Заседание № 261

17.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549129-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания туристического кластера).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1637 по 1654 из 7621
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по            
экономической политике и предпринимательству Хафиза Миргазямовича Салихова.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все        
необходимые экспертизы и все процедуры, замечаний Правового управления          
Аппарата Государственной Думы не имеется. Законопроект полностью подготовлен    
к третьему чтению. Комитет рекомендует вынести его на "час голосования".        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Желающих выступить по мотивам нет. Выносим 5-й вопрос на "час голосования".     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5936 по 5951 из 7621
Пункт 5 ставится на голосование, "О внесении изменений в Федеральный закон      
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные              
законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Поехали.             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против           28 чел.6,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 260

02.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549129-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания туристического кластера; принят в первом чтении 15 июня 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2433 по 2490 из 6496
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и      
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета     
по экономической политике и предпринимательству Хафиза Миргазямовича            
Салихова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект   
был принят Государственной Думой 15 июня текущего года. При подготовке ко       
второму чтению сохранили все основные положения первого чтения. Поступило       
шестнадцать поправок, четырнадцать из них комитет рекомендует к принятию, а     
две - к отклонению.                                                             
                                                                                
Законопроект проработан с учётом требований юридической техники и               
лингвистических правок. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица 1. Есть необходимость обсуждать поправки? Нет.       
Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к         
принятию.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2. Нужно ли обсуждать поправки? Нет. Ставится на голосование таблица    
поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.32,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим 24-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5919 по 5936 из 6496
Пункт 24, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических    
зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской       
Федерации", второе чтение.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 237

15.06.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 549129-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания туристического кластера).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2073 по 2665 из 6192
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в отдельные      
законодательные акты Российской Федерации". Доклада депутата Государственной    
Думы Светланы Сергеевны Журовой.                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖУРОВА С. С., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для            
рассмотрения в первом чтении предлагается законопроект "О внесении изменений    
в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и    
в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части развития        
туристического кластера), которым в соответствии с решением Правительства       
Российской Федерации объединяются шесть особых экономических зон                
туристско-рекреационного типа на территории Северо-Кавказского федерального     
округа, Краснодарского края и Республики Адыгея.                                
                                                                                
Практическая деятельность по реализации проекта создания туристического         
кластера в настоящее время осложняется отсутствием в действующем                
законодательстве об особых экономических зонах понятий "туристический           
кластер" и "управляющая компания для управления туристско-рекреационными        
особыми экономическими зонами, входящими в туристический кластер". В            
законопроекте с учётом существующих реалий даются данные определения.           
                                                                                
Также законопроектом предлагается с учётом сложившейся практики                 
функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа,        
входящих в туристический кластер, предусмотреть возможность продления срока     
существования данных особых экономических зон по решению Правительства          
Российской Федерации не более чем на двадцать девять лет.                       
                                                                                
При строительстве инфраструктуры туристического кластера существует             
потребность в привлечении для работы в особых экономических зонах, входящих в   
туристический кластер, высококвалифицированных иностранных специалистов,        
прежде всего граждан из стран - мировых лидеров в сфере горнолыжной             
индустрии, таких как Франция, Австрия, Швейцария и Италия. В связи с этим       
законопроектом предлагается оптимизировать миграционный режим для иностранных   
граждан - высококвалифицированных специалистов туристско-рекреационных особых   
экономических зон, привлекаемых к трудовой деятельности резидентами особых      
экономических зон. В качестве критерия для отнесения работников к категории     
высококвалифицированных специалистов предлагается установить размер их          
заработной платы - не менее 700 тысяч рублей из расчёта за один год в           
соответствии с заключёнными ими с резидентами туристско-рекреационных особых    
экономических зон трудовыми договорами либо гражданско-правовыми договорами     
на выполнение работ.                                                            
                                                                                
В заключение доклада хочу заметить, что реализация данного проекта создания     
туристического кластера позволит дополнительно создать около трёхсот тысяч      
рабочих мест для жителей Северо-Кавказского федерального округа,                
Краснодарского края и Республики Адыгея.                                        
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству         
Хафиза Миргазямовича Салихова.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по экономической       
политике и предпринимательству рассмотрел данный законопроект и поддерживает    
его. Светлана Сергеевна очень хорошо обосновала необходимость принятия          
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
Действительно, концепция этого законопроекта особенно актуальна с учётом        
принятия Правительством Российской Федерации решения о создании в               
Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и в Республике         
Адыгея туристического кластера. В связи с этим нужно было внести некоторые      
изменения. Первое - это дополнение понятийного аппарата. Второе - продление     
срока жизни особых экономических зон по решению Правительства России до         
двадцати девяти лет. И последнее - это, как уже сказала Светлана Сергеевна,     
установить заработную плату для иностранных высококвалифицированных             
специалистов в размере не менее 700 тысяч рублей за год.                        
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству    
рекомендует принять в первом чтении данный проект федерального закона.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Записались двенадцать депутатов.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы можем поступить следующим образом: выделить               
определённое время на вопросы. Вот предлагается пятнадцать минут, как я         
слышу. Думаю, что этого будет достаточно. Значит, в 11.27 мы приступаем к       
процедуре вопросов.                                                             
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Светлана Сергеевна, хочу обратить ваше внимание на     
часть 3.2, где речь идёт о том, что к особой экономической зоне будут           
причисляться владения, которые находятся в распоряжении граждан или             
юридических лиц. В этой связи потребуются, конечно, соответствующие             
компенсации из бюджетов. Скажите, бюджеты какого уровня будут компенсировать    
гражданам потерю их земельных владений? Не повторится ли ситуация, которую мы   
сейчас наблюдаем в Сочи, - нарушение прав граждан в связи со строительством     
многочисленных олимпийских объектов? Это первое.                                
                                                                                
Второе. Привлечение иностранных специалистов, конечно, это здорово, если они    
высококлассные, но скажите, пожалуйста, а в своём-то отечестве всё-таки         
пророков нет у нас? У нас же существуют университеты, готовящие специалистов    
турбизнеса. Неужели из числа наших молодых специалистов вы не нашли бы тех      
людей, которые способны всё-таки вести?.. (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
Журовой микрофон включите на рабочем месте.                                     
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Дело в том, что сейчас, как и по проекту Сочи, мы не можем даже                 
приблизительно сказать, какие земли будут - в частной собственности, не в       
частной собственности. Выкуп земли будет обеспечиваться в том числе, конечно,   
за счёт федерального бюджета. Кстати, деньги мы будем закладывать вперёд, но    
потому и вводится такое положение, что мы сейчас не можем сказать это.          
Возможно, будут частные земли, а возможно, нет. В данный момент времени на      
сто процентов этого не будет, дальше, соответственно, процедура выкупа будет    
регулироваться существующим в Российской Федерации законодательством, будет     
производиться оценка - то, что есть в действующем законодательстве.             
                                                                                
И отвечаю на второй вопрос. Если говорить про зарубежных специалистов, то это   
всё-таки будет касаться тех специалистов, которые строят такие объекты. Дело    
в том, что для нас опыт строительства современных горнолыжных курортов -        
новый опыт, и поэтому эти специалисты будут использоваться именно на этапе      
строительства подъёмников и инфраструктуры больше, чем, например, в             
туристическом бизнесе, о чём вы говорили. Я думаю, что здесь у нас              
действительно хватает своих специалистов, которые будут работать, и именно      
для них создаются рабочие места в том числе на Северном Кавказе.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемая Светлана Сергеевна, вы не находите, что предлагаемый законопроект     
по своей логике очень близок к теме платной рыбалки, как это принималось в      
декабре? Вот смотрите: свободная зона на двадцать девять лет, то есть           
достаточно большой срок. Это первое.                                            
                                                                                
Второе. В тексте законопроекта говорится о том, что по решению правительства    
управляющей компании могут быть переданы отдельные полномочия по управлению     
этими экономическими зонами. Какие полномочия? То есть в одном случае одни, в   
другом случае другие? Это очень расплывчатая формулировка - полагаю, вы с       
этим согласитесь.                                                               
                                                                                
И последнее. Как же быть с теми малыми компаниями, туристическими фирмами и     
обычными гражданами, которые как-то пытаются зарабатывать на туризме в своих    
родных местах? Вы не находите, что принятие данного законопроекта повлечёт за   
собой ситуацию, когда пришедшие из федерального центра, из Москвы, монополии    
просто сомнут малый бизнес и это повлечёт за собой рост социальной              
напряжённости на этих территориях?                                              
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Дело в том, что мы понимаем, что окупаемость проекта займёт достаточно          
большое время, но здесь по решению правительства... Там нужно будет смотреть    
предметно по каждому случаю, продлевать или, соответственно, не продлевать      
этот срок.                                                                      
                                                                                
Если говорить про полномочия, которые передаются данной компании, то            
правительство тоже будет это регулировать, и это же всё-таки корпорация,        
которая создаётся в рамках государственно-частного партнёрства, и здесь есть    
и государственный, и частный бизнес. Вы говорите про малые предприятия, про     
малый бизнес, который может быть, скажем так, обижен, но здесь этого не         
будет. Дело в том, что корпорация будет заниматься только инфраструктурными     
объектами, землёй, выкупом земли у граждан и иметь другие подобные функции.     
Она не будет заниматься развитием малого бизнеса, она будет создавать для       
него возможности и условия, создавая эти горнолыжные курорты в республиках      
Северного Кавказа.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Светлана Сергеевна, вы знаете, вот я сейчас думаю: получила бы семья            
зарплату, купила, ну, какую-нибудь одну дорогую вещь и сидела голодная. Я       
понимаю, что это дело-то хорошее, но страна, которая сегодня испытывает         
огромные финансовые трудности, в которой нищие, которая занимает одно из        
последних мест, чуть ли не рядом с африканскими странами... А мы такие          
огромные деньги!.. На детские пособия, на зарплаты мы не прибавили нисколько!   
Сейчас газ проводят за свой счёт, воду - за свой счёт, люди стонут, вся         
Центральная Россия - вы туда посмотрите, что там есть, а?! И вдруг такие        
проекты! Я понимаю, что у правительства свои планы, но, может быть, хотя бы     
один проект пока попробовать? 700 тысяч зарплата, видите ли, специалисту! Да    
наши люди узнают, за что мы тут голосуем, - просто обалдеют!                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите.                            
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос.                             
                                                                                
Дело в том, что этот проект подразумевает только создание инфраструктуры за     
бюджетные деньги, всё остальное - это привлечение инвестиций. Более 400         
миллиардов рублей инвестиций будет привлечено за это время! И уже               
определённые договорённости есть у Президента Российской Федерации Дмитрия      
Анатольевича Медведева с Саркози, подписаны договоры, и сейчас этот проект      
имеет действительно международное значение. Иностранные инвесторы хотят идти    
к нам на Северный Кавказ, и они будут развивать его, в том числе создавая       
рабочие места для людей, которые там живут. Мы понимаем, что другие рабочие     
места кроме тех, что нужны для обеспечения вот этого туристического кластера,   
для них крайне сложно, наверное, будет создать. Мне кажется, что как раз        
благодаря этому ситуация на Северном Кавказе может измениться к лучшему, и      
жизнь там будет лучше, он превратится из дотационного региона в регион, в       
котором будет пополняться налоговая база.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Хафиз Миргазямович, из того, что говорит Светлана        
Сергеевна, следует следующее: очень много экспериментального, очень много       
неизвестного, - она прямо так и говорит. В связи с этим вопрос: а почему мы     
на такой срок, почти тридцать лет, даём полномочия Правительству Российской     
Федерации в отношении этой особой экономической зоны? Может быть, учитывая      
вот эту экспериментальность и неизвестность... Кстати, там, на Северном         
Кавказе, есть ещё этнический фактор, как мы знаем, и это очень серьёзный        
вопрос, о котором сейчас никто не говорит. Так может, нам изменить на           
какой-нибудь более обозримый срок, скажем, три - пять лет, а через три - пять   
лет вернуться к этому вопросу, посмотреть этот опыт, внести необходимые         
изменения? Мы здесь шарахнем сразу на тридцать лет, а что там натворится?       
Сейчас мы райские кущи подразумеваем, а это может обернуться очередной          
кракозяброй, извините.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
САЛИХОВ Х. М. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, законом не ограничивается...       
вернее, ограничивается только верхний предел. Если проект будет окупаемый,      
его можно и ликвидировать, и сделать в течение двадцати лет и менее. Как вы     
знаете, сейчас есть всего двенадцать туристско-рекреационных зон, они были      
созданы ещё в 2007 году. Прошло четыре года, а инфраструктура... Это такая      
работа, для которой очень многое требуется. За четыре года практически ещё не   
везде - кроме, скажем, Алтайского края и Республики Алтай, может быть в         
какой-то степени Бурятии - удалось создать необходимую инфраструктуру.          
Поэтому верхний предел - это вполне возможно, если удастся, можно и             
пятнадцать лет, никто этого не запрещает.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета и к Совету Государственной Думы. У нас   
есть сотни законов, которые были отвергнуты в соответствии с Регламентом        
из-за отсутствия финансово-экономического обоснования, а здесь, как вы          
слышали, идут многомиллиардные затраты.                                         
                                                                                
И, Хафиз Миргазямович, у вас в комитете, вероятно, есть анализ. У нас           
создавались особые экономические зоны: Ингушетия, которая превращалась в        
оффшорную зону, куда, вообще-то, уходили миллиарды и "ЮКОСа", и всех других     
фирм; особая экономическая зона в Калмыкии, где, кроме Нью-Васюков и            
красивой, правда, пагоды, в принципе ничего не появилось, только обнищание      
Республики Калмыкия. Не считаете ли вы возможным, учитывая, что у нас есть      
колоссальные межэтнические противоречия, даже когда неправильно нарезаны        
границы муниципальных образований поселений, что вот этот закон, вообще-то,     
может спровоцировать?.. (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
САЛИХОВ Х. М. Уважаемый Николай Васильевич, в данном случае мы, во-первых,      
рассматриваем только внесение изменений в существующий закон. Если принято      
решение, надо закон реализовать. Это первое.                                    
                                                                                
Второе. Бизнес - это всегда риск, понятное дело, без риска нет развития.        
                                                                                
И третье. Опыт создания особых экономических зон, особенно                      
промышленно-производственного типа, свидетельствует о том, что всё-таки есть    
эффект, если практически на федеральные инвестиции приходится столько же        
инвестиций от частных партнёров. Например, в Республике Татарстан в особых      
экономических зонах промышленно-производственного типа уже только частные       
инвестиции составили 29 миллиардов рублей, а средства из федерального бюджета   
- 34 миллиарда рублей: создано более двух с половиной тысяч рабочих мест, уже   
произведено продукции за эти годы более чем на 30 миллиардов рублей, только     
за первый квартал этого года - на 4 миллиарда рублей. А те, как вы назвали,     
особые экономические зоны в Ингушетии - это не особые экономические зоны, это   
были зоны свободной торговли. Это разные вещи. А особые экономические зоны -    
это несколько отличается... не несколько, а значительно отличается.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к содокладчику и вообще маленький комментарий.     
Странная такая ситуация (по умолчанию, что ли?): я седьмым задаю вопрос и с     
удивлением отмечаю, что никого не интересуют вопросы безопасности! Очевидно,    
что так называемый проект курорта Северного Кавказа уже давным-давно мог бы     
развиться, если бы там была обеспечена безопасность, потому что все             
экономические, климатические и другие предпосылки для того, чтобы там           
состоялась прекрасная туристско-рекреационная зона отдыха для наших россиян,    
есть. Так вот, почему Комитет по безопасности здесь не участвует, так           
сказать, как содокладчик и соисполнитель?                                       
                                                                                
И второй вопрос. Здесь возмущались насчёт высокооплачиваемых специалистов       
зарубежных, но я думаю, что никто не поедет за 58 тысяч рублей в месяц          
работать в таких условиях.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
САЛИХОВ Х. М. Создание дополнительных рабочих мест и развитие экономики - как   
раз одна из составляющих и решения вопроса безопасности, и создания             
инфраструктуры. Всё это правильное направление, всё это вы прекрасно и сами     
знаете.                                                                         
                                                                                
А почему не выступает содокладчиком Комитет по безопасности? Мы считаем, что    
такой необходимости просто нет. Если комитет хочет что-то дополнить -           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И завершающий вопрос. Паутов Виктор Николаевич,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо. Апарина Алевтина Викторовна по карточке Паутова.         
                                                                                
Я, Светлана Сергеевна, все вопросы к вам обращаю. Создаётся очень чёткое        
впечатление, что этот закон лоббируется под тех руководителей, кто любит        
лыжный спорт, и у нас будто больше нет никакого туризма. Мой наивный вопрос     
первый: зачем нужна эта особая экономическая зона, особая? Как советовались     
на месте? Потому что вместо улучшения ухудшение будет: там же разорятся         
мелкие предприятия. Это первое.                                                 
                                                                                
Второе. Всё-таки дайте более чёткий ответ, ведь никакого                        
финансово-экономического обоснования нет, вы говорите, как гадаете: может       
быть, возможно и так далее. Что, сейчас больше нечем заниматься?                
                                                                                
И каким образом всё-таки на Северном Кавказе выбирались именно эти области,     
края, чем руководствовались? Потому что закон очень... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Журовой включите микрофон.                    
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Спасибо, Алевтина Викторовна, за вопрос.                           
                                                                                
Дело в том, что мы сейчас только вводим понятийный аппарат, для этого           
финансово-экономическое обоснование не требуется. Мы вводим понятия             
"управляющая компания" и "туристический кластер". Дело в том, что этих          
понятий не было в 116-м законе, об особых экономических зонах. Также мы         
прорабатывали законопроект вместе с Министерством экономического развития:      
они тоже говорят, что, поскольку нет определения понятия управляющей            
компании, нет положения об управляющей компании, затруднено развитие этих       
особых экономических зон. Поэтому мы и вводим эти понятия. И в дальнейшем,      
если будут, например, вноситься изменения в Налоговый кодекс, мы, несомненно,   
будем говорить об их финансово-экономическом обосновании.                       
                                                                                
Отвечая на вопросы о безопасности, мне хотелось сказать, что уже сейчас этот    
вопрос прорабатывается очень серьёзно с международными консультантами,          
которые смотрят самые лучшие технологии по обеспечению безопасности.            
                                                                                
Что касается того, почему выбрали именно эти зоны, почему выбрали именно эти    
регионы. В течение нескольких лет проводился глубокий анализ. Здесь не так,     
как было с Олимпиадой в Сочи, когда сначала выбрали место, а потом написали в   
Заявочную книгу и в принципе были ограничены теми положениями, которые внесли   
в Заявочную книгу. Здесь были проведены глубокие исследования иностранными      
специалистами, которые облетели весь этот регион, проанализировали все          
возможности, где можно провести, сделать трассы, где действительно это будет    
более безопасно и для природы, и, конечно, с точки зрения экологии. Если        
будут сложности по выкупу земли или возникнут ещё какие-то вопросы, тогда это   
можно будет регулировать, потому что мы не ограничены какими-то жёсткими        
рамками, как это было, например, с Заявочной книгой по Сочи. Это проект         
долгий, он не завтра будет реализован, это растянется на многие годы, и можно   
будет учесть разнообразные нюансы, которые возникнут по ходу его реализации.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
По ведению - Беляков Антон Владимирович. Пожалуйста.                            
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, дело не в том, что было альтернативное            
предложение от нашей фракции всё-таки побольше времени выделить, и я не         
сомневаюсь, что зал проголосовал бы, просто получилось - компьютер так          
распределил, - что коллеги из КПРФ... в общем, все вопросы практически были     
от них, кроме вопроса коллеги Шеина. Если можно, давайте - ведь мы не           
голосовали - продлим минут на пять, чтобы коллеги из других фракций тоже        
могли задать вопросы, учитывая, что законопроект важный.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Шеин задавал, от ЛДПР -          
Селезнёв Валерий Сергеевич, все были представлены, а отвечали от "ЕДИНОЙ        
РОССИИ", так что всё в порядке.                                                 
                                                                                
Есть необходимость выступать? Ну, есть предложение: по представителю от         
фракции. Определитесь тогда, кто от КПРФ будет выступать. Всего было три        
руки: Коломейцев Николай Васильевич, Дмитриева Оксана Генриховна и Селезнёв     
Валерий Сергеевич. Вы планируете выступать по десять минут? У нас просто по     
следующему вопросу приглашённый докладчик. Можно попросить: до пяти минут       
выступление?                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, начинайте.                                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно,   
Северный Кавказ - это одна из таких болевых точек, там проживают двадцать       
миллионов наших сограждан. И вообще-то этот закон нельзя рассматривать в        
таком плане, как его подала Светлана Сергеевна.                                 
                                                                                
Светлана, вы не обижайтесь, я уважаю ваши спортивные заслуги, но Северный       
Кавказ нельзя рассматривать как Татарстан. Татарстан - это одна из таких        
ведущих республик, где благодаря мудрости руководства удалось сохранить         
производство прежде всего, удалось сохранить межнациональный мир, но палитра    
национальностей в Татарстане на порядок меньше, чем на Северном Кавказе. На     
Северном Кавказе только титульных народов около ста, если вы этого не знаете,   
но я думаю, что вы это знаете. И вам следовало бы, с моей точки зрения,         
изучить вопрос, почему в московском ресторане вы едите баранину из Новой        
Зеландии, а не с Северного Кавказа. Сегодня 32-м пунктом будет                  
рассматриваться национальный доклад, он с 31-го числа размещён в Интранете,     
но там я не нашёл ответов на вопросы: почему, по статистике, в Российской       
Федерации отсутствует шерсть уже давно, почему, по статистике, в Российскую     
Федерацию 50 процентов мяса завозится непонятно откуда, непонятно какого        
качества, но деньги на развитие сельского хозяйства, которое было традиционно   
сильно в республиках Северного Кавказа, отсутствуют? Это первое.                
                                                                                
И второе. Посмотрите природу контртеррористических операций, которые            
проводятся каждый день в каком-то из районов или населённых пунктов Северного   
Кавказа, уважаемые Светлана Сергеевна и Хафиз Миргазямович, - там "стреляют"    
теневые деньги, а вы предлагаете без комплекса мер, по совету западных          
специалистов!.. Вы почитайте мемуары генерала Ермолова и узнайте, кто           
пятьдесят лет провоцировал конфликт на Северном Кавказе! А вы советуетесь с     
теми, кто вам четыре вертолётоносца продаёт - в которые ни вертолёты не         
влазят, ни танки российские не влазят и которые в переделке будут перевёрнуты   
первой волной - за 1 миллиард 200 миллионов долларов, и вы слушаете их          
советы! Вы лучше послушайте советы тех, кто вам объяснит, почему две недели     
назад взорвана опора фуникулёра. Вы спросите, кто её взорвал, почему и по       
чьему заданию, понимаете? Вы спросите, почему застрелены двенадцать охотников   
из Ставрополя, хотя всегда были очень хорошие отношения между                   
Карачаево-Черкесией и Ставропольским краем.                                     
                                                                                
Мне кажется, что выражение "благими намерениями вымощена дорога в ад" - это     
мудрое высказывание. Я считаю, что вообще-то у нас комитет по экономической     
политике немножко не тем занимается. На самом деле вам, как и Министерству      
экономического развития, надо бы посмотреть, в чём причина колоссальной         
безработицы, колоссального расслоения общества именно на депрессивных           
территориях, и вы тогда поняли бы, почему одни могут построить себе дворцы за   
миллиарды долларов на берегу моря в Анталии, а другие не могут на кусок хлеба   
найти.                                                                          
                                                                                
Мне кажется, что, прежде чем пакет этих законов готовить, нужно ввести в        
структуре правительства министерство по делам национальностей, которому         
должен быть дан соответствующий статус. А у нас ведь что получается? СКФО       
организовывают - ставят бизнесмена во главе округа, самого сложного в           
межэтническом отношении. Человеку, который занимается бизнесом, ему до фонаря   
ваши традиции, ему до фонаря, вообще-то, понимание ваших исторических           
ценностей, понимаете? В этом главная проблема на Кавказе! Оттого что вы район   
кластером назовёте, ничего там не изменится! И я вообще категорически против,   
чтобы российские законы мультиплицировали иностранные слова, которые            
непонятны даже некоторым депутатам. Давайте по-русски говорить, русский язык    
самый богатый в мире и самый сложный для изучения!                              
                                                                                
Поэтому, ну, правила вы можете определить, но, Борис Вячеславович,              
неправильно, когда в финансово-экономическом обосновании написано, что не       
потребуются затраты, а нам докладчик говорит, что потребуется... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я не могу согласиться с предыдущим докладчиком в том, что у     
этого закона благие намерения. По-моему, у этого закона никаких благих          
намерений нет. И если перевести то, что здесь написано... вот я вам расскажу,   
что написано в этом законе.                                                     
                                                                                
Обычно свободная экономическая зона - это некоторая территория огороженная,     
где предусматривается налоговый оффшор и где предусматривается особый           
таможенный режим. Поэтому обязательно это должна быть обособленная              
территория. А что написано в этом законе? Что особая экономическая зона - это   
уже не обособленная территория! Здесь вводится понятие некоего туристического   
кластера, и вы можете набирать объекты для этой зоны совершенно произвольно.    
Вот друг владеет отелем где-то, непонятно где, он входит в туристический        
кластер, - и в отдельно взятом отеле, кемпинге либо ещё где-то у нас            
объявляется свободная экономическая зона с налоговым оффшором и с дырой в       
таможне. То есть это состоит из нескольких участков, если вы внимательно        
прочтёте, что такое туристический кластер. Для этого, в общем-то, это понятие   
и вводится в законе "Об особых экономических зонах...". Поэтому это налоговые   
оффшоры, нужно понимать, потому что любая свободная экономическая зона - это    
оффшоры, и это таможенный режим.                                                
                                                                                
Но здесь гораздо лучше: если уж давать льготы и деньги, так по полной           
программе, и тем, кого выберет правительство по тем или иным критериям. Мало    
им налоговых оффшоров и таможенной дыры, так нужно ещё землю для них выкупить   
за счёт государства и потом им отдать! Обычно в свободной зоне земля в          
собственности государства находится всегда, а тут чёрным по белому: может       
быть у кого угодно. И инфраструктуру создать за счёт государственных средств.   
                                                                                
А что такое частно-государственное партнёрство, объясню на примере              
Санкт-Петербурга, по туристическому кластеру. Знаете, у нас Марсово поле        
есть, там дворец находится, бывшие Павловские казармы, здание "Ленэнерго" -     
24 тысячи квадратных метров. Задаю вопрос: как вы думаете, за сколько это       
отдано инвестору в порядке частно-государственного партнёрства, 24 тысячи       
квадратных метров? За 1 миллион рублей! Вот такое у нас                         
частно-государственное партнёрство.                                             
                                                                                
Ещё могу привести пример, я просто в качестве обмена опытом по этому закону     
говорю. Западный скоростной диаметр - тоже частно-государственное               
партнёрство. Все государственные деньги, все до копейки, - либо федеральный     
бюджет, либо городской. После того как был построен, отдаётся частному          
инвестору, чтобы частный инвестор с налогоплательщиков, которые будут ездить    
по этому Западному скоростному диаметру, получал деньги. То есть                
налогоплательщик трижды уже всё это оплатил! Ни одного примера                  
частно-государственного партнёрства, чтобы были хоть какие-то частные деньги,   
нет у нас, ну, во всяком случае, я не знаю. Если знаете, можете рассказать в    
заключительном слове.                                                           
                                                                                
Теперь по поводу общего влияния на малый бизнес. Дело в том, что у нас есть     
такие сектора экономики, в которые вообще не должно быть государственного       
вмешательства. Они конкурентные изначально, они изначально предназначены для    
малого бизнеса - только дайте им равные конкурентные возможности! Это как раз   
туризм. Так что будет в результате реализации этого закона? Вы сделаете весь    
малый бизнес, который занят в туризме, неконкурентоспособным, потому что они    
будут соревноваться с теми, кто в свободной экономической зоне, у кого ни       
налогов, у кого ни таможни, у кого вся инфраструктура построена и земля         
выкуплена. Кто будет соревноваться теперь с отелем, под который дворец отдан    
бесплатно? А малый бизнес квартиры, небольшие квартиры в Санкт-Петербурге       
должен выкупать по цене в три-четыре раза дороже, чем этот дворец, отданный     
за копейки?                                                                     
                                                                                
Вы знаете, я много видела законов за пятнадцать лет депутатской деятельности,   
обычно всё-таки прятали льготы и лоббистские вещи, а тут вот так вот нагло и    
цинично выпячивают. Поэтому мы, конечно, будем против.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. С места.          
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Ну, я не стал бы делать такую трагедию из обсуждаемого           
вопроса, по всей видимости, две фракции - коммунисты и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"    
- хотят продолжать процесс массового вывоза туристических денег за рубеж.       
Давайте воспользуемся теми уникальными возможностями, которые нам даёт наша     
российская родная природа, и всё-таки каким-то образом более серьёзно           
подойдём к вопросам зимнего отдыха наших российских граждан на территории       
России. Мы говорим о территории России, об особой экономической зоне на         
территории России.                                                              
                                                                                
Летний отдых полностью провален, потому что у нас практически нет мест, где     
можно полноценно летом отдыхать, за исключением, наверное, Сочи. Но Сочи        
перегружен всевозможными мероприятиями, поэтому там отдыхать сейчас просто      
невозможно, и деньги в результате уходят в такие далеко неоднозначные страны,   
как Египет, Тунис, Турция и прочее, и прочее. А там у нас люди                  
переворачиваются на автобусах, гибнут от фальсификата алкоголя - это вот        
плата за те миллиарды долларов, между прочим, которые уходят за летний отдых    
за рубежом.                                                                     
                                                                                
Какая плата у нас за зимний отдых зарубежный? Ну, наверное, очень высокая и     
неподъёмная для простого россиянина, если это не так называемые куршевельцы,    
которые могут себе позволить поехать покататься на лыжах на курорты Франции,    
Швейцарии, Австрии и прочих альпийских стран. Я могу сказать, что, по мнению    
профессионалов, природа на Северном Кавказе, которая имеет потенциал для        
развития курортов, гораздо богаче, чем в вышеупомянутых странах.                
                                                                                
По-прежнему остаётся вопрос безопасности, пока не будут разрешены проблемы с    
безопасностью... Здесь я категорически, к сожалению, не согласен с коллегой     
Светланой Журовой. Она пустилась в пространные рассуждения насчёт               
безопасности экологической, о деревьях, о природе и о том о сём, а я в своём    
вопросе говорил о физической безопасности людей, о чём говорил коллега          
Коломейцев.                                                                     
                                                                                
Я слышал выступление представителя (или руководителя) корпорации "Курорты       
Северного Кавказа", он говорил, что проблемы безопасности физической не         
решены. По всей видимости, идёт ожесточённая борьба за столь привлекательный    
рынок, за столь привлекательную туристическую индустрию, туристический бизнес   
- и постоянно, как только начинается сезон, идут какие-то провокации.           
                                                                                
Я думаю, что Хлопонин, как полномочный представитель президента, отвечающий     
за развитие Северо-Кавказского округа, и силовые ведомства и структуры больше   
нас знают о том, что там творится. Вместо того чтобы засекречивать сегодня      
"правительственный час" с Сердюковым в очередной раз - мы ничего там нового,    
наверное, не услышим, - можно было бы пригласить того же самого Хлопонина.      
Коль скоро государство собралось вкладывать огромные деньги в                   
государственно-частное партнёрство на Северном Кавказе, то можно было бы        
пригласить Хлопонина и представителей всех сопричастных силовых ведомств и      
структур, которые нам в закрытом режиме объяснили бы, каким образом они будут   
решать вопросы физической безопасности наших граждан на период строительства    
этих курортов, на период привлечения инвестиций в курорты Северного Кавказа     
и, что самое важное, на период эксплуатации этих курортов.                      
                                                                                
Если эти вопросы будут решены, вопросы безопасности, то фракция ЛДПР будет      
голосовать за принятие этого законопроекта, потому что этот законопроект        
отвечает интересам наших граждан и действительно создаёт дополнительные         
рабочие места.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента?          
Полномочному представителю правительства? Нет. Докладчик с заключительным       
словом будет выступать. Тогда мы это заключительное слово послушаем уже после   
15 часов.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы заслушаем по пункту 13 заключительное слово в 15 часов,   
после этого мы будем рассматривать пункт 14, там у нас Озеров докладчик, из     
Совета Федерации.                                                               
                                                                                
Перед объявлением перерыва я напоминаю вам о том, что в соответствии с          
Регламентом Государственной Думы запрещается проносить на закрытые заседания    
и использовать в ходе закрытого заседания мобильные и иные средства связи,      
средства звукозаписи и обработки информации. Прошу обратить на это особое       
внимание и оставить все эти средства в рабочих кабинетах.                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2690 по 2749 из 6192
Продолжаем обсуждение пункта 13 порядка работы Государственной Думы.            
Заключительное слово Светланы Сергеевны Журовой.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖУРОВА С. С. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Не хотела        
брать слово, но после выступлений депутатов от фракций буквально в нескольких   
словах остановлюсь на некоторых моментах, которые, может быть, не прозвучали    
в моём докладе, но прозвучали в вопросах. Мне хотелось бы сделать некоторые     
уточнения.                                                                      
                                                                                
К сожалению, этих депутатов сейчас нет в зале, иначе я обратилась бы к ним      
лично, в том числе Оксане Генриховне хотелось бы сказать следующее. Да,         
наверное, соглашусь с тем, что у меня, может быть, пока ещё нет такого          
большого опыта законотворческой деятельности - я стала депутатом только в       
этом созыве, но в связи с работой над этим законопроектом мне пришлось          
изучить 116-й закон "Об особых экономических зонах...". И хотелось бы           
развеять вашу уверенность в том, что зоны можно менять, можно переносить что    
хочешь и куда хочешь. Дело в том, что в этом 116-м законе установлено, что      
территории особых экономических зон определяются постановлениями                
правительства. И правительство уже определило экономические зоны,               
территориальные зоны для этого проекта - для проекта "Курорты Северного         
Кавказа", этого туристического кластера, они уже все закреплены 833-м           
постановлением.                                                                 
                                                                                
Также мне хотелось бы поблагодарить Валерия Сергеевича Селезнёва: он выполнил   
и мою миссию в том числе, сказав, что будут совершенно другие туристические     
потоки, они, так сказать, перераспределятся, и граждане нашей страны в зимний   
период смогут отдыхать на наших горнолыжных курортах. В связи с этим, как я     
уже говорила, будет пополняться бюджет за счёт налоговой базы, появятся новые   
рабочие места.                                                                  
                                                                                
Но в то же время - я здесь соглашусь, конечно, с вами - у каждого из нас есть   
опасения по поводу безопасности. В связи с этим хотелось бы привести в          
качестве примера опыт Израиля, где тоже, как мы знаем, ведутся в том числе и    
боевые действия, но тем не менее огромным потокам туристов обеспечена           
безопасность. Так вот, наша задача - мобилизовать все наши силы, так же как и   
в Израиле, для того чтобы туристы действительно чувствовали себя в              
безопасности. И я думаю, что это в наших силах. Опыт Израиля изучается сейчас   
при работе над проектом "Курорты Северного Кавказа". Я думаю, что весь          
мировой опыт будет учтён при разработке проекта по обеспечению безопасности в   
рамках реализации этого проекта.                                                
                                                                                
И ещё хотелось бы сказать о том, что то, что мы сегодня рассматриваем этот      
законопроект, не является для нас обсуждением какого-то бизнес-плана. Мы не     
рассматриваем его даже как способ социально-экономического развития региона,    
мы просто определяем понятия, юридические понятия, которые нам позволят         
успешно реализовывать данный проект.                                            
                                                                                
И просьба у меня - поддержать, надеюсь на поддержку депутатов.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна, присаживайтесь.              
                                                                                
Пункт 13 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в         
Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской             
Федерации", выносится на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5153 по 5170 из 6192
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и в отдельные      
законодательные акты Российской Федерации". Голосуйте, коллеги.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против           36 чел.8,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.