Заседание № 363
08.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 546865-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в части уточнения перечня сведений, передаваемых оператором связи; принят в первом чтении 25 сентября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3693 по 3810 из 13541
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, крайне важный закон, который вытекает напрямую из поручений президента. Он направлен на то, чтобы обеспечить максимально оперативный поиск пропавших без вести людей с помощью геолокации, то есть определения местоположения. Законопроект был принят в первом чтении ещё в 2019 году с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Надо сказать, что с момента принятия в первом чтении и до сегодняшнего дня он претерпел существенные, кардинальные изменения. Редакция, которую мы представляем сегодня вашему вниманию, на наш взгляд, является максимально сбалансированной. После долгих обсуждений со всеми заинтересованными сторонами нам удалось выстроить, выработать логику, при которой, с одной стороны, обеспечивается незамедлительный розыск людей по их местонахождению - геолокации, привязанной к мобильному устройству, а с другой стороны, сохраняется закреплённая Конституцией тайна связи. Кратко поясню. Сегодня, чтобы начать розыск человека по принадлежащему ему мобильному телефону, органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, полиции, необходимо обратиться в суд и получить соответствующую санкцию. На практике это требует длительного времени, особенно если такая необходимость возникает в выходные, и те драгоценные часы, которые могли бы быть потрачены на поиск людей, оказываются, увы, упущены. Мы предлагаем механизм, при котором сразу после поступления заявления о пропаже гражданина субъект оперативно-розыскной деятельности запрашивает данные у оператора, и тот обязан предоставить ему данные геолокации и биллинга, одновременно с этим субъект ОРД уведомляет в течение 24 часов суд о том, что такие действия совершены. В течение 48 часов субъект ОРД должен либо прекратить проведение соответствующих мероприятий, либо получить санкцию суда. Мы прорабатывали этот законопроект также с основными его инициаторами - представителями поискового сообщества, в частности объединения "ЛизаАлерт", и пришли к тому, что этот закон крайне важен и является ещё одним шагом на пути решения проблем, связанных с поиском большого числа людей. Следующим шагом должно стать уточнение геолокации, которое позволит более чётко определять местоположение, потому что, увы, особенно в сельской местности, особенно на больших территориях, точка привязки может составлять большую площадь. Тем не менее это задача, которой предстоит заняться уже Государственной Думе следующего созыва, и я уверен, что коллеги с этой задачей, конечно же, справятся, потому что она направлена на решение проблем людей, на то, чтобы сразу же начинать их искать. К законопроекту поступило семь поправок, из них три рекомендуются комитетом к принятию, четыре - к отклонению. Коллеги, я просил бы таблицы поправок поддержать и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 36 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 02 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 25 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, благодарю за поддержку. Честно говоря, удивлён тем, что ряд фракций не голосовали за проект закона, который действительно необходим, чтобы оперативно начинать поиски пропавших без вести людей. В данном случае неважно, какой они национальности, какова их политическая, партийная принадлежность, в этой ситуации, уважаемые коллеги из оппозиционных фракций, увы, может оказаться любой человек. Надеюсь, что к третьему чтению вы измените свою позицию, тем более что, напомню, речь идёт об исполнении президентского поручения. Такую возможность я просил бы предоставить нам 9 июня - просим 9 июня рассмотреть законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы завтра рассмотреть законопроект в третьем чтении? Нет. Принимается.