Заседание № 194
О проекте федерального закона № 548974-7 "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части распространения права на получение алиментов на женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части права женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов), третье чтение. Доклад Татьяны Евгеньевны Ворониной. Пожалуйста. ВОРОНИНА Т. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен нашим комитетом к рассмотрению в третьем чтении, замечаний нет, экспертизы все пройдены. Комитет просит принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления по мотивам голосования по 3-му вопросу нашей повестки. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы поддерживаем этот законопроект в третьем чтении, но я хотел бы, чтобы... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, повнимательнее! ЖИРИНОВСКИЙ В. В. ...хотел бы, чтобы лет десять спустя наши последователи подняли стенограммы наших пленарных заседаний, а потом приняли закон, которым, возможно, скорректировали бы это, потому что алиментные обязательства пугают молодёжь, и это увеличивает риски несоздания новых семей, нерождения детей и преждевременных расторжений браков. Уж если мы заранее говорим, что в 50 лет женщина может объявить себя нетрудоспособной и ты супругу будешь содержать или наоборот, то это надо иметь в виду. Ведь после войны Сталин отменил выплату алиментов со стороны мужчин, и произошёл резкий рост, просто демографический взрыв произошёл - мы за пять лет практически догнали довоенные демографические показатели. Были отменены алименты, и мужчины вступали в отношения с женщинами, не думая, что придётся потом всю жизнь платить, а это тяжело - женщина одна остаётся с ребёнком. Но когда мы разрешаем и детям брать с родителей деньги, и родителям брать с детей, и супругам, то это хорошо для того, кто оказался нетрудоспособным, его будут содержать, хотя может ускорить процесс расторжения брака, пока ещё оба здоровые, чтобы не нести ответственности. Вот начала жена ходить по поликлиникам - муж побежит расторгать брак с ней или, наоборот, муж стал хворать - она может расторгнуть, или дети как-то постараются не платить алименты, или родители не смогут взыскать с детей. Поэтому это вещь не очень хорошая. Мы поддерживаем, голосовали, но надо иметь в виду, что любые финансовые обязательства, которые мы накладываем на граждан, раздражают их и приводят... К чему приводят? Вот в Европе - пожалуйста: поздние браки, вообще безбрачие, браки, но бездетные. Почему так? Чтобы не нести никаких обязательств! А если не хватает рабочей силы - пожалуйста: африканцы, азиаты и все остальные, жители Восточной Европы, русские, миллионы которых туда приехали и вот пускай работают. А одинокий немецкий инженер, архитектор, или швейцарский адвокат, или французский врач ничего не делают, семьи нет, потому что не хотят нести обязательства. Нужно понимать, что это имеет проблемный характер, - легче всего обязать, но вместе с тем, что это может и нарушить отношения между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми и не привести к тем положительным результатам, на которые мы надеемся. И лет через 10-15 мы внесём корректировку в этот закон и снизим алиментные обязательства и супругов, и детей, и родителей. Это надо иметь в виду, и надо понимать, что есть положительный смысл у этого проекта закона, но есть и отрицательный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кувычко Анна Александровна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться - Ганзя Вера Анатольевна, фракция КПРФ. КУВЫЧКО А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать представленный законопроект. Согласно данному законопроекту вносятся изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации, она дополняется пунктом 8, в соответствии с которым право нетрудоспособных совершеннолетних лиц на алименты будет распространяться на женщин, достигших возраста 55 лет, и на мужчин, достигших возраста 60 лет. Иными словами предлагается сохранить право на алименты за теми лицами, которые в связи с изменением пенсионного законодательства будут позже приобретать право на получение пенсии, но, как мы с вами понимаем, в силу возраста и обстоятельств могут нуждаться в дополнительной помощи, поддержке со стороны близких людей. В соответствии с концепцией законопроекта за ними сохраняется право на получение алиментов по возрастному критерию вне зависимости от выхода на пенсию. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную инициативу и предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ не поддержит данный законопроект, и вот по каким основаниям. Вообще, уважаемые коллеги, появилось такое странное название группы граждан нашей страны - "предпенсионеры", появилось оно после того, как был повышен пенсионный возраст. Давайте представим себе две чаши весов, на одной чаше весов - повышение пенсионного возраста, а на другой - все те льготы, которыми это повышение пытаются, так скажем, нивелировать. То есть, чтобы каким-то образом изменить отрицательное мнение населения о повышении пенсионного возраста и приостановить протестное движение, вводятся разного рода льготы для предпенсионеров и другие нормы: это и льготы в сфере ЖКХ, и уголовная ответственность за увольнение предпенсионеров. Но вы знаете, если мы посмотрим внимательно на эти чаши весов и если мы добавим сегодняшний законопроект на одну из этих чаш, то мы получим практически то же самое, ту же самую ситуацию - принятие этого закона не добавит позитива в пенсионную реформу, наоборот, добавит резко отрицательные эмоции. Давайте посмотрим почему? Дело в том, что социальные обязательства государства, выполнение которых оно должно было обеспечить для граждан предпенсионного возраста, теперь автоматически перекладываются на плечи их родных, в том числе детей. Получается, у этого законопроекта такое двойное толкование: с одной стороны, государство нам говорит, что эти граждане трудоспособны, поэтому мы повышаем им пенсионный возраст, с другой стороны, государство признаёт, что эти граждане могут быть и нетрудоспособны, но не обеспечивает этих граждан средствами к существованию. Это вообще как понимать? Соответственно, средствами к существованию этих граждан должны обеспечивать их дети. И ещё один момент. Давайте подумаем, какой будет правоприменительная практика этого закона, прежде всего там, где сосредоточены все наши проблемы, в российской глубинке и сельской местности. Найти работу там трудно; не только родителям, но и детям найти работу в селе, конкретно в селе, иногда просто невозможно, и многие семьи, в том числе дети, ждут как манну небесную пенсию родителей, чтобы появились хоть какие-то средства к существованию. Так как пенсионный возраст повышен, то получается, что дети должны из своих скудных заработков содержать родителей, которые не способны трудиться по каким-либо причинам. Это первое. Второе. Очень недобросовестные родители, которые не занимались воспитанием детей, могут претендовать на то, чтобы дети содержали их впоследствии со своих доходов, а доходы падают пятый год подряд. Фракция КПРФ не может поддержать такой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации", 3-й вопрос, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Идёт голосование, уважаемые коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 44 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 192
О проекте федерального закона № 548974-7 "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части распространения права на получение алиментов на женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет; принят в первом чтении 22 ноября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяны Евгеньевны Ворониной. Пожалуйста. ВОРОНИНА Т. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом данный законопроект подготовлен ко второму чтению. Законопроектом предлагается распространить на граждан, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, право на алименты для нетрудоспособных совершеннолетних лиц. В комитет поступило четыре поправки к законопроекту. В таблицу поправок № 1 включено три поправки, которые рекомендуются к принятию: одной поправкой уточняется, что действие федерального закона распространяется также на бывших супругов, которые нуждаются в помощи и достигли пенсионного возраста; вторая поправка касается срока вступления федерального закона в силу - со дня его официального опубликования; третья поправка является технической - вносится изменение в наименование законопроекта. В таблице поправок № 2 одна поправка, рекомендованная к отклонению, она не относится к концепции этого законопроекта. Комитет просит рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 04 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 31 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 56 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ВОРОНИНА Т. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба поставить законопроект на рассмотрение в третьем чтении в повестку на 12 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 548974-7 "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части распространения права на получение алиментов на женщин, достигших пятидесяти пяти лет, и мужчин, достигших шестидесяти лет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 17-го вопроса. 17-й вопрос будет рассматриваться вместе с 18-м вопросом с одним докладом, я сейчас зачитаю названия законопроектов под пунктами 17 и 18, а доклад будет делать Павел Владимирович Крашенинников. 17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (о сохранении права на обязательную долю в наследстве для лиц предпенсионного возраста). 18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части права женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов). Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Семейное и наследственное право - это очень тесно связанные институты, более того, во многих юрисдикциях эти разделы находятся вместе в Гражданском кодексе. У нас до революции тоже так было, сейчас это разделено, тем не менее их объединяют в том числе вопросы, связанные с родством. И в данном случае темы очень похожие, поскольку речь идёт почти всегда о родственных отношениях лиц, которые являются нетрудоспособными. В первом проекте закона речь идёт о возможности получения обязательной доли в наследстве для лиц, которые достигли предпенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), о так называемой обязательной доле. Я напомню, что обязательная доля - это доля, причитающаяся лицу, которое стало наследником не по закону, то есть в силу родства, а в силу нетрудоспособности - таким лицам полагается не менее одной второй доли, которую они наследовали бы по закону. Проще говоря, если у человека - потенциального наследодателя из наследников есть только кто-то из родителей, допустим мама, а завещание он написал на других лиц, её не упомянул, то она всё равно будет призываться к наследованию и получит одну вторую наследственной массы, которую наследовала бы по закону. Вот я так, может быть, не юридическим языком рассказал. В данном случае мы сохраняем это право и считаем, что это справедливо. Это по первому законопроекту. Что касается второго законопроекта, поправок в Семейный кодекс, мы знаем, что у нас алиментные отношения существуют не только относительно несовершеннолетних детей - алиментные обязательства возможны и по отношению к нетрудоспособным родителям, а иногда и по отношению к другим лицам. В данном случае мы говорим о том, что в случае достижения ими предпенсионного возраста - 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно - и невозможности получения ими иных доходов, нуждаемости мы распространяем на них возможность получения алиментов. Вот что в этом законопроекте подразумевается. Уважаемые коллеги, оба законопроекта направлены на обеспечение стабильности отношений в этой сфере, мы предлагаем принять их в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Содоклад Татьяны Евгеньевны Ворониной. ВОРОНИНА Т. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На заседании Комитета по вопросам семьи, женщин и детей данный законопроект, то есть законопроект под пунктом 18, был детально изучен и рассмотрен. Павел Владимирович уже подробно остановился на нём, тем не менее я хотела бы отметить следующие моменты. Общеустановленный пенсионный возраст, как уже было сказано, в связи с проведением реформы пенсионного законодательства изменён: для мужчин - 65 лет, для женщин - 60 лет. В связи с этим предлагается дополнить статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации пунктом 8, согласно которому право нетрудоспособных совершеннолетних лиц на алименты (предусмотрены девятью статьями Семейного кодекса) распространяется в том числе на женщин, достигших возраста 55 лет, и мужчин, достигших возраста 60 лет. Иными словами, предлагается сохранить права на алименты за теми лицами, которые в связи с изменением пенсионного законодательства будут позже приобретать право на получение пенсии, однако в силу возраста могут нуждаться в дополнительной поддержке близких родственников. По мнению комитета, идея законопроекта актуальна, концептуальных замечаний по проекту не имеется. По законопроекту поступило 27 отзывов из законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 47 отзывов из исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - все отзывы положительные. Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Верховный Суд Российской Федерации, не возражая против принятия законопроекта, вносит предложение, которое может быть учтено в рамках работы над законопроектом во втором чтении. Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало замечания редакционного характера, которые также могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы по законопроектам под пунктами 17 и 18 повестки дня. Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня к Павлу Владимировичу вопрос. Важнейший законопроект, безусловно, важно сохранить такое право за гражданами предпенсионного возраста. Хотелось бы, раз обсуждаем право наследования, задать вам вопрос по другому законопроекту, тоже касающемуся права наследования. Мы 23 мая в первом чтении приняли законопроект против так называемых микродолей, против квартирного рейдерства, и тогда авторы говорили, что закон к лету уже вступит в силу, но до сих пор второго и третьего чтений нет, что-то непонятное происходит, законопроект завис, хотя очень много обращений ко многим депутатам по поводу того, почему мы не принимаем тот законопроект. Этот законопроект, насколько я знаю, был позже написан и внесён, но мы за него достаточно оперативно взялись. Какова судьба того законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. Включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. По тому законопроекту ведутся консультации, у органов исполнительной власти есть разногласия, мы сейчас над этим работаем. Я с вами абсолютно согласен, законопроект очень важный и необходимый - давайте вместе работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, очень часто на приём приходят молодые и немолодые мамы, у которых двое-трое детей, и очень часто встречающаяся в регионах проблема заключается в том, что или алименты не платит муж (он пропал или показывает, что у него нет заработка), или, когда возникают какие-то ситуации с наследованием, мама вынуждена сама оспаривать всё это в суде, зачастую против состоятельных родственников с той или иной стороны, а у мамы, безусловно, мало возможностей, когда на иждивении два-три ребёнка, размер пособия на ребёнка в регионах, вы знаете, не превышает 200 рублей. Комитет вот это рассматривал, то есть не подпадёт ли под действие закона эта категория - женщины с детьми? Им ведь и так тяжело и содержать, и бороться, а здесь на законных основаниях у них ещё часть того, что им причитается, будет забираться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Я уже два слова сказал: алиментные обязательства в 90 с лишним процентах случаев - это, конечно, обязательства в отношении несовершеннолетних. Есть небольшое количество алиментных обязательств в отношении как раз нетрудоспособных лиц, на что этот законопроект и направлен. И мы, собственно говоря, при подготовке законопроекта как раз сосредоточились именно на тех лицах, которых мы называем лицами предпенсионного возраста. Конечно, здесь помимо возраста должен учитываться второй фактор, а именно нуждаемость, и именно эти два фактора являются основанием, дают такие возможности. И тоже в абсолютном большинстве случаев не возникают алиментные договоры (мы знаем, что по новому действующему Семейному кодексу возможны алиментные договоры), почти всегда алименты в отношении нетрудоспособных устанавливаются в судебном порядке. Вот я так ответил бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, какая есть статистика по стране, когда дети выплачивают родителям алименты? Это первое. И второе, что касается уже разрыва правовой конструкции. Фраза такая: "Право нетрудоспособных совершеннолетних лиц... распространяется... на женщин, достигших пятидесятипятилетнего и мужчин - шестидесятилетнего возраста", то есть фактически нетрудоспособные приравниваются к этим возрастным категориям лиц. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. На самом деле судебная и вообще правоприменительная практика именно так и складывалась, как вы сказали. У нас трактовалось и до сих пор трактуется, что именно с этого возраста, потому что изменения в пенсионное законодательство вступают в силу только с 1 января, и все эти акты, которые действуют до 1 января, связывали именно с этим возрастом. Мы в первом законопроекте это просто закрепляем применительно к наследственным отношениям, во втором законопроекте - применительно к семейным отношениям, к алиментным отношениям относительно нетрудоспособных. Мы просто, как уже говорили, эту стабильность оставляем незыблемой, с точки зрения этих двух кодексов всё остается именно так, и, что касается тех решений Верховного Суда, тех решений правительства, мы как раз говорим, что они действуют, мы не трогаем их ни в коем случае. Но я уже сказал, что абсолютное большинство алиментных отношений - это всё-таки отношения, связанные с несовершеннолетними, и мы в данном случае эту конфигурацию никак этим законопроектом не изменяем, она такой и будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, два представленных законопроекта - это такая своеобразная пилюля, сладкая пилюля, попытка подсластить ту самую пенсионную реформу, которая до сих пор вызывает огромное количество споров, причём конструкция, которая сегодня предлагается комитетом, несовершенна. Я напомню, что возникновение особых прав, связанных с обязательной долей в наследстве, точно так же, как и возможность получать алименты, было связано исключительно с одним - это нетрудоспособный совершеннолетний, в данном случае родитель. Верховный Суд дал соответствующее разъяснение, что такое "нетрудоспособный совершеннолетний". По поводу нуждаемости там в принципе всё очень скользко написано, но суд однозначно сказал, что нетрудоспособный совершеннолетний - это либо инвалид первой, второй или третьей группы, либо лицо, достигшее пенсионного возраста. А у нас сейчас получается, что, с одной стороны, женщина может теперь работать спокойно с 55 до 60 лет, она трудоспособна, мужчина может работать с 60 до 65 лет, он точно так же трудоспособен, но, с другой стороны, в рамках конструкции, которую комитет пытается встроить и в Гражданский кодекс, и в Семейный кодекс, они приравниваются к нетрудоспособным. Так нам надо сегодня определиться всё-таки: либо эти люди трудоспособны, либо нетрудоспособны, ведь соответствующие изменения в пенсионное законодательство, с одной стороны, дают им право и работать на атомных станциях, и водить общественный транспорт, и отвечать за жизни других людей - и это было сделано в этом зале, я напомню, - а с другой стороны, обязывают их детей выплачивать алименты, например женщинам по достижении ими 55 лет. И не станет ли это дополнительным элементом, чтобы самих детей заставить содержать своих родителей? А я напомню, что несколько миллионов человек окажутся в таких условиях, когда они с трудом смогут найти работу (если смогут) и сами окажутся нуждающимися, о чём говорил Павел Владимирович. И безусловно, тогда о чём-то говорить будет очень сложно. Фактически это дополнительная возможность переложить часть обязательств на детей. Сохранять правовое регулирование и его стабильность, безусловно, надо, но, я ещё раз говорю, правовой смысл конструкции в результате этих изменений разрывается. Безусловно, мы поддержим данные изменения, но это немножко попахивает всё-таки таким политическим лицемерием: пенсионный возраст повысили, однако прежние права оставили для лиц предпенсионного возраста, изобретя вот эту дополнительную категорию, которая неизвестно как дальше себя поведёт. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Оба законопроекта направлены на поддержку нетрудоспособных лиц. В связи с первым законопроектом можно говорить об обеспечении права нетрудоспособных лиц, достигших предпенсионного возраста, на обязательную долю в наследстве. Во втором законопроекте предлагается сохранить право на алименты для тех лиц, которые в связи с изменением пенсионного законодательства будут позже приобретать право на получение пенсии, однако в силу возраста могут нуждаться в дополнительной поддержке близких родственников. Что касается термина "нетрудоспособные лица", докладчик, Павел Владимирович, подчеркнул, что при толковании данного термина исходят из судебной практики. Обращаю внимание на постановление Пленума Верховного Суда 2012 года, в котором указано, что при определении наследственных прав в соответствии со статьёй 1149 Гражданского кодекса к нетрудоспособным относят граждан, достигших возраста, дающего права на установление трудовой пенсии по старости, вне зависимости от назначения им пенсии по старости. В связи с изменением пенсионного законодательства и поэтапным увеличением пенсионного возраста возникает необходимость поддержать данную категорию лиц - женщин с 55 лет и мужчин с 60 лет. Из сказанного, а также из выступлений докладчиков абсолютно очевидно, что данные изменения призваны обеспечить те категории лиц, которые нуждаются в особой защите в силу возраста и состояния здоровья. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за принятие обоих законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выступления прозвучали. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Павел Владимирович для заключительного выступления слово не просит. Татьяна Евгеньевна? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", 17-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 22 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации", 18-й вопрос. Кто за? Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 59 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Законопроект под пунктом 18 в первом чтении принят единогласно.