Заседание № 203
10.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 546788-6 "О национальных объединениях саморегулируемых организаций".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4529 по 4780 из 6871
22-й вопрос повестки, проект федерального закона "О национальных объединениях саморегулируемых организаций". Докладывает Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Сегодня я представляю вам проект федерального закона "О национальных объединениях саморегулируемых организаций". Институт саморегулирования сегодня - это больше тысячи двухсот СРО, в саморегулируемых отраслях у нас занято свыше 10 миллионов человек более чем в ста сферах экономической деятельности. Одна из задач, которые ставило перед собой государство, вводя институт саморегулирования, - это передача функций контроля профессиональному сообществу. Эта задача решена, саморегулируемые организации сейчас выполняют функцию контроля не хуже, чем это делало государство при лицензировании, что отмечается в проекте доклада, подготовленного Минэкономразвития России, и можно констатировать, что саморегулирование первого уровня практически состоялось. Однако саморегулирование второго уровня, по сути, в рамках всей системы не реализовано, поскольку не достигнута ключевая цель - решение всех профессиональных вопросов самим профессиональным сообществом, в том числе устранение недобросовестной конкуренции, повышение качества услуг и защита прав потребителей. В то же время ряд СРО в инициативном порядке уже сейчас предъявляют более высокие требования, чем установлено законодательством, по уровню предоставляемых сервисов, по информационной открытости, и это создаёт условия для развития недобросовестной конкуренции. Напомню, что в конце 2007 года был принят базовый закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", после этого было принято более девятисот различных актов, которые регламентируют вопросы саморегулирования. Всё это законодательное разнообразие формировалось спонтанно и без учёта мнения профессионального сообщества, поэтому экспертный совет фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с учётом мнения профессионального сообщества подготовил законопроект, который позволит урегулировать эту деятельность и ввести некий промежуточный орган - мы его назвали национальным объединением саморегулируемых организаций, - который будет демпфером, так сказать, между профессиональным сообществом и государством. По нашему мнению, национальные объединения должны стать профессиональным регулятором рынка, в их исключительную компетенцию должны входить разработка стандартов деятельности и кодекса этики, согласование отраслевых законов, представление интересов отрасли во взаимоотношениях с государством и потребителями. Почему мы не стали вносить данные поправки в базовый 315-й закон? Потому что считаем, что, к сожалению, базовый закон из закона о саморегулируемых организациях превратился в закон о саморегулировании. Это во-первых. Во-вторых, нам нужно это сделать более-менее оперативно: это необходимо, и этого требует профессиональное сообщество. Нашей фракцией был проведён "круглый стол", на него были приглашены представители более ста профессиональных организаций, которые, высказав отдельные замечания по данному вопросу, в принципе концепцию законопроекта поддержали. Торгово-промышленная палата, рассмотрев данный законопроект, тоже отметила, что данная проблема назрела и что это надо вводить. Действительно, в некоторых отраслях - в Градостроительном кодексе это уже учтено, - у нас есть национальные советы, объединения строителей, страховщиков, оценщиков и так далее, но всё это разрознено, всё это определяется отраслевыми законами, поэтому наша фракция предлагает сейчас на ваше рассмотрение данный законопроект. 27 мая 2014 года Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение правительству до января 2015 года разработать общегосударственную модель саморегулирования, и вот в качестве первого шага предлагаем вам сейчас рассмотреть названный законопроект. С учётом всего сказанного, с учётом мнений и предложений профессионального сообщества авторы просят вас обсудить концепцию данного законопроекта и поддержать его в первом чтении. Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наш коллега Андрей Викторович достаточно подробно изложил мотивы, которыми руководствовались авторы законопроекта при его подготовке. Принципиально, на наш взгляд, может быть в этой связи поддержан лишь тезис о важности универсального законодательного регулирования, разработки общих правил создания и функционирования национальных объединений для осуществления ими деятельности в соответствии с законодательно закреплёнными общими принципами и правилами, независимо от отрасли предпринимательской или профессиональной деятельности. Комитет по вопросам собственности, как профильный комитет Государственной Думы по вопросам саморегулирования, действительно ещё несколько лет назад подготовил поправки в базовый Федеральный закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", который был принят в 2007 году (об этом Андрей Викторович сказал) и согласно которому саморегулирование оформлялось как комплексное явление с едиными принципами, призванное сформировать новый для страны механизм регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Проанализировав текст законопроекта и пояснительную записку к нему, можно сделать вывод, что они не содержат убедительных оснований необходимости принятия специального закона о национальных объединениях СРО, сегодня всё это и так возможно. По мнению комитета, заявленные цели могут быть реализованы через внесение соответствующих поправок в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях". Такое же мнение высказано и в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, и в заключении ряда профильных министерств, Института законодательства и сравнительного правоведения, Верховного Суда Российской Федерации. Принятие законопроекта в предлагаемой редакции, на наш взгляд, может привести лишь к дальнейшей фрагментации законодательной базы саморегулирования в Российской Федерации, что, по нашему мнению, опасно. Отмечу лишь одну коллизию, хотя их здесь достаточно много, я, с вашего разрешения, не буду их перечислять, так как всё сказано в заключении Комитета по вопросам собственности: в законопроекте частично дублируются и при этом не согласуются между собой нормы, содержащиеся в соответствующих статьях Градостроительного кодекса, закона "Об оценочной деятельности..." и закона "О несостоятельности (банкротстве)", но при этом не предусматривается отмена этих норм; налицо противоречия и нестыковки, что создаст возможность для различного толкования законодательных норм при применении на практике. По мнению членов Комитета по вопросам собственности, при всём уважении к авторам законопроекта, хотя мы и договорились о совместной работе над поправками, принятие данного законопроекта не позволит реализовать заявленную цель повышения эффективности деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций и разрешить имеющиеся в институте саморегулирования проблемы. С учётом сказанного Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О национальных объединениях саморегулируемых организаций". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ахмат Чокаевич Эркенов. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к тем, кто готовил этот законопроект. На самом деле, конечно, очень хорошо иметь такие универсальные законы, но каждая отрасль имеет свои особенности: сегодня есть законы в том числе в сфере здравоохранения, строительства, есть Федеральный закон "Об образовании...", куда мы пытаемся ввести нормы о саморегулируемых организациях, поэтому скажите, что будет положено в основу такого универсального закона, какой принцип, и есть ли вообще в этом необходимость? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо за вопрос, действительно очень хороший вопрос. Я сразу скажу, что действительно во многих, я подчёркивал в своём выступлении, профильных законах заложены различные трактовки, - допустим, у строителей участие в национальном объединении обязательно. Мы в своём законопроекте прописываем добровольное участие, если иное не оговорено в отраслевом законе. Мы хотели показать, что у нас именно в отношении национальных объединений закон должен быть един, а трактовка в отраслевых законах уже может учитывать специфику, которая там имеется, но база должна быть базой, потому что отсылочные нормы имеются и в Градостроительном кодексе, и в различных других законах. Мы посчитали, что данный законопроект должен быть универсальным, и самые главные его положения - это добровольность, сменяемость руководства, чтобы оно у нас не сидело вечно, возможность профессионального сообщества самому выбирать своих руководителей, формировать свои фонды и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Викторович, у меня вопрос к вам. В своё время, когда несколько лет назад принимали закон "О саморегулируемых организациях", я выступал против и вместе со специалистами с большой трибуны доказывал, что мы разрушаем сложившиеся уже профессиональные структуры и создаём то, что не будет иметь никакой серьёзной базы, влияющей на конкретную отрасль. Коль вы коснулись строительной отрасли, скажу, что, к сожалению, сегодня цены на жилые объекты не снижаются, а растут очень быстро, качество вызывает очень много нареканий, практически перестали строить жильё эконом-класса, сейчас всё коммерческое, коммерческое, что большинству населения просто не по карману. Так что же дали эти саморегулируемые организации? И вот сейчас вы говорите: мы создаём небольшой промежуточный орган... А не кажется ли вам, что это будет просто новый бюрократический орган?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Я думаю, что саморегулирование первого уровня, если вы внимательно слушали, состоялось, и действительно сами профессионалы пришли к тому, что нужно вводить саморегулирование, потому что саморегулирование у нас было введено вместо лицензирования. Вы прекрасно понимаете, что такое бюрократический аппарат наших министерств и как профессиональные участники рынка работают в данном вопросе. Второе - цены. Они формируются рынком, вы сами прекрасно понимаете, и, независимо от того, будет лицензирование или же саморегулирование, ценовая политика при строительстве того же дома не изменится. И третье. Я хочу вам сказать, что этот законопроект очень долго обсуждался профессиональным сообществом, и мы убедились, что такая прослойка действительно нужна, потому что ни министерства, ни ведомства практически не слушают профессиональных участников рынка, - нужен некий орган, который представлял бы все эти разрозненные организации именно при взаимодействии с государственными органами, и должны быть открытость и сменяемость руководства. У профессиональных сообществ, у саморегулируемых организаций потребность в этом, как мы выяснили на "круглом столе", назрела, национальные объединения нужны, поэтому мы и внесли законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, у меня тоже хороший вопрос. Уже сложилось такое мнение, что саморегулируемая организация - это некая такая удобная кормушка, что они живут за счёт тех, кто что-то производит, и много нареканий в этом отношении - мол, по сути дела, монополию образуете, которая диктует свои условия. А вы создаёте ещё и какую-то надмонопольную структуру. Но если организации живут за счёт этих самых поборов, то за счёт чего будет существовать вот эта ваша сверху стоящая организация? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Иван Игнатьевич, да, тоже хороший вопрос. Но хочу сказать, что если вы внимательно посмотрите текст законопроекта, то увидите, что мы постарались снивелировать, именно уйти от тех поборов, которые существуют, и само профессиональное сообщество должно решить, каким образом они должны финансировать этот совет. И поверьте, что профессиональному сообществу всё-таки лучше создать такой совет, национальное объединение, для взаимодействия с государственными органами, это решение просто напрашивается, иначе мы не выносили бы его на ваше рассмотрение сегодня, коллеги. Практически у нас идёт пробуксовка, и вот то, о чём вы говорите, о недобросовестных саморегулируемых организациях, - мы с этим сталкиваемся. Возьмём, допустим, саморегулирование у оценщиков - вы прекрасно знаете, как наши оценщики иногда оценивают объект: они могут оценить его сегодня и в положительную сторону, и в отрицательную сторону, в зависимости от пожелания заказчика, поэтому, конечно, эти вещи должны ужесточаться, должен быть единообразный подход. А самое главное в нашем законопроекте - это то, что какой бы крупной ни была СРО, которая объединяет в своём составе более или менее значимых участников, важно, чтобы она не довлела над более мелкими, чтобы профессиональный рынок всё-таки определился и работал, чтобы они сами выбирали свои органы управления, чтобы была их сменяемость. Если бы наши министерства состояли из профессионалов, то поверьте: правительство работало бы намного лучше! Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5735 по 5753 из 6871
Продолжаем рассмотрение 22-го вопроса повестки дня. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 30 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.