Заседание № 266

02.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 547855-6 "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (новая редакция части второй статьи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7439 по 7611 из 8509
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108      
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Дмитрий     
Иванович Савельев.                                                              
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше          
рассмотрение внесён законопроект, запрещающий содержать под стражей             
несовершеннолетних, молодых матерей, беременных, пенсионеров, подозреваемых в   
совершении преступлений, не подпадающих под категорию тяжких и особо тяжких.    
                                                                                
Напомню, что в соответствии со статьёй 97 УПК для избрания меры пресечения      
необходимо наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый               
(подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда,      
либо может продолжать заниматься преступной деятельностью, либо может           
угрожать свидетелю, иным участникам судопроизводства, может уничтожить          
доказательства или иным путём воспрепятствовать производству по уголовному      
делу. Действующее законодательство также предусматривает, что при решении       
вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого     
должны учитываться тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого     
или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род       
занятий и другие обстоятельства. Как известно, такая мера пресечения, как       
заключение под стражу, является самой суровой, но, по статистике, также и       
самой часто применяемой следственными органами и судами. Исключение             
составляет часть вторая статьи 108 УПК, которая предусматривает диспозитивную   
норму применения в отношении несовершеннолетних.                                
                                                                                
Считаем необходимым расширить перечень социальных групп, в отношении которых    
по преступлениям, не подпадающим под категории тяжких и особо тяжких, не        
может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В данный       
перечень предлагается включить: несовершеннолетних; женщин, имеющих детей в     
возрасте до трёх лет; женщин, находящихся в состоянии беременности на сроках    
свыше 22 недель; лиц, достигших семидесятилетнего возраста; лиц, признанных     
инвалидами первой группы. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает        
целый ряд иных, не менее эффективных мер пресечения, таких как домашний арест   
или подписка о невыезде. О необходимости использования мер пресечения, не       
связанных с содержанием в СИЗО, говорил и председатель правительства Дмитрий    
Медведев.                                                                       
                                                                                
Внесение изменений в статью 108 УПК РФ в части расширения перечня лиц, в        
отношении которых может не применяться мера пресечения в виде заключения под    
стражу, сократит расходы на содержание подозреваемых и обвиняемых, улучшит      
условия содержания уже находящихся в СИЗО лиц, сохранит возможность ухода       
матерями за детьми и сократит риски для здоровья женщин в период                
беременности, а также пожилых людей и инвалидов, подозреваемых в совершении     
преступлений, не подпадающих под категории тяжких и особо тяжких                
преступлений, до вынесения приговора судом.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович Марданшин.                                                 
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Указанный       
законопроект, как уже сказал докладчик, направлен на расширение перечня лиц,    
в отношении которых не может быть избрана мера пресечения в виде заключения     
под стражу, если они не подозреваются или не обвиняются в совершении тяжкого    
или особо тяжкого преступления. Помимо несовершеннолетних указанную меру        
пресечения предлагается не применять к женщинам, имеющим детей до трёх лет, к   
женщинам, находящимся в состоянии беременности на сроках от 22 недель, к        
лицам, достигшим семидесятилетнего возраста, к лицам, признанным инвалидами     
первой группы.                                                                  
                                                                                
Ограничительный порядок применения меры пресечения в виде заключения под        
стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в части   
второй статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации         
установлен в целях повышенной защиты лиц этой категории в уголовном процессе.   
Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена их          
возрастными особенностями. Распространение такого порядка избрания меры         
пресечения в виде заключения под стражу на других лиц, которые в                
законопроекте дифференцированы в зависимости от различных характеризующих       
подозреваемого или обвиняемого обстоятельств, представляется излишним.          
Указанные обстоятельства уже предусмотрены статьёй 99                           
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.                          
                                                                                
Кроме того, в части первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса          
Российской Федерации предписывается избирать меру пресечения в виде             
заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении   
преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде       
лишения свободы на срок свыше трёх лет, лишь при невозможности применения       
иной, более мягкой меры пресечения. Пленум Верховного Суда Российской           
Федерации в своём постановлении от 19 декабря 2013 года также обратил           
внимание судов на необходимость учёта положений статьи 99                       
Уголовно-процессуального кодекса и на возможность избрания более мягкой меры    
пресечения при избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения.       
                                                                                
Комитет отмечает, что положения предложенного законопроекта не согласуются с    
пунктами 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса   
Российской Федерации, в связи с этим в случае внесения данных изменений в       
часть вторую статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса может возникнуть       
ситуация, когда мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении        
перечисленных в законопроекте лиц, совершивших преступления небольшой           
тяжести, не сможет быть избрана даже в тех случаях, когда, например, лицо       
нарушило ранее избранную меру пресечения или скрылось от органов                
расследования или от суда.                                                      
                                                                                
Кроме того, законопроектом не предусматривается возможность избрания меры       
пресечения в виде заключения под стражу в отношении указанных категорий лиц,    
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, в       
связи с чем также, по мнению комитета, предлагаемое правовое регулирование      
создаст условия для злоупотребления такими лицами своими правами, что может     
отрицательно сказаться на безопасности потерпевших и свидетелей, на разумных    
сроках уголовного судопроизводства, а также воспрепятствовать всестороннему,    
полному и объективному расследованию обстоятельств дела.                        
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить     
данный законопроект в первом чтении. На данный законопроект есть заключения     
Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в    
которых данный законопроект не поддерживается.                                  
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также предлагает данный законопроект отклонить.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, дополнение к объявлению. Заседание Совета Государственной Думы         
завтра не отменяется. В 10 часов по плану мы начнём работать, проведём          
заседание Совета Государственной Думы, а потом уже поедем в Кремль.             
                                                                                
Так, кто хотел бы задать вопрос? Пожалуйста, прошу записаться.                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Дмитриевич Куликов.                                                   
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Дмитрий Иванович, не могли бы вы статистикой подтвердить необходимость          
принятия вашего законопроекта? Будьте любезны.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, мы с вами прекрасно знаем, какое количество   
заключённых, задержанных находится в наших СИЗО. И прошу обратить внимание -    
я уже говорил, но хочу ещё раз пояснить - на то, что возможность применения     
более мягкой меры пресечения не есть обязательность её применения для           
следователя, дознавателя и суда. Им лишь предоставляется право, а применение    
меры основывается на субъективном - повторяю, субъективном! - мнении            
вышеуказанных органов. Предлагаемый же законопроект исключает влияние           
субъективного мнения следственных органов в отношении указанных в               
законопроекте социальных категорий на решение вопроса об избрании меры          
пресечения.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Константинович Сухарев.                                                    
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Рафаэлю Мирхатимовичу.                                          
                                                                                
Как правило, у нас не применяют меру пресечения в виде содержания под стражей   
в отношении лиц, которые совершили экономические преступления, за исключением   
осуждённых по статье 159, часть четвёртая. Ну а чем категории граждан,          
которые перечислены в данном законопроекте, хуже тех преступников, которые      
совершили экономические преступления? Скажите, пожалуйста.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рафаэль Мирхатимович Марданшин.                           
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Константинович, хотел бы напомнить, что статья   
159, часть четвёртая, Уголовного кодекса прекратила своё действие в связи с     
постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.                      
                                                                                
Кроме этого, хотел бы добавить. Как я уже говорил, данные обстоятельства у      
нас уже предусмотрены статьёй 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской    
Федерации, в соответствии с которой, с её нормой, при избрании меры             
пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, должны учитываться:       
тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его   
возраст, состояние здоровья, род занятий и другие обстоятельства, - повторяю,   
в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса данные обстоятельства   
уже предусмотрены.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7624 по 7675 из 8509
Продолжаем обсуждение 25-го вопроса. Кто хотел бы выступить?                    
                                                                                
Иван Константинович Сухарев, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Ну, хотелось бы   
тоже поправить Рафаэля Мирхатимовича: часть четвёртую статьи 159 никто не       
отменял, она по-прежнему существует. Если говорить о мошенничестве в сфере      
предпринимательской деятельности, то, действительно, Конституционный Суд        
высказал свою точку зрения по данному законопроекту.                            
                                                                                
Что касается собственно законопроекта. Конечно, безусловно, фракция ЛПДР        
поддержит данный законопроект, потому что мы считаем, что нет необходимости     
держать под стражей перечисленные категории наших граждан. Ещё раз повторю,     
почему-то вот эту меру пресечения не применяют в отношении граждан, которые     
совершили экономические преступления, а эти люди ничем не хуже, на наш          
взгляд.                                                                         
                                                                                
В частности, в Башкирии буквально недавно произошла история: мать, 75-летняя    
женщина, передавала сыну, случайно либо намеренно, наркотики, её поймали в      
СИЗО. Ну что, её помещать в СИЗО? Какую общественную опасность она, в конце     
концов, для общества представляет? Тем более она утверждала, что посылку        
формировали друзья её сына.                                                     
                                                                                
Конечно, мы считаем, что неправильно, когда наши граждане, которые не           
представляют общественную опасность... Более того, данный законопроект          
предусматривает, что это не будет касаться тех, кто совершил тяжкие и особо     
тяжкие преступления. Поэтому, конечно, фракция ЛДПР в полном составе            
поддержит данный законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев, будете выступать? Нет. Рафаэль Мирхатимович          
Марданшин? Нет.                                                                 
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
"Час голосования" объявлен. Ставлю законопроект на голосование.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    101 чел.                                          
Не голосовало                 349 чел.77,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.