Заседание № 226
О проекте федерального закона № 548028-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части снижения отчётной нагрузки на субъекты малого предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад Эдуарда Анатольевича Кузнецова. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Замечаний нет. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (09 час. 56 мин. 43 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 548028-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части снижения отчётной нагрузки на субъекты малого предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад Эдуарда Анатольевича Кузнецова. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 20 марта 2024 года. Напомню, что законопроект направлен на снижение отчётности, нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Законопроект предусматривает сбор отчётности у субъектов малого предпринимательства по принципу "одного окна" через цифровую аналитическую платформу Росстата. Правительство утвердит исчерпывающий перечень статистических показателей, которые можно запрашивать у бизнеса. Сбор иной информации будет запрещён. Поправками к законопроекту вносятся изменения, первое, в части переходных положений, согласно которым запрет сбора информации у субъектов малого предпринимательства, не предусмотренной перечнем и порядком проведения выборочных наблюдений, начнёт применяться для федеральных органов исполнительной власти, Банка России и фондов с 1 января 2027 года, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации - с 1 января 2024 года, для иных государственных органов и органов местного самоуправления - с 1 января 2029 года. Второе, закрепляется право Банка России утверждать по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти собственный перечень первичных статистических показателей, это специализированные показатели, необходимые для обеспечения стабильности финансовой системы страны. Третье, уточняется круг лиц, которые осуществляют деятельность без образования юридического лица, - к таким лицам относятся нотариусы, адвокаты и самозанятые граждане, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Сохраняется действующая норма закона "О развитии малого и среднего предпринимательства...", согласно которой сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов среднего предпринимательства проводятся не чаще, чем один раз в пять лет. Также поправками предусмотрены юридико-технические и лингвистические изменения. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет. Правительством Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации законопроект поддержан. Учитывая изложенное, комитет просит утвердить таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию (три поправки), утвердить таблицу поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению (также три поправки), и принять законопроект во втором чтении. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. И в случае поддержки законопроекта во втором чтении прошу включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 10 июля 2024 года для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, две таблицы поправок. Есть ли по первой таблице вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 45 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 12 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 36 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра - не будет возражений? Нет.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 548028-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части снижения отчётной нагрузки на субъекты малого предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Татьяна Александровна Илюшникова. ИЛЮШНИКОВА Т. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, сегодня на рассмотрение представлен проект федерального закона, который вносит изменения в два базовых закона - "О развитии малого и среднего предпринимательства..." и "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Законопроект направлен прежде всего на снижение отчётной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и оптимизацию форм и видов предоставляемых ими сведений и данных, исключение практики дублирования и повторного предоставления одних и тех же данных. Сейчас информацию у бизнеса собирает не только Росстат, но и отраслевые ведомства, а также могут собирать и региональные органы власти, и муниципалитеты. На малые компании, бывает, приходится более тысячи форм отчётности, причём Росстат собирает только в пределах одной пятой от всего объёма, вся остальная информация собирается для различных целей на разных уровнях. Сами показатели отчётности, как я уже сказала, зачастую дублируются, и бизнес в среднем тратит на заполнение всей отчётности, бывает, даже месяц из 12 месяцев работы в году. Поэтому в законопроекте предлагается дать правительству право утвердить исчерпывающий, то есть закрытый, перечень статистических показателей, которые можно запрашивать у бизнеса. А роль координатора по работе с перечнем закрепить прямо за Росстатом России, чтобы сведения сразу собирались с учётом интересов всех отраслевых ведомств, а также с учётом интересов регионов и могли использоваться многократно, то есть чтобы одни и те же сведения не запрашивать у бизнеса постоянно. Это решение планируется реализовать в рамках программы цифровизации Росстата. Это тоже важный момент, который позволит упростить формат, формы и увеличить скорость подачи такой отчётности, то есть цифровизировать и привести, соответственно, в цивилизованный вид, отказаться от многих форм отчётности на бумаге либо в иных форматах. Соответственно, ключевым инструментом в данном процессе будет цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных, оператором и разработчиком которой является также Росстат. Сейчас идёт разворачивание работы над этой платформой, 2024 год - первый этап. Платформа присоединена к "ГосТеху" и разрабатывается в соответствии с принципами безопасности и всеми требованиями к госинформсистемам, предъявляемыми "ГосТехом". В чём преимущество такого подхода? Основная информация о компании будет заполняться в отчётности автоматически. Дальше будет возможность запрашивать и обмениваться данными с другими поставщиками данных, например с Федеральной налоговой службой или с другими ФОИВами. Сами данные будут запрашиваться у предпринимателей и у малого бизнеса более адресно. Сейчас бывают ситуации, когда, допустим, предприниматель в сфере туризма должен заполнить формы отчётности, например, по производству сельхозпродукции - даже то, что он должен поставить прочерки и нули, притом что сама форма на 100 листов с тысячей строк, естественно, отнимает время у предпринимателя. Поэтому принцип таргетности - это тоже очень важно: спрашивать только то, чем реально занимается предприниматель. Соответственно, это всё приведёт к тому, что таких показателей станет меньше за счёт исключения дублирования и за счёт адресного принципа, и существенно сократятся и время, и формат, и сама процедура подачи отчётности. Для того чтобы в том числе были развернуты платформенные решения, в законопроекте предлагается установить отложенный порядок вступления закона в силу - с 1 января 2025 года, а 2024 год - это тот период, за который Росстат должен подготовить инфраструктуру. И что немаловажно, для самих предпринимателей это тоже источник возможности самоанализа или анализа сходных рынков либо видов деятельности, и доступ к системе Росстата и агрегированной информации тоже будет открыт для предпринимателей через платформенные решения. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Александровна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Надежда Васильевна Школкина. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию законопроект, как уже отметила Татьяна Александровна в своём докладе, разработан Правительством Российской Федерации и направлен, по сути, на исполнение поручений президента по снижению административной нагрузки на малый и средний бизнес, в частности в сфере статистической отчётности. Коллеги, вот мы с вами все знаем, какую роль статистика играет в нашей жизни, в жизни нашей страны. Ведь, по сути, именно на её данных у нас формируются национальные проекты, принимаются решения на всех уровнях власти. Вместе с тем количество сдаваемой статистической отчётности, в том числе малыми и средними предпринимателями, порой не просто удивляет, а, честно говоря, шокирует. Как уже сказала Татьяна Александровна, только в рамках официальной статистической отчётности предприниматели сегодня сдают более 150 форм статистической отчётности, более тысячи форм у них запрашивают федеральные, региональные и муниципальные власти. Наряду с этим идёт ещё дублирование сбора данных, что тоже ложится дополнительной нагрузкой на бизнес. По факту предприниматель - только вдумайтесь! - тратит на заполнение форм статистической отчётности один человеко-месяц, вместо того чтобы заниматься конкретной деятельностью. Вот данный законопроект направлен именно на существенное снижение нагрузки на малый бизнес: вместо вот этих 150 пресловутых статформ устанавливается ограниченный набор показателей, а именно приблизительно 30 показателей в зависимости от форм их деятельности. И, как сказала Татьяна Александровна, Правительством Российской Федерации будет утверждаться перечень, за пределами которого уже запрещается сбор какой-либо отчётности. Коллеги, сразу оговорюсь, что это никак не касается бухгалтерской отчётности и административных отчётностей, связанных с контрольно-разрешительной деятельностью, это регулируется другими законами. Кроме того - и об этом тоже говорила Татьяна Александровна, - с учётом того что респондент может эти показатели на сегодняшний день заполнять ещё и в личном кабинете и при его согласии их могут использовать ещё и другие органы власти, трудозатраты одного предпринимателя снижаются уже даже не в разы, а в десятки раз, в идеале это должно занимать от нескольких до одного трудодня. Понятно, что Комитет по экономической политике, безусловно, поддерживает данный законопроект, более того, считает его долгожданным и, наверное, как никогда своевременным. И здесь отдельное спасибо Минэкономразвития и Росстату, которые провели большую, масштабную системную работу по снижению нагрузки на малый бизнес. Конечно, не буду скрывать, у нас есть ряд замечаний и вопросов. Например, не будут ли ущемлены интересы того же самого респондента, когда данные будут передаваться другим органам власти, с точки зрения конфиденциальности? Все эти вопросы мы вместе с правительством отработаем ко второму чтению. Предлагаем данный законопроект сегодня принять в первом чтении, он действительно хороший. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Коллеги, есть вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, пять вопросов. Я представлю: на рассмотрении этого законопроекта присутствуют заместители руководителя Федеральной службы государственной статистики Чернякова Елена Евгеньевна и Егоренко Сергей Николаевич. Если будет необходимость, они тоже будут отвечать на вопросы, не только докладчик. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В. Уважаемая Татьяна Александровна, ЛДПР полностью поддерживает данный проект закона по улучшению, по упрощению отчётности малого бизнеса, тем не менее хотелось бы задать следующий вопрос. Вот в тексте проекта закона указано, что в целях предотвращения ухудшения геополитической ситуации, оказывающей влияние на развитие отраслей экономики, правительство вправе отменить запрет на сбор статистических данных, не предусмотренных в перечне первичных статистических показателей, то есть тем самым мы оставляем лазейку. Не кажется ли вам, что вот такая формулировка - "ухудшение геополитической ситуации" - слишком широкая и требуется более конкретная формулировка, ведь почти каждое геополитическое явление так или иначе сказывается на экономике? С одной стороны, мы упрощаем отчётность, с другой стороны, оставляем ниточку, за которую всегда можно дёрнуть. ИЛЮШНИКОВА Т. А. Уважаемый Владимир Владимирович, знаете, цели правительства всё-таки совпадают с целями депутатов, наша задача - чтобы бизнес развивался, поэтому, конечно, ваши опасения понимаю, но не разделяю. Коллеги, здесь важна гибкость решений, и ковид это показал: когда в рамках полномочий правительства и вообще потребовалось разворачивание оперативных мер поддержки, мы столкнулись с необходимостью оперативного сбора и анализа данных, но у нас, по сути, кроме кодов ОКВЭД, ничего не было, и мы с вами точно так же на площадке Государственной Думы ломали копья, кому из малого бизнеса, кому вообще из бизнеса, по какому принципу (ОКВЭД или не ОКВЭД) предоставлять меры поддержки. Эта норма предусмотрена исключительно для каких-то чрезвычайных ситуаций, причём под чрезвычайными ситуациями понимаются не только именно стихийные бедствия и происшествия по линии МЧС, но и ситуации, когда действительно необходимо оперативно запросить и проанализировать информацию, опять же, прежде всего для того, чтобы оперативно развернуть меры поддержки. Данная норма исключительно для этого предусмотрена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Александровна, упрощение отчётности МСП - это путь, который, конечно, заслуживает одобрения. У меня вопрос уточняющего характера. И во всех материалах, которые у нас имеются, сказано, и в вашем докладе прозвучало, что одно из ключевых звеньев - это создание и введение государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа...". Единственно, я просил бы уточнить, она уже создана или в разработке? Если будет создана, почему тогда в финансово-экономическом обосновании говорится, что не требуются никакие дополнительные бюджетные средства? Пожалуйста, уточните. ИЛЮШНИКОВА Т. А. Николай Иванович, спасибо за вопрос. Я в своём выступлении уже отметила, что 2024 год - это первый этап разворачивания этой системы, и первый этап будет посвящён... стартует разворачивание системы именно с показателей малого и среднего бизнеса. Средства на разработку системы предусмотрены в бюджете Росстата, и никаких дополнительных средств помимо того, что уже заложено в рамках текущей деятельности на цифровизацию Росстата, ну, на текущий год по крайней мере, не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Александровна, как сказала Надежда Васильевна, это долгожданный законопроект, долгожданная инициатива. 150 форм отчётности - это просто избыточно, поэтому весь малый и средний бизнес скажет вам слова огромной благодарности за принятие этого закона. В некоторых субъектах нашей страны есть региональные формы, региональные практики статистических наблюдений, когда малый и средний бизнес отчитывается на рекомендательной основе. Вопрос: не считаете ли вы необходимым изучить этот опыт, чтобы учесть на практике вот те формы, которые уже наработаны в регионах, в субъектах и которые могут быть эффективными? ИЛЮШНИКОВА Т. А. Мы этот вопрос обсуждали в комитете по МСП, в Комитете по экономической политике. Я знаю, что коллеги из Росстата при участии сотрудников министерства... Мы провели несколько ВКС с регионами (это Татарстан, Челябинск, Калининградская область, Ростов), как раз обсуждали специфику статнаблюдений в регионах, необходимость погружения каких-то административных данных при разворачивании, например, региональных мер поддержки. Здесь нужно понимать, что региональные меры поддержки, по крайней мере те, которые касаются МСП, сейчас предоставляются через платформу "МСП.РФ" - это единый инструмент оцифровки и стандартизации региональных мер поддержки. Практически все регионы базовые меры поддержки уже перевели на эту платформу. Однако необходимость вот именно анализа и подачи административных данных не исключается. Мы с коллегами смотрим, где дублирование убрать и достаточен ли набор показателей, которые сейчас предлагаются в качестве базовых, для того чтобы закрыть потребности регионов. Если помимо представителей названных регионов у кого-то из коллег есть желание присоединиться или свои соображения высказать - конечно, мы открыты в этом плане для обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику. Уважаемая Татьяна Александровна, поддерживаю снижение нагрузки на малый и средний бизнес, хотя по цепочке это коснётся и фискальных, контрольных, надзорных органов, тем не менее хочется, чтобы вы уточнили вот что. В рамках проекта федерального закона вы предлагаете наделить правительство правом по установлению периодичности сбора первичных данных, а также по определению порядка формирования и ведения указанного перечня, тем не менее в самом законопроекте не регламентируется порядок, сама возможность сбора первичных данных при проведении наблюдений за деятельностью малых и средних предпринимателей. В связи с этим, как вы считаете, в случае принятия законопроекта в первом чтении и его подготовки ко второму насколько этот недочёт целесообразно устранить? И как вы к этому относитесь? ИЛЮШНИКОВА Т. А. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Вы знаете, в действующей редакции у нас установлены периодичность и форма сбора данных, по крайней мере с малого бизнеса, и вот там указано, что это сплошной опрос, который, скажем так, ногами сотрудники Росстата должны производить. И знаете, ну, опыт последних четырёх лет показал, что действительно там вызовы и ситуации такие бывают, которые в нормы закона не укладываются. Нужно было оперативное внесение изменений в закон, потому что в 2020-м, в 2021 году у нас должно было быть сплошное обследование субъектов МСП, а это было невозможно, - вот более гибкую форму предложили. Что касается того, чтобы отнести к полномочиям правительства, ну, если что-то смущает, давайте ещё раз посмотрим ко второму чтению. Но такой подход был применён на основании опыта предыдущих четырёх-пяти лет с целью введения более гибкой формы реагирования при необходимости. Малый бизнес - это сегмент, который первым реагирует на любые вызовы: изменения во внешнеэкономической сфере, внутри конъюнктуры, санкции, мобилизация - всё они остро на себе чувствуют. Это зачастую требует достаточно оперативного реагирования и анализа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Татьяна Александровна, вам вопросы. В докладе в принципе прозвучало, но вот хотелось бы некоторые акценты расставить (может быть, я что-то прослушал). У Надежды Васильевны прозвучала цифра 30 - насколько я понял, это до уровня... идёт сокращение всех этих форм отчётности. Прошу точно сказать, хотя бы в процентном соотношении, насколько мы сократим эту административную нагрузку? Это первое. Второй момент - координаторы. В чём роль координаторов, я так и не понял: они будут осуществлять координацию между муниципалами, региональщиками и Федерацией либо между ведомствами, от которых вот представители у вас сидят? Это второй вопрос. И третий. Когда наступит время "Ч" в плане готовности к выполнению поставленной задачи? Вот мы закон принимаем, все процедуры он проходит, его подписывает президент и так далее, ну, принимаются подзаконные акты в том числе, - вот когда реально бизнес начнёт работать по этой схеме? Я, безусловно, полностью поддерживаю данный законопроект. ИЛЮШНИКОВА Т. А. Юрий Николаевич, спасибо за вопросы. Мы с коллегами обсуждали и с бизнесом вели консультации - у нас ожидания такие: не менее 50 процентов. Ну, вы просили привести хотя бы ориентировочную цифру, вот мы считаем, что сокращение в 2 раза должно произойти. Далее, как я уже говорила, 2024 год необходим для разворачивания и готовности Росстата, и с 1 января 2025 года уже по новому принципу этот закон будет действовать именно для предпринимателей. Далее, принцип по установлению показателей и форм будет следующий. Есть порядка семи показателей, которые интересуют все ФОИВы, все регионы и муниципалитеты, - такие, например, как выручка, численность персонала, фонд оплаты труда, объём инвестиций, - вот семь показателей, мы предполагаем, будут обязательны для заполнения всеми субъектами МСП. А далее - отраслевые показатели, в зависимости от вида деятельности 20-30 показателей ещё дополнительно могут заполняться субъектами МСП. Все остальные данные, как я уже говорила, - данные из Федеральной налоговой службы, данные с платформы "МСП.РФ" и те данные, которые уже есть у государства либо в госинформсистемах, - Росстат будет забирать самостоятельно, не спрашивая много раз об одном и том же предпринимателей. Что касается готовности системы в этом году, коллеги, сейчас с Минцифры уже отработан формат, перевод на "ГосТех", а это единые стандарты, достаточно жёсткие требования по безопасности, использованию российского ПО, то есть это те требования, которые предъявляются непосредственно в госинформсистемах. Ну и соответственно, Росстат и сейчас ответственный уполномоченный орган в области статистики. Может быть, слово "оператор" немного сбило с толку, ну, тут имеется в виду, что, конечно же, эти полномочия в области статистики за Росстатом сохраняются, а те данные, часть показателей, которые запрашиваются по линии ФОИВов, регионов, муниципалитетов многократно, будут переведены. В ответе на предыдущий вопрос я как раз говорила о том, что консультации с субъектами Российской Федерации мы ведём, чтобы не потерять данные и учесть всю специфику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Васильевна, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 05 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.