Заседание № 66
О проекте федерального закона № 549082-5 "О внесении изменений в статьи 391, 395 главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты земельного налога; принят в первом чтении 27 апреля 2012 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 391, 395 главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Валерий Степанович Скруг, пожалуйста. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предполагается внесение в Налоговый кодекс изменений, которыми предусматривается освобождение отдельной категории граждан от уплаты земельного налога. Земельный налог на данный момент является муниципальным налогом, а мы в последнее время особенно активно говорим о том, что федеральные органы власти не должны вмешиваться в вопросы, касающиеся региональных и местных бюджетов. Комитет считает, что принятие закона приведёт к сокращению доходов местных бюджетов, поэтому предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 00 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 549082-5 "О внесении изменений в статьи 391, 395 главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты земельного налога; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Бурыкиной, Г. В. Куликом, В. С. Тимченко, Н. С. Максимовой, Р. В. Кармазиной, А. А. Ищенко, С. И. Штогриным, а также Н. В. Пугачёвой и Е. А. Самойловым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, дальше у нас пункт 20, три альтернативных законопроекта. Порядок будет такой: мы послушаем три доклада, потом один содоклад и дальше будем принимать решение. Пункт 20.1, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 391, 395 главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса...". Доклад депутата Государственной Думы Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Указанный законопроект - один из трёх альтернативных, которые предлагаются вашему вниманию. Он вносится группой депутатов с целью восстановления реальных льгот по земельному налогу для отдельных категорий граждан. Я напомню, что в соответствии с действующим законодательством льготой по земельному налогу пользуются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, инвалиды определённых степеней ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством, в том числе "чернобыльцы", лица, подвергшиеся радиационному облучению, больные лучевой болезнью и так далее. Льгота, предусмотренная законом, предоставляется в виде уменьшения налогооблагаемой базы по земельному налогу на 10 тысяч рублей. Стоимость земли определяется по её кадастровой стоимости, и если она не превышает 10 тысяч рублей, то гражданин освобождается от уплаты земельного налога, если выше, то на разницу, естественно, начисляется и уплачивается земельный налог. Надо сказать, что на момент принятия закона, в 2006 году, кадастровая стоимость в большинстве регионов составляла не более 10 тысяч рублей за гектар, это была действительно реальная цифра, и она была заложена в основу вот этой принятой льготы по земельному налогу, но в последующие годы была проведена новая кадастровая оценка земли, и в отличие от прошедших лет, когда по всей стране действовала единая методика кадастровой оценки земли, в настоящее время право оценки передано местным органам власти. Кроме того, Минэкономразвития утвердило ещё и поправочные модуляторы, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земли может увеличиться в зависимости от наличия различных улучшающих показателей: транспортная доступность (электрички, автобус, предположим), инфраструктура (вода, газификация) и так далее. В результате кадастровая стоимость земли возросла значительно, в некоторых случаях в сто и более раз, особенно участков, которые расположены вблизи, в пригородах крупных городов, и, конечно, это резко повысило стоимость налога: от 360 рублей за 6 соток, как раньше платили, до 3-5 тысяч рублей. В Государственную Думу, к нам, как депутатам, часто обращаются ветераны, инвалиды с просьбой исправить эту ситуацию, потому что практически льгота перестала действовать. На все их обращения, которые они направляют в различные федеральные министерства и ведомства, им в ответ пишут: законом предоставлено право местным органам власти снижать земельный налог и даже обнулять его, поэтому все вопросы решайте с местными органами власти. Естественно, у них возникают проблемы: специально федеральным законом обозначена особая категория людей, которые должны пользоваться льготой, а для решения вопроса предлагается обращаться в местные органы власти. Мы считаем необходимым восстановить справедливость, и, учитывая, что льготой пользуется всё-таки относительно незначительная часть таких граждан, - а это в основном люди заслуженные (я перечисляла уже) или пострадавшие от всевозможных чрезвычайных ситуаций либо малообеспеченные, и возраст многих из них уже далеко за семьдесят лет, - мы предлагаем изменить порядок льготного налогообложения, то есть вместо сокращения налогооблагаемой базы на 10 тысяч рублей мы предлагаем освободить от уплаты земельного налога эти категории лиц, которые являются собственниками земельного участка, независимо от того, где зарегистрированы налогоплательщики. При этом есть условие, что размер земельного участка, на который предоставляется льгота, находящийся в собственности Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы, не должен превышать 0,2 гектара, а для всех остальных льготных категорий - менее чем 0,1 гектара. Уважаемые коллеги, хочу сразу сказать, что правительство дало отрицательное заключение на этот законопроект, но Комитет по бюджету и налогам считает, что действительно такая реальная льгота должна быть восстановлена для этих категорий граждан, и мы всё-таки рекомендуем Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.
Возвращаемся к повестке дня. Пункт 20.2, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Оксаны Генриховны Дмитриевой. Пожалуйста, Оксана Генриховна. Включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается законопроект, который вносился как антикризисный - он предполагает освобождение от налогообложения в части земельного налога всех тех, кто владеет участками размером до 8 соток. Поскольку он вносился как антикризисный законопроект, то предполагалось освобождение с 1 января 2009 года и распространение его действия на все правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Я сразу этот тезис излагаю, поскольку если законопроект будет принят в первом чтении, то ко второму чтению мы будем предлагать эту норму исключить и обратную силу мы будем предлагать исключить. Далее. Мы предлагаем не сделать эту норму антикризисной, а освободить от налогообложения по земельному налогу земельные участки площадью до 8 соток для тех собственников, у кого этот участок является единственным, то есть по единственному участку. Мы проанализировали структуру земельной собственности. В частной собственности граждан и их объединений на настоящий момент находится 123,8 миллиона гектаров, из них только 0,3 процента приходится на земельные участки площадью до 8 соток. Таким образом, достаточно много граждан владеет земельной собственностью, но доля земельных участков площадью до 8 соток в общем объёме земельной собственности составляет 0,3 процента, соответственно, выпадение доходов составит порядка 366-370 миллионов рублей из тех 122 миллиардов рублей, которые получают местные бюджеты от земельного налога. С точки зрения выпадения доходов для местных бюджетов эта сумма не является принципиальной, а для большого количества наименее обеспеченных граждан, которые владеют участками площадью до 8 соток, освобождение будет иметь достаточный социальный эффект. Мы предлагаем проголосовать, поддержать данный законопроект, а ко второму чтению мы уберём положение об обратной силе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 20.3, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Олега Леонидовича Михеева. Включите микрофон депутату Михееву. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится следующий законопроект. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налог на землю является местным налогом, подлежащим уплате в соответствующие бюджеты муниципальных образований. На сегодняшний день налоговые льготы по земельному налогу (освобождение от уплаты налога) распространяются на некоторые виды юридических лиц (организации, учреждения) и на физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации, в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Ранее, до 1 января 2006 года, до вступления в силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты...", вопросы уплаты земельного налога также регулировались Законом Российской Федерации от 11 сентября 1991 года "О плате за землю". В соответствии с данным законом Российской Федерации от уплаты земельного налога из числа физических лиц были освобождены инвалиды первой и второй групп, участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на автономных объектах гражданского или военного назначения, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР". Однако с 2006 года ситуация значительно изменилась: указанные налоговые льготы были отменены, и основной части граждан, имевших льготы по уплате земельного налога, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было предоставлено право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 тысяч рублей. При этом необходимо отметить, что даже при несоразмерности произведённой замены льгот из списка граждан, получивших указанное право, выпал целый ряд инвалидов первой и второй групп. Причиной этого стала редакция статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право уменьшения налоговой базы предоставляется инвалидам, имеющим третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лицам, которые имеют первую и вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности. Анализ обращений граждан к депутатам Государственной Думы свидетельствует о том, что предоставляемый вычет - 10 тысяч рублей - из налоговой базы по земельному налогу не оказывает существенного влияния на размер самого налога, что негативно сказывается на расходах наиболее социально уязвимых категорий граждан. Кроме того, для некоторых категорий граждан (это инвалиды, пенсионеры и другие) уплата земельного налога становится существенным бременем, когда приходится экономить на всём, в том числе и на собственном здоровье, для своевременной уплаты всех налоговых и коммунальных платежей. С учётом изложенного, а также в целях повышения социальной защищённости отдельных категорий граждан настоящим законопроектом предлагается на уровне федерального законодательства предоставить льготы по уплате земельного налога (освобождение от уплаты земельного налога) следующим категориям граждан: Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; инвалидам первой и второй групп, инвалидам с детства; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий; физическим лицам, которые участвовали в устранении различных катастроф (на Чернобыльской АЭС) и аварий. Также законопроектом в целях повышения уровня социальной защищённости пенсионеров предлагается предоставить пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 тысяч рублей. Принятие законопроекта благоприятно скажется на имущественном положении социально незащищённых категорий граждан и приведёт к снижению социальной напряжённости в обществе. При этом выпадающие доходы местных бюджетов могут быть компенсированы незначительными изменениями налоговых ставок по земельному налогу, устанавливаемых представительными органами муниципальных образований в пределах, определённых Налоговым кодексом Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь содоклад по всем трём законопроектам от Комитета по бюджету и налогам сделает Геннадий Васильевич Кулик. Пожалуйста. КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, комитет внимательно рассматривал все три законопроекта, и предпочтение было отдано законопроекту из пункта 20.1. Я обращаюсь к депутатам с предложением принять этот законопроект. Чем мы руководствовались, когда так голосовали, и почему отдано предпочтение именно этому законопроекту? Мы исходили, как вы уже слышали, из того, что сегодня регионам предоставлено право устанавливать льготы по земельному налогу, поэтому мы для себя приняли решение, что расширять перечень категорий граждан, которые имели право, установленное когда-то федеральным законом, на льготы по земельному налогу, а поскольку в результате последних решений это как бы стало неясно (в законе не было сказано, что для них льготы сохраняются), многие регионы пересмотрели свои позиции и не установили льготы этой категории граждан... Мы считаем, что это является нарушением законодательства, да и, по существу, несправедливо, поэтому мы приняли за основу тот законопроект, который не расширяет вот эту категорию граждан, о которой докладывала здесь моя коллега Надежда Сергеевна, я не буду это повторять. Далее. Какой принцип мы взяли за основу, чтобы уйти от того, чтобы на какую-то сумму уменьшать налогооблагаемую базу? В связи с тем что разброс кадастровой стоимости земель по регионам, а в регионах по районам, а в районах даже по садовым товариществам настолько большой, что любой, скажем так, барьер, который мы установим, в 10 тысяч, например, ничего не даст гражданам, это будет лишь очередная, если хотите, насмешка над нашими гражданами, поэтому мы приняли другое решение, которое опять-таки предусмотрено в первом законопроекте, - мы исключили площадь, которая не будет облагаться налогом: Герои и кавалеры - 20 соток, все остальные граждане - 10 соток. Вот такой принцип, а за остальное надо будет платить. И наконец, очень внимательно рассматривался, кажется, заманчивый законопроект, который представила "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Они сейчас заняты другими вопросами, но я им хочу напомнить, Оксана Генриховна, что они предлагают всех граждан, которые имеют 8 соток, и только, так сказать, в одном экземпляре, освободить от налога, то есть в основу закладывается размер землепользования, а не социальный или какой-то другой принцип. Но это, конечно, нонсенс. Вот был задан вопрос.... В Подмосковье сегодня существуют садовые товарищества, в которых все эти 8 соток застроены жильём, гостиницами и так далее, и так далее, - что, и их надо освобождать от налога? В конце концов, сегодня, будем так говорить, и уровень социальной и материальной обеспеченности пенсионеров различный, поэтому механически здесь тоже подходить нельзя. Мы посчитали, что эту часть решения должны взять на себя регионы - кого ещё они считают необходимым освободить от налогообложения. Таким образом, надеюсь, что вы чувствуете, что довольно тщательно разбирались законопроекты, все три варианта, поэтому я убедительно вас прошу поддержать законопроект, обозначенный под пунктом 20.1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Уважаемые коллеги, можно задавать вопросы каждому из докладчиков. Геннадий Васильевич, останьтесь или можете присесть на место. Есть ли желающие задать вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список, пожалуйста. Горовцов Дмитрий Евгеньевич, пожалуйста. Я прошу только говорить, кому вы задаёте вопрос. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к автору первого законопроекта, Надежде Сергеевне. Уважаемая Надежда Сергеевна, ну, понятно, что в процессе реализации данного законопроекта у местных бюджетов возникнут выпадающие доходы, скажите, пожалуйста, есть ли расчёты, связанные с объёмом этих выпадающих доходов, с разбивкой по субъектам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо за вопрос. Мы оценивали примерно, во сколько обойдётся вот эта льгота, которая будет предоставляться. Здесь цифра называлась: всего сейчас поступает в бюджеты от земельного налога 122 миллиарда рублей. На наш взгляд, эта сумма не будет превышать 0,1 процента от этой общей суммы, и можно по территориям посмотреть... Но должна сказать, что, поскольку этот налог поступает в местные бюджеты, а в разных муниципальных образованиях разное количество вот этих льготников, так скажем, скапливается, то, к сожалению, у некоторых территорий будут всё-таки значительные выпадающие доходы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Ну, с нашей точки зрения, это очень важная тема, исключительно важная, заслуживают внимания подходы, предложенные во всех трёх законопроектах, и совсем непонятно, почему Правительство Российской Федерации даёт отрицательные заключения. Если цена вопроса, ну, я так понимаю, примерно одинаковая везде - 122 миллиарда, то это не такая уж большая сумма, если говорить о компенсации. Поэтому, Геннадий Васильевич, к вам вопросы. Вообще, контакты были с правительством - были попытки убедить их и в чём, так сказать, заключается их аргументация? И сколько примерно человек - назовите хотя бы порядок - будет охватывать вот эта льгота? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Кулику. КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, я не думаю, что это какой-то большой секрет, поэтому могу сказать, что с законопроектом, который имел немножко другую редакцию, группа депутатов обратилась ещё в прошлом году в правительство и получила отрицательный ответ, который базировался только на одной посылке: сегодня это право регионов и пускай регионы решают эти вопросы. Поэтому нам стоило большого труда доказать то, что мы в своё время установили федеральным законом перечень граждан, которые имели льготу по этому налогу, а когда мы вносили поправку и отдавали это право регионам, как бы умолчали о том, что будет с этой категорией, и от них посыпалось больше всего жалоб, особенно от "чернобыльцев", ну, и от всех инвалидов, от участников военных действий и так далее, нам даже присылали платёжки, где указано, сколько надо заплатить. Поэтому я ещё раз говорю: мы сделали всё возможное для того, чтобы был принят такой закон. Я вас убедительно прошу поддержать. Необходимость его принятия мы доказывали именно тем, что мы не расширяем категорию, не расширяем перечень, но, раз в своё время было это в законе республиканском, мы обязаны и сегодня принять в отношении этих граждан закон республиканского значения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федеральный закон. Кузьминых Тамара Гавриловна, пожалуйста. КУЗЬМИНЫХ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос у меня к Максимовой. Насколько я понимаю, мы лишаем льгот по уплате земельного налога ветеранов труда и инвалидов очень многих, участников боевых действий. Скажите, пожалуйста, как народ на это всё отреагирует? И почему мы отсылаем к региональным бюджетам, если мы знаем, что регионы нищие и там не смогут ничего для людей сделать? Мы зачем это принимаем? Мы, вообще говоря, нарушаем Конституцию - мы не имеем права ухудшать положение людей! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Тамара Гавриловна, вот ровно наоборот: мы как раз восстанавливаем реальную льготу. Я уже в своём докладе говорила о том, что сегодня кадастровая стоимость земли значительно возросла по сравнению с тем, что было раньше. Если раньше человек владел землёй, которая оценивалась в 10 тысяч рублей, и он практически не уплачивал за неё налог, то сегодня стоимость этой земли возросла многократно, и у него сверх 10 тысяч получается большая сумма, которая облагается теперь налогом. А мы говорим о том, что если у Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы участок земли не превышает 20 соток, то мы с него не берём налог, какой бы кадастровая стоимость земли ни была, как бы земля оценена ни была, а по другим категориям, о которых вы говорите, это 10 соток. То есть, наоборот, мы восстанавливаем льготу, сегодня ею практически не пользуются. Что касается ветеранов труда, то да, эта льгота может быть предоставлена только местными органами власти: эта функция, эти полномочия переданы регионам и местным органам власти. На федеральном уровне по ветеранам труда, к сожалению, мы сегодня вопрос решать не можем, это вопрос полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Вопрос Надежде Сергеевне: скажите, пожалуйста, почему из категории льготников исключены, скажем, многодетные семьи и инвалиды второй и третьей группы? Неужели, чтобы не платить налог, нужно лишиться рук и ног? Это первый вопрос. И второй вопрос - Геннадию Васильевичу. Геннадий Васильевич, вы, говоря про эти 8 соток, привели в пример Москву и Подмосковье, но мы прекрасно понимаем, что в Москве, в Подмосковье, в Питере земля является предметом спекуляции и наживы. Так, может быть, тогда подумать о глубинке, исключить из перечня Москву, Московскую область, Питер, и всё, а по остальным регионам России 8 соток действительно не облагать налогом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сначала Максимова. Пожалуйста. Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Я правильно поняла вопрос: вы имеете в виду многодетные семьи, случаи, когда им предоставляется участок? Мы, когда обсуждали этот вопрос в комитете, тоже этот вопрос поднимали, и мы считаем, что, когда будем законопроект ко второму чтению готовить, наверное, этот вопрос следует дополнительно рассмотреть. Ну и конечно, подсчитать, скольким многодетным семьям предоставляются эти участки, каких они размеров. При этом надо учитывать не только обеспеченность, но и то, что мы с вами приняли недавно норму о том, что многодетная семья, получающая в бесплатное и бессрочное пользование земельный участок, не снимается с учёта на получение жилой площади. Это тоже будем иметь в виду, но вопрос этот рассматривать будем обязательно. И я хочу сказать спасибо Горовцову Дмитрию Евгеньевичу: он очень правильно задал вопрос, напомнил о том, что у медали есть две стороны. С одной стороны, да, мы поддерживаем людей, как я уже говорила, заслуженных, пострадавших, малообеспеченных, но, с другой стороны, мы не должны ущемлять и бюджеты местные, потому что доходы местных бюджетов направляются на те же цели: на благоустройство, на инфраструктуру, на капитальный ремонт дорог, жилья и так далее, на поддержку тех же малообеспеченных слоёв населения. Поэтому мы должны очень взвешенно подходить к вопросу освобождения от налога любых участков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулику Геннадию Васильевичу включите микрофон. КУЛИК Г. В. Я хочу поблагодарить коллегу за вопрос и сказать ему, что депутаты бюджетного комитета внесли в правительство - это было где-то в конце января - законопроект, которым мы предлагаем освободить семьи, имеющие пять и более собственных детей, от уплаты налога на недвижимость, включая и земельный участок, и строения, которые находятся на этом земельном участке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос-то, Геннадий Васильевич, вам задавали про то, что, может быть, исключить из законопроекта, который депутат Дмитриева предлагала, Москву и Санкт-Петербург, поскольку вы мотивировали тем, что в этих субъектах дорого стоят 8 соток. Кулику включите микрофон. КУЛИК Г. В. Все мы бываем в регионах и видим, что вокруг областных центров примерно столько же, может быть, только этажами ниже, посёлков элитных построено, в том числе и на землях, которые раньше были выделены для ведения садоводства, поэтому я считаю, что такой, так сказать, валовый подход, общий для всех, не решает никакой социальной задачи, мы не можем так работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Я ещё раз, может быть, повторю вопрос, так как Надежда Сергеевна, по-моему, не ответила на вопрос предыдущего коллеги. Вопрос следующий. На территории городов, тем более таких, как Москва, Петербург, действительно налог на 20 соток довольно-таки существенный, а в сельской местности практически неощутима поддержка категорий, допустим, ветеранов, то есть это точно разные суммы, поэтому здесь такой уравниловкой закладывается несправедливость. Не проще ли пересмотреть размеры, количество этих соток? Может быть, 20 соток - для городских территорий, а для сельской местности, может быть, и гектар, может, и больше. Я считаю, что во втором чтении можно было бы на эту... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, мы сегодня этот законопроект рассматриваем в первом чтении. Я думаю, что ко второму чтению вы можете вносить свои поправки, и мы будем предметно и профессионально их рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. Включите микрофон. ТУМАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По карточке Горячевой - Туманов. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я выступаю здесь в первый раз, и выступаю по законопроекту, который касается конкретно моей работы, проблем садоводов, огородников, дачников. Ну, вы, наверное, знаете, что я когда-то командовал газетой "Ваши шесть соток", я эти проблемы знаю очень хорошо. Я всегда подозревал, что в Государственной Думе, ну, не всегда правильно разбираются в вопросах, по которым принимаются законы, и вот сейчас, между нами говоря, я не услышал каких-то основополагающих вещей. Вот, например, говорилось о том, что земельный налог у нас определяется исходя из кадастровой стоимости земли. Хочу сказать, что кадастровая стоимость земли - это база, в Налоговом кодексе в разделе "Местные налоги" записано, что кадастровая стоимость земли умножается на ставку земельного налога, которая не превышает 0,3 процента, то есть основной регулятор - это ставка земельного налога, а не кадастровая стоимость земли. Кроме того, я хотел бы напомнить коллегам, что при советской власти для ведения садоводства выдавались исключительно земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, так было записано во всех постановлениях. Я напомню, для чего они выдавались, - для ведения личного подсобного хозяйства, то есть люди вкладывали десятилетиями свой труд, чтобы эти земли превратить в настоящие пашни. До этого на этих землях были либо торфоразработки, либо песчаные карьеры, вот мне, например, достались развалины кирпичного завода, которые теперь стали настоящим садом. И вот за такой трудовой подвиг мы хотим с людей брать налог! По-моему, это верх несправедливости, это апофеоз несправедливости, поэтому я предлагаю вернуться к тому законопроекту, где говорится, что не надо вообще облагать земельным налогом небольшие участки - меньше 8 соток, это будет вполне справедливо. Кроме того, хочу напомнить, что собираемость этого налога достаточно низкая, а собирать его очень дорого, особенно в регионах, где земельный налог, в общем-то, бывает 100-200 рублей в год, и иногда на марку и на письмо-извещение об уплате земельного налога уходит половина от суммы налога, поступившей в бюджет. Кроме того, если мы сейчас будем давать льготы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Спасибо. Если можно, семь минут, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступаете? ИЩЕНКО А. А. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, семь минут у вас. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, все три законопроекта своей целью, и это очевидно, ставят снижение налоговой нагрузки на социально необеспеченные слои населения, на те категории налогоплательщиков, которые отдали свой гражданский долг стране, рискуя зачастую своим здоровьем, а иногда и своей жизнью. Но, к сожалению, как в последнее время мы видим, государство старается больше показать видимость заботы о таких категориях жителей и не предпринимает реальных шагов. Мы с вами все стали свидетелями того, как к 60-й годовщине Великой Победы всем ветеранам пообещали предоставить жилплощадь, потом к 65-й годовщине Великой Победы опять же со всех экранов было сказано, что обеспечат всех оставшихся в живых ветеранов квартирами, и вот через несколько дней Россия будет отмечать 67-ю годовщину Победы, и опять раздаются всё те же призывы - обеспечить ветеранов реальными квартирами, но, к сожалению, воз и ныне там. То же самое касается и налога на имущество граждан. Посмотрите, о чём льгота, которая действует с 2006 года: на 10 тысяч уменьшается налоговая база, при этом ставка налога - 0,3 процента. Таким образом, льготу, которую мог получить ветеран Великой Отечественной войны, надо оценивать в 30 рублей в год, при этом ветеран, инвалид, кавалер ордена Славы должен раз в год прийти в налоговую инспекцию и подать заявление с приложением всех справок о том, что он может получать эту льготу. На сегодняшний день только проезд в налоговую инспекцию будет превышать 30 рублей, именно такая сумма предоставляется ветерану, инвалиду и другим категориям граждан, прописанным в части второй Налогового кодекса. Поэтому давайте не будем лукавить, давайте скажем, что эта льгота фактически не действовала, она больше вызывала раздражение, наверное, в обществе, и поэтому абсолютно верный посыл у всех трёх групп авторов этих законопроектов. Фракция ЛДПР также считает, что назрела необходимость предоставить реальные льготы тем категориям граждан, которые нуждаются в этих льготах. Если рассматривать все три законопроекта, которые представлены сегодня на обсуждение, то при сравнительном анализе, наверное, можно выделить как сильные, так и слабые стороны этих законопроектов. Посмотрим на законопроект, внесённый депутатами Дмитриевой, Мироновым и другими. Конечно же, здесь первым делом возникает вопрос в связи с тем, что действие льготы, которую хотят прописать авторы законопроекта, то есть предоставление возможности не уплачивать налог на землю всем гражданам, у которых есть в собственности один земельный участок площадью менее 800 квадратных метров, может распространяться и на крупных владельцев элитной недвижимости. Даже если сравнивать, как правильно уже было отмечено, стоимость земельного участка где-то в деревне, скажем, в Рязанской области или в Мурманской, предположим, явно не будет соответствовать стоимости земельного участка, расположенного в центре Москвы, недалеко от Красной площади, - этот земельный участок в принципе уже может подпадать под налог на роскошь, который мы все так активно обсуждаем и, наверное, рано или поздно к нему всё-таки вернёмся, к этому вопросу. Что касается третьего законопроекта, из пункта 20.3 нашего порядка работы, который был внесён депутатами Михеевым, Терентьевым, Беляковым, то тут есть определённые сомнения и опасения по поводу того, что, используя норму, которая прописана в этом законопроекте, указанные категории граждан смогут получить фактически неограниченную льготу и будут оформлять на себя огромные земельные участки с огромной рыночной стоимостью. Уже был такой пример с участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, когда им была предоставлена льгота по ввозу автотранспорта на территорию Российской Федерации: на некоторых таких "чернобыльцев" оказалось оформлено по несколько десятков и даже сотен автомобилей с очень большой рыночной стоимостью. Поэтому этот законопроект, к сожалению, тоже не может удовлетворять потребностям наших граждан на сегодняшний момент и потребностям государства. С точки зрения фракции ЛДПР, наиболее приспособленным для принятия в первом чтении и потом для обсуждения во втором чтении является, конечно же, законопроект, который у нас стоит под пунктом 20.5, представленный депутатами Бурыкиной, Куликом и Максимовой. Конечно же, и здесь есть определённые недочёты, но их можно исправить во втором чтении. Это касается и того, что статья 395 части второй Налогового кодекса уже содержит пункты 10 и 11, которые предлагается заменить теми пунктами, которые вносятся депутатами. Пунктами 10 и 11 предоставляются льготы организациям, принадлежащим "Сколково" и некоторым судостроительным компаниям. То есть, наверное, требует просто небольшой редакции предлагаемый законопроект. Ну, конечно же, есть вопрос по выпадающим доходам муниципалитетов, и понятно, что здесь тоже требуется какое-то вмешательство. Но в то же время этот законопроект, ещё раз подчеркну, наиболее удобный для того, чтобы нам вместе с вами поработать над ним во втором чтении. А учитывая, что через несколько дней мы празднуем 67-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, поскольку эти законопроекты предоставляют льготы именно ветеранам Великой Отечественной войны, я предлагаю от лица всей Государственной Думы сделать небольшой подарок... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я только не очень понял: вы упомянули законопроект из пункта 20.5, но такого нет, у нас есть только пункты 20.1, 20.2 и 20.3. Вы какой имели в виду? Включите микрофон. ИЩЕНКО А. А. Фракция ЛДПР будет поддерживать законопроект, представленный депутатами Бурыкиной, Куликом и Максимовой, - из пункта 20.1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, уважаемые коллеги... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Савельев Дмитрий Иванович у нас ещё остался. Поскольку тоже от фракции ЛДПР, то не более трёх минут. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Да, конечно. Ну, вот у меня три предложения. Первое - освободить всех жителей Дальнего Востока от земельного налога, о чём неоднократно говорил лидер нашей партии. Второе - всё же не облагать, конечно же, за исключением Москвы и Московской области и Питера, участки в восемь соток, если они являются единственным земельным участком, находящимся в собственности гражданина. И третье - дабы избежать, скажем так, намеренного бездействия со стороны местных властей, законодательно закрепить размер ставки земельного налога до уровня 0,05 процента для всех регионов, опять же кроме Москвы, Московской области и Питера, ну, соответственно для участков более восьми соток. Я считаю, что строительство ИЖС, индивидуальных жилых домов нужно стимулировать. Вот такой формы жилья в нашей стране явно недостаёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Андрей Викторович, хотите что-то сказать? Нет. Представитель президента, Гарри Владимирович? Нет. Авторы законопроектов хотят что-то ещё сказать? Нет. Комитет? Нет. Коллеги, я поясняю процедуру голосования. Сейчас поочерёдно будут ставиться на голосование эти законопроекты - из пунктов 20.1, 20.2 и 20.3. Поскольку они альтернативные, результаты голосования по каждому не будут показываться, пока мы все три не проголосуем, потом, после всех трёх голосований, будут показаны результаты. Это мягкое, рейтинговое голосование, поэтому каждый депутат может голосовать за каждый законопроект. Тот из них, который наберёт большее количество голосов, будет считаться принятым в том случае, если он набрал больше двухсот двадцати пяти голосов. Понятно, да? Ставится на голосование законопроект из пункта 20.1 - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 391, 395 главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование законопроект из пункта 20.2 - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование законопроект из пункта 20.3 - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 20.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 56 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Четыреста тридцать шесть голосов. Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 20.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 26 сек.) Проголосовало за 213 чел.47,3 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Двести тринадцать голосов "за". И покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 20.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 54 сек.) Проголосовало за 211 чел.46,9 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 225 чел. Не голосовало 225 чел.50,0 % Двести одиннадцать - за. Принимается в первом чтении законопроект под пунктом 20.1, "О внесении изменений в статьи 391, 395 главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации".