Заседание № 231
О проекте федерального закона № 547583-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части предоставления национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Коллеги, законопроект для всех понятен, мы его достаточно подробно обсуждали. Есть необходимость в докладе? Нет. Есть необходимость выступить от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 51 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно (вопрос 5).
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 547583-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части предоставления национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Чувствую настроение зала подходить ко всему оперативно. Хотел бы сказать, что законопроект очень важный - это корректировка 223-го и 44-го федеральных законов по закупкам. Суть и поправок, и законопроекта заключается в том, что мы продолжаем линию импортозамещения, выстраивания приоритета российских производителей. Вместо понятия "третий лишний" вводится понятие "второй лишний". Это означает, что с любой первой заявкой будет выигрывать тот российский производитель, который выйдет на конкурс. Достаточно большое количество поправок поступило, их 30, все они рекомендованы к принятию. Они носят уточняющий характер и расширяют этот режим. Просьба поддержать таблицу поправок № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 30 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 53 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба поставить законопроект в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 547583-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части предоставления национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Михайлович Лавров. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на упрощение и повышение эффективности импортозамещения в сфере государственных закупок (44-й федеральный закон) и закупок контролируемых государством юридических лиц (223-й федеральный закон). Отмечу, что в рамках 44-го закона под российской продукцией далее я буду понимать продукцию, произведённую в странах ЕАЭС, поскольку у нас действует национальный режим внутри Евразийского экономического союза для всех поставщиков, а в рамках 223-го российская - это российская, а вся остальная является продукцией иностранной. Для достижения целей законопроекта предлагаются четыре новации, три из них относятся к 44-му и одна к 223-му федеральному закону. В рамках 44-го закона мы предлагаем отказаться от механизма "третий лишний", когда иностранные заявки снимаются при наличии двух российских. Такой механизм создаёт неопределённость для наших инвесторов и снижает эффективность импортозамещения. Мы предлагаем сделать более жёсткий механизм - "второй лишний". То есть при наличии даже единственной заявки с российским товаром, все иностранные заявки снимаются с рассмотрения, что создаёт гораздо более сильные стимулы для инвестирования и наращивания производства российской продукции. Вторая поправка. Мы предлагаем унифицировать действующие в настоящее время порядки запретов и ограничений. Сейчас действует девять постановлений с разными форматами требований к подтверждению российского происхождения, с реестрами и перечнями. Мы предлагаем всё это сконцентрировать в рамках одного постановления Правительства Российской Федерации, что, естественно, существенно упростит правоприменение и контроль за соблюдением введённых ограничений. Третье. Сейчас у нас уже есть ценовая преференция 15 процентов для российских товаров, но она применяется по отдельному списку товаров, который утверждается и ведётся Министерством финансов. Мы считаем, что этот список стал уже избыточным, его можно отменить и применить преференцию 15 процентов абсолютно ко всем товарам, не выделяя те или другие. Помимо всего прочего это позволит объединять в лоты различные товары и тем самым тоже существенно упростит закупки и расширит применение 15-процентной преференции на те товары, которые сейчас ею не обладают. А четвёртая поправка - в 223-й закон, хотя это и реализовано, по сути, в новых редакциях ряда положений 223-го закона, дополнениях. Суть её в том, чтобы все эти механизмы распространить на 223-й закон в той части, которая не противоречит нашим международным обязательствам. А это сфера обороны, безопасности, космоса, атомной энергии, некоммерческих закупок, включая закупки госкорпораций, бюджетных автономных учреждений. Эта сфера достаточно велика, и тем самым мы сможем и в ней применять режимы импортозамещения. В остальной части 223-го закона останется действующий в настоящее время механизм квотирования российской продукции, который распространяется сейчас более чем на 300 видов товаров. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Михайлович Лавров очень подробно изложил суть данного законопроекта. Я напомню, что по итогам мероприятия, которое мы проводили под руководством Вячеслава Викторовича Володина в Калининграде, когда было выездное заседание Совета Государственной Думы и мы посещали в том числе российское предприятие, которое изготавливает кресла-коляски, - вот тогда после обсуждений с федеральными органами исполнительной власти, с Министерством финансов в том числе, и родилась идея серьёзным образом переработать и, что называется, донастроить механизмы 44-го закона, и не только 44-го закона, но и 223-го, который регулирует закупки госкорпораций, госкомпаний, с тем чтобы механизмы импортозамещения, обеспечения так называемого национального режима закупок в условиях, естественно, существования нашего объединения ЕАЭС и с учётом в том числе тех обязательств, которые у нас существуют на международной арене, вот все эти механизмы сделать более чёткими, единообразными. Три позиции, которые касаются закупок национальных товаров, товаров российских производителей, Алексей Михайлович очень чётко обозначил. Первое, вместо правила "третий лишний" будет правило "второй лишний" - это означает, что любой российский производитель, который выйдет на торги, будет признан победителем. Второе, 15-процентная преференция по цене. Что это такое? Если цена на 15 процентов выше, она фактически снижается, и тем самым появляются новые преимущества. Третье, всё, что связано с едиными правилами регулирования правительством. Всё это позволит фактически серьёзным образом поддержать российских производителей в рамках государственных закупок, в рамках использования бюджетных средств. То же самое и в отношении 223-го закона, изменения в который вносятся в пакете. И ещё две цифры, чтобы было понятно, о каком объёме идёт речь и о какой доле идёт речь. Сейчас доля российских закупок в общем объёме закупок по 44-му закону составляет почти 65 процентов. Мы исходим из того, что данный закон позволит эту цифру серьёзным образом увеличить, хотя она уже достаточно большая. Комитет по экономической политике рассмотрел данный законопроект и просит поддержать его в первом чтении. Положительное заключение комитета-соисполнителя, Комитета по защите конкуренции, также имеется, комитет тоже поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Михайлович, первый вопрос: товары российского происхождения - что это за категория такая и где она прописана чётко, чтобы точно понимать? Второй вопрос: не будет ли коррупционных рисков при оценке локализации? Ведь локализация тоже бывает разная: бывает 100 процентов произведённых материалов для производства конечной продукции, бывает 30, 40, 50 процентов - может быть, пойти по этому пути, сделать какую-то градацию? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые депутаты! Сейчас действует постановление правительства № 719, которое как раз регулирует вопросы отнесения продукции к произведённой внутри России или вне её. Там есть и система набора баллов, о которой вы говорите, планка постепенно повышается. Есть в производстве лекарств аналогичные подходы: одно дело, если исходные молекулы производятся в России, другое дело - если субстанции. И всё это урегулировано, и уже установлены жёсткие критерии определения российскости в тех случаях, когда действует механизм "второй лишний" или запрет на ограничение. Ведутся реестры и перечни такой продукции, более того, она должна попасть в эти перечни, то есть фактически административно определяться. Во всех остальных случаях, то есть при ценовых преференциях, мы полагаемся на заключения торгово-промышленных палат, которые выдают сертификаты российскости, и на другие механизмы, когда просто нужно представить документ о том, что это товар российский. Мы предлагаем не менять в настоящее время этот механизм, но сделать его применение более простым и эффективным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Михайлович, очень объёмный законопроект. Скажите, пожалуйста, принятие закона также увеличит объём закупок товаров российского производства и нет ли у вас статистики, насколько за последнее время возросла доля закупок товаров российского производства в процентном соотношении? ЛАВРОВ А. М. Цифры такие есть, по 44-му закону у нас полная информация, по 223-му - в той части, которая отражается в ЕИС. В 2020 году доля российских товаров была 67 процентов, в 2023-м - 72 процента, это по 44-му закону я говорю, по 223-му - 76 и 85 процентов. То есть, во-первых, достаточно высока уже доля российских товаров, а во-вторых, есть тенденция к росту. Но далеко не исчерпаны все возможности по увеличению этой доли, во-первых, а во-вторых, и изменение этого тоже одна из целей законопроекта, администрирование сложное - это сложно для поставщиков, сложно для контролёров, сложно для заказчиков, это просто-напросто снижает эффективность: многие российские товары, которые могли бы пойти, просто не выходят, уступая место иностранной продукции. Вот цифры такие. И мы считаем, что закон позволит продолжать увеличивать долю российской продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Алексей Михайлович, нет ли намерения всё-таки использовать два термина - "производитель продукции дружественных стран" и "производитель продукции недружественных стран", может быть даже вражеских? И по последнему я бы считал... вообще, он должен быть не просто третий лишний, а всегда лишний. Вот, на мой взгляд, давно пора, что называется, отвечать адекватно. И для примера: вот я недавно тут говорил о цветах, цветочной продукции из Голландии - огромные потоки продолжаем на рынок завозить, причём с самой низкой ввозной пошлиной, 3 процента, 5 процентов, хотя в мире и 10, и больше, у нас была недавно 15 процентов. Вот по ввозным пошлинам посмотрите внимательно, особенно, вот ещё раз говорю, на цветочный рынок, и давайте таким образом защищать наших производителей тоже. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые депутаты! Ввозные пошлины - это ещё один инструмент импортозамещения, но он отдельный. Мы сейчас говорим о закупках, о защите со стороны спроса, а не со стороны предложения. Но ваше предложение о том, чтобы убрать третий лишний, как раз в этом законопроекте и реализовано, даже не обсуждается, могут быть, там, два-три предложения, сколько угодно: есть одно российское предложение - все остальные снимаются. Ну а вот до деления стран вне Евразийского союза или иностранных стран на дружеские и недружеские мы пока... Этот механизм выглядит чрезвычайно сложно: нужно будет определять критерии отнесения, вообще включать это в регулирование. А что будет, если страна, которая была недружественной, станет дружественной или наоборот, что тоже нельзя исключить? Вообще, сейчас всё регулирование не делит периметр за пределами ЕАЭС по этому признаку. Считаем, что надо двигаться именно в этом направлении, считаем, что нужно локализовывать продукцию прежде всего внутри России и Евразийского союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня также вопрос к докладчику. Уважаемый Алексей Михайлович, поддерживая данный проект федерального закона, тем не менее хотел бы, чтобы более полно вы раскрыли один из ключевых вопросов, а именно критериев, и не только в отношении товаров и услуг. Согласно проекту федерального закона правительством могут быть приняты меры, которые устанавливают запрет или ограничение на закупку товаров из иностранного государства, а также работ, услуг, оказываемых иностранным лицом. Не могли бы вы более полно раскрыть критерии, по которым будет устанавливаться запрет на те или иные виды иностранных товаров или услуг, и не только с точки зрения "два, а третий лишний"? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Анатолий Борисович, уважаемые депутаты! Ну, по работам и услугам ситуация простая, там это определяется исполнителем: если это российское юридическое лицо, значит, признаются российскими, если нет, то нет, тут, собственно, критерий такой, потому что работы и услуги потребляются в процессе их оказания. Ну а по товарам у нас ведутся реестры - есть реестр радиоэлектронной продукции, автомобилей, лекарств и так далее, и в каждом случае профильное министерство, прежде всего это министерство промышленности, анализирует рынок, изучает возможности российского производителя по закрытию всех потребностей, включая потребности рынка и государственных заказчиков, и, исходя из этого анализа, устанавливает критерии локализации. Ну, например, по автомобилям - не менее 70 процентов комплектующих должно быть произведено в Российской Федерации, по лекарствам я тоже пример приводил, и в каждой отрасли по каждому товару критерии свои, они не могут быть универсальными. В этой части, кстати говоря, жалоб-то и не существует, нет их, все понимают, каким образом попасть в нужные реестры, как доказать, что твоя продукция российская, - при попадании в реестр проводятся выборочные проверки, в том числе с выездом на производственные мощности. То есть этот механизм уже создан и хорошо работает. Тут, правда, есть одна проблема: нужно будет нам поработать всерьёз с нашими коллегами по Евразийскому экономическому союзу, с тем чтобы у них тоже использовался надёжный, абсолютно проверяемый критерий отнесения. Но там есть реестр уже евразийской продукции и есть своя процедура включения в него. Ещё раз, если есть какие-то предложения по поводу того, как этот механизм сделать ещё более таким жёстким, проверяемым, то нужно работать в формате поправок к постановлению правительства, и мы готовы такие предложения рассматривать. А в данном случае законопроект ну просто отсылает нас к уже существующим, действующим и проверенным критериям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня тоже вопрос к разработчикам. Вот здесь было сказано о целях - цели благородные, понятно, что мы защищаем свой рынок, своего производителя. Но в то же время есть такой пункт, где облегчается применение национального режима для иностранных товаров. Можно пояснить, вот это-то зачем делается? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Андрей Анатольевич, уважаемые депутаты! Национальный режим - это одинаковые условия закупки для всех товаров, независимо от места их происхождения. Ну это, видимо, вы цитируете пояснительную записку. Облегчается - это значит, что иностранным поставщикам будет понятнее, когда они попадают под национальный режим, а когда они под него не попадают и вообще не допускаются на рынок. Это на самом деле самый эффективный инструмент - запрет вообще на поставку иностранной продукции в Российскую Федерацию для государственных закупок и, как теперь уже будет, для закупок по 223-му закону, просто запрет. Вот чтобы всем было понятно, что такой запрет существует. Либо гораздо более простой для понимания иностранцами принцип "второй лишний". Вот представляете, компания принимает решение, идти ей на торги или не идти, - если две российские пришли, её не допустят, а тут, по сути, мы предлагаем вообще не приходить, потому что уж одна-то российская компания точно практически всегда найдётся либо это какой-то исключительный случай. Вот с этой точки зрения для понимания иностранными поставщиками национальный режим тоже становится проще, но одновременно с усилением преференций для российских товаропроизводителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Анатольевич, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. Выступление от фракции - поставьте время. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы поддерживаем этот законопроект, и я хочу зафиксировать, что мы делаем сейчас очень маленький, крошечный, но абсолютно революционный шаг. Вот знаете, в далёком 98-м году был у нас такой первый вице-премьер Маслюков, который вместе с Примаковым, вместе с Геращенко спасал страну после катастрофического дефолта. Я предложил ему нечто подобное, некий подобный механизм, и в 98-м году представитель КПРФ, последний руководитель Госплана, последний председатель военно-промышленной комиссии мне на это ответил: вы понимаете, мы не можем этого сделать, потому что это противоречит правилам ВТО. Это было за 14 лет до того, как мы в эту самую ВТО вступили, это было за два года до того, как вообще эта тема была поднята, но эта зараза, что мы должны быть рабами Запада, в 90-е годы въедалась даже в самые светлые и самые независимые головы. И я хочу сказать, что мы сейчас делаем очень важное, очень правильное дело, освобождаясь в первую очередь от этой ментальной колониальной зависимости и признавая, что мы имеем право защищать свои интересы и сами зарабатывать деньги, обеспечивать прибыль не чужому бизнесу, а своему собственному бизнесу. Но я обращаю внимание на маленькую деталь: мы делаем этот шаг только и исключительно применительно к государственным и муниципальным закупкам. По всем остальным направлениям страна остаётся раскрытой настежь, в том числе перед недобросовестными конкурентами из стран, которые мы считаем дружественными, в том числе перед конкуренцией, которая без всякого оружия, под видом сотрудничества уничтожает нашу экономику прямо сейчас. Я напомню, что не может создаваться производство без протекционистских мер, не может развиваться производство после 37 лет национального предательства без протекционистских мер. И мы сейчас живём в ситуации, когда почти любое производство, за исключением тех сфер, когда мы создаём специальные свободные, особые экономические зоны или когда, наоборот, прямая поддержка правительства осуществляется через бюджет, вот за исключением этих кусочно-разрывных очагов развития, производство чего угодно выгоднее в соседних странах, и не только дружественных нам. Чего угодно! Мы создали такой режим не только в финансовой сфере, но и в сфере таможенной, в сфере налоговой - нам нужны налогово-таможенная революция и финансовая революция, потому что эта мера позволяет российскому бизнесу развиваться в части государственных закупок, опять-таки, грубо говоря, за государственные деньги. И мы понимаем, что платой, по крайней мере на первом этапе, будет ограничение конкуренции, а соответственно, повышение издержек - это плата за рабочие места, это плата за технический прогресс, это плата за наше развитие. Теперь нам нужно сделать следующий шаг. Этот замечательный подход Правительство Российской Федерации нам любезно предложило, раз уж мы сами были не в состоянии договориться между собой и предложить его правительству, и теперь мы должны этот подход распространить, и не только на государственные закупки, но и в целом на экономическую деятельность в нашей стране. Иначе то, что мы делаем сегодня, окажется гомеопатическим по форме, но совершенно недостаточным по результатам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравченко Денис Борисович. Выступление от фракции - поставьте время. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" против революций, мы за эволюционное развитие. И я хочу обратить внимание уважаемых коллег, что мы живём в условиях рыночной экономики и наш рынок действительно открыт, потому что инвестиции - это потенциал и гарантия развития. Без инвестиций нет развития. Я обращу внимание наших коллег на то, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тесно работает с правительством, и результат на табло. По 44-му закону сегодня осуществляются закупки более 65 процентов товаров и услуг, ещё несколько лет назад этот процент был гораздо меньше, я сказал бы, в разы. И сегодня, находясь в условиях мощнейшего санкционного давления, в условиях глобального экономического кризиса и неконкурентной борьбы, которую сегодня объявили нам западные страны, коллективный Запад, мы всё делаем для того, чтобы развивать отечественный бизнес, для того, чтобы развивать отечественные технологии, и для того, чтобы дать возможность нашим производителям прийти и занять высвободившиеся ниши после ухода западных компаний в том числе. Данный законопроект, который мы сегодня рассматриваем в первом чтении, призван создать, ещё больше упростить условия для отечественного производителя с точки зрения реализации собственной продукции. В том числе он направлен на обеспечение больших возможностей в рамках нашего 223-го федерального закона, который регулирует, между прочим, наиболее критичные и важные отрасли, такие как космонавтика, авиация и другие. Дорогие друзья, я предлагаю уйти от политических заявлений и лозунгов и наконец приступить к работе по созданию новых, совершенно других, качественно других условий для отечественного бизнеса. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович от фракции ЛДПР. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. В ходе проведённого ЛДПР всероссийского опроса "Скажи правду Слуцкому!" было очень много жалоб на низкое качество закупок как на региональном, там и на муниципальном уровне. В особенности это касалось лекарственных средств, поскольку вопросы здоровья сегодня являются, наверное, ключевыми для всех без исключения групп населения. Поэтому мы очень благодарны Министерству финансов, правительству и лично Алексею Михайловичу за то, что наконец-таки мы меняем то бессмысленное количество разного рода исключений из правил и пытаемся ввести новые правила. Очень хорошо, что наряду с 44-м федеральным законом мы наконец-таки решили тронуть 223-й федеральный закон, о закупках госкорпораций. Мы тоже получаем много жалоб на то, что малый и средний бизнес не всегда может воспользоваться формальным правом участвовать в этих госзакупках, а если малый бизнес участвует, то он неизбежно оказывается связан какими-то родственными связями. Так что 223-й федеральный закон тоже необходимо анализировать. Сегодня фракция ЛДПР хочет обратить внимание представителя правительства: то, что нам сегодня предлагается в первом чтении, недостаточно проработано. Почему? Вопрос номер один. Мы с вами говорим, что отменяем все существующие правила, разные ведомственные правила и вводим единый правительственный акт. Мы делегируем правительству это полномочие - хотелось бы в рамках парламентской культуры иметь проект соответствующего постановления правительства хотя бы ко второму чтению, чтобы каждое ведомство было встроено в этот план. Я знаю, что Алексей Михайлович лично будет контролировать это, но мы с вами знаем, что такое межведомственные разногласия. Мы не можем себе позволить создать вакуум. Что произойдёт в этом вакууме? Существующая льгота закупки отечественных лекарственных средств по принципу "третий лишний" будет приостановлена либо утрачена, в это время по вот этому огромному количеству муниципальных и госзакупок появятся импортные поставщики, поскольку старая норма перестала действовать, а новая норма ещё не утверждена. Нарушаются не только интересы пациентов - нарушаются и планы промышленных стратегий наших, отечественных фармацевтических производителей. И я выступаю именно для того, чтобы в постановлении, которое может сопровождать принятие законопроекта в первом чтении, отразить эту задачу. И второе. Да, хорошо, что мы отсекаем конкурентов, в особенности из недружественных стран или связанных с ними, но на российском рынке пока ещё только выстраивается высокотехнологичное производство, очень много импортного сырья. Мы можем отсечь конкурентов готовых лекарственных форм, но при этом без маркировки субстанции мы не сможем быть уверены, что это действительно на 100 процентов российский товар и что он действительно создан на российском высокотехнологичном предприятии. Поэтому очень важно постараться при доработке законопроекта сохранить, с одной стороны, принцип "второй лишний", а с другой стороны, в рамках поощрения конкуренции между российскими производителями сохранить ценовую преференцию в 15 процентов, чтобы быстрее перейти на полный цикл производства и тем самым обеспечить лекарственную безопасность. Фракция ЛДПР поддержит законопроект в первом чтении и будет настаивать на его существенной доработке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М. Уважаемые депутаты, вот по двум вопросам, о которых сказал Станислав Александрович. Безусловно, после принятия законопроекта, как всегда это делается, будет принят план-график выпуска подзаконных актов, который ставится на абсолютно жёсткий контроль. Напомню, что сам по себе закон вступает в силу с 1 января следующего года, то есть время ещё есть. Мы ко второму чтению представим, как это и требуется, основные положения подзаконных актов, согласование на этом этапе, слава богу, не требуется. Но после вступления закона в силу мы, безусловно, не допустим никаких пробелов в правовом регулировании, всё будет сделано в установленные сроки, точно все акты выйдут до 1 января, когда начнёт закон применяться. Ну а в отношении принципа "второй лишний" мы согласны, но при этом обращаю внимание, что доработки здесь никакой не требуется, всё это уже есть в законопроекте в первом чтении. А ценовая преференция применяется, если только российский товар сталкивается с иностранным, и только тогда российский получает преференцию 15 процентов, а если принцип "второй лишний", то иностранца просто нет. Исходя из этого здесь менять ничего не требуется, и так всё сделано исчерпывающим образом. Ну а если есть другие вопросы, безусловно, формат второго чтения позволяет рассмотреть все предложения по улучшению законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Максим Анатольевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 26 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно законопроект.