      
корпорация "Роскосмос" включала в себя широкий спектр организационно-правовых   
форм, могла учреждать и продвигать деятельность на различных направлениях       
освоения космического пространства. В связи с этим мы предлагаем принять        
данный законопроект в первом чтении. Конечно, он потребует серьёзной            
доработки во втором чтении, но это как всегда.                                  
                                                                                
Теперь что касается второго законопроекта. Речь идёт о том, что, когда          
учреждалась Госкорпорация "Роскосмос", лицензирование космической               
деятельности было выведено из сферы регулирования закона о лицензировании,      
общего закона, и вопросы лицензирования космической деятельности возложили на   
госкорпорацию. Но остались некоторые коллизионные моменты, некоторые            
нестыковки, которые сейчас правительство вынуждено регулировать своими          
постановлениями. Вот чтобы эти технические коллизии устранить, предлагается     
принять второй законопроект, по которому я выступаю с содокладом. Комитет       
также поддержал здесь правительство и предлагает принять и второй               
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич.                               
                                                                                
С содокладом по вопросу 38 выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин,            
заместитель председателя Комитета по государственному строительству и           
законодательству.                                                               
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по          
государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроект "О    
внесении изменений в статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об         
административных правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной   
корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по осуществлению             
лицензионного контроля".                                                        
                                                                                
Госкорпорация "Роскосмос" в соответствии с Федеральным законом "О               
Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"              
осуществляет лицензирование космической деятельности, ведение реестра           
лицензий и лицензионный контроль. Представленным законопроектом предлагается    
установить административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее    
выполнение в установленный срок законного предписания Государственной           
корпорации по космической деятельности "Роскосмос" об устранении нарушений      
лицензионных требований в области лицензирования космической деятельности.      
Соответствующие изменения вносятся в статью 19.5 Кодекса об административных    
правонарушениях, где предусмотрена ответственность за невыполнение в срок       
законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. В         
качестве меры административной ответственности за указанное правонарушение      
предлагается установить для должностных лиц административный штраф в размере    
от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до    
трёх лет, а для юридических лиц - административный штраф в размере от 200       
тысяч до 300 тысяч рублей. Также законопроектом вносятся корреспондирующие      
изменения в статью 28.3 кодекса, согласно которым должностные лица              
Госкорпорации "Роскосмос" наделяются полномочиями по составлению протоколов     
об административных правонарушениях в случае нарушения лицензиатами             
лицензионных требований.                                                        
                                                                                
Комитет полагает, что предлагаемые законопроектом размеры административных      
штрафов соотносятся с характером, степенью общественной опасности и             
последствиями административных правонарушений в рамках осуществления            
космической деятельности. На основании изложенного Комитет по                   
государственному строительству и законодательству поддерживает данный           
законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Задержитесь.               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Николаевич, не совсем понятна, так сказать,   
природа подготовки ваших проектов законов. Любой запуск стоит миллиарды, вы     
же предлагаете ввести административную ответственность в виде штрафа 200        
тысяч рублей, при этом списываются миллиарды. Решит ли это проблему, если у     
вас директорами становятся случайные люди? Всем известны примеры с центром      
имени Хруничева и НПО "Молния", которые запустили наш первый так называемый     
шаттл, или корабль многоразового использования. Вы разбирались в причинах их    
банкротства? Разве лицензирование виновато в том, что их обанкротили?           
                                                                                
ДУБИК С. Н. Вопрос сложный и немножко не по теме законопроекта. НПО "Молния"    
вообще-то подведомственно "Ростеху", а не "Роскосмосу". Центр имени Хруничева   
в состояние банкротства вошёл уже довольно давно, ещё при Федеральном           
космическом агентстве, в настоящее время принимаются все меры для выведения     
предприятия из состояния банкротства. А кадровый вопрос - это проблема, к       
сожалению, не только ракетно-космической отрасли: я так думаю, это общая        
проблема и для других отраслей. Вот сейчас назначен новый генеральный           
директор,  со своей командой, которую он представил Президенту Российской       
Федерации, он принимает меры для исправления ситуации в отрасли.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к представителю правительства: фактически     
предлагается Госкорпорацию "Роскосмос" наделить полномочиями государственного   
органа в части осуществления государственного контроля за соблюдением           
лицензионных требований и требований иных нормативных правовых актов и в        
части составления протоколов об административных правонарушениях в случае       
нарушения обязательных требований - нормальная ли это практика и существовала   
ли она до этого на территории Российской Федерации?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ДУБИК С. Н. Такая практика существует в отношении Госкорпорации "Росатом" -     
эта корпорация в настоящее время наделена абсолютно такими же полномочиями:     
должностные лица Госкорпорации "Росатом" имеют право составлять протоколы об    
административных правонарушениях. Как я уже говорил, мы как бы возвращаемся в   
сферу регулирования закона № 99-ФЗ, чтобы мы были наделены такими же            
полномочиями. Ничего нового здесь не придумано.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Николаевич, согласно законопроекту Госкорпорация "Роскосмос"   
наделяется в том числе правом создавать организации различных                   
организационно-правовых форм, а также должностным лицам госкорпорации даётся    
право составлять протоколы об административных правонарушениях. Отсюда ряд      
вопросов. Чем обусловлена необходимость в таких организациях и как это          
соотносится с полномочиями корпорации по государственному управлению и          
руководству космической деятельностью? Какое конкретно федеральное имущество    
предполагается передавать в качестве имущественного взноса по балансовой        
стоимости? И, как вы считаете, в случае принятия федерального закона            
насколько эффективна будет проектируемая административная ответственность, в    
том числе с точки зрения превенции правонарушений?                              
                                                                                
ДУБИК С. Н. Это такой трёхсоставный вопрос. Отвечу по порядку.                  
                                                                                
Что касается наделения Госкорпорации "Роскосмос" правом создавать организации   
различных организационно-правовых форм. В настоящее время, как я уже говорил,   
Госкорпорация "Роскосмос" имеет право учреждать некоммерческие организации и    
участвовать в хозяйственных обществах. Таким образом, мы в принципе уже         
сейчас косвенно, вернее, не косвенно, а вот в таком виде имеем право            
заниматься коммерческой деятельностью. Для чего мы вносим изменения в закон?    
Дело в том, что участвовать в уже созданных юридических лицах немножко          
проблематично. Чтобы туда войти, необходимо проводить аудиты (правовой,         
экономический, финансовый аудит), разбираться с долгами, которые могут быть,    
и это может воспрепятствовать осуществлению корпорацией коммерческой            
деятельности. А наделение правом создания организаций (кстати, таким же         
правом наделены корпорации "Росатом", "Ростех" и иные), я полагаю, даст         
возможность Госкорпорации "Роскосмос" эффективно заниматься коммерциализацией   
космической отрасли. Более того, в настоящее время мы создаём холдинги, а в     
качестве управляющих компаний этих холдингов могут выступать только             
коммерческие организации, которые мы сейчас в соответствии с законом            
создавать не можем. Кроме того, это необходимо, чтобы наделять коммерческие     
организации полномочиями специализированных организаций и заниматься            
государственно-частным партнёрством. Это по первому вопросу.                    
                                                                                
Второе. Должностные лица корпорации наделяются правом налагать                  
административные взыскания, точно такими же полномочиями, как я уже сказал,     
наделены должностные лица Госкорпорации "Росатом".                              
                                                                                
Что касается размера штрафов, он соотносим со штрафами, которые налагаются за   
аналогичные правонарушения. И эффективность этих штрафов, точнее, не штрафов,   
а этой деятельности подтверждается деятельностью федерального космического      
агентства. Я не буду приводить цифры, только скажу, что размер штрафов          
достаточен для того, чтобы приводить деятельность лицензиатов в соответствие    
с требованиями закона.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Вопрос Сергею Николаевичу.                                          
                                                                                
Недавно Дмитрий Рогозин озвучил сомнения относительно того, что американцы      
были на Луне. На наших телевизионных каналах периодически эта тема              
обсуждается, и в Соединённых Штатах Америки несколько десятков лет назад        
появилась книга "Мы там никогда не были", где тоже описывалась невозможность    
посещения Луны. Лично моё мнение: были там американцы, а потом специально       
начали создавать мифы и предпосылки, чтобы была возможность дискутировать и     
считать, что их там не было (видимо, встретились с кем-то или с чем-то научно   
необъяснимым).                                                                  
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вы в своей деятельности руководствуетесь каким             
принципом, какой информацией: всё-таки были или не были? И почему, на ваш       
взгляд, в последнее время так активно эту тему начали опять обсуждать?          
                                                                                
ДУБИК С. Н. Вопрос немножко не относится к моим должностным полномочиям в       
госкорпорации, но я полагаю, что началась лунная гонка и сейчас, наверное,      
идёт некое соревнование между тремя космическими державами. Вы знаете, что      
китайцы недавно посадили спутник на тёмную сторону Луны. Это всё разговоры о    
том, кто будет первым, кто будет создавать лунные базы, кто будет               
использовать ресурсы Луны, ну и понятно, что это и вопрос престижа страны -     
кто первым будет на Луне. В общем, возвращаемся, наверное, к хорошему           
социалистическому соревнованию - кто первый?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович, спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бортко Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Иван Иванович, если можно, я с места, очень коротко.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БОРТКО В. В. Я тут подумал: что же сделать, чтобы ракеты не падали и не было    
космического воровства при этом? У меня несколько предложений. Первое,          
обращение президента к гражданам России о введении мобилизационной экономики    
с опорой только на собственные силы и с направлением движения на новую          
индустриализацию страны. Будет трудно, но народ поймёт. Второе, полная замена   
либерального правительства, госбанка и направление деятельности на подъём       
промышленности России. Третье, введение управления государственными             
предприятиями, в том числе "Роскосмосом", и отбора кадров методами,             
использованными в СССР в 1930-1950-х годах, а может быть, и только в 1930-х     
годах. После введения этих мер всё будет хорошо в "Роскосмосе", я вас уверяю,   
и "на Марсе будут яблони цвести".                                               
                                                                                
Я закончил. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравченко Денис Борисович, от фракции.                                          
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Есть ли жизнь на Марсе, были ли     
американцы на Луне - всё это всегда очень беспокоило наших с вами               
соплеменников и вообще всех тех, кто проживает на планете Земля. Кстати         
сказать к прозвучавшему здесь вопросу, я во время работы в структуре            
корпорации "Роскосмос", задавался этим же вопросом и, конечно же, спрашивал у   
наших ведущих учёных и космонавтов. Так вот абсолютное большинство              
специалистов считают, что американцы были на Луне и тот полёт действительно     
состоялся, хотя понятно, что он был очень непростым и опережающим своё время.   
Это единственное, в чём нас на первых этапах смогли обогнать американцы.        
                                                                                
Сегодня, как уже говорил один из содокладчиков, Михаил Евгеньевич, наш          
коллега, космос среди нас, сегодня мы не можем представить свою жизнь без       
космических технологий: это и навигация, это и съёмка, и дистанционное          
зондирование Земли, это и проведение серьёзных научных исследований, которые    
активно двигают нашу науку вперёд, - об этом не стоит забывать.                 
                                                                                
Много было критики сегодня в вопросах наших уважаемых коллег: говорили о том,   
что компании, которые входят в состав "Роскосмоса", не умеют зарабатывать,      
говорили о больших тратах и банкротстве ведущих фирм с некогда мировыми         
именами. Но именно для того, дорогие коллеги, и предлагаются сегодня            
изменения в три закона, о которых мы говорим, чтобы российская, отечественная   
космонавтика вернула себе былую славу и научилась жить в условиях               
коммерциализации, в условиях рынка. Наши руководители, уважаемые советские      
руководители не жалели сил для того, чтобы добиться независимого доступа в      
космос, не жалели денег на это, и всегда отечественные компании дотировались    
из государственного бюджета. Сегодня мы живём в совершенно других условиях,     
дорогие коллеги, и мы вынуждены учиться зарабатывать в том числе в космосе -    
это непростая задача, в этом, например, и авиация шагнула вперёд, и             
корпорация "Росатом", которая сегодня неоднократно упоминалась. Сегодня         
оборот средств в мировой космической сфере - свыше 300 миллиардов долларов      
США, и наша часть - то, что мы можем зарабатывать, предоставляя пусковые        
услуги, запуская космические аппараты, осуществляя космическую съёмку, -        
составляет далеко не больший процент этого объёма средств. Нам нужно учиться    
зарабатывать в космосе. Действительно, несколько месяцев назад в корпорацию     
пришёл новый руководитель, пришла новая команда, и Дмитрий Рогозин, вступив в   
должность главы корпорации, заявил несколько принципов и приоритетов, среди     
которых поощрение смелых новаторских решений, коммерческая отдача в             
международном сотрудничестве, реальная коммерциализация деятельности,           
предусмотренная положениями рассматриваемых нами сегодня законопроектов.        
                                                                                
Вы все знаете, что реформа стартовала в 2013 году, и, на мой взгляд, первых     
результатов ещё преждевременно ждать, поскольку отрасль на протяжении           
нескольких десятилетий находилась, собственно, в состоянии выживания. Мы        
рассчитываем, что в среднесрочной перспективе - я думаю, через семь-восемь      
лет - получим результат и изменим отрицательный крен, который сегодня имеет     
отрасль.                                                                        
                                                                                
Если говорить - а я выступаю по всем трём законопроектам - о лицензионном       
контроле, то надо сказать, что целесообразно также предусмотреть усиление       
ответственности за нарушения. Причём лично я вижу не столько карательные,       
сколько профилактические меры в этой области, такие как создание и              
модернизация производства, подготовка к запуску и запуск автоматических         
космических аппаратов, пилотируемых и беспилотных космических кораблей и        
станций, ракет-носителей, а также их составных частей и комплектующих - это     
сейчас лицо нашей космонавтики, показатель престижа нашей отрасли. И в          
последние годы мы гордимся не только советским наследием, но и умением делать   
работу над ошибками.                                                            
                                                                                
Отмечу отдельно предлагаемое решение узаконить и упорядочить перечень           
документов для награждения ведомственными знаками отличия, дающими              
возможность получения звания "Ветеран труда", или ведомственными наградами,     
которые учитываются при принятии решения о присвоении звания "Ветеран труда".   
Я много езжу по предприятиям отрасли, и этот вопрос постоянно стоит в           
повестке, постоянно его задают сотрудники. Я очень надеюсь, что это досадное    
недоразумение - сейчас корпорация не может награждать подобными знаками -       
будет ликвидировано с принятием сегодняшних изменений.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает три представленных      
законопроекта. Я прошу всех поддержать наше решение.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович.                                 
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
Владимир Владимирович, от фракции?                                              
                                                                                
Выступление от фракции - поставьте время.                                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, должна ли быть Россия лидером в космической     
отрасли? Конечно да, должна! Действительно, в этой отрасли сейчас работает      
очень много учёных, идёт научно-технический прогресс, изобретаются какие-то     
новые, очень важные не только для России, но и в целом для мира новые ракеты,   
новые изделия. В корпорации "Роскосмос" работает многотысячный коллектив,       
думаю, есть успешные проекты, просто мы их не все видим, нам о них так бурно    
не рассказывают. Если же говорить в общем о космонавтике, то мы понимаем, что   
космонавтикой представлена наша страна в мире. И конечно, и мы, как депутаты    
Государственной Думы, и Правительство Российской Федерации, и Государственная   
корпорация "Роскосмос" должны делать всё для того, чтобы наша космическая       
отрасль действительно развивалась и была лидером в этом направлении.            
                                                                                
Историю нашей космонавтики, наверное, можно разделить на два периода -          
советское время и постсоветский период. За все постсоветские годы наша          
космонавтика, к сожалению, запомнилась тиражированием несбыточных проектов и    
регулярными авариями, особенно часто они стали происходить после начала так     
называемой реформы, о которой сегодня уже говорилось. Каждый из нас,            
наверное, может ответить на простой вопрос: далеко ли Россия продвинулась       
через полвека после полётов наших героев - Юрия Гагарина, Алексея Леонова,      
Валентины Терешковой, героев-первооткрывателей? Если судить по реляциям         
чиновников, которые мы слышим, читаем в средствах массовой информации, то       
покорение неземного пространства идёт полным ходом: сдаются новые ракеты и      
космические корабли, строятся космодромы, планируются эпохальные запуски. Но    
в целом ситуация выглядит не так радостно, и об этом сегодня мы услышали в      
вопросах, которые задавали депутаты, почувствовали и боль, и обеспокоенность    
ситуацией в авиакосмической отрасли.                                            
                                                                                
Большинство анонсированных проектов так и не получило воплощения, а те, что     
всё-таки добрались до железа, прославились различными конфузами. Космическую    
промышленность страны сегодня отличают лишь плохое управление, коррупционная    
составляющая, банкротства, а то и банальная халатность, которая становится      
причиной аварий и уголовных дел. Счётная палата, представители которой          
выступают здесь с этой трибуны, неоднократно заявляла об этих нарушениях - и    
о нарушениях на предприятиях, которые производят ракеты, и о нарушениях при     
строительстве космодрома, но что в итоге мы видим? Приходит одна команда -      
уходит, приходит новая команда, но, к сожалению, реального положительного       
продвижения в делах мы, к сожалению, не видим. Это такая старая песня о         
главном: приходят, меняются, но положительных результатов на сегодняшний день   
нет. И конечно, всё это нужно переосмыслить и поставить на такие рельсы, что    
действительно, как говорится, паровоз будет идти вперёд и дело будет            
делаться.                                                                       
                                                                                
Сегодня нам предлагается дать Государственной корпорации "Роскосмос" право      
учреждать общества с ограниченной ответственностью, фонды, ассоциации,          
автономные некоммерческие организации и участвовать в их управлении. Но         
возникает вопрос: зачем? Этот вопрос задавали и на заседании комитета, но       
внятный, понятный ответ мы так и не услышали. Этот вопрос задавался и здесь,    
но также не прозвучало внятного, понятного ответа, зачем это нужно.             
                                                                                
Я вернусь к законопроекту, который нам предлагается: корпорации                 
предоставляется право создавать коммерческие и некоммерческие организации на    
территории Российской Федерации и за её пределами, принимать решения о          
создании хозяйственных обществ и других юридических лиц. Хочу сказать, что      
уже сегодня у корпорации "Роскосмос" порядка 80 дочерних и внучатых             
предприятий - что им мешало заниматься эффективным управлением этих             
предприятий? Ведь вопрос простой. Мы всё больше и больше денег вкладываем в     
корпорацию "Роскосмос", а задача у нас всё-таки другая - чтобы больше денег     
высвобождалось на социальные проекты, чтобы больше коммерческих денег шло в     
Государственную корпорацию "Роскосмос".                                         
                                                                                
Где гарантия, что управление разными коммерческими и некоммерческими            
организациями будет эффективным и не превратится в очередное размывание денег   
по разным структурам и потом мы не будем получать новые и новые уголовные       
дела? Ответов на сегодня нет, так же как нет и ответа на вопрос, как дальше     
будет развиваться эта отрасль, нужного для того, чтобы депутаты                 
Государственной Думы, которые утверждают бюджет, имели полное понимание,        
каковы перспективы и дальнейшие планы развития Государственной корпорации       
"Роскосмос", сколько ещё бюджетных миллиардов уйдёт на несовершенную,           
падающую технику, на мифические проекты будущего...                             
                                                                                
Ещё раз подчеркну, когда мы на заседании комитета разбирали ситуацию с          
дочерними предприятиями... Вот есть предприятие в городе Усть-Катав, раньше,    
в Советском Союзе, оно было лидером по производству трамваев, а сейчас          
принадлежит корпорации "Роскосмос". Ну сами представьте: где ракета - а где     
трамвай! Так вот они продолжают и дальше заниматься трамваями, но, к            
сожалению, это предприятие сейчас на грани банкротства.                         
                                                                                
Фракция ЛДПР не видит реальных, продуманных шагов "Роскосмоса", понятной и      
последовательной программы перехода корпорации к самоокупаемости - а такие      
задачи ставились. Необходимо, чтобы бюджетные вливания были эффективными,       
необходимо, чтобы было меньше отчётов Счётной палаты о неэффективном            
расходовании бюджетных денег, о возбуждённых уголовных делах.                   
                                                                                
Данный законопроект фракция ЛДПР поддерживать не будет. Законопроекты под       
пунктами 37 и 38 повестки дня фракция ЛДПР поддерживает.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, от фракции.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот что хотелось   
бы услышать от статс-секретаря, который представляет три законопроекта?         
Ответы на вопросы.                                                              
                                                                                
Первый вопрос: почему мы утратили лидерство в пилотируемой космонавтике? На     
1991 год мы примерно на 40 лет опережали американцев в пилотируемой             
космонавтике.                                                                   
                                                                                
Хотелось бы получить ответ и на второй вопрос: что вы вынесли из анализа        
происшедших аварий? Почему они случились? Честно ответьте. Вместо               
генерального конструктора, генерального директора вы поставили                  
псевдоменеджеров, которые ничего не понимают в космонавтике. В результате       
началась замена материалов, которые в принципе не могут быть заменены с         
учётом условий, понимаете? Вы порушили космическую отрасль, в советское время   
конкурентную, потому что тогда, как правило, КБ параллельно занимались          
решением одинаковых задач, но с разными подходами. Вы уже оптимизировали всё,   
что можно было оптимизировать, с коммерческим подходом, о котором здесь         
докладывал представитель комитета, вы в принципе ликвидировали все наши         
преимущества.                                                                   
                                                                                
С нашей точки зрения, ни один из предлагаемых законопроектов не решит ни одну   
из насущных проблем. Проблему вопиющего воровства, что происходило на           
космодроме Восточный, что происходило у вашего предшественника и было           
выявлено различными контрольными органами, лицензированием нельзя решить!       
                                                                                
В любой отрасли, особенно в таких отраслях, как авиация, космонавтика, прежде   
всего должны быть школы, которые в состоянии понять, чем они занимаются, и      
продуцировать кадры. А у нас что получается? Если раньше для космической        
отрасли студентов отбирали фактически со вторых курсов, потом давали им         
специальные стипендии и привлекали к разработкам, то что происходит сегодня?    
У нас фактически, я сказал бы так, утерян престиж инженерной профессии как      
таковой. По пальцам одной руки можно посчитать технические вузы, где ещё        
выпускают инженеров, которых не страшно допускать к серьёзным разработкам.      
                                                                                
Административный штраф - это дело хорошее, но в данной ситуации... Я же задал   
вам вопрос, а вы не ответили. Вот, скажем так, вы взяли и запустили в космос    
несколько миллиардов, они упали, ну выписали вы штраф 300 тысяч рублей - а      
кто возместит стране упавшие миллиарды? Не может космос приносить прибыль,      
понимаете? Не может! При нынешней структуре, которую вы сделали... Я же вам     
специально задал вопрос о "Молнии" и центре Хруничева. Это две головные         
корпорации, два КБ, которые разработали проект "Буран": тринадцать создали,     
один слетал, а из всех остальных в лучшем случае музей или ресторан сделали.    
                                                                                
Сегодня наша страна не сможет сделать "Буран", в то время как американский      
аэрокосмический самолёт - я вам здесь приводил данные наших спецслужб - уже     
летает два года, и мы не знаем, где он летает, где он опускается, что он        
фотографирует и что у него на борту. Мы это сделать не можем, потому что с      
такой структурой, как у вас, когда по принципу приближённости ко двору можно    
получить любое предприятие, нельзя что-то серьёзное собрать. С моей точки       
зрения, только замкнутая система предприятий, которые способны производить      
серьёзные летательные аппараты... Воссоздание этой системы - это уже даже не    
одного десятилетия вопрос, потому что утеряны школы. Что бы вы здесь ни         
рассказывали, для того, чтобы школу создать, нужны десятилетия, чтобы           
потерять - полгода. Вы что, не знаете, что центр Хруничева хоронили из-за       
желания осуществить застройку в центре Москвы, где у него слишком много         
земли? Поставили некомпетентных руководителей, которые вывели активы, станки,   
повесили на центр чужие долги, чтобы обанкротить. Если вы этого не знаете, я    
вам могу дать документы.                                                        
                                                                                
Здесь проблема заключается в следующем. Если мы хотим вернуться в строй         
конкурирующих... Сегодня мы не являемся таковыми, вы же знаете: вы из           
"Роскосмоса", и вы знаете, что мы неконкурентоспособны в коммерческих           
запусках вообще, потому что все эти падения нанесли колоссальный,               
непоправимый урон. И самое страшное, что даже на такие предприятия, как         
"Энергомаш", вы пускаете американцев, понимаете? Это страшное дело! С моей      
точки зрения, это непонимание государственной ответственности за ваши задачи.   
                                                                                
В данной ситуации, по нашему глубокому убеждению, ни один из предполагаемых     
законов не решит ни одной проблемы, не вернёт нашей космической отрасли         
конкурентоспособность, потому что не может быть без вложений ни одного          
серьёзного изобретения. Мы, к сожалению, ни в авиации, ни в космосе лидерами    
уже не являемся в силу утери школ.                                              
                                                                                
Мы не будем поддерживать эти законопроекты, потому что пока не видим в них      
смысла. Нужна серьёзная мозговая атака, нужно переформатирование, а главное -   
должны быть руководители, которые понимают, чем они управляют. "Роскосмосом"    
должны управлять как минимум инженеры, которые не менее 30 лет посвятили        
космосу, которые понимают космические задачи, которые знают, что луноход на     
Луну мы посадили раньше, чем туда слетали или не слетали американцы. Мы это     
сами делали, понимаете? Ведущей может быть страна, которая может сделать        
подшипник для гироскопа, которая может сделать самолёт и которая может          
запустить спутник. Мы эти три задачи решить не можем.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Николаевич, у вас есть возможность с заключительным словом выступить.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДУБИК С. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я выслушал критику      
наших законопроектов: в какой-то части она, наверное, правильная. Я прошу       
поддержать принятие законопроектов в первом чтении. Мы совместно с комитетом    
будем дорабатывать законопроекты во втором чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Михаил Евгеньевич, будете выступать?                                            
                                                                                
Депутату Бугере включите микрофон.                                              
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Буквально два слова.                                               
                                                                                
В выступлениях представителей фракций прозвучало, что последние дела            
правоохранительных органов, связанные с "Роскосмосом", ставят под сомнение      
возможность реализации законопроектов, которые предложены, но, на наш взгляд,   
наоборот, это как раз зачистка пространства, что позволит реализовать           
потенциал, заложенный в законопроектах, которые сейчас предложены.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович? Нет, не будете выступать.                                 
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено - ставлю законопроекты на голосование.            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности     
"Роскосмос", 36-й вопрос.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам                 
лицензирования космической деятельности", 37-й вопрос.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных             
правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной корпорации по      
космической деятельности "Роскосмос" по осуществлению лицензионного             
контроля", 38-й вопрос.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.