Заседание № 215
17.02.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 547875-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся избирательных фондов для финансирования агитации против всех кандидатов, списков кандидатов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6318 по 6646 из 7324
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, на самом деле у меня будет короткое выступление, короткий доклад. Предлагаю вашему вниманию законопроект, который устанавливает правила агитации за кандидата "Против всех". Как вы помните, нашими стараниями графа "Против всех" вернулась в избирательные бюллетени в прошлом году, но вопросы, как проводить агитацию, как формировать избирательные фонды, как получить доступ к средствам массовой информации, к сожалению, остались нерешёнными. Как вы понимаете, графа "Против всех" появилась не впервые в прошлом году, она существовала ещё до 2006 года. Кстати говоря, очень эффективно она использовалась ещё в начале нулевых годов для повышения политической конкуренции, в том числе и для защиты оппозиционных кандидатов, которых снимали с избирательной гонки произвольно, в нарушение законов и так далее. У кандидатов действительно появлялась возможность работать на кандидата "Против всех", в результате выборы признавались несостоявшимися, и, соответственно, они получали доступ к участию в избирательной кампании. Вместе с тем в начале нулевых годов граждане, когда агитировали за кандидата "Против всех" - выпускали листовки, газеты, ходили встречаться с избирателями, - сталкивались с рядом проблем, в первую очередь с тем, что их задерживали сотрудники правоохранительных органов за так называемую незаконную агитацию, после чего суд, к сожалению, был не на стороне этих граждан, то есть были случаи, когда люди проигрывали сначала региональный суд, потом апелляцию, кассацию, люди доходили даже до Верховного Суда - и проигрывали. Именно поэтому граждане обратились к уполномоченному по правам человека, который обратился в Конституционный Суд, и, как вы, может быть, помните, 14 ноября 2005 года вышло постановление Конституционного Суда. Один абзац из него я просто зачитаю: "Федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по урегулированию порядка осуществления гражданами права на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов". Соответственно, я призываю вас выполнить это требование Конституционного Суда. Я специально этот абзац зачитал для моих коллег по Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству. Когда мы недавно обсуждали этот вопрос на заседании комитета, мне было сказано, что такой фразы, такой формулировки в постановлении Конституционного Суда нет. Вот я зачитал - такая формулировка есть, поэтому я предлагаю поддержать данный законопроект, чтобы у граждан было право не только голосовать против всех кандидатов, но и агитировать за кандидата "Против всех". Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. На рабочем месте включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу и предлагает её отклонить. Надо понимать, что право голосовать против всех, которое может быть предоставлено на муниципальных выборах... Справедливости ради надо отметить, что мы эту графу не возвращали своим решением - мы вернули теоретическую возможность включения её в бюллетени. В силу того что сама графа "Против всех" в бюллетене не персонифицирована, не носит индивидуального характера, что позволяло бы связывать это с конкретной личностью, с конкретным гражданином или с конкретным избирательным объединением, с политической партией, в этом случае невозможно применить те правила, которые существуют для кандидатов, для списков кандидатов или для избирательных объединений и которые касаются порядка формирования избирательных фондов, проведения избирательной кампании, допуска к средствам массовой информации, в том числе предоставления бесплатных печатных площадей и бесплатного эфирного времени, и, самое главное, применения соответствующих норм ответственности за нарушение правил проведения предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании, многих других требований, которые предъявляет действующее законодательство к кандидатам, к спискам кандидатов, к политическим партиям. Соответственно, мы не можем эти требования предъявить, ну, и применить ответственность; к примеру, невозможно применить ответственность в виде отмены регистрации кандидата в случае с графой "Против всех", потому что нет регистрации как таковой. Графа "Против всех" может быть включена в бюллетень решением органа местного самоуправления, не больше и не меньше, путём внесения соответствующих изменений, к примеру, в устав муниципального образования, не более того. Следовательно, мы не можем поддержать предложение уважаемого Дмитрия Геннадьевича и предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, запишитесь. Покажите список. Гудков Дмитрий Геннадьевич. ГУДКОВ Д. Г. Дмитрий Фёдорович, я уже слышал вашу аргументацию, а как всё-таки тогда быть с постановлением Конституционного Суда? Вот я вам зачитал фразу из него. Мы должны создать возможности для агитации, с тем чтобы людей не задерживали, чтобы их не судили, чтобы их не штрафовали. Вот как всё-таки быть с постановлением Конституционного Суда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, дело в том, что постановление Конституционного Суда касалось тех положений закона, которые действовали до отмены графы "Против всех", до исключения её из избирательных бюллетеней во всех избирательных кампаниях любого уровня, следовательно, мы ведём речь о том, что исполнить данное постановление Конституционного Суда невозможно, потому что не федеральный законодатель решает вопрос о включении или о невключении данной графы в избирательные бюллетени. Это решают наши региональные коллеги, это решают наши местные коллеги, поэтому соответственно мы не можем взять и отрегулировать, каким образом это будет сделано на местном уровне, к примеру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М. Вопрос Дмитрию Фёдоровичу. Законопроект разработан во исполнение требований, изложенных в постановлении Конституционного Суда России: учитывая недавний возврат графы "Против всех", федеральным законодателям надлежит осуществить соответствующее правовое регулирование. Если вы не поддерживаете законопроект нашего коллеги, тогда скажите: работает ли профильный комитет над соответствующими изменениями, есть ли у профильного комитета информация о том, что над такими изменениями работает Правительство России, и какова концепция будущих изменений, если таковая имеется? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Михайлович, я уже объяснил, почему невозможно исполнить постановление Конституционного Суда, следовательно, комитет и правительство над этим вопросом не работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрию Геннадьевичу вопрос. Вы опытный политик, и, по-моему, законопроект правильный, правильная постановка вопросов, это демократично, а вот отрицать его - это как раз недемократично. Но вы, будучи опытным политиком, неужели вы уверены, что данный законопроект будет работать? Мы, в том числе и я, задерживаем "карусельщиков", это грубое нарушение закона - полиция отпускает, областная комиссия не хочет разбираться; мы ловим на переписывании протоколов и на совершении других нарушений, на явных нарушениях закона, задерживаем - их отпускают, никаких административных воздействий, в суды иски не принимают. Не кажется вам, что этот закон, он правильный, но пока мы не сменим власть, пока у нас будет превалирование одной партии во всех органах власти, эти хорошие законы не будут работать, к сожалению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гудкову включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Да, Владимир Николаевич, вы правы, у нас жёсткость законов компенсируется необязательностью их исполнения, и это можно сказать о любом законе. Конечно же, нам необходимо работать над реформированием нашей судебной системы и так далее, и это, конечно же, не самый главный закон, который поможет нам вернуть честные выборы или создать условия для проведения честных выборов, но защитить граждан мы всё равно обязаны, потому что, если у людей будет возможность создавать инициативные группы, формировать легально, получив разрешение избирательной комиссии, фонды, печатать листовки и газеты, их тогда сложнее будет задерживать, потому что это будет уже нарушением закона. Тогда никто не будет препятствовать, как сейчас, осуществлению агитации против всех кандидатов. Ну, в любом случае это по крайней мере шажок в сторону защиты избирательных прав граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свергунова Маргарита Николаевна. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Вопрос Гудкову. Я не могу согласиться с позицией Дмитрия Геннадьевича, я целиком и полностью поддерживаю решение комитета, потому что, собственно говоря, графа "Против всех" носит, так сказать, безличный характер и непонятно, из каких фондов будет осуществляться это финансирование, вернее, из чьих фондов. И зачем, собственно говоря, поддерживать вот эти действия, направленные на голосование против тех кандидатов, которые зарегистрированы нормальным путём? Мне вообще непонятно, для чего вы это делаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гудкову включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Да, спасибо, Маргарита Николаевна, в законопроекте как раз есть конкретные ответы на все ваши вопросы. Из каких фондов? Из тех же самых фондов, из которых финансируются все остальные кандидаты, то есть все правила будут едины и для кандидатов от тех или иных политических партий, и для самовыдвиженцев, и такие же условия должны быть созданы при агитации против всех кандидатов. Как вы знаете, у нас финансирование кандидатов, политических партий сегодня находится под жёстким контролем, поэтому здесь как раз никаких левых фондов не будет, мы именно для этого и вносим этот законопроект, чтобы было понятно, на какие деньги, кем и как финансируется эта кампания. Здесь вопрос в другом: мы вернули графу "Против всех", здесь можно спорить, нужна она или не нужна она, но если граждане имеют право голосовать против всех кандидатов, значит, они должны получить гарантии того, что их никто не будет наказывать, штрафовать, арестовывать, задерживать, если они будут агитировать против всех. Правила нужны именно для этого! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Не вижу рук. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Я очень коротко. Нужно согласиться, конечно, в данном случае с выводами комитета. Мы, фракция ЛДПР, и возвращение графы "Против всех" не одобряли, и сама по себе формулировка "Против всех" не отвечает западным стандартам, хотя, конечно, они здесь не идеал, но тем не менее: в тех моделях, где используется голосование против всех кандидатов, всё-таки применяется формулировка "Ни за одного из кандидатов" или "Ни за один из списков кандидатов" - это более такая сдержанная формулировка, без эмоциональной окраски. Что касается агитации, совершенно очевидно, что для того, чтобы агитировать за или против, нужно быть либо кандидатом, либо включённым в список кандидатов. Мы не нарушаем и не оспариваем постановление Конституционного Суда, выводы Конституционного Суда, его правовую позицию, агитация против всех кандидатов возможна - пожалуйста, регистрируйся кандидатом и, если ты считаешь, что возможна такая агитация, агитируй против всех кандидатов, в том числе против себя! Совершенно очевидно, что круг лиц, которые наделены правом агитировать, в том числе за кандидата, против кандидата, за всех кандидатов, против всех кандидатов, законом определён - это только лица, уполномоченные кандидатом, или сами кандидаты. Так что здесь споры абсолютно неуместны, всё совершенно логично! А формирование каких-то обезличенных фондов, непонятных... Какие цель и мотивы у этих людей, которые будут агитировать против всех, даже не участвуя в выборах? Всё это весьма сомнительно! Таким образом, возможность агитировать против всех кандидатов есть. Пожалуйста, собирайте подписи, идите в региональные отделения политических партий - может быть, они рассмотрят ваше заявление, а может быть, и нет, но в любом случае возможность участвовать равная для всех граждан, а в статусе кандидата уже можно агитировать за кого угодно. Мы не будем поддерживать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Слово для заключительного выступления предоставляется Дмитрию Геннадьевичу Гудкову. Включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, в ходе дискуссии я обратил внимание на то, что больше всего споров всё-таки по поводу того, нужен кандидат "Против всех" или не нужен, но закон не об этом. Мы уже приняли решение: графа "Против всех" возвращена. Против оппозиция работает, не против - это тоже не предмет нашего сегодняшнего спора, нашей дискуссии. Хотел бы подчеркнуть, что все фонды, механизмы и прочее, что мы предлагаем создать, - это всё то же самое, что и для всех остальных кандидатов. Они абсолютно прозрачные, они абсолютно подотчётны избирательной комиссии, никаких там левых, как уже было сказано, фондов просто не может быть. Мы предлагаем установить прозрачные правила игры, в том числе для тех людей, которые хотят агитировать против всех кандидатов, нужно создать такие правила. Для того чтобы людей, опять-таки хочу подчеркнуть, не задерживали, не штрафовали, чтобы у них была возможность голосовать, мы и предлагаем принять этот закон, именно для того, чтобы защитить их от неправомерных действий, от противоправных действий правоохранительных органов, от неподсудных решений и так далее, и так далее. Надо учитывать, что в ближайшее время у нас могут пройти выборы, где могут быть такие ситуации, когда сильных кандидатов, в том числе из ЛДПР, из КПРФ или из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - словом, из оппозиционных партий, просто не будут регистрировать по тем или иным причинам. Такие случаи уже были - например, в Питере не зарегистрировали Дмитриеву. Может быть, она агитировала бы за кандидата "Против всех", кандидат "Против всех" победил бы, тогда выборы были бы признаны несостоявшимися, и это вернуло бы политическую конкуренцию в Санкт-Петербург. Вот для чего нужен этот закон - для того, чтобы людей не задерживали, когда они агитируют за этого кандидата, то есть если есть возможность голосовать против всех, то должна быть и легальная возможность, должны быть механизмы, чтобы агитировать против всех. А уж как - это мы все вместе можем ко второму чтению установить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Буквально два слова, как говорится, для очистки совести. Графа "Против всех" не является кандидатом даже в том случае, если мы говорим «кандидат "Против всех"», - это не кандидат, это отрицание всех кандидатов! Возможность голосовать против всех установлена федеральным законом, но мы не вводили автоматическое включение графы "Против всех" в избирательные бюллетени - это решается на другом уровне. Так как это не кандидат, тут невозможно отменить регистрацию - её нет, тут невозможно применить те требования, которые можно применить к кандидатам, имеющим абсолютно чёткую персонификацию. Следовательно, мы просто-напросто не можем применять единые правила к графе "Против всех" и к кандидатам, а кандидатом графа "Против всех" всё-таки не является. Вот почему мы не можем принять данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 16 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.