Заседание № 238
02.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 549206-8 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части определения инженерной деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4640 по 4752 из 4925
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. Пожалуйста, Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, дефицит инженерно-технических кадров сейчас является и существенной проблемой для решения военно-политических задач, и одним из главных тормозов экономического роста. Дальнейшая победа в экономическом соревновании зависит от того, достигнем ли мы реального технологического суверенитета отечественных разработок в технической и технологической области. Всё это во многом зависит от инженерной деятельности, подготовки инженеров. Но при этом в нашем законодательстве отсутствуют понятия "инженер", "инженерная организация", "инженерная деятельность", не ясно до сих пор соотношение инженерной деятельности и инновационной деятельности. В закон "О промышленной политике..." введены понятия "инжиниринг", "инжиниринговая деятельность", "инжиниринговая организация", тоже встаёт вопрос: инжиниринг и инженерная деятельность - это одно и то же, или это вещи разные, или одно входит в другое? Данным законопроектом вносятся изменения в закон "О науке и государственной научно-технической политике", вводятся понятия "инженер", "инженерная деятельность", "инженерная разработка", "инженерная организация". При этом даётся чёткое определение типов инженерных организаций, говорится, что опытно-конструкторские бюро, инженерные центры, инженерные сервисные центры являются инженерными организациями. Далее, даётся чёткое определение, что инженерная деятельность является инновационной деятельностью, поскольку в законе "О науке и государственной научно-технической политике" есть целый раздел, который объясняет, что такое инновационная деятельность. В принципе, на базе неё можно потом строить систему льгот. Для чего всё это нужно делать? Это нужно прежде всего для того, чтобы строить систему поддержки инженерной деятельности, инженерных организаций и инженеров, подготовки инженеров. У нас есть огромная система льгот для айтишников, даётся определение, что это такое, кому предоставляются льготы - как организациям в сфере IT, так и физическим лицам, которые аттестованы как IT-специалисты. При этом потребность и сложность подготовки инженеров отнюдь не меньше, чем IT-специалистов. Повторю известную фразу о том, что из инженера можно сделать экономиста, а обратное невозможно, - ну, примерно то же самое по IT. Из инженера спокойно можно сделать IT-специалиста, то есть любой специалист, который имеет инженерно-техническое образование, за два месяца станет прекрасным айтишником, а вот обратное невозможно: не любой IT-специалист может быть инженером - только тот, который на самом деле является инженером по образованию. Дальше. Вот в законе "О промышленной политике..." есть понятие "инжиниринговый центр" и, соответственно, инжиниринговая организация, и реестр, и льготы этим организациям. Но, как показывает опыт, 70 процентов реальных инженерно-технических разработок делается непосредственно на предприятиях, а только 20 процентов заказывается другим организациям, то есть идёт на аутсорсинг. Действительно нужно вводить понятие "инженерная деятельность" и систему льгот строить не только для организаций, которые осуществляют инженерную или инжиниринговую деятельность, но и непосредственно для инженерной деятельности. Я полагаю, что законопроект имеет принципиальную важность, откладывать этот вопрос дальше не стоит, поскольку у нас осталось всего два года. И если мы не решим вопрос о законодательном обеспечении инженерной деятельности, то наш созыв не выполнит одну из своих главных задач. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. С содокладом выступает Ольга Васильевна Пилипенко. Включите микрофон на рабочем месте. ПИЛИПЕНКО О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемая Оксана Генриховна! Докладчик подробно изложила суть законопроекта, повторять не буду, но отмечу, что комитет, конечно, поддерживает необходимость развития инженерной деятельности. Создана рабочая группа, мы работаем очень плотно над этими вопросами, даём предложения в министерство, в Государственную Думу, однако в предложенной редакции законопроект не достигает поставленных целей и не относится к нормам закона "О науке и... научно-технической политике". В частности, цель по созданию комплексной системы поддержки инженерной деятельности, подготовки инженеров не может быть достигнута посредством введения в закон необеспеченных механизмами реализации мер поддержки. Вопросы подготовки и переподготовки инженеров не регулируются законодательством о науке. Положения законопроекта в отсутствие правового и финансового механизмов их реализации носят в большей степени декларативный характер. Кроме того, мы отмечаем, что в профессиональных стандартах отмечены функции инженеров во всех учреждениях - конструкторских, проектно-изыскательских организациях, строительных организациях. Минтрудом утверждено значительное количество профессиональных стандартов, которые описывают деятельность инженеров. Мы знаем, что проходит эксперимент в шести вузах страны, где вопрос подготовки инженеров заострён, и профессиональные компетенции тоже решаются таким образом. С учётом наличия существенных замечаний концептуального и правового характера на заседании комитета докладчику было предложено изменить текст законопроекта. И мы имеем отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, есть замечания правительства, где отмечается, что законопроект нуждается именно в концептуальной переработке. Комитет по науке и высшему образованию данный законопроект не поддерживает, просит его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Васильевна. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 03 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.