Заседание № 187
О проекте федерального закона № 546415-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в части установления периодичности обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий, 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", третье чтение. Докладывает Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и рекомендуется нашим комитетом для принятия в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут желающие выступить по мотивам? Выносим законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 47 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 546415-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в части установления периодичности обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", второе чтение. Сергей Юрьевич Фабричный, пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту ко второму чтению поправок не поступило. Есть положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу принять во втором чтении данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 21 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 546415-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в части установления периодичности обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, 56-й вопрос... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы у докладчика и содокладчика спросим - докладчик и содокладчик по двум вопросам одни и те же, - можем ли мы эти два вопроса рассмотреть одновременно. Коллеги, нет возражений? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 56-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и 57-й - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество". Докладывает Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра экономического развития России. Пожалуйста. КОРОЛЁВ П. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Им предлагается законодательно установить предельный срок обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости за счёт средств федерального бюджета. Законопроектом предусматривается, что полное обновление картографической основы кадастра должно осуществляться не реже чем один раз в десять лет, а также устанавливаются полномочия органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, Минэкономразвития России, по определению требований к периодичности обновления карт и планов, являющихся картографической основой кадастра. Сроки обновления карт и планов, являющихся картографической основой кадастра, будут определяться Минэкономразвития в зависимости от характеристик территории, в том числе в зависимости от скорости её изменения. Так, картографическая основа для экономически развитых территорий должна обновляться чаще, чем для других территорий (например, тайга, тундра, степь и так далее). В настоящее время картографической основой кадастра являются карты и планы, требования к которым в соответствии с федеральным законом определены приказом Минэкономразвития России. Данными требованиями установлена также периодичность обновления картографической основы кадастра, требования в отношении которой в настоящее время в законодательстве отсутствуют, в то время как являющиеся картографической основой кадастра фотопланы масштаба 1:5000, а также цифровые топографические карты и планы с течением времени утрачивают свою актуальность и должны подлежать обновлению. Предлагаемый законопроектом подход позволит также оптимизировать затраты федерального бюджета, то есть избежать дублирования ассигнований на создание картографической основы кадастра. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Юрьевич Фабричный, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Эдуардович, вы же по двум доложили? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич, уступите трибуну, пожалуйста. Павел Эдуардович, мы же договаривались: один доклад и один содоклад по двум законопроектам. КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации, подготовленных по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 года, относительно предложений о мерах по уточнению границ и постановке на кадастровый учёт земельных участков граждан и юридических лиц. В настоящее время, как известно, почти половина земельных участков, сведения о которых содержатся в кадастре, не имеют точного описания границ. Это могут быть границы, описанные словами, это могут быть схемы без координат или с использованием координат, но в несуществующей системе координат и, как правило, с низкой точностью. Причина этого не в плохой работе кадастровой системы, как об этом иногда сообщается в средствах массовой информации, а в том, что длительное время законодательство допускало - и в настоящее время допускает - оформление прав на участки без точного описания их границ. Отсутствие точных границ земельных участков приводит к ряду негативных последствий: во-первых, сложно определить, какие земельные участки являются свободными для последующего предоставления; во-вторых, это затрудняет гражданский оборот недвижимости, поскольку с участками без точных границ нельзя совершать сделки. Поскольку закон запрещает сделки с такими участками, без точных границ, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счёт по мере необходимости, то есть в случае их продажи, залога и совершения иных сделок с ними. При таком подходе на уточнение границ всех участков уйдёт не один десяток лет. Законопроект даёт право и предусматривает механизм уточнения границ земельных участков за счёт бюджетных средств в массовом порядке (сегодня бюджетные средства можно тратить только на государственные и муниципальные земли). Здесь важно подчеркнуть, что закон устанавливает право, а не обязанность расходовать бюджетные средства на эти цели. Главная особенность предложенного механизма - проведение кадастровых работ не точечно, по одному участку, а комплексно, в отношении всех участков в кадастровом квартале. Такой подход даёт сразу два преимущества: во-первых, в расчёте на один участок это дешевле; во-вторых, одновременное уточнение границ большой группы смежных участков значительно снижает риск кадастровых ошибок. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность в ходе комплексных кадастровых работ образовывать земельные участки, занятые в том числе многоквартирными домами, землями общего пользования и так далее. Также в ходе комплексных кадастровых работ будет определяться местоположение на земельных участках зданий и сооружений. За последние три года в государственный кадастр перенесены из данных БТИ сведения примерно о 70 миллионах объектов капитального строительства, и все эти объекты не имеют координатной привязки, а значит, их нельзя привязать к земельным участкам, за исключением лишь некоторых случаев. Ранее установленные границы земельных участков в соответствии с законопроектом не пересматриваются и не уточняются, за исключением случаев выявления кадастровой ошибки. В результате проведения комплексных кадастровых работ органы местного самоуправления получат полную картину распределения территорий кадастрового квартала на земельные участки и свободные территории. Поскольку комплексные кадастровые работы предполагают массовость с точки зрения объектов недвижимости, необходимо установление особого порядка согласования местоположения границ. Законопроектом предусматривается создание органом местного самоуправления согласительной комиссии, на заседаниях которой будет рассматриваться составленная кадастровым инженером карта (план) территории, на которой отражены границы образованных и уточнённых участков, местоположение зданий и сооружений. Правообладатели участков после ознакомления с этим документом могут представить свои возражения. Задача согласительной комиссии - помочь правообладателям участков урегулировать возможные споры в досудебном порядке, в том числе путём доработки карты (плана) территории. Если это не удастся сделать, предложенная кадастровым инженерам граница либо часть её фиксируется как спорная. Сведения обо всех границах - и спорных, и согласованных - вносятся в кадастр, при этом правообладатели участков могут по собственной инициативе провести кадастровые работы и уточнить внесённые в кадастр сведения о границах. Они также смогут разрешить свой спор с соседом в судебном порядке, используя при этом сведения, включённые в карту (план) территории, и сведения о кадастре недвижимости. Реализовать эту возможность правообладатели могут в течение пятнадцати лет - срок совпадает со сроком приобретательной давности, установленной Гражданским кодексом. По истечении этого периода, если правообладатель участка не изменит включённое в кадастр описание границ, границы будут считаться согласованными. Заказчиком массовых кадастровых работ будет выступать орган местного самоуправления. Финансирование работ будет возможно как за счёт средств местного бюджета, так и за счёт субсидий, выделяемых органу местного самоуправления из регионального бюджета. Российская Федерация вправе предоставить из федерального бюджета субсидию субъекту Российской Федерации на указанные цели, но в проведении таких работ по всей территории нет, конечно, необходимости, уточнение границ имеет важное значение прежде всего в населённых пунктах, на территориях дачных и садовых товариществ, а также на других территориях, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости. Позиции по законопроекту представлены 78 субъектами Российской Федерации: поддержали законопроект без замечаний 70 органов власти субъектов Российской Федерации, 25 органов власти субъектов Российской Федерации дали свои замечания и предложения, которые учтены при доработке законопроекта. Получено положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наш комитет поддерживает концепцию и первого, и второго законопроектов. В первом законопроекте речь идёт о внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Внесение изменений в эту статью, на наш взгляд, позволит устранить правовые пробелы в действующем законодательстве, вследствие чего повысятся точность карт и достоверность государственных ресурсов. Второй законопроект - комплексный, им вносятся изменения в три действующих федеральных закона. Основой здесь является новая глава - 4-1, которая регулирует вопросы проведения комплексных кадастровых работ. Концепцию этого закона наш комитет поддерживает, потому что его принятие, с нашей точки зрения, устранит проблему, затрудняющую на сегодняшний день гражданский оборот объектов недвижимости. По этим законопроектам есть замечания, больше замечаний по второму законопроекту, но и наш комитет, и комитеты-соисполнители - Комитет по вопросам собственности и Комитет по земельным отношениям и строительству - его концепцию поддерживают. Предлагаю поддержать оба законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Павел Эдуардович, внесение этого законопроекта не связано ли с заменой налога на имущество налогом на недвижимость? Является ли это первым шагом в этом направлении, или это совершенно разные вопросы? КОРОЛЁВ П. Э. Понял, спасибо за вопрос. Они не разные: оба способствуют уточнению, и в конечном итоге мы выйдем на создание единого объекта налогообложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Я прошу уточнить всё-таки. Вот сегодня, так скажем, идёт наделение наших граждан, особенно в городах, земельными участками, на которых расположены дома, где они проживают, но что-то эта работа не очень двигается, никто, в частности, земельные участки не получает, и границы не определяются, хотя всеми законами это предписано. Вот этот закон подвигнет как-то к этой работе органы власти или нет? КОРОЛЁВ П. Э. Николай Фёдорович, спасибо за вопрос. При вашей поддержке, уважаемые коллеги, недавно был принят 171-й федеральный закон, который кардинально меняет наш Земельный кодекс в отношении порядка предоставления земельных участков как через систему торгов, так и без торгов. Это серьёзный шаг в упорядочении, скажем так, в обеспечении прозрачности процедур предоставления земельных участков как гражданам, так и юридическим лицам. В данном контексте наш законопроект будет способствовать реализации этого закона, равно как и ряд других законопроектов, направленных на ужесточение земельного надзора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Эдуардович, сегодня в рамках федеральной целевой программы на 2014-2019 годы предусмотрено осуществление перехода к единой геоцентрической открытой системе координат по всей Российской Федерации. Общаясь со специалистами, я выяснил, что, по их мнению, на практике особо ничего не изменится после перехода к другой системе, однако возникают трудности, связанные со смещением пространственных координат. Скажите, пожалуйста, насколько реально необходим переход к этой системе и за чей счёт потом будут вноситься изменения в карты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОРОЛЁВ П. Э. Александр Сергеевич, во-первых, переход на новую систему повысит точность. Практически реальная работа не начата, сейчас идёт корректировка федеральной целевой программы Роскосмосом, финансирование - в рамках обеспечения государственного бюджетного заказа Росреестра. В настоящее время в соответствии с принятым законом определяется оператор этой системы. Так что, я думаю, мы ещё в рамках мероприятий с участием депутатов Госдумы сможем обсудить и уточнить ряд положений этой системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я в своё время работал над законом о регистрации прав и помню, что огромное количество споров вызывала проблема старых прав. Ясно, что права на участки, которые давно были оформлены, например во времена Советского Союза, не могут в принципе соответствовать современным правилам и если мы хотим полного соответствия, то придётся погнать всё население на переоформление прав. Как и во многих странах, у нас было принято решение, что старые права до следующей сделки сохраняются в полном объёме, не дезавуируются. Вот у меня ощущение такое, что нынешний закон частично дезавуирует старые права, что, вообще говоря, вызовет огромные проблемы, с моей точки зрения. Если это не так, то я прошу меня разубедить. КОРОЛЁВ П. Э. Я уверяю вас, что это абсолютно не так, просто в соответствии с нормами принимаемого закона мы будем помогать правообладателям уточнять границы их участков в рамках уточнения границ кадастровых кварталов и округов, то есть тогда, когда будут приняты правила и утверждены межевые планы, генеральные планы и так далее, появятся основания для подобного уточнения. То есть заявительный порядок у нас остаётся в полной мере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
56-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 20 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принимается. 57-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 45 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принимается.