Заседание № 154
О проекте федерального закона № 548878-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (по вопросу об обеспечении судей жилыми помещениями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. Павел Владимирович просит сделать доклад сразу по 4-му и 5-му вопросам. Нет возражений, коллеги? Нет. Тогда я 5-й вопрос зачитаю. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Оба законопроекта внёс Президент Российской Федерации. В обоих законопроектах говорится об обеспечении жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в законопроекте под пунктом 4 также решается вопрос о порядке наделения полномочиями председателя Верховного Суда, его заместителей, судей Верховного Суда - всё это в этом законопроекте, кроме того, здесь дополнительно уточняются полномочия квалификационных коллегий, занимающихся вопросами дисциплинарной ответственности. Уважаемые коллеги, оба законопроекта прошли правовую и лингвистическую экспертизы. Мы предлагаем их поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, будут ли по законопроекту под пунктом 4 желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставлю на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы", 4-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 01 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Федеральный конституционный закон одобрен единогласно. Теперь проведём запись на выступления по мотивам голосования по законопроекту под пунктом 5. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Грибов Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, эта тема волнует очень многих, и сегодня, после доработки законопроекта и серьёзных дискуссий в рамках рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, она звучит и играет яркими красками. Что могу сказать? С 1992 года стоит этот вопрос, с 1992 года система обеспечения судей жилыми помещениями претерпевает изменения. Вначале этот вопрос был передан целиком на местный уровень, решение данной проблемы было переложено на плечи местных бюджетов, потом им была дана возможность получать компенсацию из федерального бюджета, но, так или иначе, этот вопрос решался на местах. Потом, в 2004 году, полномочия были переданы Правительству Российской Федерации, а в законе был прописан общий механизм, но через четыре года он был признан Конституционным Судом не соответствующим Конституции в полной мере. И вот сегодня мы говорим о том, что инициированная президентом судебная реформа, которую нужно рассматривать именно как судебную реформу, ставит точку в этом вопросе. Защита конституционных прав начинается с судоустройства и с судопроизводства, с системы, что называется, с самого фундамента, и с этой точки зрения вопрос об обеспечении судей жильём, конечно, важен, он должен рассматриваться как один из законодательных актов, одно из правовых решений, которые должны обеспечивать независимость их деятельности. Законопроекты качественно проработаны, учтены все детали, есть все условия, по которым судьям предоставляется жильё, по которым они признаются нуждающимися. Ещё раз повторю: комплексность поправок, которые инициировал президент, говорит о том, что этот вопрос наконец будет решён и наконец, спустя десять лет, постановление Конституционного Суда будет исполнено. Что ещё важно сказать? Наверное, это затронут коллеги в своих выступлениях: так или иначе в отдельных законодательных актах этот порядок уже определён. Правительство говорит, что не потребуются денежные средства, и это всегда можно проверить (я помню, что при рассмотрении в первом чтении звучали тезисы и доводы на этот счёт). Сегодня мы попросту законодательно оформляем существующий порядок, принимая данные законопроекты в третьем чтении. Коллеги, считаем инициативы проработанными. Законопроектов по реформе судебной системы более тридцати, и этот - один из важных, тех, которые должны навести порядок. Мы поддержим данные президентские поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит этот законопроект. Тем не менее у нас остаются замечания к определению как оснований признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, так и оснований непризнания судей таковыми. Я очень хотела бы, чтобы вы внимательно отнеслись к поправкам, которые мы внесли, и, думаю, в будущем мы все эти моменты устраним в интересах судей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Необходимо обеспечивать жильём категории граждан Российской Федерации, которые выполняют особые, важные функции, и я с радостью хочу подчеркнуть этот момент, потому что в будущем, когда я буду выступать и говорить о ветеранах боевых действий, наверное, никто в зале не сможет нас упрекнуть в том, что есть какие-то особые категории, указав, что все равны. Перед законом действительно все равны, а теперь, получается, есть люди, которые заслуживают к себе особого отношения. Если государство принимает решение выделить денежные средства на обеспечение жильём нуждающихся, вне зависимости от уровня их заработной платы, то такой закон, конечно, нужно принимать. Но, пользуясь случаем, я хотел бы рассказать вам историю ветерана боевых действий Романа Валерьевича Морозова, который, зачитываю из его военного билета, "принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе воинской части" такой-то "в период с 9 сентября 1995 года по 14 июня 1996 года; находился в плену с 23 октября 1995 года по 14 июня 1996 года". Девять месяцев находился в плену ветеран боевых действий, который решением суда от 2006 года был поставлен на очередь на получение жилья. Администрация Луховицкого района обращается в суд с заявлением о снятии его с этой очереди. Затем обращается в суд, чтобы снова поставить его на очередь. Занимаемся перепиской, суды принимают решение в его пользу. Пишем депутатские запросы в Генеральную прокуратуру, в Министерство финансов. Мои уважаемые коллеги, даже из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", три депутата - не буду называть их фамилии, настолько это известные и весомые фигуры, - тоже пишут депутатские запросы. Им тоже отказывают - и объясняют им... Заместитель председателя правительства Московской области на мой депутатский запрос ответил, что у них помимо Морозова... Кроме того, Морозов Роман Валерьевич включён в сводный список по Московской области отдельных категорий граждан - ветеранов, инвалидов и их семей, - нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета, и речь идёт о том, что ещё 79 ветеранов боевых действий и инвалидов боевых действий только в Московской области стоят на очереди на получение жилья. В проекте бюджета на 2019 год, который мы будем принимать, необходимо около 200 миллиардов рублей сотрудникам МВД на обеспечение жильём и получение субсидий, около 150 миллиардов рублей - по Министерству обороны. Уважаемые коллеги, мы, несомненно, за этот закон. Но когда ветеран боевых действий, который почти год провёл в плену, более 18 лет пытается добиться жилья, а в бюджете нет средств... Давайте пойдём по логическому пути: давайте предоставлять жильё всем, кому оно положено, и после принятия этого закона давайте сначала обеспечим тех, кто уже стоит на очереди, а потом пойдём дальше. Но я думаю, с судьями никто ссориться не будет: их будут обеспечивать жильём во внеочередном порядке и будут находить средства для этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я хотел бы возразить тем, кто говорит, что нормы носят технический характер, что они уже существуют и что нет тут никаких новых обязательств. На самом деле законопроекты предоставляют судьям целый ряд существенных преимуществ по сравнению с обычными гражданами, вносят в существующие правила обеспечения судей жильём целый ряд принципиально новых положений. Прежде всего, о доводах наших оппонентов, что якобы нормы предоставления судьям жилых помещений уже существуют в различных нормативных актах и их надо только перенести в закон. В настоящее время судьи, которые нуждаются в улучшении жилья, могут рассчитывать на отдельную квартиру только из специализированного фонда, не получая её в собственность, в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы на 2013-2020 годы". О порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий. Законопроект предполагает, что это те семьи судей, в которых на человека приходится менее 15 квадратных метров, - ранее такой нормы не существовало. Сейчас нуждающимися признаются судьи, члены семей которых обеспечены площадью жилого помещения на человека менее учётной нормы, в соответствии с Жилищным кодексом учётная норма устанавливается органами местного самоуправления, в зависимости от региона её размер колеблется от 6 до 12 метров, в отдельных регионах это 15 метров. Далее. Законопроект предполагает выделение судье жилья общей площадью 33 квадратных метра на одного человека плюс 20 метров дополнительной площади. Но это не всё, ибо есть ещё то, что выделяется по решению Председателя Верховного Суда его заместителям и членам Верховного Суда. Пределы этих полномочий Председателя Верховного Суда не установлены. Я обращаю внимание на то, что в первом чтении этой важной нормы, связанной с полномочиями председателя, не было: её вводят в будущий закон через поправки, лишая тем самым депутатов возможности её обсудить. О служебном жилье по месту работы. Ни одно ведомство не предусматривает для своих сотрудников такого права, а судья может иметь две квартиры: одну там, где раньше работал и приобрёл в собственность, вторую - по месту службы. Законопроект предусматривает для судьи со стажем не менее десяти лет право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вместо получения готового жилья. Сейчас у судей нет права на такую специальную субсидию. И наконец, законопроект предлагает выделять жильё не только действующим судьям, но и судьям в отставке, которые проработали десять лет, и судьям, ушедшим в отставку по состоянию здоровья, независимо от срока работы. Призываю не поддерживать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 39 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 35 чел.7,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 148
О проекте федерального закона № 548878-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (по вопросу об обеспечении судей жилыми помещениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели блок законопроектов третьего чтения, переходим к законопроектам, рассматриваемым в первом чтении. У нас три законопроекта под пунктами 12, 13 и 14, это законопроекты, внесённые Президентом Российской Федерации, законодательные инициативы президента. По этим трём законопроектам будет сделан один доклад полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировичем Минхом. 12-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". 14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ещё раз подчёркиваю: доклад полномочного представителя президента в Государственной Думе по всем трём вопросам. Слово предоставляется Гарри Владимировичу Минху. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Пакет, состоящий из трёх законопроектов, вносится по трём причинам: вносятся изменения в ряд федеральных конституционных законов, что предполагает наличие отдельного проекта федерального конституционного закона; вносятся изменения в ряд обычных федеральных законов; плюс депутатами было принято решение, что все изменения, касающиеся налогового законодательства, тоже вносятся отдельным законопроектом. Это причины того, что рассматривается три вопроса, внесены три законопроекта. С содержательной точки зрения в новеллах делается небольшая корректировка порядка обеспечения судей жилыми помещениями (подчеркну: именно порядка), уточняется порядок наделения полномочиями судей Верховного Суда и судей иных судов, уточняется процедура и уточняется характеристика того, что Верховный Суд Российской Федерации теперь не является исключительно высшим судебным звеном применительно к судам общей юрисдикции. Вы знаете, что теперь в полномочия Верховного Суда включены и полномочия, которые ранее принадлежали Высшему Арбитражному Суду. Вот, если говорить кратко, суть тех новелл, которые содержатся в этом блоке законопроектов. Повторюсь, право судей на обеспечение жилым помещением в случае признания их нуждающимися за счёт средств федерального бюджета уже сейчас существует, соответствующий льготный налоговый режим в отношении действующего порядка тоже используется. Сейчас вводятся новеллы, которые определяют, что судьи могут либо получить единую социальную выплату для приобретения жилья в собственность, либо получить жилое помещение в натуре, либо, если судьи переезжают в иное место работы, они будут обеспечиваться жилым служебным помещением, если такого не будет, будут компенсироваться расходы на то, чтобы снять жильё за свой счёт. То есть, повторюсь, будет производиться компенсация этих расходов для тех судей, которые переехали к новому месту работы, в иной населённый пункт. Определяется порядок, определяются критерии, определяются нормы. Эти нормы также не являются какими-то новеллами, аналогичный порядок, аналогичные требования устанавливаются, например, применительно к работникам прокуратуры, очень похожий порядок также используется в отношении государственных служащих. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать эти новеллы, эти инициативы президента и проголосовать по всем трём законопроектам, поддержать наши предложения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Павла Владимировича Крашенинникова по двум законопроектам, по 12-му и 13-му вопросам. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом под пунктом 12 - Гарри Владимирович об этом уже сказал, я просто хочу обратить внимание - уточняется порядок наделения полномочиями руководства судов разного уровня. Дальше вопрос, который связан с тем, что из полномочий председателей судов субъектов Федерации исключается полномочие обращаться в квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности - напомню, что мы законом от 29 июля 2018 года передали эти полномочия - через органы судейского сообщества. Ну и также, конечно, речь идёт о том, что законопроектом Верховный Суд наделяется полномочиями по установлению признания судей Верховного Суда нуждающимися в жилых помещениях. Законопроекты под пунктами 12 и 13 пересекаются с точки зрения решения вопроса о предоставлении жилья, здесь говорится о порядке предоставления судьям единой социальной выплаты или жилого помещения. Были вопросы о том, соответствует ли это Жилищному кодексу, - конечно, соответствует. В 12-й статье кодекса прямо говорится об определении порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации для отдельных категорий, который устанавливается федеральным законом. Собственно говоря, это здесь и предлагается. В законопроекте под пунктом 13 говорится как раз об общих критериях предоставления, обоснования и признания судей нуждающимися в жилых помещениях, указаны правила определения нуждаемости, нормы предоставления и соответствующие правила предоставления. Хочу сказать, что в целом мы, безусловно, поддерживаем и концепцию, и тексты этих законопроектов. Конечно, с точки зрения наличия некоторых проблем, наверное, можно сделать уточнения. Например, говорится о том, что нуждающимися в улучшении жилищных условий не могут быть признаны лица, которые занимают жильё по социальному найму или являются собственниками, - здесь пропущены члены ЖСК. Мне кажется, что ко второму чтению здесь надо сделать небольшую корректировку. Также очень много вопросов задаётся по поводу апартаментов, которые находятся в собственности тех или иных граждан, это общая история, которая касается не только данного закона, - мне кажется, это как раз проблема региональных властей, которые вполне могли бы в ряде случаев такие помещения признавать жилыми. Уважаемые коллеги, мы считаем, что эти два законопроекта подготовлены достаточно тщательно, и предлагаем поддержать законопроекты под пунктами 12 и 13 в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Содоклад Андрея Михайловича Макарова по 14-му вопросу. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле законопроект носит в значительной степени технический характер, тем не менее он очень важен, потому что приводит норму Налогового кодекса - я подчёркиваю: действующую норму Налогового кодекса - в соответствие с изменениями, которые вносятся в базовый закон, то есть в этом плане он исключит возможность любого двоякого толкования. Поскольку некоторые вопросы в комитете обсуждались очень бурно, есть ровно две фразы, которые мне хотелось бы произнести. Первая: финансово-экономическое обоснование данного законопроекта составлено абсолютно корректно, никаких дополнительных обязательств никаких уровней бюджета данный закон не образует. И вторая: никаких новых льгот, не установленных сегодня действующим законодательством, законопроект также не содержит. Это абсолютно корректное изложение Налогового кодекса в связи с принятыми изменениями базовых законов. Комитет предлагает поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы по всем трём законопроектам? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Гарри Владимирович, я, конечно, очень редко, можно сказать, никогда не встречал такого заключения Правительства Российской Федерации, как заключение по вот этому проекту, где написано: "Законопроектом предлагается установить порядок предоставления жилых помещений и единовременной субсидии на приобретение жилого помещения судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета". Я не могу понять, это что, издевательство, что ли? С каких это пор правительство даёт заключение на основании финансово-экономического обоснования к законопроекту? У нас 27 тысяч судей, и, если все они получат в собственность после десяти лет владения служебные помещения, нужно будет ещё 27 тысяч единиц жилья приобретать, а написано, что никаких денег не понадобится. Тем более сейчас пенсионная реформа, денег нет, а тут такие затраты... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит, коллеги? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, я не готов комментировать ваши оценки в отношении заключений правительства. Что касается сути вопроса, а не формы (немножко своеобразной), суть сводится к тому, что я могу процитировать, видимо, уже классика - Андрея Михайловича Макарова, - но, если говорить серьёзно, повторю: в настоящее время в соответствии с действующими нормами законодательства судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета. Мы сейчас повторяем ровно ту же конструкцию, просто - я об этом говорил в своём докладе и повторю ещё раз - мы чётко разделяем: есть единовременная социальная выплата, которая, повторю, сейчас предусмотрена, например, для работников прокуратуры, и единовременная субсидия, которая предусмотрена для госслужащих. И ровно те объёмы финансовых ресурсов, которые сейчас предусмотрены, будут направляться на эти цели, законопроектом просто уточняется наименование этих выплат и порядок их предоставления. Это всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Гарри Владимирович, уточните, пожалуйста, как в случае принятия закона будет действовать положение об ограничении, установленном для председателей судов по поводу назначения на должность не более двух раз подряд. С какого момента и на кого это будет распространяться - на тех, кто уже находится какое-то количество сроков в должности? Как это трактовать, поясните, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Иванович, в этом отношении мы никаких новелл не вводим. Та новелла, о которой вы говорите... Я сейчас точную дату принятия этого закона просто не назову, это было уже сделано в весеннюю сессию текущего года, и все вопросы, о которых вы говорите, были решены тем законом. Поэтому здесь мы ничего нового не вносим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто-то хотел бы выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Коллеги, с учётом того что у нас есть ещё проект постановления Государственной Думы "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 9 по 25 октября 2018 года" и два проекта поручений Государственной Думы, необходимо посоветоваться, чтобы сразу определить наш график работы. Не будете возражать, если мы с вами рассмотрим те законопроекты, которые сейчас обсуждаются, в соответствии с Регламентом мы обязаны это сделать, а также рассмотрим 38-й вопрос, проект постановления "О календаре рассмотрения вопросов...", проекты поручений Государственной Думы, а дальше подведём черту и закончим работу? Поддерживаете. Спасибо. Покажите, пожалуйста, список записавшихся на выступления. Грибов Александр Сергеевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. По ведению запишитесь, пожалуйста. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я позволю себе забежать немного вперёд: Сергей Владимирович в своём вопросе обозначил позицию, которую, скорее всего, будет потом отстаивать, выступая после меня. Я подчеркну: согласен со всем, что сказали предыдущие выступавшие насчёт того, что данные законопроекты при всей своей значимости на самом деле носят технический характер, но, если посмотреть более глубоко, все они направлены на то, чтобы обеспечить независимость судейского корпуса. Что касается истории вопроса. Вопрос, связанный с порядком обеспечения судейского корпуса жилыми помещениями, стоит достаточно давно - в 2007 году вниманию Государственной Думы был представлен законопроект, который подготовили в правительстве, где на самом деле были прописаны практически все те же самые правила, нормы и правовые основания предоставления жилых помещений. Единственным отличием было то, что срок, в течение которого судья должен был занимать свой пост для обретения права на получение жилья, составлял пять лет, сейчас же мы говорим о десятилетнем сроке. Кроме того, в 2005 году из Закона "О статусе судей..." пропали правовые основания для предоставления жилья судьям, этот момент до сих пор не урегулирован, на что и указал в своём постановлении Конституционный Суд в 2008 году, практически прямо прописав, что не совсем правильно и не совсем корректно, когда судейский корпус в вопросе обеспечения жильём зависит от органов власти. Эта тема поднималась неоднократно экспертным сообществом, судейским сообществом. Можно только посмотреть на постановления съездов судей, которые регулярно, год за годом, указывали правительству и указывали законодателю, то есть в настоящий момент нам с вами, на то, что этот вопрос необходимо урегулировать. С этой трибуны не звучала статистика, какое количество судей при принятии данного законодательного пакета будут признаны нуждающимися. Я нашёл только данные на 2016 год, в соответствии с которыми это 2248 судей. Может быть, количество изменилось, но масштаб примерно понятен. Ещё раз повторю то, что сказал Гарри Владимирович: сегодня уже действуют в той или иной степени закреплённые в разных нормативных правовых актах условия и правовые основания для обеспечения судей жилыми помещениями. А можно попросить сразу добавить немного времени? Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте, пожалуйста, время. ГРИБОВ А. С. Спасибо. Коллеги, напомню, судебная реформа, которую инициировал президент, включает более 30 законопроектов, большая часть из них как раз находится в комитете по госстроительству, и когда мы разгребали законодательные завалы, то как раз вернулись к тому самому правительственному законопроекту. После проведения множества консультаций с администрацией президента, которая в том числе готовила обсуждаемые сегодня законодательные изменения, мы поняли, что подход, который определил президент, намного более комплексный: он включает в себя все основания обеспечения независимости судейского корпуса, с одной стороны, а с другой стороны, как раз направлен на повышение открытости, прозрачности, понятности для людей вхождения в судебный процесс и участия в нём. С чего начинается защита и гарантия прав граждан (конституционных прав, специально подчеркну)? Не с момента вхождения в судебный процесс, а с понимания того, как устроено и организовано у нас судоустройство и судопроизводство. Поэтому то, что сегодня мы возвращаемся к этому вопросу, с одной стороны, действительно техническому с точки зрения законодательного закрепления, а с другой стороны, важному с точки зрения человеческого фактора и взаимодействия человека и суда, я думаю, это принципиально важно. Дополню, что тема получила поддержку экспертного сообщества. Для тех, кто интересуется, скажу, что есть большой доклад Центра стратегических разработок по поводу судоустройства и судопроизводства на современном этапе, в котором как раз многие законодательные предложения были отражены. Это говорит о том, что тема обсуждалась не только в экспертном, узком судебном кругу, к ней были привлечены и люди, которые профессионально занимаются экспертными исследованиями данного вопроса. Коллеги, ну а если совсем по-простому говорить, ведь вы же прекрасно это понимаете, и много таких ситуаций было отражено и в анекдотах, и в кинематографе - когда какой-нибудь чиновник звонит и говорит: реши вопрос с судьёй, мы ему квартиру дали. Коллеги, ну это не совсем правильно, а если прямо говорить - это совсем неправильно. И я думаю, что если сегодня суды сами будут определять по чётким, понятным, в законе прописанным критериям, как обеспечивать жильём судейский корпус, то с точки зрения закона и подхода это будет совершенно верно. Мы будем голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Подготовиться Синельщикову Юрию Петровичу. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, если есть желание послушать - слушайте. Значит, вот пояснительная записка (кто не читал): "Конституция Российской Федерации устанавливает основы статуса судей как носителей судебной власти, закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривает их надлежащее материальное обеспечение, одним из элементов которого является обеспечение судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета". Пока я буду выступать, может быть, кто-нибудь найдёт в Конституции эту статью, в которой прямо сказано, что правосудие у нас зависит от количества квадратных метров у судьи? Сейчас говорят, мол, это всё для того, чтобы судьи судили правильно, честно и непредвзято, - может быть, тогда дальше пойдём, коллеги? А автомобиль им не нужен? А вдруг судья без автомобиля не успеет на судебное заседание приехать? Надо ему в собственность автомобиль передать. А может быть, ему кто-то дверь не так открыл, может быть, ему и лакея приставить, уважаемые коллеги, а? И потом, говорят, что, дескать, это всё предусмотрено. Я, конечно, могу и ошибаться, коллеги, но предоставление служебного жилья и передача жилья в собственность - это, как говорится, две большие разницы. Да, мы согласны: если судья приехал на работу, он не должен жить на вокзале, ему должно быть предоставлено служебное жильё. Но в законопроекте предусматривается - если я его правильно понял, - что служебное жильё может быть передано в собственность судье, если он десять лет отработал, и он может выкупить это служебное жильё, заплатив разницу, даже если он не нуждается в дополнительных квадратных метрах. В этом же законопроекте, уважаемые коллеги, предусматривается, что те судьи, которые уже перестали исполнять обязанности судей, но ранее стояли на учёте, точно так же имеют право претендовать на улучшение жилищных условий. Не получится ли у нас так, что потом появятся вот такие председатели отдельных фондов, у которых семикомнатная квартира неизвестной стоимости (пресса до сих пор выясняет)? И заметьте, как это будет определяться: для судей Верховного Суда будет Верховный Суд определять, а для остальных - Судебный департамент. А это не скажется, уважаемые коллеги, на правосудности и на правильности принятия решений? И вообще, разве можно так ставить вопрос, мол, вот давайте мы им всё дадим, тогда они честно будут судить, а иначе судья будет зависеть от органа местного самоуправления, который ему эту квартирку подогнал (извините за такое слово)? На этом же основании можно сделать совершенно другой вывод: а не станет ли судья более рьяно выступать на стороне государственного обвинения только потому, что ему государственная власть дала квартиру, машину и всё остальное, обеспечила ему безбедную жизнь до старости, несменяемость, неприкосновенность и так далее? Вот такие вопросы, уважаемые коллеги, как говорится, с кондачка не решаются, поэтому я рекомендую этот вопрос разобрать очень внимательно, до третьего чтения ещё успеем определиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. От фракции КПРФ. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, нормы этого законопроекта носят, конечно же, не технический характер, президент не подписывает нормы технического характера в своих инициативах. Проект улучшает сложившийся порядок обеспечения судей жильём и прежде всего существенно изменяет порядок признания судей нуждающимися в жилье. После введения этого порядка какое-то количество судей - но какое, никто не знает, нам в пояснительной записке и в докладах об этом ничего не сказали - придёт, вновь встанет, так сказать, на внутреннюю, судейскую очередь, и они, конечно, в ближайшее время получат жильё, в определённое время получат жильё, то есть финансирование резко возрастёт, ну по крайней мере существенно возрастёт. Но при этом интересно отметить, что согласно заключению правительства вроде бы как не потребуется дополнительно никаких ассигнований, - я полагаю, все понимают, что такого быть не может. Когда эти проекты у нас во фракции обсуждались, то возникли вопросы: насколько увеличилось финансирование судов за последние годы, как при этом улучшилось правосудие и достойны ли, вообще, судьи того, чтобы граждане из собственного кармана так высоко оплачивали их работу? Я проанализировал данные за последние 15 лет, и анализ показал, что финансирование судов за этот период возросло аж в 16 раз! Мы постоянно слышим рассуждения о том, что повышение расходов на суд обеспечит его независимость и позволит преодолеть коррупцию в суде, но получается, увы, наоборот: рост затрат из бюджета на судей повлиял исключительно на их послушность, они оказались намертво привязаны к власти и не хотят терять доходы из-за каких-то там эфемерных требований закона и справедливости. Кроме того, увеличение зарплаты и материального обеспечения чиновников обычно ведёт к росту их коррупционных аппетитов. О том, что наша судебная система находится в удручающем положении, сейчас не говорит, пожалуй, только ленивый. Речь об этом в последние полтора десятилетия идёт не только на бытовом уровне и в СМИ, соответствующие заявления делают следователи, прокуроры, министры и даже президенты - Дмитрий Медведев и Владимир Путин. В качестве примера приведу слова президента, Владимира Владимировича, сказанные им на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (это в печати приводилось). В руки президента тогда попало постановление суда Липецкой области, которое касалось конфликта между двумя предпринимателями и заместителем председателя арбитражного суда. Я цитирую президента: "...совершил преступление путём написания заявления в Липецкую областную прокуратуру. У меня от таких вещей, когда смотрю, просто волосы оставшиеся на голове дыбом встают. Что это такое? Совсем с ума сошли, что ли? Просто удивительно". (Конец цитаты.) При этом судейское сообщество - это закрытая система, где с ответственностью всё весьма проблематично, и это сказал не кто иной, как президент Медведев, цитирую его: "Кого проще поймать за руку - милиционера или судью? Конечно, милиционера, следователя, прокурора, государственного гражданского служащего. Судью пойдите, поймайте! Корпоративная закрытость полная". (Конец цитаты.) Поэтому у нас мало кто даже слышал о том, что в Уголовном кодексе существует статья 305, согласно которой наказание за вынесение заведомо неправосудного решения может повлечь лишение свободы на срок до четырёх лет, а если такое решение повлекло тяжкие последствия или привело к лишению свободы заведомо невиновного, то на срок от трёх до десяти лет. Это мёртвая статья, она внесена в кодекс для успокоения общества. В прошлом году в России был один такой приговор, по части первой упомянутой статьи: мировой судья из города Иваново осуждён к штрафу в размере 150 тысяч рублей. Учёные-юристы приводят косвенный признак зависимости российских судей от руководства страны: за 25 лет существования современной судебной системы не было ни одного дела, по которому суд принял бы решение, категорически не устраивающее верховную власть. Перефразируя известное высказывание доктора права Александра Верещагина (оно уж слишком резкое, я его здесь приводить не буду) о том, что нужный для власти результат судьи дают в одном случае из тысячи, вынужден отметить, что даже такая статистика позволяет говорить о несостоятельности всей судебной системы. Пути решения проблемы: во-первых, введение выборности судей (сейчас они назначаются исполнительной властью); во-вторых, отход от существующего принципа подбора судей из "своих". На сегодня около 70 процентов судей - это женщины, выходцы из аппарата суда, которые приучены к соблюдению судейских традиций и к послушанию. Суд должен комплектоваться из адвокатов, прокуроров и юристов, которые работают на предприятии, и, в конце концов, из учёных и других. С учётом сказанного фракция решила не торопиться с предоставлением жилищных льгот судьям. Этот закон несвоевременен в условиях экономического кризиса, дальнейшего обнищания бедных и массового недовольства народа пенсионной реформой. Предлагаем не принимать этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Коллеги, выступить с заключительным словом имеет право докладчик. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я отталкиваюсь от тезиса, который высказал Сергей Владимирович Иванов: надеюсь, что всё-таки коллеги, выступавшие, в частности, от фракций КПРФ и ЛДПР, ознакомятся с текстами данных законопроектов, а также ознакомятся с текстами действующих законодательных и подзаконных актов, в частности актов правительства, в которых и критерии нуждаемости, и всё остальное уже закреплено. Поэтому вопрос только в том, как коллега Грибов сказал, чтобы эти решения вынести на уровень законодателя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Павел Владимирович Крашенинников, по 12-му и 13-му вопросам заключительное слово. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну вот я тоже хочу добавить, что как раз отсутствие законодательного регулирования порождало огромное количество проблем, в том числе предоставление жилья региональными властями. К чему это приводило, мы знаем, принцип независимости, безусловно, нарушался. Кроме того, было постановление Конституционного Суда по данному вопросу от 31 января 2008 года. Что касается денег, откуда это всё берётся. У нас уже действует программа "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", всё это уже давно предусмотрено, нам осталось только урегулировать соответствующие правила, что мы сейчас и делаем. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово по 14-му вопросу. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы просто ещё раз всё-таки повторить: закон не несёт в себе никаких новых, не установленных законом обязательств, и поэтому, когда в финансово-экономическом обосновании указывается, что никаких дополнительных расходов бюджета не потребуется, это абсолютно корректная формулировка. Закон не даёт никаких новых дополнительных льгот, и поэтому говорить о том, что здесь что-то для кого-то порождает как минимум некорректно. Но, честно говоря, сейчас... Простите, я, наверное, забуду о том, что я председатель комитета по бюджету, и вспомню своё адвокатское прошлое. Так же как и Гарри Владимирович, я попробую оттолкнуться от выступления одного из докладчиков, который произнёс: "А не будет ли у судьи обвинительного уклона, не будет ли он принимать решение, которое хочет прокурор, если государство даёт ему квартиру?" Я искренне верю, что время, когда квартиру, "бабки" судьи получали от братков, уже прошло. Или, может быть, я неправильно понял депутата, который это сказал, и он имел в виду какие-то другие механизмы финансирования судей? Но во всём мире независимость суда обеспечивает именно государство. И мы так часто здесь говорим о том, что нам нужен независимый суд, но когда приходят с конкретными предложениями, как решать этот вопрос, когда конкретные решения предлагаются президентом страны, мы сюда привязываем всё - пенсионное законодательство, какое угодно... И я даже не очень понимаю, зачем это делается. Но, простите, как человек, который большую часть своей жизни проработал адвокатом, я слишком хорошо знаю, как дорого людям обходится отсутствие независимости у суда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Полномочный представитель правительства? Нет желания выступить. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 12-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 06 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Коллеги, одобрен федеральный конституционный закон в первом чтении: 375 голосов - нам необходимо было набрать более 300 голосов. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", первое чтение, 13-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 15 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Переходим к голосованию по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налога на доходы физических лиц доходов судей), 14-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 57 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.