Заседание № 189
О проекте федерального закона № 546450-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (по вопросу об ограничении прав военнослужащих на распространение информации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы с вами сейчас рассматриваем, с одной стороны, направлен на обеспечение безопасности нашего государства, наших военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, с другой стороны, этот законопроект направлен на противодействие информационному и психологическому воздействию на военнослужащих как со стороны западных спецслужб, так и со стороны экстремистских и террористических организаций. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний по законопроекту не имеется. Комитет по обороне рекомендует Госдуме принять законопроект в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования, коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы с вами принимаем этот закон, но надо иметь в виду, что часть молодёжи, особенно продвинутой, это может отпугнуть от прохождения службы как по призыву, так и по контракту, потому что они уже привыкли - столько лет сидят в социальных сетях! Может быть, нужна какая-то компенсация, какой-то внутриармейский Интернет, чтобы они хотя бы со своими сослуживцами могли переписываться? Ведь они привыкли уже, это такой, я сказал бы, информационный наркотик, а теперь им всё нужно забыть. Кроме того, мы вводим такое ограничение, что и после прохождения службы, после увольнения в запас офицерам, прапорщикам, солдатам ещё пять лет нельзя будет этого делать. Конечно, в первую очередь это коснется тех, кто работал с секретными документами, но здесь тоже надо подумать. С одной стороны, надо, чтобы были очень образованными те, кто работает с секретными документами, с другой стороны, эти очень образованные уже сидят в социальных сетях. А если взять тех, кто как бы не связан с Интернетом, из тех мест, где, может быть, его ещё нет, до которых он не дошёл, им сложно будет работать с этими секретными документами. Так что это всё будет иметь и отрицательные последствия. В этом плане Интернет сегодня предоставляет огромные возможности, чтобы узнать настроения военнослужащих, расположение частей, дух, который царит там, может быть, даже и вооружение, которое там стоит. О чём военнослужащие будут писать? О том, что вот, мол, вчера освоили стрельбу из такого-то вида оружия, поделятся, что понравилась столовая, расположением чего-то, куда они пошли, где были. Скоро разведчики будут не нужны - всё будет в Интернете! Это очень опасно, потому что, когда наши военнослужащие находятся в социальных сетях, что-то выкладывают, западные спецслужбы это очень долго изучают, смотрят и делают соответствующие выводы. В целях обеспечения безопасности нам нужно вводить какие-то ограничения, как вот недавно мы здесь про суверенный Интернет говорили, но это вызовет недовольство у части населения, и это надо иметь в виду, чтобы потом не было слишком много недовольных. Так и здесь: они пойдут служить, а мы им будем говорить, мол, это нельзя, это нельзя, уйдут со службы - тоже, дескать, забудьте, не вспоминайте, пять лет никакого Интернета. А Интернет сегодня вошёл в жизнь, особенно в больших городах, - я вижу, все идут с планшетами, со смартфонами, людей уже не оторвёшь, особенно тех, кому сегодня 15, 16, 17 лет. Через два-три года они пойдут в армию, но их тяжело будет оторвать от Интернета, поэтому тем, кто вносит законопроекты, скажу: может быть, сразу предложить какую-то компенсацию информационную, подумать, чем можно их занять, чем можно заменить, так сказать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Богодухов Владимир Иванович. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В современном мире и при сложившейся внешнеполитической ситуации необходимость принятия такого закона назрела давно, поскольку даже самые незначительные манипуляции или действия, направленные на распространение информационного контента, о котором говорится в законопроекте, могут повлечь за собой чудовищные последствия. Не секрет, что один из самых действенных методов ведения современной войны - информационный, война информационная. Мы безоружны, пока наша информация должным образом не защищена от наших заинтересованных (в кавычках) партнёров. Наша цель - не усложнить жизнь военнослужащих в век информационных технологий, а обеспечить их защиту от физического, информационного и психологического воздействия, тем самым обеспечив безопасность государства в целом. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 28 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 186
О проекте федерального закона № 546450-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (по вопросу об ограничении прав военнослужащих на распространение информации; принят в первом чтении 8 ноября 2018 года с наименованием "О внесении изменения в статью 27-1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 28-5 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Законопроект рассматривается во втором чтении. Андрей Леонидович Красов, пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Во время подготовки законопроекта поступило четыре поправки к нему, все они включены в таблицу № 1, рекомендованы комитетом к принятию. Поправками мы учли все предложения, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, их замечания и предложения. Имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 08 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 35 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 546450-7 "О внесении изменения в статью 27-1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (по вопросу об ограничении прав военнослужащих на распространение информации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27-1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Александрович Панков. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Анализ деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе в ходе их применения в Сирийской Арабской Республике, показал, что военнослужащие представляют особый интерес для спецслужб иностранных государств, террористических и экстремистских организаций. Информация, размещённая военнослужащими в СМИ и прежде всего в Интернете, применяется как для информационного и информационно-психологического воздействия на них самих, на членов их семей, так и в отдельных случаях для формирования предвзятой оценки государственной политики нашей страны. В целях нейтрализации указанных и иных угроз вынесенным на ваше рассмотрение проектом федерального закона устанавливается запрет на размещение военнослужащими в СМИ, в том числе и в сети Интернет, информации, включая фото-, видеоматериалы, данные геолокации и иную информацию, о себе, других военнослужащих, которая позволяет раскрыть их ведомственную принадлежность, свою или других военнослужащих служебную деятельность, места дислокации или нахождения воинских частей, организаций и подразделений. Хочу отметить, что данная норма будет распространяться только на действующих военнослужащих и не будет касаться граждан, уволенных с военной службы. За нарушение указанного запрета в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооружённых Сил Российской Федерации каждый военнослужащий может быть привлечён к дисциплинарной ответственности властью соответствующего командира. Реализация закона не повлечёт за собой дополнительных расходов федерального бюджета. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по обороне Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Николай Александрович достаточно детально изложил суть законопроекта. Я остановлюсь на решении Комитета Государственной Думы по обороне. Комитет по обороне поддержал данный законопроект, поскольку он направлен на обеспечение личной безопасности военнослужащих, личной безопасности членов их семей, направлен на обеспечение собственной безопасности Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, и в конечном счёте он направлен на обеспечение национальной безопасности. По законопроекту имеются замечания, но они носят технический характер. Замечания поступили и от Комитета по обороне, и от Правового управления Аппарата Государственной Думы, но эти замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Николаю Александровичу. Николай Александрович, вот что касается срочников, тех людей, которые приходят в 18, в 19, в 20 лет служить и для которых, собственно, вот эти фотографии, размещённая информация, по сути, попадают под запрет, - возможно ли будет соблюдать эту норму? Это первое. Второе. Какое наказание для них будет предусмотрено уставом или каким-то специальным внутренним положением? Повторяю ещё раз, вопрос о срочниках - молодых людях, которые ещё в принципе иногда и не сформировались толком. И сможете ли вы проконтролировать, по большому счёту, исполнение вот этой нормы? ПАНКОВ Н. А. Спасибо за вопрос. Данный запрет будет распространяться и на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Меры воздействия определены Дисциплинарным уставом, поэтому права командиров будут ограничены как раз возможностями Дисциплинарного устава. Есть ли возможности отслеживать? Конечно же есть. Проблема на самом деле существует, на неё надо реагировать, в том числе и в целях безопасности самих же военнослужащих, в том числе и проходящих военную службу по призыву. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к товарищу Красову. Андрей Леонидович, будут ли положения этой новеллы распространяться на военнослужащих Росгвардии, полиции, ФСБ и так далее, на спецслужбы? КРАСОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Как я уже сказал, этот законопроект направлен на обеспечение личной безопасности военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе других войск, а под другими войсками мы понимаем Федеральную службу войск национальной гвардии, воинские формирования и органы. Ну, я не стану вам это объяснять, вы понимаете, о каких воинских формированиях и органах идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Станкевич Игорь Валентинович. СТАНКЕВИЧ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Александрович, вопрос очень простой. В пояснительной записке говорится о том, что военнослужащие не должны распространять информацию о воинских частях, в которых они служат. А соседней воинской части это как-то будет касаться или нет? ПАНКОВ Н. А. Будет касаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Александрович, а с жёнами что делать будем? (Оживление в зале.) По градации Комитета государственной безопасности СССР в первую очередь утечка государственных секретов происходила после заседаний Политбюро, а на втором месте в градации стояли жёны офицеров, генералов. Они-то как будут дружить с Интернетом? ПАНКОВ Н. А. Жёны не подпадают, конечно, под данный запрет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Шерин Александр Николаевич. Есть ли ещё желающие? Не вижу. Включите микрофон депутату Шерину Александру Николаевичу. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, этот законопроект касается военнослужащих действующих, которые не должны в силу каких-либо обстоятельств выкладывать в социальные сети информацию, которая могла бы практически стать информацией для разведподразделений иностранных государств. Если военнослужащий принимает присягу или участвует в параде Победы на Красной площади, его родители гордятся и он этим гордится, это один вопрос, но если он находится на учениях или где-то на задании, фотографируется на фоне секретной военной техники, практически показывает расположение, геолокацию наших подразделений и всё это под каким-то безобидным, возможно, предлогом выкладывает в социальные сети, то за это может наступить не уголовная, а административная ответственность... дисциплинарная, извините, со стороны командира части. И это ограничение налагается только на военнослужащих, которые в данный момент проходят службу в Вооружённых Силах. После увольнения из Вооружённых Сил эта норма уже на гражданина не распространяется, если он считает нужным где-то какими-то фотоматериалами поделиться. Ну и мы не должны забывать, что военная служба является особым видом государственной службы, цель которой соблюдение безопасности и оборона нашего государства. И, проходя срочную службу на протяжении одного года, молодой человек должен понимать, что он выполняет особую роль, которая может быть связана с секретностью, на него возлагает надежды государство и что наши Вооружённые Силы не должны быть как на ладони перед нашим вероятным противником из-за каких-то социальных сетей, в которых сегодня, даже не напрягаясь, можно получить очень большое количество информации. Мы поддерживаем данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Николай Александрович, заключительное слово? Нет. Андрей Леонидович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 31 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.